Jump to content

Хайг Гудениан

Хайг Гудениан
Айк Кютенян
Хайг Гудениан, 1919 год.
Справочная информация
Также известен как Коюн Кафа (литературный псевдоним, «Голова барана» на турецком языке )
Рожденный 19 мая 1885 г.
Кайсери , Османская империя
Источник Армянский
Умер 12 мая 1972 г. (1972-05-12) (86 лет)
Кресент-Бич, Флорида
Род занятий Скрипач, Композитор
Инструмент Скрипка
Годы активности 1904–1959

Айк Кютенян ( армянский : Հայկ Կիւտէնեան), англизированный как Хайг Гуденян (19 мая 1885 - 12 мая 1972), был американским скрипачом, композитором и писателем армянского происхождения. Он покинул свой родной город Константинополь в 1904 году и отправился в Западную Европу, где изучал музыку и игру на скрипке у Витезслава Новака , Отакара Шевчика , Сезара Томсона и Матье Крикбума . [ 1 ] Играя на редкой испанской скрипке XVIII века в своих концертных выступлениях, он был известен своим виртуозным мастерством скрипача, а также тем, что знакомил ближневосточной музыкой , особенно с музыкой Анатолии и Кавказа европейскую и американскую публику с ; почти все его многочисленные композиции были вдохновлены разнообразным культурным наследием региона. Среди его произведений такие произведения, как «Армянский пастух», «Армянская песня о любви» и «Арабский мальчик», изображающие жизнь и идеалы армянского народа . [ 2 ] Скрипачи Яша Хейфец и Макс Розен, а также пианист Перси Грейнджер включали в свой репертуар различные его произведения. [ 3 ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Гудениан родился в городе Кайсери (Кесария) в Османской империи . Он учился в турецком Константинопольском университете. [ 4 ] затем переехал в Брюссель в 1904 году, [ 5 ] где он учился игре на скрипке у Сезара Томсона и Матье Крикбума. В Праге он учился игре на скрипке у Отакара Шевчика и композиции у Витезслава Новака. [ 6 ] [ 5 ] После окончания учебы он несколько лет путешествовал по Чехословакии, Турции, Кавказу, Персии и Египту, собирая и усваивая традиционную музыку народных песен и танцев этих стран. [ 7 ] за которыми последовали два года на Балканах . [ 2 ] Он давал сольные концерты в главных городах Болгарии и Румынии, где находился под королевским покровительством; в сопровождении румынского скрипача Джорджа Энеску он выступал перед королевой Елизаветой (Кармен Сильва) в ее дворце в Бухаресте. [ 8 ] Он играл в Будапеште, Мюнхене, Женеве, Марселе, Париже и других крупных городах континентальной Европы , приехав из Франции в Нью-Йорк в январе 1918 года во время Первой мировой войны. Направленный в качестве посыльного по разрешению французского министра, он посвятил много времени Красному Кресту и армянской гуманитарной деятельности в Соединенных Штатах. Вскоре после прибытия в Соединенные Штаты он тайно женился на Олив Пибоди в Сент-Чарльзе, штат Миссури ; они встретились в театре «Одеон» в Сент-Луисе, когда Гудениан выступал с благотворительным концертом от имени Сирийско-армянского фонда помощи. [ 9 ]

Их брак был очень коротким: в том же году Гудениан женился на пианистке Кэтрин Лоу (1901–1997) из Ист-Лансинга, штат Мичиган . [ 5 ] [ 10 ] Он выступал в Нью-Йорке, [ 11 ] Вашингтон, округ Колумбия, [ 12 ] [ 13 ] и Чикаго, а также выступал в качестве солиста в симфонических оркестрах Сент-Луиса и Филадельфии. [ 2 ]

Гудениан проработал два года (1920–1922) на факультете Музыкальной консерватории Цинциннати преподавателем скрипки, ансамбля и репертуара. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] и давал уроки игры на скрипке в Музыкальной школе Элис Беккер-Миллер в Дейтоне, штат Огайо. [ 17 ] Он представил три своих композиции на прогулочном концерте 27 августа 1925 года в Куинс-холле в Лондоне: «Пастух», «Продавец конфет» и «Пастораль», все оркестрованы Генри Вудом. [ 18 ] Его музыкальные идеи были предметом большого обсуждения в то время в Лондоне, по словам английского музыковеда Эрнеста Ньюлендсмита , который упомянул их в лекции, которую он прочитал в Оксфордском университете 21 мая 1931 года. [ 19 ]

Он и его жена Кэтрин часто переезжали по Среднему Западу Соединенных Штатов в годы после Первой мировой войны, живя в Лансинге, штат Мичиган; Сент-Луис, штат Миссури; Цинциннати и Дейтон, Огайо; и Коннерсвилл, Индиана. [ 20 ]

Музыкальный стиль

[ редактировать ]

Чтобы играть в восточных музыкальных стилях, Гудениан применил альтернативную настройку своей скрипки, которая позволяла часто использовать открытые струны (без натянутых струн). [ 21 ] Вместо строя G, D, A, E, используемого на Западе, Гуден использовал E, B, F-диез, B (две идеальные квинты и идеальную кварту). Четвертый интервал между двумя верхними струнами отличался от незнакомых на Западе двойных остановок. [ 22 ] Английский музыковед, музыкальный критик и скрипачка Мэрион М. Скотт писала о музыке Гудениана:

Но стоит признать измененный тюнинг, и открываются новые перспективы. Необычайно тонкие, философские и оригинальные композиции Хайга Гудениана привнесли самую суть восточной мысли в западную музыку. Они падают, как лунный луч, на дорогу. [ 22 ]

Гудениан избегал обычных в так называемой «восточной» музыке микротонов , говоря, что они слишком «чувственны» и что он хочет достичь духа и «оставить тело в покое». [ 7 ] Он утверждал, что «ничто не отражает душу нации более ясно, чем ее музыка», и что «[это] особенно верно в отношении армянской музыки». [ 23 ] Он также написал в эссе для журнала «Мир скрипки» : «Поскольку ничто не может более ясно отразить самые сокровенные чувства нации, чем ее народная музыка, армянская музыка представляет собой уникальную картину». [ 24 ]

Во время своего проживания в Лансинге, штат Мичиган, Гудениан собрал коллекцию восточных инструментов Ближнего Востока , включая струнные инструменты, флейты и барабаны, а затем начал экспериментировать с барабанами, используемыми дервишами , включая малые и большие гонговые барабаны и цыганские барабаны. Он представил их западной публике на концерте своих собственных композиций в начале декабря 1926 года в Эолийском зале в Лондоне, который встретил признание критиков. [ 25 ] [ 26 ] Его жена Кэтрин приобрела некоторые навыки игры на барабанах и аккомпанировала ему на выступлениях. [ 27 ]

По мнению критика А. Х. Фокса Стрэнгвейса , песни Гудениана на самом деле не столько собирались, сколько синтезировались из того, что он слышал на «Ориенте», опуская то, что он считал их несовершенствами. Стрэнгуэйс говорит, что в музыке местных музыкантов Гудениан усматривал стремление выражать свои мысли и чувства на общем языке, понятном каждому, и что он считал, что их мелодии были вдохновлены возвышенными концепциями Омара Хайяма философии . как они были сатирическими комментариями простых рабочих и, в конечном счете, преданностью Богу и любовью к ближнему. [ 6 ]

Смерть и наследие

[ редактировать ]

После ухода из общественной жизни Гудениан и его жена Кэтрин переехали в Кресент-Бич, Флорида . Он умер в 1972 году и был похоронен на кладбище Маунт-Хоуп в Лапире, штат Мичиган. Его жена Кэтрин Лоу Гуден была похоронена рядом с ним после ее смерти в 1997 году.

Документы Гудениана, включая рукописи, партитуры и другие документы, хранятся в Стетсонском университете в Деланде, Флорида . [ 28 ]

Композиции

[ редактировать ]

Оркестровые произведения: [ 29 ]

  • Ностальгия
  • Мулавиш II
  • В памяти
  • Реквием
  • Над могилами вперед

Песни:

  • «Армянская колыбельная»; аранжировка Хайга Гудениана, изд. Говард Броквей; скрипка и фортепиано [ 30 ]
  • Армянский народный танец «Лепо-леле» в сборнике Хайга Гуденяна в сопровождении Говарда Броквея; скрипка и фортепиано. [3287 [ 31 ] [ 32 ]
  • «Волк и ягненок», собранный Хейгом Гуденианом; переложение для фортепиано Говарда Броквея. [ 33 ]
  • «Свадебный марш», сборник Хейга Гудениана; переложение для фортепиано Говарда Броквея. [ 34 ] [ 35 ]
  • "Сфинкс" [ 36 ]
  • «В помощь десяти тысячам армянских странников» [ 37 ]
  • «У колыбели»: Армянская народная песня
  • «Тоска сердца»: Армянская народная песня
  • «Горе мое»: Армянская народная песня
  • «[В]Возлюбленный»: Армянская народная песня [ 38 ]
  • «Алагиац» (Армянская песня о любви) [ 3 ] [ 39 ]

Работает в BBC Proms:

  • Премьера «Пастыря» (оркестровка Генри Вуда)
  • Candy Seller (оркестровка Генри Вуда) Премьера выпускного вечера
  • «Пастораль» (оркестровка Генри Вуда), премьера «Променада» [ 18 ]
  • Зов Древнего Востока: несколько советов по его пониманию через чистую восточную музыку (1951) [ 40 ]
  • Йог, собака (1959) [ 41 ] [ 42 ]
  • Моральное чувство и кошмар (1957–1959) [ 43 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Скотт Пфитцингер (1 марта 2017 г.). Генеалогия композиторов: сборник композиторов, их учителей и их учеников . Издательство Rowman & Littlefield. п. 215. ИСБН  978-1-4422-7225-5 .
  2. ^ Jump up to: а б с Штаб новостей (26 апреля 1919 г.). «Вечерний Миссуриан. [том] (Колумбия, Миссури) 1917–1920, 26 апреля 1919 года, изображение 2» . Летопись Америки . Библиотека Конгресса. п. 2 . Проверено 29 марта 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б «Жители Дейтона получат возможность услышать самую необычную программу» . Дейтон Геральд . 9 февраля 1921 г. с. 11 . Проверено 4 апреля 2020 г. - через Newspapers.com.
  4. ^ Мэри Крейг (1951). «Музыка Гудениана имеет «эластичную» интерпретацию». Музыкальный журнал/Музыкальный курьер . п. 22.
  5. ^ Jump up to: а б с Оскар Томпсон; Николай Слонимский (1946). Международная циклопедия музыки и музыкантов . Додд, Мид. п. 717.
  6. ^ Jump up to: а б А. Х. Фокс Стрэнгуэйс (1925). «Экзотическая музыка». Музыка и письма . 6 (2). Издательство Оксфордского университета: 119–127. дои : 10.1093/мл/VI.2.119 . ISSN   0027-4224 . JSTOR   726089 .
  7. ^ Jump up to: а б сэр Джон Коллингс Сквайр; Рольф Арнольд Скотт-Джеймс (1924). Лондонский Меркурий . Филд Пресс Лимитед. п. 540.
  8. ^ «Играл перед королевой» . Дейтон Дейли Ньюс . 14 ноября 1920 г. с. 64 . Проверено 4 апреля 2020 г. - через Newspapers.com.
  9. ^ «Армянский скрипач женится. Тайный брак Олив Пибоди удивляет родственников: женился на мисс Олив Пибоди в Сент-Чарльз Уэнсдей — встретился здесь в феврале прошлого года» . Пост-отправка Сент-Луиса . 13 апреля 1919 г. с. 68 . Проверено 9 апреля 2020 г. - через Newspapers.com.
  10. ^ «Гудениан пользуется большой похвалой за рубежом; критики в восторге от эксперимента» . Дейтон Дейли Ньюс . 26 июля 1926 г. с. 7 . Проверено 4 апреля 2020 г. - через Newspapers.com.
  11. ^ «Нью-Йорк Трибьюн Нью-Йорк, штат Нью-Йорк» Хроника Америки: исторические американские газеты. Библиотека Конгресса . 4 апреля 1919 г. с. 9 . Проверено 31 марта 2020 г.
  12. ^ «Ожидайте хорошего роста» . Вечерняя звезда . Вашингтон, округ Колумбия, 4 марта 1919 г. с. 16 . Проверено 14 апреля 2020 г.
  13. ^ «Концерт в помощь Фонду Ближнего Востока | Армянский скрипач Хайг Гуденян выступит в Liberty Hut» . Вашингтон Пост . 28 февраля 1919 г. с. 8 . Проверено 10 апреля 2020 г. - через Newspapers.com.
  14. ^ Музыкальные новости . Чарльз Э. Ватт. 1921. с. 10.
  15. ^ Музыкальный журнал-Музыкальный курьер . 1922. с. 36.
  16. ^ Музыкальный курьер . Музыкальная курьерская компания. 1919. с. 36.
  17. ^ «М. Хайг Гудениан, знаменитый скрипач» . Дейтон Дейли Ньюс . 31 октября 1920 г. с. 28 . Проверено 4 апреля 2020 г. - через Newspapers.com.
  18. ^ Jump up to: а б «Все работы Хейга Гудениана (род. 1885) в выпуске BBC Proms» . Музыкальные события BBC . Би-би-си. 2019 . Проверено 4 апреля 2020 г.
  19. ^ Эрнест Ньюлендсмит (21 мая 1931 г.). «Древняя музыка Коптской церкви» . www.loc.gov . Оксфордский университет. п. 5 . Проверено 6 апреля 2020 г.
  20. ^ Музыкальный журнал-Музыкальный курьер . 1922. с. 36. Коннерсвилл, Индиана. — Хейг Гуденян, армянский скрипач и педагог, проведший лето в Лансинге, штат Мичиган, приехал в Коннерсвилл, где поселится. Последние два года г-н Гудениан был преподавателем Музыкальной консерватории Цинциннати.
  21. ^ Эдмунд Себастьян Йозеф ван дер Стратен (1933). История скрипки: ее предки и сопутствующие инструменты с древнейших времен до наших дней . Том. 2. Касселл, Лимитед. п. 430.
  22. ^ Jump up to: а б Мэрион М. Скотт (1925). «Жалоба на упадок скрипичных соло». Музыка и письма . 6 (4). Издательство Оксфордского университета: 342. ISSN   0027-4224 . JSTOR   725960 .
  23. ^ «Музыка армян» . Музыкальный монитор . Том. IX, № 7. Миссис Дэвид Аллен Кэмпбелл. 1919. с. 275. Я уже говорил, что ничто так ясно не отражает душу нации, как ее музыка. Особенно это касается армянской музыки. В ее популярных любовных песнях, жалобах и танцах так же невозможно найти склонность к чувственному, как и в ее классической церковной музыке.
  24. ^ Хайг Гудениан (1918). «Музыка армян» . Мир скрипки . XXVI (7): 139.
  25. ^ «Все музыкальное, музыка и школы: критики хвалят использование барабанов в последних произведениях» . Государственный журнал Лансинга . 9 января 1926 г. с. 5 . Проверено 4 апреля 2020 г. - через Newspapers.com.
  26. ^ «Гудениан пользуется большой похвалой за рубежом; критики в восторге от эксперимента» . Дейтон Дейли Ньюс . 26 июля 1926 г. с. 7 . Проверено 4 апреля 2020 г. - через Newspapers.com.
  27. ^ «Гудениан пользуется большой похвалой за рубежом; критики в восторге от эксперимента» . Государственный журнал Лансинга . 31 июля 1926 г. с. 7 . Проверено 11 апреля 2020 г. - через Newspapers.com.
  28. ^ Дженкинс, Дженис (1982). Хайг Гудениан: Каталог его сочинений и библиотечных фондов . Деланд, Флорида: Музыкальная библиотека Школы Стетсонского университета.
  29. ^ Э. Рут Андерсон (1976). Современные американские композиторы: Биографический словарь . ГК Холл. п. 177. ИСБН  978-0-8161-1117-6 .
  30. ^ Библиотека Конгресса. Бюро регистрации авторских прав (1919 г.). Музыкальные композиции: Часть 3 . Библиотека Конгресса. п. 1107.
  31. ^ Библиотека Конгресса. Бюро регистрации авторских прав (1919 г.). Каталог авторских прав. Часть 3 Третья серия: 1919 год . Том. 14. Бюро авторских прав, Библиотека Конгресса. п. 199.
  32. ^ Хайг Гудениан (2011). «Лепо-леле. Переложение для фортепиано Говарда Броквея. (Три армянские народные мелодии, сборник Хайга Гуденяна, № 1)» . Университет Рочестера . hdl : 1802/15755 .
  33. ^ Хайг Гудениан (2012). «Три армянские народные мелодии. [№ 2], Волк и ягненок / собраны Хейгом Гуденяном; переложение для фортепиано Говарда Броквея» . Университет Рочестера . hdl : 1802/20771 .
  34. ^ Хейг Гудниан (2012). «Три армянские народные мелодии. [№ 3], Свадебный марш / собрание Хейга Гуденяна; обработка для фортепиано Говарда Броквея» . Университет Рочестера . hdl : 1802/20770 .
  35. ^ Говард Броквей (1919). «Три армянские народные мелодии, Свадебный марш» . Hathitrust.org . Нью-Йорк: Г. Ширмер . Проверено 9 апреля 2020 г.
  36. ^ «Общество: Дейтонцам представится возможность услышать самую необычную программу» . Дейтон Геральд . Дейтон, Огайо. 9 февраля 1921 г. с. 11 . Проверено 10 апреля 2020 г. - через Newspapers.com.
  37. ^ «Хайг Гудениан | Исполняет свои собственные увлекательные восточные композиции в сопровождении Маргарет Маннебах» . Детройт Фри Пресс . 11 мая 1924 г. с. 31 – через Newspapers.com.
  38. ^ Каталог авторских прав: Музыкальные композиции Часть 3 . 1. Том. 15. Типография правительства США. 1920. С. 440, 481, 533, 604.
  39. ^ Музыкальные новости . Том. 11. Чарльз Э. Ватт. 1919. с. 67.
  40. ^ Хайг Гудениан (1995). Зов Древнего Востока: несколько советов по его пониманию через чистую восточную музыку .
  41. ^ Совокупный рекорд американского книжного издательства за 1950–1977 годы: Американская национальная библиография . Компания RR Bowker. 1978. с. 512. ИСБН  978-0-8352-1094-2 .
  42. ^ Бюро авторских прав (1961). Каталог авторских прав. Третья серия: 1960 год . Бюро авторских прав, Библиотека Конгресса. п. 1029.
  43. ^ Хайг Гудениан (1959). «Нравственное чувство» и кошмар, 1957-1959 гг . OCLC   10758354 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b34a7bc6d2ddcdcdcd67ed8f36cbfd79__1720922340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/79/b34a7bc6d2ddcdcdcd67ed8f36cbfd79.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Haig Gudenian - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)