Хайг Гудениан
Хайг Гудениан Айк Кютенян | |
---|---|
![]() Хайг Гудениан, 1919 год. | |
Справочная информация | |
Также известен как | Коюн Кафа (литературный псевдоним, «Голова барана» на турецком языке ) |
Рожденный | 19 мая 1885 г. Кайсери , Османская империя |
Источник | Армянский |
Умер | 12 мая 1972 г. Кресент-Бич, Флорида | (86 лет)
Род занятий | Скрипач, Композитор |
Инструмент | Скрипка |
Годы активности | 1904–1959 |
Айк Кютенян ( армянский : Հայկ Կիւտէնեան), англизированный как Хайг Гуденян (19 мая 1885 - 12 мая 1972), был американским скрипачом, композитором и писателем армянского происхождения. Он покинул свой родной город Константинополь в 1904 году и отправился в Западную Европу, где изучал музыку и игру на скрипке у Витезслава Новака , Отакара Шевчика , Сезара Томсона и Матье Крикбума . [ 1 ] Играя на редкой испанской скрипке XVIII века в своих концертных выступлениях, он был известен своим виртуозным мастерством скрипача, а также тем, что знакомил ближневосточной музыкой , особенно с музыкой Анатолии и Кавказа европейскую и американскую публику с ; почти все его многочисленные композиции были вдохновлены разнообразным культурным наследием региона. Среди его произведений такие произведения, как «Армянский пастух», «Армянская песня о любви» и «Арабский мальчик», изображающие жизнь и идеалы армянского народа . [ 2 ] Скрипачи Яша Хейфец и Макс Розен, а также пианист Перси Грейнджер включали в свой репертуар различные его произведения. [ 3 ]
Ранние годы
[ редактировать ]Гудениан родился в городе Кайсери (Кесария) в Османской империи . Он учился в турецком Константинопольском университете. [ 4 ] затем переехал в Брюссель в 1904 году, [ 5 ] где он учился игре на скрипке у Сезара Томсона и Матье Крикбума. В Праге он учился игре на скрипке у Отакара Шевчика и композиции у Витезслава Новака. [ 6 ] [ 5 ] После окончания учебы он несколько лет путешествовал по Чехословакии, Турции, Кавказу, Персии и Египту, собирая и усваивая традиционную музыку народных песен и танцев этих стран. [ 7 ] за которыми последовали два года на Балканах . [ 2 ] Он давал сольные концерты в главных городах Болгарии и Румынии, где находился под королевским покровительством; в сопровождении румынского скрипача Джорджа Энеску он выступал перед королевой Елизаветой (Кармен Сильва) в ее дворце в Бухаресте. [ 8 ] Он играл в Будапеште, Мюнхене, Женеве, Марселе, Париже и других крупных городах континентальной Европы , приехав из Франции в Нью-Йорк в январе 1918 года во время Первой мировой войны. Направленный в качестве посыльного по разрешению французского министра, он посвятил много времени Красному Кресту и армянской гуманитарной деятельности в Соединенных Штатах. Вскоре после прибытия в Соединенные Штаты он тайно женился на Олив Пибоди в Сент-Чарльзе, штат Миссури ; они встретились в театре «Одеон» в Сент-Луисе, когда Гудениан выступал с благотворительным концертом от имени Сирийско-армянского фонда помощи. [ 9 ]
Их брак был очень коротким: в том же году Гудениан женился на пианистке Кэтрин Лоу (1901–1997) из Ист-Лансинга, штат Мичиган . [ 5 ] [ 10 ] Он выступал в Нью-Йорке, [ 11 ] Вашингтон, округ Колумбия, [ 12 ] [ 13 ] и Чикаго, а также выступал в качестве солиста в симфонических оркестрах Сент-Луиса и Филадельфии. [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]Гудениан проработал два года (1920–1922) на факультете Музыкальной консерватории Цинциннати преподавателем скрипки, ансамбля и репертуара. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] и давал уроки игры на скрипке в Музыкальной школе Элис Беккер-Миллер в Дейтоне, штат Огайо. [ 17 ] Он представил три своих композиции на прогулочном концерте 27 августа 1925 года в Куинс-холле в Лондоне: «Пастух», «Продавец конфет» и «Пастораль», все оркестрованы Генри Вудом. [ 18 ] Его музыкальные идеи были предметом большого обсуждения в то время в Лондоне, по словам английского музыковеда Эрнеста Ньюлендсмита , который упомянул их в лекции, которую он прочитал в Оксфордском университете 21 мая 1931 года. [ 19 ]
Он и его жена Кэтрин часто переезжали по Среднему Западу Соединенных Штатов в годы после Первой мировой войны, живя в Лансинге, штат Мичиган; Сент-Луис, штат Миссури; Цинциннати и Дейтон, Огайо; и Коннерсвилл, Индиана. [ 20 ]
Музыкальный стиль
[ редактировать ]Чтобы играть в восточных музыкальных стилях, Гудениан применил альтернативную настройку своей скрипки, которая позволяла часто использовать открытые струны (без натянутых струн). [ 21 ] Вместо строя G, D, A, E, используемого на Западе, Гуден использовал E, B, F-диез, B (две идеальные квинты и идеальную кварту). Четвертый интервал между двумя верхними струнами отличался от незнакомых на Западе двойных остановок. [ 22 ] Английский музыковед, музыкальный критик и скрипачка Мэрион М. Скотт писала о музыке Гудениана:
Но стоит признать измененный тюнинг, и открываются новые перспективы. Необычайно тонкие, философские и оригинальные композиции Хайга Гудениана привнесли самую суть восточной мысли в западную музыку. Они падают, как лунный луч, на дорогу. [ 22 ]
Гудениан избегал обычных в так называемой «восточной» музыке микротонов , говоря, что они слишком «чувственны» и что он хочет достичь духа и «оставить тело в покое». [ 7 ] Он утверждал, что «ничто не отражает душу нации более ясно, чем ее музыка», и что «[это] особенно верно в отношении армянской музыки». [ 23 ] Он также написал в эссе для журнала «Мир скрипки» : «Поскольку ничто не может более ясно отразить самые сокровенные чувства нации, чем ее народная музыка, армянская музыка представляет собой уникальную картину». [ 24 ]
Во время своего проживания в Лансинге, штат Мичиган, Гудениан собрал коллекцию восточных инструментов Ближнего Востока , включая струнные инструменты, флейты и барабаны, а затем начал экспериментировать с барабанами, используемыми дервишами , включая малые и большие гонговые барабаны и цыганские барабаны. Он представил их западной публике на концерте своих собственных композиций в начале декабря 1926 года в Эолийском зале в Лондоне, который встретил признание критиков. [ 25 ] [ 26 ] Его жена Кэтрин приобрела некоторые навыки игры на барабанах и аккомпанировала ему на выступлениях. [ 27 ]
По мнению критика А. Х. Фокса Стрэнгвейса , песни Гудениана на самом деле не столько собирались, сколько синтезировались из того, что он слышал на «Ориенте», опуская то, что он считал их несовершенствами. Стрэнгуэйс говорит, что в музыке местных музыкантов Гудениан усматривал стремление выражать свои мысли и чувства на общем языке, понятном каждому, и что он считал, что их мелодии были вдохновлены возвышенными концепциями Омара Хайяма философии . как они были сатирическими комментариями простых рабочих и, в конечном счете, преданностью Богу и любовью к ближнему. [ 6 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]После ухода из общественной жизни Гудениан и его жена Кэтрин переехали в Кресент-Бич, Флорида . Он умер в 1972 году и был похоронен на кладбище Маунт-Хоуп в Лапире, штат Мичиган. Его жена Кэтрин Лоу Гуден была похоронена рядом с ним после ее смерти в 1997 году.
Документы Гудениана, включая рукописи, партитуры и другие документы, хранятся в Стетсонском университете в Деланде, Флорида . [ 28 ]
Композиции
[ редактировать ]Оркестровые произведения: [ 29 ]
- Ностальгия
- Мулавиш II
- В памяти
- Реквием
- Над могилами вперед
Песни:
- «Армянская колыбельная»; аранжировка Хайга Гудениана, изд. Говард Броквей; скрипка и фортепиано [ 30 ]
- Армянский народный танец «Лепо-леле» в сборнике Хайга Гуденяна в сопровождении Говарда Броквея; скрипка и фортепиано. [3287 [ 31 ] [ 32 ]
- «Волк и ягненок», собранный Хейгом Гуденианом; переложение для фортепиано Говарда Броквея. [ 33 ]
- «Свадебный марш», сборник Хейга Гудениана; переложение для фортепиано Говарда Броквея. [ 34 ] [ 35 ]
- "Сфинкс" [ 36 ]
- «В помощь десяти тысячам армянских странников» [ 37 ]
- «У колыбели»: Армянская народная песня
- «Тоска сердца»: Армянская народная песня
- «Горе мое»: Армянская народная песня
- «[В]Возлюбленный»: Армянская народная песня [ 38 ]
- «Алагиац» (Армянская песня о любви) [ 3 ] [ 39 ]
Работает в BBC Proms:
- Премьера «Пастыря» (оркестровка Генри Вуда)
- Candy Seller (оркестровка Генри Вуда) Премьера выпускного вечера
- «Пастораль» (оркестровка Генри Вуда), премьера «Променада» [ 18 ]
Книги
[ редактировать ]- Зов Древнего Востока: несколько советов по его пониманию через чистую восточную музыку (1951) [ 40 ]
- Йог, собака (1959) [ 41 ] [ 42 ]
- Моральное чувство и кошмар (1957–1959) [ 43 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Скотт Пфитцингер (1 марта 2017 г.). Генеалогия композиторов: сборник композиторов, их учителей и их учеников . Издательство Rowman & Littlefield. п. 215. ИСБН 978-1-4422-7225-5 .
- ^ Jump up to: а б с Штаб новостей (26 апреля 1919 г.). «Вечерний Миссуриан. [том] (Колумбия, Миссури) 1917–1920, 26 апреля 1919 года, изображение 2» . Летопись Америки . Библиотека Конгресса. п. 2 . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Жители Дейтона получат возможность услышать самую необычную программу» . Дейтон Геральд . 9 февраля 1921 г. с. 11 . Проверено 4 апреля 2020 г. - через Newspapers.com.
- ^ Мэри Крейг (1951). «Музыка Гудениана имеет «эластичную» интерпретацию». Музыкальный журнал/Музыкальный курьер . п. 22.
- ^ Jump up to: а б с Оскар Томпсон; Николай Слонимский (1946). Международная циклопедия музыки и музыкантов . Додд, Мид. п. 717.
- ^ Jump up to: а б А. Х. Фокс Стрэнгуэйс (1925). «Экзотическая музыка». Музыка и письма . 6 (2). Издательство Оксфордского университета: 119–127. дои : 10.1093/мл/VI.2.119 . ISSN 0027-4224 . JSTOR 726089 .
- ^ Jump up to: а б сэр Джон Коллингс Сквайр; Рольф Арнольд Скотт-Джеймс (1924). Лондонский Меркурий . Филд Пресс Лимитед. п. 540.
- ^ «Играл перед королевой» . Дейтон Дейли Ньюс . 14 ноября 1920 г. с. 64 . Проверено 4 апреля 2020 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Армянский скрипач женится. Тайный брак Олив Пибоди удивляет родственников: женился на мисс Олив Пибоди в Сент-Чарльз Уэнсдей — встретился здесь в феврале прошлого года» . Пост-отправка Сент-Луиса . 13 апреля 1919 г. с. 68 . Проверено 9 апреля 2020 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Гудениан пользуется большой похвалой за рубежом; критики в восторге от эксперимента» . Дейтон Дейли Ньюс . 26 июля 1926 г. с. 7 . Проверено 4 апреля 2020 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Нью-Йорк Трибьюн Нью-Йорк, штат Нью-Йорк» Хроника Америки: исторические американские газеты. Библиотека Конгресса . 4 апреля 1919 г. с. 9 . Проверено 31 марта 2020 г.
- ^ «Ожидайте хорошего роста» . Вечерняя звезда . Вашингтон, округ Колумбия, 4 марта 1919 г. с. 16 . Проверено 14 апреля 2020 г.
- ^ «Концерт в помощь Фонду Ближнего Востока | Армянский скрипач Хайг Гуденян выступит в Liberty Hut» . Вашингтон Пост . 28 февраля 1919 г. с. 8 . Проверено 10 апреля 2020 г. - через Newspapers.com.
- ^ Музыкальные новости . Чарльз Э. Ватт. 1921. с. 10.
- ^ Музыкальный журнал-Музыкальный курьер . 1922. с. 36.
- ^ Музыкальный курьер . Музыкальная курьерская компания. 1919. с. 36.
- ^ «М. Хайг Гудениан, знаменитый скрипач» . Дейтон Дейли Ньюс . 31 октября 1920 г. с. 28 . Проверено 4 апреля 2020 г. - через Newspapers.com.
- ^ Jump up to: а б «Все работы Хейга Гудениана (род. 1885) в выпуске BBC Proms» . Музыкальные события BBC . Би-би-си. 2019 . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ Эрнест Ньюлендсмит (21 мая 1931 г.). «Древняя музыка Коптской церкви» . www.loc.gov . Оксфордский университет. п. 5 . Проверено 6 апреля 2020 г.
- ^ Музыкальный журнал-Музыкальный курьер . 1922. с. 36.
Коннерсвилл, Индиана. — Хейг Гуденян, армянский скрипач и педагог, проведший лето в Лансинге, штат Мичиган, приехал в Коннерсвилл, где поселится. Последние два года г-н Гудениан был преподавателем Музыкальной консерватории Цинциннати.
- ^ Эдмунд Себастьян Йозеф ван дер Стратен (1933). История скрипки: ее предки и сопутствующие инструменты с древнейших времен до наших дней . Том. 2. Касселл, Лимитед. п. 430.
- ^ Jump up to: а б Мэрион М. Скотт (1925). «Жалоба на упадок скрипичных соло». Музыка и письма . 6 (4). Издательство Оксфордского университета: 342. ISSN 0027-4224 . JSTOR 725960 .
- ^ «Музыка армян» . Музыкальный монитор . Том. IX, № 7. Миссис Дэвид Аллен Кэмпбелл. 1919. с. 275.
Я уже говорил, что ничто так ясно не отражает душу нации, как ее музыка. Особенно это касается армянской музыки. В ее популярных любовных песнях, жалобах и танцах так же невозможно найти склонность к чувственному, как и в ее классической церковной музыке.
- ^ Хайг Гудениан (1918). «Музыка армян» . Мир скрипки . XXVI (7): 139.
- ^ «Все музыкальное, музыка и школы: критики хвалят использование барабанов в последних произведениях» . Государственный журнал Лансинга . 9 января 1926 г. с. 5 . Проверено 4 апреля 2020 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Гудениан пользуется большой похвалой за рубежом; критики в восторге от эксперимента» . Дейтон Дейли Ньюс . 26 июля 1926 г. с. 7 . Проверено 4 апреля 2020 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Гудениан пользуется большой похвалой за рубежом; критики в восторге от эксперимента» . Государственный журнал Лансинга . 31 июля 1926 г. с. 7 . Проверено 11 апреля 2020 г. - через Newspapers.com.
- ^ Дженкинс, Дженис (1982). Хайг Гудениан: Каталог его сочинений и библиотечных фондов . Деланд, Флорида: Музыкальная библиотека Школы Стетсонского университета.
- ^ Э. Рут Андерсон (1976). Современные американские композиторы: Биографический словарь . ГК Холл. п. 177. ИСБН 978-0-8161-1117-6 .
- ^ Библиотека Конгресса. Бюро регистрации авторских прав (1919 г.). Музыкальные композиции: Часть 3 . Библиотека Конгресса. п. 1107.
- ^ Библиотека Конгресса. Бюро регистрации авторских прав (1919 г.). Каталог авторских прав. Часть 3 Третья серия: 1919 год . Том. 14. Бюро авторских прав, Библиотека Конгресса. п. 199.
- ^ Хайг Гудениан (2011). «Лепо-леле. Переложение для фортепиано Говарда Броквея. (Три армянские народные мелодии, сборник Хайга Гуденяна, № 1)» . Университет Рочестера . hdl : 1802/15755 .
- ^ Хайг Гудениан (2012). «Три армянские народные мелодии. [№ 2], Волк и ягненок / собраны Хейгом Гуденяном; переложение для фортепиано Говарда Броквея» . Университет Рочестера . hdl : 1802/20771 .
- ^ Хейг Гудниан (2012). «Три армянские народные мелодии. [№ 3], Свадебный марш / собрание Хейга Гуденяна; обработка для фортепиано Говарда Броквея» . Университет Рочестера . hdl : 1802/20770 .
- ^ Говард Броквей (1919). «Три армянские народные мелодии, Свадебный марш» . Hathitrust.org . Нью-Йорк: Г. Ширмер . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ «Общество: Дейтонцам представится возможность услышать самую необычную программу» . Дейтон Геральд . Дейтон, Огайо. 9 февраля 1921 г. с. 11 . Проверено 10 апреля 2020 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Хайг Гудениан | Исполняет свои собственные увлекательные восточные композиции в сопровождении Маргарет Маннебах» . Детройт Фри Пресс . 11 мая 1924 г. с. 31 – через Newspapers.com.
- ^ Каталог авторских прав: Музыкальные композиции Часть 3 . 1. Том. 15. Типография правительства США. 1920. С. 440, 481, 533, 604.
- ^ Музыкальные новости . Том. 11. Чарльз Э. Ватт. 1919. с. 67.
- ^ Хайг Гудениан (1995). Зов Древнего Востока: несколько советов по его пониманию через чистую восточную музыку .
- ^ Совокупный рекорд американского книжного издательства за 1950–1977 годы: Американская национальная библиография . Компания RR Bowker. 1978. с. 512. ИСБН 978-0-8352-1094-2 .
- ^ Бюро авторских прав (1961). Каталог авторских прав. Третья серия: 1960 год . Бюро авторских прав, Библиотека Конгресса. п. 1029.
- ^ Хайг Гудениан (1959). «Нравственное чувство» и кошмар, 1957-1959 гг . OCLC 10758354 .