Ширван
Ширван (от персидского : شیروان , латинизированного : Ширван ; азербайджанского : Ширван ; татского : Ширван ) [ а ] — исторический регион на восточном Кавказе , известный как в доисламские сасанидские , так и в исламские времена. [ 2 ] Сегодня регион представляет собой промышленно и сельскохозяйственно развитую часть Азербайджанской Республики , простирающуюся между западными берегами Каспийского моря и реки Кура , с центром на Ширванской равнине .
История
[ редактировать ]Этимология
[ редактировать ]Владимир Минорский считает, что такие имена, как Шарван (Ширван), Лайзан и Байлакан — это иранские имена из иранских языков побережья Каспийского моря . [ 3 ]
Есть несколько объяснений этого названия:
- Ширван или Шарван - это искаженные формы слова «Шахрбан» (персидский: شهربان ), что означает «правитель». Слово «Шахрбан» использовалось со времен династии Ахеменидов как «Кшатрапавн» ( сатрап ) для обозначения различных государств королевства.
- Шерван по-персидски означает кипарис (то же самое, что «сарв» на среднеперсидском и новоперсидском, а также на арабском языке). [ 4 ] ). Оно также используется как мужское имя.
- В народе его связывают с Ануширваном , сасанидским царем. [ 4 ]
Однако Саид Нафиси указывает, что согласно стихам Хакани , где Хагани противопоставляет свой родной город Хейрвану (персидский: خیروان ), оригинальным и правильным произношением имени было Шарван. Таким образом, все этимологии, связывающие это имя с шер/шир (лев по-персидски) или Анушираван, скорее всего, являются народной этимологией и не основаны на исторических фактах. Форма Шерван или Ширван относится к более поздним векам. Согласно «Энциклопедии ислама», собственно Ширван включал в себя самые восточные отроги Кавказского хребта и земли, спускавшиеся с этих гор к берегам реки Куры . Но ее правители постоянно стремились контролировать и западные берега Каспийского моря от Губы (современный город Губа ) в Маскатском районе на севере до Баку на юге. К северу от всех этих земель лежал Баб-эль-Абваб или Дербенд, а к западу, за современным Гейчаем , — район Шеки . В средневековые исламские времена, а также, очевидно, в доисламские сасанидские времена, Ширван включал район Лайзан, который, вероятно, соответствует современному Лахиджу, часто управляемый как отдельное феодальное владение побочной ветвью езидских Ширван-шахов. [ 2 ]
Отечественный историк и писатель XIX века Аббасгулу Бакиханов определяет ее так: «Страна Ширван на востоке граничит с Каспийским морем, а на юге с рекой Кура, которая отделяет ее от провинций Могана и Армении». [ 5 ]
Ширваншахи
[ редактировать ]Ширваншах, также записываемый как Ширван Шах или Шарван Шах, был титулом в средневековые исламские времена персидской династии арабского происхождения. [ 2 ] Они управляли территорией независимо или как вассалы более крупных империй с 809 по 1607 год нашей эры, когда правление Сефевидов прочно утвердилось.
Эпохи Сефевидов, Афшаридов и Каджаров
[ редактировать ]Когда династия Ширваншах-шахов закончилась Сефевидским шахом Тахмаспом I , Ширван образовал провинцию Сефевидов и обычно управлялся ханом, которого часто называют Бейлербеем . [ 2 ] Ширван был взят османами в 1578 году; однако к 1607 году правление Сефевидов было восстановлено. [ 2 ] В 1722 году, во время русско-персидской войны (1722–1723) , кубинский хан Хусейн Али подчинился Петру Великому и был принят его сановником. вынудил Санкт-Петербургский договор (1723 г.) иранского короля признать российскую аннексию. По договору между Российской и Османской империями в 1724 году побережье территории Баку , оккупированной русскими, было отделено от остальной части Ширвана, оставленной османам. И только когда Надир-шах победил османов (1735 г.) , русские вернули прибрежные земли и другие территории на Северном и Южном Кавказе , завоеванные в 1722–1723 годах у Сефевидского Ирана, в соответствии с Рештским и Гянджинским договорами , а также территорию вошла в состав империи Афшаридов, [ 2 ] к этому столетию иранское правление было восстановлено.
Каджар Иран в Азербайджанскую ССР
[ редактировать ]Когда каджарам удалось восстановить единство Персии, сыновья хана больше не могли сохранять свою независимость, как другие кавказские вожди, и им пришлось выбирать между Россией и Персией. [ 2 ] Ширванский хан Мустафа, уже вступивший в переговоры с Зубовым, в 1805 году подчинился русским, которые заняли персидские города Дербенд в следующем году (1806) во время русско-персидской войны (1804–1813) и Баку . но вскоре после этого он обратился к персам и попросил у них помощи. [ 2 ] По Гюлистанскому договору (12/24 октября 1813 г.) после окончания войны 1804–1813 гг. Персия была вынуждена уступить свои территории и регионы, включая Дарбенд , Кубу , Ширван и Баку , отказавшись при этом от всех претензий на них. [ 2 ] Тем не менее Мустафа продолжал тайно вести дела с Персией. Лишь в 1820 году его территория была оккупирована русскими войсками; хан бежал в Персию , и Шемаха была безвозвратно включена в состав русской территории . [ 2 ] Гнев Ирана, вызванный недовольством потерей части своих неотъемлемых территорий на Северном и Южном Кавказе, впоследствии спровоцировал русско-персидскую войну (1826–1828 гг.) , которая привела к еще одной потере Ирана, а также к уступке его последних оставшихся территорий на Северном и Южном Кавказе. Кавказ, включающий территорию современной Армении и южные части современной Азербайджанской Республики. 1828 Туркменчайский договор года официально ратифицировал принудительную передачу этих иранских территорий императорской России, а также ознаменовал официальный конец тысячелетней переплетенной иранской гегемонии, правления и влияния на Кавказский регион, включая Ширван.
Люди и культура
[ редактировать ]Термин Ширвани/Ширванлы до сих пор используется в Азербайджане для обозначения жителей Ширванского региона, как это было исторически. [ 6 ] В древние времена основную часть населения Ширвана составляли кавказоязычные группы. Позже произошла иранизация этого коренного населения и последующая тюркизация со времен эпохи Сельджуков. Основную часть населения сегодня составляют тюркоязычные азербайджанцы , хотя есть также более мелкие кавказоязычные и ираноязычные меньшинства.
Кавказское население
[ редактировать ]Первоначальное население было палеокавказцами и говорило на кавказских языках, как и кавказские албанцы . других дагестанских кавказских языках, таких как удинский , лезгинский и аварский Сегодня в регионе по-прежнему говорят на .
Иранское влияние и население
[ редактировать ]Проникновение Ирана началось со времен Ахеменидов и продолжалось в парфянскую эпоху. Однако именно в эпоху Сасанидов влияние действительно возросло, и в регионе были созданы персидские колонии. По мнению Владимира Минорского: «Присутствие иранских поселенцев в Закавказье , и особенно в окрестностях перевалов, должно было сыграть важную роль в поглощении и оттеснении коренных жителей. Такие названия, как Шарван, Ляйзан, Байлакан и т. д., предполагают, что иранская иммиграция исходила главным образом из Гиляна и других регионов южного побережья Каспия». [ 7 ] Абу аль-Хасан Али ибн аль-Хусейн Аль-Масуди (896–956), арабский историк, утверждает, что персидское присутствие присутствует в Аране, Байлекане, Дарбанде, Шабаране, Маскате и Джоржане. [ 8 ] От IX века городское население Ширвана все чаще говорило на персидском языке , [ 9 ] [ 10 ] в то время как сельское население, похоже, в основном сохранило свои старые кавказские языки. Вплоть до девятнадцатого века все еще существовало большое количество татов (которые утверждали, что являются потомками персидских поселенцев эпохи Сасанидов), однако из-за их схожей культуры и религии с тюркоязычными азербайджанцами это население было частично ассимилировано. [ 11 ]
Тюркификация региона
[ редактировать ]Тюркское проникновение в регион началось еще в хазарскую эпоху, однако однозначных упоминаний о поселениях нет. [ 12 ] Тюркификация , региона началась в эпоху Сельджуков хотя параллельно этот регион сохранял свою персидскую культуру при персидском Ширваншахе до эпохи Сефевидов . Начиная с эпохи Сефевидов, тюркизация региона ускорилась с появлением новой волны туркменских поселений. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Чирван », Британская энциклопедия , том. II (1-е изд.), Эдинбург: Колин Макфаркуар , 1771 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бартольд и Босворт 1997 , стр. 487–488.
- ^ Минорский, Владимир. «История Шарвана и Дарбанда в 10–11 веках», Кембридж, 1958. Отрывок: Такие названия, как Шарван, Лайзан, Байлакан и т. д., позволяют предположить, что иранская иммиграция исходила в основном из Гиляна и других регионов на южном побережье Каспий.
- ^ Jump up to: а б Деххода словарь
- ^ Виллем Флор, Хасан Джавади (2009), «Небесный розарий: история Ширвана и Дагестана, Аббас Коли Ака Бакиханов, Mage Publishers, 2009. стр. 5: «Страна Ширван на востоке граничит с Каспийским морем. , а на юге по реке Кур, которая отделяет его от провинций Могана и Армении" "Таким образом, нынешний Ширван с Салияном, Шеки, Баку, Гоббе, Дербендом, Табарасаном и Куром и областью Самурие и некоторыми частями Нижний Илису является частью этого и составляет самую большую и лучшую часть этой страны».
- ^ Тадеуш Свентоховский , Россия и Азербайджан: пограничье в переходный период (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1995. стр. 10, 16).
- ^ Минорский 1958 , с. ?.
- ^ Аль Масуди, Китаб аль-Танбих ва-ль-Ишраф, Де Гоедже, MJ (редактор), Лейден, Брилл, 1894, стр. 77–8). Оригинал на арабском языке с сайта www.alwaraq.net: Персы — это нация, чья страна граничит с горами от Аль-Махата и других стран, кроме него и Азербайджана, до следующих стран: Армении, Аррана и Балкана до Дарбанда, то есть Аль-Баба, Аль. -Баб, Ар-Рай, Табаристан, Маскат, Аль-Шабран, Горган и Абаршахр, то есть Нишапур, Герат, Мерв и другие страны Хорасана, Сиджистана, Кермана и Персии, Ахвази и родственные им земли. в то время они не были арабами, и все эти страны были одним королевством, принадлежавшим одному королю и с одним языком, за исключением того, что они различались небольшим количеством языков. Это потому, что язык един только в том, что его буквы. написаны едины и состав букв один, даже если после этого он отличался во всех других вещах, как пехлеви, дари, азербайджанский и другие персидские языки. Русский: «Персы — это народ, границами которого являются горы Махат и Азарбайджан до Армении и Арана, и Байлекан, и Дарбанд , и Рей, и Табаристан, и Маскат, и Шабаран, и Джоржан, и Абаршахр, и это Нишабур, и Герат, и Марв, и другие места в стране Хорасан , и Седжистан, и Керман, и Фарс, и Ахваз... Все эти земли когда-то были одним королевством с одним государем и одним языком... хотя язык немного отличался. Язык, однако, един в том смысле, что его буквы одинаково пишутся и одинаково используются в композиции. Итак, существуют разные языки, такие как пехлеви, дари, азари, а также другие персидские языки».
- ^ История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века. М., «Восточная литература», 2002. ISBN 5-02-017711-3 (History of the East. In 6 volumes. Volume 2. Moscow, publishing house of the Russian Academy of sciences «East literature»): The polyethnic population of Albania left-bank at this time is increasingly moving to the Persian language. Mainly this applies to cities of Aran and Shirvan, as begin from 9–10 centuries named two main areas in the territory of Azerbaijan. With regard to the rural population, it would seem, mostly retained for a long time, their old languages, related to modern Daghestanian family, especially Lezgin. (russian text: Пестрое в этническом плане население левобережной Албании в это время все больше переходит на персидский язык. Главным образом это относится к городам Арана и Ширвана, как стали в IX-Х вв. именоваться два главные области на территории Азербайджана. Что касается сельского населения, то оно, по-видимому, в основном сохраняло еще долгое время свои старые языки, родственные современным дагестанским, прежде всего лезгинскому.
- ^ Дьяконов, Игорь Михайлович. Книга воспоминаний. Издательство "Европейский дом", Санкт-Петербург, 1995., 1995 . – ISBN 5-85733-042-4 . центр. 730–731 Игорь Дьяконов . Книга воспоминаний.
- ^ Наталья Г. Волкова «Таты» в Энциклопедии мировой культуры, редактор: David Publisher, Нью-Йорк: GK Hall, Prentice Hall International, 1991–1996).: «В девятнадцатом веке таты расселялись большими однородными группами. интенсивные процессы ассимиляции тюркоязычными азербайджанцами сократили территорию и численность татов. В 1886 году их численность в Азербайджане превышала 120 тысяч, а в Дагестане - 3600. По переписи 1926 года численность татов в Азербайджане (несмотря на эффект). естественного прироста) упало до 28 500, хотя было также 38 300 «азербайджанцев», для которых татский язык был родным».
- ^ Введение в историю тюркских народов (Питер Б. Голден. Отто Харрасовиц, 1992).
- ^ (Оливье Рой. «Новая Центральная Азия», ИБ Таврида, 2007. Стр. 7) «Масса огузских тюркских племен, пересекших Амударью на запад, покинула Иранское нагорье, остававшееся Персидским, и утвердилась скорее на на западе они разделились на османов, которые были суннитами и оседлыми, и туркменов, которые были кочевниками и отчасти шиитами (вернее, алевитами). Последние должны были долгое время сохранять название «туркмены»: создав таким образом. новая идентичность, основанная на шиизме. Это люди, которые сегодня известны как азербайджанцы».
Источники
[ редактировать ]- Бартольд, В. и Босворт, CE (1997). «Сахирван» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IX: Без вещей . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 487–488. ISBN 978-90-04-10422-8 .
- Босворт, CE (2011). «Шерван» . Энциклопедия Ираника, интернет-издание . Нью-Йорк.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Минорский, Владимир (1958). История Шарвана и Дарбанда в X-XI веках . Кембридж: W. Heffer & Sons, Ltd.
39 ° 55'55 "с.ш. 48 ° 55'13" в.д. / 39,93194 ° с.ш. 48,92028 ° в.д.