Jump to content

Детский график лечения аффективных расстройств и шизофрении

(Перенаправлено с K-SADS )
Детский график лечения аффективных расстройств и шизофрении
Цель ранняя диагностика аффективных расстройств

Детский график аффективных расстройств и шизофрении ( K-SADS ) — это полуструктурированное интервью, направленное на раннюю диагностику аффективных расстройств, таких как депрессия , биполярное расстройство и тревожное расстройство . Существуют разные версии теста, в которых используются разные версии диагностических критериев, охватываются несколько разные диагнозы и используются разные оценочные шкалы для элементов. Все версии построены таким образом, чтобы включать интервью как с ребенком, так и с родителями или опекунами, и все они используют комбинацию проверочных вопросов и более полных модулей, чтобы сбалансировать продолжительность и тщательность интервью.

K-SADS служит для диагностики детских психических расстройств у детей школьного возраста 6–18 лет. Различные адаптации K-SADS были написаны разными исследователями и используются для выявления многих аффективных и психотических расстройств. Варианты K-SADS представляют собой полуструктурированные интервью, проводимые поставщиками медицинских услуг или высококвалифицированными клиническими исследователями, что дает интервьюеру больше гибкости в формулировании и проверке вопросов, в то же время охватывая постоянный набор расстройств. Из-за полуструктурированного формата интервью время на выполнение администрирования варьируется в зависимости от опрашиваемого молодого человека/взрослого. Большинство версий K-SADS также включают «зонды», если они будут одобрены, будет рассмотрена другая диагностическая категория. Если зонд не одобрен, дополнительные симптомы этого конкретного расстройства не будут запрашиваться.

K-SADS оказался надежным и действительным в различных исследовательских и лечебных учреждениях.

KSADS-настоящая версия (KSADS-P)

[ редактировать ]

KSADS-P был первой версией K-SADS, разработанной Чемберсом и Пуиг-Античем в 1978 году как версия Расписания аффективных расстройств и шизофрении, адаптированная для использования с детьми и подростками 6–19 лет. В этой версии SADS был перефразирован, чтобы формулировка вопросника относилась к более молодой возрастной группе. [ 1 ] Например, симптомы мании у детей могут проявляться иначе, чем у взрослых (например, у детей может не быть такой же возможности импульсивно тратить деньги, и они, скорее всего, не будут иметь доступа к кредитным картам или текущим счетам; вместо этого они могут раздавать все свои любимые игрушки или опустошить кошелек родителей, чтобы получить деньги на расходы). [ 2 ] KSADS-P — это структурированное интервью, проводимое обученными врачами или клиническими исследователями, которые опрашивают как ребенка, так и родителя. В этой исходной версии оцениваются симптомы, возникшие во время самого последнего эпизода (в течение недели, предшествующей интервью), а также симптомы, возникшие в течение последних 12 месяцев. [ 3 ] KSADS-P имеет множество ограничений: он не оценивает симптомы и анамнез на протяжении всей жизни, не включает многие психиатрические диагнозы, представляющие интерес в детстве (например, расстройства аутистического спектра ), а также не включает оценки нарушений, специфичных для конкретного диагноза.

KSADS-настоящая и пожизненная версия (KSADS-PL)

[ редактировать ]

K -SADS-PL используется для скрининга аффективных и психотических расстройств, а также других расстройств, включая, помимо прочего, большое депрессивное расстройство , манию , биполярное расстройство , шизофрению , шизоаффективное расстройство , генерализованную тревогу , обсессивно-компульсивное расстройство , дефицит внимания. Расстройство гиперактивности , расстройство поведения , нервная анорексия , булимия и Посттравматическое стрессовое расстройство . [ 4 ] Проведение этого полуструктурированного интервью занимает 45–75 минут. [ 5 ] Его написали Джоан Кауфман, Борис Бирмахер, Дэвид Брент, Ума Рао и Нил Райан. [ 4 ] Большинство пунктов K-SADS-PL оцениваются по шкале от 0 до 3 баллов. Оценка 0 указывает на отсутствие информации; оценка 1 предполагает отсутствие симптома; 2 балла указывают на подпороговое проявление, а 3 балла указывают на пороговое проявление симптомов. KSADS-PL состоит из шести компонентов: [ 5 ]

Неструктурированное вводное интервью – история развития
В первой части интервью задаются вопросы об истории развития и истории возникшей проблемы. Интервьюер делает подробные записи в протоколе. Подсказки охватывают основную демографическую информацию, историю физического и психического здоровья и предшествующее лечение, текущие жалобы, а также отношения молодого человека с друзьями, семьей, школой и хобби. Этот раздел позволяет интервьюеру гибко собирать дополнительную информацию по вопросам, требующим уточнения. [ 5 ]
Диагностическое скрининговое интервью
В ходе диагностического скринингового интервью рассматриваются наиболее серьезные текущие и прошлые симптомы. Для каждого представленного симптома предусмотрены зонды и критерии оценки. Симптомы нарушений сгруппированы в модули. Если у пациента нет каких-либо текущих или прошлых симптомов, отвечающих на контрольные вопросы, то остальные вопросы модуля задавать не нужно. [ 5 ]
Дополнение к контрольному списку завершения
Дополнительный контрольный список используется для выявления дополнительных расстройств. [ 5 ]
Соответствующие диагностические добавки
Эти добавки проверяют наличие/отсутствие симптомов других расстройств, включая тревожные расстройства, поведенческие расстройства и злоупотребление психоактивными веществами. [ 5 ]
Сводный контрольный список диагностики на протяжении всего срока службы
На основе предыдущих разделов в этом разделе суммируются расстройства, которые присутствовали с первого эпизода до настоящего времени. [ 5 ]
Детская глобальная оценочная шкала (C-GAS)
Оценивает уровень функционирования ребенка. [ 5 ]

КСАДС-Эпидемиологический (КСАДС-Э)

[ редактировать ]

КСАДС , [ 6 ] который представляет собой эпидемиологическую версию KSADS и является инструментом для опроса родителей о возможных психопатологиях у детей, начиная с дошкольного возраста. Оно было разработано Пуч-Античем, Орвашелем, Тебризи и Чемберсом в 1980 году как структурированное интервью. Инструмент исследует как прошлые, так и текущие эпизоды, уделяя особое внимание самому серьезному прошлому эпизоду и самому текущему эпизоду. Однако этот инструмент не оценивает тяжесть симптомов; его следует использовать только для оценки наличия или отсутствия симптоматики. В этой версии K-SADS были введены проверочные вопросы, которые в случае отрицательного ответа позволяли пропустить оставшиеся диагностические тесты. Кроме того, K-SADS-E также включает критерии «пропуска» при оценке других диагностических расстройств (СДВГ, посттравматическое стрессовое расстройство и т. д.), позволяя немедленно опросить тех, у кого положительный результат скрининга, на предмет всех симптомов, связанных с этим диагнозом, а также тех, у кого отрицательный результат скрининга может «пропустить» опрос по остальным симптомам.

Версия K-SADS для WASH-U была написана Барбарой Геллер и ее коллегами в 1996 году. Это модифицированная версия K-SADS 1986 года. [ 1 ] Эта версия похожа на многие другие версии K-SADS тем, что она полуструктурирована, проводится врачами отдельно как для родителя, так и для ребенка, и оценивает текущие эпизоды. Однако в этой версии раздел маний специально расширен, чтобы быть более применимым к маниям препубертатного периода. В частности, запрашивается наличие/отсутствие быстрой езды на велосипеде. Он также включает раздел, посвященный множеству других диагнозов DSM-IV, и рассматривает как текущие, так и пожизненные симптомы, а также моменты появления и устранения симптомов. [ 1 ] Эти модификации сделали эту конкретную версию особенно полезной для феноменологических исследований.

KSADS-PL-Plus и KSADS-PLW

[ редактировать ]

Два крупных гранта, финансируемые Национальным институтом психического здоровья, объединили модули KSADS-PL и WASH-U-KSADS. В частности, в обоих проектах использовались модули депрессии и мании версии WASH-U в сочетании с остальными модулями PL. Также были добавлены несколько вопросов, включенных в PL о депрессии или мании, которые еще не были частью соответствующего модуля WASH-U, а письменная карта для преобразования баллов по пунктам была включена в первую заявку на грант – до сбора данных. Это обеспечило перекрестный переход, так что вопросы и диагнозы, полученные с помощью гибридного интервью, были полностью совместимы с данными, полученными в других проектах с использованием стандартных версий PL или WASH-U.

С выпуском пятого издания Диагностического и статистического руководства Американской психиатрической ассоциации (DSM-5) группа авторов завершила серьезный пересмотр KSADS. Обновленная версия должна быть полностью согласована с DSM-5 и включает изменения в симптомах и организации симптомов (например, в разделе травм при посттравматическом стрессовом расстройстве), изменения в диагностических сводных критериях (например, добавление смешанных гипомания и смешанная депрессия в разделы, посвященные расстройствам настроения), а также изменения в диагностических ярлыках (например, переименование «не уточненных» расстройств в «Другие уточненные и родственные расстройства»). аутистический спектр и связанные с ним расстройства, а также диагноз МДДР (который не был принят в более поздней 11-й редакции Всемирной организации здравоохранения Международной классификации болезней , МКБ-11 ). KSADS-5 по-прежнему распространяется онлайн и бесплатно для использования частными врачами и некоммерческими организациями. Он также легко доступен для использования в исследованиях, спонсируемых промышленностью.

КСАДС-КОМП

[ редактировать ]

Благодаря серии грантов НИЗ были созданы три веб-инструмента оценки KSADS-COMP: 1) версия, управляемая врачом; 2) молодежная версия для самостоятельного заполнения с видеоклипами для облегчения прохождения; и 3) версия для самостоятельного администрирования родителем/опекуном. [ 7 ] KSADS-COMP сохранил структуру интервью KSADS-PL, описанную выше, оценивает около 50 психиатрических диагнозов DSM-5 и предоставляет диагностические коды ICD-10.

Веб-версии KSADS-COMP имеют много преимуществ по сравнению с бумажными версиями шкалы, в том числе: 1) Время проведения интервью, проводимого врачом, сокращается вдвое, время обучения врача меньше, и большая надежность между экспертами при оценке отдельных симптомов; 2) Версии KSADS-COMP для самостоятельного администрирования могут быть заполнены самостоятельно, лично или удаленно; 3) KSADS-COMP имеют автоматизированный подбор добавок, автоматизированную оценку и алгоритмы постановки диагнозов; 4) KSADS-COMP генерирует категориальные диагнозы и рейтинги симптомов; 5) Уровень симптомов и диагностические отчеты доступны в режиме реального времени; и 6) Существуют функции автоматического сбора данных. KSADS-COMP в настоящее время доступен на английском, испанском, корейском, голландском и датском языках, а несколько других переводов находятся в стадии разработки. Чтобы получить дополнительную информацию или попробовать демо-версию KSADS-COMP, посетите сайт www.ksads-comp.com.

Шкала оценки мании KSADS (KMRS) и шкала оценки депрессии (KDRS)

[ редактировать ]

Также можно использовать элементы модулей мании и депрессии некоторых версий KSADS, чтобы получить на основе интервью оценку серьезности проблем с настроением. KMRS и KDRS используют рейтинговый формат от 1 до 6 (такой же, как в версиях WASH-U, -P и PL-Plus). Суммирование пунктов дает оценку общей тяжести симптомов. KMRS оценивает 21 симптом, связанный с манией, гипоманией и быстрой ездой на велосипеде. Каждый элемент оценивается по шкале от 0 до 6. Оценка 0 предполагает отсутствие информации (отсутствующие данные); оценка 1 предполагает отсутствие симптома вообще; 2 балла предполагают, что симптом присутствует незначительно; оценка 3 предполагает, что симптом имеет легкую степень тяжести; баллы 4 указывают на то, что симптом умеренно выражен; оценка 5 означает, что симптом серьезный; и оценка 6 означает, что симптом чрезвычайно серьезен. Вопросы с оценкой 4 или выше являются клинически значимыми/проблемными. Обученные врачи или клинические исследователи проводят оценку как ребенку, так и родителю, каждый из которых выставляет свою отдельную оценку по каждому пункту (P и C), а общий балл включает сумму всех пунктов (S).

KMRS является альтернативой шкале оценки мании, разработанной Янгом и др. (часто называемый YMRS). YMRS более известен и широко используется, но, поскольку он был написан в 1978 году, он не включает все симптомы мании из МКБ-9 или МКБ-10 (а также DSM-IV или DSM-5), поскольку он предшествовал им всем. YMRS также был разработан для заполнения медсестрами в конце восьмичасовой смены в стационаре, наблюдающими за взрослыми пациентами. По сравнению с этим KMRS имеет несколько преимуществ: он охватывает все симптомы, используемые в текущих версиях МКБ и DSM, он был разработан для использования с детьми и подростками, был написан и утвержден в виде интервью. Исследования показали превосходную внутреннюю согласованность и надежность между экспертами, а также исключительно высокую корреляцию с YMRS. [ 8 ] [ 9 ] Аналогичным образом, KDRS будет аналогичен пересмотренной шкале оценки детской депрессии. CDRS-R также был разработан для проведения интервью, но его содержание предшествует текущим МКБ и DSM и не содержит некоторых важных симптомов. KDRS также демонстрирует высокую надежность (внутреннюю согласованность и межоценочную оценку) и исключительно высокую корреляцию с KDRS. [ 8 ]

Ссылки на весы

Шкала оценки депрессии K-SADS и шкала оценки мании K-SADS

Последующие действия по рейтинговой шкале Kiddie Mania

Развитие и история

[ редактировать ]

График аффективных расстройств и шизофрении для детей школьного возраста, или K-SADS, изначально был создан как адаптированная версия Графика аффективных расстройств и шизофрении , показателя для взрослых. K-SADS был написан Чемберсом, Пуч-Античем и др. в конце 1970-х годов. [ 10 ] K-SADS был разработан для содействия более ранней диагностике аффективных расстройств и шизофрении у детей таким образом, чтобы он включал в себя отчеты как ребенка, так и родителя, а также «сводную оценку» интервьюера на основе наблюдений и оценок учителей. [ 10 ]

Первая версия K-SADS отличалась от других тестов на детях, поскольку она основывалась на ответах на вопросы интервью, а не на наблюдениях во время игр и взаимодействий. 1990-е годы привели к созданию различных версий K-SADS для разных целей, таких как определение прижизненного диагноза (K-SADS-E) или сосредоточение внимания на текущих эпизодах (K-SADS-P). [ 10 ] [ 11 ]

K-SADS используется для измерения предыдущих и текущих симптомов аффективных, тревожных, психотических и деструктивных расстройств поведения. K-SADS стало одним из наиболее широко используемых диагностических интервью в исследованиях, особенно в проектах, посвященных расстройствам настроения. [ 12 ]

K-SADS-PL написан и переведен более чем на 30 различных языков. [ 13 ] включая корейский, иврит, турецкий, исландский, [ 14 ] и персидский . K-SADS-PL также доступен на нескольких индийских диалектах, включая каннада, маратхи, тамильский и телугу. [ 13 ]

Ограничения

[ редактировать ]

Одним из ограничений K-SADS является то, что для его правильной подачи требуется обширная подготовка, включая методы наблюдения, калибровку оценок и повторные проверки для проверки надежности между экспертами. [ 15 ]

Внешние ресурсы

[ редактировать ]

PDF-файлы KSADS-5 можно получить в клинике по лечению биполярного расстройства у детей и подростков Медицинского центра Университета Питтсбурга. У них есть KSADS, KMRS, KDRS и другие инструменты, которые они помогли разработать, ссылки на которые можно найти здесь .

КСАДС-5 представляет собой набор модулей. Не каждому пациенту требуется каждый модуль — скрининговые и сводные диагностические контрольные списки будут минимальными. Однако все семь частей должны быть доступны для любого интервью.

Экранное интервью KSADS-PL DSM 5

Дополнение №1. Депрессивные и биполярные расстройства.

Дополнение №2. Спектр шизофрении и другие психотические расстройства.

Дополнение № 3. Тревога, обсессивно-компульсивные расстройства и расстройства, связанные с травмой.

Дополнение № 4. Расстройства нервно-психического развития, деструктивные расстройства и расстройства поведения

Дополнение №5. Расстройства пищевого поведения и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ.

Сводные диагностические контрольные списки

Компьютерная версия коммерчески распространяется здесь .


Ссылки на шкалы серьезности

Шкала оценки депрессии K-SADS и шкала оценки мании K-SADS

Последующие действия по рейтинговой шкале Kiddie Mania

  1. ^ Jump up to: а б с Геллер, Барбара; Цимерман, Бетси; Уильямс, Марлен; Болхофнер, Кристина; Крэйни, Джеймс Л.; ДельБелло, Мелисса; Соутулло, Сезар (апрель 2001 г.). «Надежность детского расписания Вашингтонского университета в Сент-Луисе для аффективных расстройств и шизофрении (WASH-U-KSADS), секций мании и быстрой езды на велосипеде». Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии . 40 (4): 450–455. дои : 10.1097/00004583-200104000-00014 . ПМИД   11314571 .
  2. ^ Фриман, Эндрю Дж.; Янгстрем, Эрик А.; Фриман, Меган Дж.; Янгстрем, Дженнифер Когос; Финдлинг, Роберт Л. (1 октября 2011 г.). «Являются ли разногласия между воспитателем и подростком различиями в порогах сообщения о маниакальных симптомах?» . Журнал детской и подростковой психофармакологии . 21 (5): 425–432. дои : 10.1089/cap.2011.0033 . ISSN   1044-5463 . ПМЦ   3243459 . ПМИД   22040188 .
  3. ^ Амброзини, Пол Дж. (январь 2000 г.). «Историческое развитие и современное состояние схемы аффективных расстройств и шизофрении у детей школьного возраста (K-SADS)». Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии . 39 (1): 49–58. дои : 10.1097/00004583-200001000-00016 . ПМИД   10638067 .
  4. ^ Jump up to: а б Кауфман, Джоан; Бирмахер, Борис; Брент, Дэвид; Рао, Ума; Райан, Нил (1996). «Диагностическое интервью: Kiddie-Sads-Present и Lifetime Version» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 18 апреля 2016 г. Проверено 8 сентября 2016 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бергман, Ханна; Мааян, Никола; Киркхэм, Аманда Дж; Адамс, Клайв Э; Соареш-Вайзер, Карла (24 июня 2015 г.). «Шкала аффективных расстройств и шизофрении для детей школьного возраста (K-SADS) для диагностики шизофрении у детей и подростков с психотическими симптомами». Кокрейновская база данных систематических обзоров . дои : 10.1002/14651858.cd011733 .
  6. ^ Орвашель, Х (1995). График шизофрении и аффективных расстройств у детей — эпидемиологическая версия (KSADS-E) . Неопубликованная рукопись, Новый университет.
  7. ^ Таунсенд, Лиза; Кобак, Кеннет; Кирни, Кэтрин; Милхэм, Майкл; Андреотти, Чарисса; Эскалера, Жасмин; Александр, Линдси; Гилл, Мэри Кей; Бирмахер, Борис; Кауфман, Джоан; Дип, Элисон (февраль 2020 г.). «Разработка трех компьютеризированных веб-версий детского психиатрического диагностического интервью при аффективных расстройствах и шизофрении: предварительные данные о достоверности» . Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии . 59 (2): 309–325. дои : 10.1016/j.jaac.2019.05.009 . ПМИД   31108163 . S2CID   160014464 .
  8. ^ Jump up to: а б Да, Андреа М.; Альгорта, Гильермо Перес; Янгстрем, Эрик А.; Финдлинг, Роберт Л.; Бирмахер, Борис; Фристад, Мэри А.; Группа ЛАМС (02.11.2015). «Нефильтрованное введение YMRS и CDRS-R в клиническую выборку детей» . Журнал клинической детской и подростковой психологии . 44 (6): 992–1007. дои : 10.1080/15374416.2014.915548 . ISSN   1537-4416 . ПМЦ   4254390 . ПМИД   24885078 .
  9. ^ Аксельсон, Дэвид; Бирмахер, Борис Дж.; Брент, Дэвид; Вассик, Сьюзен; Гувер, Кристина; Бридж, Джеффри; Райан, Нил (2003). «Предварительное исследование детского расписания аффективных расстройств и шизофрении для детей школьного возраста, шкала оценки мании для детей и подростков». Журнал детской и подростковой психофармакологии . 13 (4): 463–470. дои : 10.1089/104454603322724850 . ISSN   1044-5463 . ПМИД   14977459 .
  10. ^ Jump up to: а б с Чемберс, WJ; Пуч-Антич, Ж.; Хирш, М.; Паес, П.; Амброзини, П.Дж.; Тебризи, Массачусетс; Дэвис, М. (1985). «Оценка аффективных расстройств у детей и подростков методом полуструктурированного интервью. Тест-ретестовая достоверность календаря аффективных расстройств и шизофрении у детей школьного возраста, представленный вариант эпизода». Архив общей психиатрии . 42 (7): 696–702. doi : 10.1001/archpsyc.1985.01790300064008 . ПМИД   4015311 .
  11. ^ Шайнер, Р.Л. (2007). «Расстройства личности». В Mash Эрик Дж.; Баркли, Рассел А. (ред.). Оценка детских расстройств (4-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press. стр. 781–816. ISBN  978-1593854935 .
  12. ^ «K-SADS становится одним из наиболее широко используемых диагностических инструментов в исследованиях и клинической помощи и является примером того, как наши исследователи внесли вклад в улучшение оценки психических расстройств» . Кафедра психиатрии Питтсбургского университета . 19 февраля 2018 года . Проверено 20 марта 2023 г.
  13. ^ Jump up to: а б Кауфман, Джоан; Шведер, Аманда Э. (2004). «Расписание аффективных расстройств и шизофрении для детей школьного возраста: настоящая и прижизненная версия (K-SADS-PL)» . В Херсене, Мишель (ред.). Комплексное руководство по психологической оценке, оценке личности . Том. 2. Джон Уайли и сыновья. стр. 247–255. ISBN  978-0-471-41612-8 – через Google Книги.
  14. ^ Лаут, Бертран; Магнуссон, Палл; Феррари, Пьер; Петурссон, Ханнес (2008). «Исландская версия Kiddie-SADS-PL: перевод, межкультурная адаптация и надежность между экспертами». Северный журнал психиатрии . 62 (5): 379–385. дои : 10.1080/08039480801984214 . ПМИД   18752110 . S2CID   30376247 .
  15. ^ Кауфман, Джоан; Бирмахер, Борис; Брент, Дэвид; Рао, Ума; Флинн, Синтия; Моречи, Паула; Уильямсон, Дуглас; Райан, Нил (1997). «График аффективных расстройств и шизофрении для детей школьного возраста – настоящая и прижизненная версия (K-SADS-PL): исходные данные о надежности и достоверности» . Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии . 36 (7): 980–988. дои : 10.1097/00004583-199707000-00021 . ПМИД   9204677 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c1639723629aa8ad2d29e3d9315fdbfa__1708025340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/fa/c1639723629aa8ad2d29e3d9315fdbfa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kiddie Schedule for Affective Disorders and Schizophrenia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)