Jump to content

Боголанфини

(Перенаправлено с Боголана )

Ткань Боголанфини

Боголанфини или боголан ( Бамбара : bɔgɔlanfini ; « грязевая ткань »; иногда называется тканью, окрашенной в грязь). [1] [2] или окрашенная грязью ткань [3] на английском языке ) — малийская хлопчатобумажная ткань ручной работы, традиционно окрашенная ферментированной грязью. Он занимает важное место в традиционной малийской культуре и в последнее время стал символом малийской культурной самобытности . [3] [4] [5] Ткань экспортируется по всему миру для использования в моде, изобразительном искусстве и декорировании. [2]

Происхождение и этимология

[ редактировать ]

Техника окрашивания связана с несколькими малийскими этническими группами, но версия Бамана стала наиболее известной за пределами Мали. На языке бамбара слово bògòlanfini представляет собой смесь слова bɔgɔ , что означает «земля» или «грязь»; lan , что означает «с» или «посредством»; и фини , что означает «ткань». [4] обычно переводится как «глиняная ткань», Хотя боголан на самом деле он относится к глине с высоким содержанием железа. Утюг в глине окрасит в черный цвет хлопчатобумажные ткани, сотканные вручную и вручную . [6]

Производство

[ редактировать ]
Боголанфини на рынке Эннде

Центром производства боголанфини и источником тканей высочайшего качества является город Сан . [5]

Традиционное производство

[ редактировать ]

При традиционном производстве боголанфини мужчины ткут ткань, а женщины красят ее. На узких ткацких станках из полосок хлопчатобумажной ткани шириной около 15 сантиметров (5,9 дюйма) ткут и сшивают ткань шириной около 1 метра (3 фута) и длиной 1,5 метра (5 футов). [4]

Крашение («странная и громоздкая техника», по словам Донна (1973). [3] ) начинается с шага, невидимого в готовом изделии: ткань замачивают в ванне с красителем, приготовленной из листьев дерева н'галлама ( Anogeissus leiocarpa ), которые растирают, а затем варят или замачивают. Теперь желтая, но еще не устойчивая к цвету , ткань высушивается на солнце, затем раскрашивается узорами с помощью металлического инструмента или деревянной палочки и тщательно и многократно наносится, чтобы обрисовать замысловатые мотивы. Краска изготовлена ​​из специально отобранной грязи, собранной в руслах рек и ферментированной до года в глиняной банке. Из-за химической реакции между обработанной грязью и окрашенной тканью после смывания грязи остается коричневый цвет. Наконец, желтый краситель н'галлама удаляется с немаркированных частей ткани путем применения мыла или отбеливателя, в результате чего готовая ткань становится белой с темными пятнами в местах, где она была окрашена. [4]

После длительного использования очень темно-коричневый цвет приобретает различные насыщенные коричневые оттенки, в то время как неокрашенная нижняя сторона ткани сохраняет бледно- рыжий цвет . [3]

Варианты и современное производство

[ редактировать ]

В окрестностях Мопти и Дженне художники, считающиеся менее квалифицированными, используют гораздо более простой метод: [5] Ткань окрашивается в желтый цвет в растворе шерсти , приготовленном из листьев Terminalia avicennides , а затем закрашивается черными узорами. Желтый цвет либо удаляют, создавая резкий черно-белый рисунок, либо окрашивают в темно-оранжевый цвет раствором коры М'Пеку ( Lannea velutina ). [5]

На основе этих упрощенных методов примерно с 2000 года большие количества боголанфини производятся массово для туристических и экспортных рынков. На этих тканях используются более простые рисунки, часто наносимые трафаретом, нарисованным черным цветом на желтом или оранжевом фоне. С помощью этого метода ткань можно производить примерно в шесть-семь раз быстрее. Демократические реформы после свержения Муссы Траоре в 1991 году привели к тому, что многие молодые люди потеряли ранее гарантированные государственные должности и стипендии. Это побудило многих заняться производством боголанфини. Следовательно, большая часть ткани теперь производится мужчинами, а не женщинами, а традиционное годовое обучение было заменено короткими неформальными занятиями. [5]

Культурное значение

[ редактировать ]

В традиционной малийской культуре боголанфини носят охотники и служат камуфляжем , ритуальной защитой и знаком статуса. Женщин заворачивают в боголанфини после их вступления во взрослую жизнь (что включает в себя калечащие операции на половых органах ) и сразу после родов, поскольку считается, что ткань обладает способностью поглощать опасные силы, высвобождаемые при таких обстоятельствах. [4]

Узоры Боголанфини имеют большое культурное значение и относятся к историческим событиям (таким как знаменитая битва между малийским воином и французами), крокодилам (важным в мифологии Бамбары) и другим объектам, мифологическим концепциям или пословицам. Примерно с 1980 года Боголанфини стал символом малийской культурной самобытности и пропагандируется как таковой правительством Мали. [4]

Использование

[ редактировать ]

Боголанфини стал популярным продуктом малийского экспорта, особенно в США. Там она продается как грязевая ткань , либо как символ афроамериканской культуры , либо как в целом «этническая» декоративная ткань. [4]

Рубашка Боголанфини ( дашики )

В Мали эту ткань носят люди всех национальностей, в том числе активно участвующие в малийском кино и малийские музыканты, либо как выражение национальной или этнической идентичности, либо как модный тренд. Из боголанфини, особенно популярного среди молодежи, изготавливают широкий ассортимент одежды, включая мини-юбки и куртки в западном стиле, а также традиционные струящиеся халаты ( бубу ). [4]

Малийскому модельеру Крису Сейду приписывают популяризацию боголанфини в международной моде. [4]

В искусстве

[ редактировать ]

Боголанфини также создается как изобразительное искусство несколькими малийскими художниками, в частности Groupe Bogolan Kasobané , шестью художниками, сотрудничающими с 1978 года. Эти картины созданы с использованием растительных красителей и грязи, но часто имеют рисунки, не связанные с рисунками традиционных тканей; их новые мотивы также часто встречаются на одежде. [5] Среди других известных создателей — Накунте Диарра . [1]

Традиционный дизайн боголанфини также используется в широком спектре коммерческой продукции, такой как кофейные кружки, шторы, полотенца, простыни, обложки книг и оберточная бумага. [5]

  1. ^ Перейти обратно: а б «Накунте Диарра» . Национальный музей африканского искусства (africa.si.edu) . Коллекции. Смитсоновский институт . 2014. Архивировано из оригинала 18 сентября 2018 года . Проверено 18 сентября 2018 г. Художник из Бамана Накунте Диарра из Колокани, регион Беледугу в Мали, занимается изготовлением боголанфинив (тканей, окрашенных в грязь) с 1950-х годов. Она использует техники, которым научилась у своей бабушки, и сегодня широко известна как величайшая из ныне живущих художниц-боголанов Мали.
  2. ^ Перейти обратно: а б Маркс, Виллем (20 августа 2022 г.). «Африканская мода правит на выставках в британских музеях: от шикарных дашики до грязно-крашенной ткани» . NPR.org . Козы и газировка. Национальное общественное радио .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д
    Донн, Дж. Б. (1973). «Боголанфини: окрашенная грязью ткань из Мали». Мужчина . 8 (1): 104–107. дои : 10.2307/2800615 . JSTOR   2800615 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я
    Ровин, Виктория Л. (2005). «Боголан» . В Стиле, Валери (ред.). Энциклопедия одежды и моды . Том. 1. Томсон Гейл . стр. 169–170 . ISBN  0-684-31394-4 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г
    Ториен, Эльсье С. (2003). «Тряпка из Мали: ее изготовление и использование» . Журнал семейной экологии и потребительских наук . 31 : 52–57. ISSN   0378-5254 .
  6. ^ Голднер, Джанет (2008). Поэтика ткани . Серая художественная галерея. Нью-Йоркский университет. стр. 58–59. ISBN  978-0-615-22083-3 .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c253630bbe3bc78afdc21f6aab3a16e8__1710184680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/e8/c253630bbe3bc78afdc21f6aab3a16e8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bògòlanfini - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)