Боголанфини
Боголанфини или боголан ( Бамбара : bɔgɔlanfini ; « грязевая ткань »; иногда называется тканью, окрашенной в грязь). [1] [2] или окрашенная грязью ткань [3] на английском языке ) — малийская хлопчатобумажная ткань ручной работы, традиционно окрашенная ферментированной грязью. Он занимает важное место в традиционной малийской культуре и в последнее время стал символом малийской культурной самобытности . [3] [4] [5] Ткань экспортируется по всему миру для использования в моде, изобразительном искусстве и декорировании. [2]
Происхождение и этимология
[ редактировать ]Техника окрашивания связана с несколькими малийскими этническими группами, но версия Бамана стала наиболее известной за пределами Мали. На языке бамбара слово bògòlanfini представляет собой смесь слова bɔgɔ , что означает «земля» или «грязь»; lan , что означает «с» или «посредством»; и фини , что означает «ткань». [4] обычно переводится как «глиняная ткань», Хотя боголан на самом деле он относится к глине с высоким содержанием железа. Утюг в глине окрасит в черный цвет хлопчатобумажные ткани, сотканные вручную и вручную . [6]
Производство
[ редактировать ]Центром производства боголанфини и источником тканей высочайшего качества является город Сан . [5]
Традиционное производство
[ редактировать ]При традиционном производстве боголанфини мужчины ткут ткань, а женщины красят ее. На узких ткацких станках из полосок хлопчатобумажной ткани шириной около 15 сантиметров (5,9 дюйма) ткут и сшивают ткань шириной около 1 метра (3 фута) и длиной 1,5 метра (5 футов). [4]
Крашение («странная и громоздкая техника», по словам Донна (1973). [3] ) начинается с шага, невидимого в готовом изделии: ткань замачивают в ванне с красителем, приготовленной из листьев дерева н'галлама ( Anogeissus leiocarpa ), которые растирают, а затем варят или замачивают. Теперь желтая, но еще не устойчивая к цвету , ткань высушивается на солнце, затем раскрашивается узорами с помощью металлического инструмента или деревянной палочки и тщательно и многократно наносится, чтобы обрисовать замысловатые мотивы. Краска изготовлена из специально отобранной грязи, собранной в руслах рек и ферментированной до года в глиняной банке. Из-за химической реакции между обработанной грязью и окрашенной тканью после смывания грязи остается коричневый цвет. Наконец, желтый краситель н'галлама удаляется с немаркированных частей ткани путем применения мыла или отбеливателя, в результате чего готовая ткань становится белой с темными пятнами в местах, где она была окрашена. [4]
После длительного использования очень темно-коричневый цвет приобретает различные насыщенные коричневые оттенки, в то время как неокрашенная нижняя сторона ткани сохраняет бледно- рыжий цвет . [3]
-
Боголан, Мали
-
Сегу
-
Сегу
-
Сегу
Варианты и современное производство
[ редактировать ]В окрестностях Мопти и Дженне художники, считающиеся менее квалифицированными, используют гораздо более простой метод: [5] Ткань окрашивается в желтый цвет в растворе шерсти , приготовленном из листьев Terminalia avicennides , а затем закрашивается черными узорами. Желтый цвет либо удаляют, создавая резкий черно-белый рисунок, либо окрашивают в темно-оранжевый цвет раствором коры М'Пеку ( Lannea velutina ). [5]
На основе этих упрощенных методов примерно с 2000 года большие количества боголанфини производятся массово для туристических и экспортных рынков. На этих тканях используются более простые рисунки, часто наносимые трафаретом, нарисованным черным цветом на желтом или оранжевом фоне. С помощью этого метода ткань можно производить примерно в шесть-семь раз быстрее. Демократические реформы после свержения Муссы Траоре в 1991 году привели к тому, что многие молодые люди потеряли ранее гарантированные государственные должности и стипендии. Это побудило многих заняться производством боголанфини. Следовательно, большая часть ткани теперь производится мужчинами, а не женщинами, а традиционное годовое обучение было заменено короткими неформальными занятиями. [5]
Культурное значение
[ редактировать ]В традиционной малийской культуре боголанфини носят охотники и служат камуфляжем , ритуальной защитой и знаком статуса. Женщин заворачивают в боголанфини после их вступления во взрослую жизнь (что включает в себя калечащие операции на половых органах ) и сразу после родов, поскольку считается, что ткань обладает способностью поглощать опасные силы, высвобождаемые при таких обстоятельствах. [4]
Узоры Боголанфини имеют большое культурное значение и относятся к историческим событиям (таким как знаменитая битва между малийским воином и французами), крокодилам (важным в мифологии Бамбары) и другим объектам, мифологическим концепциям или пословицам. Примерно с 1980 года Боголанфини стал символом малийской культурной самобытности и пропагандируется как таковой правительством Мали. [4]
Использование
[ редактировать ]Боголанфини стал популярным продуктом малийского экспорта, особенно в США. Там она продается как грязевая ткань , либо как символ афроамериканской культуры , либо как в целом «этническая» декоративная ткань. [4]
В моде
[ редактировать ]В Мали эту ткань носят люди всех национальностей, в том числе активно участвующие в малийском кино и малийские музыканты, либо как выражение национальной или этнической идентичности, либо как модный тренд. Из боголанфини, особенно популярного среди молодежи, изготавливают широкий ассортимент одежды, включая мини-юбки и куртки в западном стиле, а также традиционные струящиеся халаты ( бубу ). [4]
Малийскому модельеру Крису Сейду приписывают популяризацию боголанфини в международной моде. [4]
В искусстве
[ редактировать ]Боголанфини также создается как изобразительное искусство несколькими малийскими художниками, в частности Groupe Bogolan Kasobané , шестью художниками, сотрудничающими с 1978 года. Эти картины созданы с использованием растительных красителей и грязи, но часто имеют рисунки, не связанные с рисунками традиционных тканей; их новые мотивы также часто встречаются на одежде. [5] Среди других известных создателей — Накунте Диарра . [1]
Традиционный дизайн боголанфини также используется в широком спектре коммерческой продукции, такой как кофейные кружки, шторы, полотенца, простыни, обложки книг и оберточная бумага. [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б
«Накунте Диарра» . Национальный музей африканского искусства (africa.si.edu) . Коллекции. Смитсоновский институт . 2014. Архивировано из оригинала 18 сентября 2018 года . Проверено 18 сентября 2018 г.
Художник из Бамана Накунте Диарра из Колокани, регион Беледугу в Мали, занимается изготовлением боголанфинив (тканей, окрашенных в грязь) с 1950-х годов. Она использует техники, которым научилась у своей бабушки, и сегодня широко известна как величайшая из ныне живущих художниц-боголанов Мали.
- ^ Перейти обратно: а б Маркс, Виллем (20 августа 2022 г.). «Африканская мода правит на выставках в британских музеях: от шикарных дашики до грязно-крашенной ткани» . NPR.org . Козы и газировка. Национальное общественное радио .
- ^ Перейти обратно: а б с д
Донн, Дж. Б. (1973). «Боголанфини: окрашенная грязью ткань из Мали». Мужчина . 8 (1): 104–107. дои : 10.2307/2800615 . JSTOR 2800615 . - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я
Ровин, Виктория Л. (2005). «Боголан» . В Стиле, Валери (ред.). Энциклопедия одежды и моды . Том. 1. Томсон Гейл . стр. 169–170 . ISBN 0-684-31394-4 . - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г
Ториен, Эльсье С. (2003). «Тряпка из Мали: ее изготовление и использование» . Журнал семейной экологии и потребительских наук . 31 : 52–57. ISSN 0378-5254 . - ^ Голднер, Джанет (2008). Поэтика ткани . Серая художественная галерея. Нью-Йоркский университет. стр. 58–59. ISBN 978-0-615-22083-3 .
Библиография
[ редактировать ]- Донн, Дж. Б. (1973). «Боголанфини: окрашенная грязью ткань из Мали». Мужчина . 8 (1): 104–107. дои : 10.2307/2800615 . JSTOR 2800615 .
- Голднер, Джанет (2008). Поэтика ткани . Серая художественная галерея. Нью-Йоркский университет. ISBN 978-0-615-22083-3 .
- Ровин, Виктория Л. (2005). «Боголан» . В Стиле, Валери (ред.). Энциклопедия одежды и моды . Том. 1. Томсон Гейл . стр. 169–170 . ISBN 0-684-31394-4 .
- Ториен, Эльсье С. (2003). «Тряпка из Мали: ее изготовление и использование» . Журнал семейной экологии и потребительских наук . 31 : 52–57. ISSN 0378-5254 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бретт-Смит, Сара (2014). Молчание женщин: глиняные ткани Бамана . ISBN 9788874396702 .
- Хилл, Сэм; Херси, Ирвин (2005). Грязевая ткань Боголанфини . Атглен, Пенсильвания: Издательство Schiffer Publishing. ISBN 978-0-7643-2187-0 .
- Императо, Паскаль Джеймс; Шамир, Марли (лето 1970 г.). «Боколанфини: глиняная ткань Бамана в Мали». Африканское искусство . 3 (4): 32–41, 80. дои : 10.2307/3345905 . JSTOR 3345905 .
- Ровин, Виктория (зима 1997 г.). «Боголанфини в Бамако: биография малийского текстиля». Африканское искусство . 30 (1): 40–51, 94–96. дои : 10.2307/3337471 . JSTOR 3337471 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Открытие грязи» . Национальный музей естественной истории .
- Эндерле, Мелисса. «Боголанская ткань: изображения производственного процесса» . Архивировано из оригинала 5 октября 2009 года.
- Хагер, Лиз (1 марта 2010 г.). «Малийский Боголанфини и культурная идентичность» . Венецианский красный .