Ибн ан-Надим
Ибн ан-Надим | |
---|---|
Рожденный | ~ 320 ч. (~ 932 г. н. э.) Багдад , Аббасидский халифат |
Умер | ~ 385 г. (~ 995 г. н.э.) [ 1 ] Багдад , Аббасидский халифат |
Заметная работа | Китаб аль-Фихрист |
Эра | Средневековый период ( Поздняя эпоха Аббасидов ) |
Школа | Аристотелизм [ 1 ] |
Основные интересы | История , арабская литература |
Персональный | |
Религия | ислам |
Номинал | Шииты [ 1 ] |
Крид | Мутазила [ 1 ] |
Занятие | Библиограф, Историк |
Абу аль-Фарадж Мухаммад ибн Исхак ан-Надим ( араб . Абу аль-Фарадж Мухаммад ибн Исхак ан-Надим ), также Ибн Аби Якуб Исхак ибн Мухаммад ибн Исхак аль-Варрак , широко известный под именем насаб (отчество) Ибн ан-Надим ( араб . Ибн ан-Надим ; умер 17 сентября 995 или 998 г.), был важным мусульманским библиографом и биографом. [ 2 ] Багдада , составивший энциклопедию «Китаб аль-Фихрист» ( «Каталог книг »).
Биография
[ редактировать ]Многое известное об Ан-Надиме вытекает из его эпитетов. ан-Надим ( النَّدِيم ), «придворный товарищ» и аль-Варрак ( الْوَرَّاق ), «переписчик рукописей». Вероятно, родился в Багдаде ок. 320/932 г. он умер там в среду, 20 Шаабана 385 г. хиджры. Он был персом или, возможно, арабом. [ 3 ] [ 4 ] О жизни Ибн ан-Надима мало что известно. Некоторые историки говорят, что он был персидского происхождения, но это не точно. Однако в этом контексте примечателен выбор редко используемого персидского слова пехрест (fehrest/fehres/fahrasat), означающего «Список», в качестве названия справочника по арабской литературе.
С шести лет он, возможно, посещал медресе и получил всестороннее образование в области исламоведения, истории, географии, сравнительного религиоведения, естественных наук, грамматики, риторики и комментариев Корана . Ибрагим аль-Абиари , автор книги «Турат аль-Инсания», говорит, что ан-Надим учился у аль-Хасана ибн Саввара , логика и переводчика научных книг; Юнус аль-Касс, переводчик классических математических текстов; и Абу аль-Хасан Мухаммад ибн Юсуф ан-Накит, ученый греческой науки . [ 5 ] Надпись в раннем экземпляре аль-Фихриста, вероятно, сделанная историком аль-Макризи , повествует, что ан-Надим был учеником юриста Абу Саида аль-Сирафи (ум. 978/9), поэта Абу аль-Сирафи . -Фарадж аль-Исфахани , историк Абу Абдулла аль-Марзубани и другие. Фраза Аль-Макризи «но никто его не цитировал» подразумевает, что сам Ан-Надим не учил. [ 6 ] Посещая лекции некоторых ведущих ученых десятого века, он проходил обучение по профессии своего отца - книжной торговле. Его отец, книготорговец и владелец преуспевающего книжного магазина, поручил ан-Надиму покупать рукописи у дилеров. Ан-Надим вместе с другими нанятыми писцами-каллиграфами затем копировал их для клиентов. Книжный магазин, обычно находившийся на верхнем этаже, был популярным местом встречи интеллектуалов. [ 7 ]
Вероятно, он посетил интеллектуальные центры в Басре и Куфе в поисках научных материалов. Возможно, он посетил Алеппо , центр литературы и культуры под властью Сайфа ад-Даулы . В библиотеке Мосула он нашел фрагмент книги Евклида и стихотворные произведения. Ан-Надим, возможно, служил «придворным товарищем» Насира ад-Даулы , хамданидского правителя Мосула, который пропагандировал образование. [ 8 ] Его семья была высокообразованной, и он или его предок, возможно, были «членом Круглого стола князя». Буидский (годы правления 356–367 хиджры) был халиф Адуд ад-Даула большим другом искусств и наук, любил поэтов и ученых, давал им зарплату и основал значительную библиотеку. [ 9 ] Более вероятно, что этот титул принесла ему служба при дворе Муизза ад-Давлы , а затем и его сына Изза ад-Давлы в Багдаде. Он упоминает о встрече с кем-то в Дар ар-Руме в 988 году, примерно в период составления книги. [ 10 ] Однако вполне вероятно, что здесь «Дар ар-Рум» относится к греко-православному сектору Багдада, а не к Константинополю . [ 11 ]
Другими представителями его широкого круга элиты были Али ибн Харун ибн аль-Мунаджим (ум. 963) из Бану Мунаджим и христианский философ Ибн аль-Хаммар . Он восхищался Абу Сулейманом Сиджистани , сыном Али бин Исы, «доброго визиря» Бану аль-Джарра , за его знания философии, логики и греческих, персидских и индийских наук, особенно Аристотеля . Врач Ибн Аби Усайбия (ум. 1273) тринадцать раз упоминает Ан-Надима и называет его писателем или, возможно, правительственным секретарем. [ 12 ] ан-Надима Кунья «Абу аль-Фарадж» указывает на то, что он был женат и имел по крайней мере одного сына.
В 987 году Ибн ан-Надим начал составлять «Аль-Фихрист» («Каталог») как полезный справочный указатель для покупателей и торговцев книгами. В течение длительного периода времени он отмечал тысячи авторов, их биографические данные и произведения, собранные в ходе его регулярных посещений частных коллекционеров книг и библиотек по всему региону, включая Мосул и Дамаск, а также благодаря активному участию в оживленной литературной жизни Багдада в период.
Религия
[ редактировать ]Широкие обсуждения Исхаком ан-Надимом религий и религиозных сект в его трудах, а также тонкости его описаний и терминологии подняли вопросы относительно его собственных религиозных убеждений и принадлежности. Кажется, Ибн Хаджара утверждение о том, что ан-Надим был шиитом , [ 13 ] был основан на использовании им термина «конкретные люди » ( «частные» ) для шиитов , «общие люди» ( «общие» ) для нешиитов и уничижительного термина «хашавия» ( «интуитивный» ) [ н 1 ] для суннитов . Усиливают это подозрение ссылки на школу Ханбали как на Ахль аль-Хадис («Люди хадисов » ), а не на Ахль аль-Сунну («Люди традиции»), использование мольбы о мире с ним ( عليه السلام ) после имен Ахль аль-Байт (Потомки Мухаммеда ) и упоминания шиитского имама Али ар-Рида как мауланы (господин). Он утверждает, что аль-Вакиди скрывал свою принадлежность к шииту посредством такийи (притворства) и что большинство традиционалистов были зайдитами . Ибн Хаджар также утверждал, что ан-Надим был мутазилитом . Секта обсуждается в пятой главе « Аль-Фихриста» , где их называют « Людьми справедливости» ( أهل العدل ). ан-Надим называет ашаритов аль-Муджбирой и резко критикует сабийя доктрину и историю намек на некоего шафиитского . Говорят, что ученого как на «тайного двунадесятника» указывает на его возможную принадлежность к двунадесятнику . В его круг входили богослов Аль-Муфид , даи Ибн Хамдан , писатель Хушкунанад и якобитский философ Яхья ибн Ади (ум. 363/973), наставник Иса бин Али и его коллега-переписчик и продавец книг (стр. t64, 8). Еще одно необоснованное утверждение о том, что Ан-Надим был исмаилитом , основано на его встрече с лидером исмаилитов. [ 7 ]
Аль-Фихрист
[ редактировать ]Китаб аль-Фихрист ( араб . كتاب الفهرست ) представляет собой сборник знаний и литературы ислама десятого века, ссылающийся на ок. 10 000 книг и 2 000 авторов. [ 14 ] Этот важнейший источник средневековой арабо -исламской литературы, основанный на различных древних эллинских и римских цивилизациях, сохраняет от его собственной руки имена авторов, книги и отчеты, которые в противном случае были бы полностью утеряны. Аль-Фихрист является свидетельством жажды ан-Надима к знаниям среди захватывающей и утонченной среды интеллектуальной элиты Багдада. Будучи свидетельством цивилизации, переданной через мусульманскую культуру западному миру, она предоставляет уникальный классический материал и связи с другими цивилизациями. [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хашавия означает тех, кто верит, что Аллах может быть ограничен физическими измерениями.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Фюк, JW (1960–2005). «Ибн ан-Надим» . Энциклопедия ислама, второе издание (12 томов) . Лейден: Э. Дж. Брилл. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_3317 .
- ^ «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» . iranicaonline.org .
- ^ Николсон , с. 362.
- ^ Грей , с. 24.
- ^ Додж , с. XVIII.
- ^ Додж , с. XXVI.
- ^ Перейти обратно: а б Додж , с. XVIII.
- ^ Додж , с. хх.
- ^ Черт , с. 117.
- ^ Додж , с. XXI.
- ^ Наллино .
- ^ Усайбиа, Часть I, с. 57
- ^ Хайар, Лисан аль-Мизан, ч.5, стр. 72
- ^ Биографический словарь Общества распространения полезных знаний , Том 2, номер 2, с. 782
- ^ Додж , с. я.
Источники
[ редактировать ]- Додж, Баярд , изд. (1970), Фихрист ан-Надима: обзор исламской культуры десятого века , том. 2, перевод Доджа, Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета [полный английский перевод].
- Блядь , Иоганн Вильгельм. История арабской литературы X века нашей эры .
- Черт, JW (1971). «Ибн ан-Надим» . В Льюисе, Б .; Менаж, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. OCLC 495469525 .
- там же, Арабистика в Европе до начала 20 в. , том. viii, Лейпциг, с. 335
- Гольдзихер , Игнац, вклад в объяснение Китаба аль-Фихриста
- Грей, Луи Герберт (1915). «Иранский материал в Фихристе». Ле Музеон . 33 : 24–39.
- Надим (аль-), Абу аль-Фарадж Мухаммад ибн Исхак Абу Якуб аль-Варрак (1871), Флюгель , Густав (редактор), Китаб аль-Фихрист , Лейпциг : Фогель
- Наллино, Карлос Альфонсо. Ильм аль-фалак: Тарихуху инд аль-Араб фи аль-курун аль-вуста (Астрономия: история арабских писателей Средневековья )
- Николсон, Рейнольд А. (1907), Литературная история арабов , Кембридж: TF Unwin, ISBN 9781465510228
- Риттер , Хельмут (1928), «О традиции Фихриста» , Philologika I (DerИслам, 17 изд.): 15–23.
- Смерти 990-х годов
- История образования в Багдаде
- Багдад под властью халифата Аббасидов
- Историки X века из Аббасидского халифата
- Арабские люди 10-го века
- Юристы X века
- Рукописи X века
- Философы X века
- Ученые 10 века
- Арабскоязычные писатели X века.
- Алхимики средневекового исламского мира
- Библиографы
- Библиофилы
- Средневековые грамматики арабского языка
- Энциклопедисты средневекового исламского мира
- Мусульманские оккультисты
- Персидские писатели
- Социальная история Ирака
- Переводчики «Тысячи и одной ночи»
- Иранские химики
- Учёные из Багдада