Jump to content

Добро пожаловать в Хадис

(Перенаправлено с «Люди хадисов» )

Ахль аль-Хадис ( араб . أَهْل الحَدِيث , латинизированный : Ахл аль-Хадис , букв. «Люди хадисов») — исламская школа суннитского ислама , возникшая во 2-м и 3-м веках исламской эпохи (конец 8-го и 9-го веков ). века н. э.) как движение исследователей хадисов , которые считали Коран и достоверные хадисы единственным авторитетным источником в вопросах права и веры. [ 1 ] Они были известны как « Атари » за поддержку традиционалистских богословских доктрин, которые отвергали рационалистические подходы и выступали за строго буквальное прочтение Священного Писания. [ 2 ] [ 3 ] Его приверженцев также называли традиционалистами , а иногда и традиционалистами (от «традиций», а именно хадисов ). [ 4 ] Традиционалисты составляли наиболее авторитетный и доминирующий блок суннитской ортодоксальности до появления мадхабов (правовых школ) в четвертом исламском веке. [ 5 ]

В юриспруденции ) или живой Ахль аль-Хадис выступал против многих современных юристов, которые основывали свои юридические рассуждения на информированном мнении رَأْي ( ра'и местной практике عُرْف ( урф ), которых часто уничижительно называли Ахль ар-Рай . [ 1 ] [ 6 ] Традиционалисты иттибу осуждали практику таклида (следование мнениям ученых или рай , не запрашивая доказательств из Священных Писаний) и защищали ( следование научным традициям, запрашивая доказательства из Корана и Сунны и принимая только их буквальное значение). В свою очередь, Ахль аль-Хадис поддержал иджтихад (научное юридическое обоснование), придерживаясь Священного Писания. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]

В вопросах веры Ахль аль-Хадис противопоставлялся мутазилитам и другим теологическим течениям, осуждая многие пункты их доктрин, а также чрезмерные рационалистические методы, используемые мутазилитами для защиты и оправдания. [ 10 ] Самым видным лидером движения был Ахмад ибн Ханбал . [ 10 ] Впоследствии другие исламские юридические школы постепенно пришли к признанию обоснованности использования Корана и хадисов, пропагандируемых движением Ахль аль-Хадис. [ 10 ] в то время как аль-Ашари (874-936) использовал рационалистическую аргументацию, которую предпочитали мутазилиты, для защиты большинства тех же принципов доктрины Ахль аль-Хадис, продолжая наследие, предоставленное Ибн Куллабом . [ 11 ] В последующие столетия термин ахль аль-хадис стал относиться к ученым школ Ханбали и Захири ; которые отвергли рационалистическую теологию ( калам ) и придерживались вероучения Ахмада ибн Ханбала и особенно имама Захири. [ 12 ] [ 13 ] Эта богословская школа, также известная как традиционалистская теология , в последнее время поддерживается салафитским движением . [ 14 ] Термин ахль аль-хадис иногда используется в более общем смысле для обозначения особенно восторженной приверженности хадисам, а также взглядам и образу жизни современников Мухаммеда и первых поколений верующих . [ 15 ]

Терминология

[ редактировать ]

Ахль аль-Хадит (или Ашаб аль-Хадих ( араб . أَصْحَاب الحَدِيث , букв. «Приверженцы традиции») или Аарийюн ( араб . أَثَرِيُّون , букв . часто одобрительно называли «традиционалистами»). Ахль аль-Сунна ( араб . أَهْل السُّنَّة , букв. «Люди [пророческих] традиций»), имея в виду их претензии на то, что они представляют ортодоксальный (то есть полностью основанный на традициях) суннитский ислам, в то время как они были известны уничижительно как аль- Хашвийя ( арабский : الحَشْوِيَّة , букв. «Многословный»), имея в виду переизбыток повествований и традиций в их произведениях и сборниках. [ нужна ссылка ] В богословской полемике их часто называли аль-Муджасимун ( араб . المُجَسِّمُون , букв. «Антропоморфисты»), имея в виду, как их изображения исламского Бога были восприняты их идеологическими соперниками, особенно мутазилитами , которые утверждал абсолютную бестелесность Бога в исламе .

Мусульманские историки и юристы предположили, что сахаби (сподвижник Пророка) по имени Зубайр ибн аль-Аввам был одним из первых ученых-традиционалистов и текстологов, оказавших влияние на ученых- асари более позднего периода . Наука в области истории юриспруденции подчеркнула, что методология прототекстуализма Зубайра оказала большое влияние на ученых Ахль аль-Хадис , которые отличались своим подходом к строго текстуалистическому пониманию Корана и хадисов , в то же время в основном отвергая метод Кияса (аналогии) Ахля . ар-Рай (ученые в области логики). [ нужна ссылка ] Строгие взгляды Зубайра на экзегетическую область интерпретации Корана были зафиксированы в его основных биографиях, сохранившихся современными мусульманскими учеными, например, в высказывании аз-Зубайра, когда он посоветовал одному из своих детей никогда не спорить о текстах Корана с помощью логики. Толкование Корана, по мнению аз-Зубайра, должно быть строго связано с пониманием традиции хадисов и сунны . [ нужна ссылка ]

Подобные антирационалистические, традиционалистские и ориентированные на хадисы взгляды также разделялись многими влиятельными учёными на протяжении всей истории, многие из которых достигли ранга абсолютных муджтахидов (учёных, позволивших открыть свой собственный мазхаб из-за обширности своих знаний), таких как шафиит Ибн Касир , Ханбалит Ибн Таймия, [ 16 ] [ 17 ] Ибн Хазм , независимый мазхаб Бухари [ сломанный якорь ] , а также учёные из Джарири и Захири Мадхабов . [ нужна ссылка ]

Другим сподвижником пророка, который, как известно, придерживался этой текстовой позиции, был Абдулла ибн Умар . Когда группа его учеников-табиинов спросила его о взглядах на секту Кадария , Ибн Умар ответил такфиром (отлучением от ислама) в отношении группы Кадария за их доводы в отношении отклонения кадара . [ 18 ] Ибн Умар далее осудил этих Кадарий и предостерег своих учеников от их аналогичной методологии. По мнению современных ученых, причина, по которой Ибн Умар осудил Кадарию , заключалась в том, что они были похожи на зороастризм и манихейство из-за их философии дуализма , которая соответствовала хадисам (пророческим традициям), в которых говорилось, что «Кадарии были волхвами этой Уммы ». [ 19 ]

Движение Ахль аль-Хадис возникло в конце VIII века н. э. среди ученых-хадисистов, которые считали Коран и достоверные хадисы единственными приемлемыми источниками права и веры. [ 6 ] Сначала эти ученые составляли меньшинство в существующих кругах религиоведческих исследований, но к началу 9-го века объединились в отдельное движение под руководством Ахмада ибн Ханбала . [ 6 ] В юридических вопросах эти ученые критиковали использование личного научного мнения ( рай ), распространенного среди ханафитских юристов Ирака, а также опору на живые местные традиции маликитских юристов Медины . [ 6 ] Они также отвергли использование кийаса (вывода по аналогии) и других методов юриспруденции, таких как хиял (юридический вывод), когда он отдавал предпочтение рай (индивидуальному мнению) над хадисами и не был основан на буквальном прочтении Священного Писания. [ 6 ] [ 20 ] Ахль аль-Хадис решительно выступал против практики таклида , которая зависела от мнения имамов прошлого. Они предписали иджтихад , основанный на использовании хадисов. Ученые Ахль аль-Хадис не отождествляли себя с официальным мазхабом (юридической школой) и придерживались различных юридических подходов. [ 21 ]

В вопросах веры их противопоставляли мутазилитам и другим богословским течениям, осуждая многие положения их доктрин, а также рационалистические методы, которые они использовали для их защиты. [ 6 ] Ахль аль-Хадис также характеризовались избеганием любого государственного покровительства и социальной активностью. [ 6 ] Они пытались следовать предписанию « повелевать добром и запрещать зло », проповедуя абсолютный аскетизм, а иногда даже устраивая нападения линчевателей, чтобы разбить винные бутылки, музыкальные инструменты и шахматные доски. [ 6 ]

[ редактировать ]

Следующие два столетия стали свидетелями широкого сближения правовых методологий, что привело к появлению классических теорий суннитской юриспруденции ( усуль аль-фикх ), которые, несмотря на длительные споры, имеют формальное сходство. Юристы-ханафиты и маликиты постепенно пришли к признанию главенства Корана и хадисов, пропагандируемого движением Ахль аль-Хадис. [ нужна ссылка ] , ограничивая использование других форм юридического обоснования толкованием этих Священных Писаний. [ 10 ] Примером такой «традиционализации» юридических рассуждений является работа Малика ученика Аль-Шафии , который заложил фундамент шафиитской юридической школы. [ 10 ] В свою очередь, юристы-ханбалиты, которые возглавляли традиционалистское движение и первоначально выступали против использования кияса, постепенно пришли к его признанию, пока его применение было строго основано на библейских источниках. [ 10 ]

В течение 14 века школа Ахль аль-Хадис претерпела религиозное обновление и кристаллизацию посредством полемики и научных трактатов средневекового ханбалитского эрудита и протосалафитского богослова Ахмада ибн Таймийи . [ 22 ]

Самопонимание традиционалистов состоит в том, что их основные взгляды и доктрины можно проследить до учения исламского пророка до того, что они считали неприемлемым смешением исламской ортодоксии с мнениями людей رَأْي ( раи ) и обычаями народов. , ведущее к инакомыслию или ереси . Они осуждали синтез «философий» (то есть неисламских идей) с доктринами религии, преподанными исламским пророком и разъясненными его сподвижниками, и поэтому призывали к подчинению всех религиозных споров буквальному толкованию. исламских Писаний и пророческих традиций, а также ценил сообщения о мнениях предыдущих поколений верующих по сравнению с более поздними юристами и судьями, поскольку ранние мусульмане считались профессорами ортодоксальности. [ нужна ссылка ] Многие из них, в том числе Ахмад ибн Ханбал , одноименный основатель юридической школы Ханбали , тем не менее, без колебаний отвергал и критиковал сообщаемые мнения и действия современников исламского пророка, такие как Абу Умамы аль-Бахили сообщение о приветствии христианам. , когда считалось, что они противоречат ортодоксальности. Однако приписывание ортодоксальности и неортодоксальности фигурам сильно различается в зависимости от различных религиозных полемик, особенно в отношении ханафитской школы и ее одноименного создателя Абу Ханифы . Хотя сын Ахмада ибн Ханбала , Абдулла, неоднократно приписывал своему отцу осуждение Абу Ханифы в своем сборнике «Китаб аль-Сунна» , ряд средневековых и современных традиционалистов считают эпонимами четырех основных суннитских школ исламского права ( Абу Ханифа , Малик ибн Анас , аш-Шафии и Ахмад ибн Ханбал) были приверженцами «Ахль аль-Хадис». [ 23 ] [ нужен лучший источник ]

Ученые Ахль аль-Хадис решительно осудили доктрины Калама (спекулятивного богословия) и его различные школы, такие как ашаризм и мутазилизм ; обвиняя их в отклонении от Корана и хадисов . [ 24 ] Они считали, что Таухид (исламский монотеизм) следует понимать строго на основе Корана и хадисов , избегая Калама и утверждая Священное Писание Била Кайфа , «не спрашивая, как» . [ 25 ] Ахль аль-Хадис считал, что захир (буквальный; очевидный) смысл Корана и хадисов имеют исключительный авторитет в вопросах веры и что использование рациональных споров запрещено, даже если они подтверждают истину. [ 26 ] Они не пытались рационально концептуализировать смыслы Корана, особенно те, которые связаны с атрибутами Аллаха, принимая их, не спрашивая «как» ( би-ля кайфа ), и утверждали, что их реалии должны быть переданы одному лишь Богу (би-ля кайфа). тафвид ). [ 27 ]

Они считали, что каждая часть Корана , включая его арабские буквы, несотворена ( гайр махлюк ); поскольку они считали Речь Бога вечным Божественным Атрибутом. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Ахль аль-Хадис также считал, что иман (вера) увеличивается и уменьшается в зависимости от выполнения предписанных ритуалов и обязанностей, таких как пять ежедневных молитв. [ 31 ] [ 32 ]

Богословские споры

[ редактировать ]

В 833 году халиф аль-Мамун попытался навязать мутазилитскую теологию всем религиозным ученым и учредил инквизицию ( михна ), которая требовала от них принятия мутазилитской доктрины о том, что Коран является сотворенным объектом, что неявно делало он подлежит интерпретации халифами и учеными. [ 33 ] Ибн Ханбал возглавил традиционалистское сопротивление этой политике, под пытками подтвердив, что Коран не создан и, следовательно, вечен Богу. [ 34 ] Хотя мутазилизм оставался государственной доктриной до 851 года, попытки навязать его только политизировали и ужесточали богословские противоречия. [ 35 ] Это противоречие продолжалось до тех пор, пока Абу аль-Хасан аль-Ашари (874–936) не нашел золотую середину между мутазилитским рационализмом и ханбалитским буквализмом, используя рационалистические методы, отстаиваемые мутазилитами, для защиты большинства принципов Ахль аль-Хадиса. доктрина. [ 36 ]

Соперничающий компромисс между рационализмом и традиционализмом возник в работе аль-Матуриди (ок. 944 г.), и одна из этих двух богословских школ была принята членами всех суннитских мазхабов , за исключением большинства ханбалитских и некоторых шафиитских ученых. которые упорствовали в своем неприятии калама , хотя сами часто прибегали к рационалистическим аргументам, даже заявляя, что полагаются на буквальный текст Священных Писаний. [ 36 ] Хотя ученые, отвергавшие синтез Ашари и Матуриди, были в меньшинстве, их эмоциональный, основанный на повествовании подход к вере оставался влиятельным среди городских масс в некоторых районах, особенно в Аббасидском Багдаде. [ 37 ]

Современная эпоха

[ редактировать ]

Хотя ашаризм и матуридизм обычно называют суннитской «ортодоксальностью», рядом с ними процветала традиционалистская школа, выдвигающая конкурирующие претензии на звание ортодоксального суннитского вероучения. [ 38 ] В современную эпоху оно оказало несоразмерное влияние на исламское богословие, поскольку его пропагандировали ваххабиты и другие салафитские течения, и оно распространилось за пределы юридической школы Ханбали. [ 39 ] Классический богослов Таки ад-Дин Ибн Таймия (ум. 1328 г. н. э. / 728 г. хиджры) сыграл наиболее влиятельную роль в формализации вероучительных и доктринальных позиций Ахль аль-Хадиса в своих многочисленных трактатах. Ибн Таймия стал самым важным ученым-классиком для приверженцев салафитского движения , а его богословские трактаты являются основными классическими научными справочниками, преподаваемыми в салафитских семинариях. [ 40 ]

  1. ^ Jump up to: а б Джон Л. Эспозито, изд. (2014). «Ахль аль-Хадис» . Оксфордский словарь ислама . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-512558-0 .
  2. ^ Азулай, Ривка (2020). Кувейт и Аль-Сабах: племенная политика и власть в нефтяном государстве . Бедфорд-сквер, 50, Лондон, Великобритания: IB Tauris. п. 224. ИСБН  978-1-8386-0505-6 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  3. ^ Влад Гита, Адриан (2019). «Исламское возрождение. Обновление тенденций» [Исламское возрождение: Обновление тенденций]. Богословие и жизнь . 40 (9–12): 143 - через Интернет-библиотеку Центральной и Восточной Европы.
  4. ^ Ходжсон (2009 , стр. 1589 (местоположение Kindle)); Бланкиншип (2008 , стр. 51)
  5. ^ М. Нафи, Башир (2006). «Учитель Ибн Абд аль-Ваххаба: Хаят аль-Синди Мухаммеда и возрождение методологии Асхаба аль-Хадиса » Исламское право и общество . 13 (2). Brill Publishers: 235. JSTOR   40377907 – через JSTOR.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Стоун (2014 , стр. 130)
  7. ^ Шмидтке, Сабина (2016). Оксфордский справочник по исламской теологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 273–274. ISBN  978-0-19-969670-3 .
  8. ^ Мейер, Роэль (2013). "Введение". Глобальный салафизм: новое религиозное движение ислама . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 4. ISBN  978-0-19-933343-1 .
  9. ^ «Говорят ли в Ахль аль-Хадисе, что форма таклида является ваджибом» . Салафитский научно-исследовательский институт . 4 июня 2017 г. Архивировано из оригинала 6 января 2018 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж Стоун (2014 , стр. 130-131)
  11. ^ Бланкиншип 2008 , с. 53.
  12. ^ Браун 2009 , с. 168 После синтеза ашаритов в десятом веке некоторые мусульманские богословы все еще придерживались строгих деталей раннего суннитского вероучения. Это продолжение первоначальной суннитской теологической школы часто называют салафитской богословской школой [...] или последователями «традиционной (атари)» теологии или теологии ахль аль-хадис.}}
  13. ^ Хейнс, Джеффри; С. Шейх, Навид (2022). «Осмысление салафизма: теологические основы, идеологические вариации и политические проявления». Справочник Рутледжа по религии, политике и идеологии . Нью-Йорк, США: Routledge: Taylor & Francisco Group. п. 179. ИСБН  978-0-367-41782-6 .
  14. ^ Гувер 2014 , с. 625.
  15. ^ Лиман, Оливер (2009). «Ахль аль-Хадис» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-530513-5 .
  16. ^ Стовассер, Барбара Фрейер (1996). Женщины в Коране, традициях и интерпретации . Издательство Оксфордского университета. п. 9. ISBN  978-0-19-976183-8 .
  17. ^ Спевак, Аарон (2014). Архетипический суннитский ученый: право, теология и мистицизм в синтезе аль-Баджури . СУНИ Пресс. стр. 129–130. ISBN  978-1-4384-5371-2 .
  18. ^ Андирья, Фиранда (9 апреля 2021 г.). «Отрицание судьбы (БАБ-59)» [отрицание судьбы (том 59)]. Firanda.com (на индонезийском языке). bekalislam.firanda.com . Проверено 8 декабря 2021 г. HR. Абу Дауд нет. 4691. Аль-Албани счел этот хадис хасаном (Ас-Сахейха № 2748, а также см. объяснение Ас-Сафаарини в Лавами ан-Анваар 1/304-306).
  19. ^ Ахмад ат-Тахави, Абу Джафар . « Разъяснение кредо Тахаавия». Халакат Таймия . Мечеть Халакат Таймия Ибн Таймия . Проверено 8 декабря 2021 г.
  20. ^ М. Нафи, Башир (2006). «Учитель Ибн Абд аль-Ваххаба: Хаят аль-Синди Мухаммеда и возрождение методологии Асхаба аль-Хадиса » Исламское право и общество . 13 (2). Brill Publishers: 236. JSTOR   40377907 – через JSTOR.
  21. ^ М. Нафи, Башир (2006). «Учитель Ибн Абд аль-Ваххаба: Мухаммад Хаят ас-Синди и возрождение методологии Асхаба аль-Хадиса» . Исламское право и общество . 13 (2). Brill Publishers: 236. JSTOR   40377907 – через JSTOR. Ашаб аль-хадисы безоговорочно критиковали таклид и зависимость от индивидуального мнения предшествующих имамов. Иджтихад ашаб аль-хадис, однако, был основан на авторитетном тексте... поскольку ашаб аль-хадисы не были организованы в формальной школе, они продемонстрировали значительную степень различия в своих взглядах на фикх и использовании хадис
  22. ^ Исмаил, Райхан (2021). «Глава 1: Салафизм». Переосмысление салафизма: транснациональные сети салафитов-улемов в Египте, Кувейте и Саудовской Аравии . Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки: Издательство Оксфордского университета. п. 12. ISBN  9780190948955 .
  23. ^ Аль-Хумайис, Мухаммад ибн Абдир-Рахман (1992). Итикад аль-Аимма аль-Арбаа - Аби Ханифа ва-Малик ваш-Шафии ва-Ахмад . Дар аль-Ашима.
  24. ^ Ричард Неттон, Ян (2008). Энциклопедия исламской цивилизации и религии . Абингдон, Оксон: Рутледж. п. 28. ISBN  978-0-7007-1588-6 .
  25. ^ Чакмак, г-н; Белхадж, Абдессамад (2017). «Таухид». Ислам: Всемирная энциклопедия . Санта-Барбара, Калифорния, США: ABC-Clio . п. 1554. ISBN  978-1-61069-216-8 .
  26. ^ Халверсон (2010 , стр. 36)
  27. ^ Халверсон (2010 , стр. 36-37)
  28. ^ Сюзанна Кассаб, Элизабет (2010). «4: Критика исламского богословия». Современная арабская мысль: культурная критика в сравнительной перспективе . Нью-Йорк, США: Издательство Колумбийского университета. п. 190. ИСБН  978-0-231-14488-9 .
  29. ^ Агван, Арканзас; Сингх, Северная Каролина (2000). Энциклопедия Священного Корана . Издательство «Глобал Вижн». п. 678. ИСБН  8187746009 .
  30. ^ Кристофер Мельхерт, Ахмад ибн Ханбал, Oneworld Publ., 2006, стр. 154.
  31. ^ Халверсон (2010 , стр. 20)
  32. ^ Герберт В. Мейсон, Гуманный ислам, Том 1, стр. 123.
  33. ^ Бланкиншип (2008 , стр. 49); Лапид (2014 , стр. 130)
  34. ^ Бланкиншип (2008 , стр. 49, 51); Лапид (2014 , стр. 130)
  35. ^ Бланкиншип (2008 , стр. 49)
  36. ^ Jump up to: а б Бланкиншип (2008 , стр. 53)
  37. ^ Берки (2003 , стр. 2081–2091 (локации Kindle)); Халверсон (2010 , стр. 35)
  38. ^ Браун (2009 , стр. 180): «Богословскую школу ашари часто называют суннитской «ортодоксальностью». Но первоначальный ахль аль-хадис, раннее суннитское вероучение, из которого развился ашаризм, продолжает процветать наряду с ним и как конкурирующая суннитская «ортодоксальность».
  39. ^ Гувер (2014 , стр. 625)
  40. ^ Г. Рабиль, Роберт (2014). «1: Символ веры, идеология и манхадж (методология) салафизма: историческая и современная основа». Салафизм в Ливане: от аполитизма к транснациональному джихадизму . Вашингтон, округ Колумбия, США: Издательство Джорджтаунского университета. п. 26. ISBN  978-1-62616-116-0 .

Источники

[ редактировать ]
  • Берки, Джонатан Портер (2003). Формирование ислама: религия и общество на Ближнем Востоке, 600–1800 гг . Издательство Кембриджского университета (издание для Kindle).
  • Бланкиншип, Халид (2008). «Раннее вероучение». В Тиме Винтере (ред.). Кембриджский справочник классической исламской теологии . Издательство Кембриджского университета (издание для Kindle).
  • Браун, Джонатан AC (2009). Хадис: наследие Мухаммеда в средневековом и современном мире . Публикации Oneworld (издание для Kindle).
  • Халверсон, Джеффри Р. (2010). Теология и вера в суннитском исламе: Братья-мусульмане, ашаризм и политический суннизм . Спрингер (издание Google Play).
  • Ходжсон, Маршалл Г.С. (2009). Исламское предприятие, Том 1: Классическая эпоха ислама . Издательство Чикагского университета (издание для Kindle).
  • Гувер, Джон (2014). «Ханбалитское богословие» . В Сабине Шмидтке (ред.). Оксфордский справочник по исламской теологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199696703.013.014 . ISBN  978-0-19-969670-3 .
  • Лапидус, Ира М. (2014). История исламских обществ . Издательство Кембриджского университета (издание для Kindle). ISBN  978-0-521-51430-9 .
  • Лиман, Оливер (2008). Тим Винтер (ред.). Развитая традиция калама . Том. Кембриджский справочник классической исламской теологии. Издательство Кембриджского университета (издание для Kindle).
  • Лиман, Оливер (2009). «Ахль аль-Хадис» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-530513-5 .
  • [Саид, Абу Хайян, Опровержение хадисов.. Каковы факты? (17 декабря 2023 г.). Доступно на SSRN: https://ssrn.com/abstract=4666920 или http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4666920 .]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 15e4846b7719bba1ac4a36960a7cd1c4__1722608580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/c4/15e4846b7719bba1ac4a36960a7cd1c4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ahl al-Hadith - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)