Jump to content

Арт-нуво в Париже

Арт-нуво в Париже
Вверху: Кувуклия станции Порт-Дофин (парижское метро), спроектированная Гектором Гимаром с изображением Сары Берар (1900 г.): Плакат Альфонса Мухи ; Ювелирные изделия Рене Лалика (1902 г.);
Годы активности в. 1895–1910 гг.
Расположение Франция

Движение в архитектуре и дизайне в стиле модерн процветало в Париже примерно с 1895 по 1914 год, достигнув своего апогея на Парижской международной выставке 1900 года . со станциями метро в стиле модерн, спроектированными Эктором Гимаром . Он характеризовался отказом от историзма и традиционных архитектурных форм, а также ярким использованием цветочных и растительных узоров, извилистых изогнутых линий, таких как хлыстовая линия , и асимметрии. Он был наиболее заметен в архитектуре, появляясь в универмагах, жилых домах и церквях; и в декоративном искусстве, особенно в посуде, мебели и ювелирных изделиях. Помимо Гимара, среди крупных художников были Рене Лалик (стеклянная посуда), Луи Мажорель (мебель) и Альфонс Муха (графика). Оно быстро распространилось на другие страны, но потеряло популярность после 1910 года и закончилось Первой мировой войной.

История [ править ]

Дом модерна ( 1895 ) г.

Стиль модерн впервые появился в Брюсселе , в домах, построенных в 1893 году Виктором Ортой , Полем Ханкаром и Генри ван де Вельде , но быстро появился в других формах в Париже. Его представил франко-германский арт-дилер и издатель Зигфрид Бинг , который хотел разрушить барьеры между традиционным музейным искусством и декоративным искусством. В 1891 году он основал журнал, посвященный искусству Японии, который способствовал популяризации японизма в Европе. В 1892 году он организовал выставку семи художников, в том числе Пьера Боннара , Феликса Валлоттона , Эдуарда Вюйара , Тулуз-Лотрека и Эжена Грассе, которая включала как более традиционные галерейные картины, так и картины, созданные специально для украшения. Швейцарско-французский художник Грассе уже в 1893 году создавал первые плакаты в стиле модерн.

В 1895 году Бинг открыл новую галерею на улице Прованс, 22 в Париже, Maison de l'Art Nouveau , посвященную произведениям как изобразительного, так и декоративного искусства. Интерьер и мебель галереи спроектированы бельгийским архитектором Генри ван де Вельде . В Доме модерна были представлены картины Жоржа Сёра , Поля Синьяка и Тулуз-Лотрека , стекло от Луи Комфорта Тиффани и Эмиля Галле , украшения Рене Лалика и плакаты Обри Бердслея . Бинг писал в 1902 году: «Ар нуво на момент своего создания никоим образом не стремился к чести стать общим термином. Это было просто название дома, открытого как точка сплочения всех молодых и пылкие художники, которым не терпится показать современность своих тенденций». [1]

Изменение городских законов и конкурс «Фасад» (1898–1902 гг . )

Одним из серьезных ограничений архитектуры Парижа конца XIX века был закон, датируемый 1607 годом, но все еще действовавший в 1900 году, ограничивающий высоту и орнамент фасадов и запрещающий любые элементы архитектуры, выступающие за тротуар внизу. . Это было сделано для того, чтобы обеспечить больше света на узких улицах и предотвратить падение кусков каменной кладки на улицу внизу. Исключения делались часто, но закон сильно ограничивал свободу архитекторов. В 1902 году директор общественных работ Парижа Луи Боннье объявил о реформе закона по образцу других европейских городов. Новые правила, вступившие в силу в 1902 году, использовали в качестве стандарта пропорциональность; чем шире улица, тем выше могли быть здания и тем больше разнообразия архитектуры и орнамента могли использовать архитекторы на фасаде. Еще до этого, чтобы стимулировать большую креативность, городские власти Парижа решили провести конкурс на шесть самых оригинальных фасадов. начиная со зданий, построенных в 1898 году. Одним из победителей 1898 года стал дом Гектора Гимара. Кастель Беранже , первая резиденция в стиле модерн в Париже. [2]

Парижская универсальная выставка ( г. 1900 )

Парижская универсальная выставка 1900 года ознаменовала вершину стиля модерн в Париже, собрав вместе многих художников и дизайнеров, которые были пионерами этого стиля, и сделав стиль известным сорока восьми миллионам посетителей выставки. Архитектура в стиле модерн была подчеркнута в интерьерах двух главных павильонов изящных искусств, Гран-Пале и Пти-Пале . Это также было заметно во Дворце декоративного искусства, где были выставлены работы Луи Мажореля и Рене Лалика , Даума и других французских дизайнеров. Парижское метро , ​​построенное вскоре после открытия выставки, было украшено эдикулами в стиле модерн, разработанными для станций Гектором Гимаром .

Архитектура [ править ]

Жилые дома Эктора Гимара [ править ]

Жилая архитектура в стиле модерн или модерн , как ее еще называли, была реакцией на электрические и исторические стили, которые доминировали в Париже в «Прекрасную эпоху» . Большинство зданий в новом стиле построено в богатом 16 округе. Первым был Кастель Беранже (1895–98) Гектора Гимара , построенный вскоре после того, как он посетил Брюссель, познакомился с Полем Ханкаром и осмотрел отель Tassel , таунхаус, построенный Виктором Орта в 1893 году и оказавший большое влияние на его стиль. . [3] Многие детали замка Беранже были неоготикой вдохновлены , включая фронтонные окна и водосточные желоба. Он был собран из множества материалов и цветов, включая камень, кирпич и железо, и с смелостью воображения, включая вьющиеся растительные и цветочные узоры в украшениях из кованого железа вокруг дверей и окон. Здание выиграло конкурс на лучший фасад в Париже в 1898 году и, наряду с его собственным проницательным маркетингом, положило начало карьере Гимара. Он стал самым известным из архитекторов в стиле модерн. [4]

В конце этого периода, между 1909 и 1912 годами, Гимар спроектировал для себя резиденцию и студию, а также студию живописи для своей жены. отель Guimard на авеню Моцарта, 122 (16 округ). Это здание представляло его менее яркий и более изысканный более поздний стиль, как и отель Mezzara (1910 г.) (улица де Ла Фонтен, 60, (16-е место). [3]

Другие известные здания Гимара в Париже включают ранний отель Delfau (1895 г.) на улице Молитор (16-е место) и более поздний отель Jassédé (1903–1905) на авеню де Версаль, 142 (16-е место), отличающийся поразительным асимметричным углом на углу. . Отель Mezzara (1910 г.) на улице Ла Фонтен, 60 (16-й округ) был более классическим по стилю, но также имел интересное асимметричное крыло и характерные изгибы, арки и цветочные узоры из кованого железа. Он также спроектировал синагогу в стиле модерн. в 1913 году (см. религиозные постройки) незадолго до и после Первой мировой войны он спроектировал ряд других зданий, не выполненных в стиле модерн. [5]

Станции метро Гимара [ править ]

Между 1896 и 1904 годами Эктор Гимар спроектировал входы на станции парижского метро , ​​используя извилистые цветочные и растительные узоры, которые стали эмблемой стиля. Для облегчения монтажа их сделали сборными, и было установлено сто сорок перекрытий. Большинство из них были установлены в 1900 году. Почти все были демонтированы несколько лет спустя, но многие были воссозданы в конце 20-го и начале 21-го веков. [6]

Только две оригинальные кутикулы 1900 года до сих пор используются; одна - станция Abbesses (парижское метро) . Первоначально он находился в отеле Hôtel de Ville (парижское метро), но в 1970-х годах был перенесен на нынешнее место. Другой находится в Porte Dauphine (парижское метро) . Это единственная кувуклия, которая до сих пор используется и находится на своем первоначальном месте.

Жюль Лавирот и Альфред Вагон – Керамический фасад ( 1901 ) г.

После Эктора Гимара парижским архитектором, наиболее тесно связанным с модерном, был Жюль Лавирот . Он наиболее известен группой из нескольких зданий в 7-м округе, в частности зданием Лавиротт на авеню Рапп, 29 (7-й округ), построенным в 1901 году и победителем конкурса фасадов Парижа в том же году. Особенностью здания является роскошный керамический скульптурный орнамент на фасаде, который был задуман как реклама парижской керамической фирмы Александра Биго . Лавиротт построил еще один экстравагантный фасад в том же районе, на площади Рапп, 3 (7-й округ), и еще один, так называемый Керамический отель , на другом берегу Сены, на авеню де Ваграм, 34 (8-й округ) (1905 г.). здание стало победителем конкурса фасадов в 1905 году. [7]

Яркий стиль Лавирота был развит еще больше архитектором Альфредом Вагоном, который наиболее известен благодаря зданию на площади Этьен Перне, 24 (15-й округ), построенному для строительного подрядчика по имени Дюрок и покрытому скульптурной растительностью. Он считается одним из самых экстравагантных образцов модерна в Париже. [8]

Офисные здания [ править ]

Архитектор Франц Журден был наиболее известен благодаря универмагу La Samaritaine , но также проектировал офисные здания в более позднем, более умеренном стиле модерн. Его часто смешивали с неоклассицизмом и другими стилями Прекрасной эпохи. Его использовали компании, которые хотели показать, что они современны, но не шли на какой-либо риск. Одним из примеров является здание La Semeuse Building (1912 г.), построенное Францем Журденом для офиса La Semeuse de Paris , финансового учреждения, которое предоставило кредит универмагу La Samritaine. Большая часть здания была модернизирована, но у входа есть дверь в стиле модерн, а также железные изделия и витражи, созданные сыном архитектора.

Универмаги и магазины [ править ]

Парижские универмаги были ранними витринами стиля модерн, особенно в их внутренних галереях. Поскольку газовое освещение создавало риск возгорания, а надежная вольфрамовая нить для электрических лампочек не была доступна до 1902 года, здания раньше освещались большими стеклянными мансардными окнами над круглыми дворами, окруженными галереями, открытыми во двор. Самый известный пример — «Галери Лафайет» универмаг на бульваре Осман , построенный архитектором Жоржем Шеданном и его учеником Фердинандом Шаню. Строительство здания было начато в 1895 году, а центральный купол и лестницы в стиле модерн, ведущие к нему, были завершены в 1912 году. Два более поздних внутренних двора были разрушены в ходе более ранней реконструкции, но центральный двор с красочным стеклянным куполом был восстановлен вместе с с лестницей в стиле модерн. [9]

Универмаг La Samaritaine на улице де ла Монне, 13 (1-й округ) на правом берегу Сены был спроектирован Францем Журденом и открыт в 1905 году. Он имел внешний вид, стилизованный в стиле модерн, и застекленный внутренний дворик. Второе здание в ар-деко стиле Анри Соважа было построено в 1926 году. Первоначальное здание было полностью реконструировано в 2018 году, сохранив при этом фасады в стиле модерн и некоторые элементы интерьера. [10]

Этот стиль также использовался в ряде небольших парижских магазинов, хотя немногие из них сохранились в своем первоначальном виде. Один магазин, ювелирный магазин дизайнера Жоржа Фуке с интерьером художника-графика Альфонса Мухи , сейчас находится в Карнавале Музее истории Парижа .

Церкви [ править ]

В Париже было построено несколько церквей, в которых были использованы черты модерна, обычно сочетающиеся с другими стилями, включая неоготику. Самым ярким примером модерн-готики является церковь Сен-Жан-де-Монмартр (1894 г.). Архитектором был Анатоль де Бодо , последователь Виолле-ле-Дюк , профессор французской архитектуры в Школе Шайо, готовившей специалистов по исторической реставрации, и профессор средневековой архитектуры в Школе изящных искусств . Следуя идеям Виолле-ле-Дюка, он использовал современные материалы, в том числе интерьер из железной рамы в сочетании со скульптурой Пьера Роша и керамической плиткой Александра Биго , плитка которого использовалась на фасадах многих зданий в стиле модерн. Открытый интерьер с железными колоннами и арками выглядел поразительно современно. [11]

Гектор Гимар и школа Нэнси Мебель

Мебель была еще одной важной областью модерна. В некоторых случаях архитекторы сами проектировали мебель, соответствующую внешнему и внутреннему убранству дома, основываясь на извилистых и изогнутых линиях и других формах, основанных на природе. Так было в отеле Guimard , резиденции Эктора Гимара . Целью как архитекторов, так и дизайнеров мебели было создать стиль, отличающийся от преобладающих стилей неоклассики и изящного искусства, которые доминировали до модерна. Иногда мебель и другие предметы декора в стиле модерн напоминали стиль рокайль или рококо времен правления Людовика XV с его изогнутыми цветочными и растительными узорами, особенно в ножках столов, ручках ящиков и других орнаментах. Слабость мебельного стиля модерн заключалась в том, что, поскольку мебель соответствовала убранству и архитектуре помещения, ее нельзя было изменить или дополнить, не нарушив гармонию помещения. Это была одна из причин, почему популярность украшений в стиле модерн была недолгой. [12]

Луи Мажорель был еще одной важной фигурой в дизайне мебели в стиле модерн. Его дом и мастерские находились в Нанси в Лотарингии , но у него также была большая резиденция и выставочный зал в Париже, и он был ведущим участником всех основных выставок и салонов того периода. Предметы мебели Мажореля изготавливались вручную индивидуально, редко сериями, с использованием дорогих и экзотических материалов. Кабинет Луи Мажореля, изображенный в галерее ниже, примерно 1900–1910 годов (ныне находится в Художественном музее Далласа ), изготовлен из красного дерева, дуба и ореха с инкрустациями из экзотических лиственных пород. в сочетании с ручками и другими украшениями из бронзы. [12]

Эжен Валлен был еще одной важной фигурой в мебели в стиле модерн. Как и Мажорель, его мастерская находилась в Нанси, и он и Мажорель были основателями Школы Нанси , группы ремесленников, создавших характерный Нанси стиль модерн, ставший популярным в Париже. Во второй половине периода модерна, с 1900 по 1914 год, Мажорель и большинство членов школы Нанси модифицировали стиль модерн, сделав его менее богато украшенным, с более чистыми линиями и более простыми формами.

Стеклянная посуда [ править ]

Большая часть стеклянной посуды в стиле модерн в Париже прибыла из города Нанси в Лотарингии на востоке Франции. Этот город был домом мастерских Эмиля Галле и студии Daum , а также имел большое количество квалифицированных мастеров. Компания Daum специализировалась на свинцовом стекле или хрустале, который изготавливался традиционным методом литья стекла . Стеклянная посуда в стиле модерн предшествовала модерну в других средствах массовой информации; цветочные вазы и чашки студии Daum были представлены еще на Парижской выставке 1889 года . Стеклянная посуда из Нанси была одним из главных экспонатов Парижской выставки 1900 года. В нем преимущественно использованы те же мотивы, что и в мебели и других материалах; плавные линии и цветочные узоры, насыщенные цвета. Процесс Даума часто включал моделирование стекла в горячем состоянии и добавление полихромной порошковой эмали, которая затвердевала на поверхности. Ручку отлили и добавили, пока она была горячей.

Керамическое искусство [ править ]

Керамическая скульптура и предметы были важной составляющей парижского модерна. Керамические плитки и украшения украшали фасады зданий и представляли собой скульптурные произведения. В 1870-х годах в Париже эльзасцем Теодором Деком была основана крупная керамическая мастерская . Он начал создавать работы на основе цветочных узоров, японских рисунков и техник. Технические разработки развивались под руководством его ученика Эдмона Лашеналя , который использовал яркие полихромные глазури. Другими важными фигурами в керамическом искусстве были Огюст Делаэрш , Клеман Массье и Жан Карриес . [13]

Производитель керамики Александр Биго был важной фигурой в парижской керамике. Его павильон на Всемирной выставке (1900 г.) был полностью покрыт керамической скульптурой на классические темы и темы модерна, включая велосипеды. По окончании выставки павильон снесли, но многие украшения сохранились. Его керамика также щедро покрывала фасады парижских домов, спроектированных Жюлем Лавироттом .

и Металлообработка скульптура

Декоративные изделия из железа и металлическая скульптура были важными элементами модерна, использовавшимися в украшении фасадов, небольших статуэтках, ручках и других украшениях мебели. Одним из самых разносторонних художников был живописец и скульптор по бронзе Жорж де Фёр . Он родился в Бельгии, переехал в Париж и стал ведущим дизайнером владельца галереи в стиле модерн Зигфрида Бинга . Помимо работы с металлом, он проектировал мебель, писал для газет, создавал декорации и плакаты для кабаре Le Chat Noir . Его работы были представлены на Всемирной выставке в Париже , а в 1901 году он был удостоен звания кавалера Почётного легиона за вклад в декоративное искусство. Примеры его работ можно найти в Музее декоративного искусства в Париже. [14]

Ювелирные изделия [ править ]

Особой популярностью пользовались украшения в стиле модерн, созданные по образцу природных и цветочных форм. Классическим примером является подвеска «Каскад», разработанная Альфонсом Мухой и изготовленная Фуке, которая сейчас выставлена ​​в Petit Palais . Он представляет собой каскад опалов, бриллиантов и слегка деформированного жемчуга, или «барокко», а также золота и эмали. Он использовал опалы из-за их нежного бледного цвета и жемчуг деформированной формы, чтобы придать им необычные, но более естественные формы. Он также использовал круги из крошечных бриллиантов вокруг более крупных камней, чтобы обрамить и выделить их. Интерьер его ювелирного магазина, спроектированный Мухой, сейчас экспонируется в музее Карнавале . [15] Фирма Fouquet, возглавляемая Жоржем Фуке , и ее ювелиры заимствовали вещи из разных периодов и стилей.

Большинство предметов для ювелиров были взяты из мира природы, в том числе павлины, бабочки и стрекозы, а также цветы. Другие были взяты из мифологии или фигурок русалок, тем, бабочек и русалок, а также иногда черпали вдохновение из искусства Древнего Египта, Китая и Японии. [16]

Отличительной особенностью ювелирных изделий в стиле модерн было то, что стоимость изделия не зависела в первую очередь от стоимости используемых драгоценных камней или золота, как в традиционных ювелирных изделиях. Многие из использованных материалов представляли собой полудрагоценные камни причудливой формы и жемчуг. Стоимость определялась фантазией и репутацией дизайнера. [16]

Муха и другие иллюстраторы в стиле модерн часто сотрудничали с ювелирами, Эжен Грассе , наиболее известный своими театральными афишами и журнальными иллюстрациями, создавал дизайны для самых разных предметов — от гребней до пряжек для ремней, созданных парижскими ювелирами.

Рене Лалик , наиболее известный своим искусством стекла, также был важной фигурой в парижском ювелирном дизайне в стиле модерн. Как и Фуке, он сочетал более традиционные материалы, такие как бриллианты и изумруды, с полудрагоценными камнями, янтарем, слоновой костью, жемчугом, эмалью, рогом и другими природными материалами для создания оригинальных и творческих форм. Он также использовал кабошоны , которые представляли собой выпуклые полированные драгоценные камни, скорее округлые, чем ограненные. В частности, он создавал диадемы и подвески в виде растений, насекомых и мифических фигур. [16]

Луи Окок и его семейная фирма, где Лалик был учеником, были еще одним важным создателем ювелирных украшений в стиле модерн. Среди других известных создателей ювелирных изделий были Люсьен Гайяр , Поль Фолло , Поль и Анри Вевер .

Графика [ править ]

Плакаты и обложки журналов, реклама и иллюстрации были одними из самых популярных форм модерна в Париже. Они стали возможными благодаря изобретению цветной литографии в 1879 году и дальнейшим усовершенствованиям, которые позволили использовать больше цветов и массовое производство изображений более высокого качества. Сюжетами плакатов почти всегда были женщины, чьи длинные вьющиеся волосы становились центральным элементом дизайна, часто сочетаясь с цветами и растительными узорами. [17]

Париж 1890-х годов был увешан красочными плакатами в стиле модерн, продающими велосипеды, напитки, лекарства, путешествия на юг Франции, и все это в одном и том же духе движения и веселья. Альфонс Муха был самым известным из дизайнеров плакатов, особенно благодаря театральным афишам, которые он создал для актрисы Сары Бернар , начиная с памятного плаката для ее главной роли Жисмонды в 1895 году. Муха также создавал декорации и костюмы для Бернар, а также ювелирные изделия. Сама Бернхардт осознавала ценность своих плакатов как предметов искусства и зарезервировала определенное количество плакатов для продажи коллекционерам.

Юбки и костюмы танцовщиц, летящие в развевающиеся формы, были еще одним популярным мотивом, использованным в раннем модерне Анри де Тулуз-Лотреком и Жюлем Шере , изображавшим танцовщицу Лои Фуллер в окружении облака кружащейся ткани. [17]

Другими важными ранними фигурами в этом жанре были Эжен Грассе , который преподавал в основных школах графики и дизайна в Париже и публиковал книги с изображениями в новом стиле, и Жюль Шере , прославившийся своими плакатами с изображениями актрис и танцовщиц. в извилистых барочных позах. [17]

Живопись [ править ]

Живопись в стиле модерн носила декоративный характер, призванный гармонировать с архитектурой и дизайном интерьера, обычно в виде фресок, панно или ширм. Большинство крупных художников того периода, таких как Ренуар и Моне, считались исключительно художниками-студиями других школ. Однако некоторые художники специально создавали работы в стиле модерн, специально для декора. Самыми известными художниками этой категории были члены Les Nabis . Морис Дени , Пьер Боннар и другие наби часто создавали декоративные картины, адаптированные к конкретным комнатам или обстановке. Их часто вдохновляли японские панно, которые в тот период стали очень популярны в Париже, во многом благодаря усилиям Зигфрида Бинга и его Дома в стиле модерн, начиная с 1895 года. Как и в случае с другими формами модерна, сюжеты рисовали очень часто были женщинами в цветочных декорациях. Цветочные узоры иногда располагались в садах, а иногда и на стенах, и часто были очень стилизованными и абстрактными, с сильным японским влиянием. [18] В некоторых случаях художники создавали фрески; В конце периода модерна Морис Дени нарисовал фреску в стиле модерн внутри уполы нового Театра Елисейских полей в Париже (1908–11).

Музеи Парижа с коллекциями стиле модерн в

В нескольких парижских музеях собраны заметные коллекции произведений искусства, дизайна и архитектуры того периода. Они включают в себя:

  • Музей Орсе (картины, мебель, скульптура)
  • Musée des Arts Decoratifs или Музей декоративного искусства, расположенный рядом с Лувром. Мебель, стекло, ювелирные изделия, фарфор,
  • Музей Карнавале истории Парижа. Реконструированные помещения, предметы.
  • Пети Пале . Экспонаты ювелирных изделий, живописи и столовой мебели отеля «Гимар» .
  • Максим Модерн "Коллекция 1900" . Частный музей над рестораном Максима. Только группы.

Примечания и цитаты [ править ]

  1. ^ Бульон 1985 .
  2. ^ Слива 2014 , стр. 36–37.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пуассон 2009 , стр. 180–181.
  4. ^ Слива, Жиль, Paris Architectures de la Belle Epoque (2014), стр. 38
  5. ^ Пуассон 2009 , стр. 182–183.
  6. ^ Пуассон 2009 , с. 181.
  7. ^ Пуассон 2009 , стр. 216–217.
  8. ^ Пуассон 2009 , с. 359.
  9. ^ Слива 2014 , с. 28.
  10. ^ Пуассон 2009 , с. 208.
  11. ^ Слива 2014 , с. 104-105.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Renault & Lazé 2006 , стр. 110–111.
  13. ^ Фар-Беккер (2015), стр. 98–99.
  14. ^ Ян Миллман Жорж де Фёр: мастер символизма и модерна , ACR International Edition, Париж-Курбевуа, 1992 г.
  15. ^ Текст на выставке ювелирных изделий в стиле модерн в Пти-Пале, Париж.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фар-Беккер, Габриэль (2015), L'Art Nouveau , стр. 87–89.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фар-Беккер, Габриэле, L'Art Nouveau (2015), стр. 91–93.
  18. ^ Лакамбр, Женевьева, La déferlante japonaise , опубликовано в Les Nabis et le Decor , Beaux Arts Editions (март 2019 г.), стр. 38–40

Библиография [ править ]

  • Бони, Энн, Современная архитектура , Париж, Ларусс (2012) ISBN   978-2-03-587641-6
  • Бульон, Жан-Поль (1985). Журнал модерна . Пэрис: Скира. ISBN  2-605-00069-9 .
  • Бульон, Жан-Поль (2006). Морис Дени – Духовное в искусстве (на французском языке). Париж: Галлимар. ISBN  2-07-031929-6 .
  • Дункан, Аластер, Ар Нуво , Мир искусства, Нью-Йорк: Темза и Гудзон, 1994. ISBN   0-500-20273-7
  • Фар-Беккер, Габриэле (2015). L'Art Nouveau (на французском языке). ХФ Ульманн. ISBN  978-3-8480-0857-5 .
  • Лахор, Жан (2007) [1901]. Модерн (на французском языке). Бэйслайн Ко. Лтд. ISBN   978-1-85995-667-0 .
  • Ормистон, Розалинда; Робинсон, Майкл (2013). Модерн – Плакаты, иллюстрации и изобразительное искусство . Издательство Flame Tree. ISBN   978-1-84786-280-8 .
  • Слива, Жиль (2014). Парижская архитектура Прекрасной эпохи . Издания париграммы. ISBN  978-2-84096-800-9 .
  • Пуассон, Мишель (2009). 1000 памятников Парижа .
  • Рено, Кристоф; Лазе, Кристоф (2006). Стили архитектуры и мебели (на французском языке). Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN  978-2-87747-465-8 .
  • Райли, Ноэль (2004). Грамматика декоративного искусства (на французском языке). Фламмарион.
  • Сато, Тамако (2015). Альфонс Муха – Художник как Визионер . Кёльн: Ташен. ISBN   978-3-8365-5009-3 .
  • Сембах, Клаус-Юрген (2013). Модерн - Утопия примирения (на французском языке). Ташен. ISBN   978-3-8228-3005-5 .
  • Тексье, Саймон (2012). Париж – Панорама архитектуры . Париграмма. ISBN   978-2-84096-667-8 .
  • Тибо, Филипп (2018). Муха и модерн (на французском языке). Париж: Éditions du Chêne. ISBN   978-2-81231-806-1 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c45e8808db36a9bbd2a8de5a474be069__1709231520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/69/c45e8808db36a9bbd2a8de5a474be069.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Art Nouveau in Paris - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)