Арт-нуво в Париже
Годы активности | в. 1895–1910 гг. |
---|---|
Расположение | Франция |
Движение в архитектуре и дизайне в стиле модерн процветало в Париже примерно с 1895 по 1914 год, достигнув своего апогея на Парижской международной выставке 1900 года . со станциями метро в стиле модерн, спроектированными Эктором Гимаром . Он характеризовался отказом от историзма и традиционных архитектурных форм, а также ярким использованием цветочных и растительных узоров, извилистых изогнутых линий, таких как хлыстовая линия , и асимметрии. Он был наиболее заметен в архитектуре, появляясь в универмагах, жилых домах и церквях; и в декоративном искусстве, особенно в посуде, мебели и ювелирных изделиях. Помимо Гимара, среди крупных художников были Рене Лалик (стеклянная посуда), Луи Мажорель (мебель) и Альфонс Муха (графика). Оно быстро распространилось на другие страны, но потеряло популярность после 1910 года и закончилось Первой мировой войной.
История [ править ]
Дом модерна ( 1895 ) г.
Стиль модерн впервые появился в Брюсселе , в домах, построенных в 1893 году Виктором Ортой , Полем Ханкаром и Генри ван де Вельде , но быстро появился в других формах в Париже. Его представил франко-германский арт-дилер и издатель Зигфрид Бинг , который хотел разрушить барьеры между традиционным музейным искусством и декоративным искусством. В 1891 году он основал журнал, посвященный искусству Японии, который способствовал популяризации японизма в Европе. В 1892 году он организовал выставку семи художников, в том числе Пьера Боннара , Феликса Валлоттона , Эдуарда Вюйара , Тулуз-Лотрека и Эжена Грассе, которая включала как более традиционные галерейные картины, так и картины, созданные специально для украшения. Швейцарско-французский художник Грассе уже в 1893 году создавал первые плакаты в стиле модерн.
В 1895 году Бинг открыл новую галерею на улице Прованс, 22 в Париже, Maison de l'Art Nouveau , посвященную произведениям как изобразительного, так и декоративного искусства. Интерьер и мебель галереи спроектированы бельгийским архитектором Генри ван де Вельде . В Доме модерна были представлены картины Жоржа Сёра , Поля Синьяка и Тулуз-Лотрека , стекло от Луи Комфорта Тиффани и Эмиля Галле , украшения Рене Лалика и плакаты Обри Бердслея . Бинг писал в 1902 году: «Ар нуво на момент своего создания никоим образом не стремился к чести стать общим термином. Это было просто название дома, открытого как точка сплочения всех молодых и пылкие художники, которым не терпится показать современность своих тенденций». [1]
- Плакат Эжена Грассе для Grafton Galleries (1893)
- Дом в стиле модерн (1895 г.) на улице Прованс, 22, 9 округ (1895 г.)
- Галерея Maison de l’Art Nouveau Зигфрида Бинга
- Плакат Феликса Валлоттона для нового Дома в стиле модерн (1896 г.)
Изменение городских законов и конкурс «Фасад» (1898–1902 гг . )
Одним из серьезных ограничений архитектуры Парижа конца XIX века был закон, датируемый 1607 годом, но все еще действовавший в 1900 году, ограничивающий высоту и орнамент фасадов и запрещающий любые элементы архитектуры, выступающие за тротуар внизу. . Это было сделано для того, чтобы обеспечить больше света на узких улицах и предотвратить падение кусков каменной кладки на улицу внизу. Исключения делались часто, но закон сильно ограничивал свободу архитекторов. В 1902 году директор общественных работ Парижа Луи Боннье объявил о реформе закона по образцу других европейских городов. Новые правила, вступившие в силу в 1902 году, использовали в качестве стандарта пропорциональность; чем шире улица, тем выше могли быть здания и тем больше разнообразия архитектуры и орнамента могли использовать архитекторы на фасаде. Еще до этого, чтобы стимулировать большую креативность, городские власти Парижа решили провести конкурс на шесть самых оригинальных фасадов. начиная со зданий, построенных в 1898 году. Одним из победителей 1898 года стал дом Гектора Гимара. Кастель Беранже , первая резиденция в стиле модерн в Париже. [2]
Парижская универсальная выставка ( г. 1900 )
Парижская универсальная выставка 1900 года ознаменовала вершину стиля модерн в Париже, собрав вместе многих художников и дизайнеров, которые были пионерами этого стиля, и сделав стиль известным сорока восьми миллионам посетителей выставки. Архитектура в стиле модерн была подчеркнута в интерьерах двух главных павильонов изящных искусств, Гран-Пале и Пти-Пале . Это также было заметно во Дворце декоративного искусства, где были выставлены работы Луи Мажореля и Рене Лалика , Даума и других французских дизайнеров. Парижское метро , построенное вскоре после открытия выставки, было украшено эдикулами в стиле модерн, разработанными для станций Гектором Гимаром .
Архитектура [ править ]
Жилые дома Эктора Гимара [ править ]
Жилая архитектура в стиле модерн или модерн , как ее еще называли, была реакцией на электрические и исторические стили, которые доминировали в Париже в «Прекрасную эпоху» . Большинство зданий в новом стиле построено в богатом 16 округе. Первым был Кастель Беранже (1895–98) Гектора Гимара , построенный вскоре после того, как он посетил Брюссель, познакомился с Полем Ханкаром и осмотрел отель Tassel , таунхаус, построенный Виктором Орта в 1893 году и оказавший большое влияние на его стиль. . [3] Многие детали замка Беранже были неоготикой вдохновлены , включая фронтонные окна и водосточные желоба. Он был собран из множества материалов и цветов, включая камень, кирпич и железо, и с смелостью воображения, включая вьющиеся растительные и цветочные узоры в украшениях из кованого железа вокруг дверей и окон. Здание выиграло конкурс на лучший фасад в Париже в 1898 году и, наряду с его собственным проницательным маркетингом, положило начало карьере Гимара. Он стал самым известным из архитекторов в стиле модерн. [4]
В конце этого периода, между 1909 и 1912 годами, Гимар спроектировал для себя резиденцию и студию, а также студию живописи для своей жены. отель Guimard на авеню Моцарта, 122 (16 округ). Это здание представляло его менее яркий и более изысканный более поздний стиль, как и отель Mezzara (1910 г.) (улица де Ла Фонтен, 60, (16-е место). [3]
Другие известные здания Гимара в Париже включают ранний отель Delfau (1895 г.) на улице Молитор (16-е место) и более поздний отель Jassédé (1903–1905) на авеню де Версаль, 142 (16-е место), отличающийся поразительным асимметричным углом на углу. . Отель Mezzara (1910 г.) на улице Ла Фонтен, 60 (16-й округ) был более классическим по стилю, но также имел интересное асимметричное крыло и характерные изгибы, арки и цветочные узоры из кованого железа. Он также спроектировал синагогу в стиле модерн. в 1913 году (см. религиозные постройки) незадолго до и после Первой мировой войны он спроектировал ряд других зданий, не выполненных в стиле модерн. [5]
- Эктор Гимар, Фасад замка Беранже (1895–98) на улице Ла Фонтен, 14 (16-й округ).
- Вход в замок Беранже (1895–98).
- Отель Гимар (1909–1912)
- Столовая отеля Гимар (около 1910 г.)
- Эктор Гимар, Асимметричный угол здания Жасседе (1903–1905).
- Эктор Гимар, Hôtel Mezzara, улица Ла Фонтен, 60 ((16-й)
Станции метро Гимара [ править ]
Между 1896 и 1904 годами Эктор Гимар спроектировал входы на станции парижского метро , используя извилистые цветочные и растительные узоры, которые стали эмблемой стиля. Для облегчения монтажа их сделали сборными, и было установлено сто сорок перекрытий. Большинство из них были установлены в 1900 году. Почти все были демонтированы несколько лет спустя, но многие были воссозданы в конце 20-го и начале 21-го веков. [6]
Только две оригинальные кутикулы 1900 года до сих пор используются; одна - станция Abbesses (парижское метро) . Первоначально он находился в отеле Hôtel de Ville (парижское метро), но в 1970-х годах был перенесен на нынешнее место. Другой находится в Porte Dauphine (парижское метро) . Это единственная кувуклия, которая до сих пор используется и находится на своем первоначальном месте.
- Оригинальная станция Кувуклия аббатис (парижское метро) (1900 г.)
- Оригинальная кувуклия в Порт-Дофин (парижское метро) (1900)
Жюль Лавирот и Альфред Вагон – Керамический фасад ( 1901 ) г.
После Эктора Гимара парижским архитектором, наиболее тесно связанным с модерном, был Жюль Лавирот . Он наиболее известен группой из нескольких зданий в 7-м округе, в частности зданием Лавиротт на авеню Рапп, 29 (7-й округ), построенным в 1901 году и победителем конкурса фасадов Парижа в том же году. Особенностью здания является роскошный керамический скульптурный орнамент на фасаде, который был задуман как реклама парижской керамической фирмы Александра Биго . Лавиротт построил еще один экстравагантный фасад в том же районе, на площади Рапп, 3 (7-й округ), и еще один, так называемый Керамический отель , на другом берегу Сены, на авеню де Ваграм, 34 (8-й округ) (1905 г.). здание стало победителем конкурса фасадов в 1905 году. [7]
Яркий стиль Лавирота был развит еще больше архитектором Альфредом Вагоном, который наиболее известен благодаря зданию на площади Этьен Перне, 24 (15-й округ), построенному для строительного подрядчика по имени Дюрок и покрытому скульптурной растительностью. Он считается одним из самых экстравагантных образцов модерна в Париже. [8]
- Здание Лавиротта на авеню Рапп, 29, 7-й округ (1901 г.)
- Вход в здание Лавиротта с керамической скульптурой (1901 г.)
- Верхний фасад гостиницы «Керамика» (1904 г.)
- Фасад Рэппа, 3 Квадрат (1899–1900).
- Вход на площадь Рапп, 3 (1899–1900) (7-й округ).
- Деталь 3 Square Rapp (1899–1900)
- Здание Альфреда Вагона на площади Этьен Перне, 24, (15 округ) (1905 г.)
- Глядя вверх на здание Альфреда Вагона, площадь Этьена Перне, 24 (1905 г.)
Офисные здания [ править ]
Архитектор Франц Журден был наиболее известен благодаря универмагу La Samaritaine , но также проектировал офисные здания в более позднем, более умеренном стиле модерн. Его часто смешивали с неоклассицизмом и другими стилями Прекрасной эпохи. Его использовали компании, которые хотели показать, что они современны, но не шли на какой-либо риск. Одним из примеров является здание La Semeuse Building (1912 г.), построенное Францем Журденом для офиса La Semeuse de Paris , финансового учреждения, которое предоставило кредит универмагу La Samritaine. Большая часть здания была модернизирована, но у входа есть дверь в стиле модерн, а также железные изделия и витражи, созданные сыном архитектора.
- Здание La Semeuse de Paris работы Франца Журдена (1912) 14–16, улица Лувр в 1-м округе. ,
- Вход в Парижскую Семею , картина Франца Журдена (1912)
- Окно Семезы Парижской работы Франсиса Журдена , сына архитектора (1912 г.)
- Купол штаб-квартиры Société Générale на бульваре Осман, 29 работы Жака Эрмана (1905–1911).
Универмаги и магазины [ править ]
Парижские универмаги были ранними витринами стиля модерн, особенно в их внутренних галереях. Поскольку газовое освещение создавало риск возгорания, а надежная вольфрамовая нить для электрических лампочек не была доступна до 1902 года, здания раньше освещались большими стеклянными мансардными окнами над круглыми дворами, окруженными галереями, открытыми во двор. Самый известный пример — «Галери Лафайет» универмаг на бульваре Осман , построенный архитектором Жоржем Шеданном и его учеником Фердинандом Шаню. Строительство здания было начато в 1895 году, а центральный купол и лестницы в стиле модерн, ведущие к нему, были завершены в 1912 году. Два более поздних внутренних двора были разрушены в ходе более ранней реконструкции, но центральный двор с красочным стеклянным куполом был восстановлен вместе с с лестницей в стиле модерн. [9]
Универмаг La Samaritaine на улице де ла Монне, 13 (1-й округ) на правом берегу Сены был спроектирован Францем Журденом и открыт в 1905 году. Он имел внешний вид, стилизованный в стиле модерн, и застекленный внутренний дворик. Второе здание в ар-деко стиле Анри Соважа было построено в 1926 году. Первоначальное здание было полностью реконструировано в 2018 году, сохранив при этом фасады в стиле модерн и некоторые элементы интерьера. [10]
Этот стиль также использовался в ряде небольших парижских магазинов, хотя немногие из них сохранились в своем первоначальном виде. Один магазин, ювелирный магазин дизайнера Жоржа Фуке с интерьером художника-графика Альфонса Мухи , сейчас находится в Карнавале Музее истории Парижа .
- Деталь купола Galeries Lafayette (1912 г.) универмага
- Фасад первого La Samaritaine универмага в стиле модерн работы Франца Журдена (1905 г.).
- Ювелирный магазин Жоржа Фуке на улице Рояль, 6, спроектированный Альфонсом Мухой , сейчас находится в музее Карнавале (1901 г.)
Церкви [ править ]
В Париже было построено несколько церквей, в которых были использованы черты модерна, обычно сочетающиеся с другими стилями, включая неоготику. Самым ярким примером модерн-готики является церковь Сен-Жан-де-Монмартр (1894 г.). Архитектором был Анатоль де Бодо , последователь Виолле-ле-Дюк , профессор французской архитектуры в Школе Шайо, готовившей специалистов по исторической реставрации, и профессор средневековой архитектуры в Школе изящных искусств . Следуя идеям Виолле-ле-Дюка, он использовал современные материалы, в том числе интерьер из железной рамы в сочетании со скульптурой Пьера Роша и керамической плиткой Александра Биго , плитка которого использовалась на фасадах многих зданий в стиле модерн. Открытый интерьер с железными колоннами и арками выглядел поразительно современно. [11]
- Церковь Сен-Жан-де-Монмартр (1894 г.)
- Интерьер церкви Сен-Жан-де-Монмартр (1894 г.)
- Деталь керамического декора и скульптуры портала.
Гектор Гимар и школа Нэнси Мебель –
Мебель была еще одной важной областью модерна. В некоторых случаях архитекторы сами проектировали мебель, соответствующую внешнему и внутреннему убранству дома, основываясь на извилистых и изогнутых линиях и других формах, основанных на природе. Так было в отеле Guimard , резиденции Эктора Гимара . Целью как архитекторов, так и дизайнеров мебели было создать стиль, отличающийся от преобладающих стилей неоклассики и изящного искусства, которые доминировали до модерна. Иногда мебель и другие предметы декора в стиле модерн напоминали стиль рокайль или рококо времен правления Людовика XV с его изогнутыми цветочными и растительными узорами, особенно в ножках столов, ручках ящиков и других орнаментах. Слабость мебельного стиля модерн заключалась в том, что, поскольку мебель соответствовала убранству и архитектуре помещения, ее нельзя было изменить или дополнить, не нарушив гармонию помещения. Это была одна из причин, почему популярность украшений в стиле модерн была недолгой. [12]
Луи Мажорель был еще одной важной фигурой в дизайне мебели в стиле модерн. Его дом и мастерские находились в Нанси в Лотарингии , но у него также была большая резиденция и выставочный зал в Париже, и он был ведущим участником всех основных выставок и салонов того периода. Предметы мебели Мажореля изготавливались вручную индивидуально, редко сериями, с использованием дорогих и экзотических материалов. Кабинет Луи Мажореля, изображенный в галерее ниже, примерно 1900–1910 годов (ныне находится в Художественном музее Далласа ), изготовлен из красного дерева, дуба и ореха с инкрустациями из экзотических лиственных пород. в сочетании с ручками и другими украшениями из бронзы. [12]
Эжен Валлен был еще одной важной фигурой в мебели в стиле модерн. Как и Мажорель, его мастерская находилась в Нанси, и он и Мажорель были основателями Школы Нанси , группы ремесленников, создавших характерный Нанси стиль модерн, ставший популярным в Париже. Во второй половине периода модерна, с 1900 по 1914 год, Мажорель и большинство членов школы Нанси модифицировали стиль модерн, сделав его менее богато украшенным, с более чистыми линиями и более простыми формами.
- Боковой стул Гектора Гимара (1900) ( Институт искусств Чикаго )
- Мебель для спальни в отеле Guimard работы Гектора Гимара (сейчас находится в Лионском музее изящных искусств )
- Шезлонг работы Гектора Гимара в Музее декоративного искусства , Париж (ок. 1903 г.)
- Письменный стол Луи Мажореля (1903–04) в Музее Орсе в Париже.
- Кровать «Водяная лилия» работы Луи Мажореля (1902–1903), Музей Орсе , Париж.
- Деталь кровати «Водяная лилия» Луи Мажореля.
- Шкаф Луи Мажореля со стеклянными вазами Луи Комфорта Тиффани (1900–1910), ( Художественный музей Далласа )
- кабинет из ясеня, дуба и тополя, с маркетри из цветного дерева и скульптурной бронзы работы Эмиля Галле , представленный на Парижской выставке 1900 года (1900) (Музей декоративного искусства, Париж)
Стеклянная посуда [ править ]
Большая часть стеклянной посуды в стиле модерн в Париже прибыла из города Нанси в Лотарингии на востоке Франции. Этот город был домом мастерских Эмиля Галле и студии Daum , а также имел большое количество квалифицированных мастеров. Компания Daum специализировалась на свинцовом стекле или хрустале, который изготавливался традиционным методом литья стекла . Стеклянная посуда в стиле модерн предшествовала модерну в других средствах массовой информации; цветочные вазы и чашки студии Daum были представлены еще на Парижской выставке 1889 года . Стеклянная посуда из Нанси была одним из главных экспонатов Парижской выставки 1900 года. В нем преимущественно использованы те же мотивы, что и в мебели и других материалах; плавные линии и цветочные узоры, насыщенные цвета. Процесс Даума часто включал моделирование стекла в горячем состоянии и добавление полихромной порошковой эмали, которая затвердевала на поверхности. Ручку отлили и добавили, пока она была горячей.
- Чашка от студии Даум (1889 г.), Музей декоративного искусства, Париж.
- Хрустальная ваза от Daum Studio из выдувного стекла с нанесением полировальных эмалей в горячем виде. (1910)
- Хрустальная ваза с гравировкой работы Галле, около 1900 г.
- Стеклянная ваза Cameo от Gallé
Керамическое искусство [ править ]
Керамическая скульптура и предметы были важной составляющей парижского модерна. Керамические плитки и украшения украшали фасады зданий и представляли собой скульптурные произведения. В 1870-х годах в Париже эльзасцем Теодором Деком была основана крупная керамическая мастерская . Он начал создавать работы на основе цветочных узоров, японских рисунков и техник. Технические разработки развивались под руководством его ученика Эдмона Лашеналя , который использовал яркие полихромные глазури. Другими важными фигурами в керамическом искусстве были Огюст Делаэрш , Клеман Массье и Жан Карриес . [13]
Производитель керамики Александр Биго был важной фигурой в парижской керамике. Его павильон на Всемирной выставке (1900 г.) был полностью покрыт керамической скульптурой на классические темы и темы модерна, включая велосипеды. По окончании выставки павильон снесли, но многие украшения сохранились. Его керамика также щедро покрывала фасады парижских домов, спроектированных Жюлем Лавироттом .
- Павильон фанатиков на Всемирной выставке (1900) в Париже
- Керамическая плитка из павильона фанатиков на Всемирной выставке (1900 г.)
- Керамическая ваза Эдмона Лашеналя (1902 г.)
- Тарелка «Павлин» работы Огюста Делаэрша (1887–94).
и Металлообработка скульптура
Декоративные изделия из железа и металлическая скульптура были важными элементами модерна, использовавшимися в украшении фасадов, небольших статуэтках, ручках и других украшениях мебели. Одним из самых разносторонних художников был живописец и скульптор по бронзе Жорж де Фёр . Он родился в Бельгии, переехал в Париж и стал ведущим дизайнером владельца галереи в стиле модерн Зигфрида Бинга . Помимо работы с металлом, он проектировал мебель, писал для газет, создавал декорации и плакаты для кабаре Le Chat Noir . Его работы были представлены на Всемирной выставке в Париже , а в 1901 году он был удостоен звания кавалера Почётного легиона за вклад в декоративное искусство. Примеры его работ можно найти в Музее декоративного искусства в Париже. [14]
- Железные ворота Пти-Пале в Париже работы Шарля Жиро (1900 г.)
- Украшение балкона Кастель Беранже работы Гектора Гимара (1903 г.)
- Эмалированная медная напольная ваза работы Жоржа де Фёра и Якаба Раппапорта (1902 г.) (Будапештский музей прикладного искусства)
- Женщина, играющая на скрипке , бронза работы Жоржа де Фёра (1868–1943) ( Музей декоративного искусства ) .
- Каминные часы Луи Шалона и Э. Колена, позолоченная и посеребренная бронза (ок. 1900 г.), (Hessisches Landesmuseum Darmstadt - Дармштадт, Германия)
- Настольная лампа работы Франсуа-Рауля Ларша из позолоченной бронзы с танцовщицей Лои Фуллер в качестве модели (1901 г.)
Ювелирные изделия [ править ]
Особой популярностью пользовались украшения в стиле модерн, созданные по образцу природных и цветочных форм. Классическим примером является подвеска «Каскад», разработанная Альфонсом Мухой и изготовленная Фуке, которая сейчас выставлена в Petit Palais . Он представляет собой каскад опалов, бриллиантов и слегка деформированного жемчуга, или «барокко», а также золота и эмали. Он использовал опалы из-за их нежного бледного цвета и жемчуг деформированной формы, чтобы придать им необычные, но более естественные формы. Он также использовал круги из крошечных бриллиантов вокруг более крупных камней, чтобы обрамить и выделить их. Интерьер его ювелирного магазина, спроектированный Мухой, сейчас экспонируется в музее Карнавале . [15] Фирма Fouquet, возглавляемая Жоржем Фуке , и ее ювелиры заимствовали вещи из разных периодов и стилей.
Большинство предметов для ювелиров были взяты из мира природы, в том числе павлины, бабочки и стрекозы, а также цветы. Другие были взяты из мифологии или фигурок русалок, тем, бабочек и русалок, а также иногда черпали вдохновение из искусства Древнего Египта, Китая и Японии. [16]
Отличительной особенностью ювелирных изделий в стиле модерн было то, что стоимость изделия не зависела в первую очередь от стоимости используемых драгоценных камней или золота, как в традиционных ювелирных изделиях. Многие из использованных материалов представляли собой полудрагоценные камни причудливой формы и жемчуг. Стоимость определялась фантазией и репутацией дизайнера. [16]
Муха и другие иллюстраторы в стиле модерн часто сотрудничали с ювелирами, Эжен Грассе , наиболее известный своими театральными афишами и журнальными иллюстрациями, создавал дизайны для самых разных предметов — от гребней до пряжек для ремней, созданных парижскими ювелирами.
Рене Лалик , наиболее известный своим искусством стекла, также был важной фигурой в парижском ювелирном дизайне в стиле модерн. Как и Фуке, он сочетал более традиционные материалы, такие как бриллианты и изумруды, с полудрагоценными камнями, янтарем, слоновой костью, жемчугом, эмалью, рогом и другими природными материалами для создания оригинальных и творческих форм. Он также использовал кабошоны , которые представляли собой выпуклые полированные драгоценные камни, скорее округлые, чем ограненные. В частности, он создавал диадемы и подвески в виде растений, насекомых и мифических фигур. [16]
Луи Окок и его семейная фирма, где Лалик был учеником, были еще одним важным создателем ювелирных украшений в стиле модерн. Среди других известных создателей ювелирных изделий были Люсьен Гайяр , Поль Фолло , Поль и Анри Вевер .
- для ювелиров Фуке Дизайн ювелирных изделий Альфонса Мухи (1901 г.)
- Подвеска «Каскад», созданная Альфонсом Мухой для ювелиров Фуке (1900 г.). (Музей Пти-Пале, Париж)
- Гребень из рога, золота и бриллиантов работы Рене Лалика (ок. 1902 г.) ( Музей Орсе )
- Подвеска Лалика в виде павлина из золота, эмали, опала, жемчуга и бриллиантов (Метрополитен-музей) (1900–1903).
- Внешний вид Пряжка ремня из золота, слоновой кости, топаза, глазури и кабахонов или округлых драгоценных камней. дизайн Эжена Грассе (около 1900 г.) (Музей Орсе)
- Эмалевые булавки в форме веера с маленькими бриллиантами огранки «роза» в прожилках работы Луи Окока (ок. 1900 г.),
- Подвеска «Мотылек» работы Люсьена Гайяра , золото, выемчатая эмаль, цитрины, резной рог; (ок. 1900–1902) (Метрополитен-музей)
Графика [ править ]
Плакаты и обложки журналов, реклама и иллюстрации были одними из самых популярных форм модерна в Париже. Они стали возможными благодаря изобретению цветной литографии в 1879 году и дальнейшим усовершенствованиям, которые позволили использовать больше цветов и массовое производство изображений более высокого качества. Сюжетами плакатов почти всегда были женщины, чьи длинные вьющиеся волосы становились центральным элементом дизайна, часто сочетаясь с цветами и растительными узорами. [17]
Париж 1890-х годов был увешан красочными плакатами в стиле модерн, продающими велосипеды, напитки, лекарства, путешествия на юг Франции, и все это в одном и том же духе движения и веселья. Альфонс Муха был самым известным из дизайнеров плакатов, особенно благодаря театральным афишам, которые он создал для актрисы Сары Бернар , начиная с памятного плаката для ее главной роли Жисмонды в 1895 году. Муха также создавал декорации и костюмы для Бернар, а также ювелирные изделия. Сама Бернхардт осознавала ценность своих плакатов как предметов искусства и зарезервировала определенное количество плакатов для продажи коллекционерам.
Юбки и костюмы танцовщиц, летящие в развевающиеся формы, были еще одним популярным мотивом, использованным в раннем модерне Анри де Тулуз-Лотреком и Жюлем Шере , изображавшим танцовщицу Лои Фуллер в окружении облака кружащейся ткани. [17]
Другими важными ранними фигурами в этом жанре были Эжен Грассе , который преподавал в основных школах графики и дизайна в Париже и публиковал книги с изображениями в новом стиле, и Жюль Шере , прославившийся своими плакатами с изображениями актрис и танцовщиц. в извилистых барочных позах. [17]
- Мулен Руж Плакат Анри де Тулуз-Лотрека (1891 г.)
- Иллюстрация Эжена Грассе для La Belle Gardeniere (1893)
- для танцовщицы Лои Фуллер Плакат Жюля Шере (1893 г.)
- Плакат «Вина Мариани» Жюля Шере
- Посты Сары Бернар Альфонса Мухи (1896)
- Плакат Альфонса Мухи для велосипедов Perfecta (1902 г.)
Живопись [ править ]
Живопись в стиле модерн носила декоративный характер, призванный гармонировать с архитектурой и дизайном интерьера, обычно в виде фресок, панно или ширм. Большинство крупных художников того периода, таких как Ренуар и Моне, считались исключительно художниками-студиями других школ. Однако некоторые художники специально создавали работы в стиле модерн, специально для декора. Самыми известными художниками этой категории были члены Les Nabis . Морис Дени , Пьер Боннар и другие наби часто создавали декоративные картины, адаптированные к конкретным комнатам или обстановке. Их часто вдохновляли японские панно, которые в тот период стали очень популярны в Париже, во многом благодаря усилиям Зигфрида Бинга и его Дома в стиле модерн, начиная с 1895 года. Как и в случае с другими формами модерна, сюжеты рисовали очень часто были женщинами в цветочных декорациях. Цветочные узоры иногда располагались в садах, а иногда и на стенах, и часто были очень стилизованными и абстрактными, с сильным японским влиянием. [18] В некоторых случаях художники создавали фрески; В конце периода модерна Морис Дени нарисовал фреску в стиле модерн внутри уполы нового Театра Елисейских полей в Париже (1908–11).
- Морис Дени , Сентябрьский вечер (1891 г.)
- «Лестница в листве» Мориса Дени (1892), холст на деревянной панели, сделанный для потолка дома мецената Анри Леролля . Одна и та же женщина на лестнице видна с четырех точек зрения.
- Крашеный экран; Семья Боннар в саду (1896), Старая национальная галерея
- Платье с принтом Эдуарда Вюйяра (1891), Художественный музей Сан-Паулу.
- Часть фрески купола Театра Елисейских полей , Париж (1908–11).
Музеи Парижа с коллекциями стиле модерн в
В нескольких парижских музеях собраны заметные коллекции произведений искусства, дизайна и архитектуры того периода. Они включают в себя:
- Музей Орсе (картины, мебель, скульптура)
- Musée des Arts Decoratifs или Музей декоративного искусства, расположенный рядом с Лувром. Мебель, стекло, ювелирные изделия, фарфор,
- Музей Карнавале истории Парижа. Реконструированные помещения, предметы.
- Пети Пале . Экспонаты ювелирных изделий, живописи и столовой мебели отеля «Гимар» .
- Максим Модерн "Коллекция 1900" . Частный музей над рестораном Максима. Только группы.
Примечания и цитаты [ править ]
- ^ Бульон 1985 .
- ^ Слива 2014 , стр. 36–37.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пуассон 2009 , стр. 180–181.
- ^ Слива, Жиль, Paris Architectures de la Belle Epoque (2014), стр. 38
- ^ Пуассон 2009 , стр. 182–183.
- ^ Пуассон 2009 , с. 181.
- ^ Пуассон 2009 , стр. 216–217.
- ^ Пуассон 2009 , с. 359.
- ^ Слива 2014 , с. 28.
- ^ Пуассон 2009 , с. 208.
- ^ Слива 2014 , с. 104-105.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Renault & Lazé 2006 , стр. 110–111.
- ^ Фар-Беккер (2015), стр. 98–99.
- ^ Ян Миллман Жорж де Фёр: мастер символизма и модерна , ACR International Edition, Париж-Курбевуа, 1992 г.
- ^ Текст на выставке ювелирных изделий в стиле модерн в Пти-Пале, Париж.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фар-Беккер, Габриэль (2015), L'Art Nouveau , стр. 87–89.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фар-Беккер, Габриэле, L'Art Nouveau (2015), стр. 91–93.
- ^ Лакамбр, Женевьева, La déferlante japonaise , опубликовано в Les Nabis et le Decor , Beaux Arts Editions (март 2019 г.), стр. 38–40
Библиография [ править ]
- Бони, Энн, Современная архитектура , Париж, Ларусс (2012) ISBN 978-2-03-587641-6
- Бульон, Жан-Поль (1985). Журнал модерна . Пэрис: Скира. ISBN 2-605-00069-9 .
- Бульон, Жан-Поль (2006). Морис Дени – Духовное в искусстве (на французском языке). Париж: Галлимар. ISBN 2-07-031929-6 .
- Дункан, Аластер, Ар Нуво , Мир искусства, Нью-Йорк: Темза и Гудзон, 1994. ISBN 0-500-20273-7
- Фар-Беккер, Габриэле (2015). L'Art Nouveau (на французском языке). ХФ Ульманн. ISBN 978-3-8480-0857-5 .
- Лахор, Жан (2007) [1901]. Модерн (на французском языке). Бэйслайн Ко. Лтд. ISBN 978-1-85995-667-0 .
- Ормистон, Розалинда; Робинсон, Майкл (2013). Модерн – Плакаты, иллюстрации и изобразительное искусство . Издательство Flame Tree. ISBN 978-1-84786-280-8 .
- Слива, Жиль (2014). Парижская архитектура Прекрасной эпохи . Издания париграммы. ISBN 978-2-84096-800-9 .
- Пуассон, Мишель (2009). 1000 памятников Парижа .
- Рено, Кристоф; Лазе, Кристоф (2006). Стили архитектуры и мебели (на французском языке). Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN 978-2-87747-465-8 .
- Райли, Ноэль (2004). Грамматика декоративного искусства (на французском языке). Фламмарион.
- Сато, Тамако (2015). Альфонс Муха – Художник как Визионер . Кёльн: Ташен. ISBN 978-3-8365-5009-3 .
- Сембах, Клаус-Юрген (2013). Модерн - Утопия примирения (на французском языке). Ташен. ISBN 978-3-8228-3005-5 .
- Тексье, Саймон (2012). Париж – Панорама архитектуры . Париграмма. ISBN 978-2-84096-667-8 .
- Тибо, Филипп (2018). Муха и модерн (на французском языке). Париж: Éditions du Chêne. ISBN 978-2-81231-806-1 .