Никея
Никея ( древнегреческий ) | |
Альтернативное название | Никая |
---|---|
Расположение | Изник , провинция Бурса , Турция |
Область | Вифиния |
Координаты | 40 ° 25,74' с.ш. 29 ° 43,17' в.д. / 40,42900 ° с.ш. 29,71950 ° в.д. |
Тип | Урегулирование |
Область | 145 га (360 акров) [1] [2] |
История | |
Строитель | Антигон I Монофтальм [3] |
Основан | в. 316 [4] [5] [6] – 315 [7] [8] до нашей эры |
Культуры | Древнегреческий , римский , византийский [ сломанный якорь ] , Османская |
События | Первый и Второй Никейский собор |
Никея (также пишется Никея или Никея , / n aɪ ˈ s iː ə / ny -SEE -ə ; [9] Латинский: [niːˈkae̯.a] ), также известный как Никея ( греческий : Νίκαια , аттический : [nϐːkai̯a] , койне : [ˈnikεa] ), был древнегреческим городом в северо-западной анатолийской области Вифинии. [4] [10] [11] который прежде всего известен как место проведения Первого и Второго Никейских соборов (первого и седьмого Вселенских соборов в ранней истории христианской Церкви ), Никейского Символа веры (который исходит от Первого Собора), а также как столица после Никейская империя Четвертого крестового похода в 1204 году до возвращения Константинополя византийцами в 1261 году. Никея также была столицей османов с 1331 по 1335 год.
Древний город расположен на территории современного турецкого города Изник (современное название которого происходит от Никеи) и расположен в плодородной котловине на восточной оконечности озера Аскания , ограниченной грядами холмов с севера и юга. Он расположен так, что его западная стена возвышается над самим озером, что обеспечивает как защиту от осады с этого направления, так и источник снабжения, который будет трудно перекрыть. Озеро достаточно велико, чтобы его нельзя было легко заблокировать с суши, а город был достаточно большим, чтобы сделать любую попытку достичь гавани с помощью береговых осадных орудий.
Древний город со всех сторон окружен 5-километровыми (3 милями) стенами высотой около 10 метров (33 фута). Они, в свою очередь, окружены двойным рвом на сухопутных участках, а также включают более 100 башен в разных местах. Большие ворота на трех сторонах стен, прилегающих к суше, обеспечивали единственный вход в город. Сегодня в стенах во многих местах пробиты дороги, но большая часть ранних работ сохранилась; в результате это туристическое направление.
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Говорят, что это место было колонизировано боттианцами и первоначально носило имя Анкор (Ἀγκόρη) или Геликора (Ἑλικόρη), или солдатами армии Александра Великого , родом из Никеи в Локриде , недалеко от Фермопил . Однако более поздняя версия не получила широкого распространения даже в античности. [12] Какова бы ни была правда, первая греческая колония на этом месте, вероятно, была разрушена мизийцами , и Антигон I Монофтальм , один из преемников Александра ( диадохов ), заново основал город ок. 315 г. до н. э. как Антигония (Ἀντιγονεία) в честь себя. [8] Известно также, что Антигон разместил в окрестностях боттианских солдат, что подтверждает традицию об основании города боттианцами. После поражения и смерти Антигона в битве при Ипсе в 301 году до нашей эры город был захвачен Лисимахом , который переименовал его в Никею ( Νίκαια , также транслитерируется как Никея или Никея ; см. также Список традиционных греческих топонимов ), в дань уважения его жена Никея , недавно умершая. [12]
Где-то до 280 года до нашей эры город перешёл под контроль местной династии царей Вифинии . Это знаменует собой начало его восхождения в качестве резиденции царского двора, а также его соперничества с Никомидией . Спор двух городов по поводу того, какой из них является выдающимся городом (обозначаемым названием метрополия ) Вифинии, продолжался на протяжении веков, и 38-я речь Диона Златоуста была специально написана для разрешения спора. [13] [14]
Плутарх упомянул, что Менекрат (Μενεκράτης) писал об истории города. [15] В греческой мифологии Никея предположительно получила свое название от Никеи , нимфы, которую бог Дионис напоил и изнасиловал; Позже он назвал город в ее честь. [16]
Римский период
[ редактировать ]Вместе с остальной частью Вифинии Никея перешла под власть Римской республики в 72 г. до н.э. Город оставался одним из самых важных городских центров Малой Азии на протяжении всего римского периода и продолжал свою давнюю конкуренцию с Никомидией за превосходство и расположение резиденции римского губернатора Вифинии и Понта . [13] Географ Страбон (XII.565 и сл.) описывал город как построенный в типично эллинистическом стиле с большой регулярностью, в форме квадрата с окружностью 16 стадий , т. е. ок. 700 м × 700 м (2297 футов × 2297 футов) или 0,7 км × 0,7 км (0,43 × 0,43 мили), занимая площадь около 50 га (124 акра) или 0,5 км 2 (0,2 кв. мили); у него было четверо ворот, и все улицы его пересекались одна с другой под прямым углом согласно плану Гипподамина , так что с памятника в центре можно было видеть все четыре ворот. [14] [17] Этот памятник стоял в гимназии , уничтоженной пожаром, но восстановленной с повышенным великолепием Плинием Младшим , когда он был там губернатором в начале II века нашей эры. В своих сочинениях Плиний часто упоминает Никею и ее общественные здания. [14]
Император Адриан посетил город в 123 году нашей эры после того, как он сильно пострадал от землетрясения, и начал его восстанавливать. Новый город был окружен многоугольной стеной длиной около 5 километров. Реконструкция не была завершена до III века, и новые стены не смогли спасти Никею от разграбления готами в 258 году нашей эры. [13] [17] Многочисленные монеты Никеи, которые до сих пор существуют, свидетельствуют об интересе, проявленном к городу со стороны римских императоров , а также о его привязанности к правителям; многие из них отмечают великие праздники, отмечаемые там в честь богов и императоров, как Олимпия , Истмия , Дионисия , Пифия , Коммодия , Северия , Филадельфия и т. д. [14]
Христианские советы
[ редактировать ]Христианство стало законной религией Римской империи во время правления Константина I (также известного как Константин Великий) по Миланскому эдикту 313 года. [18] Константин покровительствовал христианству и поддерживал его, предоставляя привилегии, и стал первым римским императором , принявшим христианство, но он не крестился до самой своей смерти в Никомидии . [19] Константин заложил основу для того, чтобы большинство населения стало христианами, преимущественно официальной религией империи в 380 году.
Никейский символ веры ( греческий : Символ Никеи Σύμβολον τῆς Νικαίας , перевод: ; латынь : Символ Никейский ; букв. « Символ Никеи » который провозгласил Иисуса Богом ) , и стал основой церковного учения, [20] был принят на первом римском Вселенском христианском соборе в этом городе в 325 году. [21] Этот собор также осудил готско -христианское арианство . [22] который позже был принят многими варварскими королевствами и привел к разрушению Западной Империи на будущее столетие.
После переноса собора на четыре столетия, Собор снова состоялся в Никее в 787 году. Этот собор был созван императором Восточной империи Константином Вселенский VI , императрицей Ириной , которая позже стала первой женщиной-императором, и на нем присутствовал папа Адриан. Я. Он обратился к иконоборческой полемике и признал законным почитание христианских изображений Иисуса и святых. [23] [24] Собор также запретил светское назначение епископов , тем самым укрепив независимую власть церкви от власти государства. [25]
Византийский период
[ редактировать ]К IV веку Никея была большим и процветающим городом, а также крупным военным и административным центром. Император Константин Великий созвал здесь Первый Вселенский Собор , и город дал свое название Никейскому Символу веры . [14] [26] Город оставался важным и в IV веке, после провозглашения императора Валента (364 г.) и неудавшегося восстания Прокопия (365 г.). В тот же период Никейский престол стал независимым от Никомидии и получил статус митрополичьего епископства . Однако город пострадал от двух сильных землетрясений в 363 и 368 годах, и в сочетании с конкуренцией со стороны недавно созданной столицы Восточной Империи , Константинополя , после этого он начал приходить в упадок. Многие из его великих гражданских зданий начали приходить в упадок, и в VI веке их пришлось восстанавливать императору Юстиниану I , в том числе акведук, построенный Адрианом. [26]
После этого город исчезает из источников и снова упоминается в начале VIII века: в 715 году туда бежал свергнутый император Анастасий II , а город успешно отражал нападения Омейядского халифата в 716 и 727 годах . [26] Город снова пострадал от Константинопольского землетрясения 740 года , служил базой восстания Артабасда в 741/2 году и служил местом встречи Второго Вселенского Собора , осудившего византийское иконоборчество , в 787 году (собор, вероятно, собирался в базилике Святой Софии ). [27] Никея стала столицей Опсицианской фемы в VIII веке и оставалась центром управления и торговли. Еврейская . община засвидетельствована в городе в 10 веке Из-за своей близости к Константинополю город использовался во время восстаний 10 и 11 веков как база, с которой можно было угрожать столице. Именно после такого восстания, восстания Никифора Мелиссена , в 1081 году он попал в руки турецких союзников Мелиссена. [28] Турки -сельджуки сделали Никею столицей своих владений в Малой Азии до 1097 года, когда она вернулась под контроль Византии с помощью Первого крестового похода после месячной осады . [28]
XII век стал периодом относительной стабильности и процветания в Никее. Комнинские императоры Алексиос , Иоанн и Мануил вели активную кампанию по усилению византийского присутствия в Малой Азии. Алексиос, кажется, отремонтировал акведук после завоевания. [29] и крупные укрепления были построены по всему региону, особенно Иоанном и Мануэлем, которые помогли защитить город и его плодородные внутренние районы. В этом районе также было несколько военных баз и колоний, например, в Риндаке в Вифинии, где император Иоанн провел год, обучая свои войска подготовке к кампаниям на юге Малой Азии.
После падения Константинополя в ходе Четвертого крестового похода в 1204 году и создания Латинской империи Никея избежала латинской оккупации и сохранила автономную позицию. С 1206 года он стал базой Теодора Ласкариса , который в 1208 году был коронован здесь императором и основал Никейскую империю . , Константинопольский Патриархат поселился в городе до возвращения Константинополя в 1261 . из Константинополя, также изгнанный году оживленный в истории города, с «частыми синодами, посольствами, императорскими свадьбами и похоронами», в то время как приток ученых из других частей восточно-римского мира сделал его также центром обучения. [28]
После восстановления Византийской империи в 1261 году значение города снова упало. Пренебрежение азиатской границей со стороны Михаила VIII Палеолога спровоцировало крупное восстание в 1262 году, а в 1265 году вспыхнула паника, когда распространились слухи о неминуемом нападении монголов . [28] Император Андроник II Палеолог посетил город в 1290 году и позаботился о восстановлении его защиты, но Византия оказалась неспособной остановить рост зарождающегося Османского эмирата в регионе. [28] После того, как император Андроник III Палеолог и Иоанн Кантакузенос потерпели поражение при Пелеканоне 11 июня 1329 года, византийское правительство больше не могло защищать Никею. Никея наконец сдалась османам после длительной осады 2 марта 1331 года. [30]
Османская империя
[ редактировать ]В 1331 году Орхан захватил город у византийцев , и на короткий период город стал столицей расширяющегося Османского эмирата. [31] использовали Многие из его общественных зданий были разрушены, а материалы османы для возведения своих мечетей и других построек. Большая церковь Святой Софии в центре города была преобразована в мечеть и стала известна как Мечеть Орхана. [32] Рядом были построены медресе и бани. [33] В 1334 году Орхан построил мечеть и имарет (бесплатную кухню) недалеко от ворот Енишехир (Енишехир Капысы) на южной стороне города. [34] С падением Константинополя в 1453 году город потерял большую часть своего значения, но позже стал крупным центром с созданием местной фаянсовой гончарной промышленности в 17 веке. После этого он медленно исчез, поскольку терял население. В 1779 году итальянский археолог Доменико Сестини писал, что это не что иное, как заброшенный город, в котором нет жизни, шума и движения. [34] [35]
Руины
[ редактировать ]Городские стены
[ редактировать ]Древние стены с башнями и воротами сравнительно хорошо сохранились. Их окружность составляет 3100 м (10 171 фут), толщина у основания от 5 до 7 м (от 16 до 23 футов) и высота от 10 до 13 м (от 33 до 43 футов); в них есть четыре больших и двое маленьких ворот. В большинстве мест они состоят из чередующихся рядов римской черепицы и больших квадратных камней, соединенных цементом большой толщины. В некоторых местах вставлены колонны и другие архитектурные фрагменты руин более древних построек. Как и стены Константинополя, стены, судя по всему, были построены в IV веке. На некоторых башнях есть греческие надписи. [36]
Внутренние городские структуры
[ редактировать ]Руины мечетей, бань и домов, разбросанные среди садов и жилых домов, которые сейчас занимают большую часть пространства римских и византийских укреплений, показывают, что центр города османской эпохи, хотя и менее значительный, когда-то был важное место; но он никогда не был таким большим, как византийский город. Похоже, что он почти полностью построен из руин Никеи византийской эпохи, стены разрушенных мечетей и бань полны фрагментов древнегреческих, римских и византийских храмов и церквей. [36]
В северо-западной части города два мола впадают в озеро и образуют гавань; но озеро в этой части сильно отступило и оставило болотистую равнину. За стенами сохранились остатки древнего акведука. [36]
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
[ редактировать ]Церковь Успения Пресвятой Богородицы, главная греческая православная церковь в Никее, была одной из самых важных в архитектурном отношении византийских церквей в Малой Азии . Купольная церковь с крестообразным нефом и удлиненной апсидой, датируемая, возможно, еще концом VI века, ее верхняя часть была украшена очень красивой мозаикой, отреставрированной в IX веке. Успенская церковь была разрушена турками в 1922 году; сегодня сохранились только нижние части некоторых его стен. [37]
Османские печи
[ редактировать ]В османских печах, где изготавливались исторические никейские изразцы, продолжаются раскопки.
Церковь Святой Софии
[ редактировать ]реставрации . Никейский собор Святой Софии находится на
Подводная базилика
[ редактировать ]Под мелководьем на берегу озера Изник, на участке, еще в византийские времена находившемся на твердом грунте на берегу озера, были найдены руины базилики IV века. Вполне возможно, что это место проведения Первого Никейского Собора . [38]
Рельеф Геракла
[ редактировать ]В восьми километрах от города находится древний рельеф Геракла в человеческий рост, выгравированный на скале. [39]
См. Никеи
[ редактировать ]Епископство Никеи остается титульной кафедрой Римско -католической церкви . [40] место в котором осталось вакантным после смерти последнего титулярного епископа в 1976 году. [41] Это также титулярная митрополия Патриархата Константинопольского . Действующим президентом в 2001–2010 годах был бывший архиепископ Карельский и всея Финляндии митрополит Йоханнес (Ринне) . [42]
Люди
[ редактировать ]- Гиппарх (ок. 190–120 до н. э.), греческий астроном, географ и математик. [43]
- Кассий Дион (ок. 150 г. н. э. – ок. 235 г.), римский историк. [44]
- Спор Никейский (ок. 240 – ок. 300), греческий математик и астроном.
- Георгий Пахимерес (1242 – ок. 1310), византийский историк. [45]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Интальята, Эммануэле; Баркер, Саймон Дж.; Кристофер, Куро, ред. (2020). Городские стены в поздней античности: перспектива всей империи . Книги Оксбоу. п. 83. ИСБН 9781789253672 .
- ^ Паскуаль, Хосе; Папаконстантину, Мария-Фотейни, ред. (2013). Топография и история древних эпикнемидских локри . БРИЛЛ. п. 97. ИСБН 9789004256750 .
- ^ Шаму, Франсуа (2008). Эллинистическая цивилизация . Джон Уайли и сыновья. п. 178. ИСБН 9780470752050 .
- ^ Jump up to: а б Хаверфилд, Фрэнсис Дж. (2020). Планировка древнего города . Совет директоров – Книги по запросу. п. 27. ISBN 9783752307689 .
- ^ Дампер, Майкл (2007). Дампер, Майкл; Стэнли, Брюс Э. (ред.). Города Ближнего Востока и Северной Африки: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 194. ИСБН 9781576079195 .
- ^ Апрель, Уилфред (2018). Культура и идентичность . Совет директоров – Книги по запросу. п. 26. ISBN 9781789230406 .
- ^ Коулман-Нортон, Пол Р. (2018). Римское государство и христианская церковь, Том 1: Сборник юридических документов до 535 года нашей эры . Wipf и Stock Publishers. п. 126. ИСБН 9781725255647 .
- ^ Jump up to: а б Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 19 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 640.
- ^ «Никея» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Проверено 11 декабря 2022 г.
- ^ Д'Агостини, Моника; Энсон, Эдвард М.; Паунолл, Фрэнсис, ред. (2020). Ветераны Александра и ранние войны преемников . Книги Оксбоу. ISBN 9781789254990 .
- ^ Ройсман, Джозеф (2012). Ветераны Александра и ранние войны преемников . Издательство Техасского университета. п. 237. ИСБН 9780292735965 .
- ^ Jump up to: а б Стефаниду 2003 , 2. Фонд, другие названия .
- ^ Jump up to: а б с Стефаниду 2003 , 3. История .
- ^ Jump up to: а б с д и ДГРГ , Никея
- ^ Плутарх, Жизнь Тесея, 26.
- ^ Нонн , Дионисия 16.244–280 ; Мемнон Гераклейский , Книга 15 «Истории Гераклеи» , изложенная Фотием Константинопольским в его Мириобиблоне 223.28.
- ^ Jump up to: а б Стефаниду 2003 , 5. Культура-архитектура .
- ^ Эрматингер, Джеймс В. (2018). Римская империя: Историческая энциклопедия АВС-ЦИЛО. п. 31. ISBN 9781440838095 .
- ^ Ван Дам, Раймонд (2011). Вспоминая Константина у Мильвийского моста . Издательство Кембриджского университета. п. 20. ISBN 9781139499729 .
- ^ Орлин, Эрик, изд. (2015). Энциклопедия древних средиземноморских религий Рутледжа . Рутледж. п. 285. ИСБН 9781134625529 .
- ^ Рэй, Дж. Дэвид (2007). «Никея и ее последствия: исторический обзор Первого Вселенского Собора и последующих конфликтов» (PDF) . Эшлендский теологический журнал . 39 (1): 20–21.
- ^ Нельсон, Дэниел Н. (2016). Слепая вера: как христианство оставило Бога: Часть первая: Доктрина Троицы . КнигаСтрана. ISBN 9781463007645 .
- ^ Эванс, GR (2012). Корни Реформации: традиции, возникновение и разрыв . Межвузовская пресса. п. 99. ИСБН 9780830839476 .
- ^ Адриан, Донни Гарал; Аривия, Гадис, ред. (2009). Отношения между религиями и культурами в Юго-Восточной Азии . КРВП. стр. 115–6. ISBN 9781565182509 .
- ^ Хаус, Х. Уэйн, изд. (2019). Евангелический словарь мировых религий . Книги Бейкера. ISBN 9781493415908 .
- ^ Jump up to: а б с Фосс 1991 , с. 1463.
- ^ Фосс 1991 , стр. 1463–1464.
- ^ Jump up to: а б с д и Фосс 1991 , с. 1464.
- ^ Бенджеллун, Ясин; де Сигойе, Джулия; Десаль, Элен; Гарамбуа, Стефан; Шахин, Мустафа (1 октября 2018 г.). «История строительства Никейского акведука (Изник, северо-запад Турции) и его деформация по разлому на основе археологических и геофизических исследований» (PDF) . Журнал археологической науки: отчеты . 21 : 389–400. Бибкод : 2018JArSR..21..389B . дои : 10.1016/j.jasrep.2018.08.010 . S2CID 133680295 .
- ^ Дональд М. Никол, Последние столетия Византии, 1261-1453 , второе издание (Кембридж: University Press, 1993), стр. 169f
- ^ Raby 1989 , p. 19–20.
- ^ Цивикис, Николаос (23 марта 2007 г.), «Никея, Церковь Святой Софии», Энциклопедия эллинского мира, Малая Азия , Основание эллинского мира , получено 20 сентября 2014 г.
- ^ Софийский музей , ArchNet , данные получены 20 сентября 2014 года .
- ^ Jump up to: а б Raby 1989 , p. 20.
- ^ Сестини 1789 , стр. 219–220 .
- ^ Jump up to: а б с Комп. Уильям Мартин Лик , Малая Азия , стр. 10, л.; Фон Прокеш-Остен, «Воспоминания» , III. стр. 321, л.; Ричард Покок , Путешествие по Малой Азии , III. стр. 181, л.; Уолпол, «Турция»[», ii. стр. 146; Экхель, доктор. нет. я. стр. 423, далее; Раше, Лексикон. номер строки iii. л. стр. 1374, л.
- ^ Сирил Манго, «Византийская архитектура», с. 90.
- ^ Церковь, которая была «местом некоторых из наиболее важных событий христианства», обнаружена под озером в Турции . Элейн МакКахилл для The Mirror , 16 сентября 2018 г. По состоянию на 3 сентября 2023 г.
- ^ 2000-летний рельеф Геракла поврежден.
- ^ Annuario Pontificio 2013 (Libreria Editrice Vaticana, 2013, ISBN 978-88-209-9070-1 ), с. 939
- ^ Catholic-Hierarchy.org
- ^ «Жизнеописание митрополита Никейского Иоанна (Ринне)» (на греческом языке). Константинопольский Вселенский Патриархат . Проверено 18 октября 2008 г.
- ^ Клерк, Агнес Мэри (1911). . Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). п. 516.
- ^ энциклопедия Британская Том. 8 (11-е изд.). 1911. с. 278–279. »
- ^ энциклопедия Британская Том. 20 (11-е изд.). 1911. с. 433 »
Источники
[ редактировать ]- Фосс, Клайв (1991). «Никея». В Каждане, Александр (ред.). Оксфордский словарь Византии . Лондон и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 1463–1464. ISBN 978-0-19-504652-6 .
- Раби, Джулиан (1989). «Изник, 'Деревня в среде садов' ». В Петсопулосе, Янни (ред.). Изник: Керамика Османской Турции . Лондон: Александра Пресс. стр. 19–22. ISBN 978-1-85669-054-6 .
- Сестини, Доменико (1789). Путешествие в Азиатскую Грецию, на полуостров Кизик, в Брюсс и в Никею: с подробностями естественной истории этих стран (на французском языке). Лондон и Париж: Лерой.
- Стефаниду, Вера (2003). «Никея (Античность)» . Энциклопедия эллинского мира Малой Азии . Основание эллинского мира.
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1854–1857). «Никея» . Словарь греческой и римской географии . Лондон: Джон Мюррей.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хэзлитт, Классический географический справочник, "Никея"
- Т. Беккер-Нильсен, Городская жизнь и местная политика в Римской Вифинии: Маленький мир Диона Златоуста Орхуса,
- Четинкая, Халюк. Четыре недавно обнаруженные церкви в Вифинии . Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сборник статей. Том. 9. Под ред.: А.В. Захарова, С.В. Мальцева, Е.Ю. Станюкович-Денисова. Московский государственный университет имени Ломоносова/Санкт-Петербург. Петербург: НП-Принт, 2019. С. 244–252. ISSN 2312-2129.