Jump to content

Моэси

(Перенаправлено с Мезийского )

В римской литературе начала I века н. э. моэси ( / ˈ m s / или / ˈ m z / ; древнегреческий : Μοισοί , Moisoí или Μυσοί, Mysoí ; латынь : Moesi или Moesae ) появляются как палео. -балканский народ , живший в районе реки Тимок к югу от Дуная . Моези не упоминаются в древних источниках до смерти Августа в 14 году нашей эры и упоминаются только тремя авторами, посвященными римским войнам в регионе и этнонимической ситуации между серединой I века до нашей эры и серединой I века нашей эры: Овидием , Страбон и Ливий . показывают, что палеобалканский народ, известный как моезийцы, на из малоазиатских мизийцев на Балканы самом деле никогда не существовал, но это название было перенесено римлянами Недавние исследования в качестве альтернативного названия для людей, которые жили в более поздней провинции Верхней Мезии как дардани общины . . Это решение в римской литературе связано с присвоением имени Дардани в официальном римском идеологическом дискурсе как троянским предкам римлян и созданием вымышленного имени для настоящих Дардани, которые в древности считались варварами и противниками Рима.

Название Мезия сначала было дано провинции Верхняя Мезия , а затем расширилось до Нижней Мезии вдоль Дуная. После воссоздания Дардании Мезия стала называться Мезия Прима, северная часть Верхней Мезии. Цивитас Моэси , реорганизованная в римскую колонию, располагалась вокруг Ратиарии в первом веке нашей эры. [ 1 ]

Этническое название балканского Μοισοί Moesi , а также анатолийского Μυσοί Mysoi , по-видимому, основано на корне Masa , от палеобалканского слова, означающего «лошадь», *me(n)za- ; также этническое имя Мушка , по-видимому, является суффиксальным производным, имеющим какое-то семантическое отличие от первоначального корня. Они были связаны с албанским словом « мул » mushk(ë) (практически идентично Muška/i ), румынским muşcoiu и арумынским musca , а также почти во всех славянских языках (ср. старославянский мьзгъ или мьскъ, сербский -хорватская мазак или маз(а)г , древнечешская сетка , мжа , мезек , мезк ' лошак ', древнерусская москъ, мъскъ или мьскъ и т.д.). Обычно считается, что корень зародился на Балканах, а затем распространился в славянскую зону. [ 2 ]

Уже в XIX веке немецкий лингвист Густав Мейер предположил связь между Μυσοί и албанским мушком . Он воспринимал мушк как суффиксальное образование *мус-ко- , отмечая фонетическое сходство между терминами. [ 3 ] Кроме того, он предоставил свидетельство фрагмента, написанного , упоминаются в котором мизийцы Анатолии как «изобретатели» скрещивания валетов кобыл и Анакреоном . Также, по мнению Майера, северные части Анатолии могли быть родиной мулов. Связь мизийцев с мулами присутствует и уже в Гомера » «Илиаде . [ 4 ] Дальнейшие соответствующие палеобалканские свидетельства можно увидеть у Юпитера Мензанаса , упомянутого в отрывке, написанном Фестом в связи с мессапским жертвоприношением коня, и в ΜΕΖΗΝΑ̣Ι из фракийской надписи на золотом кольце Дуванли, также несущем изображение всадника. Оба этих свидетельства могут указывать на то, что *me(n)zana- означает «всадник» и, следовательно, что корень *me(n)za- означает « лошадь ». Этот термин далее сравнивали с албанским mëz или mâz « жеребенок », который также находит корреляцию с румынским minz . [ 5 ] [ примечание 1 ]

Провинция Мезия была названа в честь мезийцев . [ 6 ]

Древняя литература

[ редактировать ]
Римская Мезия в 250 году нашей эры, разделенная на провинции Верхняя Мезия на западе и Нижняя Мезия на востоке.

В конце I века до нашей эры в Риме сформировался новый идеологический дискурс. Распространенный такими поэтами, как Гораций и Овидий , он создал славное троянское прошлое для римлян, которые считались потомками троянских дарданцев . За годы до того, как история происхождения троянцев стала официальным римским повествованием об их происхождении, римляне вступили в конфликт на Балканах с народом, известным как дардани . [ 7 ] В публичном дискурсе это создало проблему, заключающуюся в том, что римскую армию можно было рассматривать как сражающуюся против народа, который мог быть связан с предками римлян. Образ исторического Дардана в I веке до нашей эры представлял собой образ иллирийских варваров, совершивших набег на их македонскую границу, и с ними пришлось иметь дело. В этом контексте в римских источниках появилось имя народа, известного как моэси . Моезы н.э. упоминаются только в трех древних источниках в период после смерти императора Августа в 14 г. Само название было взято от имени мизийцев в Малой Азии. [ 8 ] Выбор, по-видимому, связан с тем фактом, что мизийцы троянской эпохи жили рядом с дарданцами троянской эпохи. Овидий упоминает моэсов как народ, совершавший набеги на внутренние балканские провинции римлян. Страбон - первый, кто связал балканских мёзи, считая их того же происхождения, что и гомеровские мэси северо-западной Анатолии . Страбон создает историю, согласно которой присутствие мезийцев в районе Дуная восходит к кампаниям Элия Катуса , который переселил 50 000 мезийцев из прибрежной Фракии возле гетов около 4 г. н. э. Аргументация Страбона о том, что моезийцы были переселены в этот регион Элием Катом, подверглась критике за «нелогичные и противоречивые аргументы». Страбон в «Географии» не упоминает никаких исторических событий, связанных с моезами, в отличие от исторических подробностей, которые он сообщает о гетах и ​​трибаллах , которые могли быть их соседями. Это рассматривается как еще одно свидетельство того, что моэси как народ на самом деле возникли недавно. [ 9 ]

Поскольку имя Дардани в римском дискурсе стало связано с предками римлян, настоящий Дардани стал называться в римской литературе другими именами. После смерти Августа их имя в связи с Балканами стало политической проблемой. После смерти Августа новым императором стал Тиберий , его пасынок и самый высокопоставленный римский полководец на Балканах. Поскольку Тиберий сыграл ключевую роль в завоевании римлянами Балкан, его как императора нельзя было изображать как победителя дарданцев , чье имя было построено как имя мифических прародителей римлян. Таким образом, было принято решение создать новое название Дардания и Дардани. Несмотря на это решение и административное использование названий Мезия и Моэси для Дардани и Дардании , первоначальное использование названия сохранялось такими авторами, как Аппиан . [ 8 ] Название Дардания не использовалось в административном контексте в течение нескольких сотен лет после этого периода. Он был воссоздан императором Диоклетианом только в III веке нашей эры. [ 10 ]

Средневековое использование

[ редактировать ]

С формированием болгарского этноса в середине X в. [ 11 ] [ 12 ] византийцы обычно называли болгар Моэси , а их земли — Мезией . [ 13 ] Византийский чиновник и историк Никита Хониат (ок. 1155–1217) писал, что варвары региона Гемус , ранее известные как мезийцы, теперь известны как влахи . [ 14 ] Византийский восточно-православный священник и судья Деметриос Хоматенос (ок. 1216–1236) писал следующее:

«Этот наш великий отец и светило Болгарии происходил от европейских мёсов, которых народ обычно знает как болгар . Они были вытеснены в древние времена военной силой Александра Великого с расположенной недалеко от Брусы горы Олимп на гору Олимп. Северный океан и Мертвое море , а по прошествии длительного времени они с грозной армией переправились через Дунай и овладели всеми соседними провинциями Паннонией , Далмацией , Фракией и Иллирией , а также значительной частью Македонии и Фессалии . " [ 15 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хотя Альб. mëz/mâz обычно считается унаследованным от протоалбанского *mandja- , родственного PAlb. *mänd (ср. алб. mënd , «кормить грудью»), с палеобалканской точки зрения кажется более вероятным объяснение использования названия *me(n)-za- («лошадь») для обозначения «жеребенка» после более поздний семантический сдвиг «лошадь» > «жеребенок» в албанском языке, который был вызван заимствованием латинского caballus в албанское kale («лошадь»). [ 5 ]
  1. ^ Уилкс 1996 , стр. 579–580.
  2. ^ Орешко 2020 , с. 116.
  3. ^ Oreshko 2020 , pp. 77, 116.
  4. ^ Орешко 2020 , с. 117.
  5. ^ Jump up to: а б Орешко 2020 , с. 118.
  6. ^ Шашель Кос 2005 , с. 488.
  7. ^ Ботева 2021 , с. 410.
  8. ^ Jump up to: а б Ботева 2021 , с. 411
  9. ^ Ботева 2021 , с. 408.
  10. ^ Рама 2021 , с. 114.
  11. ^ Крэмптон, RJ A (2005) Краткая история Болгарии (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета, стр. 15, ISBN   978-0-521-61637-9 .
  12. ^ Хорошо, Джон Ван Антверпен (1991). Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века. Издательство Мичиганского университета. п. 68, ISBN   978-0472081493 .
  13. ^ Цветелин Степанов (2019) В ожидании конца света: европейские измерения, 950–1200, BRILL, с. 222, ISBN   9004409939 .
  14. ^ Нандриш, Джон Г. (1990). «Джебалия горы Синай и земля Влаха» . Тетради по арабистике . 8 : 59. JSTOR   25802668 .
  15. ^ Легенда Охрида, Деметриос Хоматенос, с. 1

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d5b40b689827dbd36159df6defc6769e__1721681580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/9e/d5b40b689827dbd36159df6defc6769e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Moesi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)