Моэси
Эта статья является частью серии, посвящённой |
![]() |
Фракия |
География |
---|
Культура |
История |
Война |
Римская Фракия |
Мифология |
Наследие |
В римской литературе начала I века н. э. моэси ( / ˈ m iː s aɪ / или / ˈ m iː z aɪ / ; древнегреческий : Μοισοί , Moisoí или Μυσοί, Mysoí ; латынь : Moesi или Moesae ) появляются как палео. -балканский народ , живший в районе реки Тимок к югу от Дуная . Моези не упоминаются в древних источниках до смерти Августа в 14 году нашей эры и упоминаются только тремя авторами, посвященными римским войнам в регионе и этнонимической ситуации между серединой I века до нашей эры и серединой I века нашей эры: Овидием , Страбон и Ливий . показывают, что палеобалканский народ, известный как моезийцы, на из малоазиатских мизийцев на Балканы самом деле никогда не существовал, но это название было перенесено римлянами Недавние исследования в качестве альтернативного названия для людей, которые жили в более поздней провинции Верхней Мезии как дардани общины . . Это решение в римской литературе связано с присвоением имени Дардани в официальном римском идеологическом дискурсе как троянским предкам римлян и созданием вымышленного имени для настоящих Дардани, которые в древности считались варварами и противниками Рима.
Название Мезия сначала было дано провинции Верхняя Мезия , а затем расширилось до Нижней Мезии вдоль Дуная. После воссоздания Дардании Мезия стала называться Мезия Прима, северная часть Верхней Мезии. Цивитас Моэси , реорганизованная в римскую колонию, располагалась вокруг Ратиарии в первом веке нашей эры. [ 1 ]
Имя
[ редактировать ]Этническое название балканского Μοισοί Moesi , а также анатолийского Μυσοί Mysoi , по-видимому, основано на корне Masa , от палеобалканского слова, означающего «лошадь», *me(n)za- ; также этническое имя Мушка , по-видимому, является суффиксальным производным, имеющим какое-то семантическое отличие от первоначального корня. Они были связаны с албанским словом « мул » mushk(ë) (практически идентично Muška/i ), румынским muşcoiu и арумынским musca , а также почти во всех славянских языках (ср. старославянский мьзгъ или мьскъ, сербский -хорватская мазак или маз(а)г , древнечешская сетка , мжа , мезек , мезк ' лошак ', древнерусская москъ, мъскъ или мьскъ и т.д.). Обычно считается, что корень зародился на Балканах, а затем распространился в славянскую зону. [ 2 ]
Уже в XIX веке немецкий лингвист Густав Мейер предположил связь между Μυσοί и албанским мушком . Он воспринимал мушк как суффиксальное образование *мус-ко- , отмечая фонетическое сходство между терминами. [ 3 ] Кроме того, он предоставил свидетельство фрагмента, написанного , упоминаются в котором мизийцы Анатолии как «изобретатели» скрещивания валетов кобыл и Анакреоном . Также, по мнению Майера, северные части Анатолии могли быть родиной мулов. Связь мизийцев с мулами присутствует и уже в Гомера » «Илиаде . [ 4 ] Дальнейшие соответствующие палеобалканские свидетельства можно увидеть у Юпитера Мензанаса , упомянутого в отрывке, написанном Фестом в связи с мессапским жертвоприношением коня, и в ΜΕΖΗΝΑ̣Ι из фракийской надписи на золотом кольце Дуванли, также несущем изображение всадника. Оба этих свидетельства могут указывать на то, что *me(n)zana- означает «всадник» и, следовательно, что корень *me(n)za- означает « лошадь ». Этот термин далее сравнивали с албанским mëz или mâz « жеребенок », который также находит корреляцию с румынским minz . [ 5 ] [ примечание 1 ]
Провинция Мезия была названа в честь мезийцев . [ 6 ]
Древняя литература
[ редактировать ]
В конце I века до нашей эры в Риме сформировался новый идеологический дискурс. Распространенный такими поэтами, как Гораций и Овидий , он создал славное троянское прошлое для римлян, которые считались потомками троянских дарданцев . За годы до того, как история происхождения троянцев стала официальным римским повествованием об их происхождении, римляне вступили в конфликт на Балканах с народом, известным как дардани . [ 7 ] В публичном дискурсе это создало проблему, заключающуюся в том, что римскую армию можно было рассматривать как сражающуюся против народа, который мог быть связан с предками римлян. Образ исторического Дардана в I веке до нашей эры представлял собой образ иллирийских варваров, совершивших набег на их македонскую границу, и с ними пришлось иметь дело. В этом контексте в римских источниках появилось имя народа, известного как моэси . Моезы н.э. упоминаются только в трех древних источниках в период после смерти императора Августа в 14 г. Само название было взято от имени мизийцев в Малой Азии. [ 8 ] Выбор, по-видимому, связан с тем фактом, что мизийцы троянской эпохи жили рядом с дарданцами троянской эпохи. Овидий упоминает моэсов как народ, совершавший набеги на внутренние балканские провинции римлян. Страбон - первый, кто связал балканских мёзи, считая их того же происхождения, что и гомеровские мэси северо-западной Анатолии . Страбон создает историю, согласно которой присутствие мезийцев в районе Дуная восходит к кампаниям Элия Катуса , который переселил 50 000 мезийцев из прибрежной Фракии возле гетов около 4 г. н. э. Аргументация Страбона о том, что моезийцы были переселены в этот регион Элием Катом, подверглась критике за «нелогичные и противоречивые аргументы». Страбон в «Географии» не упоминает никаких исторических событий, связанных с моезами, в отличие от исторических подробностей, которые он сообщает о гетах и трибаллах , которые могли быть их соседями. Это рассматривается как еще одно свидетельство того, что моэси как народ на самом деле возникли недавно. [ 9 ]
Поскольку имя Дардани в римском дискурсе стало связано с предками римлян, настоящий Дардани стал называться в римской литературе другими именами. После смерти Августа их имя в связи с Балканами стало политической проблемой. После смерти Августа новым императором стал Тиберий , его пасынок и самый высокопоставленный римский полководец на Балканах. Поскольку Тиберий сыграл ключевую роль в завоевании римлянами Балкан, его как императора нельзя было изображать как победителя дарданцев , чье имя было построено как имя мифических прародителей римлян. Таким образом, было принято решение создать новое название Дардания и Дардани. Несмотря на это решение и административное использование названий Мезия и Моэси для Дардани и Дардании , первоначальное использование названия сохранялось такими авторами, как Аппиан . [ 8 ] Название Дардания не использовалось в административном контексте в течение нескольких сотен лет после этого периода. Он был воссоздан императором Диоклетианом только в III веке нашей эры. [ 10 ]
Средневековое использование
[ редактировать ]С формированием болгарского этноса в середине X в. [ 11 ] [ 12 ] византийцы обычно называли болгар Моэси , а их земли — Мезией . [ 13 ] Византийский чиновник и историк Никита Хониат (ок. 1155–1217) писал, что варвары региона Гемус , ранее известные как мезийцы, теперь известны как влахи . [ 14 ] Византийский восточно-православный священник и судья Деметриос Хоматенос (ок. 1216–1236) писал следующее:
«Этот наш великий отец и светило Болгарии происходил от европейских мёсов, которых народ обычно знает как болгар . Они были вытеснены в древние времена военной силой Александра Великого с расположенной недалеко от Брусы горы Олимп на гору Олимп. Северный океан и Мертвое море , а по прошествии длительного времени они с грозной армией переправились через Дунай и овладели всеми соседними провинциями Паннонией , Далмацией , Фракией и Иллирией , а также значительной частью Македонии и Фессалии . " [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хотя Альб. mëz/mâz обычно считается унаследованным от протоалбанского *mandja- , родственного PAlb. *mänd (ср. алб. mënd , «кормить грудью»), с палеобалканской точки зрения кажется более вероятным объяснение использования названия *me(n)-za- («лошадь») для обозначения «жеребенка» после более поздний семантический сдвиг «лошадь» > «жеребенок» в албанском языке, который был вызван заимствованием латинского caballus в албанское kale («лошадь»). [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уилкс 1996 , стр. 579–580.
- ^ Орешко 2020 , с. 116.
- ^ Oreshko 2020 , pp. 77, 116.
- ^ Орешко 2020 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б Орешко 2020 , с. 118.
- ^ Шашель Кос 2005 , с. 488.
- ^ Ботева 2021 , с. 410.
- ^ Jump up to: а б Ботева 2021 , с. 411
- ^ Ботева 2021 , с. 408.
- ^ Рама 2021 , с. 114.
- ^ Крэмптон, RJ A (2005) Краткая история Болгарии (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета, стр. 15, ISBN 978-0-521-61637-9 .
- ^ Хорошо, Джон Ван Антверпен (1991). Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века. Издательство Мичиганского университета. п. 68, ISBN 978-0472081493 .
- ^ Цветелин Степанов (2019) В ожидании конца света: европейские измерения, 950–1200, BRILL, с. 222, ISBN 9004409939 .
- ^ Нандриш, Джон Г. (1990). «Джебалия горы Синай и земля Влаха» . Тетради по арабистике . 8 : 59. JSTOR 25802668 .
- ^ Легенда Охрида, Деметриос Хоматенос, с. 1
Библиография
[ редактировать ]- Кэри, Макс; Уилкс, Джон (2012). «Мезия». В Хорнблауэре, Саймоне; Спофорт, Энтони; Эйдинов, Эстер (ред.). Оксфордский классический словарь . ОУП Оксфорд. п. 966. ИСБН 978-0-19-954556-8 .
- Гаврилович Витас, Надежда (2021). Бывшая Азия и Сирия. Восточные религии на римских Центральных Балканах . Археопресс Римская археология. Том. 78. Археопресс Паблишинг Лтд. ISBN 978-1-78969-914-2 .
- Орешко, Ростислав (2020). «Короли-онагры Анатолии: Хартап, Гордис, Мушка и степной берег в ранней фригийской культуре» (PDF) . Кадмос . 59 (1/2). Де Грюйтер: 77–128. дои : 10.1515/kadmos-2020-0005 . S2CID 235451836 .
- Шашель Кос, Марьета (2005). Аппиан и Иллирик . Национальный музей Словении. ISBN 961616936X .
- Уилкс, Джей-Джей (1996). «Дунайская и Балканская провинции». У Алана К. Боумана; Эдвард Чамплин; Эндрю Линто (ред.). Кембриджская древняя история: Империя Августов, 43 г. до н. э. — 69 г. н. э . Том. 10. Издательство Кембриджского университета. стр. 545–585. ISBN 0521264308 .
- Ботева, Диляна (2021). Миттхоф, Фриц; Ченати, Кьяра; Зербини, Ливио (ред.). «Общество и мифы: как было изобретено название Мезии?» . Ad Ripam Fluminis Danuvi: Материалы 3-й Международной конференции по римским дунайским провинциям, Вена, 11–14 ноября 2015 г. .
- Рама, Зана (2021). «Дардания в поздней античности: Обзор укреплений IV-VI веков на территории Косово» . Археология Адриатики . 14 . дои : 10.15291/archeo.3392 . S2CID 244293507 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Петрович, Владимир П. (2019). Римские дороги и поселения в самом сердце Балкан: пример Сербии . Скрипта Антиква. Издания Авзониуса. ISBN 9782356133243 .