Jump to content

Древневосточная славянская литература

(Перенаправлено из древнерусской литературы )
Евангелист Иоанн , миниатюра из Остромирова Евангелия , середина 11 века.

Древневосточная славянская литература , [ 1 ] также известна как древнерусская литература , [ 2 ] [ 3 ] — собрание литературных произведений русских авторов, включающее все труды древнерусских богословов, историков, философов, переводчиков и т. д., написанные на древневосточном славянском языке . Это общий термин, объединяющий общее литературное наследие России. [ сломанный якорь ] , Белоруссия и Украина древнего периода. По жанровому построению она имеет ряд отличий от средневековой европейской литературы. Наибольшее влияние на литературу Древней Руси оказала древнепольская и древнесербская литература .

Большинство памятников древневосточной славянской литературы сохранилось в виде рукописей . Самым распространенным видом рукописей были литературные сборники. Записные книжки, написанные одним писцом, затем могли быть переплетены самим писцом или переплетчиком. Такие сборники могут иметь определенное («Златоструй», « Измарагд », «Торжественное» и др.) или неопределенное содержание, отражающее индивидуальные вкусы и интересы того или иного переписчика, подбиравшего материалы для себя или для своего заказчика.

В отличие от других традиционалистских литератур, древневосточнославянская литература характеризуется синкретизмом , отсутствием ярко выраженной поэтологической рефлексии, сознательным отказом от рационализма и конкретизацией теоретических знаний. она отличается От византийской литературы подчеркнутой неравномерностью, размытостью жанров и границ между прозаическим и поэтическим, отсутствием четкого понятийного аппарата. [ 4 ]

Объемные произведения можно было копировать и переплетать в отдельные книги: некоторые летописи , труды по всемирной истории, патерики , произведения богослужебного характера, прологи и т. д. Небольшие композиции, например, « Молитва Даниила Замученного » или « Слово о погибели ». Земли Русской не составляли отдельных книг, а распространялись сборниками. [ 5 ]

Происхождение

[ редактировать ]
Измарагд , начало 14 века.

Дохристианский период

[ редактировать ]

К ранним образцам дохристианской литературы Древней Восточнославянской Руси следует отнести прежде всего устный эпос: легенды , мифы и сказки . Большая часть древневосточнославянского устного фольклора была записана только в XVIII и XIX веках. [ нужна ссылка ]

Среди устных произведений особо выделялись рассказы о встрече человека с потусторонней силой. Такой рассказ по жанру делился на байличку , где о встрече с нечистой силой рассказывается от имени «очевидца», и бывальщину , устный рассказ о случае, якобы имевшем место в действительности, без акцента на личных показаниях. рассказчика. Байличку и бывальщину часто рассказывали в деревнях друзьям или детям, чтобы отучить их ходить далеко от дома, и, по словам Евгения Мелетинского, они стали прообразом «страшных сказок». [ 6 ]

особый тип дружинной Позднее стал формироваться поэзии — былины — русские эпические поэмы о героических или мифологических событиях или примечательных эпизодах отечественной истории. В чем-то былины схожи со скальдической поэзией : обе делятся на хвалебные и богохульные песни и прославляют какое-то историческое событие. Былины, как правило, пишутся тоническим стихом с двумя или четырьмя ударениями. [ нужна ссылка ]

Ранний период: переведенные апокрифы

[ редактировать ]

Почти вся русская литература – ​​оригинальная и переводная – была рукописной. Рукописные произведения распространялись путем переписывания писцами или простыми людьми. [ нужна ссылка ]

На Руси апокрифы о Страшном суде особой популярностью пользовались . Среди таких произведений особое место занимало житие Василия Младшего , вторая часть которого (сцены из видения ученика Василия Григория о Страшном суде и пространный рассказ о Феодоре) распространилась как самостоятельные произведения. [ нужна ссылка ]

Позднее стали создаваться оригинальные древневосточнославянские апокрифы, самый известный из которых — «Хождение Богородицы через муки». Его сюжет схож с греческим «Откровением Пресвятой Богородицы», но имеет и множество оригинальных черт: например, язычники, поклоняющиеся Трояну [ ru ; де ] , Велес и Перун находятся в первом круге ада, а в самом тексте имеется ряд антисемитских высказываний. [ нужна ссылка ]

По мнению философа Сергея Булгакова , об особой популярности апокрифической литературы на Руси говорит тот факт, что из семи важнейших памятников еврейской апокалиптики (кроме книг пророка Даниила ) три сохранились исключительно на старославянском языке. переводы. [ 7 ]

Ранние оригинальные композиции

[ редактировать ]

По-видимому, и былины, и народные сказки не были зафиксированы современниками по той причине, что Русь унаследовала от Византийской империи запрет на художественную фантастику и наличие в произведениях чисто художественной функции. Еще в 1073 году составители Изборника Святослава предостерегали от мирских сочинений, основанных на художественном воображении. Художественная литература получила развитие только в поздний период. [ нужна ссылка ]

Однако, несмотря на некоторые ограничения, научные и художественные произведения должны были отвечать на вопросы, связанные с естествознанием (происхождение мира, космология ) и развитием человеческого общества (расселение народов, возникновение власти, государства, смысла и цель человеческой истории). [ нужна ссылка ]

Первыми самобытными произведениями в Киевской Руси были поучительные сборники, представляющие собой наиболее распространенный вид рукописей (даже после начала книгопечатания в России в 1569 г. рукописи не потеряли своей популярности). Писец . переписывал в тетрадь различные произведения по какому-либо признаку или жанру Тетради, написанные одним писцом, затем могли быть переплетены самим писцом или переплетчиком в отдельную книгу. Переплетчик мог собирать тетради разных времен и разных писцов и соединять их, потому что они были одного формата или объединялись ими по содержанию. Такие коллекции в настоящее время называются свертками . Такие сборники поучений, как Измарагд , Золотая цепь, Пчела, Палея , Торжественный, Златоструй (происхождение), Пчела (византийского происхождения) изначально предназначались для домашнего и келейного чтения. Из них наиболее интересны [ редакция ] — это Палея (также Толковая Палея) , представляющая собой собрание нескольких взаимосвязанных древнерусских сочинений, излагающих ветхозаветную историю с дополнениями из апокрифических памятников, а также с богословскими рассуждениями. [ 8 ]

Уже в ранний период развития русской литературы прослеживается понимание Руси не только как этнополитической и религиозной общности, но и как Царства Христова. В «Слове о законе и благодати» середины XI века (будущего митрополита Илариона ) новокрещеный народ Руси назван новым. восприятие людей, крещенных в «последние времена» (перед Страшным Судом Для Руси было характерно ), как новых, наделенных особой благодатью. Широко распространенная идея о неизбежном страшном суде нашла сильное отражение в древневосточной славянской литературе того периода; аскетические творения и поучительная литература стали введением в сотериологию (учение о спасении души). [ нужна ссылка ]

Как отмечают большинство современных исследователей, четкого деления литературы на жанры в Древней Руси не было. Авторов, четко определивших жанр своих произведений, было всего несколько (среди них были монах Фома, Нил Сорский , митрополит Макарий и безымянный автор «Слова о Михаиле Тверском»). Таким образом, лексема Слово ( древневосточнославянское : Слово , латинизированное: Слово , также переводимое как Сказание , Слово или Рассуждение [ а ] ), часто воспринимаемое как название жанра, могло означать дидактическое учение, главу книги, беседу, речь, статьи различного содержания и т.п. [ 14 ] [ 15 ]

Тем не менее Никита Толстой предпринял попытку классифицировать древнерусскую литературу; [ 16 ] позже классификацию отредактировал Евгений Верещагин (последняя версия несколько отличается от толстовской):

Эта классификация не различает первичные жанры (например, жития) и объединяющие жанры, включающие в качестве исходного материала небольшие произведения (пролог, менаат-четы и др.). Это различие учтено в классификации, основанной на систематике Дмитрия Лихачева , различавшего монументальные и малые жанровые формы. [ 15 ] Николай Прокофьев дал следующую классификацию:

Важнейшей особенностью эпических жанров является предмет изображения и лирическая цель. [ 19 ]

Математика и космология

[ редактировать ]

Математически-пасхальные сочинения

[ редактировать ]
«Рука Иоанна Дамаскина ». Средневековый метод расчета пасхального календаря . Слева: «рука Булата», на ней 28 кругов к Солнцу — красные славянские цифры старославянского алфавита , под каждым из них «вруцелето», каждый круг Солнца черные славянские цифры. Справа: «еврейская рука», на ней 19 лунных кругов — красные славянские цифры, под каждым из них пасхальная кайма, каждый круг Луны чёрные славянские цифры.

В ранний период после христианизации Киевской Руси не существовало специального церковного календаря, а старославянский календарь не подходил для исчисления церковных праздников. Поэтому многим авторам приходилось производить в своих работах собственные расчеты, что причисляло их произведения не только к пасхальным, но и к математическим трактатам. Для сложных расчетов шоты . часто использовали [ нужна ссылка ]

Самым ранним математическим трудом Киевской Руси считается «Учение о числах» Кирика Новгородца , трактат об исчислении времени, сочетающий в себе очерки по математике , хронологии и пасхалистике . [ нужна ссылка ]

Однако более поздние математические трактаты не получили должного развития в Киевской Руси. К числу работ, равных «учению о числах», учёные относят созданный в XV и XVI веках «Устав военного дела», в котором излагались задачи триангуляции на местности, и «Книгу сошного письма», посвящённую провести межевание . К более поздним работам относится обширная рукопись под названием «Синодальный № 42» — первый на Руси учебник по теоретической геометрии . [ нужна ссылка ]

Космология работает

[ редактировать ]

Ранние космологические труды Киевской Руси частично находились под влиянием апокрифических сочинений, смешанных с дохристианскими представлениями об устройстве мира. [ нужна ссылка ]

Так, большое внимание созданию и устройству мира уделено в двух наиболее значительных ранних произведениях: Голубиной книге и « О всем творении ». Оба произведения имеют сложную структуру и, вероятно, основаны на древневосточных славянских апокрифических сказаниях, существовавших в ранний период после христианизации Киевской Руси . [ нужна ссылка ]

Интересно еще и то, что в «Глубинной книге», как и в двух других древнерусских памятниках – «Беседе трех святителей» и «Беседе Иерусалима», – киты почему-то наделены сверхъестественной силой. В «Разговоре трех святителей» Земля плывет по вершине великого моря на трех больших китах и ​​30 маленьких китах; последние закрывают 30 морских окон; «Разговор Иерусалима» и «Глубинная книга» связывают движение кита с концом света. Согласно «Книге Глубин» — «Рыба-Кит — мать всех рыб. На Рыбе-Ките основана земля; когда Рыба-Кит повернётся, тогда наш белый свет кончится (конец всему сущему настанет). приходить)". [ нужна ссылка ]

так называемые « гадальные книги» (также «гадательные книги»). К космологическим произведениям, которые в настоящее время официально не отнесены ни к одному из жанров Киевской Руси, вероятно, можно отнести и [ 20 ] Гадальные книги ( «Волховник» , «Громник» , «Колядник » , «Трепетник» , «Чародей» и др.) распространялись в основном тайно: их переписывали, вшивали в другие книги, передавали по наследству. Официально распространение такой литературы преследовалось церковью; были составлены списки запрещенных (так называемых отреченных) книг Киевской Руси, в которых гадательная литература приравнивалась к апокрифам . [ 21 ]

Богословская литература

[ редактировать ]

Большой популярностью в Древней Руси пользовались житие - своеобразный жанр жития , описывающий жизнь, деяния и чудеса древнерусских святых, мучеников и чудотворцев.

Симеон Полоцкий . Стихотворение в виде звезды «Поздравление царю Алексею Михайловичу по случаю рождения царевича Симеона».

Ученый Александр Панченко к самым ранним формам древневосточнославянского стихосложения относится к так называемым «покаянным стихотворениям» (метрическая природа которых пока не ясна), [ 22 ] отдельные стихотворные тексты, написанные монахом Кирилло-Белозерского монастыря Ефросиным, а также отдельные главы «Слово о полку Игореве» и «Слово о разорении Земли Русской», содержащие метрическую константу. [ нужна ссылка ]

Несмотря на это, стихосложение в Киевской Руси чаще всего не одобрялось, поскольку считалось присущим только « латинянам ». Эту позицию наиболее последовательно выразил протоиерей Аввакум : «Не ищите риторики и философии, ни красноречия, а живите со звучным истинным глаголом. [ б ] Поэтому ритор и философ не может быть христианином. Александр Панченко указывал, что древневосточнославянская церковная поэзия находилась под сильным влиянием западнославянской, особенно польской литературы . [ 22 ] Симеон Полоцкий , выпуская свою «Рифмованную Псалтирь» (1680), писал, что в Москве любили «согласное пение Польской Псалтыри». [ нужна ссылка ]

Силлабический стих

[ редактировать ]

Одними из первых представителей древнеславянской силлабической поэзии являются такие поэты, как Карион Истомин , Симеон Полоцкий , Феофан Прокопович , Антиох Кантемир , Сильвестр Медведев и Мардарий Хоников [ ru ] . Доминировал принцип слоговой симметрии. двенадцатисложный стих с цезурой Использовался после пятого или шестого слога; есть, например, такие сложные схемы, как: 5-6-8|8-6-5|7-7-4-5-3-5 (12 стихов Ирмоса " Земьнъ къто услышишь таковую "...) или 8|5-5-5|8-8|5-5-5 (9 стихов Ирмоса " Вьсъ еси желание "...) Встречались и схемы, где количество слогов в каждый стих был кратен трем (от св. Троицы, священного числа «три» для христиан). [ 22 ]

О подробной жизни в монастыре можно судить по силлабическому стихотворению Кариона Истомина «О, говоря от людей, как живут монахи в монастыре»: [ 23 ]

Мънози глаголют, что монахи деют,

где в монастыре дела не имеют.

Бутто так сидят, ничего не знают,

како ли Богу честь, поклон взношают.

Надобно кому себе искусити

и в монастыре хоть время прожити.

Узнает, как кто в кельи пребывает,

како помыслы, страсти отвергеет...

(Многие говорят, что монахи так делают, где в монастыре бездельничают. Как будто они так сидят, ничего не знают, только честь и поклон Богу.)

Акростих

[ редактировать ]

Акростих получил большое распространение в поэтике Древней Руси. Там оно также было широко развито. Самым ранним произведением в жанре акростиха на древней Руси считается Азбучная молитва [ ru ] , переведенная с древнеболгарского. Акростих в древнеславянской книжной поэзии был известен и в более позднее время. Так, акростих встречается в одном из «поздравлений» Кариона Истомина царевичу Алексею Петровичу : [ нужна ссылка ]

А минь буди слава,

Л юбовь чиста, права
Е диному Богу,
К себе в слогах многу.
И сраиль нелестный,
И збранный и честный
Ц арев сын, царевичь
А лексий Петровичь,
Р адуйся блаженно,
Е мли жизнь спасенно,
В Господе изрядствуй,
И злестно отрадствуй,
Ч еловеком в ползе,
В златых летах долзе.
Е зди умне в книгах,
Ч ти мудрость в веригах:
Н ости она златы,
О бщит в любовь браты.
Ж ити с нею благо,
И мство всем предраго.
В зрасти тя Бог в славе,

И мети ю здраве!

Здесь акростих: «Алексий Царевич живи во веки веков ». [ 22 ]

Право Киевской Руси, документация

[ редактировать ]

В Киевской Руси существовал ряд канонических и юридических постановлений и прав. Особые грамоты, судебные книги, договорные, духовные грамоты и вкладные грамоты были общими для народа и для церкви. Большинство сборников права Киевской Руси строго делятся на гражданские и церковные. Исключением является « Мерило Праведное» , представляющее собой сборник одновременно церковно-канонического и гражданско-правового юридического характера. [ нужна ссылка ]

Временной закон

[ редактировать ]

Правовая основа государства Киевская Русь. [ 24 ] [ 25 ] были « Русская правда» , «Литовские уставы» и «Московские сидебники» . [ с ] In 1649, the Sobornoye Ulozheniye was added to these written laws. [ нужна ссылка ]

имеет так называемая «Русская правда» Большое значение для изучения права Киевской Руси («Русское правосудие») . Русская Правда — собрание правовых норм Руси, датированных разными годами, начиная с 1016 года — древнейшего Русского свода законов. [ 26 ] " Русская правда" содержит нормы уголовного , принудительного , наследственного , семейного и процессуального права . Это основной источник для изучения правовых, социальных и экономических отношений Киевской Руси. [ нужна ссылка ] « Русская правда» подобна более ранним европейским юридическим сборникам, таким как германское право (так называемые Leges Barbarorum , «законы варваров»), например, Салическое право — сборник законодательных актов Франкского государства, древнейший текст которого датируется началом VI века. [ нужна ссылка ]

Краткая версия состоит из следующих частей:

  • Старейшая Правда , или Правда Ярослава (ст. 1-18), 1016 г., обычно связана с деятельностью Ярослава Мудрого; [ 26 ]
  • В «Правде» Ярославичей ( Изяслава , Всеволода и Святослава , сыновей Ярослава Мудрого, входивших в триумвират Ярославичей) (статьи 19–41), младший из трех князей Всеволод назван раньше среднего Святослава), не имеют точную дату, часто относится к 1072 году;
  • Покон вирны (ст. 42) – определение порядка «кормления» вирников (княжеских слуг, сборщиков вир-судебных штрафов), 1020-е или 1030-е;
  • Урок мостникам (ст. 43) — регулирование вознаграждения мостостроителей , или, по некоторым версиям, мостостроителей, 1020-е или 1030-е годы.

Как отмечают многие исследователи, древнейшая часть Русской Правды (древнейшая правда) сохраняет обычай кровной мести , характерный для законов дохристианской Киевской Руси, хотя и ограничивает ее кругом ближайших родственников. [ нужна ссылка ] Пространная версия включает около 121 статьи и состоит из двух частей — Устава Ярослава Владимировича и Устава Владимира Всеволодовича Мономаха . По мнению большинства исследователей, «Пространная правда» основана на «Кратком тексте», в который вносились изменения и дополнения, в том числе принятые во время киевского правления Владимира II Мономаха . [ 27 ] [ 28 ]

Церковное право

[ редактировать ]

С христианизацией Киевской Руси возникло церковное право. Важнейшим источником церковного права в Киевской Руси были судебники , наиболее известным из которых является Закон Судный Людем (южнославянский свод законов IX и X веков, хотя некоторые учёные считают его переработкой некоторых византийских и еврейских законов). законы ). Однако чаще всего в церковной сфере Киевской Руси использовали кормчая книга, юридические сборники, которые содержали как церковные правила, так и постановления римских и византийских императоров о церкви. [ нужна ссылка ]

Из переводных византийских сборников церковного права в Киевской Руси, номоканонов , Эклоги [ ср ; де ; фр ] , Прохейрон [ ср ; де ; fr ] и книги Занона (перевод византийских законов). Однако, несмотря на широкое существование в письменной традиции, византийское право не имело существенного применения в юридической практике и полной его рецепции не произошло. Церковное право Руси основывалось преимущественно на церковных уставах, изданных князьями, на основе местного права и лишь ограниченных заимствованиях византийского права. [ 29 ]

Позже, в 1551 году, был создан обширный религиозный сборник «Стоглав» , объединивший нормы судебного , уголовного и церковного права . Стоглав пытался решить следующие актуальные вопросы: [ нужна ссылка ]

  • укрепление церковной дисциплины среди духовенства и борьба с порочным поведением представителей церкви (пьянство, разврат, взяточничество), ростовщичеством монастырей ,
  • унификация церковных обрядов и служб,
  • полномочия церковного суда,
  • борьба с остатками язычества среди населения,
  • строгая регламентация (а по сути введение своеобразной духовной цензуры ) порядка соответствия церковных книг, написания икон , строительства зданий Русской Православной Церкви и т. д.

«Книги закона» и « Мерило Праведное », одни из первых сборников Киевской Руси гражданского и церковно-правового характера, содержат как выдержки из византийского законодательства, так и идентичные статьи русского происхождения, вероятно, вошедшие в сборники более древнего. это не дошло до нас из сборника законов Киевской Руси. [ 30 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ For example, the Слово ѡ погибели Рꙋскыꙗ земли is most commonly known in English as the Tale of the Destruction of the Rus' Land , [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] но также известен на английском языке под такими названиями, как « Повесть о / Слов / Рассуждение о гибели Русской земли» . [ 13 ]
  2. ^ То есть, если человеку от рождения дано говорить обычной речью, то не нужно искушать Бога сочинением стишков и тем более использовать их в богослужении.
  3. ^ Судебник — сборник законов периода сословной монархии в Киевской Руси. На сегодняшний день Судебник 1497 года , Судебник 1550 года и Судебник 1589 года. известны
  1. ^ «Том 28, № 1/4, 2006 г. Гарвардской украинистики» . Гарвардские украинские исследования .
  2. ^ Вахтель, Эндрю (2009). Русская литература . Кембридж [Англия]: Политика. ISBN  9780745654577 .
  3. ^ Кембриджская история русской литературы (Переизданная ред.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. 1992. ISBN  9780521425674 .
  4. ^ Андрей Каравашкин. Литературный обычай Древней Руси (XI-XVI вв.). Москва: РОССПЭН , 2011. 544 с.
  5. ^ Дмитрий Лихачев . Введение // История русской литературы X—XVII веков. : Учеб. пособие для студентов пед. ин-т по спец. № 2101 «Русь. язык. или Т." / Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачев, Я. С. Лурье и др.; Под ред. Д. С. Лихачева. М. : Просвещение, 1979. 462 с., иллюстрированное издание.
  6. ^ Евгений Мелетинский. Первобытные истоки словесного искусства.
  7. ^ Сергей Булгаков . Апокалиптика и социализм (Религиозно-философские параллели) // Два города. Исследования о природе общественных идеалов. СПб., 1997. С. 208-209.
  8. ^ Олег Творогов. Толковая Палеа // Словарь книжников и книжности Древней Руси : [в 4-х выпусках] / Рос. акад. наук, Институт Рус. горит. (Пушкинский Дом); соотв. ред. Д. С. Лихачев [и др.]. Л.: Наука, 1987-2017. Проблема. 1: XI – первая половина XIV века. / ред. Д.М. Буланин, О.В. Творогов. 1987.
  9. ^ Гальперин 2022 , с. 11.
  10. ^ Синор 1990 , с. 250
  11. ^ Грушевский 1997 , с. 386.
  12. ^ Гунчак 2001 , с. 621.
  13. ^ Рефераты по лингвистике и языковому поведению (LLBA), том 33, выпуск 4 (1999), с. 1587. Канадский обзор исследований национализма (2002), с. 86–87. Венди Э. Хеллеман, Русская идея: в поисках новой идентичности (2004), с. 47. Эндрю Хан и др., История русской литературы (2018), с. 182.
  14. ^ Владимир Кусков. Эстетика идеальной жизни. М., 2000. С. 290-291.
  15. ^ Jump up to: а б Dmitry Likhachev . Поэтика древнерусской литературы . [ The Poetics of Early Russian Literature ]. (1979). S. 58-61, 89. 3rd edition. Moscow.
  16. ^ Никита Толстой. История и структура славянских литературных языков. М., 1988. С. 167-168.
  17. ^ Vereshchagin, Evgeny (1996). Христианская книжность Древней Руси [ Christian literacy of Old Rus' ]. Moscow. pp. 5–7. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  18. ^ Vereshchagin, Evgeny (2001). Церковнославянская книжность на Руси: лингвотекстологические разыскания [ Church Slavonic literature in Rus'. Lexicographic research ]. Moscow: Indrik. pp. 497–500. ISBN  9785857591321 .
  19. ^ Prokofiev, Nikolai (1975). "О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы XI—XVI вв." [On the worldview of the Rus' Middle Ages and the system of genres of Rus' literature of the 11th–16th centuries]. Литература Древней Руси [ Literature of Old Rus' ] (in Russian). Moscow: Moscow State Pedagogical Institute. pp. 5–39.
  20. ^ Аркадий Лященко. Отреченные книги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  21. ^ Николай Кобяк. Списки отреченных книг // Словарь книжников и книжности Древней Руси: [в 4 выпусках] / РАН , Институт Рус. горит. ( Пушкинский Дом ); соотв. ред. Дмитрий Лихачев [и др.]. Ленинград: Наука, 1987-2017. Проблема. 2: Вторая половина XIV-XVI вв., часть 2: Л.И. / Под ред. Дмитрий Буланин, Гелиан Прохоров. 1989.
  22. ^ Jump up to: а б с д Александр Панченко. Русская история и культура . СПб, «Юна», 1999. с. 263-278
  23. ^ Русская силлабическая поэзия XV-XVII веков. Ленинград, 1970. с. 213-214
  24. ^ Михаил Дьяконов. Россия/Российское право/История российского права // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 приложения). Санкт-Петербург, 1890-1907.
  25. ^ Oleg Chistyakov, ed. (2005). История отечественного государства и права. Часть 1 [ History of the Domestic State and Law. Part 1. ]. Moscow: 3rd edition, revised and supplemented. Lomonosov Moscow State University. p. 430.
  26. ^ Jump up to: а б Павел Владимирович Лукин (2004–2017). «Русская правда» . Большая Российская Энциклопедия (на русском языке) . Проверено 10 февраля 2023 г.
  27. ^ Михаил Свердлов (1988). к Русской Правде От Русского Закона . Москва: Юридическая литература. ISBN  9785726000053 .
  28. ^ Alexander Zimin (1999). Правда русская. Часть вторая. Пространная Правда [ Russkaya Pravda. Part two. The Long Pravda ] (in Russian). Moscow: Drevlekhranilishche.
  29. ^ Viktor Zhivov (2002). История русского права как лингвосемиотическая проблема // Живов В. М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры [ The history of Russian law as a linguosemiotic problem // Research in the field of history and prehistory of Russian culture ] (in Russian). Moscow: Languages of Slavic Culture.
  30. ^ Presnyakov, Alexander (2021). Становление Руси. Лекции по русской истории [ The formation of Rus'. Lectures on Russian history ]. Moscow. pp. 283–284. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d8d972879cb5f2722898cedf025a3b8c__1717294320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/8c/d8d972879cb5f2722898cedf025a3b8c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Old East Slavic literature - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)