Древневосточная славянская литература
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2023 г. ) |
Древневосточная славянская литература , [ 1 ] также известна как древнерусская литература , [ 2 ] [ 3 ] — собрание литературных произведений русских авторов, включающее все труды древнерусских богословов, историков, философов, переводчиков и т. д., написанные на древневосточном славянском языке . Это общий термин, объединяющий общее литературное наследие России. [ сломанный якорь ] , Белоруссия и Украина древнего периода. По жанровому построению она имеет ряд отличий от средневековой европейской литературы. Наибольшее влияние на литературу Древней Руси оказала древнепольская и древнесербская литература .
Большинство памятников древневосточной славянской литературы сохранилось в виде рукописей . Самым распространенным видом рукописей были литературные сборники. Записные книжки, написанные одним писцом, затем могли быть переплетены самим писцом или переплетчиком. Такие сборники могут иметь определенное («Златоструй», « Измарагд », «Торжественное» и др.) или неопределенное содержание, отражающее индивидуальные вкусы и интересы того или иного переписчика, подбиравшего материалы для себя или для своего заказчика.
В отличие от других традиционалистских литератур, древневосточнославянская литература характеризуется синкретизмом , отсутствием ярко выраженной поэтологической рефлексии, сознательным отказом от рационализма и конкретизацией теоретических знаний. она отличается От византийской литературы подчеркнутой неравномерностью, размытостью жанров и границ между прозаическим и поэтическим, отсутствием четкого понятийного аппарата. [ 4 ]
Объемные произведения можно было копировать и переплетать в отдельные книги: некоторые летописи , труды по всемирной истории, патерики , произведения богослужебного характера, прологи и т. д. Небольшие композиции, например, « Молитва Даниила Замученного » или « Слово о погибели ». Земли Русской не составляли отдельных книг, а распространялись сборниками. [ 5 ]
Происхождение
[ редактировать ]Дохристианский период
[ редактировать ]К ранним образцам дохристианской литературы Древней Восточнославянской Руси следует отнести прежде всего устный эпос: легенды , мифы и сказки . Большая часть древневосточнославянского устного фольклора была записана только в XVIII и XIX веках. [ нужна ссылка ]
Среди устных произведений особо выделялись рассказы о встрече человека с потусторонней силой. Такой рассказ по жанру делился на байличку , где о встрече с нечистой силой рассказывается от имени «очевидца», и бывальщину , устный рассказ о случае, якобы имевшем место в действительности, без акцента на личных показаниях. рассказчика. Байличку и бывальщину часто рассказывали в деревнях друзьям или детям, чтобы отучить их ходить далеко от дома, и, по словам Евгения Мелетинского, они стали прообразом «страшных сказок». [ 6 ]
особый тип дружинной Позднее стал формироваться поэзии — былины — русские эпические поэмы о героических или мифологических событиях или примечательных эпизодах отечественной истории. В чем-то былины схожи со скальдической поэзией : обе делятся на хвалебные и богохульные песни и прославляют какое-то историческое событие. Былины, как правило, пишутся тоническим стихом с двумя или четырьмя ударениями. [ нужна ссылка ]
Ранний период: переведенные апокрифы
[ редактировать ]Почти вся русская литература – оригинальная и переводная – была рукописной. Рукописные произведения распространялись путем переписывания писцами или простыми людьми. [ нужна ссылка ]
На Руси апокрифы о Страшном суде особой популярностью пользовались . Среди таких произведений особое место занимало житие Василия Младшего , вторая часть которого (сцены из видения ученика Василия Григория о Страшном суде и пространный рассказ о Феодоре) распространилась как самостоятельные произведения. [ нужна ссылка ]
Позднее стали создаваться оригинальные древневосточнославянские апокрифы, самый известный из которых — «Хождение Богородицы через муки». Его сюжет схож с греческим «Откровением Пресвятой Богородицы», но имеет и множество оригинальных черт: например, язычники, поклоняющиеся Трояну , Велес и Перун находятся в первом круге ада, а в самом тексте имеется ряд антисемитских высказываний. [ нужна ссылка ]
По мнению философа Сергея Булгакова , об особой популярности апокрифической литературы на Руси говорит тот факт, что из семи важнейших памятников еврейской апокалиптики (кроме книг пророка Даниила ) три сохранились исключительно на старославянском языке. переводы. [ 7 ]
Ранние оригинальные композиции
[ редактировать ]По-видимому, и былины, и народные сказки не были зафиксированы современниками по той причине, что Русь унаследовала от Византийской империи запрет на художественную фантастику и наличие в произведениях чисто художественной функции. Еще в 1073 году составители Изборника Святослава предостерегали от мирских сочинений, основанных на художественном воображении. Художественная литература получила развитие только в поздний период. [ нужна ссылка ]
Однако, несмотря на некоторые ограничения, научные и художественные произведения должны были отвечать на вопросы, связанные с естествознанием (происхождение мира, космология ) и развитием человеческого общества (расселение народов, возникновение власти, государства, смысла и цель человеческой истории). [ нужна ссылка ]
Первыми самобытными произведениями в Киевской Руси были поучительные сборники, представляющие собой наиболее распространенный вид рукописей (даже после начала книгопечатания в России в 1569 г. рукописи не потеряли своей популярности). Писец . переписывал в тетрадь различные произведения по какому-либо признаку или жанру Тетради, написанные одним писцом, затем могли быть переплетены самим писцом или переплетчиком в отдельную книгу. Переплетчик мог собирать тетради разных времен и разных писцов и соединять их, потому что они были одного формата или объединялись ими по содержанию. Такие коллекции в настоящее время называются свертками . Такие сборники поучений, как Измарагд , Золотая цепь, Пчела, Палея , Торжественный, Златоструй (происхождение), Пчела (византийского происхождения) изначально предназначались для домашнего и келейного чтения. Из них наиболее интересны [ редакция ] — это Палея (также Толковая Палея) , представляющая собой собрание нескольких взаимосвязанных древнерусских сочинений, излагающих ветхозаветную историю с дополнениями из апокрифических памятников, а также с богословскими рассуждениями. [ 8 ]
Уже в ранний период развития русской литературы прослеживается понимание Руси не только как этнополитической и религиозной общности, но и как Царства Христова. В «Слове о законе и благодати» середины XI века (будущего митрополита Илариона ) новокрещеный народ Руси назван новым. восприятие людей, крещенных в «последние времена» (перед Страшным Судом Для Руси было характерно ), как новых, наделенных особой благодатью. Широко распространенная идея о неизбежном страшном суде нашла сильное отражение в древневосточной славянской литературе того периода; аскетические творения и поучительная литература стали введением в сотериологию (учение о спасении души). [ нужна ссылка ]
Жанры
[ редактировать ]Как отмечают большинство современных исследователей, четкого деления литературы на жанры в Древней Руси не было. Авторов, четко определивших жанр своих произведений, было всего несколько (среди них были монах Фома, Нил Сорский , митрополит Макарий и безымянный автор «Слова о Михаиле Тверском»). Таким образом, лексема Слово ( древневосточнославянское : Слово , латинизированное: Слово , также переводимое как Сказание , Слово или Рассуждение [ а ] ), часто воспринимаемое как название жанра, могло означать дидактическое учение, главу книги, беседу, речь, статьи различного содержания и т.п. [ 14 ] [ 15 ]
Тем не менее Никита Толстой предпринял попытку классифицировать древнерусскую литературу; [ 16 ] позже классификацию отредактировал Евгений Верещагин (последняя версия несколько отличается от толстовской):
- памятники Священного Писания : Библия (Священное Писание) и библейские апокрифы , см. переводы Библии на церковнославянский язык.
- литургические/евхографические : богослужебные книги и гимнографические памятники.
- доктринальные : символы, утверждения веры, оглашения, полемические и этические поучительные учения, интерпретации.
- проповедь : ораторская проза и гностическая литература
- агиографические : жития святых , хвалебные слова святым, рассказы о приобретениях, перенесение мощей и икон, чудеса.
- канонические и юридические : статуты, Кормчая книги , законники ( право Киевской Руси ), договорные, духовные, грамотные и др. грамоты.
- мемориальные : летописи (в том числе русские летописи и литовско-белорусские летописи ), хронографы , описания исторических событий, паломничества, путешествий.
- научные : энциклопедические сборники
- быт : частная переписка, надписи, эпиграфика . [ 17 ] [ 18 ]
Эта классификация не различает первичные жанры (например, жития) и объединяющие жанры, включающие в качестве исходного материала небольшие произведения (пролог, менаат-четы и др.). Это различие учтено в классификации, основанной на систематике Дмитрия Лихачева , различавшего монументальные и малые жанровые формы. [ 15 ] Николай Прокофьев дал следующую классификацию:
- сложные формы : летописи , хронографы , житийные сборники , письма и т.п.
- основные жанры :
- эпические жанры
- исторические жанры : жития святых , военная сказка, сказание и ходьба.
- аллегорический : притчи
- символическое : чудо, видение, знак, гадательная литература.
- лирические жанры : учение, послание, плач.
- эпические жанры
Важнейшей особенностью эпических жанров является предмет изображения и лирическая цель. [ 19 ]
Математика и космология
[ редактировать ]Математически-пасхальные сочинения
[ редактировать ]В ранний период после христианизации Киевской Руси не существовало специального церковного календаря, а старославянский календарь не подходил для исчисления церковных праздников. Поэтому многим авторам приходилось производить в своих работах собственные расчеты, что причисляло их произведения не только к пасхальным, но и к математическим трактатам. Для сложных расчетов шоты . часто использовали [ нужна ссылка ]
Самым ранним математическим трудом Киевской Руси считается «Учение о числах» Кирика Новгородца , трактат об исчислении времени, сочетающий в себе очерки по математике , хронологии и пасхалистике . [ нужна ссылка ]
Однако более поздние математические трактаты не получили должного развития в Киевской Руси. К числу работ, равных «учению о числах», учёные относят созданный в XV и XVI веках «Устав военного дела», в котором излагались задачи триангуляции на местности, и «Книгу сошного письма», посвящённую провести межевание . К более поздним работам относится обширная рукопись под названием «Синодальный № 42» — первый на Руси учебник по теоретической геометрии . [ нужна ссылка ]
Космология работает
[ редактировать ]Ранние космологические труды Киевской Руси частично находились под влиянием апокрифических сочинений, смешанных с дохристианскими представлениями об устройстве мира. [ нужна ссылка ]
Так, большое внимание созданию и устройству мира уделено в двух наиболее значительных ранних произведениях: Голубиной книге и « О всем творении ». Оба произведения имеют сложную структуру и, вероятно, основаны на древневосточных славянских апокрифических сказаниях, существовавших в ранний период после христианизации Киевской Руси . [ нужна ссылка ]
Интересно еще и то, что в «Глубинной книге», как и в двух других древнерусских памятниках – «Беседе трех святителей» и «Беседе Иерусалима», – киты почему-то наделены сверхъестественной силой. В «Разговоре трех святителей» Земля плывет по вершине великого моря на трех больших китах и 30 маленьких китах; последние закрывают 30 морских окон; «Разговор Иерусалима» и «Глубинная книга» связывают движение кита с концом света. Согласно «Книге Глубин» — «Рыба-Кит — мать всех рыб. На Рыбе-Ките основана земля; когда Рыба-Кит повернётся, тогда наш белый свет кончится (конец всему сущему настанет). приходить)". [ нужна ссылка ]
так называемые « гадальные книги» (также «гадательные книги»). К космологическим произведениям, которые в настоящее время официально не отнесены ни к одному из жанров Киевской Руси, вероятно, можно отнести и [ 20 ] Гадальные книги ( «Волховник» , «Громник» , «Колядник » , «Трепетник» , «Чародей» и др.) распространялись в основном тайно: их переписывали, вшивали в другие книги, передавали по наследству. Официально распространение такой литературы преследовалось церковью; были составлены списки запрещенных (так называемых отреченных) книг Киевской Руси, в которых гадательная литература приравнивалась к апокрифам . [ 21 ]
Богословская литература
[ редактировать ]Большой популярностью в Древней Руси пользовались житие - своеобразный жанр жития , описывающий жизнь, деяния и чудеса древнерусских святых, мучеников и чудотворцев.
Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2022 г. ) |
Поэтика
[ редактировать ]Ученый Александр Панченко к самым ранним формам древневосточнославянского стихосложения относится к так называемым «покаянным стихотворениям» (метрическая природа которых пока не ясна), [ 22 ] отдельные стихотворные тексты, написанные монахом Кирилло-Белозерского монастыря Ефросиным, а также отдельные главы «Слово о полку Игореве» и «Слово о разорении Земли Русской», содержащие метрическую константу. [ нужна ссылка ]
Несмотря на это, стихосложение в Киевской Руси чаще всего не одобрялось, поскольку считалось присущим только « латинянам ». Эту позицию наиболее последовательно выразил протоиерей Аввакум : «Не ищите риторики и философии, ни красноречия, а живите со звучным истинным глаголом. [ б ] Поэтому ритор и философ не может быть христианином. Александр Панченко указывал, что древневосточнославянская церковная поэзия находилась под сильным влиянием западнославянской, особенно польской литературы . [ 22 ] Симеон Полоцкий , выпуская свою «Рифмованную Псалтирь» (1680), писал, что в Москве любили «согласное пение Польской Псалтыри». [ нужна ссылка ]
Силлабический стих
[ редактировать ]Одними из первых представителей древнеславянской силлабической поэзии являются такие поэты, как Карион Истомин , Симеон Полоцкий , Феофан Прокопович , Антиох Кантемир , Сильвестр Медведев и Мардарий Хоников . Доминировал принцип слоговой симметрии. двенадцатисложный стих с цезурой Использовался после пятого или шестого слога; есть, например, такие сложные схемы, как: 5-6-8|8-6-5|7-7-4-5-3-5 (12 стихов Ирмоса " Земьнъ къто услышишь таковую "...) или 8|5-5-5|8-8|5-5-5 (9 стихов Ирмоса " Вьсъ еси желание "...) Встречались и схемы, где количество слогов в каждый стих был кратен трем (от св. Троицы, священного числа «три» для христиан). [ 22 ]
О подробной жизни в монастыре можно судить по силлабическому стихотворению Кариона Истомина «О, говоря от людей, как живут монахи в монастыре»: [ 23 ]
Мънози глаголют, что монахи деют,
- где в монастыре дела не имеют.
Бутто так сидят, ничего не знают,
- како ли Богу честь, поклон взношают.
Надобно кому себе искусити
- и в монастыре хоть время прожити.
Узнает, как кто в кельи пребывает,
- како помыслы, страсти отвергеет...
(Многие говорят, что монахи так делают, где в монастыре бездельничают. Как будто они так сидят, ничего не знают, только честь и поклон Богу.)
Акростих
[ редактировать ]Акростих получил большое распространение в поэтике Древней Руси. Там оно также было широко развито. Самым ранним произведением в жанре акростиха на древней Руси считается Азбучная молитва , переведенная с древнеболгарского. Акростих в древнеславянской книжной поэзии был известен и в более позднее время. Так, акростих встречается в одном из «поздравлений» Кариона Истомина царевичу Алексею Петровичу : [ нужна ссылка ]
А минь буди слава,
Л юбовь чиста, права
Е диному Богу,
К себе в слогах многу.
И сраиль нелестный,
И збранный и честный
Ц арев сын, царевичь
А лексий Петровичь,
Р адуйся блаженно,
Е мли жизнь спасенно,
В Господе изрядствуй,
И злестно отрадствуй,
Ч еловеком в ползе,
В златых летах долзе.
Е зди умне в книгах,
Ч ти мудрость в веригах:
Н ости она златы,
О бщит в любовь браты.
Ж ити с нею благо,
И мство всем предраго.
В зрасти тя Бог в славе,
И мети ю здраве!
Здесь акростих: «Алексий Царевич живи во веки веков ». [ 22 ]
Право Киевской Руси, документация
[ редактировать ]В Киевской Руси существовал ряд канонических и юридических постановлений и прав. Особые грамоты, судебные книги, договорные, духовные грамоты и вкладные грамоты были общими для народа и для церкви. Большинство сборников права Киевской Руси строго делятся на гражданские и церковные. Исключением является « Мерило Праведное» , представляющее собой сборник одновременно церковно-канонического и гражданско-правового юридического характера. [ нужна ссылка ]
Временной закон
[ редактировать ]Правовая основа государства Киевская Русь. [ 24 ] [ 25 ] были « Русская правда» , «Литовские уставы» и «Московские сидебники» . [ с ] In 1649, the Sobornoye Ulozheniye was added to these written laws. [ нужна ссылка ]
имеет так называемая «Русская правда» Большое значение для изучения права Киевской Руси («Русское правосудие») . Русская Правда — собрание правовых норм Руси, датированных разными годами, начиная с 1016 года — древнейшего Русского свода законов. [ 26 ] " Русская правда" содержит нормы уголовного , принудительного , наследственного , семейного и процессуального права . Это основной источник для изучения правовых, социальных и экономических отношений Киевской Руси. [ нужна ссылка ] « Русская правда» подобна более ранним европейским юридическим сборникам, таким как германское право (так называемые Leges Barbarorum , «законы варваров»), например, Салическое право — сборник законодательных актов Франкского государства, древнейший текст которого датируется началом VI века. [ нужна ссылка ]
Краткая версия состоит из следующих частей:
- Старейшая Правда , или Правда Ярослава (ст. 1-18), 1016 г., обычно связана с деятельностью Ярослава Мудрого; [ 26 ]
- В «Правде» Ярославичей ( Изяслава , Всеволода и Святослава , сыновей Ярослава Мудрого, входивших в триумвират Ярославичей) (статьи 19–41), младший из трех князей Всеволод назван раньше среднего Святослава), не имеют точную дату, часто относится к 1072 году;
- Покон вирны (ст. 42) – определение порядка «кормления» вирников (княжеских слуг, сборщиков вир-судебных штрафов), 1020-е или 1030-е;
- Урок мостникам (ст. 43) — регулирование вознаграждения мостостроителей , или, по некоторым версиям, мостостроителей, 1020-е или 1030-е годы.
Как отмечают многие исследователи, древнейшая часть Русской Правды (древнейшая правда) сохраняет обычай кровной мести , характерный для законов дохристианской Киевской Руси, хотя и ограничивает ее кругом ближайших родственников. [ нужна ссылка ] Пространная версия включает около 121 статьи и состоит из двух частей — Устава Ярослава Владимировича и Устава Владимира Всеволодовича Мономаха . По мнению большинства исследователей, «Пространная правда» основана на «Кратком тексте», в который вносились изменения и дополнения, в том числе принятые во время киевского правления Владимира II Мономаха . [ 27 ] [ 28 ]
Церковное право
[ редактировать ]С христианизацией Киевской Руси возникло церковное право. Важнейшим источником церковного права в Киевской Руси были судебники , наиболее известным из которых является Закон Судный Людем (южнославянский свод законов IX и X веков, хотя некоторые учёные считают его переработкой некоторых византийских и еврейских законов). законы ). Однако чаще всего в церковной сфере Киевской Руси использовали кормчая книга, юридические сборники, которые содержали как церковные правила, так и постановления римских и византийских императоров о церкви. [ нужна ссылка ]
Из переводных византийских сборников церковного права в Киевской Руси, номоканонов , Эклоги , Прохейрон и книги Занона (перевод византийских законов). Однако, несмотря на широкое существование в письменной традиции, византийское право не имело существенного применения в юридической практике и полной его рецепции не произошло. Церковное право Руси основывалось преимущественно на церковных уставах, изданных князьями, на основе местного права и лишь ограниченных заимствованиях византийского права. [ 29 ]
Позже, в 1551 году, был создан обширный религиозный сборник «Стоглав» , объединивший нормы судебного , уголовного и церковного права . Стоглав пытался решить следующие актуальные вопросы: [ нужна ссылка ]
- укрепление церковной дисциплины среди духовенства и борьба с порочным поведением представителей церкви (пьянство, разврат, взяточничество), ростовщичеством монастырей ,
- унификация церковных обрядов и служб,
- полномочия церковного суда,
- борьба с остатками язычества среди населения,
- строгая регламентация (а по сути введение своеобразной духовной цензуры ) порядка соответствия церковных книг, написания икон , строительства зданий Русской Православной Церкви и т. д.
«Книги закона» и « Мерило Праведное », одни из первых сборников Киевской Руси гражданского и церковно-правового характера, содержат как выдержки из византийского законодательства, так и идентичные статьи русского происхождения, вероятно, вошедшие в сборники более древнего. это не дошло до нас из сборника законов Киевской Руси. [ 30 ]
См. также
[ редактировать ]- Очерк славянской истории и культуры
- Список славистических журналов
- белорусская литература
- русская литература
- украинская литература
Примечания
[ редактировать ]- ^ For example, the Слово ѡ погибели Рꙋскыꙗ земли is most commonly known in English as the Tale of the Destruction of the Rus' Land , [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] но также известен на английском языке под такими названиями, как « Повесть о / Слов / Рассуждение о гибели Русской земли» . [ 13 ]
- ^ То есть, если человеку от рождения дано говорить обычной речью, то не нужно искушать Бога сочинением стишков и тем более использовать их в богослужении.
- ^ Судебник — сборник законов периода сословной монархии в Киевской Руси. На сегодняшний день Судебник 1497 года , Судебник 1550 года и Судебник 1589 года. известны
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Том 28, № 1/4, 2006 г. Гарвардской украинистики» . Гарвардские украинские исследования .
- ^ Вахтель, Эндрю (2009). Русская литература . Кембридж [Англия]: Политика. ISBN 9780745654577 .
- ^ Кембриджская история русской литературы (Переизданная ред.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. 1992. ISBN 9780521425674 .
- ^ Андрей Каравашкин. Литературный обычай Древней Руси (XI-XVI вв.). Москва: РОССПЭН , 2011. 544 с.
- ^ Дмитрий Лихачев . Введение // История русской литературы X—XVII веков. : Учеб. пособие для студентов пед. ин-т по спец. № 2101 «Русь. язык. или Т." / Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачев, Я. С. Лурье и др.; Под ред. Д. С. Лихачева. М. : Просвещение, 1979. 462 с., иллюстрированное издание.
- ^ Евгений Мелетинский. Первобытные истоки словесного искусства.
- ^ Сергей Булгаков . Апокалиптика и социализм (Религиозно-философские параллели) // Два города. Исследования о природе общественных идеалов. СПб., 1997. С. 208-209.
- ^ Олег Творогов. Толковая Палеа // Словарь книжников и книжности Древней Руси : [в 4-х выпусках] / Рос. акад. наук, Институт Рус. горит. (Пушкинский Дом); соотв. ред. Д. С. Лихачев [и др.]. Л.: Наука, 1987-2017. Проблема. 1: XI – первая половина XIV века. / ред. Д.М. Буланин, О.В. Творогов. 1987.
- ^ Гальперин 2022 , с. 11.
- ^ Синор 1990 , с. 250
- ^ Грушевский 1997 , с. 386.
- ^ Гунчак 2001 , с. 621.
- ^ Рефераты по лингвистике и языковому поведению (LLBA), том 33, выпуск 4 (1999), с. 1587. Канадский обзор исследований национализма (2002), с. 86–87. Венди Э. Хеллеман, Русская идея: в поисках новой идентичности (2004), с. 47. Эндрю Хан и др., История русской литературы (2018), с. 182.
- ^ Владимир Кусков. Эстетика идеальной жизни. М., 2000. С. 290-291.
- ^ Jump up to: а б Dmitry Likhachev . Поэтика древнерусской литературы . [ The Poetics of Early Russian Literature ]. (1979). S. 58-61, 89. 3rd edition. Moscow.
- ^ Никита Толстой. История и структура славянских литературных языков. М., 1988. С. 167-168.
- ^ Vereshchagin, Evgeny (1996). Христианская книжность Древней Руси [ Christian literacy of Old Rus' ]. Moscow. pp. 5–7.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Vereshchagin, Evgeny (2001). Церковнославянская книжность на Руси: лингвотекстологические разыскания [ Church Slavonic literature in Rus'. Lexicographic research ]. Moscow: Indrik. pp. 497–500. ISBN 9785857591321 .
- ^ Prokofiev, Nikolai (1975). "О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы XI—XVI вв." [On the worldview of the Rus' Middle Ages and the system of genres of Rus' literature of the 11th–16th centuries]. Литература Древней Руси [ Literature of Old Rus' ] (in Russian). Moscow: Moscow State Pedagogical Institute. pp. 5–39.
- ^ Аркадий Лященко. Отреченные книги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
- ^ Николай Кобяк. Списки отреченных книг // Словарь книжников и книжности Древней Руси: [в 4 выпусках] / РАН , Институт Рус. горит. ( Пушкинский Дом ); соотв. ред. Дмитрий Лихачев [и др.]. Ленинград: Наука, 1987-2017. Проблема. 2: Вторая половина XIV-XVI вв., часть 2: Л.И. / Под ред. Дмитрий Буланин, Гелиан Прохоров. 1989.
- ^ Jump up to: а б с д Александр Панченко. Русская история и культура . СПб, «Юна», 1999. с. 263-278
- ^ Русская силлабическая поэзия XV-XVII веков. Ленинград, 1970. с. 213-214
- ^ Михаил Дьяконов. Россия/Российское право/История российского права // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 приложения). Санкт-Петербург, 1890-1907.
- ^ Oleg Chistyakov, ed. (2005). История отечественного государства и права. Часть 1 [ History of the Domestic State and Law. Part 1. ]. Moscow: 3rd edition, revised and supplemented. Lomonosov Moscow State University. p. 430.
- ^ Jump up to: а б Павел Владимирович Лукин (2004–2017). «Русская правда» . Большая Российская Энциклопедия (на русском языке) . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ Михаил Свердлов (1988). к Русской Правде От Русского Закона . Москва: Юридическая литература. ISBN 9785726000053 .
- ^ Alexander Zimin (1999). Правда русская. Часть вторая. Пространная Правда [ Russkaya Pravda. Part two. The Long Pravda ] (in Russian). Moscow: Drevlekhranilishche.
- ^ Viktor Zhivov (2002). История русского права как лингвосемиотическая проблема // Живов В. М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры [ The history of Russian law as a linguosemiotic problem // Research in the field of history and prehistory of Russian culture ] (in Russian). Moscow: Languages of Slavic Culture.
- ^ Presnyakov, Alexander (2021). Становление Руси. Лекции по русской истории [ The formation of Rus'. Lectures on Russian history ]. Moscow. pp. 283–284.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Библиография
[ редактировать ]- Гальперин, Чарльз Дж. (2022). Расцвет и упадок мифа о Русской земле (PDF) . Лидс: Arc Humanities Press. п. 107. ИСБН 9781802700565 . Проверено 1 февраля 2023 г.
- Брюшевский, Михайло (1997). History of Ukraine-Rus' . Toronto: Канадский институт украинских исследований прессы. p. 602. ISBN 9781895571196 . Проверено 1 февраля 2023 г.
- Хунчак, Тарас (2001). "Тале деструкции Rus Land". мин в - Тысяча лет украинской общественно-политической мысли: х . Kyiv: Dnipro. p. 621 . Retrieved 1 February 2023 .
- Синор, Денис (1990). Кембриджская история ранней Внутренней Азии, Том 1 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 518. ИСБН 9780521243049 . Проверено 1 февраля 2023 г.