Словарь терминов стоицизма
(Перенаправлено с «Логос сперматикос »)
Словарь терминов, обычно встречающихся в философии стоиков .
А
[ редактировать ]- адиафора
- ἀδιάφορα: безразличные вещи, ни хорошие, ни плохие.
- агатос
- ἀγαθός: хороший, правильный объект желания.
- антропос
- ἄνθρωπος: человек, используемый Эпиктетом для выражения этического идеала.
- апатия
- ἀπάθεια: безмятежность, душевное спокойствие, подобное тому, которого достигали мудрецы-стоики.
- форма
- ἀφορμή: отвращение, побуждение бездействовать (в результате экклисиса ). Противоположность Хорме .
- апопрогмена
- ἀποπροηγμένα: непредпочтительные вещи. Морально безразличные, но естественно нежелательные вещи, такие как болезнь. Противоположность проегмена .
- нет
- Достоинство. Доброта и человеческое совершенство.
- аскесис
- ἄσκησις: дисциплинированное обучение, направленное на достижение добродетели.
- атараксия
- ἀταραξία: спокойствие, не обеспокоенное внешними вещами.
- автаркия
- αὐτάρκεια: самодостаточность, психическая независимость от всего.
Д
[ редактировать ]- даймон
- демон: божественный дух внутри человека.
- диарея
- διαίρεσις: анализ, деление на части. Используется, чтобы отличить то, что зависит от нашего права выбора, от того, что нет.
- дикайозин
- δικαιοσύνε: справедливость, «согласная закону и способствующая чувству долга» (Диоген Лаэртский 7.98). Одна из четырех добродетелей (справедливость, мужество, умеренность, мудрость/благоразумие).
- догма
- δόγμα: принцип, установленный разумом и опытом.
- документ
- слава: вера, мнение.
И
[ редактировать ]- экклисис
- ἔκκλισις: отвращение, отвращение к чему-либо. Противоположность орексиса .
- экпироз
- огонь: циклический пожар Вселенной.
- эф' спокойно
- ἐφ' ἡμῖν: от нас зависит, что в нашей власти, например правильное использование впечатлений.
- эпистема
- ἐπιστήμη: достоверное и истинное знание, превосходящее знание каталепсиса .
- эвдемония
- эвдемония: счастье, благополучие.
- эвпатия
- εὐπάθεια: хорошее чувство (в отличие от пафоса ), возникающее у мудреца-стоика, совершающего правильные (добродетельные) суждения и действия.
ЧАС
[ редактировать ]- гегемонистский
- ἡγεμονικόν: управляющая способность ума.
- хеймамена
- имармени: судьба, судьба
- горм
- ὁρμή: положительный импульс или аппетит к объекту (в результате орексиса ). Противоположность аформе .
- Хайле
- ὕλη: материя, материал.
К
[ редактировать ]- Калос
- κάλος: красиво. Иногда используется в моральном смысле: благородный, добродетельный.
- каталепсия
- ясное понимание и убежденность.
- собор
- καθῆκον: долг, соответствующее действие на пути к Добродетели.
- kosmos
- мир: порядок, мир, вселенная.
л
[ редактировать ]- логика
- рациональный: рациональный.
- логотипы
- λόγος: причина, объяснение, слово, аргумент. А также принцип упорядочивания в космосе .
- логотипы сперматикос
- семенная причина: порождающий принцип Вселенной, который создает и забирает все сущее.
Н
[ редактировать ]- номос
- закон: закон, обычай.
ТО
[ редактировать ]- оэзис
- οἴησις: мнение, обычно высокомерное или самодовольное.
- ойкейоз
- οἰκείωσις: собственность на себя и расширение. Процесс самосознания у всех животных, который у человека приводит к чувству общности.
- орексис
- ὄρεξις: желание, склонность к чему-либо, противоположность экклисису .
- Усия
- сущность: субстанция, бытие.
П
[ редактировать ]- Пайдея
- образование: обучение, воспитание.
- Мостенезия
- палигенезис: периодическое обновление мира, связанное с экпирозом .
- пафос
- πάθος: страсть или эмоция, часто чрезмерная и основанная на ложных суждениях.
- фантастика
- φαντασία: впечатление, внешний вид, способ восприятия чего-либо.
- фронезис
- φρόνησῐς: благоразумие, практическая добродетель и практическая мудрость, или, в просторечии, смысл (как в «здравом смысле», «лошадином смысле»).
- физика
- природа: природа.
- пневма
- πνεῦμα: воздух, дыхание, дух, часто как принцип стоической физики.
- прогмена
- προηγμένα: предпочитаемые вещи. Морально безразличные, но естественно желательные вещи, такие как здоровье. Противоположность апопрогмена .
- прогрессирующий
- Латинское слово «прокоптон»
- про(ч)айрез
- προαίρεσις: свободная воля, обоснованный выбор, согласие на впечатления или отказ от них.
- копать
- продвижение: прогресс, на пути к мудрости.
- прокоптон
- προκόπτων: Ученик-стоик. Человек, делающий прогресс. Даже если человек не обрел мудрость мудреца; когда подходящие действия выбираются все чаще, ошибок будет совершаться все меньше и меньше, и человек будет прокоптоном, делая успехи.
- пролепсис
- предубеждение, присущее всем разумным существам.
- просоче
- προσοχή: установка и практика внимания, осознанности. Состояние постоянного, бдительного и неустанного внимания к себе ( прохайрезис ).
- психика
- душа: разум, душа, жизнь, живое начало.
С
[ редактировать ]- Софос
- σοφός: мудрый человек, добродетельный мудрец и этический идеал.
- синкататезис (сункататезис)
- согласие: согласие, одобрение впечатлений, позволяющее совершить действие.
- симпатия
- симпатия: симпатия, близость частей к органическому целому, взаимная взаимозависимость.
Т
[ редактировать ]- технология
- τέχνη: ремесло, искусство. Практическое применение знаний, особенно эпистемы .
- телос
- конец: цель или задача жизни.
- теоремы
- теорема: общий принцип или восприятие.
- Теос
- θεός: бог; связан с порядком во Вселенной.
- тона
- τόνος: напряжение, принцип стоической физики, вызывающий притяжение и отталкивание, а также причина добродетели и порока в душе.
Ссылки
[ редактировать ]- Деветтер, Р., Глоссарий , в книге «Введение в этику добродетели: взгляды древних греков» , стр. 139–154. Издательство Джорджтаунского университета. (2002).
- Хейнс, К., Глоссарий греческих терминов , у Марка Аврелия , стр. 411–416. Классическая библиотека Леба. (1916).
- Инвуд Б., Герсон Л., Глоссарий , в эллинистической философии: вводные материалы , стр. 399–409. Издательство Хакетт. (1997).
- Лонг, А.А., Глоссарий , в «Стоическом и сократическом путеводителе по жизни» , стр. 275–276. Издательство Оксфордского университета. (2002)
- Шофилд М., Указатель и словарь греческих терминов , в «Стоической идее города» , стр. 171–172. Издательство Кембриджского университета. (1991).