Тайдзиту
Тайдзиту | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Диаграмма Тай Чи | ||
Упрощенный китайский | Диаграмма Тай Чи | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
Вьетнамский алфавит | Карта Тай Чи | ||
Китайские иероглифы | Диаграмма Тай Чи | ||
Корейское имя | |||
хангыль | Тэгеук | ||
Ханджа | Тай Чи | ||
| |||
Японское имя | |||
Синдзитай | Тайдзиту | ||
|
В китайской философии тайцзиту tàijí ( китайский : 太極圖 ; пиньинь : tàijítú ; Уэйд-Джайлс : tʻai⁴chi²tʻu² ) — это символ или диаграмма ( 圖 ; tú ), представляющая тайцзи ( 太極 ; монистических ; «крайний крайний») в обоих его ( уцзи ) ) и ее дуалистические ( инь и ян ) формы в применении представляют собой дедуктивную и индуктивную теоретическую модель. Такая диаграмма была впервые представлена неоконфуцианским философом Чжоу Дуньи из династии Сун в его Тайцзиту шо ( 太極圖說 ).
Даоцанг канон , , даосский составленный во времена династии Мин , содержит по меньшей мере полдюжины вариантов тайдзиту . Двумя наиболее схожими являются диаграммы Тайцзи Сяньтяньдао и Уцзиту ( 無極圖 ; wújítú ), обе из которых тщательно изучались со времен Цин на предмет их возможной связи с тайцзиту Чжоу Дуньи . [ 2 ]
Автор периода Мин Лай Чжидэ упростил тайдзиту до рисунка из двух переплетающихся спиралей с наложенными на них двумя черно-белыми точками, что стало синонимом карты Хуанхэ . [ 3 ] [ нужны дальнейшие объяснения ] Эта версия была представлена в западной литературе и популярной культуре конца 19 века как «Великая Монада». [ 4 ] это изображение стало известно на английском языке как «символ инь-ян» с 1960-х годов. [ 5 ] Современный китайский термин для обозначения современного символа называется «двухчастной диаграммой Тайцзи» ( Диаграмма двух инструментов Тайцзи ).
Орнаментальные узоры, визуально похожие на «символ инь-ян», встречаются в археологических артефактах европейской доистории ; такие рисунки современные ученые иногда описательно называют «символами инь-ян» в археологической литературе. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Структура
[ редактировать ]Тайдзиту состоит из пяти частей. Строго говоря, «символ инь и ян», в народе называемый тайдзиту , представляет собой вторую из этих пяти частей диаграммы.
- Вверху пустой круг изображает абсолют ( уцзи ). По мнению Чжоу , уцзи также является синонимом тайцзи . [ 9 ]
- Второй круг представляет Тайцзи как воплощение Дуализма, Инь и Ян , что представлено заполнением круга черно-белым узором. На некоторых диаграммах в центре есть пустой круг меньшего размера, представляющий Пустоту как основу двойственности.
- Ниже этого второго круга находится диаграмма из пяти частей, представляющая Пять Агентов ( Усин ), представляющую дальнейшую стадию дифференциации Единства в Множественность. Пять Агентов соединены линиями, обозначающими их правильную последовательность: Дерево ( 木 ) → Огонь ( 火 ) → Земля ( 土 ) → Металл ( 金 ) → Вода ( 水 ).
- Круг под Пятью Агентами представляет собой соединение Неба и Земли, что, в свою очередь, порождает «десять тысяч вещей». Этот этап также представлен багуа .
- Последний круг представляет состояние множественности, трактуемое как «Десять тысяч вещей рождается путем трансформации» ( Все вещи рождаются путем трансформации ; упрощенно Все вещи рождаются путем трансформации ).
История
[ редактировать ]Термин тайдзиту в современном китайском языке обычно используется для обозначения простой формы «разделенного круга» ( ), но оно может относиться к любой из нескольких схематических диаграмм, содержащих хотя бы один круг с внутренним узором симметрии, представляющим инь и ян .
Эпохи Сун и Юань
[ редактировать ]Хотя концепция инь и ян восходит к китайской древности, [ 10 ] Интерес к «диаграммам» ( 圖 tú ) является интеллектуальной модой неоконфуцианства в период Сун (11 век), и он снова снизился в период Мин, к 16 веку. Во времена Монгольской империи и династии Юань даосские традиции и диаграммы были собраны и опубликованы в энциклопедии Шилинь Гуанцзи Чэнь Юаньцзин . [ 11 ]
Первоначальное описание тайцзиту принадлежит философу эпохи Сун Чжоу Дуньи (1017–1073), автору Тайцзиту шуо ( 太極圖說 ; «Объяснение схемы Высшего Предела»), которое стало краеугольным камнем неоконфуцианской космологии. . Его краткий текст синтезировал аспекты китайского буддизма и даосизма с метафизическими дискуссиями в « Ицзин» .
Ключевые термины Чжоу Уцзи и Тайцзи появляются в первой строке 無極而太極 , которую, как отмечает Адлер, также можно перевести как «Высшая неполярная полярность».
Неполярность ( уцзи ) и в то же время Высшая Полярность ( тайцзи )! Высшая Полярность в деятельности порождает Ян ; однако на пределе активности оно все еще. В тишине оно порождает инь ; однако на пределе тишины он также активен. Активность и неподвижность чередуются; каждое является основой другого. Таким образом, различая инь и ян , устанавливаются два режима. Чередование и сочетание Ян и Инь порождают воду, огонь, дерево, металл и землю. Когда эти пять [фаз] ци гармонично расположены, через них проходят Четыре Времена года. Пять Фаз – это просто Инь и Ян ; инь и ян — это просто Высшая полярность; Высшая Полярность фундаментально Неполярна. [Тем не менее] в порождении Пяти Фаз каждая из них имеет свою природу. [ 12 ]
Вместо обычных переводов Тайцзи «Высший предел» или «Верховный полюс» Адлер использует «Высшую полярность» (см. Робине 1990), потому что Чжу Си описывает ее как чередующийся принцип инь и ян , и:
настаивает на том, что тайцзи — это не вещь (следовательно, «Верховный полюс» не подойдет). Таким образом, и для Чжоу, и для Чжу тайцзи — это инь-ян принцип биполярности , который является наиболее фундаментальным упорядочивающим принципом, космическим «первым принципом». Из этого следует уцзи как «неполярное».
С XII века в китайской философии ведется активная дискуссия относительно происхождения диаграммы Чжоу Дуньи. Чжу Си (12 век) настаивает на том, что Чжоу Дуньи составил диаграмму сам, вопреки преобладающему мнению, что он получил ее из даосских источников. Чжу Си не мог принять даосское происхождение дизайна, потому что это подорвало бы претензии на уникальность, присущие неоконфуцианской концепции дао . [ 11 ]
Эпохи Мин и Цин
[ редактировать ]В то время как Чжоу Дуньи (1017–1073) популяризировал круговую диаграмму, [ 15 ] введение «закрученных» узоров впервые появляется в период Мин и является представителем трансформации.
Чжао Хуэйцянь ( 趙撝謙 , 1351–1395) был первым, кто представил «закрученный» вариант тайцзиту в своем «Люшу Бэньи» ( 六書本義 , 1370-е). Диаграмма объединена с восемью триграммами ( багуа ) и называется «Речная карта, спонтанно порожденная Небом и Землей». К концу периода Мин эта диаграмма стала широко распространенным представлением китайской космологии . [ 16 ]
Точки были введены в более поздний период Мин (заменив формы капель, использовавшиеся ранее, в 16 веке) и чаще встречаются в период Цин . [ 17 ] Точки представляют семя Инь внутри Ян и семя Ян внутри Инь; идея о том, что ни одно не может существовать без другого и никогда не является абсолютным.
Дизайн Лай Чжиде похож на символы ганчи ( dga''khyil или «колесо радости») тибетского буддизма ; но в то время как тибетские рисунки имеют три или четыре завитка (представляющие Три Драгоценности или Четыре Благородные Истины , то есть в виде трискеле и тетраскелиона ), тайдзиту Лай Чжидэ имеет два завитка, заканчивающихся центральным кругом. [ 18 ]
Современный символ Инь-Ян
[ редактировать ]из двух переплетающихся спиралей эпохи Мин Дизайн тайцзиту был распространенным символом инь-ян в первой половине 20-го века. На флаге Южной Кореи , первоначально представленном как флаг Кореи эпохи Чосон в 1882 году, этот символ изображен в красном и синем цветах. Это была модернизация более старой (начала 19 века) формы Бат Куай До, использовавшейся в качестве королевского штандарта Чосон.
Символ называется тайдзиту , просто тайцзи. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] (или Supreme Ultimate на английском языке), [ 22 ] хету [ 1 ] или «схема реки», «круг Инь-Ян», [ 23 ] или уцзи , поскольку считали уцзи синонимом художественной и философской концепции тайцзи , некоторые даосы [ 9 ] [ 24 ] включая Чжоу . [ 9 ] [ 25 ] Чжоу рассматривал дуалистические и парадоксальные отношения между концепциями тайцзи и уцзи , которые были и часто считаются противоположными концепциями, как космическую загадку, важную для «начала... и конца» жизни. [ 26 ]
Названия тайдзиту весьма субъективны, и в некоторых интерпретациях текстов, в которых они встречаются, принцип тайцзи называется только этими именами, а не символом. [ нужны дальнейшие объяснения ]
С 1960-х годов символ Хэ ту , который сочетает в себе две переплетающиеся спирали с двумя точками, стал чаще использоваться как символ инь-ян. [ нужна ссылка ]
сравнивать с
В стандартной форме современного символа на диаметре круга внешнего рисуются два непересекающихся круга, каждый из которых имеет диаметр, равный радиусу круга . Один сохраняет линию, образующую букву «S», а другой стирает или скрывает другую линию. [ 27 ] В 2008 году Изабель Робине также описала этот дизайн как «пару рыб, прижавшихся головой к хвосту друг к другу». [ 28 ]
Символ Монголии Сойомбо может быть создан до 1686 года. Он сочетает в себе несколько абстрактных форм, в том числе символ Тайцзи, иллюстрирующий взаимодополнение мужчины и женщины. В социалистические времена его иначе интерпретировали как две рыбы, символизирующие бдительность, поскольку рыбы никогда не закрывают глаза. [ 29 ]
Современный символ также широко используется в боевых искусствах, особенно в тай-чи . [ 30 ] и Джит Кун До с 1970-х годов. [ 31 ] В этом контексте он обычно используется для обозначения взаимодействия между жесткими и мягкими техниками .
Точки в современном « символе инь-ян » получили дополнительную интерпретацию «интенсивного взаимодействия» между взаимодополняющими принципами, то есть потока или потока для достижения гармонии и баланса. [ 32 ]
-
Флаг Кореи 1882 года (с 1949 года флаг Южной Кореи )
-
«Великая Монада» из Эдны Кентон » « Книги Земли (1928 г.) по рисунку, показанному Хэмпденом Койтом Дюбоузом (1887 г.)
-
«Цикл Катая», изображенный Уильямом Александром Парсонсом Мартином в 1897 году. [ 33 ]
-
Герб, принятый Нильсом Бором в 1947 году, с изображением тайдзиту красного и черного цветов с девизом contraria sunt complexa («противоположности дополняют друг друга»). [ 34 ]
-
«Символ Инь-Ян или символ Дао» (без точек), как сообщалось в 1964 году. [ 35 ]
-
Ранний тайдзиту и Красной звезды эмблема Монгольского революционного союза молодежи , использовавшаяся с 1925 по 1942 год.
-
С 1911 года на нескольких флагах Монголии присутствует символ тайцзи.
-
На флаге Тибета с 1916 года изображен тайдзиту.
-
В период с 1973 по 1990 год Раундел ВВС Республики Сингапур включал в себя тайдзиту.
-
Герб Исэсаки , Япония с 1911 года.
-
Эмблема Хамамацу , Япония с 2005 года.
Похожие символы
[ редактировать ]Сходства можно увидеть в неолита - энеолита эпохи культуре Кукутень-Триполья на территории нынешней Украины и Румынии. Узоры с орнаментом, похожим на Тайдзиту, из археологических артефактов этой культуры были выставлены в павильоне Украины на выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае, Китай. [ 36 ]
Переплетенный дизайн встречается в артефактах европейского железного века . [ 6 ] [ 37 ] Подобные переплетающиеся конструкции встречаются в Америке: Xicalcoliuhqui .
Хотя этот узор, по-видимому, стал стандартным орнаментальным мотивом в кельтской культуре железного века к III веку до нашей эры и встречается на самых разных артефактах, неясно, какое символическое значение ему придавалось. [ 38 ] [ 39 ] В отличие от китайского символа, в кельтском инь-ян отсутствует элемент взаимного проникновения, и две половинки не всегда изображаются в разных цветах. [ 40 ] Похожие рисунки встречаются и в этрусском искусстве . [ 7 ]
В вычислительной технике
[ редактировать ]В Юникоде есть символ he tu в блоке «Разные символы» в кодовой точке. U+262F ☯ ИНЬ ЯН . Соответствующий «символ двойного тела» включен в U + 0FCA (ТИБЕТСКИЙ СИМВОЛ NOR BU NYIS -KHYIL ࿊) в тибетском блоке. Символ Сойомбо , включающий тайдзиту, доступен в Юникоде как последовательность U+11A9E 𑪞 + U+11A9F 𑪟 + U+11AA0 𑪠.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Теобальд, Ульрих (6 мая 2021 г.) «Тайцзи тушуо 太极图说» . 3 Проверено мая 2023 г ..
- ^ Адлер 2014 , с. 153
- ^ Теобальд, Ульрих (08 февраля 2012 г.) «Hetu luoshu Hetu Luoshu» . Проверено 2 мая 2023 г ..
- ↑ с надписью «Великая монада» Хэмпден Койт Дюбоуз , «Дракон, образ и демон: или Три религии Китая»; Конфуцианство, буддизм и даосизм (1887), с. 357
- ^ «Диаграмма реки» представляет собой узор из черно-белых точек, который кажется наложенным на переплетающиеся спирали [...] Сами по себе эти спирали образуют Тайцзи ту, или «Диаграмму Высшего Предела», часто известную на английском языке с тех пор. Считалось, что эти точки соотносятся с восемью триграммами и, следовательно, с концепциями округлости и небес, в то время как столь же сверхъестественное «Письмо реки Ло» представляло собой узор из точек. ассоциируется с числом девять, с квадратом и с землей». Крейг Клунас, Картины и визуальность в Китае раннего Нового времени (1997), с. 107 .
- ^ Перейти обратно: а б Пейр 1982 , с. 62–64, 82 (табл. VI); Хардинг 2007 , с. 68ф., 70ф., 76, 79, 84, 121, 155, 232, 239, 241ф., 248, 253, 259; Дюваль 1978 , с. 282; Килбрайд-Джонс 1980 , с. 127 (рис. 34.1), 128; Лэнг 1979 , с. 79; Вергер 1996 , с. 664; Лэнг 1997 , с. 8; Гора 1997 , с. 1282; Лидс 2002 , с. 38; Мегау 2005 , с. 13
- ^ Перейти обратно: а б Пейр 1982 , стр. 62–64.
- ^ Перейти обратно: а б Монастырь 2000 ; Никель 1991 , с. 146, сн. 5; Уайт и Ван Деузен 1995 , стр. 12, 32; Робине 2008 , с. 934
- ^ Перейти обратно: а б с Калтон, Майкл. «Глава 1: СХЕМА ВЫСШЕГО ПРЕДЕЛЬНОГО» . Университет Вашингтона . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ в «И Цзин» , первоначально руководстве по гаданию периода Западной Чжоу (ок. 1000–750 до н.э.), инь и ян представлены прерывистыми и сплошными линиями: инь прерывистая (⚋), а ян сплошная (⚊).
- ^ Перейти обратно: а б Адлер 2014 , с. 152
- ^ Адлер 1999 , стр. 673–674.
- ^ Луи 2003 , с. 171 На развороте показан более ранний экземпляр, датированный 1520 годом, с практически идентичной схемой.
- ^ Луи 2003 , с. 194 показана версия диаграммы Лай Чжиде в представлении 1969 года.
- ^ Синьчжун Яо (13 февраля 2000 г.). Введение в конфуцианство . Издательство Кембриджского университета. стр. 98–. ISBN 978-0-521-64430-3 . Проверено 29 октября 2011 г.
- ^ Луи 2003
- ^ Louis 2003 содержит диаграммы с точками, датированные 1623 годом (стр. 187) и 1688 годом (стр. 146, стр. 190).
- ^ Роберт Бир, Справочник тибетских буддийских символов , 2003, стр. 209
- ^ Ван, Робин Р. (июль 2005 г.). «Объяснение диаграммы высшего предела Чжоу Дуньи: конструкция конфуцианской метафизики» . Журнал истории идей . 66 (3). Университет Лойолы Мэримаунт : 317. doi : 10.1353/jhi.2005.0047 . S2CID 73700080 - через хранилище цифровых стипендий Университета Лойолы Мэримаунт и юридического факультета Лойолы.
- ^ «дао» . Британская энциклопедия . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ Стефон, Мэтт; Дуиньян, Брайан (29 апреля 2016 г.). «тайцзи» . Британская энциклопедия . Проверено 2 мая 2023 г.
- ^ Хэндс, Джон (31 октября 2017 г.). «Эволюция человека 2: Философское мышление». Cosmosapiens: Эволюция человека от происхождения Вселенной . Не обращайте внимания на Дакворта . ISBN 978-1-4683-1324-6 . ОСЛК 1090301527 .
- ^ Пирсон, Патрисия О'Коннелл; Холдрен, Джон (май 2021 г.). Всемирная история: наша человеческая история . Версаль, Кентукки: Шеридан Кентукки. п. 103. ИСБН 978-1-60153-123-0 .
- ^ Ли, Личжу (01 мая 2022 г.). «Разнообразие конфуцианства в династии Южная Сун: сравнительное исследование взглядов Чжу Си и Чжан Ши на Тайцзи и человеческую природу» . Сонгюн Журнал восточноазиатских исследований . 22 (1): 114–115. дои : 10.1215/15982661-9767222 . ISSN 1598-2661 .
- ^ Штурм, Шон (3 июля 2009 г.). «Уцзи Вану» . Те Ипу Пакоре: Разбитый сосуд . Проверено 2 мая 2023 г.
- ^ Патт-Шамир, Галия (01 сентября 2020 г.). «Синхронное чтение Тайдзиту Шуо: человеческое чувство Уцзи эр Тайцзи» . Дао: Журнал сравнительной философии . 19 (3): 427–442. дои : 10.1007/s11712-020-09735-y . ISSN 1569-7274 . S2CID 225577820 – через Springer Science+Business Media .
- ^ Пейр 1982 , стр. 62 ф.
- ^ Робине 2008 , с. 934
- ^ Пуревсамбу, Г. (2006). Монголия . Улан-Батор, Монголия: Монсаме . п. 8. ISBN 99929-0-627-8 .
- ^ Дэвис, Барбара (2004). Классика тайцзицюань . Беркли, Калифорния: Книги Северной Атлантики. п. 212. ИСБН 978-1-55643-431-0 .
- ^ «Символ Инь Ян» (с точками) как часть «вышитых эмблем», Путеводитель по магазинам боевых искусств (реклама), журнал Black Belt, август 1974 г., стр. 23 .
- ^ «Так знакомый нам символ инь/ян содержит белую точку среди черного и черную точку среди белого, что указывает на интенсивное взаимодействие этих принципов». Норман Р. Крафт, Огдоадическая магия , Weiser Books, 1969, стр. 23.
- ^ «Фигуры во внутреннем пространстве - это двойные силы, Инь и Ян, символизируемые тьмой и светом, что составляет отправную точку китайской философии» WAP Мартин, Цикл Катая, или Китай, юг и север (1897 г.) .
- ^ Numericana - Герб науки
- ^ Арчи Дж. Бахм, Живые религии мира , Jain Publishing Company, 1964, стр. 156 .
- ^ Подробнее о павильоне «Символы Тайцзи Украины» на выставке «Экспо-2010» (xingyimax.com)
- ^ Пейр 1982 , стр. 62–64, 82 (табл. VI)
- ^ кувшины с клювами, шлемы, вазы, чаши, воротники, булавки, крестовины, броши и лезвия ножей. Хардинг 2007 , стр. 70 и далее, 76, 79, 155, 232, 241 и далее, 248, 259; Килбрайд-Джонс 1980 , с. 128
- ^ «апотропный»: Дюваль 1978 , с. 282
- ^ Дюваль 1978 , с. 282; Монастра 2000
Источники
[ редактировать ]- Адлер, Джозеф А. (1999). «Чжоу Дуньи: Метафизика и практика мудрости» . В Де Бари, Уильям Теодор; Блум, Ирен (ред.). Источники китайской традиции (2-е изд.). Издательство Колумбийского университета. стр. 673–674.
- Адлер, Джозеф А. (2014). Реконструкция конфуцианского Дао: присвоение Чжу Си Чжоу Дуньи . СУНИ Пресс.
- Дюваль, Поль-Мари (1978), Die Kelten , Мюнхен: CH Beck, ISBN 3-406-03025-4
- Хардинг, DW (2007), Археология кельтского искусства , Рутледж, ISBN 978-0-203-69853-2
- Килбрайд-Джонс, HE (1980), Кельтское мастерство в бронзе , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 0-7099-0387-1
- Лэнг, Ллойд (1979), Celtic Britain , Routledge & Kegan Paul Ltd, ISBN 0-7100-0131-2
- Лэнг, Ллойд (1997), Позднее кельтское искусство в Великобритании и Ирландии , Shire Publications LTD, ISBN 0-85263-874-4
- Лидс, Эдвард Терлоу (2002) [1932]. Кельтский орнамент на Британских островах до 700 г. н.э. Дувр. ISBN 0-486-42085-Х .
- Луи, Франсуа (июнь 2003 г.). «Происхождение иконы: ранняя история диаграммы «Тайцзи». Гарвардский журнал азиатских исследований . 63 (11): 145–196. дои : 10.2307/25066694 . JSTOR 25066694 .
- Мего, Рут и Висент (2005), Раннее кельтское искусство в Великобритании и Ирландии , Shire Publications LTD, ISBN 0-7478-0613-6
- Монастра, Джованни (2000), «Инь-Ян» среди знаков отличия Римской империи?» , София , т. 6, нет. 2, заархивировано из оригинала 25 сентября 2011 г.
- Маунтин, Гарри (1997), Кельтская энциклопедия , том. 5, Universal-Publishers, ISBN 1-58112-894-0
- Никель, Хельмут (1991), «Дракон и Жемчужина», Журнал Метрополитен-музея , 26 : 139–146, doi : 10.2307/1512907 , JSTOR 1512907 , S2CID 193102258
- Пейр, Кристиан (1982), «Есть ли курсив в стиле Вальдалгесхайм?», Дюваль, Поль-Мари; Крута, Вацлав (ред.), Кельтское искусство периода экспансии, 4 и 3 века до н.э. , Высокие исследования греко-римского мира, том. 13, Париж: Librairie Droz, стр. 51–82 (62–64, 82), ISBN 978-2-600-03342-8
- Робине, Изабель (2008), «Тайцзи ту. Диаграмма Великого Предела», в Прегадио, Фабрицио (редактор), Энциклопедия даосизма AZ , Абингдон: Routledge, стр. 934–936, ISBN 978-0-7007-1200-7
- Верже, Стефан (1996), «Забытая гробница с колесницей в старой коллекции Пуанчи де Ришбург», Смеси французской римской школы , том. 108, нет. 2, с. 641–691
- Уайт, Линн ; Ван Деусен, Нэнси Элизабет (1995), Средневековый Запад встречается с остальным миром , Клермонтские культурные исследования, том. 62, Институт средневековой музыки, ISBN 0-931902-94-0