Jump to content

Тайдзиту

(Перенаправлено с символа Инь-Ян )
Тайдзиту
Схема крайних крайностей [ 1 ]
Китайское имя
Традиционный китайский Диаграмма Тай Чи
Упрощенный китайский Диаграмма Тай Чи
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu Pinyintàijítú
Bopomofoㄊㄞˋ ㄐㄧˊ ㄊㄨˊ
Wade–Gilesai4-chi2-tʻu2
Tongyong Pinyintài-jí-tú
IPA[tʰâɪ.tɕǐ.tʰǔ]
Yue: Cantonese
Yale Romanizationtaai gihk tòuh
Jyutpingtaai3 gik6 tou4
IPA[tʰaj˧ kɪk̚˨ tʰɔw˩]
Southern Min
Tâi-lôthàiki̍ktôo
Вьетнамское имя
Вьетнамский алфавит Карта Тай Чи
Китайские иероглифы Диаграмма Тай Чи
Корейское имя
хангыль Тэгеук
Ханджа Тай Чи
Транскрипции
Revised Romanizationtaegeuk
Японское имя
Синдзитай Тайдзиту
Транскрипции
Romanizationtaikyokuzu

В китайской философии тайцзиту tàijí ( китайский : 太極圖 ; пиньинь : tàijítú ; Уэйд-Джайлс : tʻai⁴chi²tʻu² ) — это символ или диаграмма ( ; ), представляющая тайцзи ( 太極 ; монистических ; «крайний крайний») в обоих его ( уцзи ) ) и ее дуалистические ( инь и ян ) формы в применении представляют собой дедуктивную и индуктивную теоретическую модель. Такая диаграмма была впервые представлена ​​неоконфуцианским философом Чжоу Дуньи из династии Сун в его Тайцзиту шо ( 太極圖說 ).

Даоцанг канон , , даосский составленный во времена династии Мин , содержит по меньшей мере полдюжины вариантов тайдзиту . Двумя наиболее схожими являются диаграммы Тайцзи Сяньтяньдао и Уцзиту ( 無極圖 ; wújítú ), обе из которых тщательно изучались со времен Цин на предмет их возможной связи с тайцзиту Чжоу Дуньи . [ 2 ]

Автор периода Мин Лай Чжидэ упростил тайдзиту до рисунка из двух переплетающихся спиралей с наложенными на них двумя черно-белыми точками, что стало синонимом карты Хуанхэ . [ 3 ] [ нужны дальнейшие объяснения ] Эта версия была представлена ​​в западной литературе и популярной культуре конца 19 века как «Великая Монада». [ 4 ] это изображение стало известно на английском языке как «символ инь-ян» с 1960-х годов. [ 5 ] Современный китайский термин для обозначения современного символа называется «двухчастной диаграммой Тайцзи» ( Диаграмма двух инструментов Тайцзи ).

Орнаментальные узоры, визуально похожие на «символ инь-ян», встречаются в археологических артефактах европейской доистории ; такие рисунки современные ученые иногда описательно называют «символами инь-ян» в археологической литературе. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

Структура

[ редактировать ]

Тайдзиту состоит из пяти частей. Строго говоря, «символ инь и ян», в народе называемый тайдзиту , представляет собой вторую из этих пяти частей диаграммы.

  • Вверху пустой круг изображает абсолют ( уцзи ). По мнению Чжоу , уцзи также является синонимом тайцзи . [ 9 ]
  • Второй круг представляет Тайцзи как воплощение Дуализма, Инь и Ян , что представлено заполнением круга черно-белым узором. На некоторых диаграммах в центре есть пустой круг меньшего размера, представляющий Пустоту как основу двойственности.
  • Ниже этого второго круга находится диаграмма из пяти частей, представляющая Пять Агентов ( Усин ), представляющую дальнейшую стадию дифференциации Единства в Множественность. Пять Агентов соединены линиями, обозначающими их правильную последовательность: Дерево ( ) → Огонь ( ) → Земля ( ) → Металл ( ) → Вода ( ).
  • Круг под Пятью Агентами представляет собой соединение Неба и Земли, что, в свою очередь, порождает «десять тысяч вещей». Этот этап также представлен багуа .
  • Последний круг представляет состояние множественности, трактуемое как «Десять тысяч вещей рождается путем трансформации» ( Все вещи рождаются путем трансформации ; упрощенно Все вещи рождаются путем трансформации ).

Термин тайдзиту в современном китайском языке обычно используется для обозначения простой формы «разделенного круга» ( ☯), но оно может относиться к любой из нескольких схематических диаграмм, содержащих хотя бы один круг с внутренним узором симметрии, представляющим инь и ян .

Эпохи Сун и Юань

[ редактировать ]
династии Юань Диаграмма Тайцзиту из Шилин Гуанцзи работы Чэнь Юаньцзин
Тайцзиту Синмин , 1615 г. Гуйчжи

Хотя концепция инь и ян восходит к китайской древности, [ 10 ] Интерес к «диаграммам» ( ) является интеллектуальной модой неоконфуцианства в период Сун (11 век), и он снова снизился в период Мин, к 16 веку. Во времена Монгольской империи и династии Юань даосские традиции и диаграммы были собраны и опубликованы в энциклопедии Шилинь Гуанцзи Чэнь Юаньцзин . [ 11 ]

Первоначальное описание тайцзиту принадлежит философу эпохи Сун Чжоу Дуньи (1017–1073), автору Тайцзиту шуо ( 太極圖說 ; «Объяснение схемы Высшего Предела»), которое стало краеугольным камнем неоконфуцианской космологии. . Его краткий текст синтезировал аспекты китайского буддизма и даосизма с метафизическими дискуссиями в « Ицзин» .

Ключевые термины Чжоу Уцзи и Тайцзи появляются в первой строке 無極而太極 , которую, как отмечает Адлер, также можно перевести как «Высшая неполярная полярность».

Неполярность ( уцзи ) и в то же время Высшая Полярность ( тайцзи )! Высшая Полярность в деятельности порождает Ян ; однако на пределе активности оно все еще. В тишине оно порождает инь ; однако на пределе тишины он также активен. Активность и неподвижность чередуются; каждое является основой другого. Таким образом, различая инь и ян , устанавливаются два режима. Чередование и сочетание Ян и Инь порождают воду, огонь, дерево, металл и землю. Когда эти пять [фаз] ци гармонично расположены, через них проходят Четыре Времена года. Пять Фаз – это просто Инь и Ян ; инь и ян — это просто Высшая полярность; Высшая Полярность фундаментально Неполярна. [Тем не менее] в порождении Пяти Фаз каждая из них имеет свою природу. [ 12 ]

Вместо обычных переводов Тайцзи «Высший предел» или «Верховный полюс» Адлер использует «Высшую полярность» (см. Робине 1990), потому что Чжу Си описывает ее как чередующийся принцип инь и ян , и:

настаивает на том, что тайцзи — это не вещь (следовательно, «Верховный полюс» не подойдет). Таким образом, и для Чжоу, и для Чжу тайцзи — это инь-ян принцип биполярности , который является наиболее фундаментальным упорядочивающим принципом, космическим «первым принципом». Из этого следует уцзи как «неполярное».

С XII века в китайской философии ведется активная дискуссия относительно происхождения диаграммы Чжоу Дуньи. Чжу Си (12 век) настаивает на том, что Чжоу Дуньи составил диаграмму сам, вопреки преобладающему мнению, что он получил ее из даосских источников. Чжу Си не мог принять даосское происхождение дизайна, потому что это подорвало бы претензии на уникальность, присущие неоконфуцианской концепции дао . [ 11 ]

Эпохи Мин и Цин

[ редактировать ]
» Чжао Хуэйцяня Схема из книги «Люшу Бэньи (1370-е гг.), представленная в издании Сику Цюаньшу (1751 г.) [ 13 ]
Упрощенная форма » Лай Чжиде « Схемы реки Тайцзи (1599 г.) [ 14 ]

В то время как Чжоу Дуньи (1017–1073) популяризировал круговую диаграмму, [ 15 ] введение «закрученных» узоров впервые появляется в период Мин и является представителем трансформации.

Чжао Хуэйцянь ( 趙撝謙 , 1351–1395) был первым, кто представил «закрученный» вариант тайцзиту в своем «Люшу Бэньи» ( 六書本義 , 1370-е). Диаграмма объединена с восемью триграммами ( багуа ) и называется «Речная карта, спонтанно порожденная Небом и Землей». К концу периода Мин эта диаграмма стала широко распространенным представлением китайской космологии . [ 16 ]

Точки были введены в более поздний период Мин (заменив формы капель, использовавшиеся ранее, в 16 веке) и чаще встречаются в период Цин . [ 17 ] Точки представляют семя Инь внутри Ян и семя Ян внутри Инь; идея о том, что ни одно не может существовать без другого и никогда не является абсолютным.

Дизайн Лай Чжиде похож на символы ганчи ( dga''khyil или «колесо радости») тибетского буддизма ; но в то время как тибетские рисунки имеют три или четыре завитка (представляющие Три Драгоценности или Четыре Благородные Истины , то есть в виде трискеле и тетраскелиона ), тайдзиту Лай Чжидэ имеет два завитка, заканчивающихся центральным кругом. [ 18 ]

Современный символ Инь-Ян

[ редактировать ]

из двух переплетающихся спиралей эпохи Мин Дизайн тайцзиту был распространенным символом инь-ян в первой половине 20-го века. На флаге Южной Кореи , первоначально представленном как флаг Кореи эпохи Чосон в 1882 году, этот символ изображен в красном и синем цветах. Это была модернизация более старой (начала 19 века) формы Бат Куай До, использовавшейся в качестве королевского штандарта Чосон.

Символ называется тайдзиту , просто тайцзи. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] (или Supreme Ultimate на английском языке), [ 22 ] хету [ 1 ] или «схема реки», «круг Инь-Ян», [ 23 ] или уцзи , поскольку считали уцзи синонимом художественной и философской концепции тайцзи , некоторые даосы [ 9 ] [ 24 ] включая Чжоу . [ 9 ] [ 25 ] Чжоу рассматривал дуалистические и парадоксальные отношения между концепциями тайцзи и уцзи , которые были и часто считаются противоположными концепциями, как космическую загадку, важную для «начала... и конца» жизни. [ 26 ]

Названия тайдзиту весьма субъективны, и в некоторых интерпретациях текстов, в которых они встречаются, принцип тайцзи называется только этими именами, а не символом. [ нужны дальнейшие объяснения ]

С 1960-х годов символ Хэ ту , который сочетает в себе две переплетающиеся спирали с двумя точками, стал чаще использоваться как символ инь-ян. [ нужна ссылка ]
сравнивать черно-белый тайдзиту с Черно-белый тайдзиту с внутренними точками

В стандартной форме современного символа на диаметре круга внешнего рисуются два непересекающихся круга, каждый из которых имеет диаметр, равный радиусу круга . Один сохраняет линию, образующую букву «S», а другой стирает или скрывает другую линию. [ 27 ] В 2008 году Изабель Робине также описала этот дизайн как «пару рыб, прижавшихся головой к хвосту друг к другу». [ 28 ]

Символ Монголии Сойомбо может быть создан до 1686 года. Он сочетает в себе несколько абстрактных форм, в том числе символ Тайцзи, иллюстрирующий взаимодополнение мужчины и женщины. В социалистические времена его иначе интерпретировали как две рыбы, символизирующие бдительность, поскольку рыбы никогда не закрывают глаза. [ 29 ]

Современный символ также широко используется в боевых искусствах, особенно в тай-чи . [ 30 ] и Джит Кун До с 1970-х годов. [ 31 ] В этом контексте он обычно используется для обозначения взаимодействия между жесткими и мягкими техниками .

Точки в современном « символе инь-ян » получили дополнительную интерпретацию «интенсивного взаимодействия» между взаимодополняющими принципами, то есть потока или потока для достижения гармонии и баланса. [ 32 ]

Похожие символы

[ редактировать ]
Образец щита западноримского пехотного подразделения Armigeri Defensores Seniores (ок. 430 г. н.э.) [ 8 ]

Сходства можно увидеть в неолита - энеолита эпохи культуре Кукутень-Триполья на территории нынешней Украины и Румынии. Узоры с орнаментом, похожим на Тайдзиту, из археологических артефактов этой культуры были выставлены в павильоне Украины на выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае, Китай. [ 36 ]

Переплетенный дизайн встречается в артефактах европейского железного века . [ 6 ] [ 37 ] Подобные переплетающиеся конструкции встречаются в Америке: Xicalcoliuhqui .

Хотя этот узор, по-видимому, стал стандартным орнаментальным мотивом в кельтской культуре железного века к III веку до нашей эры и встречается на самых разных артефактах, неясно, какое символическое значение ему придавалось. [ 38 ] [ 39 ] В отличие от китайского символа, в кельтском инь-ян отсутствует элемент взаимного проникновения, и две половинки не всегда изображаются в разных цветах. [ 40 ] Похожие рисунки встречаются и в этрусском искусстве . [ 7 ]

В вычислительной технике

[ редактировать ]

В Юникоде есть символ he tu в блоке «Разные символы» в кодовой точке. U+262F ИНЬ ЯН . Соответствующий «символ двойного тела» включен в U + 0FCA (ТИБЕТСКИЙ СИМВОЛ NOR BU NYIS -KHYIL ࿊) в тибетском блоке. Символ Сойомбо , включающий тайдзиту, доступен в Юникоде как последовательность U+11A9E 𑪞 + U+11A9F 𑪟 + U+11AA0 𑪠.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Теобальд, Ульрих (6 мая 2021 г.) «Тайцзи тушуо 太极图说» . 3 Проверено мая 2023 г ..
  2. ^ Адлер 2014 , с. 153
  3. ^ Теобальд, Ульрих (08 февраля 2012 г.) «Hetu luoshu Hetu Luoshu» . Проверено 2 мая 2023 г ..
  4. с надписью «Великая монада» Хэмпден Койт Дюбоуз , «Дракон, образ и демон: или Три религии Китая»; Конфуцианство, буддизм и даосизм (1887), с. 357
  5. ^ «Диаграмма реки» представляет собой узор из черно-белых точек, который кажется наложенным на переплетающиеся спирали [...] Сами по себе эти спирали образуют Тайцзи ту, или «Диаграмму Высшего Предела», часто известную на английском языке с тех пор. Считалось, что эти точки соотносятся с восемью триграммами и, следовательно, с концепциями округлости и небес, в то время как столь же сверхъестественное «Письмо реки Ло» представляло собой узор из точек. ассоциируется с числом девять, с квадратом и с землей». Крейг Клунас, Картины и визуальность в Китае раннего Нового времени (1997), с. 107 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Пейр 1982 , с. 62–64, 82 (табл. VI); Хардинг 2007 , с. 68ф., 70ф., 76, 79, 84, 121, 155, 232, 239, 241ф., 248, 253, 259; Дюваль 1978 , с. 282; Килбрайд-Джонс 1980 , с. 127 (рис. 34.1), 128; Лэнг 1979 , с. 79; Вергер 1996 , с. 664; Лэнг 1997 , с. 8; Гора 1997 , с. 1282; Лидс 2002 , с. 38; Мегау 2005 , с. 13
  7. ^ Перейти обратно: а б Пейр 1982 , стр. 62–64.
  8. ^ Перейти обратно: а б Монастырь 2000 ; Никель 1991 , с. 146, сн. 5; Уайт и Ван Деузен 1995 , стр. 12, 32; Робине 2008 , с. 934
  9. ^ Перейти обратно: а б с Калтон, Майкл. «Глава 1: СХЕМА ВЫСШЕГО ПРЕДЕЛЬНОГО» . Университет Вашингтона . Проверено 1 мая 2023 г.
  10. ^ в «И Цзин» , первоначально руководстве по гаданию периода Западной Чжоу (ок. 1000–750 до н.э.), инь и ян представлены прерывистыми и сплошными линиями: инь прерывистая (⚋), а ян сплошная (⚊).
  11. ^ Перейти обратно: а б Адлер 2014 , с. 152
  12. ^ Адлер 1999 , стр. 673–674.
  13. ^ Луи 2003 , с. 171 На развороте показан более ранний экземпляр, датированный 1520 годом, с практически идентичной схемой.
  14. ^ Луи 2003 , с. 194 показана версия диаграммы Лай Чжиде в представлении 1969 года.
  15. ^ Синьчжун Яо (13 февраля 2000 г.). Введение в конфуцианство . Издательство Кембриджского университета. стр. 98–. ISBN  978-0-521-64430-3 . Проверено 29 октября 2011 г.
  16. ^ Луи 2003
  17. ^ Louis 2003 содержит диаграммы с точками, датированные 1623 годом (стр. 187) и 1688 годом (стр. 146, стр. 190).
  18. ^ Роберт Бир, Справочник тибетских буддийских символов , 2003, стр. 209
  19. ^ Ван, Робин Р. (июль 2005 г.). «Объяснение диаграммы высшего предела Чжоу Дуньи: конструкция конфуцианской метафизики» . Журнал истории идей . 66 (3). Университет Лойолы Мэримаунт : 317. doi : 10.1353/jhi.2005.0047 . S2CID   73700080 - через хранилище цифровых стипендий Университета Лойолы Мэримаунт и юридического факультета Лойолы.
  20. ^ «дао» . Британская энциклопедия . Проверено 30 апреля 2023 г.
  21. ^ Стефон, Мэтт; Дуиньян, Брайан (29 апреля 2016 г.). «тайцзи» . Британская энциклопедия . Проверено 2 мая 2023 г.
  22. ^ Хэндс, Джон (31 октября 2017 г.). «Эволюция человека 2: Философское мышление». Cosmosapiens: Эволюция человека от происхождения Вселенной . Не обращайте внимания на Дакворта . ISBN  978-1-4683-1324-6 . ОСЛК   1090301527 .
  23. ^ Пирсон, Патрисия О'Коннелл; Холдрен, Джон (май 2021 г.). Всемирная история: наша человеческая история . Версаль, Кентукки: Шеридан Кентукки. п. 103. ИСБН  978-1-60153-123-0 .
  24. ^ Ли, Личжу (01 мая 2022 г.). «Разнообразие конфуцианства в династии Южная Сун: сравнительное исследование взглядов Чжу Си и Чжан Ши на Тайцзи и человеческую природу» . Сонгюн Журнал восточноазиатских исследований . 22 (1): 114–115. дои : 10.1215/15982661-9767222 . ISSN   1598-2661 .
  25. ^ Штурм, Шон (3 июля 2009 г.). «Уцзи Вану» . Те Ипу Пакоре: Разбитый сосуд . Проверено 2 мая 2023 г.
  26. ^ Патт-Шамир, Галия (01 сентября 2020 г.). «Синхронное чтение Тайдзиту Шуо: человеческое чувство Уцзи эр Тайцзи» . Дао: Журнал сравнительной философии . 19 (3): 427–442. дои : 10.1007/s11712-020-09735-y . ISSN   1569-7274 . S2CID   225577820 – через Springer Science+Business Media .
  27. ^ Пейр 1982 , стр. 62 ф.
  28. ^ Робине 2008 , с. 934
  29. ^ Пуревсамбу, Г. (2006). Монголия . Улан-Батор, Монголия: Монсаме . п. 8. ISBN  99929-0-627-8 .
  30. ^ Дэвис, Барбара (2004). Классика тайцзицюань . Беркли, Калифорния: Книги Северной Атлантики. п. 212. ИСБН  978-1-55643-431-0 .
  31. ^ «Символ Инь Ян» (с точками) как часть «вышитых эмблем», Путеводитель по магазинам боевых искусств (реклама), журнал Black Belt, август 1974 г., стр. 23 .
  32. ^ «Так знакомый нам символ инь/ян содержит белую точку среди черного и черную точку среди белого, что указывает на интенсивное взаимодействие этих принципов». Норман Р. Крафт, Огдоадическая магия , Weiser Books, 1969, стр. 23.
  33. ^ «Фигуры во внутреннем пространстве - это двойные силы, Инь и Ян, символизируемые тьмой и светом, что составляет отправную точку китайской философии» WAP Мартин, Цикл Катая, или Китай, юг и север (1897 г.) .
  34. ^ Numericana - Герб науки
  35. ^ Арчи Дж. Бахм, Живые религии мира , Jain Publishing Company, 1964, стр. 156 .
  36. ^ Подробнее о павильоне «Символы Тайцзи Украины» на выставке «Экспо-2010» (xingyimax.com)
  37. ^ Пейр 1982 , стр. 62–64, 82 (табл. VI)
  38. ^ кувшины с клювами, шлемы, вазы, чаши, воротники, булавки, крестовины, броши и лезвия ножей. Хардинг 2007 , стр. 70 и далее, 76, 79, 155, 232, 241 и далее, 248, 259; Килбрайд-Джонс 1980 , с. 128
  39. ^ «апотропный»: Дюваль 1978 , с. 282
  40. ^ Дюваль 1978 , с. 282; Монастра 2000

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dfcde6a7d62f7dc02e75c105c479141b__1721168820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/df/1b/dfcde6a7d62f7dc02e75c105c479141b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Taijitu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)