Авангардная феминистка
Феминистский авангард: Искусство 1970-х годов — это международная серия выставок и книжное издание, курируемое и редактируемое австрийским историком искусства Габриэле Шор , о феминистском искусстве второй половины двадцатого века.
Понятие «феминистский авангард»
[ редактировать ]Мейнстримная история искусства еще не рассматривала феминистское художественное движение второй половины двадцатого века как часть послевоенного «авангарда», который обычно включает, например, поп-арт, флюксус и венский акционизм. [ 1 ] Единственным исключением из этого пренебрежения, как отметил Шор, является Лоуренс Эллоуэй, чья статья 1976 года «Женское искусство 70-х» утверждает: «Женское движение в искусстве можно охарактеризовать как авангардное, поскольку его сторонники едины в стремлении к изменение существующего социального порядка в мире искусства». [ 2 ] Даже в 1990-е годы феминистское искусство 1970-х все еще время от времени подвергалось насмешкам, получившим название «жалобы домохозяек». Лишь позже художественно-историческое значение этого движения было признано. [ 1 ] Выставка WACK! 2007 года. «Искусство и феминистская революция», в которой были представлены работы 120 женщин-художниц со всего мира, представляла собой первую комплексную интерконтекстуализацию искусства и феминизма. Выставка была показана в известных учреждениях, в том числе в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе и Музее современного искусства в Нью-Йорке. Критик New York Times писал: «Кураторы и критики все чаще приходят к пониманию того, что феминизм породил самые влиятельные художественные импульсы конца двадцатого и начала двадцать первого века. Почти нет ни одного нового произведения, которое не было бы в той или иной степени сформировано им. […]» [ 3 ] Хотя новаторское историческое достижение движения неоспоримо, немецкоязычные историко-художественные справочники, в том числе известные публикации Мецлера, часто не упоминают феминистское искусство под рубрикой «авангардное искусство». Используя термин «Феминистский авангард», не в последнюю очередь для названия выставки, Шор объединила желания: подчеркнуть новаторские достижения женщин-художниц 1970-х годов, расширить преимущественно мужской авангард и закрепить этот ревизионистский подход в истории искусства. [ 4 ]
Характеристики феминистского искусства 1970-х годов
[ редактировать ]Художницы-феминистки в Европе, Северной и Южной Америке сосредоточили свое внимание на определенных темах: осуждение положения женщин в семье, социальном и политическом контексте, саморепрезентация женщин, освобождение женских тел от эстетической идеализации и расширение частной сферы. в общественную жизнь. Художниц-феминисток, размышляющих над этими проблемами в визуальной форме, следует считать пионерами художественного выражения этих проблем. Феминистское искусство 1970-х годов деконструировало образы женщин, которые на протяжении веков и даже тысячелетий формировались почти исключительно мужчинами. Они создали новые изображения женщин в изобразительном искусстве. Художницы-феминистки действовали в соответствии с популярным лозунгом женского движения: предположительно личное и личное было обнародовано и показано как политически значимое. [ 5 ]
Художницы-феминистки в основном использовали новые медиа, такие как фотография, кино и видео, а также инсталляции, акции и перформансы. Они считали, что эти средства массовой информации менее обусловлены историей искусства, в которой доминируют мужчины, чем живопись или скульптура. В то время, когда фотография и, конечно, не видео еще не были общепризнанными формами искусства, эти средства массовой информации позволяли женщинам-художницам выражать себя независимо от художественно-исторической традиции. Новые медиа позволили их работам затрагивать современные темы, включая гендерные роли и политику тела, быстрее и более актуально. [ 6 ]
Серия выставок
[ редактировать ]Выставки феминистского авангарда охватывают более шестисот работ художниц, родившихся в период с 1915 по 1958 год. Они приехали со всего мира, из Западной и Восточной Европы, Северной Америки и Латинской Америки, включая многочисленных афроамериканских и азиатских художников. Работы были собраны на основе исследования, начатого Габриэле Шор в 2004 году для коллекции Verbund в Вене. Помимо произведений известных художников и фотодокументации их действий, в выставочную серию вошли забытые на десятилетия произведения как известных, так и неизвестных художников. [ 7 ] [ 8 ] Первый показ выставки состоялся в 2010 году в Национальной галерее современного искусства в Риме. Его показали в Мадриде, Брюсселе, Хальмстаде (Швеция), Гамбурге, Лондоне, Вене, Карлсруэ (Германия), Ставангере (Норвегия), Брно (Чехия) и Барселоне. [ 9 ] [ 10 ]
Многие из выставленных работ направлены на изгнание и преодоление традиционных ролей, приписываемых женщинам. Художницы-феминистки понимали роли домохозяйки, супруги и матери как ограничивающие, превращающие женщин в объекты и даже жертвы патриархального общества. Своим искусством и действиями художницы-феминистки стремились достичь большей автономии, создавая новые образы женщин, включая более свободный опыт собственной сексуальности. Женщины-художницы, участвовавшие в движении, использовали повседневную деятельность, включая работу по дому, семейную жизнь, материнство и «делание себя красивой (для мужчин)», чтобы дистанцироваться от этих явлений, вырасти за их пределы, играя с ними и переосмысливая их. эти мероприятия. Многие художницы находили драматические образы, чтобы выразить свой протест против того, чтобы их сводили к ролям домохозяйки и матери. В 1975 году Биргит Юргенссен надела на себя кухонный фартук в форме духовки; Рената Эйзенеггер гладила коридор; Карин Мак лежала ничком на гладильной доске; Аннегрет Зольтау связала себя нитками, а другие художницы сделали то же самое веревками. Используя прищепки или скотч, многие женщины-художницы использовали повседневные предметы в качестве формы связывания, часто до такой степени, что причиняли себе боль. [ 11 ] [ 12 ]
Феминистское искусство 1970-х годов стало первой попыткой всестороннего рассмотрения женского эротизма с точки зрения женщин. Это часто уводило их очень далеко от идеалов красоты, нормируемых обществом, и часто прямо противоречило этим идеалам. Некоторые художницы (в том числе Пенни Слингер, Рената Бертльманн и ВАЛИ ЭКСПОРТ ) изображали свои тела и вульвы оригинальными способами, частично юмористическими и веселыми, частично (само)агрессивными. » Джуди Чикаго « Званый ужин представил стол, полный символов вульвы в виде расписных тарелок и керамических рельефов. В 1972 году, восстав против принуждения быть красивой, Ана Мендьета прижалась лицом к стеклянной плоскости, чтобы раздавить и исказить его. Несколько лет спустя, не зная о работе Мендьеты, Каталин Ладик сделала нечто подобное в Югославии. Другие художницы создавали работы, связанные с аллегорическими статуями и картинами. На протяжении веков мужчины создавали эти женские фигуры, которые либо представляли собой красивые аллегории, обозначающие, например, «Справедливость» или «Мудрость», либо же представляли женщин-святых и богинь. В своих видео выступлениях Ульрика Розенбах использовала наложения, в том числе в картине Боттичелли «Рождение Венеры». В «Ты не думаешь, что я амазонка?» Розенбах стреляла стрелами в репродукцию «Мадонны Розовой беседки» Стефана Лохнера, а значит, и в себя, поскольку ее собственное лицо было проецировано на фигуру Марии. Таким образом, ее образ смешивает образ чистой, асексуальной Марии с образом амазонки: Розенбах намеревался разрушить клише этих двух женских образов. Фотограф Синди Шерман была еще одним художником, который зашел особенно далеко в использовании ролевых игр для разрушения устаревших стереотипов о женщинах.
Кроме того, работы художниц-феминисток 1970-х годов были первыми, кто взял на вооружение центральную идею французского постструктурализма: они поставили под сомнение западное представление о субъекте, которое представляло человека (особенно белого гетеросексуального мужчину) как единое целое. , самосознательное существо с однозначной идентичностью. [ 13 ] Таким образом, феминистские работы и действия критиковали образ женщины, в котором доминируют мужчины, но также фундаментально понимали человеческую субъективность как нечто более прозрачное и изменчивое. Одним из типичных шагов феминистского искусства 1970-х годов было, например, ироническое присвоение и демонстрация «мужских», мачо-поз с использованием собственных женских, частично обнаженных тел. Поступая таким образом, они преступили концепции личности и общества, основанные на двух резко различающихся гендерах. [ 1 ]
Темы
[ редактировать ]Выставка разделена на четыре раздела:
- выход за рамки одномерных ролевых представлений матери, домохозяйки и жены
- ролевые игры
- нормативность красоты
- женская сексуальность [ 14 ]
Локации
[ редактировать ]- ЖЕНЩИНА. Феминистский авангард 1970-х годов , Национальная галерея современного искусства , Рим , Италия, 19 февраля – 16 мая 2010 г. [ 15 ]
- ЖЕНЩИНЫ. Феминистский авангард 70-х, PHotoEspana, Circulo de Bellas Artes , Мадрид, Испания, 3 июня – 1 сентября 2013 г. [ 16 ]
- ЖЕНЩИНА. Феминистский авангард 1970-х годов. Работы из коллекции SAMMLUNG VERBUND, Вена. Дворец изящных искусств Брюсселя , Бельгия, 18 июня – 31 августа 2014 г. [ 17 ]
- Женщина – международный феминистский авангард 1970-х гг. Произведения. Фото и видео от SAMMLUNG VERBUND . Художественный музей Мьельби – Групповой музей Хальмстада, Хальмстад , Швеция, 20 сентября 2014 г. – 11 января 2015 г. [ 18 ]
- Феминистский авангард 1970-х годов. Работы из КОЛЛЕКЦИИ VERBUND, Вена. Hamburger Kunsthalle , Гамбург, Германия, 13 марта – 31 мая 2015 г. [ 19 ]
- Феминистский авангард 1970-х годов. Работы из коллекции SAMMLUNG VERBUND, Вена , Галерея фотографов, Лондон, Великобритания, 6 октября 2016 г. – 8 января 2017 г. [ 20 ]
- ЖЕНЩИНА. Феминистский авангард 1970-х годов. Работы из КОЛЛЕКЦИИ ВЕРБУНД, Вена , Музей современного искусства Stiftung Людвига Вена , Вена, Австрия, 4 мая – 10 сентября 2017 г. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]
- Феминистский авангард 1970-х годов из коллекции Verbund, Вена , Центр искусства и медиа ZKM , Карлсруэ, 18 ноября 2017 г. – 1 апреля 2018 г. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
- ЖЕНЩИНА. Феминистский авангард 1970-х годов. Работы из коллекции SAMMLUNG VERBUND, Вена , Художественный музей MUST Stavanger, Ставангер, Норвегия, 15 июня – 14 октября 2018 г. [ 27 ] [ 28 ]
- Феминистский авангард / Искусство 1970-х годов, Коллекция SAMMLUNG VERBUND, Вена , Haus der Kunst der Stadt Brünn, Чехия, 12 декабря 2018 г. – 24 февраля 2019 г. [ 29 ]
- ФЕМИНИЗМ! CCCB – Центр современной культуры Барселоны, Испания, 19 июля 2019 г. – 6 января 2020 г. [ 30 ] [ 31 ]
художницы-феминистки, представленные на выставках
[ редактировать ]- Хелена Алмейда (* 1934–2018)
- Эмма Амос (*1973)
- Соня Андраде (* 1935)
- Элеонора Антин (* 1935)
- Аннеке Баргер (*1939)
- Линда Бенглис (* 1941)
- Джудит Бернштейн (* 1942)
- Рената Бертльманн (* 1943)
- Томас Бинга (*1931)
- Дара Бирнбаум (* 1946)
- Тереза Бурга (*1935)
- Марселла Кампаньяно (* 1941)
- Элизабет Кэтлетт (1915–2012)
- Джуди Чикаго (* 1939)
- Линда Кристанелл (*1939)
- Вероника Дрейер (*1954)
- Орши Дроздик (*1946)
- Лили Дюжури (* 1941)
- Мэри Бет Эдельсон (* 1933)
- Рената Эйзенеггер (* 1949)
- Роуз Инглиш (* 1950)
- ВАЛИ ЭКСПОРТ (*1940)
- Герда Фассель (*1941)
- Эстер Феррер (* 1937)
- Мариса Гонсалес (* 1943)
- Евлалия Грау (* 1946)
- Барбара Хаммер (1939–2019)
- Маргарет Харрисон (* 1940)
- Линн Хершман Лисон (* 1941)
- Алексис Хантер (1948–2014)
- Мако Идемицу (* 1940)
- Саня Ивекович (* 1949)
- Биргит Юргенссен (1949–2003)
- Кирстен Юстесен (* 1943)
- Огюст Кронгейм (* 1937)
- Кетти ЛаРокка (1938–1976)
- Лесли Лабовиц (* 1946)
- Сюзанна Лейси (* 1945)
- Каталин Ладик (*1942)
- Сьюзи Лейк (* 1947)
- Бриджит Ланг (* 1953)
- Наталья Л.Л. (*1937)
- Леа Люблин (1929–1999)
- Карин Мак (* 1940)
- Диндга МакКэннон (* 1947)
- Ана Мендьета (1948–1985)
- Анита Мюнц (* 1957)
- Рита Майерс (* 1947)
- Сенга Ненгуди (* 1943)
- Лоррейн О'Грэйди (* 1934)
- ОРЛАН (*1944)
- Флорентина Пакоста (* 1933)
- Джина Пейн (1939–1990)
- Летисия Паренте (1930–1991)
- Ева Партум (* 1945)
- Фридерика Пецольд (* 1945)
- Марго Пильц (* 1936)
- Ховардена Пинделл (* 1943)
- Ингеборг Г. Плухар (*1944)
- Лотте Профос (1934–2012)
- Ангелы Рибе (* 1943)
- Ульрике Розенбах (* 1943)
- Марта Рослер (* 1943)
- Бриджит Алоиза Рот (1951–2018)
- Сюзанна Санторо (* 1946)
- Кэроли Шнееманн (1939–2019)
- Лидия Схоутен (* 1955)
- Элейн Шемилт (* 1954)
- Синди Шерман (* 1954)
- Пенни Слингер (* 1947)
- Аннегрет Зольтау (* 1946)
- Анита Штекель (1930–2012)
- Габриэле Штетцер (1953 г.р.)
- Бетти Томпкинс (* 1945)
- Отец Регины (*1943)
- Марианна Векс (* 1937)
- Ханна Уилк (1940–1993)
- Марта Уилсон (* 1947)
- Франческа Вудман (1958–1981)
- Нил Ялтер (* 1938)
Публикации
[ редактировать ]- Габриэле Шор (редактор) Avantguardia Feminista Negli Anni '70, из коллекции Verbund di Vienna . Электа , Рим 2010, ISBN 978-88-370-7414-2
- Габриэле Шор (ред.): Феминистский авангард. Искусство 1970-х годов. Работы из собрания Вербунда, Вена. (публикация, сопровождающая выставку). Переработанное и дополненное издание, Престель, Мюнхен, 2016 г., ISBN 978-3-7913-5627-3 . Книга, изданная как на немецком, так и на английском языке, включает в себя тексты и иллюстрации работ всех выставленных художников, а также четыре эссе по истории искусства Габриэле Шор, Мечтильда Видрих , Мерле Радтке и Бриджит Борххардт-Бирбаумер.
- Летом 2020 года выйдет расширенное издание книги на английском языке: Feminist Avant-Garde: Art of the 1970s in the VERBUND COLLECTION, Вена, твердый переплет, 672 стр., 23×28 см, 200 цветных иллюстраций, 500 б. /w иллюстрации. ISBN 978-3-7913-5971-7 [ 32 ]
Награды
[ редактировать ]- Венская художественная премия 2013 [ 33 ]
- Премия ACCA (Премия Каталонской ассоциации искусствоведов), Барселона, 2019 [ 34 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Коллекторская ассоциация
- Видео выставки ЖЕНЩИНА. ФЕМИНИСТСКИЙ АВАНГАРД 1970-х годов из КОЛЛЕКЦИИ VERBUND , МУМОК, Вена , 2017.
- Видео с выставки: ЖЕНЩИНА. Феминистский авангард 1970-х , Дворец изящных искусств Брюсселя , 2014
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Табея Гжешик: Феминистский авангард. Ироничное присвоение мужских поз. В: Deutschlandfunk Kultur. 14 мая 2015 г. (deutschlandfunkkultur.de)
- ^ В: Искусство в Америке . 64, май-июнь 1976 г., страницы 64–72. Перевод и цитата Габриэле Шор: Феминистский авангард. Искусство 1970-х годов из коллекции Вербунда, Вена. страница 18.
- ^ Холланд Коттер: Феминистское искусство наконец выходит в центр внимания. Перевод и цитата Габриэле Шор. В: Нью-Йорк Таймс. 29 января 2007 г., стр. 19. (nytimes.com)
- ^ Габриэле Шор: Феминистский авангард. Искусство 1970-х годов из собрания Вербунда, Вена . Prestel Verlag, Мюнхен/Лондон/Нью-Йорк 2015, ISBN 978-3-7913-5445-3 , страницы 17–19.
- ^ Феминистский авангард 1970-х годов из собрания ВЕРБУНД, Вена. В: Искусство и кино. 16 марта 2018 г.
- ^ Гамбургер Кунстхалле. Феминистский авангард 1970-х , Deutschlandfunk, 14 марта 2015 .
- ^ Новая выставка в ZKM Карлсруэ. Никогда больше не будьте жертвой! taz Ежедневная газета, 3 декабря 2017 г.
- ^ Феминистский авангард 1970-х годов из КОЛЛЕКЦИИ ВЕРБУНД. Выставка «Женщина» в Мумоке , ARTinWORDS, 1 мая 2017 года .
- ^ Феминизм и авангард. Габриэле Шор беседует с Хайнцем Шютцем. В: Международный арт-форум . Том 262/219, стр. 326 ф.
- ↑ Частное остаётся политическим: От бриллианта Меркель до вагины. В Барселоне «Вербунд» демонстрирует широту своей феминистской коллекции и отражает дух времени Альмута Шпиглера. В: Die Presse , 23 июля 2019 г.
- ^ Выставка «Феминистский авангард» в Карлсруэ ZKM. В тюрьме брака. В: Штутгартер Нахрихтен. 8 декабря 2017 г.
- ^ Феминистский авангард 1970-х из собрания ВЕРБУНД, Вена В: Искусство и кино. 16 марта 2018 г.
- ^ Феминистское авангардное искусство: дикие годы восстания. В: Frankfurter Allgemeine. 14 февраля 2018.
- ^ "ЖЕНЩИНА" . www.mumok.at . Проверено 19 июня 2020 г.
- ^ «Донна». Коллекция Verbund демонстрирует феминистское искусство в Риме. В: Стандарт. 16 февраля 2010 г.
- ^ Шон О'Хаган: PhotoEspaña 2013: феминистский авангард 1970-х годов. В: Гардиан. 14 июня 2013.
- ^ Центр изящных искусств BOZAR, Брюссель, 2014 г. Архивировано 30 июня 2019 г. в Wayback Machine .
- ^ Женская сила в Хальмстаде. Искусство в Хальмстаде, 25 ноября 2014 г.
- ^ Феминистский авангард 1970-х годов. Работы из КОЛЛЕКЦИИ VERBUND. , Гамбургский Кунстхалле , 2015.
- ^ Феминистский авангард 1970-х: Работы из собрания Вербунда. Галерея фотографов, Лондон, 2016–2017 гг.
- ^ ЖЕНЩИНА. Феминистский авангард 1970-х годов из коллекции Verbund , Museum Moderner Kunst Stiftung Ludwig Vienna , 2017.
- ^ «Выставка и симпозиум: Феминистский авангард» . Камера Австрии (на немецком языке).
- ↑ Феминистский авангард, сейчас больше, чем когда-либо , Томас Миккелли в книге «Гипераллергия», 20 мая 2017 г.
- ^ Феминистский авангард 1970-х годов из КОЛЛЕКЦИИ VERBUND Вена , Центр искусства и медиа , Карлсруэ, 2018.
- ^ «Выставка «Феминистский авангард» в ЦКМ Карлсруэ: В тюрьме брака» Stuttgarter Nachrichten (на немецком языке).
- ^ Роуз-Мария Гропп, Феминистское авангардное искусство: дикие годы восстания (на немецком языке), ISSN 0174-4909 , получено 30 июля 2019 г.
- ^ ЖЕНЩИНА. Феминистский авангард 1970-х годов, Художественный музей MUST Ставангер, 2018 .
- ^ Откройте для себя феминистский авангард! Интервью Хизер Джонс с Габриэль Шур, «Современное искусство Ставангера», журнал, 3 сентября 2018 г.
- ^ Феминистский авангард / Искусство 1970-х годов / Коллекция SAMMLUNG VERBUND, Брненский Дом искусств, Брно, 2019 .
- ^ ФЕМИНИЗМ! CCCB – Центр современной культуры Барселоны, 2019 г.
- ^ Николь Шайерер: Коллекция австрийского феминистского искусства посещает Испанию. В: Стандарт. 23 июля 2019 г.
- ^ « Феминистский авангард. Искусство 1970-х годов в КОЛЛЕКЦИИ VERBUND, Вена , erweiterte Ausgabe, 2020» . Архивировано из оригинала 5 февраля 2020 г. Проверено 18 июня 2020 г.
- ^ Коллекция Verbund выиграла премию OscART на своей домашней странице.
- ^ Победители премии ACCA 2019 г.