История евреев в Мьянме
Общая численность населения | |
---|---|
20 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Янгон , Мьянма | |
Языки | |
бирманский , английский , иврит | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Багдадские евреи |
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . (Август 2011 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
История евреев в Мьянме (бывшая Бирма ) начинается преимущественно в середине 19 века, когда сотни евреев иммигрировали из Ирака во время британского колониального периода. Кочинские евреи прибыли из Индии, и обе группы были частью развития Британской империи , став союзниками британцев в Бирме (ныне Мьянма). На пике своего развития в 1940 году еврейская община страны насчитывала 2500 членов. [ 1 ]
Во время и после Второй мировой войны многие евреи покинули страну, сначала под давлением японской оккупации Бирмы , а затем из-за репрессий нового независимого националистического бирманского правительства. Одна синагога сохранилась в Янгоне столице , и в 21 веке она привлекает все больше туристов.
История
[ редактировать ]Первым зарегистрированным евреем в стране был Соломон Габироль, который служил командиром армии короля Алаунгпая в 18 веке. [ 2 ] Но именно в середине 19-го века, во время британского колониального периода, еврейские купцы из Ирака и Индии начали основывать значительные общины в Рангуне и Мандалае . Евреи Багдади эмигрировали из Ирака, спасаясь от преследований и погромов; они составляли большую часть иммигрантов. [ 3 ] Кочинские евреи и Бене Исраэль пришли из Индии. Под британским правлением местная еврейская община процветала, поскольку торговцы развивали малый бизнес, а торговцы работали на хлопке и рисе. [ 4 ]
Евреи Багдади основали синагогу Мусмеа Иешуа в Рангуне; это единственная сохранившаяся синагога в Янгоне и стране. [ 3 ] Впервые оно было построено в 1850-х годах как небольшое деревянное строение, а затем перестроено в 1896 году. Еврейское кладбище с 700 могилами находится примерно в шести милях от него. В 1910 году в еврейской школе для детей до среднего школьного возраста на пике своего развития обучалось 200 учеников. [ 3 ] После этого некоторые родители отправили своих детей в светские школы, тем более что многие мужчины-евреи женились на бирманках или женщинах других этнических групп. В некоторых случаях детей отправляли в Индию или Великобританию для получения высшего образования.
Евреи настолько утвердились в своих основных общинах, что Рангун и Патейн избрали еврейских мэров в начале 20 века. В этом сообществе некоторые мужчины «женились» на бирманских женщинах. Еврейская община также установила связи с британскими колониальными офицерами и бизнесменами. Вторая синагога, Бет-Эль, была открыта в 1932 году, что отражает рост населения. К 1940 году община достигла пика в 2500 человек. большинство из них были заняты в бизнесе и промышленности: «некоторые владели фабриками по производству льда и заводами по производству бутылок, другие занимались текстилем и древесиной. Остальные были в основном таможенниками и торговцами». [ 3 ]
В начале двадцатого века различные группы меньшинств начали работать над установлением некоторой автономии, в том числе карены , коренные жители этой территории. Бирманцы стремились к национализму; они были более поздними мигрантами из Китая в древние времена.
После японского вторжения в 1942 году многие евреи бежали в Индию , поскольку их британские союзы сделали японцев враждебными по отношению к ним. Хотя японцы были союзниками нацистов , особой антипатии к евреям у них не было. В то же время они с подозрением относились к местным евреям как к пробританской и «европейской» группе.
В стремлении к независимости бирманское большинство стремилось лишить собственности и победить группы меньшинств и строго ограничило их права в новом правительстве.
Бирма была первой азиатской страной , признавшей Израиль , и поддерживает дипломатические отношения с еврейским государством. Израиль открыл свою первую дипломатическую миссию в Янгоне в 1953 году, а в 1957 году она стала посольством . Обе страны в первые годы своего существования разделяли социалистические взгляды и поддерживали обширные контакты между своими лидерами. [ 5 ]
После национализации предприятий в 1964 году оставшаяся еврейская община переживала дальнейший упадок. Бет Эль закрылся. Большинство членов переехали в другие страны. [ 6 ] Последний раввин страны уехал в 1969 году.
С конца 20-го века некоторые представители народа мизо , этнически происходящие из Тибета и живущие на севере Бирмы, на границе с Индией, идентифицируют себя как евреи. Они приняли веру в то, что происходят от затерянного колена Манассии , основываясь на определенных традициях, сходных с традициями иудаизма . Некоторые приняли иудаизм и иммигрировали в Израиль. Их поселенцы в Израиле приняли ортодоксальный иудаизм (им пришлось принять православие, чтобы считаться гражданами) и расселились в Иудее , Самарии и Гуш-Катифе . Они известны как Бней Менаше .
Еврейская община Янгона XXI века
[ редактировать ]По состоянию на 2002 год в Янгоне , столице страны, оставалось 20 евреев. Многие бирманские евреи иммигрировали в Израиль на протяжении многих лет после того, как Индия обрела независимость. [ 6 ] Местные евреи пользуются синагогой Мусмеа Йешуа , но она редко собирает необходимый кворум мужчин для полноценного религиозного служения. Часто сотрудники посольства Израиля помогают поддерживать регулярные услуги; Мозес Сэмюэлс, коренной потомок еврейских иммигрантов из Ирака, взял на себя роль своего отца в качестве попечителя синагоги, чтобы поддерживать ее и кладбище. Его сын Сэмми Сэмюэлс также посвятил себя будущему синагоги. [ 6 ] Старший Сэмюэлс провел множество экскурсий для посетителей. В 2011 году в общине насчитывалось 45 евреев. [ 7 ]
В 2007 году Совет США-АСЕАН по бизнесу и технологиям, освобожденная от налогов организация Делового совета США-АСЕАН по статье 501(c)(3), получила лицензию Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC). ) для сбора средств на гуманитарный проект: содержание и восстановление синагоги Мусмеа Иешуа в Янгоне. (Лицензия была необходима для работы вне экономических санкций США против правительства Мьянмы из-за нарушений прав человека; санкции были сняты в 2012 году.) Совет планировал обеспечить ежемесячные расходы синагоги; полная реставрация и содержание синагоги; и помочь синагоге приобрести и основать новое кладбище. [ 8 ]
8 декабря 2013 года межконфессиональное мероприятие, на котором присутствовали министр президента Мьянмы У Аунг Мин , посол США Дерек Митчелл , посол Израиля Хагай Моше Бехар , Религиозный совет Янгона и другие гости, отметило завершение реставрации и создание синагоги как самостоятельной. - поддерживающий. Они отдали должное антропологу Рут Сернеа, написавшей историю еврейской общины в Рангуне; Лора Хадсон из Совета и Стюарт Спенсер, член диаспоры синагоги, в качестве трех лидеров этого проекта. Фонд наследия Янгона установил в синагоге синюю мемориальную доску, отмечающую ее историческое значение. [ 8 ]
26 июля 2020 года в синагоге Мусмеа Иешуа в Янгоне посол Израиля Ронен Гилор, глава еврейской общины Сэмми Сэмюэлс, президент UMFCCI, открыли Мьянмо-израильскую торгово-промышленную и инновационную палату MICCI. с Мьянмой и израильским бизнесом и лидерами. MICCI была зарегистрирована DICA Министерства инвестиций и иностранных дел Республики Союз Мьянма.
Представительство в других СМИ
[ редактировать ]- Роман Чармейн Крейг «Мисс Бирма» (2017) вдохновлен жизнью ее матери Луизы Чармейн Бенсон Крейг, бабушки и дедушки по материнской линии, а также их ролью в истории Бирмы. Ее бабушка Нау Чит Кхин была каренкой, а ее дедушка Со Бенсон (Моисей Бен-Цион Кодер) был евреем. Ее мать выиграла «Мисс Бирма» как первая королева красоты в 1956 году. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Натан Кац и Эллен С. Голдберг, «Последние евреи в Индии и Бирме» , Иерусалимский центр по связям с общественностью, Иерусалимское письмо , № 101, 15 апреля 1988 г.
- ↑ Secret Yangon II: The Lost Tribe: ThingsAsian. Архивировано 14 сентября 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д Наинг, Со Ян. «Познакомьтесь с семьей, стоящей за последней синагогой Бирмы» , Jewish Journal , 28 октября 2015 г.; по состоянию на 25 января 2018 г.
- ^ Макдональд-Гибсон, Шарлотта. «Евреи Мьянмы рассчитывают на туризм» , Globe and Mail , 2 декабря 2006 г.
- ^ Фредман Чернеа, Рут. Почти англичане: евреи Багдади в Британской Бирме , Нью-Йорк: Lexington Books, 2006 (мягкая обложка), с. 122
- ^ Jump up to: а б с Майданс, Сет. «Янгонский журнал; бирманский еврей несет бремя своего наследия» , New York Times, 23 июля 2002 г.
- ^ «Моисей мечтает обратить вспять еврейский исход» , Миззима
- ^ Jump up to: а б «Восстановление Мусмеа Иешуа - Янгон, Мьянма». Архивировано 20 января 2021 г. в Wayback Machine , Деловой совет США-АСЕАН, 2017 г.
- ↑ Чармейн Крейг, Мисс Бирма , Нью-Йорк: Grove Press, 2017.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рут Фредман Чернеа, Почти англичане: евреи Багдади в Британской Бирме , Нью-Йорк: Lexington Books, 2007
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Итамар Эйхнер, «Евреи Мьянмы живут в страхе» , Ynetnews , 3 октября 2007 г.
- «Последние евреи Бирмы, пытающиеся сохранить синагогу» , BurmaNet News, 27 ноября 1995 г.
- Стерн, Сибелла (2009) Еврей едет в Бирму Galus Australis