Цакония
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2014 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
в. 8321 ( перепись Греции 2011 г. ) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Греция , США , Австралия | |
Языки | |
Современный греческий и цаконский греческий | |
Религия | |
До тех пор, пока с. 9 век: древнегреческая религия ; из ц. IX век по настоящее время: греческое православие. | |
Родственные этнические группы | |
Маниоты и другие греки |
Цакония ( греч . Tsakonia , Tsakoniá ; Tsakonian : Tsakonia, Tsakonía ) или Цаконский регион ( Цаконское пространство ) относится к небольшой территории в восточном Пелопоннесе , где говорят на цаконском языке , в районе, окружающем 13 городов, деревень и деревень, расположенных вокруг Пера Мелана в Аркадии. Это не формально определенная политическая единица современного греческого государства .
Степень
[ редактировать ]В своей «Краткой грамматике цаконского диалекта» , опубликованной в 1951 году, профессор Танасис Костакис определяет Цаконию как территорию от города Агиос Андреас в Кинурии на юг до Леонидио и Тироса и вглубь страны до Кастаницы и Ситайны , но утверждает, что в прежние времена Ареал, говорящий на цаконском языке, простирался до мыса Малеа в восточной Лаконии . Главным городом Цаконии в это время был Прастос , который пользовался особыми торговыми привилегиями, предоставленными властями Константинополя . Прастос был сожжен Ибрагимом-пашой во время греческой войны за независимость и был заброшен, многие его жители бежали в район Леонидио и Тироса или в другие места Арголического залива .
Некоторые ранние комментаторы, похоже, путали речь носителей маниотского диалекта с истинной цаконской речью, демонстрируя гибкую природу этого термина.
Фактическое цаконское речевое сообщество значительно сократилось с тех пор, как была опубликована «Краткая грамматика» , но территория, очерченная Костакисом, по-прежнему считается «Цаконией» из-за сохранения определенных культурных особенностей, таких как цаконский танец и уникальные народные костюмы.
Регион, где говорят на цаконском языке, когда-то был гораздо более распространен, чем во времена « Краткой грамматики» ; Эвлия Челеби отметил в 1668 году, что деревня Ватика, расположенная далеко к югу от Леонидио, была цаконской; однако позже это место будет заселено арванитами ; ( Кроме того, Морейские хроники 14 век) указывают на то, что на цаконском языке говорили в Кинурии, которая сейчас является частью Аркадии , но когда-то считалась на северо-востоке Лаконии. [1] Первоначальный регион Цаконии, возможно, состоял из всей восточной половины Лаконии. [1]
История
[ редактировать ]Термин «Цаконас» или «Цаконас» впервые появляется в трудах византийских летописцев, которые получили этноним от искаженного слова «лаконас» , лаконца/лакедемонца ( спартанца ) — отсылка к дорическим корням цаконийского языка. [2] и очень позднее обращение людей в христианство в 9 веке и соблюдение традиционных эллинских обычаев - факт, который коррелировал с их изоляцией от основного средневекового греческого общества. [3] Первым упоминанием о цаконианах часто считают заметку Константина Багрянородного , датированную примерно 950 годом, в его «De Arte Imperiando» : « Жители округа Майна... относятся к древним грекам, которых и по сей день называют эллинами (язычниками). ) местными жителями за то, что они в прошлом были язычниками и поклонялись идолам, как древние эллины, и были крещены и стали христианами во время правления покойного Василия (867–886) «, при этом Майна в его использовании обычно интерпретируется как имею в виду Цаконию. [3] [4]
Считается, что цаконцы часто были пограничниками в византийской армии, судя по количеству упоминаний о τζάκωνες и τζέκωνες, играющих такие роли в византийских греческих писаниях. [3] Первое упоминание об их «варварской» речи, непонятной греческому койне, относится к 15 веку. [3]
По данным византийского историка Георгия Пахимера , часть цаконцев была переселена византийским императором Михаилом VIII Палеологом в Пропонтиду . Это было частью их вознаграждения за службу в качестве морских пехотинцев в Византийском флоте . [5] : 737 Они и пелопоннесские гасмулы , служившие в той же роли, были уволены со службы преемником Михаила Андроником II , который произвел большие сокращения военно-морских сил, предпочитая опираться на генуэзских наемников. [5] : 747 Они жили в селах Ватка и Хавуци, где река Гёсен (Эсеп) впадает в море. Однако, основываясь на сохранении черт, общих как для пропонтисского, так и для пелопоннесского диалектов, профессор Танасис Костакис считает, что дата заселения должна была произойти на несколько столетий позже. [ нужна ссылка ]
Население
[ редактировать ]Часть серии о |
греки |
---|
История Греции ( Древний · Византийский · Османский ) |
Цаконианцы цаконском ( греч . Τσάκωνες Tsákones ) — греческая этнолингвистическая группа , исторически говорящая на языке и имеющая определенные своеобразные культурные традиции, такие как цаконский танец . Сегодня язык находится под угрозой исчезновения.
Цаконианцы в более позднее время были известны своими навыками каменной кладки ; многие из них были также пастухами. Обычной практикой было то, что небольшая группа мужчин под командованием масторы покидала свою деревню после праздника Святого Димитрия и возвращалась на Пасху . Они добирались до Аттики, ремонтируя и беля дома. Цаконская деревня Кастаница была известна своими каштанами и получила свое название от греческого слова «орех». [6] : 13
Генетические исследования
[ редактировать ]В статье « Генетика пелопоннесских популяций и теория вымирания средневековых пелопоннесских греков » (2017 г.) цаконцы изучались по двум группам; один с юга (15 образцов) и один с севера (9 образцов) региона. Обе популяции имеют очень высокую среднюю долю парного ВЗК, составляющую 0,66% их генома, или 94 сМ, и каждая пара особей имеет общий по крайней мере один сегмент ВЗК. Цаконцы имеют низкий уровень общего происхождения со славянами (белорусы, русские, поляки и украинцы) - 0,2–0,9% для южных цаконцев и 3,9–8,2% для северных цаконцев. Остальные пелопоннесцы (148 выборок - без учета маниотов), хотя и обладают низким уровнем общего происхождения со славянами, все же относительно выше, чем у цаконцев (и маниотов) - 4,8–14,4%. Несмотря на то, что маниоты , разделенные на группы Глубокий Мани или Меса/Внутренний Мани (22 образца), Западный Тайгет или Экзо/Внешний Мани (24 образца) и Восточный Тайгет или Като/Нижний Мани (23 образца), одинаково консервативны в Имея 0,7–1,6%, 4,9–8,6% и 5,7–10,9% общего происхождения со славянами соответственно, цаконцы остаются отдельной популяцией как от маниотов, так и от остальных пелопоннесцев, что объясняется изоляция расстоянием и возможность того, что Цакония в древности была населена ионийцами дорийскоязычными ( согласно Геродоту ), а Мани - настоящими дорийцами . [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Николай 2019 , с. 20
- ^ Уильям Миллер. Латиняне в Леванте: история франкской Греции 1204–1566 гг . Кембридж, Speculum Historiale, 1908. с. 4.
- ^ Jump up to: а б с д Николай 2019 , с. 21
- ↑ Оригинал от Porphyrogenitus: Говорят, что жители замка Мэн были не из поколения рабов, а из поколения древних римлян, которых и по сей день, а не местных греков, проклинают за то, что в древние времена они были идолопоклонники и идолопоклонники по мнению древних греков, крестившиеся христианами во времена правления Эдима Василия
- ^ Jump up to: а б Тредголд, Уоррен (1997). История византийского государства и общества . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
- ^ Костакис, Танасис П. (1951). Краткая грамматика диалекта (на греческом языке цаконского ). Афины: Французский институт Афин.
- ^ Стаматояннопулос, Джордж; Бозе, Аритра; Феодосиадис, Афанасий; Цецос, Фотис; Плантинга, Анна; Псата, Николетта; Зогас, Никос; Яннаки, Евангелия; Заллуа, Питер; Кидд, Кеннет К.; Браунинг, Брайан Л. (8 марта 2017 г.). «Генетика пелопоннесских популяций и теория вымирания средневековых пелопоннесских греков » Европейский журнал генетики человека . 25 (5): 637–645. дои : 10.1038/ejhg.2017.18 . ISSN 1476-5438 . ПМЦ 5437898 . ПМИД 28272534 .
Источники
[ редактировать ]- Николас, Ник (2019). «Критическое лексикостатистическое исследование древнего и современного греческого и цаконского языков» . Журнал прикладной лингвистики и лексикографии . 1 (1): 18–68. дои : 10.33910/2687-0215-2019-1-1-18-68 .
- Хрестос Д. Петакос (2003). «Цакония» Креста Д. Петака: история как политика в псефидском эллинизме . Захаропулос. ISBN 978-960-91690-1-1 .
- Хоуз, Чарльз Х. «Некоторые потомки Дориана?». Ежегодник Британской школы в Афинах 16 (1910): 258–280.
- Костакис, Танасис П. «Ватика каи Чавуци та цаконохория тес Пропонтидас». (1979).
- Багенас, Танос К. Тану К. Багена Историка Цакониас и Леонидиу. 1971.
- Пициос, Т. К. «Антропологическое исследование населения Пелопоннеса с особым упором на арванитов и цаконцев». Антропологический вестник (1986): 215–225.