Пыль с моей метлы
«Я верю, что выпущу пыль со своей метлы» | |
---|---|
Сингл от Роберта Джонсона | |
Выпущенный | Апрель 1937 г. |
Записано | 23 ноября 1936 г. |
Студия | Отель Gunter , Сан-Антонио, Техас |
Жанр | Блюз |
Длина | 2 : 58 |
Этикетка | Вокалион |
Автор(ы) песен | Роберт Джонсон |
Продюсер(ы) | Дон Лоу |
« Dust My Broom » — блюзовая песня, первоначально записанная как « I Believe I’ll Dust My Broom » американским блюзовым исполнителем Робертом Джонсоном в 1936 году. Это сольное исполнение в стиле дельта-блюза с вокалом Джонсона в сопровождении его акустической гитары. . Как и многие его песни, он основан на более ранних блюзовых песнях, самая ранняя из которых была определена как «I Believe I Make a Change», записанная братьями Спаркс как « Pinetop and Lindberg» в 1932 году. Гитара Джонсона В работе присутствует раннее использование ритмического рисунка буги , что рассматривается как главное новшество, а также повторяющаяся тройни фигура .
В 1951 году Элмор Джеймс записал песню под названием «Dust My Broom» и «сделал ее классической, какой мы ее знаем», по словам историка блюза Джерарда Херцхафта. [ 1 ] Адаптация Джеймсом тройной фигуры Джонсона на слайд-гитаре была признана одним из самых известных блюзовых гитарных риффов и вдохновила многих рок-исполнителей. Песня стала стандартом блюза , ее неоднократно исполняли самые разные музыканты. Он также был включен в Фонда Блюза Зал славы блюза , Зал славы Грэмми и Конгресса Библиотеки Национальный реестр звукозаписей .
Ранние песни
[ редактировать ]Элементы "Dust My Broom" восходят к нескольким более ранним блюзовым песням. Исследователь и писатель блюза Эдвард Комара предположил, что Джонсон, возможно, начал разрабатывать свою версию еще в 1933 году. [ 2 ] В записи братьев Спаркс 1932 года «I Believe I Make A Change» и «Believe I’ll Go Back Home» Джека Келли в 1933 году используются схожая мелодия и текст. [ 3 ] Некоторые стихи также можно найти в «Блюзе мистера Карла» Карла Рафферти 1933 года: [ 4 ]
Я верю, я верю, что вытру пыль со своей метлы (2×)
А после того, как я вытираю пыль со своей метлы, моя комната может занять кто угодно...
Я собираюсь позвонить в Китай, просто узнать, там ли мой ребенок (2×)
Я всегда буду верить, что моя крошка где-то в мире
Кокомо Арнольд , чей «Old Original Kokomo Blues» послужил основой для « Sweet Home Chicago » Джонсона, записал две песни со схожими строками: [ 5 ] «Женский блюз Сейджфилда» 1934 года:
Я верю, я верю, что вытру пыль со своей метлы (2×)
Итак, некоторые из ваших подлых шутников, господин, вы можете занять мою комнату
и "Sissy Man Blues" в 1935 году:
Я верю, я верю, что вернусь домой (2×)
Господи, признайся моей хорошей девочке, мама, Господи, что я поступил с тобой неправильно
Теперь я позвоню в Китай, да, чувак, посмотрим, смогу ли я найти там свою хорошую девчонку (2×)
Говорит, что Хорошая Книга говорит мне, что где-то в мире у меня есть хорошая девчонка.
Мелодия, которую использует Джонсон, также встречается в записях Лероя Карра 1934 года «I Believe I Make a Change». [ 5 ] и Джош Уайт . [ 3 ]
Тексты и интерпретации
[ редактировать ]Песня Джонсона «I Believe I'll Dust My Broom» сочетает в себе тексты, также называемые « плавающими стихами ». [ 5 ] из более ранних песен и добавляет два собственных новых куплета. Историк музыки Элайджа Уолд называет результат «более связной лирикой, чем любое из произведений Арнольда, [и] концентрируется на теме путешествий и пребывания вдали от девушки, которую он любит». [ 6 ] Были предприняты попытки истолковать как хулиганство . фразу «вытереть пыль с моей метлы» [ 7 ] Однако блюзмен Биг Джо Уильямс , знавший Джонсона и знакомый с народной магией, объяснил это как «уход навсегда… Я тебя унижаю, я больше не вернусь». [ 7 ] Музыкальный писатель Тед Джойя также сравнивает эту фразу с библейскими отрывками о том, как стряхивать пыль с ног и символизировать «беспорядочный путь блюзового музыканта»: [ 8 ]
Я встану утром, думаю, вытру пыль со своей метлы (2×)
Подруга, черный мужчина, которого ты любила, подруга, получит мою комнату...
Мне не нужна ни одна женщина, мне нужен каждый мужчина в центре города, которого она встретит (2×)
Она никуда не годится, им не следует «опускать ее на улицу»
Хотя Джонсон разочаровался в одной женщине, он также тоскует по другой:
Я собираюсь написать письмо, позвонить во все города, которые знаю (2×)
Если я не могу найти ее в Западной Хелене, я знаю, что она, должно быть, в Ист-Манро...
Я сейчас позвоню Чайни, видишь, там моя хорошая девчонка (2×)
Если я не могу найти ее на филиппинском острове, значит, она где-то в Эфиопии.
Последний стих показывает необычное использование Джонсоном географических ссылок. Они взяты из актуальных событий, в том числе Второй итало-эфиопской войны , японского вторжения в Маньчжурию и создания Содружества Филиппин . [ 9 ] Однако их использование в песне Джонсона рассматривается как эскапизм музыкальным автором Грейлом Маркусом . [ 10 ] Музыкальный писатель Томас Биби отмечает, что, хотя мир многих слушателей блюза ограничивался дельтой Миссисипи,
Последняя строфа песни повышает ставки, вырываясь в фантастическую географию — голос певца здесь немного отстает от гитарной партии, словно отягощенный воображаемым прыжком… В примеси всей горечи ведь есть географическая экспансивность, которая внезапно превратила тридцать миль проселочных дорог Арканзаса в кругосветное путешествие. [ 9 ]
«Sweet Home Chicago» (следующая песня, записанная Джонсоном) включает припев «Назад в страну Калифорнии, в мой милый дом, Чикаго». [ 11 ] Сравнивая эти два произведения, Маркус комментирует: «Чикаго в лирике фигурировало как место столь же отдаленное, как «Филиппинские острова»; «Калифорния» была местом столь же мифическим, как «Эфиопия»». [ 10 ]
Запись и композиция
[ редактировать ]"I Believe I'll Dust My Broom" была записана Джонсоном во время его первой записи 23 ноября 1936 года. Запись проходила во импровизированной студии в номере 414 отеля Gunter в Сан-Антонио, штат Техас, и ее продюсировал Дон Лоу . [ 12 ] Это была вторая песня, которую Джонсон записал и последовал за " Kind Hearted Woman Blues ". Как и в случае с большинством его записей, похоже, что был записан второй дубль песни, которому присвоен ссылочный номер. [ 13 ] Стивен ЛаВер, управлявший наследием записей Джонсона, отмечает, что этот дубль, как и несколько других, «остается ненайденным, если когда-либо выпущен; уничтожен после записи (если вообще когда-либо); или иным образом неизвестны коллекционерам». [ 13 ]
Джонсон записал эту песню как жизнерадостную композицию в стиле буги. [ 14 ] Как и в случае с некоторыми другими песнями Джонсона, типичными для блюза Delta той эпохи, он не придерживается строгой двенадцатитактовой блюзовой структуры, а скорее меняет время в соответствии со своей прихотью. [ 6 ] Песня исполняется в тональности ми в умеренном темпе 100–105 ударов в минуту . В отличие от некоторых более ранних песен, оказавших влияние на Джонсона, в "I Believe I'll Dust My Broom" нет узкого места или слайд-гитары . [ 15 ] Вместо этого Джонсон использует гитару в стиле фингерстайл , на которой мелодичные линии играются на фоне мощного баса в буги стиле . [ 6 ] создавая эффект, похожий на популярное в то время сочетание фортепиано и гитарного аккомпанемента. Басовая линия буги, адаптированная для гитары из стиля фортепианного буги, является одним из главных нововведений Джонсона. [ 6 ] [ 16 ] [ а ]
В песне также присутствует использование Джонсоном повторяющейся гитарной фигуры, состоящей из быстрых триолей высоких нот. [ 6 ] Этот рифф стал определяющим для песни. [ 17 ] хотя Джонсон также использовал его в нескольких других своих песнях, включая слайд-версию « Ramblin' on My Mind ». [ 18 ] Чтобы облегчить свой стиль игры пальцами, Джонсон использовал открытую настройку гитары . Однако авторы и исследователи предлагают разные взгляды, которые он использовал, в том числе модифицированную настройку открытой ля с перенастройкой пятой струны от A до B, что дает новую настройку E–B–E–A–C ♯ –E (известную как Адобавить 9), [ 19 ] [ 20 ] стандартная открытая настройка E E–B–E–G ♯ –B–E, [ 21 ] [ 22 ] [ нужна страница ] или строй D-A-D-G-B-E. [ 23 ]
Релизы
[ редактировать ]В апреле 1937 года Vocalion Records выпустила "I Believe I'll Dust My Broom" на стандартной тогда десятидюймовой пластинке со скоростью вращения 78 об/мин , сопровождаемую " Dead Shrimp Blues " Джонсона. [ 24 ] Пластинка стала второй из одиннадцати, выпущенных Джонсоном при его жизни. [ 25 ] Первоначальный тираж не менее 5000 экземпляров был дополнен еще 900 копиями, выпущенными на бюджетных лейблах Vocalion Perfect Records и Romeo Records , которые продавались в дешевых магазинах . [ 26 ] Лейбл Conqueror Records , который продавался через универмаги Sears и Roebuck и его каталог, тиражировал неустановленное количество, хотя Conqueror обычно выпускал только бестселлеры Vocalion. [ 24 ]
Это одна из трех песен Джонсона, ставших ранними стандартами блюза. [ 27 ] Уолд задается вопросом, почему "I Believe I'll Dust My Broom" не была включена в первое переиздание его записей, альбом King of the Delta Blues Singers, выпущенный Columbia в 1961 году. [ 14 ] Авторы Пирсон и Маккалок отмечают, что его место в альбоме «связало бы Джонсона с законными наследниками его музыкальных идей - афроамериканскими артистами из большого города, чей мощный, электрически усиленный блюз оставался прочно связанным с музыкальным наследием Джонсона». [ 28 ] В 1970 году песня была включена во второй сборник Джонсона Колумбии, King of the Delta Blues Singers, Vol. II , [ 29 ] в 1990 году в бокс-сете The Complete Recordings , [ 30 ] и на нескольких сборниках. [ 31 ]
Исполнения Элмора Джеймса
[ редактировать ]«Вытри пыль с моей метлы (я верю, что мое время осталось недолго)» | |
---|---|
Сингл от Элмора Джеймса | |
сторона B | «Catfish Blues» (в исполнении Бобо Томаса) |
Выпущенный | 1951 |
Записано | 5 августа 1951 г. |
Студия | Радиослужба Ивана Скотта, Джексон, Миссисипи |
Жанр | Блюз |
Длина | 2 : 42 |
Этикетка | Труба |
Автор(ы) песен | Элмор Джеймс (в титрах) |
Продюсер(ы) | Лилиан Макмерри |
Фон
[ редактировать ]«Dust My Broom» была одной из первых песен, которые Элмор Джеймс регулярно исполнял, когда он еще жил в дельте Миссисипи в конце 1930-х годов. [ 32 ] Историк блюза Рэй Топпинг предположил, что Джеймс, возможно, встретил Роберта Джонсона в то время, когда он учился играть эту песню. [ 33 ] Джеймс часто выступал с Алеком Райсом Миллером, более известным как Сонни Бой Уильямсон II дуэтом . Однако его музыкальная карьера была прервана пребыванием в ВМС США во время Второй мировой войны. После увольнения он снова присоединился к Уильямсону, который регулярно выступал на радио. В январе 1951 года Уильямсону предложили записать несколько песен для Trumpet Records , где, по одной из версий, его сопровождал Джеймс. [ 34 ] В августе дуэт прослушивался на "Dust My Broom" у владелицы Trumpet Лилиан Макмерри , которая подписала с Джеймсом контракт на запись. [ 34 ] Тем временем были записаны две версии «Dust My Broom» — Артур «Большой мальчик» Крудап в 1949 году и Роберт Локвуд в 1951 году. [ 1 ] Ни одна версия не попала в чарты рекордов. [ 35 ]
Запись и композиция
[ редактировать ]5 августа 1951 года, после записи Sonny Boy Williamson II, Элмор Джеймс записал "Dust My Broom" в студии Radio Service Ивана Скотта в Джексоне, штат Миссисипи. [ 34 ] Джеймса, который исполнил вокал и усилил слайд-гитару, аккомпанируют Уильямсон на губной гармошке, Леонард Уэр на басу и Фрок О'Делл на барабанах. [ 36 ] Студия звукозаписи не перешла на кассетную технологию, поэтому группа записывалась прямо на диск с использованием одного микрофона. [ 37 ] Это была единственная песня, записанная Джеймсом; МакМюррей из Trumpet посчитал, что другие его песни не подходят для записи. [ 34 ] Однако двоюродный брат Уильямсона и Джеймса, Тоска по дому Джеймс , позже утверждал, что Макмерри тайно записал выступление на пленку и что Элмор был так расстроен, что не смог записать сторону B. [ 38 ] МакМюррей отрицал это и предъявил чек, выписанный и одобренный Джеймсом за день до сеанса, чтобы продемонстрировать свое знание и согласие участвовать в записи. [ 37 ]
Для записи своей песни Элмор Джеймс использовал первые четыре куплета Роберта Джонсона и завершил его одним, похожим на тот, который был найден в записи Артура Крудапа 1949 года:
Я верю, я верю, что мое время осталось недолго (2×)
Мне придется оставить ребенка и разрушить свой счастливый дом.
Песня Джеймса также следовала мелодии, тональности и темпу Джонсона, но более точно соответствовала смене аккордов типичного двенадцатитактового блюза. Однако, по словам музыковеда Роберта Палмера , он «превратил то, что было оживленным кантри-блюзом, в качающийся, сильно усиленный шаффл». [ 38 ] Помимо аккомпанирующих музыкантов, наиболее заметным дополнением к песне является перегруженная слайд-гитара Джеймса, которая играет повторяющуюся фигуру триоли и добавляет соло из двенадцати тактов после пятого куплета. По сравнению с гитарной работой Джонсона, Джойя описывает их как «более настойчивые, выпускающие пулеметный тройной бит, который стал определяющим звучанием ранних рокеров». [ 39 ] его использование вибрато назвал Музыковед Чарли Джиллетт со слайдом «его характерным стилем звенящей гитары» . [ 40 ] Музыкальный критик Каб Кода отмечает, что в руках Джеймса «это может быть самый известный блюзовый рифф всех времен, [не] считая четырехнотного вступления к песне Бо Диддли « I'm a Man »». [ 17 ]
Релизы и чарты
[ редактировать ]Элмор Джеймс больше никогда не записывал свой собственный материал для Trumpet, хотя позже он появился в качестве сайдмена. [ 3 ] Макмерри, который не знал о предыдущих записях песни, зарегистрировал авторские права на "Dust My Broom" на имя Джеймса и впоследствии выпустил сингл с исполнением "Catfish Blues" Бобо Томаса в качестве стороны B. В обеих песнях исполнитель указан как «Элмо Джеймс». [ б ] хотя Джеймс не выступает с Томасом. Региональные чарты рекордов показывают, что "Dust My Broom" постепенно завоевала популярность в разных частях США. [ 34 ] В конце концов, 5 апреля 1952 года он вошел в Billboard журнала национальный чарт синглов Top R&B и достиг девятой строчки. [ 41 ] В 1955 году, после выпуска обновленной версии другим лейблом (Flair), МакМюррей сдал запись в аренду компании Ace Records , которая переиздала ее. [ 3 ] Jewel Records также переиздали оригинальную запись Trumpet как сингл в 1965 году. [ 42 ]
Поскольку изначально она была выпущена Trumpet, оригинальная запись не появляется на многих ранних сборниках Джеймса, выпущенных Crown/Kent. Тем не менее, он включен в King Biscuit Time , сборник Sonny Boy Williamson II от Arhoolie Records . [ с ] и бокс-сет Джеймса The Early Classic Recordings 1951–1956 . [ 36 ] Версии "Dust My Broom", которые появляются на многих сборниках, таких как King of the Slide Guitar , были записаны во время его первой сессии в Чикаго в 1959 году и последней сессии в Нью-Йорке в конце 1962 или начале 1963 года для альбома Бобби Робинсона Fire . . Группа звукозаписывающих компаний [ 43 ] Эти более поздние исполнения не включают губную гармошку, но имеют фортепианный аккомпанемент. [ 43 ]
Производные и "Dust My Blues"
[ редактировать ]Успех сингла на сравнительно небольшом лейбле Trumpet Records побудил другие звукозаписывающие компании преследовать Джеймса в надежде выпустить его последующие синглы. [ 34 ] Джо Бихари , который вместе со своими братьями владел лос-анджелесской компанией Modern Records , и его разведчик талантов Айк Тернер были одними из первых. На более поздней сессии в Чикаго была выпущена "I Believe", копия "Dust My Broom", которая стала синглом под номером девять в чартах и первым выпущенным на новой дочерней компании Modern Records Meteor Records в 1953 году. Возможность записать два хита в течение года с по сути, одна и та же песня одного и того же исполнителя побудила звукозаписывающие компании использовать ее как можно шире. Таким образом, за время своей карьеры Джеймсом было записано множество переработок "Dust My Broom" с небольшими вариациями для разных лейблов. [ 8 ]
В 1955 году Flair Records , другой лейбл Бихари, выпустил переработку песни под названием «Dust My Blues» (каталожный номер 1074). [ 42 ] Записанный в Новом Орлеане в студии J&M Козимо Матассы , Джеймса поддерживали музыканты-ветераны Нового Орлеана, в том числе басист Фрэнк Филдс, барабанщик Эрл Палмер и пианист Эдвард Фрэнк. [ 44 ] [ д ] Топпинг называет это «мощной реинкарнацией старой темы метлы». [ 44 ] и Джиллетт добавляет, что это «прекрасная тяжелая песня». [ 40 ] "Dust My Blues", пожалуй, является окончательной перезаписью оригинала Джеймса с обновленным аккомпанементом. [ 44 ] В 1964 году он был выпущен как сингл в Великобритании, а некоторые переиздания в США в 1960-х годах достигли региональных чартов. [ 42 ]
Признание и наследие
[ редактировать ]"Dust My Broom" Элмора Джеймса была занесена в Фонда Блюза Зал славы блюза в 1983 году; Джим О'Нил заявил, что в первый год голосования в одиночном разряде он получил больше голосов, чем любой другой рекорд. [ 45 ] Его песня также была занесена в Зал славы Грэмми в 1998 году. [ 46 ] В 2013 году оригинальная запись Trumpet 1951 года была выбрана для сохранения в Библиотеки Конгресса США Национальном реестре звукозаписей , в котором прокомментировано: «Известно, что Джеймс возился со своими гитарными звукоснимателями, и фанаты до сих пор спорят о том, как он добился своего фирменного звука. Какой бы ни была комбинация Используя гитару и звукосниматель, Элмор Джеймс создал самый узнаваемый гитарный рифф в истории блюза». [ 47 ]
«Dust My Broom» — блюзовый стандарт , особенно популярный среди слайд-гитаристов . [ 1 ] [ 45 ] Помимо ранних версий блюзменов, в том числе Артура Крудапа (1949) и Роберта-младшего Локвуда (1951), [ 1 ] Песня перешла в возрождение фолк-энд-блюза 1960-х годов и на британскую ритм-н-блюзовую сцену. В 1963 году американские возрожденцы Кернер, Рэй и Гловер записали песню, что, возможно, сделало их первыми белыми музыкантами, сделавшими это. [ 48 ] После выхода в Великобритании в 1964 году "Dust My Blues" [ 42 ] Звук слайд-гитары Джеймса был принят многими британскими гитаристами, ориентированными на блюз. [ 40 ] Джереми Спенсер из первоначального состава Fleetwood Mac стал сторонником музыки Джеймса и стиля слайд-гитары. [ 49 ] Группа записала песню для своего второго альбома Mr. Wonderful (1968). [ 50 ]
В 1960-х и 1970-х годах "Dust My Broom" входила в сет-листы многих блюзовых и рок-музыкантов. [ 48 ] Айк и Тина Тернер записали версию, которая была выпущена как сингл в 1966 году и позже достигла 54-го места в R&B-чарте США Cash Box в 1971 году. [ 51 ] Canned Heat включили ее в свой сет-лист, когда они выступили на Международном поп-фестивале в Монтерее в 1967 году. ZZ Top записали мелодию для своего альбома Degüello 1979 года и продолжали исполнять ее до 1980-х годов. [ 48 ] Концертная версия, записанная в 1980 году, появляется на Double Down Live: 1980 & 2008 (2009). [ 52 ]
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Хотя запись Джонни Темпла 1935 года под названием «Lead Pencil Blues (It Just Won't Write)» была определена как первая запись, в которой использовалась басовая партия в стиле буги на гитаре, Темпл заявил, что он научился этой технике непосредственно у Роберта. Джонсон. [ 16 ]
- ↑ Несмотря на то, что его имя обычно писалось «Элмор», многие обращались к нему, используя сокращенное «Элмо».
- ↑ Оливер, 1989 г. Примечания к альбому, задняя обложка.
- ↑ Фрэнк Филдс и Эрл Палмер были участниками группы Дэйва Бартоломью , сыгравшими многие хиты той эпохи, в том числе хиты Фэтса Домино и Ллойда Прайса.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Харти 1992 , с. 446.
- ^ Комара 2007 , с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уордлоу 1998 , с. 168.
- ^ Оливер 1989 , с. 189.
- ^ Перейти обратно: а б с Уолд 2004 , с. 135.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уолд 2004 , с. 136.
- ^ Перейти обратно: а б Пирсон и МакКаллок 2008 , с. 68.
- ^ Перейти обратно: а б Джоя 2008 , с. 314.
- ^ Перейти обратно: а б Биби 2008 , стр. 13–14.
- ^ Перейти обратно: а б Маркус 2011 , с. 137.
- ^ ЛаВер 1990 , стр. 25.
- ^ Уолд 2004 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б ЛаВер 1990 , стр. 46.
- ^ Перейти обратно: а б Уолд 2004 , с. 138.
- ^ Чартеры 1973 , с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б Конфорт и Уордлоу, 2019 , с. 127.
- ^ Перейти обратно: а б Кода, Куб . «Роберт Джонсон: «Пыль с моей метлы» - обзор» . Вся музыка . Проверено 29 октября 2013 г.
- ^ Уолд 2004 , с. 139.
- ^ Комара 2007 , стр. 34, 46, 47.
- ^ Чаппелл 2020 , с. 200.
- ^ Конфорт и Уордлоу 2019 , с. 164.
- ^ Эйнсли и Уайтхилл, 1992 .
- ^ Манн 1993 , Запись Роберта Джонсона.
- ^ Перейти обратно: а б Конфорт и Уордлоу, 2019 , с. 186.
- ^ ЛаВер 1990 , с. 45.
- ^ Конфорт и Уордлоу 2019 , стр. 151, 186.
- ^ Уолд 2004 , с. 188.
- ^ Пирсон и МакКаллох 2008 , с. 28.
- ^ Гринберг, Адам. «Роберт Джонсон: король певцов дельта-блюза, Том 2 - Обзор» . Вся музыка . Проверено 15 марта 2014 г.
- ^ Эрлевайн, Стивен Томас . «Роберт Джонсон: Полное собрание записей – обзор» . Вся музыка . Проверено 15 марта 2014 г.
- ^ «Роберт Джонсон: «Я думаю, что выпущу пыль со своей метлы» - появляется» . Вся музыка . Проверено 15 марта 2014 г.
- ^ Уордлоу 1998 , стр. 160–162.
- ^ Топпинг 1993 , с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Топпинг 1993 , с. 11.
- ^ Уитберн 1988 , с. 485.
- ^ Перейти обратно: а б Топпинг 1993 , с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б Уордлоу 1998 , с. 167.
- ^ Перейти обратно: а б Палмер 1982 , стр. 214.
- ^ Джоя 2008 , с. 313.
- ^ Перейти обратно: а б с Джиллетт 1972 , с. 161.
- ^ Уитберн 1988 , с. 216.
- ^ Перейти обратно: а б с д Топпинг 1993 , с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б Моррис и Хейг 1992 , стр. 12–13.
- ^ Перейти обратно: а б с Топпинг 1993 , с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б Фонд Блюза (10 ноября 2016 г.). «Призывники Зала славы 1983 года: вытри пыль с моей метлы - Элмор (Элмо) Джеймс (Труба, 1951)» . Фонд Блюза . Проверено 9 февраля 2017 г.
- ^ «Награды Зала славы Грэмми – бывшие лауреаты» . Грэмми.орг . 1998. Архивировано из оригинала 22 января 2011 года . Проверено 28 октября 2013 г.
- ^ «Полный список Национального реестра звукозаписи» . США Библиотека Конгресса . Проверено 11 июня 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Wyman & Havers 2001 , стр. 338–339.
- ^ Целминс 1998 , стр. 62, 71.
- ^ Целминс 1998 , с. 218.
- ^ «Р&Б Топ-60». Денежный ящик . Том. 33, нет. 16. 9 октября 1971. с. 24. ISSN 0008-7289 .
- ^ «ZZ Top: Double Down Live: 1980 и 2008 годы – Обзор» . Вся музыка . Проверено 25 мая 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Эйнсли, Скотт; Уайтхилл, Дэйв (1992). Роберт Джонсон На распутье . Милуоки, Висконсин: Хэл Леонард . ISBN 0793510937 .
- Биби, Томас О. (2008). Нация и регион в современной американской и европейской художественной литературе . Вест-Лафайет, Индиана: Издательство Университета Пердью . ISBN 978-1-55753-498-9 .
- Целминс, Мартин (1998). Питер Грин: основатель Fleetwood Mac – Официальная биография . Лондон: Святилище. ISBN 1-86074-233-5 .
- Чаппелл, Джон (2020). Блюз-гитара для чайников . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons . ISBN 978-1-119-69563-9 .
- Чартерс, Сэмюэл (1973). Роберт Джонсон . Дубовые публикации. ISBN 0-8256-0059-6 .
- Конфорт, Брюс ; Уордлоу, Гейл Дин (2019). Вверх прыгнул дьявол: настоящая жизнь Роберта Джонсона . Чикаго Ревью Пресс . ISBN 978-1-64160-094-1 .
- Джиллетт, Чарли (1972). Звук города (2-е издание Laurel, 1973 г.). Нью-Йорк: Издательство Dell . ISBN 9780440381556 .
- Джоя, Тед (2008). Delta Blues (изд. Norton в мягкой обложке, 2009 г.). Нью-Йорк: WW Нортон . ISBN 978-0-393-33750-1 .
- Хержафт, Жерар (1992). «Пыль с моей метлы». Энциклопедия блюза . Фейетвилл, Арканзас: Издательство Университета Арканзаса . ISBN 1-55728-252-8 .
- Комара, Эдвард, изд. (2006). «Пыль с моей метлы». Энциклопедия блюза . Нью-Йорк: Рутледж . ISBN 978-0-415-92699-7 .
- Комара, Эдвард (2007). Дорога к Роберту Джонсону: генезис и эволюция блюза в дельте с конца 1800-х по 1938 год . Милуоки, Висконсин: Хэл Леонард . ISBN 978-0-634-00907-5 .
- ЛаВер, Стивен (1990). Полное собрание записей (буклет в бокс-сете). Роберт Джонсон . Нью-Йорк: Columbia Records . С2К 46222.
- Манн, Вуди (1993). Антология блюзовой гитары . Лондон: Дубовые публикации. ISBN 978-1783234615 .
- Маркус, Грейл (2011). Боб Дилан, Грейл Маркус: Сочинения 1968–2010 гг . Лондон: Фабер и Фабер . ISBN 978-1-61039-199-3 .
- Моррис, Крис ; Хейг, Диана (1992). Элмор Джеймс: Король слайд-гитары (буклет в бокс-сете). Элмор Джеймс . Нэшвилл, Теннесси: Capricorn Records . 9 42006-2.
- Оливер, Пол (1989). Сонни Бой Уильямсон: Время King Biscuit (Примечания к альбому). Сонни Бой Уильямсон II . Эль Серрито, Калифорния: Arhoolie Records . компакт-диск 310.
- Оливер, Пол (1989). Показ блюза: аспекты блюзовой традиции . Нью-Йорк: Да Капо Пресс . ISBN 978-0-306-80344-4 .
- Палмер, Роберт (1982). Глубокий блюз . Нью-Йорк: Penguin Books . ISBN 0-14-006223-8 .
- Пирсон, Барри Ли; Маккалок, Билл (2008). Роберт Джонсон: Потерянные и найденные . Шампейн, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса . ISBN 978-0-252-07528-5 .
- Топпинг, Рэй (1993). Элмор Джеймс: Классические ранние записи 1951–1956 (буклет в бокс-сете). Элмор Джеймс . Беверли-Хиллз, Калифорния: Virgin Records America/Flair. 7243 8 39632 2 5.
- Уолд, Элайджа (2004). Побег из Дельты: Роберт Джонсон и изобретение блюза . Нью-Йорк: Амистад . ISBN 978-0-06-052427-2 .
- Уордлоу, Гейл Дин (1998). В погоне за дьявольской музыкой: В поисках блюза . Сан-Франциско: Книги Миллера Фримена . ISBN 0-87930-552-5 .
- Уитберн, Джоэл (1988). Лучшие синглы в стиле R&B 1942–1988 годов . Меномони-Фолс, Висконсин: рекордное исследование . ISBN 0-89820-068-7 .
- Вайман, Билл ; Хейверс, Ричард (2001). Блюзовая одиссея Билла Ваймана . Лондон: Дорлинг Киндерсли . ISBN 0-7513-3442-1 .
- Блюзовые песни
- песни 1936 года
- Песни Роберта Джонсона
- Песни, написанные Робертом Джонсоном
- Синглы 1951 года
- Синглы Vocalion Records
- Лауреаты премии Зала славы Грэмми
- Записи Национального реестра звукозаписи США
- Песни Айка и Тины Тернер
- Песни Howlin' Wolf
- Песни Элмора Джеймса
- Песни Би Би Кинга
- Песни Фредди Кинга
- Песни Флитвуда Мака
- Записи песен, произведенные Доном Лоу