Энезидем
Энезидем | |
---|---|
Рожденный | в. 1 век до н.э. |
Эра | Эллинистическая философия |
Область | Западная философия |
Школа | Пирронизм |
Основные интересы | Скептицизм |
Известные идеи | Десять ладов Энезидема |
Энесидем ( древнегреческий : Αἰνησίδημος I века до нашей эры или Αἰνεσίδημος) — греческий философ -пирронист из Кносса, который возродил учение Пиррона и ввел десять скептических «модусов» ( тропай ) для приостановления суждения . [1] Он порвал с академическим скептицизмом преобладавшим в его время , синтезировав учение Гераклита и Тимона Флийского с философским скептицизмом . Хотя его основная работа, «Пирроновы беседы» , была утеряна, схема работы сохранилась со времен поздней Византийской империи , а описание модусов сохранилось в нескольких древних источниках.
Жизнь
[ редактировать ]Точных свидетельств о жизни Энезидема нет. То немногое, что мы знаем, — это описание его «Пирроновых бесед» в « Мириобиблионе Фотия» IX века, а также несколько упоминаний в трудах Секста Эмпирика и, в меньшей степени, Диогена Лаэрция . [2]
Неизвестно , заново ли Энезидем основал школу пирронистов или просто возродил ее: в то время как Диоген утверждает, что линия учителей пирронизма непрерывна от Пиррона до Секста, причем учителем Энезидема был Гераклид Тарентский , [3] мало что известно о некоторых именах между Тимоном Флиусом и Энезидемом, поэтому это происхождение вызывает подозрения. Фотий говорит, что Энесидем посвятил свои «Пирроновы беседы» Луцию Элию Туберону , другу Цицерона и члену академии, которого Фотий описал как коллегу Энезидема. [4] На основании этой информации ученые предположили, что сам Энезидем также был членом академии. Более того, предполагалось, что он принимал участие под руководством Филона Ларисского и, вероятно, принял пирронизм либо в ответ на Антиохом Аскалонским стоических среднего платоника введение и перипатетических догм в Академию , либо на принятие Филоном предварительных верований.
Философия
[ редактировать ]Часть серии о |
Пирронизм |
---|
Философский портал |
Философия Энезидема состояла из четырех основных частей: причин скептицизма и сомнений, атаки на причинность и истину, физической теории и теории морали. Избавившись от идей истины и причинности, он подрывает этический критерий и отрицает, что кто-либо может стремиться к добру, удовольствию или счастью как к абсолютному, конкретному идеалу, но что все действия являются продуктом удовольствия и боли, добра и зла. . [5]
Десять ладов Энезидема
[ редактировать ]Причины сомнений даны в виде десяти «тропов» (также известных как десять модусов Энезидема или десять тропов Энезидема ), которые представляют собой причины для epoché ( приостановки суждения ). : [5]
- (1) разные животные проявляют разные впечатления;
- (2) аналогичные различия наблюдаются среди отдельных людей;
- (3) даже для одного и того же человека чувственные данные внутренне противоречивы,
- (4) сенсорные данные время от времени меняются в зависимости от физических изменений, и
- (5) чувственные данные изменяются в зависимости от местных отношений;
- (6) и (7) объекты известны только косвенно через воздух, влагу и т. д. и находятся в состоянии постоянного изменения цвета, температуры, размера и движения;
- (8) все восприятия относительны и взаимодействуют друг с другом;
- (9) Наши впечатления становятся менее глубокими из-за повторения и привычки; и
- (10) все люди воспитаны с разными убеждениями, в разных законах и социальных условиях.
Энезидем утверждает, что истина бесконечно варьируется при обстоятельствах, относительный вес которых невозможно точно измерить. Следовательно, абсолютного знания не существует, ибо каждый имеет различное восприятие и, кроме того, упорядочивает и группирует данные способами, свойственными только ему самому; так что общая сумма представляет собой величину чисто субъективного значения. [5]
Атака на причинность
[ редактировать ]Вторая часть его работы состоит в атаке на теорию причинности, в которой он почти полностью приводит те соображения, которые составляют основу современного скептицизма. Причина не существует отдельно от разума, который воспринимает; ее значимость идеальна или, как сказал бы Кант, субъективна. Связь между причиной и следствием немыслима. Если эти две вещи различны, они происходят либо одновременно, либо последовательно. Если одновременно, причина является следствием, а следствие – причиной. В противном случае, поскольку следствие не может предшествовать причине, причина должна предшествовать следствию, и должен быть момент, когда причина не действует, то есть не является самой собой. С помощью этих и подобных аргументов он приходит к фундаментальному принципу скептицизма — радикальной и универсальной оппозиции причин; παντὶ λόγῳ λόγος ἀντίκειται. [5]
Гераклитовский взгляд
[ редактировать ]Согласно Сексту Эмпирику, Энезидем либо усвоил теории Гераклита , либо дал им отчет, заявив, что Энезидем был способен утверждать сосуществование противоположных качеств в одном и том же объекте, признавая, что противоположности сосуществуют для воспринимающего субъекта. [5] Джон Бёрнет обсуждает вопрос о двусмысленном воспроизведении Секстом Эмпириком изложения Энезидемом теорий Гераклита :
«Секст цитирует «Эйнесидема по Гераклиту». Наторп утверждает ( Forschungen , стр. 78), что Айнесидем действительно сочетал гераклитианство со скептицизмом. Дильс ( Dox . стр. 210, 211) настаивает на том, что он дал лишь отчет о теориях Locus classicus по этому поводу представляет собой отрывок из Секста Эмпирика, который воспроизводит изложение, данное Айнесидемом. Оно следующее (Риттер и Преллер (1898), Historia Philosophiae Graecae, раздел 41):
« Натурфилософ придерживается мнения, что все, что нас окружает, разумно и наделено сознанием. По мнению Гераклита, когда мы втягиваем в себя этот божественный разум посредством дыхания, мы становимся разумными. Во сне мы забываем, но, просыпаясь, мы становимся сознательными. Еще раз ибо во сне, когда отверстия чувств закрываются, ум, находящийся в нас, отсекается от связи с тем, что нас окружает, и только наша связь с ним посредством дыхания сохраняется как своего рода корень ( из которого снова может возникнуть остальное); и, когда оно таким образом отделено, оно теряет силу памяти, которую оно имело прежде, однако, когда мы снова просыпаемся, оно смотрит сквозь отверстия чувств, как будто через окна. и сходясь с окружающим разумом, оно принимает на себя силу разума. Точно так же, как угли, когда их подносят к огню, изменяются и раскаляются, и гаснут, когда их снова отнимают от него. становится ли часть окружающего разума, пребывающая в нашем теле, иррациональной, когда ее отсекают, и так же она становится подобной природе целому, когда контакт устанавливается через наибольшее число отверстий. "
В этом отрывке явно присутствует значительная примесь позднейших идей. В частности, отождествление «того, что нас окружает» с воздухом не может быть гераклитовским; ибо Гераклит не знал ничего о воздухе, кроме как о форме воды (§ 27). Упоминание о порах или отверстиях чувств, вероятно, также чуждо ему; ибо теория пор принадлежит Алкмайону (§ 96). Наконец, различие между разумом и телом слишком резко проведено. С другой стороны, важная роль, отведенная дыханию, вполне может быть гераклитовской; ибо мы уже встречались с ним у Анаксимена. И мы едва ли можем сомневаться в том, что поразительное сравнение с угольками, которые светятся, когда их подносят к огню, является подлинным (ср. фр. 77). Истинная доктрина, несомненно, заключалась в том, что сон возникает в результате проникновения влажных темных выделений воды в тело, которые заставляют огонь тухнуть. Во сне мы теряем связь с общим для всех огнем мира и удаляемся в свой мир (фр. 95). В душе, где огонь и вода уравновешены, равновесие восстанавливается утром равным наступлением яркого выдоха». [6]
Пирроновские дискурсы
[ редактировать ]Его главная работа, «Пирроновы дискурсы» ( древнегреческий : Πυρρώνειοι λóγοι , латинизированный : Pyrroneioi logoi ), касалась прежде всего потребности человека приостановить суждение из-за наших эпистемологических ограничений. Хотя он и не сохранился, мы имеем краткое изложение его содержания у Фотия (в его Мириобиблионе ). [4] Работа, разделенная на восемь книг, подробно описывает философию пирронистов, описывает различия между пирронистами и академическими скептиками и устанавливает десять «тропов» или «способов» приостановки суждений. [5]
Наследие
[ редактировать ]Филон Александрийский изложил модусы в своем труде «О пьянстве». [7]
В 18 веке Готтлоб Эрнст Шульце написал книгу, названную в честь Энезидуса , в которой критикует защиту Иммануила Канта, » «Критики чистого разума сделанную Карлом Леонардом Рейнхольдом . Книга представляет собой художественный диалог между Энезидемом и «Гермием», приверженцем кантианства .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Чисхолм 1911 .
- ^ Хэнкинсон 2010 , с. 105.
- ^ Лаэрций 1925 , §116.
- ^ Перейти обратно: а б Лонг и Седли, 1987 , стр. 468–470.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Чисхолм 1911 г.
- ^ Бернет 1930 , с. 152-153.
- ^ Вудрафф 2010 , с. 208.
Ссылки
[ редактировать ]Древние первоисточники
[ редактировать ]- Филон (1855 г.). «§169-202». О пьянстве . Перевод CD Yonge .
- Секст Эмпирик (1933). Очертания пирронизма . Классическая библиотека Леба . Перевод Р. Г. Бери . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-99301-2 .
- Секст Эмпирик (1935). Против логиков . Классическая библиотека Леба (на древнегреческом и английском языках). Перевод Р. Г. Бери. Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-99321-7 .
- Секст Эмпирик (1936). Против физиков, Против специалистов по этике . Классическая библиотека Леба (на древнегреческом и английском языках). Перевод Р. Г. Бери. Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-99344-6 .
- Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 2:9. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
- Фотий (1824). «Кодекс 212: Энезидем» . В Беккере, Иммануил (ред.). Миробиблион, или Библиотека (на древнегреческом языке) (Из рецензии Иммануила Беккери под ред.). Отпечатано в Берлине и на средства Г. Реймера. стр. 169–171 . Проверено 6 февраля 2023 г.
Современные источники
[ редактировать ]- Бернет, Джон (1930). Ранняя греческая философия . Лондон: A. & C. Black, Ltd., с. 152.
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 257–258.
- Хэнкинсон, Р.Дж. (28 января 2010 г.). «Энезидем и возрождение пирронизма». В Бетте, Ричард Арно Хоум (ред.). Кембриджский спутник древнего скептицизма . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-87476-2 . Проверено 6 февраля 2023 г.
- Лонг, А.А.; Седли, Д.Н. (9 апреля 1987 г.). Эллинистические философы: Том 1, Переводы основных источников с философскими комментариями . Издательство Кембриджского университета. стр. 468–488. ISBN 978-0-521-27556-9 . Проверено 6 февраля 2023 г.
- Вудрафф, Пол (28 января 2010 г.). «Пирроновы лады». В Бетте, Ричард Арно Хоум (ред.). Кембриджский спутник древнего скептицизма . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-87476-2 . Проверено 6 февраля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кайцци, Фернанда Деклева (1992), «Энесидем и Академия», The Classical Quarterly , 42 (1): 176–189, doi : 10.1017/s0009838800042671
- Полито, Роберто. Скептическая дорога: присвоение Гераклита Энезидемом , Лейден: Брилл, 2004.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Торсруд, Гарольд. «Древнегреческий скептицизм» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 23 июня 2007 г.