Jump to content

Энезидем

(Перенаправлено из «Десяти образов Энезидема» )
Энезидем
Рожденный в. 1 век до н.э.
Эра Эллинистическая философия
Область Западная философия
Школа Пирронизм
Основные интересы
Скептицизм
Известные идеи
Десять ладов Энезидема

Энесидем ( древнегреческий : Αἰνησίδημος I века до нашей эры или Αἰνεσίδημος) — греческий философ -пирронист из Кносса, который возродил учение Пиррона и ввел десять скептических «модусов» ( тропай ) для приостановления суждения . [1] Он порвал с академическим скептицизмом преобладавшим в его время , синтезировав учение Гераклита и Тимона Флийского с философским скептицизмом . Хотя его основная работа, «Пирроновы беседы» , была утеряна, схема работы сохранилась со времен поздней Византийской империи , а описание модусов сохранилось в нескольких древних источниках.

Точных свидетельств о жизни Энезидема нет. То немногое, что мы знаем, — это описание его «Пирроновых бесед» в « Мириобиблионе Фотия» IX века, а также несколько упоминаний в трудах Секста Эмпирика и, в меньшей степени, Диогена Лаэрция . [2]

Неизвестно , заново ли Энезидем основал школу пирронистов или просто возродил ее: в то время как Диоген утверждает, что линия учителей пирронизма непрерывна от Пиррона до Секста, причем учителем Энезидема был Гераклид Тарентский , [3] мало что известно о некоторых именах между Тимоном Флиусом и Энезидемом, поэтому это происхождение вызывает подозрения. Фотий говорит, что Энесидем посвятил свои «Пирроновы беседы» Луцию Элию Туберону , другу Цицерона и члену академии, которого Фотий описал как коллегу Энезидема. [4] На основании этой информации ученые предположили, что сам Энезидем также был членом академии. Более того, предполагалось, что он принимал участие под руководством Филона Ларисского и, вероятно, принял пирронизм либо в ответ на Антиохом Аскалонским стоических среднего платоника введение и перипатетических догм в Академию , либо на принятие Филоном предварительных верований.

Философия

[ редактировать ]

Философия Энезидема состояла из четырех основных частей: причин скептицизма и сомнений, атаки на причинность и истину, физической теории и теории морали. Избавившись от идей истины и причинности, он подрывает этический критерий и отрицает, что кто-либо может стремиться к добру, удовольствию или счастью как к абсолютному, конкретному идеалу, но что все действия являются продуктом удовольствия и боли, добра и зла. . [5]

Десять ладов Энезидема

[ редактировать ]

Причины сомнений даны в виде десяти «тропов» (также известных как десять модусов Энезидема или десять тропов Энезидема ), которые представляют собой причины для epoché ( приостановки суждения ). : [5]

  • (1) разные животные проявляют разные впечатления;
  • (2) аналогичные различия наблюдаются среди отдельных людей;
  • (3) даже для одного и того же человека чувственные данные внутренне противоречивы,
  • (4) сенсорные данные время от времени меняются в зависимости от физических изменений, и
  • (5) чувственные данные изменяются в зависимости от местных отношений;
  • (6) и (7) объекты известны только косвенно через воздух, влагу и т. д. и находятся в состоянии постоянного изменения цвета, температуры, размера и движения;
  • (8) все восприятия относительны и взаимодействуют друг с другом;
  • (9) Наши впечатления становятся менее глубокими из-за повторения и привычки; и
  • (10) все люди воспитаны с разными убеждениями, в разных законах и социальных условиях.

Энезидем утверждает, что истина бесконечно варьируется при обстоятельствах, относительный вес которых невозможно точно измерить. Следовательно, абсолютного знания не существует, ибо каждый имеет различное восприятие и, кроме того, упорядочивает и группирует данные способами, свойственными только ему самому; так что общая сумма представляет собой величину чисто субъективного значения. [5]

Атака на причинность

[ редактировать ]

Вторая часть его работы состоит в атаке на теорию причинности, в которой он почти полностью приводит те соображения, которые составляют основу современного скептицизма. Причина не существует отдельно от разума, который воспринимает; ее значимость идеальна или, как сказал бы Кант, субъективна. Связь между причиной и следствием немыслима. Если эти две вещи различны, они происходят либо одновременно, либо последовательно. Если одновременно, причина является следствием, а следствие – причиной. В противном случае, поскольку следствие не может предшествовать причине, причина должна предшествовать следствию, и должен быть момент, когда причина не действует, то есть не является самой собой. С помощью этих и подобных аргументов он приходит к фундаментальному принципу скептицизма — радикальной и универсальной оппозиции причин; παντὶ λόγῳ λόγος ἀντίκειται. [5]

Гераклитовский взгляд

[ редактировать ]

Согласно Сексту Эмпирику, Энезидем либо усвоил теории Гераклита , либо дал им отчет, заявив, что Энезидем был способен утверждать сосуществование противоположных качеств в одном и том же объекте, признавая, что противоположности сосуществуют для воспринимающего субъекта. [5] Джон Бёрнет обсуждает вопрос о двусмысленном воспроизведении Секстом Эмпириком изложения Энезидемом теорий Гераклита :

«Секст цитирует «Эйнесидема по Гераклиту». Наторп утверждает ( Forschungen , стр. 78), что Айнесидем действительно сочетал гераклитианство со скептицизмом. Дильс ( Dox . стр. 210, 211) настаивает на том, что он дал лишь отчет о теориях Locus classicus по этому поводу представляет собой отрывок из Секста Эмпирика, который воспроизводит изложение, данное Айнесидемом. Оно следующее (Риттер и Преллер (1898), Historia Philosophiae Graecae, раздел 41):

« Натурфилософ придерживается мнения, что все, что нас окружает, разумно и наделено сознанием. По мнению Гераклита, когда мы втягиваем в себя этот божественный разум посредством дыхания, мы становимся разумными. Во сне мы забываем, но, просыпаясь, мы становимся сознательными. Еще раз ибо во сне, когда отверстия чувств закрываются, ум, находящийся в нас, отсекается от связи с тем, что нас окружает, и только наша связь с ним посредством дыхания сохраняется как своего рода корень ( из которого снова может возникнуть остальное); и, когда оно таким образом отделено, оно теряет силу памяти, которую оно имело прежде, однако, когда мы снова просыпаемся, оно смотрит сквозь отверстия чувств, как будто через окна. и сходясь с окружающим разумом, оно принимает на себя силу разума. Точно так же, как угли, когда их подносят к огню, изменяются и раскаляются, и гаснут, когда их снова отнимают от него. становится ли часть окружающего разума, пребывающая в нашем теле, иррациональной, когда ее отсекают, и так же она становится подобной природе целому, когда контакт устанавливается через наибольшее число отверстий. "

В этом отрывке явно присутствует значительная примесь позднейших идей. В частности, отождествление «того, что нас окружает» с воздухом не может быть гераклитовским; ибо Гераклит не знал ничего о воздухе, кроме как о форме воды (§ 27). Упоминание о порах или отверстиях чувств, вероятно, также чуждо ему; ибо теория пор принадлежит Алкмайону (§ 96). Наконец, различие между разумом и телом слишком резко проведено. С другой стороны, важная роль, отведенная дыханию, вполне может быть гераклитовской; ибо мы уже встречались с ним у Анаксимена. И мы едва ли можем сомневаться в том, что поразительное сравнение с угольками, которые светятся, когда их подносят к огню, является подлинным (ср. фр. 77). Истинная доктрина, несомненно, заключалась в том, что сон возникает в результате проникновения влажных темных выделений воды в тело, которые заставляют огонь тухнуть. Во сне мы теряем связь с общим для всех огнем мира и удаляемся в свой мир (фр. 95). В душе, где огонь и вода уравновешены, равновесие восстанавливается утром равным наступлением яркого выдоха». [6]

Пирроновские дискурсы

[ редактировать ]

Его главная работа, «Пирроновы дискурсы» ( древнегреческий : Πυρρώνειοι λóγοι , латинизированный : Pyrroneioi logoi ), касалась прежде всего потребности человека приостановить суждение из-за наших эпистемологических ограничений. Хотя он и не сохранился, мы имеем краткое изложение его содержания у Фотия (в его Мириобиблионе ). [4] Работа, разделенная на восемь книг, подробно описывает философию пирронистов, описывает различия между пирронистами и академическими скептиками и устанавливает десять «тропов» или «способов» приостановки суждений. [5]

Наследие

[ редактировать ]

Филон Александрийский изложил модусы в своем труде «О пьянстве». [7]

В 18 веке Готтлоб Эрнст Шульце написал книгу, названную в честь Энезидуса , в которой критикует защиту Иммануила Канта, » «Критики чистого разума сделанную Карлом Леонардом Рейнхольдом . Книга представляет собой художественный диалог между Энезидемом и «Гермием», приверженцем кантианства .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]

Древние первоисточники

[ редактировать ]
  • Филон (1855 г.). «§169-202». О пьянстве . Перевод CD Yonge .
  • Секст Эмпирик (1933). Очертания пирронизма . Классическая библиотека Леба . Перевод Р. Г. Бери . Издательство Гарвардского университета. ISBN  0-674-99301-2 .
  • Секст Эмпирик (1935). Против логиков . Классическая библиотека Леба (на древнегреческом и английском языках). Перевод Р. Г. Бери. Издательство Гарвардского университета. ISBN  0-674-99321-7 .
  • Секст Эмпирик (1936). Против физиков, Против специалистов по этике . Классическая библиотека Леба (на древнегреческом и английском языках). Перевод Р. Г. Бери. Издательство Гарвардского университета. ISBN  0-674-99344-6 .
  •  Лаэртий, Диоген (1925). «Другие: Пиррон» . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 2:9. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
  • Фотий (1824). «Кодекс 212: Энезидем» . В Беккере, Иммануил (ред.). Миробиблион, или Библиотека (на древнегреческом языке) (Из рецензии Иммануила Беккери под ред.). Отпечатано в Берлине и на средства Г. Реймера. стр. 169–171 . Проверено 6 февраля 2023 г.

Современные источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кайцци, Фернанда Деклева (1992), «Энесидем и Академия», The Classical Quarterly , 42 (1): 176–189, doi : 10.1017/s0009838800042671
  • Полито, Роберто. Скептическая дорога: присвоение Гераклита Энезидемом , Лейден: Брилл, 2004.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e8293cff12250bc542a8ff0763bee530__1706176740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/30/e8293cff12250bc542a8ff0763bee530.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aenesidemus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)