Институт национальной памяти
Аббревиатура | ИПН |
---|---|
Формирование | 18 декабря 1998 г. |
Цель | Образование, исследования, архивирование и идентификация. В память о борьбе и мученичестве. Преследование преступлений против польского народа. [1] |
Штаб-квартира | Варшава , Польша |
Расположение |
|
Обслуживаемый регион | Республика Польша |
Членство | Персонал |
Официальный язык | Польский |
Президент | Кароль Навроцкий |
Главный орган | Совет |
Принадлежности |
|
Персонал | Несколько сотен |
Веб-сайт | www |
Примечания | Штаб-квартира IPN в Варшаве координирует работу одиннадцати филиалов и их представительств. |
Институт национальной памяти — Комиссия по расследованию преступлений против польского народа ( польский : Instytut Pamięci Narodowej — Komisja Ścigania Zbrodni przeciwko Narodowi Polskiemu , сокращенно IPN ) — польский государственный научно-исследовательский институт, отвечающий за образование и архивы, в который также входят два государственных компоненты прокуратуры, осуществляющие следственные, прокурорские и люстрационные полномочия. IPN был учрежден польским парламентом Законом об Институте национальной памяти от 18 декабря 1998 г. [2] путем реформирования и расширения существовавшей ранее Главной комиссии по расследованию преступлений против польского народа 1991 года, которая заменила орган по расследованию нацистских преступлений, созданный в 1945 году. [3]
В 2018 году заявление о миссии IPN было дополнено спорной поправкой к Закону об Институте национальной памяти , включившей «защиту репутации Республики Польша и польского народа». [4] IPN расследует и преследует по суду преступления нацистов и коммунистов, совершенные в период с 1917 по 1990 годы, документирует свои выводы и распространяет их среди общественности. [5] Некоторые ученые критиковали IPN за политизацию, особенно при Закона и Справедливости . правительстве [6] [7]
IPN начал свою деятельность 1 июля 2000 года. [8] IPN является одним из основателей Платформы европейской памяти и совести . [9] С 2020 года штаб-квартира IPN находится по адресу: улица Постепу, 18 в Варшаве . IPN имеет одиннадцать филиалов в других городах и семь представительств. [10]
Цель
Основные направления деятельности IPN, [5] в соответствии со своим первоначальным заявлением о миссии , [2] включают исследование и документирование потерь, понесенных польским народом в результате Второй мировой войны и в послевоенный тоталитарный период. [2] IPN информирует о патриотических традициях сопротивления оккупационным силам, [2] и борьба польских граждан за суверенитет нации, включая их усилия по защите свободы и человеческого достоинства в целом. [2]
По данным IPN, его обязанностью является преследование преступлений против мира и человечества, а также военных преступлений. [2] В его миссию входит необходимость компенсировать ущерб, который был понесен репрессированными и пострадавшими людьми в то время, когда права человека не соблюдались государством, [2] и просвещать общественность о новейшей истории Польши . [5] IPN собирает, систематизирует и архивирует все документы о польском коммунистическом аппарате безопасности, действовавшем с 22 июля 1944 года по 31 декабря 1989 года. [2]
После избрания партии «Право и справедливость» в 2016 году правительство сформулировало новый закон об IPN. Закон 2016 года предписывал IPN противодействовать публикации ложной информации, которая позорит или наносит вред польскому народу. Он также призвал к популяризации истории как к «элементу патриотического воспитания». Новый закон также устранил влияние научных кругов и судебной власти на IPN. [11]
Поправка к закону 2018 года . [12] добавлена статья 55а, которая пытается защитить «доброе имя» Польши. [13] Первоначально задуманная как уголовное преступление (3 года тюремного заключения) с освобождением от ответственности за искусство и исследования, после международного протеста статья была изменена на гражданское преступление, которое может рассматриваться в гражданских судах, и освобождение было удалено. [12] Обвинения в клевете в соответствии с этим законом могут быть выдвинуты IPN, а также аккредитованными неправительственными организациями, такими как Польская лига против диффамации . [12] Тем же законом формулировка миссии учреждения была изменена и теперь включает «защиту репутации Республики Польша и польского народа». [4]
Организация
IPN был создан специальным законодательством 18 декабря 1998 года. [2] ИПН делится на: [14] [2] [15]
- Главная комиссия по расследованию преступлений против польского народа
- документов обеспечения и архивации Бюро
- Бюро народного образования (или Управление народного образования )
- бюро ( Люстрационное новое бюро, с октября 2006 г.) [14]
- местные отделения.
29 апреля 2010 года исполняющий обязанности президента Бронислав Коморовский подписал парламентский акт о реформировании Института национальной памяти. [16]
Директор
IPN управляется директором, который занимает суверенную позицию, независимую от польской государственной иерархии. Директор не может быть уволен в течение срока его полномочий, если он не совершит вредное деяние. До 2016 года выборы директора представляли собой сложную процедуру, включающую отбор коллегии IPN (члены назначались польским парламентом и судебными органами). Затем польский парламент ( Сейм ) выбирает одного из кандидатов необходимым квалифицированным большинством (60%). директора составляет 5 лет Срок полномочий . [17] В соответствии с законом 2016 года в парламенте, контролируемом ПиС, бывшая плюралистическая коллегия была заменена Коллегией из девяти членов, состоящей из сторонников ПиС, а Сейм назначает директора после консультаций с Коллегией без выборов между кандидатами. [17]
Леон Кирес
Первым директором IPN был Леон Кирес , избранный Сеймом сроком на пять лет 8 июня 2000 г. (срок 30 июня 2000 г. - 29 декабря 2005 г.). IPN присвоил около 6500 человек статус «жертвы коммунизма» и собрал значительный архивный материал. IPN столкнулся с трудностями, поскольку он был новым, а также потому, что Альянс демократических левых сил (в состав которого входят бывшие коммунисты) попытался закрыть IPN. Публикация Соседи: уничтожение еврейской общины в Едвабне, Польша» « Яна Т. Гросса оказалась спасательным кругом для IPN, поскольку президент Польши Александр Квасьневский вмешался, чтобы спасти IPN, поскольку он считал, что исследования IPN важны как часть еврейско-польского примирения и «дипломатии извинений». [17]
Януш Куртыка
Вторым директором был Януш Куртыка , избранный 9 декабря 2005 года со сроком полномочий, начавшимся 29 декабря 2005 года, до его гибели в Смоленске 10 апреля 2010 года. авиакатастрофе в сотрудничество со Службой безопасности заставило его снять свою кандидатуру. [17] [18] С Пшевозника были сняты обвинения только после того, как он проиграл выборы. [18]
В 2006 году IPN открыло «Люстрационное бюро», что усилило полномочия директора. Бюро было поручено изучить прошлое всех кандидатов на государственные должности. Куртыка расширил доступ к архивам для общественности и сместил акцент с компенсации жертвам на сотрудничество в исследованиях. [17]
Францишек Грицюк
В 1999 году историк Францишек Грицюк был назначен членом Коллегии IPN, которую он возглавлял в 2003–2004 годах. С июня 2008 г. по июнь 2011 г. он был вице-президентом IPN. Он был исполняющим обязанности директора в 2010–2011 годах, между смертью второго президента IPN Януша Куртыки в результате крушения Ту-154 ВВС Польши в 2010 году и избранием Лукаша Каминьского польским парламентом третьим директором.
Лукаш Каминьский
Лукаш Каминьский был избран Сеймом в 2011 году после смерти своего предшественника. Каминский до своего избрания возглавлял Вроцлавское областное бюро народного образования. В течение его срока IPN столкнулся с широким спектром критики, призывающей к капитальному ремонту или даже замене. Критики находят вину в том, что IPN является государственным учреждением, в недостатке исторических знаний его прокуроров, в относительно большом количестве микроисторий с дискуссионной методологией, в чрезмерном использовании мартирологического мотива, методологии исследования и изоляционизме со стороны более широкого исследовательского сообщества. В ответ Каминский внес несколько изменений, в том числе организовал публичные дебаты с сторонними историками, чтобы опровергнуть обвинения в изоляционизме, и предложил переориентировать внимание на жертв, а не на агентов. [17]
Ярослав Шарек
22 июля 2016 года Ярослав Шарек был назначен главой Института национальной памяти. [19] Он уволил Кшиштофа Персака, соавтора двухтомного исследования IPN 2002 года о погроме в Едвабне . В последующие месяцы IPN фигурировал в заголовках СМИ за публикацию спорных документов, в том числе касающихся Леха Валенсы , за политику памяти, проводимую в школах, за усилия по изменению коммунистических названий улиц и за законодательные усилия. [11] По мнению историка Идесбальда Годдериса, это означает возвращение политики в IPN. [11]
Кароль Навроцкий
23 июля 2021 года Кароль Навроцкий был назначен главой IPN. [20]
Прокуроры в IPN
Два компонента IPN являются специализированными подразделениями Государственной прокуратуры Польши, а именно Главной комиссией по расследованию преступлений против польского народа и Люстрационным бюро. Каждый из этих двух компонентов осуществляет свою деятельность автономно от других компонентов Института и возглавляется директором, который по должности является заместителем генерального прокурора Польши , тогда как роль директора IPN в их случае является чисто второстепенной и не включает в себя никаких полномочий относительно проводимых расследования, ограничиваясь только предоставлением вспомогательного аппарата и, в случае освобождения, представлением кандидатов на должности двух директоров Генеральному прокурору, который, как их начальник, имеет дискреционные полномочия назначать или отклонять их.
Главная комиссия по расследованию преступлений против польского народа
Главная комиссия по расследованию преступлений против польского народа ( Główna Komisja Ścigania Zbrodni Przeciwko Narodowi Polskiemu ) является старейшим подразделением IPN, берущим свое начало в 1945 году. Она расследует и преследует по суду преступления, совершенные на польской земле против польских граждан, а также людей. других граждан, пострадавших в стране. Военные преступления, на которые не распространяется срок давности согласно польскому законодательству, включают: [5]
- Преступления советского и польского коммунистических режимов , совершенные в стране с 17 сентября 1939 года до падения коммунизма 31 декабря 1989 года. [5]
- Депортация в Советский Союз польских солдат Армии Крайовой . [5] и другие польские организации сопротивления , а также польские жители бывших польских восточных территорий .
- Умиротворение польских общин между реками Висла и Буг в 1944–1947 годах, проведенное УБ- НКВД . [5]
- Преступления, совершенные правоохранительными органами Польской Народной Республики , в частности Министерством общественной безопасности Польши и Главным управлением информации Войска Польского . [5]
- Преступления, отнесенные к категории военных преступлений и преступлений против человечности . [5]
Люстрационное бюро
15 марта 2007 г. вступила в силу поправка к польскому закону, регулирующему IPN (вступившая в силу 18 декабря 2006 г.). Это изменение дало IPN новые полномочия по люстрации и расширило доступ IPN к файлам. Это изменение было принято правительством закона и справедливости в виде серии поправок к законодательству в 2006 и начале 2007 года. [21] Однако 11 мая 2007 года Конституционный суд Польши признал несколько статей поправок 2006–2007 годов неконституционными. [22] хотя люстрационные полномочия IPN все же были шире, чем в соответствии с первоначальным законом 1997 года. Эти полномочия включают в себя потерю должностей теми, кто подал ложные заявления о люстрации, а также процесс люстрации кандидатов на высшие должности. [21]
Другая деятельность
Исследовать
Исследование, проводимое IPN с декабря 2000 года, делится на четыре основные тематические области: [ нужен лучший источник ]
- Аппарат безопасности и гражданское сопротивление (с отдельными подпроектами, посвященными политическим процессам и узникам 1944–1956 годов, советским репрессиям и преступлениям против польских граждан и военному положению: взгляд через двадцать лет); [23]
- Функционирование репрессивного аппарата (органов государственной безопасности и юстиции) – его организационная структура, кадровый состав и взаимоотношения с другими органами государственной власти и партийными органами [24]
- Деятельность репрессивного аппарата, направленная против отдельных социальных групп и организаций. [24]
- Структура и методы функционирования аппарата безопасности Народной Польши. [24]
- Аппарат безопасности в борьбе с политическим и военным подпольем 1944–1956 гг. [24]
- Деятельность органов безопасности против политэмигрантов [24]
- Аппарат безопасности в борьбе с церковью и свободой вероисповедания [24]
- Органы власти, занимающиеся социальными кризисами и демократической оппозицией в 1956–1989 годах. е) Список репрессированных и приговоренных к смертной казни. [24]
- Библиография заговора, сопротивления и репрессий 1944–1989 гг. [24]
- Война, оккупация и польское подполье; [23] [25]
- углубление знаний о структурах и деятельности Польского подпольного государства [25]
- исследование человеческих судеб на территориях, оккупированных советской властью, и поляков, перемещенных в Советский Союз [25]
- оценка источников об условиях жизни в условиях советской и немецкой нацистской оккупации [25]
- Оценка состояния исследований жертв военной деятельности и политики истребления советских и немецких нацистских оккупантов [25]
- изучение Холокоста (уничтожения евреев), проведенного нацистами на польских территориях [25] [26]
- Поляки и другие народы в 1939–1989 годах (с частью о поляках и украинцах); [23] [27]
- Крестьяне и народная власть 1944–1989 (о положении крестьян и сельской политике в 1944–1989 годах) [23] [28]
- жители сельской местности во время создания тоталитарного режима в Польше; [28]
- крестьянская жизнь во время советизации Польши в 1948–1956 гг.; [28]
- отношение жителей сельской местности к государственно-церковному конфликту в 1956–1970 гг.; [28]
- роль крестьян в антикоммунистической оппозиции 1970-х и 1980-х годов. [28]
Образование
Роль Управления народного образования IPN (BEP) в законе об IPN нечетко определена: информировать общество о коммунистических и нацистских преступлениях и институтах. Эта расплывчато определенная роль дала Павлу Махцевичу , директору BEP в 2000 году, свободу создавать широкий спектр деятельности. [11]
Исследователи IPN проводят не только исследования, но и обязаны принимать участие в общественной работе. [29] BEP выпустила музыкальные компакт-диски, [30] DVD и сериалы. Он основал «исторические клубы» для дискуссий и лекций. Здесь также организовываются исторические ярмарки на открытом воздухе, пикники и игры. [11]
Бюллетень IPN ( польский : Biuletyn IPN ) — широкотиражный научно-популярный журнал, [31] предназначено для непрофессиональных читателей и молодежи. [29] Около 12 000 из 15 000 экземпляров Бюллетеня распространяются бесплатно в средних школах Польши, а остальные продаются в книжных магазинах. [31] Бюллетень содержит: научно-популярные и академические статьи, полемику, манифесты, обращения к читателям, рекламные материалы об IPN и BEP, опровержения и комментарии к сообщениям в новостях, а также мультимедийные приложения. [31]
IPN также издает научный журнал « Память ( польский : Pamięć i Sprawiedłości ). [31]
IPN выпустил несколько настольных игр, чтобы помочь людям узнать о недавней истории Польши, в том числе:
- 303 — игра о битве за Британию , в которой основное внимание уделяется польской 303-й эскадрилье .
- Колейка – игра о том, как в коммунистическую эпоху их заставляли стоять в очереди за основными товарами для дома.
Именование памятников
В 2008 году председатель IPN обратился к местным администрациям с призывом добавить слово «немец» перед словом «нацист» ко всем памятникам и табличкам, посвященным жертвам Германии, заявив, что слово «нацисты» не всегда понимается как относящееся конкретно к немцам. . Несколько сцен зверств, совершенных Германией, были должным образом дополнены памятными досками, четко указывающими национальность преступников. IPN также потребовал лучшего документирования и увековечения памяти о преступлениях, совершенных Советским Союзом . [32]
Польское правительство также обратилось к ЮНЕСКО с просьбой официально изменить название «Концентрационный лагерь Освенцим» на «Бывший нацистско-немецкий концентрационный лагерь Освенцим-Биркенау», чтобы уточнить, что лагерь был построен и управлялся нацистской Германией . [33] [34] [35] [36] ЮНЕСКО В 2007 году Комитет всемирного наследия изменил название лагеря на «Немецкий нацистский концентрационный лагерь и лагерь уничтожения Аушвиц-Биркенау (1940–1945)». [37] [38] Ранее некоторые немецкие СМИ, в том числе Der Spiegel , назвали лагерь «польским». [39] [40]
Публикации
С 2019 года институт издает Обзор Института национальной памяти ( ISSN 2658-1566 ), ежегодный рецензируемый академический журнал на английском языке, главным редактором которого является Анна Каролина Пекарска .
Критика
По словам Жоржа Минка , общая критика IPN включает в себя его доминирование в польской исследовательской сфере, которое гарантируется бюджетом, который намного превосходит бюджет любого аналогичного академического учреждения; «тематическое однообразие… микроисторических исследований… не представляющих реального научного интереса» его исследований; его внимание сосредоточено на « мартирологии »; и различная критика методологии и этики. [17] Некоторые из этих критических замечаний были высказаны директором Лукашом Каминьским во время его пребывания в должности, который, по словам Минка, «внес существенные изменения»; однако Минск в своем письме в 2017 году также был обеспокоен недавними административными и кадровыми изменениями в IPN, включая избрание Ярослава Шарека директором, что, по его мнению, может привести к дальнейшей политизации IPN. [17] По словам Валентина Бера, исследования IPN коммунистической эпохи имеют ценность, поскольку «ресурсы, находящиеся в его распоряжении, сделали его непревзойденным исследовательским центром в академическом мире»; в то же время он заявил, что исследования в основном сосредоточены на негативных аспектах эпохи и что они "далеки от выработки критического подхода к истории, подхода, который задает свои собственные вопросы и является методологически плюралистическим". Он добавил, что в последние годы эта проблема решается, поскольку работа IPN "несколько разнообразилась, поскольку его руководство приняло к сведению критику со стороны ученых". [29]
По словам Роберта Трабы, [41] «В рамках ... IPN задачи, связанные с «национальной политикой памяти», были, к сожалению, слиты с миссией независимых академических исследований. В общественном сознании из названия института могло вытекать только одно послание: память и история как наука - одна из них. Проблема в том, что ничто не может быть дальше от истины, и ничто не может быть более вводящим в заблуждение. На самом деле сообщение IPN представляет собой опасность того, что польская история будет сильно упрощена». [41] : 43 Траба заявляет, что «в основе сегодняшних дебатов лежит конфронтация между теми, кто поддерживает традиционные методы и категории исследований, и теми, кто поддерживает новые методы и категории. ... Расширение исследовательской перспективы означает обогащение инструментария историка». «Он относит исследования IPN в широком смысле к первому; он заявляет, что «[] солидная, ориентированная на мастерские, традиционная и позитивистская историография ... которая защищает себя целостностью своего анализа и разнообразной источниковой базой», но критикует свой подход за то, что он ведет к «ложно задуманной миссии по поиску «объективная истина» в ущерб «серьезному изучению истории событий» и «упрощенное утверждение, что только «секретные» источники, недоступные обычным смертным», могут привести к этой объективной истине». Траба цитирует историка Викторию Сливовскую , которая писала: «Историк должен стремиться не только реконструировать данную реальность, но и понять подоплеку событий, обстоятельства, в которых действовали люди. Легко осуждать, но трудно понять сложную ... [Тем временем в IPN] издаются толстые тома, в которые без особого рассмотрения вбрасываются дополнительные доказательства в обвинении различных ныне умерших (и, следовательно, не способных защитить себя) и пожилых людей. еще жив – известный и неизвестный». [41] : 57–58 Траба утверждает, что «существует... необходимость в искренних дебатах, которые не вращаются вокруг [файлов] в архивах IPN, «люстрации» или краткосрочных и политически инспирированных дискуссий, направленных на установление «единственно настоящей» истины». и предполагает, что принятие различных точек зрения и различных методологий может способствовать таким дебатам. [41] : 67
Во время контроля ПиС над правительством в период с 2005 по 2007 год IPN был в центре горячих общественных споров, в частности, в отношении прошлого «Солидарности» лидера Леха Валенсы и ПОРП секретаря Войцеха Ярузельского . [29] В результате IPN стали называть «политическим институтом, находящимся в центре «игр памяти»». [29] [42] [43]
В 2008 году два сотрудника IPN, Славомир Ценцкевич и Петр Гонтарчик , опубликовали книгу SB a Lech Wałęsa (Служба безопасности и Лех Валенса: вклад в биографию), которая вызвала серьезную полемику. [44] Идея книги заключалась в том, что в 1970-х годах лидер «Солидарности» , а затем президент Польши Лех Валенса был секретным информатором Польской коммунистической службы безопасности . [45]
В 2018 году IPN нанял Томаша Гренюха , историка, который в молодости был связан с крайне правой группировкой . Когда в феврале 2021 года его повысили до регионального директора вроцлавского филиала, его прошлое привлекло внимание средств массовой информации и вызвало критику в адрес Гренюха и IPN. Гренюх принес извинения за свое поведение в прошлом и через несколько недель подал в отставку. [46] [47]
Организационные и методологические проблемы
Валентин Бер пишет, что IPN больше всего «озабочен созданием официальной версии о недавнем прошлом Польши» и поэтому ему не хватает инноваций в своих исследованиях, отмечая при этом, что ситуация исправляется под недавним руководством. Он пишет, что IPN «в основном привлекал историков, находящихся на периферии академической сферы», которые либо не смогли получить видную академическую должность, либо были идеологически привязаны к подходу IPN, и что «в академической сфере, будучи «историком IPN», 'может быть клеймом'; Бер объясняет это, указывая на разрыв поколений в польских академических кругах, заметный при сравнении IPN с другими польскими исследовательскими изданиями, и утверждает: «Наем молодых историков был сделан намеренно, чтобы дать IPN большую автономию от академического мира, который считается слишком левым, чтобы описывать темные стороны коммунистического режима». Он говорит, что IPN создал возможности для многих специалистов по истории, которые могут проводить там специальные исследования без необходимости назначения в другое учреждение, а также для обучения молодых историков, отмечая, что «IPN в настоящее время является ведущим работодателем для молодых аспирантов и докторантов по специальности «новейшая история», опережая польские университеты». [29]
Историк Дариуш Стола утверждает, что IPN очень бюрократичен по своей природе, сравнивая его с «обычной континентальной европейской бюрократией с обычными недостатками такого рода», и утверждает, что в этом аспекте IPN напоминает бывшие коммунистические институты, с которыми он должен иметь дело. , столь же «бюрократический, централистский, тяжелый, склонный к экстенсивному росту и количеству, а не качеству производства». [48]
Инцидент, вызвавший споры, касался « списка Вильдштейна », частичного списка лиц, которые предположительно работали на польскую разведывательную службу в коммунистическую эпоху, скопированного в 2004 году из архивов IPN (без разрешения IPN) журналистом Брониславом Вильдштейном и опубликованного в Интернете в 2005. Список привлек большое внимание в польских СМИ и политике, а процедуры безопасности IPN и решение этого вопроса подверглись критике. [49] [21]
См. также
- Законы против отрицания Холокоста
- Управление по делам ветеранов войны и жертв угнетения
- Украинский институт национальной памяти
Примечания
- ^ Памяти, Институт нац. «Институт национальной памяти – Комиссия по расследованию преступлений против польского народа» . Институт национальной памяти . Архивировано из оригинала 27 мая 2019 года . Проверено 28 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Миссия». Архивировано 13 сентября 2007 года в Wayback Machine . С англоязычного сайта IPN. Последний доступ: 20 апреля 2007 г.
- ^ Тисманяну Владимир; Якоб, Богдан (2015). Память, история и справедливость: примириться с травмирующим прошлым в демократических обществах . Издательство Центральноевропейского университета. п. 243. ИСБН 978-9-63386-092-2 .
- ^ Jump up to: а б «Полный текст спорного польского законодательства о Холокосте» . Таймс Израиля . 1 февраля 2018 года . Проверено 4 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Польская наука: Научные учреждения – идентификатор записи: i6575» . Архивировано из оригинала 16 мая 2007 года . Проверено 22 апреля 2007 г.
- ^ Амбросевич-Якобс, Иоланта. «Использование и злоупотребление образованием о Холокосте в Польше после 1989 года». , Исследования Холокоста 25.3 (2019): 329-350.
- ^ Годдерис, Идесбальд (2018). «История на волнах правительственных коалиций: первые пятнадцать лет Института национальной памяти в Польше (2001–2016)». Справочник Пэлгрейва по государственной истории после 1945 года . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. стр. 255–269. ISBN 978-1-349-95306-6 .
- ^ Институт национальной памяти (12 июня 2015 г.). «15 лет Институту национальной памяти в цифрах» . Сообщения . Архивировано из оригинала 22 июня 2016 года . Проверено 28 июня 2016 г.
- ^ Премьер-министр Чехии Петр Нечас (14 октября 2011 г.). «Годы тоталитаризма были годами борьбы за свободу» . Платформа европейской памяти и совести . Архивировано из оригинала 30 марта 2012 года . Проверено 14 октября 2011 г.
- ^ Памяти, Институт нац. «Филиалы и представительства» . Институт национальной памяти . Архивировано из оригинала 22 августа 2020 года . Проверено 6 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Годдерис, Идесбальд. «История на волнах правительственных коалиций: первые пятнадцать лет Института национальной памяти в Польше (2001–2016)». Справочник Пэлгрейва по истории, спонсируемой государством после 1945 года. Пэлгрейв Макмиллан, Лондон, 2018. 255–269.
- ^ Jump up to: а б с Хакманн, Йорг (2 октября 2018 г.). «Защита «доброго имени» польской нации: историческая политика как поле битвы в Польше, 2015–18» . Журнал исследований геноцида . 20 (4): 587–606. дои : 10.1080/14623528.2018.1528742 . S2CID 81922100 – через Тейлора и Фрэнсиса+NEJM.
- ^ Сорока, Джордж; Кравацек, Феликс (13 апреля 2019 г.). «Законы национализма, демократии и памяти» . Журнал демократии . 30 (2): 157–171. дои : 10.1353/jod.2019.0032 . S2CID 159294126 – через Project MUSE.
- ^ Jump up to: а б (на польском языке) Поправка к Закону от 18 декабря 1998 г. об Институте национальной памяти - Комиссии по расследованию преступлений против польского народа и Закону от 18 октября 2006 г. о раскрытии информации о документах органов государственной безопасности из 1944–1990 гг. и содержание этих документов. Архивировано 19 марта 2007 г. на Wayback Machine. Последний доступ: 24 апреля 2006 г.
- ^ (на польском языке) Об институте С польского сайта IPN. Последний доступ: 24 апреля 2007 г.
- ^ [1] Архивировано 28 марта 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Минк, Жорж (2017). «Есть ли новый институциональный ответ на преступления коммунизма? Национальные агентства памяти в посткоммунистических странах: случай Польши (1998–2014 гг.) Со ссылками на Восточную Германию» . Национальные документы . 45 (6): 1013–1027. дои : 10.1080/00905992.2017.1360853 .
- ^ Jump up to: а б (на польском языке) Олейничак: Куртыка должен уйти в отставку , Польское агентство печати , 13 декабря 2005 г., последний раз доступно 28 апреля 2007 г.
- ↑ Сенат согласился на избрание Ярослава Шарека президентом Института национальной памяти , ППА, 22 июля 2016 г.
- ^ «Кароль Навроцкий, доктор философии, президент Института национальной памяти» . ИПН . 2 июня 2021 г. Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Щербяк, Алекс (октябрь 2016 г.). «Щербяк, Алекс. «Углубление демократизации? Исследование заявленных мотивов «поздней» люстрации в Польше». East European Politics 32.4 (2016): 426-445» (PDF) .
- ^ «Польский суд отменил закон о шпионаже» . Новости Би-би-си . 11 мая 2007 года . Проверено 5 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Веб-сайт Управления народного образования IPN. Последний доступ: 24 апреля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Центральная программа органов безопасности и гражданского сопротивления . Страницы IPN, последнее посещение 25 апреля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Война, оккупация и государственная программа польского подполья . Страницы IPN, последнее посещение 25 апреля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Программа уничтожения евреев немецкими нацистами на польских территориях . Страницы IPN, последнее посещение 25 апреля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Поляки и другие народы в программе 1939–1989 годов . Страницы IPN, последнее посещение 25 апреля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Программа «Крестьяне против народной власти на 1944–1989 годы» . Страницы IPN, последнее посещение 25 апреля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бер, Валентин (2 января 2017 г.). «Историческая политика в Польше после 1989 года: социологический подход к повествованиям о коммунизме» . Европейская политика и общество . 18 (1): 81–95. дои : 10.1080/23745118.2016.1269447 . ISSN 2374-5118 . S2CID 150353378 .
- ^ Популистские радикальные правые в Польше: Патриоты , Рафал Панковский , стр. 38
- ^ Jump up to: а б с д Посткоммунистическое состояние: публичные и частные дискурсы трансформации , Издательство John Benjamins Publishing Company, стр. 172, глава Марты Курковской-Будзан
- ^ «Акция IPN: Mordowali «Niemcy», nie «naziści» » [Инициатива IPN: Убийцы «немцы», а не «нацисты»]. Интерия (на польском языке). 9 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 12 февраля 2012 г.
- ^ Тран, Марк (27 июня 2007 г.). «Поляки заявляют о победе в битве за переименование Освенцима» . Хранитель . Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^ Спритцер, Дина (27 апреля 2006 г.). «Освенциму могут сменить название» . Еврейский журнал . Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^ «Яд Вашем за переименование Освенцима» . «Джерузалем Пост» . Ассошиэйтед Пресс. 11 мая 2006 года . Проверено 31 марта 2018 г.
- ^ «ЮНЕСКО одобряет просьбу Польши о переименовании Освенцима» . Экспатика . Expatica Communications BV, 27 июня 2007 г. Проверено 19 октября 2017 г.
- ^ «Комитет всемирного наследия одобряет изменение названия Освенцима» . Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО . 28 июня 2007 года . Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^ Ватт, Николас (1 апреля 2006 г.). «Освенцим может быть переименован, чтобы усилить связь с нацистской эпохой» . Хранитель . Проверено 27 июля 2012 г.
- ^ «Польша добивается переименования Освенцима» . Новости Би-би-си . 31 марта 2006 г. Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^ Тран, Марк (27 июня 2007 г.). «Поляки заявляют о победе в битве за переименование Освенцима» . Хранитель . Проверено 27 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Траба, Роберт (2016). «Два измерения истории: вступительный набросок» (PDF) . Тексты Другие . 1 : 36–81.
- ^ Стриек, Томаш (2018). «Гипертрофия польской политики памяти после 2015 года: тенденции и результаты» (PDF) . Зун Политикон . 1 (9): 43–66. дои : 10.4467/2543408XZOP.18.003.10059 . S2CID 159124162 .
- ^ Михлик, Джоанна Беата (2020). История «Войн» и битвы за правду и национальную память . Конструкции и инструментализация прошлого. п. 115.
- ^ Тоталитарные общества и демократический переход: Очерки памяти Виктора Заславского , страницы 406-7, Владислав Зубок, CEU Press
- ^ Гарри де Кетвиль (14 июня 2008 г.). «Лех Валенса был коммунистическим шпионом, утверждает книга» . «Дейли телеграф» . Берлин. Архивировано из оригинала 17 июня 2008 года . Проверено 4 октября 2008 г.
- ^ «Польский историк с крайне правым прошлым уходит с государственной должности» . Независимый . 22 февраля 2021 г. Проверено 30 августа 2023 г.
- ^ Валенсяк, Вероника; Доброш-Орач, Юстина. «Оппозиция: Президент Института национальной памяти уходит в отставку. «Плюют в лицо солдатам Армии Крайовой» » . Wyborcza.pl (на польском языке) . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ Стола, Дариуш. «Польский институт национальной памяти: министерство памяти?» Извилины исторической политики (2012), стр. 54-55.
- ↑ Войцех Чухновский, Бронислав Вильдштейн: человек со списком , Gazeta Wyborcza , последний доступ 12 мая 2006 г.
Внешние ссылки
- Домашняя страница IPN. Архивировано 17 октября 2012 г. на Wayback Machine (на английском языке).
- (на польском языке) старый Закон от 18 декабря 1998 г. об Институте национальной памяти – Комиссии по расследованию преступлений против польского народа ( Закон от 18 декабря 1998 г. об Институте национальной памяти – Комиссии по расследованию преступлений против польского народа) )
- (на английском языке) старый Закон от 18 декабря 1998 г. об Институте национальной памяти - Комиссии по расследованию преступлений против польского народа. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine.