Рэндианский герой
Рэндийский герой - вездесущая фигура в художественной литературе писательницы и философа 20-го века Айн Рэнд , наиболее известная в образах «Источника » из Говарда Рорка и «Атланта расправил плечи » из Джона Галта . Самопровозглашенная цель Рэнд в написании художественной литературы состояла в том, чтобы спроектировать «идеального человека» - человека, который упорно добивается своих ценностей и только своих ценностей. [1] [2]
Философская основа
[ редактировать ]Как концепция идеального человека, рандийский герой имеет много общего с Аристотеля концепцией Агатоса в том смысле, что оба они морально героичны и героически рациональны. [1] Философы разделяют схожую натуралистическую/объективистскую метаэтическую точку зрения, подчеркивающую характер как основной фактор, определяющий моральную ценность , и обладают принципиально героическим отношением к жизни. [1] [3] Герой Рэнда олицетворяет этический эгоизм , нормативную этическую позицию, согласно которой рациональный личный интерес человека должен быть основой морального действия. [1] Особые добродетели рэндовского героя, как и аристотелевский идеал, созданы из рациональности , первичной добродетели; рациональность — основной инструмент выживания героя, который следует постоянно использовать. [4] Первичная ценность, «высшая моральная цель» — счастье (ср. эвдемония ). [4] Для идеального человека, согласно этой философии, счастье достигается посредством достижения его целей, целей, выбранных на основе его ценностей, ценностей, которые он находит посредством логики. Рэнд часто в письменной форме заявляла, что ее мотив и цель - «проекция идеального мужчины»; [2] все ее главные герои - герои. [5]
Характеристики
[ редактировать ]Архетип рэндианского героя — творческий индивидуалист . [6] Хотя Рэнд отверг идею о том, что у людей есть долг [7] По отношению друг к другу ее герои отличаются существенным великодушием по той причине, что действуют из сострадания и сочувствия, а не из чувства вины. [6] Художественная литература Рэнд демонстрирует застенчивое прометеевское чувство жизни, провозглашая через своих персонажей героическую ценностьсамоутверждение перед лицом установленного порядка. [8] [9]
Обычно рэндианский герой характеризуется радикальным индивидуализмом, моральной решимостью, интеллектом/способностями, самообладанием, эмоциональной дисциплиной и (часто, но не всегда) привлекательными физическими характеристиками в глазах других рэндианских героев. Герои Рэнда высоки, сильны и прямодушны; У самок стройные фигуры, вызывающая поза и впечатление внутреннего спокойствия, тогда как самцы физически крепкие и гибкие, часто с серыми глазами. [10] Джером Туччилль описал президента США Джеральда Форда как физический пример рэндианского героя: «высокий, блондин, ясноглазый, сурово красивый и хорошо сложенный». [11]
-марксист Философ Славой Жижек помещает рэндовского героя в произведениях Рэнда в «стандартное мужское повествование» о конфликте между исключительной творческой личностью (Мастером) и недифференцированной конформистской толпой. [12] Он не считает рэндийского героя фаллократом , утверждая, что эти «прямые, бескомпромиссные мужские фигуры со стальной волей» по сути возникают как женский субъект, освобожденный от истерии запутанности в стремлении Другого к «существу чистый драйв», безразличный к нему. [12]
Автор Стивен Ньюман сравнивает рэндианского героя с концепцией сверхчеловека, созданной философом Фридрихом Ницше , говоря, что «рэндийский герой на самом деле является сверхчеловеком Ницше в облике предпринимателя». [13]
Конкретные случаи
[ редактировать ]Хотя архетип рэндианского героя появляется в самых ранних работах Рэнд (особенно в «Ночи на 16 января » Бьорна Фолкнера и «Мы, живые » Лео Коваленски), [14] [15] его самые известные примеры появляются в зрелых работах Рэнда, особенно начиная с новеллы «Гимн» (1938).
Гимн
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнении : Критическими комментариями об отношениях с более поздними персонажами. Вы можете помочь, добавив в него . ( июнь 2023 г. ) |
Действие «Гимна» разворачивается в антиутопическом будущем, где свобода воли уничтожена, а индивидуальное мастерство считается болезнью. Рассказ ведется глазами Равенства 7–2521, человека с быстрым и пытливым умом, которого принуждают лидеры его коллективистского общества. работать дворником. [16] Наблюдая за тем, как мятежника сжигают на костре, «Равенство» признает общий дух. [17] Вопреки указам, которым следуют его товарищи, ему удается заново открыть электричество , технологию, которая была утеряна антиутопическим обществом этой истории. Он и его возлюбленная бегут из коллективистского общества, переименовывая друг друга в «Непокоренных» и «Золотых» соответственно, и вместе они строят оплот индивидуализма, из которого они и единомышленники могут начать свою борьбу за свободу. [16]
Источник
[ редактировать ]Айн Рэнд всерьез создала рэндианского героя в образе Говарда Рорка в «Источнике» . [18] Архитектор, Роарк неоднократно вступал в конфликт с истеблишментом своей профессии. Ранние этапы развития романа начинаются с того, что Рорка исключили из университета за то, что он отказался заниматься дизайном в традиционных стилях. На протяжении всей своей карьеры он отказывается создавать дизайн в соответствии с каким-либо видением, кроме своего собственного. Профессиональное сообщество архитекторов презирает его за то, что он не проявляет «должного уважения» к традициям, но в конце концов он торжествует.
Атлант пожал плечами
[ редактировать ]Главная героиня «Атланта расправила плечи» — Дагни Таггарт , которую Рэнд описывает как «женственного Роарка». [19] «Атлас расправил плечи» представляет нескольких рэндианских героев как в предыстории, так и в основном повествовании. По сюжету они олицетворяют интеллект — их уход из мира под руководством Джона Галта параллелен постепенному краху мира.
Рассматривая характер Дагни Таггарт как героя Рэнди, ученый Эдвард Юнкинс заметил, что, хотя она и вызывала страсть и восхищение, она скорее вдохновляла, чем мотивировала. [20] Юнкинс нашел концепцию рэндианского героя привлекательной, но недосягаемой для тех, у кого нет четкого контекста действий, как у Таггарта. В романах Рэнда изображен мир, в котором каждый может добиться успеха только по собственному выбору, что, как утверждал Юнкинс, было в противоречии «с осознанием того, что мы не выходим за рамки нашего контекста… и этот контекст почти всегда принадлежит толпе». [20]
Влияние и критика
[ редактировать ]Поскольку художественные и неакадемические философские работы Рэнд стали популярными, особенно в 1980-е годы, ее поклонники часто утверждали, что атрибуты этих героев можно или следует найти в них самих.
Ранний изучающий самооценку, психолог, Натаниэль Бранден , наиболее выдающийся из первых последователей Рэнд, позже отказался от некоторых аспектов объективистской литературы и признал «обвинения в том, что мы выступаем против чувств, против эмоций», а также другие критические замечания в адрес такого прославления ультрарационализма. опасный:
- Если на странице за страницей «Источника» и «Атлант расправил плечи» вы показываете героизма человека, безжалостно отбрасывая чувства, и если вы показываете кого-то гнилым и испорченным, фактически погружаясь с головой в его чувства и эмоции, и если это один из ваших доминирующих методов характеристики, повторяемый снова и снова, тогда не имеет значения, что вы говорите в абстрактной философии об отношениях разума и эмоций. Вы научили людей: подавлять, подавлять, подавлять. [21]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Уиллер 1986 , стр. 95–96.
- ^ Jump up to: а б Гладштейн 1999 , с. 8
- ^ Уиллер 1986 , с. 84
- ^ Jump up to: а б Уилер 1986 , с. 88
- ^ Гладштейн 1999 , с. 48
- ^ Jump up to: а б Клингхоффер, Джудит Аптер (19 января 2009 г.). «Le Monde Diplomatique обнаруживает Айн Рэнд» . Сеть исторических новостей .
- ^ Рэнд, Айн (1982). Философия: кому это нужно . Боббс-Меррилл. ISBN 0-672-52725-1 .
- ^ Гладштейн 1999 , с. 113
- ^ Коди 1973
- ^ Гладштейн 1999 , с. 26
- ^ Туччилле 2002 , стр. 116–117
- ^ Jump up to: а б Жижек 1998 , стр. 107–108
- ^ Ньюман 1984 , с. 26)
- ^ Гладштейн 1999 , с. 51
- ^ Сирота, Джозеф (17 января 2002 г.). «Чувство Рэндиана» . ОК Еженедельник . Деревенский Голос Медиа . Проверено 10 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Гладштейн 1999 , с. 49
- ^ Гладштейн 1999 , с. 27
- ^ Скиабарра 1995 , с. 109
- ^ Пакстон, Майкл (директор) (1997). Айн Рэнд: Смысл жизни (документальный фильм).
- ^ Jump up to: а б Юнкинс 2007 , с. 249
- ^ Натаниэль Бранден. «Преимущества и опасности философии Айн Рэнд: личное заявление» . Архивировано из оригинала 17 июля 2011 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Гладштейн, Мими (1999). Новый компаньон Айн Рэнд . Вестпорт: Greenwood Press . ISBN 0-313-30321-5 .
- Коди, Джон (ноябрь 1973 г.). «Герои-Прометеи Айн Рэнд». Причина (5): 30–35.
- Ньюман, Стивен (1984). Либерализм на грани безумия . Итака: Корнельский университет . ISBN 0-8014-1747-3 .
- Скиабарра, Крис Мэтью (1995). Айн Рэнд . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета . ISBN 0-271-01441-5 .
- Туччилле, Джером (2002). Алан пожал плечами . Нью-Йорк: Уайли. ISBN 0-471-39906-Х .
- Уиллер, Джек (1986). «Рэнд и Аристотель: сравнение объективистской и аристотелевской этики». В Ден Уйле, Дуглас Дж. и Расмуссен, Дуглас Б. (ред.). Философская мысль Айн Рэнд . Урбана: Издательство Университета Иллинойса . ISBN 0-252-01407-3 . OCLC 9392804 .
- Юнкинс, Эдвард (2007). «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд . Олдершот: Эшгейт . ISBN 978-0-7546-5549-7 .
- Жижек, Славой (1998). Когито и бессознательное . Дарем: Издательство Университета Дьюка . ISBN 0-8223-2097-5 .