Jump to content

Объективистское движение

Объективистское движение — это движение людей, которые стремятся изучать и продвигать объективизм , философию, изложенную писательницей-философом Айн Рэнд . Движение зародилось неформально в 1950-х годах и состояло из студентов, которых объединил взаимный интерес к роману Рэнда «Источник» . Группа, иронично названная «Коллектив» из-за их фактической пропаганды индивидуализма , частично состояла из Леонарда Пейкоффа , Натаниэля Брандена , Барбары Бранден , Алана Гринспена и Аллана Блюменталя . Натаниэль Бранден, молодой канадский студент, которого очень вдохновил «Источник» , стал его близким доверенным лицом и призвал Рэнд расширить свою философию до формального движения. Из этого неформального начала в гостиной Рэнда движение расширилось до объединения аналитических центров , академических организаций и периодических изданий .

Рэнд описал объективизм как «концепцию человека как героического существа, для которого его собственное счастье является моральной целью его жизни, с продуктивными достижениями как его благороднейшей деятельностью и разумом как его единственным абсолютом». [1] Основные положения объективизма таковы: реальность существует независимо от сознания ; прямой реализм , согласно которому люди имеют прямой и безошибочный когнитивный контакт с реальностью посредством чувственного восприятия; что можно достичь объективного концептуального знания, основанного на восприятии, используя процесс формирования понятий и индуктивную логику ; разумный эгоизм , что моральной целью жизни является достижение собственного счастья посредством производительного труда; что единственная социальная система , соответствующая этой морали, — это та, которая демонстрирует полное уважение к правам личности, воплощенным в laissez-faire капитализме ; и что искусство — это «выборочное воссоздание реальности в соответствии с метафизическими оценочными суждениями художника».

Коллектив

[ редактировать ]
Фотография Рэнда
По мнению Рэнда в 1957 г.

«Коллектив» было личным юмористическим именем Рэнда. [2] для группы доверенных лиц, студентов и сторонников Рэнда и объективизма в 1950-х и 1960-х годах. Членами-основателями группы были Натаниэль Бранден , Барбара Бранден , Леонард Пейкофф , Алан Гринспен , Джоан Кеннеди Тейлор , Аллан Блюменталь, Гарри Калберман, Илэйн Калберман, Джоан Митчелл и Мэри Энн Сурес (ранее Рукавина). [3] Эта группа стала ядром растущего движения поклонников Рэнда, чье имя было выбрано Рэндом в качестве шутки, основанной на стойкой приверженности объективизма индивидуализму и решительном возражении против всех форм коллективизма .

Первоначально Коллектив начинался как неформальное собрание друзей (многие из которых были связаны друг с другом), которые встречались с Рэнд по выходным в ее квартире на 36-й Восточной улице в Нью-Йорке, чтобы обсудить философию. [4] Барбара Брэнден сказала, что группа встретилась «из-за общего интереса к идеям». [5] Гринспен вспоминал, что его привлекла Рэнд из-за общей веры в «важность математики и интеллектуальной строгости». [6] Группа собиралась в квартире Рэнда по крайней мере раз в неделю и часто обсуждала и спорила до раннего утра. [7] Об этих дискуссиях Гринспен сказал: «Разговаривать с Айн Рэнд было все равно что начать игру в шахматы, думая, что я хорош, и внезапно обнаружить, что у меня мат». [8] В конце концов, Рэнд также позволила им начать читать рукопись «Атлант расправил плечи» (1957), когда она ее завершила. [9] Коллектив начал играть более крупную и формальную роль, продвигая философию Рэнда через Институт Натаниэля Брандена (NBI). Некоторые члены Коллектива читали лекции в NBI в городах по всей территории Соединенных Штатов и писали статьи для его информационных бюллетеней, The Objectivist Newsletter (1962–1965) и The Objectivist (1966–1971). [10]

Институт Натаниэля Брандена

[ редактировать ]

Первое официальное представление объективизма началось с лекций Натаниэля Брэндена (NBL) вскоре после публикации последнего романа Рэнда « Атлант расправил плечи» . Натаниэль Бранден был первым членом Коллектива, а позже «интеллектуальным наследником» Рэнда. [11] Со временем у Брэндена и Рэнд завязались романтические отношения. [12] После публикации «Атлант расправил плечи » Рэнд была завалена просьбами предоставить дополнительную информацию о ее философии. Не желая быть учителем или лидером организованного движения, она позволила Брандену читать лекции от ее имени. [11]

Хронология объективистского движения
Год Событие

1943
1950
1957
1958
1961
1968
1971
1980
1982
1985
1987
1989
1990
1999
2000
2001

Источник опубликовал
Брэнден встречает Рэнда
«Атлант расправил плечи» Опубликован
НБИ создан
информационный бюллетень объективиста Начинается
Раскол Бранден-Рэнд
Айн Рэнд: Письмо начинается
форум объективистов Начинается
Смерть Рэнда
Открытие Института Айн Рэнд
Формы Общества Айн Рэнд
Раскол Пейкофф-Келли
IOS запускается
Основание JARS
Объективистский академический центр
Стипендия Фонда First Anthem

Успех НБЛ побудил Брэндена расширить свою лекционную организацию и создать Институт Натаниэля Брандена (NBI). Рэнд и Бранден также стали соучредителями первого издания, посвященного изучению и применению объективизма. Информационный бюллетень «Объективиста» начал публиковаться в 1962 году и позже был расширен до «Объективиста» . [13]

В 1960-е годы наблюдалось быстрое расширение объективистского движения. Рэнд часто читал лекции в университетах по всей стране. Рэнд вел радиопрограмму об объективизме на станции Колумбийского университета WKCR-FM . Институт Натаниэля Брандена (NBI) проводил лекции по объективизму, истории философии, искусства и психологии в городах по всей стране. Кампусные клубы, посвященные изучению философии Рэнда, формировались по всей стране, но действовали независимо от NBI. Рэнд был частым гостем на радио и телевидении, а также ежегодным лектором на форуме Форд-Холл. [14] На пике своей популярности NBI читал лекции в более чем 80 городах. [15] К 1967 году NBI арендовала целый этаж в Эмпайр-стейт-билдинг «Объективистом» в качестве субарендатора). [16]

В 1968 году Рэнд публично рассталась с Натаниэлем и Барбарой Брэнден. [17] Она обвинила Натаниэля Брандена в «постепенном отходе от принципов объективизма». [17] ее финансовая эксплуатация, связанная с получением бизнес-кредитов, и «умышленный обман нескольких лиц». [18] В ответе, отправленном в список рассылки The Objectivist в 1968 году, Брандены отвергли многие обвинения, выдвинутые против них Рэнда. [19] Результатом их противоречивых требований стал «раскол», поскольку некоторые участники объективистского движения поддержали Бранденов, в то время как другие поддержали отказ Рэнда от них. [20]

NBI был закрыт, а его офисы освобождены, в обстановке, которую Барбара Бранден назвала «полной истерией», когда об этом узнали бывшие студенты. [21] Брандены какое-то время продолжали продавать некоторые записи лекций NBI через новую компанию. [22] но в остальном мало участвовали в движении объективистов, пока не были выпущены их биографические книги о Рэнд. [23] «Объективист» продолжал публиковаться под руководством Рэнда в качестве редактора и Леонарда Пейкоффа в качестве заместителя редактора. Пейкофф также взял на себя роль Натаниэля Брандена в качестве основного лектора по объективизму. [24] Позже Пейкофф описал изгнание Бранденов как первый «из многих расколов, преследовавших объективистское движение». [25]

1970-е годы

[ редактировать ]
Леонард Пейкофф читал лекции по объективизму на протяжении 1970-х годов.

В 1970-е годы Рэнд меньше выступала с публичными выступлениями. Вместо этого она сосредоточилась на написании научно-популярной литературы и на помощи своим ученикам и коллегам в работе, посредством таких усилий, как серия частных семинаров по эпистемологии , которые она провела с 1969 по 1971 год для примерно дюжины студентов и специалистов в области философии, математики и физики. [26] «Объективист» был заменен «Письмом Айн Рэнд». В 1971 году В то время как «Объективист» публиковал статьи многих авторов, «Письмо Айн Рэнд», продаваемое как личный информационный бюллетень Рэнд, публиковало только ее работы (а иногда и работы Леонарда Пейкоффа). [24]

На протяжении десятилетия Пейкофф продолжал предлагать широкой аудитории ряд серий лекций по различным темам, связанным с объективизмом, часто включая новый философский материал. [27] Рэнд тесно сотрудничала с Пейкофф, помогая редактировать его книгу « Зловещие параллели» , для которой она написала введение. [28] В середине 1979 года Питер Шварц начал редактировать и публиковать «Интеллектуальный активист» , издание, которое Рэнд рекомендовала своей аудитории. [29] Один из соратников Рэнда, философ Гарри Бинсвангер , предложил Рэнд свою идею создания мини-энциклопедии объективизма « Лексикон Айн Рэнд: объективизм от А до Я» (1986), и она одобрила проект, увидев образец предложенных отрывков. . Рэнд консультировал его по стандартам включения, но умер до того, как работа была завершена. [30] После закрытия «Календаря объективистов», короткой публикации, в которой перечислялись предстоящие события в рамках объективистского движения, Бинсвангер начала редактировать и публиковать «Форум объективистов» , выходящий раз в два месяца журнал об объективизме, который пользовался поддержкой Рэнд и для которого она работала «философским консультантом». [31]

1980-е годы

[ редактировать ]

После смерти Рэнд 6 марта 1982 года Пейкофф унаследовала ее имущество, включая контроль над авторскими правами на ее книги и произведения (за исключением Anthem , находящихся в общественном достоянии). Вскоре после смерти Рэнда первая книга Пейкоффа «Зловещие параллели вышла ». В 1983 году Пейкофф прочитал серию лекций под названием « Понимание объективизма» . [32] с целью улучшения методологии, используемой при изучении объективизма, как корректировки того, что он называет «рационалистическим» и «эмпиристским» методами мышления.

В 1985 году Леонард Пейкофф и Эд Снайдер основали Институт Айн Рэнд (ARI), первую организацию, занимающуюся изучением и защитой объективизма после закрытия NBI в 1968 году. [33] Институт начал с того, что спонсировал конкурсы эссе по романам Рэнда и распространял статьи, анализирующие мировые события с объективистской точки зрения. [34] В 1987 году институт начал обучение начинающих ученых-объективистов. [35]

Раскол Пейкоффа и Келли

[ редактировать ]

В 1989 году внутри объективистского движения произошел еще один крупный раскол. Питер Шварц раскритиковал Дэвида Келли , философа и лектора, тогда связанного с ARI, за произнесение речи под эгидой Laissez Faire Books (LFB), либертарианского книготорговца . [36] Шварц утверждал, что эта деятельность нарушает объективистский моральный принцип санкции. Другими словами, Келли косвенно оказывал моральное одобрение организации, появляясь на мероприятии, которое она спонсировала. LFB, в свою очередь, был морально нежелательным, поскольку продвигал такие книги, как «Страсти Айн Рэнд» (1986), которые, по утверждению Шварца, были враждебными и дискредитирующими Рэнд и объективизм, а также являлся мировым центром литературы, пропагандирующей анархизм, который Рэнд осудил. как «детский» и субъективистский. [37] (Хотя Шварц не упомянул об этом, Леонард Пейкофф подписывал копии своей книги «Зловещие параллели» на трех мероприятиях LFB в 1982 году. По словам Пейкоффа, позже он разорвал отношения с LFB после того, как ему сказали, что LFB предлагает анархистскую литературу. [38] )

Келли ответил в статье под названием «Вопрос о санкциях», оспорив интерпретацию Шварцем принципа санкции в частности и его интерпретацию моральных принципов в целом. [39] Впоследствии в эссе, опубликованном в «Интеллектуальном активисте» , Пейкофф поддержал точку зрения Шварца и заявил, что аргументы Келли противоречат фундаментальным принципам объективизма. Пейкофф утверждал, что многие необъективистские системы мышления, такие как марксизм, основаны на «нечестных по своей сути идеях», пропаганда которых никогда не должна быть санкционирована. [40] Он объяснил падение НБИ и последующие расколы не «разногласиями в отношении любовных связей, политической стратегии, методов прозелитизма или чьей-либо личности», а «фундаментальной и философской» причиной: «Если вы поймете и примете концепцию «объективности » во всех его значениях, тогда вы принимаете Объективизм, живете согласно ему и уважаете Айн Рэнд за его определение. Если вам не удается полностью понять и принять эту концепцию, независимо от того, является ли ваша неудача преднамеренной или нет, вы в конечном итоге отдаляетесь от Айн. Орбиту Рэнд, или переписать ее точку зрения, или открыто превратиться в ее врага». Те, кто критиковал его позицию, должны были уйти: «Если вы согласны с точкой зрения Брэндена или Келли или чего-то похожего на нее — пожалуйста, выйдите из нашего движения: отбросьте Айн Рэнд, оставьте объективизм в покое. Мы не хотим, чтобы вы и Айн Рэнд были бы не хотел тебя [...]» [40]

Келли ответил на критику Пейкоффа-Шварца в своей монографии « Правда и терпимость » , позже обновленной как «Оспоримое наследие Айн Рэнд» . [41] Он ответил на свой остракизм, основав Институт объективистских исследований (IOS), позже переименованный в Объективистский центр (TOC), а затем в Общество Атласа (TAS), с помощью Эда Снайдера, одного из основателей Института Айн Рэнд. Келли присоединился учёный-объективист Джордж Уолш. [42] и Джим Леннокс, а также бывшие члены коллектива Джоан и Аллан Блюменталь. [43]

1990-е годы

[ редактировать ]

Институт объективистских исследований Келли (IOS) начал публиковать материалы по объективизму и проводить конференции для ученых Рэнд в 1990 году. IOS провел симпозиум по Криса Мэтью Скиабарры книге «Айн Рэнд: Русский радикал» . [44] IOS пригласил Натаниэля [45] и Барбара Брэнден [46] участвовать в деятельности института, фактически вернув их в объективистское движение, и они продолжали появляться на мероприятиях организации до своей смерти в 2014 и 2013 годах соответственно. В 1999 году IOS переименовал себя в Центр объективистов.

книга Пейкофф «Объективизм: философия Айн Рэнд» В 1991 году была опубликована . Это было первое всестороннее изложение философии Рэнда, опубликованное в печати. В 1994 году Институт Айн Рэнд расширил свои образовательные программы до Центра выпускников объективистов (OGC), в котором проводились занятия под руководством Пейкофф, Бинсвангера и Шварца. В 1996 году интеллектуалы ARI прочитали серию лекций по объективизму в Гарварде . [47] ARI увеличила свою известность, организовав акцию протеста против волонтерской инициативы президента Клинтона в 1997 году. [48] ARI привлекла больше внимания своей деятельностью в защиту семьи Элиана Гонсалеса. номинированный на премию Оскар документальный фильм «Айн Рэнд: Чувство жизни » режиссера Майкла Пэкстона В 1996 году вышел .

Ярон Брук был исполнительным директором ARI с 2000 по 2017 год.

В 2000 году Ярон Брук сменил Михаэля Берлинера на посту главы ARI. [49] и ARI расширил свой OGC до Объективистского академического центра (OAC), предлагая курсы для студентов и аспирантов по объективизму, письму, истории, истории философии и истории науки. [50] Несколько классов OAC теперь аккредитованы. [51] На протяжении 2000-х годов ARI расширяла свое присутствие в СМИ, публикуя статьи и предоставляя интеллектуалам интервью в прямом эфире. В 2005 году ARI помогла создать Канадский институт Айн Рэнд, который бесплатно распространяет книги в канадских школах. В 2006 году ARI спонсировала конференцию, посвященную войне с террором . Помимо докладчиков-объективистов, ученые Ближнего Востока Дэниел Пайпс , Роберт Спенсер и редактор датской газеты Флемминг Роуз . лекции читали [52] К 2007 году ARI передала в дар средним школам США 700 000 экземпляров романов Рэнда. [53]

Объективистский центр также претерпел ряд изменений в 2000-х годах. В 2005 году основатель Дэвид Келли ушел с поста исполнительного директора в пользу бывшего ученого Института Катона Эда Хаджинса, в то время как Келли остался на посту главного интеллектуального директора, а институт переехал в Вашингтон, округ Колумбия. [54] В 2006 году организация снова провела ребрендинг, изменив название на The Atlas Society. [55]

В 2009 году Доминго Гарсиа основал Objetivismo Internacional (OI) в Испании, чтобы способствовать распространению объективизма в испаноязычном мире . [56] OI официально не связана ни с какой другой объективистской организацией; однако они тесно сотрудничают с Институтом Айн Рэнд. OI находится в Мурсии, Испания , и Гарсия является ее генеральным директором . [57]

2010-е годы

[ редактировать ]

Центральной целью ARI на протяжении 2010-х годов было распространение объективизма на международном уровне. ARI помогла создать Центр Айн Рэнд в Израиле в октябре 2012 года, Европейский институт Айн Рэнд в апреле 2015 года и Центр Айн Рэнд в Японии в феврале 2017 года. Каждое из этих учреждений связано с ARI, но является отдельным юридическим лицом. В 2017 году Джим Браун сменил Ярона Брука на посту исполнительного директора ARI, а Брук продолжает оставаться председателем совета директоров. [58] В июне 2018 года Таль Цфани, соучредитель израильского Центра Айн Рэнд, занял пост президента и генерального директора ARI. [59]

В 2014 году Карл Барни основал Венчурный фонд объективистов (первоначально венчурный фонд Anthem), который помог финансировать ряд инициатив объективистов, включая The Undercurrent и Израильский центр Айн Рэнд. [60]

В 2016 году Израильский центр Айн Рэнд учредил премию «Атлас» за лучший израильский стартап, ежегодно вручаемую на Тель-Авивской фондовой бирже . [61] В число судей премии входят Ярон Брук и Шломо Калиш . [62] Moovit стал первым лауреатом награды в 2016 году. Zebra Medical Vision получила награду в 2017 году, а Innoviz — в 2018 году. [61] [63]

В 2016 году Objetivismo USA была основана как 501(c)(3) некоммерческая организация в Нью-Йорке , штат Нью-Йорк, как дочерняя организация Objetivismo Internacional. [64] Ее генеральным директором является Эдвин Томпсон. [57]

В 2010-х годах в обществе «Атлас» также сменилось руководство. В 2011 году Аарон Дэй сменил Эда Хаджинса на посту исполнительного директора The Atlas Society. [65] а 1 марта 2016 года Общество Атласа объявило Дженнифер Гроссман своим новым генеральным директором. [66]

Объективизм в академических кругах

[ редактировать ]

Несмотря на то, что несколько членов The Collective были аспирантами философии Нью-Йоркского университета , [67] Объективизм начал серьезно вторгаться в академическую философию только в 1980-х годах. Сама Рэнд с большим пренебрежением относилась к современной академической среде, ссылаясь на плохое состояние американских университетов, особенно гуманитарных , как на источник многих проблем страны. [68] и Пейкофф выразил аналогичные чувства в начале 1990-х годов, заявив, что его книга об объективизме «написана не для ученых, а для людей (включая любых ученых, которые имеют на это право)». [69] Институт Айн Рэнд первоначально сосредоточился на продвижении объективизма независимо от академических кругов, поставляя бесплатные книги в средние школы и университеты, спонсируя конкурсы эссе для студентов и программы поддержки для учителей и профессоров, заинтересованных в изучении и преподавании идей Рэнд. [70]

В 1970-е годы объективизму уделялось ограниченное академическое внимание. В 1971 году Уильям Ф. О'Нил опубликовал « С благотворительностью ни к чему: анализ философии Айн Рэнд» , в которой он представляет академическое обсуждение объективизма. Хотя он заявляет о недостатках мышления Рэнд, он выражает восхищение ее усилиями, и особенно ее способностью мотивировать читателей думать о философских проблемах. [71] На протяжении оставшейся части десятилетия Рэнд время от времени обсуждалась в научных журналах. [72]

Тринадцать лет спустя появилось второе академическое исследование объективизма длиной в книгу. Это был сборник эссе под названием «Философская мысль Айн Рэнд» (1984) под редакцией Дугласа Ден Уила и Дугласа Расмуссена. Это также была первая книга о идеях Рэнд, опубликованная после ее смерти. Ден Уйл и Расмуссен приложили особые усилия, чтобы привлечь более серьезное внимание ученых к объективизму, поддерживая высокие научные стандарты эссе в своей книге. [73]

В 1987 году известный ученый- аристотель и студент Рэнд Аллан Готтелф вместе с Джорджем Уолшем и Дэвидом Келли стал соучредителем Общества Айн Рэнд. [74] который связан с Американской философской ассоциацией . Среди участников-необъективистов были Джэгвон Ким и Сьюзен Хаак . [75]

В 1995 году Крис Мэтью Скиабарра опубликовал «Айн Рэнд: Русский радикал» — академическое исследование идей и интеллектуальной истории Рэнда. [44] Библиограф Рэнда Мими Райзель Гладштейн назвала работу Скиабарры «важной вехой в исследованиях Рэнда». [76] Три года спустя Скиабарра объявил о «ренессансе» исследований о Рэнд, отметив, что его книга была лишь «одним из пятнадцати названий книг, посвященных Рэнд, которые были опубликованы с 1995 года, наряду с бесчисленными статьями и другими ссылками на ее работу». [77] Однако он также отметил, что не все материалы представляют «глубокий научный интерес». [78]

В 2001 году Джон П. Маккаски основал Фонд стипендий объективистов Anthem, который спонсирует работу профессоров, связанных с Институтом Айн Рэнд. [79] По состоянию на 2007 год существовало 13 таких стипендий для изучения объективизма в университетах США, в том числе в Питтсбургском университете и Техасском университете в Остине . [70] [80] В 2006 году Фонд Anthem совместно с Питтсбургским университетом провел конференцию по философии науки под названием «Концепции и объективность: знания, наука и ценности». Среди участников были объективисты Онкар Гейт, Аллан Готтелф , Джеймс Дж. Леннокс , Гарри Бинсвангер и Тара Смит , а также известные философы-аналитики Дэвид Соса , А. П. Мартинич и Питер Рейлтон . [81] Другие объективисты, не все из которых связаны с ARI, получили поддержку от программы Благотворительного фонда BB&T по поддержке изучения капитализма. [82] В 2010 году Маккаски был вынужден уйти из Института Айн Рэнд , а затем ушел из Anthem Foundation. [83]

В 2006 году издательство Кембриджского университета опубликовало Тары Смит книгу «Нормативная этика Айн Рэнд: Добродетельный эгоист» . [84]

С 1999 года «Журнал исследований Айн Рэнд » под редакцией Стивена Д. Кокса , Криса Мэтью Скиабарры и Р. У. Брэдфорда (до его смерти в 2005 году) издавался раз в полгода как «беспартийный» научный форум для обсуждения Работа Рэнда и ее применение во многих областях. [85] Журнал и хранится издается издательством Пенсильванского университета в архиве CLOCKSS Стэнфордского университета. [86] Ни один из его редакторов не связан с Институтом Айн Рэнд, и никто, связанный с ARI, не участвовал в его обменах с 2002 года. [ нужна ссылка ]

Студенческий активизм

[ редактировать ]

Объективизм по-прежнему популярен в университетских кампусах: десятки студенческих групп занимаются продвижением и изучением философии объективизма. [87] распространение в США, Австралии, Канаде, Гватемале, [88] Израиль, Нидерланды, Новая Зеландия и Норвегия. [89] Эти клубы часто выставляют докладчиков на спорные темы, такие как аборты, религия и внешняя политика, часто вступая в союз с консервативными (а иногда и либеральными) организациями для организации своих мероприятий. Например, Клуб объективизма Нью-Йоркского университета организовал совместную дискуссию по карикатурам на Мухаммеда , получившую общенациональное освещение из-за цензуры карикатур Нью-Йоркским университетом. [90] Несколько десятков спикеров спонсируются Институтом Айн Рэнд. [91] и другие организации, которые каждый год проводят туры по стране, рассказывая об объективизме.

Институт Айн Рэнд потратил 5 миллионов долларов на образовательные программы, продвигающие объективизм, включая стипендии и клубы. Эти клубы часто получают образовательные материалы и докладчиков от ARI. Есть также несколько конференций, организованных различными организациями, которые каждое лето собирают несколько сотен участников и включают курсы по философии и презентации новых публикаций и исследований. Студенческий журнал The Undercurrent издается для колледжей по всей территории Соединенных Штатов. [92]

Есть ряд писателей, которых нельзя отнести к объективистам, но которые все же демонстрируют значительное влияние объективизма в своих произведениях. Среди них выделяется Джон Хосперс , заслуженный профессор философии Университета Южной Калифорнии , который считает, что политические идеи Рэнда помогли сформировать его собственные идеи. [93] в то время как в других областях сохранялись резкие различия. Другой — Мюррей Ротбард , который, как и Рэнд, защищал волю, Аристотеля и естественные права . [94] но который также защищал анархизм , который был анафемой для Рэнд. В эту категорию также входят журналистка Эдит Эфрон , ученый Петр Бекманн и писатель Чарльз Мюррей .

Критика и ответы

[ редактировать ]

На протяжении многих лет некоторые критики обвиняли объективистское движение в том, что оно является культом или подобным культу, а Рэнд - в том, что он является культовой фигурой. Термин «Рандроид» ( сочетание слов «Рэнд» и « андроид ») использовался, чтобы вызвать образ « роботов, имитирующих Галта , созданных культом». [95]

Предложения о культовом поведении со стороны объективистов появились еще во времена НБР. По мере роста освещения в СМИ начали появляться статьи, в которых упоминался «культ Айн Рэнд» и сравнивались ее с различными религиозными лидерами. [96] Терри Тичаут описал NBI как «квазикульт, вращавшийся вокруг обожания Айн Рэнд и ее вымышленных героев», который «распался», когда Рэнд рассталась с Натаниэлем Бранденом. [97] В 1968 году психолог Альберт Эллис после публичных дебатов с Натаниэлем Бранденом опубликовал книгу, в которой утверждал, что объективизм был религией, практики которой включали «сексуальный пуританство», «абсолютизм», «проклятие и осуждение» и «обожествление». Айн Рэнд и ее вымышленных героев. [98] В своих мемуарах Натаниэль Бранден сказал о The Collective и NBI, что «в нашем мире был культовый аспект [...] Мы были группой, организованной вокруг харизматического лидера, члены которой судили о характере друг друга главным образом по лояльности этому лидеру и ее идеи». [99]

В 1972 году либертарианский писатель Мюррей Ротбард начал в частном порядке распространять эссе на тему «Социология культа Айн Рэнд», в котором он писал:

Если вопиющие внутренние противоречия ленинистских культов делают их интригующими объектами исследования, то в еще большей степени это касается культа Айн Рэнд... [f] или не только культ Рэнд был явно атеистическим, антирелигиозным и восхваляющим Разум; оно также поощряло рабскую зависимость от гуру во имя независимости; обожание и повиновение лидеру во имя индивидуальности каждого человека; и слепые эмоции и вера в гуру во имя Разума. [100]

Ротбард также писал, что «руководящим духом рэндианского движения была не свобода личности… а, скорее, личная власть Айн Рэнд и ее ведущих учеников». [100]

В 1990-х годах Майкл Шермер утверждал, что объективистское движение демонстрирует такие характеристики религиозных культов, как почитание и безошибочность лидера; скрытые планы; финансовая и/или сексуальная эксплуатация; и убеждения, что это движение обеспечивает абсолютную истину и абсолютную мораль. Шермер утверждал, что определенные аспекты объективистской эпистемологии и этики способствуют культовому поведению:

[А] как только группа становится окончательным моральным арбитром действий других людей, особенно когда ее члены верят, что открыли абсолютные стандарты добра и зла, это становится началом конца толерантности и, следовательно, разума. и рациональность. Именно эта характеристика в большей степени, чем любая другая, делает культ, религию, нацию или любую другую группу опасными для свободы личности. Его абсолютизм был самым большим недостатком объективизма Айн Рэнд, самого невероятного культа в истории. [101]

В 1999 году Джефф Уокер опубликовал «Культ Айн Рэнд» . В одном отрывке Уокер сравнил объективизм с дианетическими практиками Саентологии , которые многие считают культом. Оба, утверждает Уокер, представляют собой тоталитарные наборы убеждений, которые защищают «этику масс, основанную на выживании как разумного существа». Уокер продолжает: «Дианетика использовала рассуждения, несколько похожие на рассуждения Рэнда о мозге как машине. [...] Оба имеют высший разум, перепрограммирующий остальную часть разума». Уокер далее отмечает, что обе философии утверждают, что основаны на науке и логике. [102] Книга Уокера вызвала критику со стороны ученых Рэнда. Крис Мэтью Скиабарра раскритиковал объективность и эрудицию Уокера. [103] Мими Райзель Гладштейн написала, что тезис Уокера «сомнителен и часто зависит от инсинуаций, а не от логики». [104] Р. У. Брэдфорд назвал это «просто раздражающим» для ученых. [105]

Заявления о культизме продолжались и в последние годы. В 2004 году Томас Сас написал в поддержку эссе Ротбарда 1972 года: [106] а в 2006 году Альберт Эллис опубликовал обновленное издание своей книги 1968 года, в которое вошли положительные ссылки на книгу Уокера. [107] Точно так же Уолтер Блок , выражая восхищение некоторыми идеями Рэнд и отмечая ее сильное влияние на либертарианство , описывал объективистское движение как «крошечный распадающийся культ». [108]

Рэнд заявил, что «я не секта», [109] и сказала в 1961 году, что ей не нужны «слепые последователи». [110] После краха НБИ она заявила, что даже не хочет организованного движения. [111]

Джим Перон ответил Шермеру, Ротбарду и другим аргументом, что сходство с культами в лучшем случае поверхностно, а обвинения в культизме, направленные против объективистов, являются ad hominem нападками . По его словам, объективизму не хватает слоев инициации, иерархии, обязательств, затрат или физического принуждения:

Я не понимаю, как бестелесная философия может стать культом. Я говорю, что объективизм был бестелесным, потому что не было объективистской организации, к которой можно было бы присоединиться. Институт Натаниэля Брандена читал лекции, но не имел членства. Вы могли подписаться на рассылку новостей, но не могли присоединиться. Объективизм был и остается бесструктурным. А без структуры не может быть культа. [...] Подавляющее большинство самопровозглашенных объективистов — это люди, которые читали работы Рэнд и соглашались с ней. Большинство из них никогда не посещали собрания объективистов и не подписывались на какой-либо информационный бюллетень объективистов. [112]

В 2001 году давняя соратница Рэнда Мэри Энн Сурес заметила:

Некоторые критики пытались превратить ее уверенность в желание с ее стороны быть авторитетом в плохом смысле слова и обвиняли ее в догматичности, в требованиях беспрекословного согласия и слепой преданности. Они пытались, но безуспешно, превратить ее в лидера культа, а последователей ее философии в культистов, которые принимают, не задумываясь, все, что она говорит. Это самое несправедливое обвинение; это действительно извращенно. Беспрекословное согласие – это именно то, чего не хотела Айн Рэнд. Она хотела, чтобы вы думали и действовали независимо, не принимали выводы, потому что она так сказала, а потому, что вы пришли к ним, используя свой разум независимо и из первых рук. [113]

Тем временем Шермер, считающий себя поклонником Рэнд, смягчил свои суждения. Противопоставляя «подход тяжелого молота» Пейкоффа «подходу большой палатки» Общества Атласа, Шермер сказал Эду Хаджинсу: «Если мы достаточно близки к одной и той же странице во многих вещах, я думаю, что полезнее немного отрезать людям некоторые вещи». Я не вижу смысла говорить: «Вам не должен был понравиться этот фильм, потому что, в конечном счете, если бы вы были объективистом, вам бы не понравился». Думаю, я возражал против такого рода суждений, высказанных некоторыми объективистами». [114]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Об авторе» в Рэнде, 1992 , стр. 1170–71.
  2. ^ Бранден 1986 , с. 254 для группы. Публично она называла их «выпуском 43-го года» после года «Источника» публикации . ср . Бейкер 1987 , с. 18 и Гладштейн 1999 , с. 15.
  3. ^ Бриттинг 2004 , с. 88; Бранден 1986 , с. 254.
  4. ^ Пакстон 1998 , с. 156; Гринспен 2007 , с. 40
  5. ^ Бранден 1986 , с. 254.
  6. ^ Гринспен 2007 , с. 51
  7. ^ Гринспен 2007 , с. 40; Пакстон 1998 , с. 156.
  8. ^ Гринспен 2007 , стр. 40–41.
  9. ^ Бранден 1986 , стр. 254–255; Пакстон 1998 , стр. 156.
  10. ^ Бриттинг 2004 , с. 95; Бейкер 1987 , с. 18; Бранден 1999 , с. 255; Бранден 1986 , стр. 307, 312–313.
  11. ^ Jump up to: а б Пожар в 1986 году
  12. ^ Пожар 1999 года
  13. ^ Гессен 1999 , стр. 351–352.
  14. ^ Хеллер 2009 , с. 320
  15. ^ Информационный бюллетень объективистов, том. 4 нет. 12
  16. ^ Хеллер 2009 , стр. 350, 373.
  17. ^ Jump up to: а б Рэнд 1968 , с. 449.
  18. ^ Рэнд 1968 , стр. 452–453; ср . Доэрти 2007 , с. 334.
  19. ^ Бранден 1986 , стр. 354–355; Доэрти 2007 , стр. 334–335.
  20. ^ Доэрти 2007 , стр. 334–336; Бейкер 1987 , стр. 24–25; Бранден 1986 , стр. 355–356; Гладштейн 1999 , с. 18; Уокер 1999 , стр. 43–46. Бейкер и Уокер используют термин «раскол», как и Пейкофф 1989 , стр. 1, 5.
  21. ^ Бранден 1986 , стр. 351–352; ср . Рэнд 1968 , с. 455.
  22. ^ Хольцер, Генри Марк (май 1969 г.). «Официальное уведомление». Объективист . 8 (5): 656.
  23. ^ Branden 1986 и Branden 1999 , которые первоначально были выпущены в 1989 году под названием Judgment Day: My Years with Ayn Rand .
  24. ^ Jump up to: а б Гессен 1999 , с. 353.
  25. ^ Пейкофф 1989 , с. 5.
  26. ^ Бернс 2009 , с. 250
  27. ^ «Основатели западной философии» (1972) и «Философия объективизма» (1976)
  28. ^ Хеллер 2009 , стр. 386–387.
  29. ^ Бернс 2009 , с. 276
  30. ^ Бинсвангер, Гарри (1986). Лексикон Айн Рэнд: объективизм от А до Я. Нью-Йорк: Новая американская библиотека. ISBN  0-453-00528-4 .
  31. ^ «Читателям объективистского форума». Объективистский форум . 1 (1). Февраль 1980 года.
  32. ^ «Объявления». Объективистский форум . 3 (3): 16 июня 1983 г.
  33. ^ «Объявления». Объективистский форум . 5 (6): 13–15. Декабрь 1984 года.
  34. ^ Берлинер, Майкл С. (октябрь 1985 г.). «Отчет Института Айн Рэнд». Объективистский форум . 6 (5): 14–15.
  35. ^ Влияние (информационный бюллетень Института Айн Рэнд), июнь 2003 г.
  36. ^ Келли 2000 , с. 13.
  37. ^ Шварц, Питер (27 февраля 1989 г.). «О санкциях против санкционистов». Интеллектуальный активист . 4 (20): 1.
  38. ^ Рэмси, Брюс (январь – февраль 2008 г.). « Laissez-Faire : RIP?» . Свобода . 22 (1). Архивировано из оригинала 11 мая 2009 года . Проверено 25 июля 2009 г.
  39. Статья Келли сначала распространялась в частном порядке, но воспроизведена в виде приложения в Kelley 2000 , стр. 113–117.
  40. ^ Jump up to: а б Пейкофф 1989 г.
  41. ^ Келли, Дэвид (1990). Правда и Терпимость . Вербанк, Нью-Йорк: Институт объективистских исследований. Пересмотрено как Келли 2000 .
  42. ^ Уолш, Джордж (17 ноября 1989 г.). «Заявление». Интеллектуальный активист . 5 (3): 5.
  43. ^ «Летний семинар 1995 г.: Биографии преподавателей» . Объективистский центр . 1995. Архивировано из оригинала 7 февраля 2009 года . Проверено 28 июля 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  44. ^ Jump up to: а б Скиабарра 1995 г.
  45. ^ «Летний семинар 1996» . Объективистский центр . 1996. Архивировано из оригинала 17 февраля 2007 года . Проверено 28 июля 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  46. ^ «Летний семинар 1999» . Объективистский центр . 1999. Архивировано из оригинала 24 июня 2007 года . Проверено 28 июля 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  47. ^ Влияние декабря 2006 г.
  48. ^ «Сайт АРИ» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2009 года . Проверено 28 февраля 2009 г.
  49. ^ Влияние марта 2000 г.
  50. ^ Влияние сентября 2000 г.
  51. ^ «Сайт ОАК» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2014 года . Проверено 18 марта 2007 г.
  52. ^ «Джихад против Запада» . Архивировано из оригинала 5 февраля 2007 года . Проверено 18 марта 2007 г.
  53. ^ Влияние февраля 2007 г.
  54. ^ «Центр объективистов переезжает в Вашингтон» . 15 декабря 2004 г. Архивировано из оригинала 19 ноября 2005 г.
  55. ^ «Общество Атлас и названия объективистского центра» . Общество Атласа. 5 июня 2006 года. Архивировано из оригинала 12 марта 2007 года . Проверено 16 июня 2006 г.
  56. ^ «Интернациональный объективизм» . AtlasNetwork.com . Архивировано из оригинала 8 октября 2017 года . Проверено 27 октября 2017 г.
  57. ^ Jump up to: а б "О нас" . Objetivismo.org . Архивировано из оригинала 8 октября 2017 года . Проверено 27 октября 2017 г.
  58. ^ Холлеран, Скотт (17 февраля 2017 г.). «Джим Браун, новый генеральный директор Института Айн Рэнд: «Культура и общество могут выглядеть довольно иррационально. Достаточно взглянуть на последние выборы » . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 5 августа 2017 года . Проверено 14 июля 2017 г.
  59. ^ Биддл, Крейг (28 марта 2018 г.). «Тал Цфани: следующий президент и генеральный директор Института Айн Рэнд» . TheObjectiveStandard.com . Архивировано из оригинала 5 апреля 2018 года . Проверено 5 апреля 2018 г.
  60. ^ «Первые тридцать лет Института Айн Рэнд (OCON 2015)» . Институт Айн Рэнд. 16 сентября 2015 года. Архивировано из оригинала 24 мая 2019 года . Проверено 5 декабря 2017 г.
  61. ^ Jump up to: а б Шапира, Ариэль. «Tech Talk: израильские компании из списка Fortune 500» . JPost.com . Архивировано из оригинала 9 ноября 2017 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
  62. ^ «В духе Айн Рэнд, израильское предпринимательство получит импульс» . TimesofIsrael.com . Архивировано из оригинала 21 февраля 2021 года . Проверено 15 ноября 2017 г.
  63. ^ Рафаэлла Гойхман Амитай Зив. «Innoviz выиграла премию Atlas Award за стартапы, приносящие исключительную пользу обществу» . Маркер . Архивировано из оригинала 19 июля 2018 года . Проверено 19 июля 2018 г.
  64. ^ «OBJETIVISMO USA, INC. | Справочник компаний Нью-Йорка» . Архивировано из оригинала 27 октября 2017 года . Проверено 23 мая 2020 г.
  65. ^ «Общество Атлас объявляет Аарона Дэя новым генеральным директором и назначает новый консультативный совет» (пресс-релиз). ПРВеб. 19 октября 2012. Архивировано из оригинала 28 ноября 2013 года . Проверено 18 ноября 2013 г.
  66. ^ «Общество Атлас приветствует Дженнифер Анджу Гроссман в качестве своего нового генерального директора» . Общество Атлас . Архивировано из оригинала 11 августа 2017 года . Проверено 10 августа 2017 г.
  67. ^ Пейкофф, Леонард. Леонард Пейкофф своими словами (DVD). Северная река Продакшнс.
  68. ^ Рэнд, Айн (1961). Для нового интеллектуала . Печатка. ISBN  0-451-16308-7 .
  69. ^ Пейкофф, Леонард (1993). Объективизм: философия Айн Рэнд . Нью-Йорк: Меридиан. п. xiv. ISBN  978-0-452-01101-4 .
  70. ^ Jump up to: а б «Об ОРЗ» . Архивировано из оригинала 29 января 2014 года . Проверено 25 июля 2007 г.
  71. ^ О'Нил, Уильям Ф. (1971). С благотворительностью ни к чему: анализ философии Айн Рэнд . Нью-Йорк: Философская библиотека. ISBN  0-8022-2034-7 . ; ср. обсуждение книги О'Нила в Гладштейне 1999 , с. 100.
  72. ^ Например: Нозик, Роберт (весна 1971 г.). «О аргументе Рэндиана». Персоналист . 52 : 282–304. ; Гордон, Филип (осень 1977 г.). «Эктрофлективный герой: взгляд на Айн Рэнд». Журнал популярной культуры . 10 (4): 701–710. дои : 10.1111/j.0022-3840.1977.1004_701.x . ; Гладштейн, Мими Р. (февраль 1978 г.). «Айн Рэнд и феминизм: маловероятный союз». Колледж английского языка . 39 (6): 25–30. дои : 10.2307/375869 . JSTOR   375869 . ; и Ден Уил, Дуглас; Расмуссен, Дуглас (апрель 1978 г.). «Нозик о аргументе Рэндиана». Персоналист . 59 : 184–205.
  73. ^ Гладштейн 1999 , стр. 101–102.
  74. ^ Томас, Уильям (апрель 2000 г.). «Айн Рэнд через две линзы» . Навигатор . 3 (4): 15–19. Архивировано из оригинала 25 июля 2012 года . Проверено 24 августа 2012 г.
  75. ^ «Общество Айн Рэнд» . Архивировано из оригинала 25 августа 2012 года . Проверено 30 мая 2009 г.
  76. ^ Гладштейн 1999 , с. 106.
  77. ^ Скиабарра 1998 , с. 132.
  78. ^ Скиабарра 1998 , с. 133.
  79. ^ Влияние июля 2003 г.
  80. ^ Фрике, Эрика (лето 2004 г.). «Следуйте разуму: объективистская точка зрения» . Журнал Питт . Архивировано из оригинала 11 июня 2007 года . Проверено 25 июля 2007 г.
  81. ^ «Концепции и объективность» (PDF) . 2006. Архивировано (PDF) из оригинала 9 июля 2007 года . Проверено 23 июля 2007 г.
  82. ^ «Программы BB&T» . Архивировано из оригинала 3 сентября 2011 года . Проверено 25 июля 2009 г.
  83. ^ «Институт Айн Рэнд против Джона Маккаски» . Архивировано из оригинала 8 марта 2017 года . Проверено 7 марта 2017 г.
  84. ^ Смит, Тара (2006). Нормативная этика Айн Рэнд: Добродетельный эгоист . Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-86050-4 .
  85. ^ «Журнал исследований Айн Рэнд» . Архивировано из оригинала 15 сентября 2002 года . Проверено 25 июля 2007 г.
  86. ^ Скиабарра, Кристофер Мэтью (10 сентября 2012 г.). «Блог Кристофера Мэтью Скиабарры» . Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 года . Проверено 23 ноября 2017 г.
  87. ^ Гладштейн 2009 , с. 114
  88. ^ Дикерсон, Марла (6 июня 2008 г.). «Левое мышление исключено из программы» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 10 декабря 2008 года . Проверено 30 мая 2009 г.
  89. ^ Коэн, Дэвид (7 декабря 2001 г.). «Растущая обеспокоенность» . Хранитель . Проверено 31 мая 2009 г.
  90. ^ Эпштейн, Дэвид (20 марта 2006 г.). «Показывать или не показывать мультфильм о Мухаммеде» . Внутри высшего образования . Архивировано из оригинала 20 апреля 2009 года . Проверено 31 мая 2009 г.
  91. ^ «Спикеры и писатели ARC» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2009 года . Проверено 30 мая 2009 г.
  92. ^ « Подводное течение » . Архивировано из оригинала 5 апреля 2005 года . Проверено 30 мая 2009 г.
  93. ^ Хосперс, Джон (1971). Либертарианство . Лос-Анджелес: Нэш. ISBN  9780840211637 .
  94. ^ Индивидуализм и методология социальных наук , Cato Paper no. 4, Институт Катона , 1979 г., и «Этика свободы» , Humanities Press, 1982 г.
  95. ^ Уокер 1999 , с. 38
  96. ^ Гладштейн 1999 , стр. 111–112. Гладштейн цитирует статьи под названием «Любопытный культ Айн Рэнд», «Культ Айн Рэнд» и «Культ разгневанной Айн Рэнд», а также сравнения Рэнд с Жанной д’Арк и Эйми Семпл Макферсон .
  97. ^ Тичаут, Терри (июль 1986 г.). «Богиня, которая потерпела неудачу» . Комментарий .
  98. ^ Эллис, Альберт (1968). Является ли объективизм религией? . Нью-Йорк: Лайл Стюарт. Эллис не использовал слово «культ».
  99. ^ Бранден, Натаниэль (1989). Судный день: Мои годы с Айн Рэнд . Бостон: Хоутон Миффлин. п. 256 . ISBN  0-395-46107-3 .
  100. ^ Jump up to: а б Ротбард, Мюррей . «Социология культа Айн Рэнд» . Архивировано из оригинала 2 декабря 2016 года . Проверено 31 мая 2009 г. Эссе Ротбарда позже было отредактировано и напечатано в виде брошюры журналом Liberty в 1987 году и Центром либертарианских исследований в 1990 году.
  101. ^ Шермер, Майкл (1997). «Самый невероятный культ». Почему люди верят в странные вещи . Нью-Йорк: WH Freeman and Company. ISBN  0-7167-3090-1 . Эта глава представляет собой переработанную версию Шермер, Майкл (1993). «Самый маловероятный культ в истории». Скептик . 2 (2): 74–81.
  102. ^ Уокер1999 , с. 274
  103. ^ Скиабарра, Крис Мэтью (март – апрель 1999 г.). «Книги для рандомных исследований» . Полный контекст . 11 (4): 9–11. Архивировано из оригинала 26 октября 2020 года . Проверено 22 июня 2006 г.
  104. ^ Гладштейн 1999 , с. 108.
  105. ^ Брэдфорд, RW (февраль 1999 г.). «Айн Рэнт» . Свобода . 13 (2). Архивировано из оригинала 11 февраля 2005 года.
  106. ^ Сас, Томас (2004). Вера в свободу: либертарианские принципы и психиатрическая практика . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Книги транзакций. стр. 124–126. ISBN  0-7658-0244-9 .
  107. ^ Эллис, Альберт (2006). Являются ли капитализм, объективизм и либертарианство религиями? Да! . Санта-Барбара, Калифорния: Уолден Три. ISBN  1-4348-0885-8 .
  108. ^ Блок, Уолтер (лето 2000 г.). «Либертарианство против объективизма: ответ Питеру Шварцу» (PDF) . Архивированные документы (26): 60. Архивировано (PDF) из оригинала 11 января 2012 г. . Проверено 2 мая 2012 г.
  109. ^ «Айн Рэнд Фил Донахью, Часть 5» . Ютуб . Архивировано из оригинала 21 февраля 2021 года . Проверено 23 мая 2020 г.
  110. ^ Рэнд, Айн (1995). Берлинер, Майкл С. (ред.). Письма Айн Рэнд . Нью-Йорк: Даттон. п. 592 . ISBN  0-525-93946-6 . В письме Иде Макен (10 декабря 1961 г.) Рэнд писала: « Слепой последователь — это именно то, что осуждает моя философия и что я отвергаю. Объективизм — это не мистический культ». (выделено в оригинале)
  111. ^ Рэнд 1968a , с. 471 «Поэтому я хочу решительно заявить, что объективизм не является организованным движением и никто не должен рассматривать его как таковой».
  112. ^ Перон, Джим (31 июля 2000 г.). «Является ли объективизм культом? Часть 4: Понимание культов» . Газета Laissez-Faire City Times . 4 (31). Архивировано из оригинала 14 октября 2002 года . Проверено 29 июля 2009 г.
  113. ^ Сурес, Мэри Энн и Сурес, Чарльз (2001). Грани Айн Рэнд . Лос-Анджелес: Издательство Института Айн Рэнд. п. 29. ISBN  0-9625336-5-3 . Архивировано из оригинала 16 марта 2009 года . Проверено 31 мая 2009 г. (выделено в оригинале)
  114. ^ Хаджинс, Эдвард (январь – февраль 2007 г.). «Интервью с Майклом Шермером» . Новый Индивидуалист . Объективистский центр. Архивировано из оригинала 30 апреля 2014 года . Проверено 29 апреля 2014 г.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a0d65b91db57d52749c0557fc007a0ab__1713086520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a0/ab/a0d65b91db57d52749c0557fc007a0ab.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Objectivist movement - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)