Чугун
Стали |
---|
![]() |
Фазы |
Микроструктуры |
Классы |
Другие материалы на основе железа |
Чугун это класс железоуглеродистых сплавов с содержанием углерода более 2 % — и кремния около 1–3%. [ 1 ] Его полезность обусловлена его относительно низкой температурой плавления. Легирующие элементы определяют форму, в которой появляется углерод: углерод в белом чугуне объединен в карбид железа , называемый цементитом , который очень тверд, но хрупок, так как позволяет трещинам проходить насквозь; Серый чугун имеет чешуйки графита, которые отклоняют проходящие трещины и вызывают бесчисленное количество новых трещин по мере разрушения материала, а ковкий чугун имеет сферические графитовые «узелки», которые препятствуют дальнейшему развитию трещины.
Углерод (C) в количестве от 1,8 до 4% по весу и кремний (Si) в количестве 1–3% по весу являются основными легирующими элементами чугуна. Сплавы железа с более низким содержанием углерода известны как стали .
Чугун имеет тенденцию быть хрупким , за исключением ковкого чугуна . Благодаря относительно низкой температуре плавления, хорошей текучести, литейным качествам , отличной обрабатываемости , устойчивости к деформации и износостойкости , чугуны стали конструкционным материалом с широким спектром применения и используются в трубах , машинах и деталях автомобильной промышленности , таких как цилиндры. головки , блоки цилиндров и корпуса коробки передач . Некоторые сплавы устойчивы к повреждению вследствие окисления . В общем, чугун сваривать очень сложно .
Самые ранние чугунные артефакты датируются V веком до нашей эры и были обнаружены археологами на территории современного Цзянсу , Китай. Чугун использовался в древнем Китае для войны, сельского хозяйства и архитектуры. [ 2 ] В 15 веке нашей эры чугун стал использоваться для изготовления пушек в Бургундии , Франции и в Англии во время Реформации . Количество чугуна, используемого для пушек, требовало крупномасштабного производства. [ 3 ] Первый чугунный мост был построен в 1770-х годах Авраамом Дарби III и известен как Железный мост в Шропшире , Англия. Чугун также использовался при строительстве зданий .
Производство
[ редактировать ]Чугун производят из чугуна , который является продуктом плавки железной руды в доменной печи . Чугун можно производить непосредственно из расплавленного чугуна или путем переплавки чугуна. [ 4 ] часто вместе со значительными количествами железа, стали, известняка, углерода (кокса) и предпринимая различные шаги для удаления нежелательных загрязнений. Из расплавленного железа можно выжечь фосфор и серу , но при этом выгорает и углерод, который необходимо заменить. В зависимости от применения содержание углерода и кремния регулируется до желаемого уровня, который может составлять от 2–3,5% и 1–3% соответственно. При желании в расплав затем добавляют другие элементы перед получением окончательной формы путем литья . [ нужна ссылка ]

Чугун иногда плавят в доменной печи особого типа, известной как вагранка , но в современных применениях его чаще плавят в электрических индукционных печах или электродуговых печах. [ 5 ] После завершения плавки расплавленный чугун сливают в раздаточную печь или ковш. [ нужна ссылка ]
Типы
[ редактировать ]Легирующие элементы
[ редактировать ]
Свойства чугуна изменяются путем добавления различных легирующих элементов или присадок . После углерода . кремний является наиболее важным сплавом, поскольку он вытесняет углерод из раствора Низкий процент кремния позволяет углероду оставаться в растворе, образуя карбид железа и производя белый чугун. Высокий процент кремния вытесняет углерод из раствора, образуя графит и производя серый чугун. Другие легирующие агенты, марганец , хром , молибден , титан и ванадий , противодействуют кремнию и способствуют удержанию углерода и образованию этих карбидов. Никель и медь повышают прочность и обрабатываемость, но не изменяют количество образующегося графита. Углерод в виде графита делает железо более мягким, уменьшает усадку, снижает прочность и плотность. Сера , если она присутствует, в основном является загрязнителем, образует сульфид железа , который предотвращает образование графита и увеличивает твердость . Сера делает расплавленный чугун вязким, что приводит к появлению дефектов. Чтобы противостоять воздействию серы, марганец добавляется , потому что они образуют сульфид марганца вместо сульфида железа. Сульфид марганца легче расплава, поэтому он имеет тенденцию всплывать из расплава в шлак . Количество марганца, необходимое для нейтрализации серы, составляет 1,7 × содержание серы + 0,3%. Если добавить больше этого количества марганца, то образуется карбид марганца , повышающий твердость и охлаждение , за исключением серого чугуна, где до 1% марганца увеличивает прочность и плотность. [ 6 ]
Никель является одним из наиболее распространенных легирующих элементов, поскольку он измельчает перлитную и графитовую структуру, повышает ударную вязкость и выравнивает разницу в твердости между толщинами сечений. Хром добавляется в небольших количествах для уменьшения содержания свободного графита, получения охлаждения и потому, что он является мощным стабилизатором карбида ; никель часто добавляют вместе. небольшое количество олова Вместо 0,5% хрома можно добавить . Медь добавляют в ковш или печь в количестве порядка 0,5–2,5% для уменьшения охлаждения, очистки графита и повышения текучести. Молибден добавляется примерно 0,3–1% для увеличения охлаждения и улучшения структуры графита и перлита; его часто добавляют вместе с никелем, медью и хромом для получения высокопрочного железа. Титан добавляется в качестве дегазатора и раскислителя, но он также повышает текучесть. Ванадий в количестве 0,15–0,5% добавляют в чугун для стабилизации цементита, повышения твердости и устойчивости к износу и нагреву. Цирконий в концентрации 0,1–0,3% способствует образованию графита, раскислению и повышению текучести. [ 6 ]
В расплавы ковкого железа висмут добавляют в количестве 0,002–0,01%, чтобы увеличить количество добавляемого кремния. В белый чугун бор добавляется для получения ковкого железа; это также уменьшает огрубляющий эффект висмута. [ 6 ]
Серый чугун
[ редактировать ]
Серый чугун характеризуется графитовой микроструктурой, из-за которой изломы материала имеют серый вид. Это наиболее часто используемый чугун и наиболее широко используемый литой материал в зависимости от веса. Химический состав большинства чугунов состоит из 2,5–4,0% углерода, 1–3% кремния и остального железа. Серый чугун обладает меньшей прочностью на разрыв и ударопрочностью , чем сталь, но его прочность на сжатие сравнима с низко- и среднеуглеродистой сталью. Эти механические свойства контролируются размером и формой графитовых чешуек, присутствующих в микроструктуре, и могут быть охарактеризованы в соответствии с рекомендациями ASTM . [ 7 ]
Белый чугун
[ редактировать ]Белый чугун имеет белые изломанные поверхности из-за присутствия осадка карбида железа, называемого цементитом. При меньшем содержании кремния (графитизирующего агента) и более высокой скорости охлаждения углерод в белом чугуне выделяется из расплава в виде метастабильной фазы цементита Fe 3 C, а не графита. Цементит, выпадающий из расплава, образует относительно крупные частицы. Когда карбид железа выпадает в осадок, он забирает углерод из исходного расплава, перемещая смесь в сторону той, которая ближе к эвтектике , а оставшаяся фаза представляет собой низший железоуглеродистый аустенит (который при охлаждении может превратиться в мартенсит ). Эти эвтектические карбиды слишком велики, чтобы обеспечить преимущества так называемого дисперсионного твердения (как в некоторых сталях, где гораздо меньшие выделения цементита могут ингибировать [пластическую деформацию], препятствуя движению дислокаций через матрицу чистого феррита железа). Скорее, они увеличивают объемную твердость чугуна просто благодаря своей очень высокой твердости и значительной объемной доле, так что объемную твердость можно аппроксимировать правилом смесей. В любом случае, они предлагают твердость за счет жесткость . Поскольку карбид составляет большую часть материала, белый чугун можно с полным основанием классифицировать как металлокерамику . Белый чугун слишком хрупок для использования во многих конструктивных компонентах, но благодаря хорошей твердости и стойкости к истиранию и относительно низкой стоимости он находит применение в таких областях, как изнашиваемые поверхности ( крыльчатка и улитка ) шламовых насосов , гильзы корпуса и подъемные стержни в шариках. мельницы и мельницы самоизмельчения , шары и кольца в угольных пылеуловителях .

Трудно охладить толстые отливки достаточно быстро, чтобы полностью затвердеть расплавом в виде белого чугуна. Однако быстрое охлаждение можно использовать для затвердевания оболочки из белого чугуна, после чего остальная часть остывает медленнее с образованием ядра из серого чугуна. Полученная отливка, называемая охлажденной отливкой , имеет преимущества твердой поверхности и несколько более жесткой внутренней части. [ нужна ссылка ]
Сплавы белого железа с высоким содержанием хрома позволяют отливать в песчаные формы массивные отливки (например, 10-тонное рабочее колесо), поскольку хром снижает скорость охлаждения, необходимую для производства карбидов из-за большей толщины материала. Хром также дает карбиды с впечатляющей стойкостью к истиранию. [ 8 ] Эти сплавы с высоким содержанием хрома объясняют свою превосходную твердость наличием карбидов хрома. Основной формой этих карбидов являются эвтектические или первичные карбиды M 7 C 3 , где «M» означает железо или хром и может варьироваться в зависимости от состава сплава. Эвтектические карбиды формируются в виде пучков полых шестиугольных стержней и растут перпендикулярно базовой плоскости шестиугольника. Твердость этих карбидов находится в пределах 1500-1800HV. [ 9 ]
Ковкий чугун
[ редактировать ]Ковкий чугун начинается с отливки из белого чугуна, которую затем подвергают термообработке в течение дня или двух при температуре около 950 ° C (1740 ° F), а затем охлаждают в течение дня или двух. В результате углерод в карбиде железа превращается в графит и феррит плюс углерод. Медленный процесс позволяет поверхностному натяжению превращать графит в сфероидальные частицы, а не в хлопья. Из-за более низкого соотношения сторон сфероиды относительно короткие и далеки друг от друга, а также имеют меньшее поперечное сечение по сравнению с распространяющейся трещиной или фононом . Они также имеют тупые границы, в отличие от чешуек, что облегчает проблемы с концентрацией напряжений, присущие серому чугуну. В целом свойства ковкого чугуна больше похожи на свойства мягкой стали . Существует предел размера детали, которую можно отлить из ковкого чугуна, поскольку она изготавливается из белого чугуна. [ нужна ссылка ]
Ковкий чугун
[ редактировать ]Разработанный в 1948 году чугун с шаровидным графитом , или ковкий чугун, имеет графит в виде очень крошечных конкреций, а графит - в виде концентрических слоев, образующих конкреции. В результате свойства ковкого чугуна такие же, как у губчатой стали, без эффекта концентрации напряжений, который могут вызвать чешуйки графита. Процент углерода составляет 3-4%, а процент кремния - 1,8-2,8%. Небольшие количества магния от 0,02 до 0,1% и только от 0,02 до 0,04% церия, добавленные в эти сплавы, замедляют рост выделений графита за счет прилипания к краям. графитовых плоскостей. Наряду с тщательным контролем других элементов и времени, это позволяет углероду отделяться в виде сфероидальных частиц по мере затвердевания материала. Свойства аналогичны ковкому чугуну, но можно отливать детали большего сечения. [ нужна ссылка ]
Таблица сравнительных качеств чугунов
[ редактировать ]Имя | Номинальный состав [% по массе] | Форма и состояние | Предел текучести [ тысяч фунтов на квадратный дюйм (смещение 0,2%)] | Предел прочности [кгси] | Удлинение [%] | Твердость [ по шкале Бринелля ] | Использование |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Серый чугун ( ASTM A48) | С 3,4, Si 1,8, Mn 0,5 | Бросать | — | 50 | 0.5 | 260 | двигателей Блоки цилиндров , маховики , корпуса коробок передач , станочные базы. |
Белый чугун | С 3,4, Si 0,7, Mn 0,6 | В ролях (как в ролях) | — | 25 | 0 | 450 | Несущие поверхности |
Ковкий чугун (ASTM A47) | С 2,5, Si 1,0, Mn 0,55 | Литой (отожженный) | 33 | 52 | 12 | 130 | Осевые подшипники, опорные колеса, автомобильные коленчатые валы |
Ковкий или шаровидный чугун | С 3,4, Р 0,1, Mn 0,4, Ni 1,0, Mg 0,06 | Бросать | 53 | 70 | 18 | 170 | Шестерни, распределительные валы , коленчатые валы |
Ковкий или шаровидный чугун (ASTM A339) | — | Литье (закалка, отпуск) | 108 | 135 | 5 | 310 | — |
Ni-твердый тип 2 | С 2,7, Si 0,6, Mn 0,5, Ni 4,5, Cr 2,0 | литье из песка | — | 55 | — | 550 | Высокопрочные приложения |
Нирезист тип 2 | С 3,0, Si 2,0, Mn 1,0, Ni 20,0, Cr 2,5 | Бросать | — | 27 | 2 | 140 | Устойчивость к нагреву и коррозии |
История
[ редактировать ]




Чугун и кованое железо могут быть получены непреднамеренно при выплавке меди с использованием железной руды в качестве флюса. [ 11 ] : 47~48
Самые ранние чугунные артефакты датируются V веком до нашей эры и были обнаружены археологами на территории современного округа Лухэ провинции Цзянсу в Китае в период Воюющих царств . Это основано на анализе микроструктуры артефакта. [ 2 ]
Поскольку чугун сравнительно хрупок, он не подходит для целей, где требуется острый край или гибкость. Он прочен при сжатии, но не при растяжении. Чугун был изобретен в Китае в V веке до нашей эры, и его заливали в формы для изготовления лемехов и горшков, а также оружия и пагод. [ 12 ] Хотя сталь была более желательной, чугун был дешевле и поэтому чаще использовался для изготовления орудий в древнем Китае, тогда как кованое железо или сталь использовались для оружия. [ 2 ] Китайцы разработали метод отжига чугуна, выдерживая горячие отливки в окислительной атмосфере в течение недели или дольше, чтобы выжечь часть углерода у поверхности и не дать поверхностному слою стать слишком хрупким. [ 13 ] : 43
Глубоко в регионе Конго , среди лесов Центральной Африки, более 1000 лет назад кузнецы изобрели сложные печи, способные выдерживать высокие температуры. Существует бесчисленное множество примеров сварки, пайки и чугуна, созданного в тиглях и разлитого в формы. Эти методы использовались для использования составных инструментов и оружия с чугунными или стальными лезвиями и мягкой, гибкой внутренней частью из кованого железа. Также производилась железная проволока. Ранние европейские миссионеры дали многочисленные свидетельства о том, что народ Люба заливал чугун в формы для изготовления мотыг. Эти технологические инновации были осуществлены без изобретения доменной печи, которая была предпосылкой для внедрения таких инноваций в Европе и Азии. [ 14 ]
Технология чугуна была перенесена на Запад из Китая. [ 15 ] Аль-Казвини в 13 веке и другие путешественники впоследствии отметили железную промышленность в горах Альбурз к югу от Каспийского моря . Это близко к Шелковому пути , поэтому возможно использование технологий, полученных из Китая. [ 15 ] После его появления на Западе в 15 веке он использовался для изготовления пушек и выстрелов . Генрих VIII (годы правления 1509–1547 гг.) положил начало литью пушек в Англии. Вскоре английские металлурги, использующие доменные печи, разработали технологию производства чугунных пушек, которые, хотя и тяжелее преобладающих бронзовых пушек, были намного дешевле и позволяли Англии лучше вооружать свой флот.
Чугунные горшки изготавливались в то время на многих английских доменных печах. В 1707 году Авраам Дарби запатентовал новый метод изготовления кастрюль (и чайников) тоньше и, следовательно, дешевле, чем те, которые изготавливались традиционными методами. Это означало, что его печи Коулбрукдейла стали доминирующими поставщиками котлов, и в 1720-х и 1730-х годах к ним присоединилось небольшое количество других коксовых доменных печей.
Применение парового двигателя для привода сильфонов (косвенно путем перекачки воды в водяное колесо) в Великобритании, начиная с 1743 года и увеличиваясь в 1750-х годах, стало ключевым фактором в увеличении производства чугуна, которое резко возросло в последующие десятилетия. Помимо преодоления ограничения на мощность воды, дутье с паровым насосом и водяным приводом обеспечивало более высокие температуры в печи, что позволяло использовать более высокие соотношения извести, позволяя переходить от древесного угля (запасов древесины для которого было недостаточно) на кокс. [ 16 ] : 122
Мастера железа Уилда применений продолжали производить чугун до 1760-х годов, и после Реставрации вооружение было одним из основных чугуна .
Чугунные мосты
[ редактировать ]Использование чугуна в конструкционных целях началось в конце 1770-х годов, когда Авраам Дарби III построил Железный мост , хотя короткие балки уже использовались, например, в доменных печах в Коулбрукдейле. За этим последовали и другие изобретения, в том числе одно, запатентованное Томасом Пейном . Чугунные мосты стали обычным явлением по мере того, как промышленная революция набирала обороты. Томас Телфорд принял материал для своего моста вверх по течению в Билдвасе , а затем для акведука Лонгдон-он-Терн через канал , акведука в Лонгдон-он-Терн на канале Шрусбери . За ним последовали акведук Чирк и акведук Понткисиллте , оба из которых продолжают использоваться после недавних реставраций.
Лучшим способом использования чугуна для строительства мостов было использование арок , чтобы весь материал находился в сжатом состоянии. Чугун, как и каменная кладка, очень силен на сжатие. Кованое железо, как и большинство других видов железа, а также, как и большинство металлов в целом, прочно на растяжение, а также прочно и устойчиво к разрушению. Отношения между кованым железом и чугуном в структурных целях можно рассматривать как аналогичные отношениям между деревом и камнем.
Чугунные балочные мосты широко использовались на ранних железных дорогах, таких как мост Уотер-стрит в 1830 году на Манчестерской конечной железной дороге Ливерпуля и Манчестера , но проблемы с его использованием стали слишком очевидными, когда был построен новый мост, несущий Честер и Холихед. Железная дорога через реку Ди в Честере обрушилась, в результате чего погибло пять человек в мае 1847 года, менее чем через год после ее открытия. Катастрофа на мосту Ди была вызвана чрезмерной нагрузкой на центр балки проходящим поездом, и многие подобные мосты пришлось снести и перестроить, часто из кованого железа . Мост был плохо спроектирован и был скреплен ремнями из кованого железа, которые ошибочно считались укрепляющими конструкцию. Центры балок были подвергнуты изгибу, при этом нижняя кромка растянута, где чугун, как и каменная кладка , очень слаб.
Тем не менее, чугун продолжал использоваться ненадлежащим образом, пока катастрофа на железнодорожном мосту Тэй в 1879 году не поставила под серьезные сомнения использование этого материала. Важные проушины для крепления анкеров и стоек на мосту Тэй были отлиты заодно с колоннами и вышли из строя на ранних стадиях аварии. Кроме того, отверстия для болтов тоже были литыми, а не просверленными. Таким образом, из-за угла наклона отливки напряжение от стяжек было сосредоточено на краю отверстия, а не распределено по длине отверстия. Новый мост был построен из кованого железа и стали.
Однако произошли дальнейшие обрушения мостов, кульминацией которых стала железнодорожная авария на Норвуд-Джанкшен в 1891 году. Тысячи чугунных железнодорожных мостов в конечном итоге были заменены стальными эквивалентами к 1900 году из-за широко распространенной обеспокоенности по поводу чугуна под мостами на железнодорожной сети Великобритании.
-
Железный мост через реку Северн в Коулбрукдейле, Англия (закончен в 1779 году)
-
Турнирный мост Эглинтон (завершен около 1845 года), Северный Эйршир , Шотландия , построен из чугуна.
-
Оригинальный мост Тей с севера (закончен в 1878 г.)
-
Падший мост Тей с севера
Здания
[ редактировать ]Чугунные колонны , впервые использованные в мельничных зданиях, позволили архитекторам строить многоэтажные здания без чрезвычайно толстых стен, необходимых для каменных зданий любой высоты. Они также открыли производственные площади на фабриках и открыли обзорные площадки в церквях и аудиториях. К середине 19 века чугунные колонны были обычным явлением в складских и промышленных зданиях в сочетании с коваными или чугунными балками, что в конечном итоге привело к развитию небоскребов со стальным каркасом. Чугун также иногда использовался для декоративных фасадов, особенно в Соединенных Штатах, и в районе Сохо в Нью-Йорке есть множество примеров. Иногда его также использовали для строительства полностью сборных зданий, таких как историческое железное здание в Уотервлите, штат Нью-Йорк . [ нужна ссылка ]
Текстильные фабрики
[ редактировать ]Другое важное применение было на текстильных фабриках . хлопка, конопли или шерсти Воздух на фабриках содержал легковоспламеняющиеся волокна прядуемого . В результате текстильные фабрики имели тревожную склонность к сгоранию. Решением было построить их полностью из негорючих материалов, и было сочтено удобным снабдить здание железным каркасом, в основном из чугуна, заменив горючую древесину. Первое такое здание было в Дитерингтоне в Шрусбери , Шропшир. [ 17 ] Многие другие склады были построены с использованием чугунных колонн и балок, хотя ошибочные конструкции, дефекты балок или перегрузка иногда приводили к обрушению зданий и разрушению конструкций. [ нужна ссылка ]
Во время промышленной революции чугун также широко использовался для изготовления рам и других неподвижных частей машин, в том числе прядильных, а затем и ткацких машин на текстильных фабриках. Широкое распространение получил чугун, во многих городах появились литейные заводы, производившие промышленное и сельскохозяйственное оборудование. [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]- Металлические изделия - ремесленные изделия из металла (для архитектурных элементов, элементов сада и декоративных предметов).
- Металлургический завод - место, где обрабатывают железо (включая исторические места).
- Механит
- Литье в песок
- Чугунная посуда
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кэмпбелл, ФК (2008). Элементы металлургии и конструкционных сплавов . Парк материалов, Огайо: ASM International. п. 453 . ISBN 978-0-87170-867-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Вагнер, Дональд Б. (1993). Железо и сталь в Древнем Китае . БРИЛЛ. стр. 335–340. ISBN 978-90-04-09632-5 .
- ^ Краузе, Кейт (август 1995 г.). Оружие и государство: модели военного производства и торговли . Издательство Кембриджского университета. п. 40. ИСБН 978-0-521-55866-2 .
- ^ Электрические данные и рекомендации покупателя . Справочная компания для покупателей. 1917.
- ^ Гарри Чендлер (1998). Металлургия для неметаллурга (иллюстрированное изд.). АСМ Интернешнл. п. 54. ИСБН 978-0-87170-652-2 . Выдержка со страницы 54
- ^ Перейти обратно: а б с Гиллеспи, ЛаРу К. (1988). Устранение неисправностей производственных процессов (4-е изд.). МСП. стр. 4–4. ISBN 978-0-87263-326-1 .
- ^ Комитет, А04. «Метод испытаний для оценки микроструктуры графита в чугунных отливках» . дои : 10.1520/a0247-10 .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Коберник; Панкратов (11 марта 2021 г.). " "Карбиды хрома в абразивостойких покрытиях" " . Российские инженерные исследования . 40 (12): 1013–1016. дои : 10.3103/S1068798X20120084 . S2CID 234545510 . Проверено 29 сентября 2022 г.
- ^ Зейтин, Хавва (2011). «Влияние бора и термической обработки на механические свойства белого чугуна для горнодобывающей промышленности». Международный журнал исследований железа и стали . 18 (11): 31–39. дои : 10.1016/S1006-706X(11)60114-3 . S2CID 137453839 .
- ^ Лайонс, Уильям К. и Плисга, Гэри Дж. (ред.) Стандартный справочник по нефтегазовой инженерии , Elsevier, 2006 г.
- ^ Тайлекот, РФ (1992). История металлургии, второе издание . Лондон: Maney Publishing, Институт материалов. ISBN 978-0901462886 .
- ^ Вагнер, Дональд Б. (май 2008 г.). Наука и цивилизация в Китае: Том 5, Химия и химическая технология, Часть 11, Черная металлургия . Издательство Кембриджского университета. стр. 159–169. ISBN 978-0-521-87566-0 .
- ^ Темпл, Роберт (1986). Гений Китая: 3000 лет науки, открытий и изобретений . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. По мотивам произведений Джозефа Нидэма>
- ^ Бокум, Хамади, изд. (2004), Истоки металлургии железа в Африке , Париж: Издательство ЮНЕСКО, стр. 130–131, ISBN. 92-3-103807-9
- ^ Перейти обратно: а б Вагнер, Дональд Б. (2008). Наука и цивилизация в Китае: 5. Химия и химическая технология: часть 11 Черная металлургия . Издательство Кембриджского университета, стр. 349–51.
- ^ Тайлекот, РФ (1992). История металлургии, второе издание . Лондон: Maney Publishing, Институт материалов. ISBN 978-0901462886 .
- ^ «Льняная фабрика Дитерингтона: прядильная фабрика, Шрусбери – 1270576» . Историческая Англия . Проверено 29 июня 2020 г.
- ^ [ нужна ссылка ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гарольд Т. Ангус, Чугун: физические и инженерные свойства , Баттервортс, Лондон (1976). ISBN 0408706880
- Джон Глоаг и Дерек Бриджуотер, История чугуна в архитектуре , Аллен и Анвин, Лондон (1948)
- Питер Р. Льюис, Красивый железнодорожный мост Сильвери Тэй: повторное расследование катастрофы на мосту Тей 1879 года , Tempus (2004) ISBN 0-7524-3160-9
- Питер Р. Льюис, Катастрофа на Ди: Немезида Роберта Стивенсона 1847 года , Tempus (2007) ISBN 978-0-7524-4266-2
- Джордж Лэрд, Ричард Гундлах и Клаус Рериг, Справочник по износостойкому чугуну , ASM International (2000) ISBN 0-87433-224-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Металлургия чугунов, Кембриджский университет
- Судебно-медицинская экспертиза: катастрофа на мосту Тей . Архивировано 23 марта 2023 года в Wayback Machine .
- Испанские чугунные мосты