Трамваи в Азии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2008 г. ) |
Трамваи в Азии хорошо зарекомендовали себя в начале 20-го века, но в 1930-х годах их использование начало сокращаться. К 1960-м годам большинство систем было закрыто. В Японии все еще существуют обширные устаревшие трамваи. Недавно в Китае были построены более современные системы.
Камбоджа
[ редактировать ]В Камбодже трамвайные сети когда-то работали в Сиемреапе и Баттамбанге . Трамваи в Камбодже были известны как «бамбуковый поезд» и использовали Веркспур и Бейнес трамвайные парки .
Материковый Китай
[ редактировать ]

В 20 веке в нескольких городах Китая были трамвайные системы. Однако к концу века только Далянь и Чанчунь . продолжали действовать [ 1 ]
- В Пекине появилась первая трамвайная система в Китае. Он открылся в 1899 году и соединил железнодорожный вокзал Мачайпу с южными воротами города.

- Фушунь Примерно в 1902 году в городе в провинции Ляонин была трамвайная система, которой управляла Маньчжурская железнодорожная компания с 26 трамваями.
- В городе Тяньцзинь была трамвайная система, открывшаяся в 1906 году. К 1933 году она имела 9 миль путей и обслуживала 116 трамвайных вагонов. Он был закрыт к 1972 году.
- В Шанхае было три трамвайных системы: две принадлежали колониальным державам Великобритании и Франции, а одна — китайской компании. Британская система открылась в 1908 году и была самой крупной из трех. Он имел 7 линий и обслуживал 216 трамвайных вагонов. Французская система открылась в том же году, и на ее трех линиях работало 60 трамвайных вагонов. Китайская система открылась в 1913 году и обслуживала 52 трамвая на 4 линиях длиной около 23,5 км.
- В городе Шэньян , крупнейшем городе провинции Ляонин, в 1925 году открылся принадлежащий японцам электрический трамвай, заменивший более раннюю систему конного трамвая, построенную примерно в 1907 году. [ 2 ]
К 1937 году он расширился до 12 км путей и обслуживал 21 трамвай. Окончательно он был закрыт в 1973 году.
- Харбин В городе в провинции Хэйлунцзян с 1927 года существовала система с 8 линиями и около 40 трамваями. Система закрылась в 1987 году.
- В городе Аньшань провинции Ляонин с 1956 года до конца 1990-х годов была единственная трамвайная линия, путь был перекопан в 2006 году.
- Трамвайная система Чанчуня начала работу в 1942 году. К 1950-м годам система охватила 28 км и имела 98 вагонов. Система продолжает работать и сегодня с двумя линиями.
- В городе Далянь провинции Ляонин 25 сентября 1909 года открылась первая трамвайная линия. Ей управляла Южно-Маньчжурская железная дорога . К 1945 году в системе было 11 линий. Сегодня в эксплуатации остаются 2 линии общей протяженностью 23,4 км. В настоящее время система обновляется за счет использования как старых трамвайных вагонов, так и новых современных низкопольных вагонов.
Однако в 21 веке начали работать ряд трамвайных систем. Первоначально Тяньцзинь и Шанхай представили резиновые трамваи для современного рельсового трамвая TEDA и трамвая Чжанцзян соответственно. В 2011 году город Шэньян решил вновь ввести трамваи в дополнение к своей новой сети метро, которая тогда строилась. Первые три линии новой системы были открыты в южной части города 15 августа 2013 года: линия 1 от Международного выставочного и конференц-центра New World до улицы Таосянь, линия 2 от аэропорта Таосянь до Олимпийского центра и линия 5 от Олимпийский центр в Новый город Шэньфу. Строится четвертая линия. [ 3 ] Год спустя Нанкин открыл новые трамваи Hexi перед юношескими Олимпийскими играми 2014 года. После этого новые трамвайные системы открылись в Циндао , Гуанчжоу , Шэньчжэне , Сучжоу , Чжухае , Ухане и Хуайане . По состоянию на 2017 год в Пекине , Чэнду , Санье , Уишань , Хунхэ и Хайкоу строятся новые трамвайные системы. В то время как Нинбо , Цюаньчжоу , Чжэнчжоу , Баотоу и Куньшань планируют трамвайные сети на будущее.
Гонконг
[ редактировать ]
Трамвайная система была введена в тогдашней британской колонии в 1904 году. Гонконгский трамвай — это традиционный двухэтажный трамвай в стиле Британских островов с уличным движением , проходящий вдоль северного берега острова Гонконг . С 1980-х годов система легкорельсового транспорта MTR открылась на северо-западе Новых территорий . Несмотря на свое название, знаменитый трамвай Пик на самом деле представляет собой фуникулер .
Индия
[ редактировать ]
В Индии город Калькутта имеет единственную действующую трамвайную сеть . Трамвайная сеть в Калькутте является старейшей действующей сетью электрического трамвая в Азии, нынешняя сеть работает с 1900 года. [ 4 ] В Мумбаи , Нашике , Ченнаи , Канпуре , Кочи , Патне и Бхавнагаре раньше были трамвайные сети, но все они были демонтированы между 1930-ми и 1960-ми годами.
Индонезия
[ редактировать ]В Батавии (ныне Джакарта ), столице бывшей голландской колонии Нидерландской Ост-Индии , в 1869 году началось движение конного трамвая. С 1881 года ходил паровой трамвай, а в 1897 году последовала электрификация. [ 5 ] Производство всех трамваев Джакарты было прекращено в 1960-х годах независимой Индонезией из-за давления со стороны Сукарно , который считал трамвайную сеть «устаревшей» и «пережитком колониальной эпохи». [ 6 ]
Другими городами Индонезии, в которых раньше была городская трамвайная сеть, были Сурабая , Восточная Ява , и Семаранг , Центральная Ява .
Трамвайная сеть Семаранга была построена между 1882 и 1883 годами и, по сути, была продолжением внутреннего пригорода сети Самаранг – Джоана Стумтрам Маатшаппий (SJS), где к востоку от Семаранга уже была разветвленная сеть сельского трамвая. К сожалению, из-за финансовых трудностей, мешавших железнодорожной компании SJS, трамвайная сеть Семаранга была закрыта в 1940 году (несмотря на общественный протест в Семаранге), а их подвижной состав был передан трамвайной сети Сурабаи. [ 7 ]
Трамвайная сеть Сурабаи была построена в 1886 году. [ 8 ] Первоначально состоявшая из паровых трамваев, в 1923 году была добавлена еще одна сеть электрических трамваев. Они обслуживали пассажиров Сурабаи даже в эпоху независимости. Электрический трамвай вышел из эксплуатации в 1968 году, а его паровой аналог пережил электрический трамвай, прежде чем выйти из эксплуатации в 1978 году, что сделало его самым последним городским паровым трамваем в мире, который работал. [ 9 ]
В 2012 году шли разговоры о возрождении трамвайной сети Сурабаи в рамках проекта Surabaya Mass Rapid Transit, в рамках которого части старого электрического трамвая будут реактивированы и объединены с будущей монорельсовой сетью. [ 10 ] Проект направлен на уменьшение заторов на дорогах Сурабаи и обеспечение дешевого общественного транспорта для пассажиров Сурабаи. [ 11 ] Как и в 2014 году, проект вступил в тендерную стадию. [ 12 ] [ нужно обновить ]
В 2018 году Gamplong Natural Studio была открыта в Слеман Ридженси , особый регион Джокьякарты , и была построена для киносъемок. Внутри студии есть трамвайная линия, которая укомплектована репликами и может эксплуатироваться.
Израиль
[ редактировать ]Система Иерусалимского легкорельсового транспорта начала работу в августе 2011 года с одной линии длиной 13 километров и в настоящее время подвергается расширению и расширению. Первая линия тель-авивского легкорельсового транспорта открылась в августе 2023 года, еще две линии находятся в стадии строительства. В настоящее время также планируется построить систему легкорельсового транспорта для Беэр-Шевы , а также трамвайный поезд, который соединит Хайфу и Назарет .
Япония
[ редактировать ]

Первым трамваем в Японии стала Киотская электрическая железная дорога, построенная в 1895 году. К 1932 году в 65 городах действовало 82 компании уличной железной дороги с длиной пути 1479 км. Как и в Северной Америке того времени, многие из этих местных трамвайных сетей имели сквозное сообщение с междугородными линиями. Во многих японских городах существовала разветвленная трамвайная система до 1960-х годов, когда из-за роста автомобилизации некоторые линии начали исчезать. В то время как другие, особенно в крупных городах, были полностью заменены линиями метро или превратили междугородные маршруты в пригородные железнодорожные линии. В Токио, например, в 1962 году был 41 маршрут только два маршрута ( линия Тоден Аракава и линия Токю Сэтагая , но сегодня сохранились ). Китакюсю был последним закрытием в 2000 году.
Есть еще много небольших городов, в которых сети все еще находятся в относительно хорошем состоянии. Однако не многие из них пользуются большим пассажиропотоком. Текущие трамвайные системы включают трамвай Саппоро ( Саппоро ) и городской трамвай Хакодате ( Хакодатэ ) на Хоккайдо ; Линии Токио Тоден и Токю Сетагая в (Токио), Эноден ( Камакура ), железная дорога Тоёхаси ( Тойохаси ), железная дорога Тояма Тихо ( Тояма ), Маньёсен ( Такаока ), Ранден ( Киото ), трамвай Ханкай ( Осака ), Окаден ( Окаяма) ), и Хиродэн ( Хиросима ) на Хонсю ; Иётэцу ( Мацуяма ) и Тосадэн ( Кочи ) на Сикоку ; и электрический трамвай Нагасаки ( Нагасаки ), городской трамвай Кумамото ( Кумамото ) и городской трамвай Кагосимы ( Кагосима ) на Кюсю . Есть несколько частных междугородних железных дорог, которые не были модернизированы до полного соответствия стандартам тяжелых железных дорог.
Трамваи раньше использовались, в частности, в Сендае, Иокогаме, Кобе, Фукуоке и Нагое.
Северная Корея
[ редактировать ]В Пхеньяне , столице Северной Кореи , имеется обширная трамвайная система , которая впервые открылась в 1991 году. Сейчас ее длина составляет 50 км, по ней ходят в основном автомобили ČKD/Tatra, а также некоторые другие трамваи родом из Цюриха . Еще одна трамвайная система присутствует в городе Чхонджин .
Южная Корея
[ редактировать ]Южной Кореи В столице Сеуле трамваи были до 1968 года. Некоторые из их автомобилей были приобретены подержанными в системе Лос-Анджелеса . Трамваи очень пригодились во время Корейской войны , когда половина трамваев вышла из строя. Трамваи также раньше использовались в Пусане до 1968 года. Линия Wirye в Сеуле - это будущая трамвайная линия, открытие которой запланировано на 2025 год.
Ливан
[ редактировать ]Трамвайные сети существовали в Бейруте под властью Франции. Эти сети больше не функционировали после гражданской войны в Ливане с 1975 по 1990 год.
Малайзия
[ редактировать ]Единственное трамвайное сообщение в современной Малайзии работало в Джорджтауне, Пенанг , в Британской Малайе , между 1906 и 1936 годами; его движение было прекращено в пользу троллейбусов (которые, в свою очередь, будут заменены обычными дизельными автобусами). Из-за относительно раннего вывода из эксплуатации трамваев в городе, в Джорджтауне осталось мало следов трамвайной инфраструктуры, за исключением участка трамвайной железной дороги с твердым покрытием, вновь открытого во время дорожных работ в конце 2000-х годов. Хотя переговоры о возрождении городской трамвайной системы с тех пор велись, ни один из этих планов не был реализован.
Пакистан
[ редактировать ]
В Пакистане владычеством Карачи был первым и единственным городом, где трамваи были введены британским в 1885 году. [ 13 ] Спустя почти 90 лет сеть была закрыта в 1975 году, поскольку трамваи попали во множество аварий и была предпринята попытка разгрузить городское движение. [ 14 ] Трамваи строятся в DHA City, Карачи , который будет запланирован как город с населением в 1 миллион человек. [ 15 ]
одобрено строительство трамвая длиной 35 км В городе Лахор , строительство которого должно было начаться в феврале 2020 года. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ нужно обновить ]
Филиппины
[ редактировать ]Филиппины , которая впервые зародилась в 1880-х годах с использованием когда-то имели трамвайную сеть в столице Маниле конных трамваев, принадлежавших испано-филиппинскому бизнесмену Хакобо Зобелю де Зангронису через компанию Companía de Tranvias y Ferrocarriles de Manila. Эти трамваи известны как транвиа . На рубеже 20-го века конные трамваи Companía de los Tranvías de Filipinas были заменены трамваями с электрическим приводом, поскольку она перешла в собственность Manila Electric Railroad and Light Company, теперь известной как Meralco . Сеть транспортных перевозок пролегала по всему городу Манила и его окраинам, Пасай , Макати и Пасиг . Большая часть системы была разрушена во время битвы за Манилу в 1945 году.
В конце 20-го века трамваи были заменены городской железнодорожной сетью, начиная с линии LRT 1 в 1980-х годах, а затем линии MRT 3 в 1990-х годах. На обеих линиях используется трамвая и легкорельсового транспорта подвижной состав скоростного легкого транспорта, , но они функционируют как системы полностью разделенные по уровням. Трамваи раньше также использовались на острове Коррегидор .
Сингапур
[ редактировать ]В Сингапуре исторически существовало два трамвайных сообщения : первый — паровой, существовавший между 1886 и 1894 годами, а второй — электрический, с 1905 по 1927 год.
Шри-Ланка
[ редактировать ]В северных и центральных районах города Коломбо была система электрического трамвая. Эта система начала работу примерно в 1900 году и была прекращена к 1960 году. Первоначальным оператором была компания Colombo Electric Tram Car and Lighting Company Ltd. (представленная Boustead Brothers), а после печально известной забастовки трамвайных вагонов Муниципальный совет Коломбо взял на себя управление. Впоследствии трамвайная система была свернута.
Тайвань
[ редактировать ]Во время японского колониального периода на Тайване с 1890-х по 1945 год японская администрация на Тайване планировала построить обширную трамвайную сеть в различных мегаполисах Тайваня. Однако ни один из этих планов не был реализован. [ 20 ]
Первой серьезной попыткой создания легкорельсового транспорта на современном Тайване стала разработка двух демонстрационных легкорельсовых транспортных средств (LRV) Тайваньской компанией подвижного состава и Национальным институтом науки и технологий Чунг-Шаня в 2001 году; Два LRV были построены с шириной колеи Cape 1067 мм для испытаний на Тайваньского управления железных дорог . путях [ 21 ] В 2004 году компания Siemens построила демонстрационный путь в Гаосюне для оценки пригодности легкорельсового транспорта в Гаосюне и эксплуатировала там мельбурнский трамвай D-класса . [ 22 ] Однако первая прибыльная линия легкорельсового транспорта появилась только с началом строительства кольцевой линии Гаосюна LRT в июне 2013 года; [ 23 ] На первом этапе в 2016 году начались пробные операции с парком низкопольных легковых автомобилей CAF Urbos без цепной подвески . Danhai LRT начала работу в декабре 2018 года с парком легкорельсового транспорта местного производства.
-
Демонстрационный LRV, построенный Тайваньской компанией подвижного состава и Национальным институтом науки и технологий Чунг-Шаня.
-
Демонстрация Siemens Combino LRV, использовавшаяся в Гаосюне в 2004 году.
-
CAF Urbos работает на кольцевом трамвае Гаосюна
-
Поезд Danhai LRT, построенный Тайваньской компанией подвижного состава
Таиланд
[ редактировать ]
Трамвайная система Бангкока была транспортной системой в Бангкоке . Его трамвайная сеть первого поколения сначала работала как конка в 1892 году, а в 1893 году была преобразована в электрические трамваи. Она обслуживала Бангкок длиной 53,5 км и имела 11 трамвайных линий. [ 24 ] с 206 трамваями. Трамвайное сообщение было прекращено в 1968 году.
Недолговечное трамвайное сообщение Лопбури было введено в эксплуатацию в 1955 году и закрыто только 7 лет спустя, в 1962 году. Оно обслуживало Лопбури , который в то время быстро превращался в военный город с длиной путей 6,5 км. Для обслуживания трамвая использовался вышедший из употребления подвижной состав трамвайной системы Бангкока. [ 25 ]
Объединенные Арабские Эмираты
[ редактировать ]открылся Дубайский трамвай в 2014 году и стал первой трамвайной системой в мире, которая использует сетчатые двери платформы . на своих станциях [ 26 ] и первая трамвайная система за пределами Европы, питающаяся от наземной системы электроснабжения . [ 27 ]
Узбекистан
[ редактировать ]Система ташкентского электрического трамвая была введена в 1912 году в качестве замены конных трамваев, действовавших с 1901 года. Ташкентская трамвайная система является старейшей в Средней Азии и одной из крупнейших на территории бывшего Советского Союза. В начале XXI века система потеряла многие маршруты из-за удаления путей из центра города. Последний маршрут закрылся в мае 2016 года.
новая трамвайная система Однако в 2017 году в Самарканде заработала . Весь подвижной состав (21 трамвай) был переведен из Ташкента.
Вьетнам
[ редактировать ]Во Вьетнаме трамвайные сети когда-то ходили в Ханое и Хошимине (бывший Сайгон ).
Сайгон
[ редактировать ]Французская компания трамваев Индокитая (CFTI) начала трамвайные перевозки в Сайгоне в 1881 году, используя вагоны, буксируемые паровозом, разработанным Довилем, на линии шириной 0,5 м. [ 28 ] Система обанкротилась в 1896 году, но ей удалось выжить, используя 14 новых автомобилей (прицепов и локомотивов), которые CFTI заказала у Борзига , Германия , и расширила еще двумя линиями в 1904 и 1913 годах. Обслуживание электромобилей началось в 1923 году с появлением новых электрических машин. автомобилей, и линия стала 72 км (45 миль) с двумя линиями в эксплуатации. Трамвайное движение прекратилось в 1953–1954 годах, а к 1957 году система была демонтирована. [ 28 ]
Ханой
[ редактировать ]
Трамвайная система Ханоя, Hanoi Electric Tramways Company and Extensions , начала работу в 1900 году и была приобретена Société des Tramways du Tonkin в 1929 году (в 1952 году переименована в Société des Transports en Commun de la Région de Hanoi ). К 1943 году в системе было пять линий и ответвление в 1968 году. [ 29 ] Упадок системы начался с закрытия линии в 1982 году и просуществовал до закрытия последней линии в 1989 году. [ 29 ] и продолжала работать как троллейбусная система до 1993 года. Все трамвайные вагоны были импортированы из Франции.
Трамвайные линии Ханоя
[ редактировать ]- Линия 1 – Пти-Лак (озеро Хоан Кием) – Бах Май (1901–1982).
- Линия 2 – Бумага (Рынок Буой) (1901–1989).
- Линия 3 - Пагода Пти-Лак-Ворона-Тай Хаап (1904 г. – после 1982 г.)
- расширен до Хадонга в 1914 г. и рынка Кау До в 1938 г.
- Линия 4 - Кокосовая площадь-Пагода Ворона-Бумажный мост (Cầu Giấy) (1907–1986)
- стала троллейбусной линией 1986–1993 гг.
- Линия 5 – Мандарин-Ким Лиен-Плейс Нейрет-Йен Фу (1930-после 1982 г.)
- продлен до больницы Рене Робина, 1943 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Френч, Поль (25 февраля 2009 г.). «Старые трамвайные системы Китая – краткий обзор» . Китайская рифма . Проверено 19 сентября 2013 г.
- ^ Краш, Питер (nd). «Вторая «первая» железная дорога Китая: развитие Кайпинского трамвая в Императорские железные дороги Северного Китая» . Гонконгское железнодорожное общество . Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 19 сентября 2013 г.
- ^ «Открытие трамвая в Шэньяне» . Железнодорожный вестник . 15 августа 2013 года. Архивировано из оригинала 20 сентября 2013 года . Проверено 19 сентября 2013 г.
- ^ «Хронология» . Западная Бенгалия Транспортная Корпорация Лимитед . Проверено 7 июня 2020 г.
- ^ Теувен, Дирк (2010). От лошадиных сил к электрификации: трамваи в Батавии-Джакарте, 1869–1962 гг .
- ^ «Прошлые индонезийские трамвайные перевозки в Джакарте и Сурабае» . Мин Ваген (на индонезийском языке). 14 мая 2012 года. Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 года . Проверено 11 апреля 2014 г.
- ^ «Городской трамвай Семаранга» . Железные дороги Индонезии . 16 июня 2009 года . Проверено 11 апреля 2014 г.
- ^ Мухаммад Фирман (8 июля 2013 г.). «Забытые тропы и жизнь за трамваем Сурабаи» . ayorek.org . Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 года . Проверено 11 апреля 2014 г.
- ^ «Паровозы-трамваи Явы в 1970-е годы» . Internationalsteam.co.uk . Проверено 11 апреля 2014 г.
- ^ «Развитие массового скоростного транспорта Сурабаи» . Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 года . Проверено 11 апреля 2014 г.
- ^ Вахьё Боедивардхана (20 декабря 2013 г.). «Сурабая готовится к реализации проекта MRT стоимостью 8,6 триллиона рупий» . Джакарта Пост . Проверено 11 апреля 2014 г.
- ^ «Международный тендер по проекту монорельсовой дороги и трамвая в Сурабае, декабрь 2013 г.» . Индонезия-Инвестиции . 22 ноября 2013 года . Проверено 11 апреля 2014 г.
- ^ Овайс Могол (4 апреля 2010 г.). «Трамвай Карачи прошлых лет» . jang.com.pk. Архивировано из оригинала 28 июля 2014 года . Проверено 24 июля 2014 г.
- ^ «Трамвай прошлых лет Карачи» . Все вещи Пакистан . 14 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 23 августа 2011 г. . Проверено 29 июля 2011 г.
- ^ «Экологичный транспорт в городе DHA Карачи (DCK) – все, что вам нужно знать!» . Да сегодня . Архивировано из оригинала 16 апреля 2014 года . Проверено 20 сентября 2015 г.
- ^ «В Лахоре скоро появится трамвай» . Пропакистанцы . 23 октября 2019 г.
- ^ «В Лахоре появится знаменитый трамвай британской эпохи» . Гео Новости . 23 октября 2019 г. Проверено 17 декабря 2019 г.
- ^ Халид Хаснайн (18 октября 2019 г.). «Подписан меморандум о взаимопонимании в отношении трамвайного движения в Лахоре» . Рассвет . Архивировано из оригинала 17 декабря 2019 года . Проверено 17 декабря 2019 г.
- ^ «Скоро в Лахоре появится полностью функционирующее трамвайное сообщение британской эпохи!» . Парло . 23 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 17 декабря 2019 года . Проверено 17 декабря 2019 г.
- ^ Ян, Чи-чэн Ян Цичжэн (2017). Мечта тайваньского уличного трамвая Общества Юйшань). (на китайском языке: ISBN 9789862941645 .
- ^ Су, Чао-сюй Су Чжаосюй (2017). Энциклопедия мирового скоростного транспорта и легкорельсового транспорта . (на китайском языке: Renren Publishing ) 9789864610877 .
- ^ Су, Чао-сюй Су Чжаосюй (2008). Энциклопедия тайваньских железных дорог: Тайваньская железная дорога · Высокоскоростная железная дорога · Полная версия MRT . (на китайском языке: Renren Publishing ) 9789867112989 .
- ^ «Гаосюн начинает строительство кругового легкорельсового транспорта» . Фокус Тайваньского новостного канала . Центральное информационное агентство. 4 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 23 июля 2013 г.
- ^ «Трамвайные маршруты» . 2Бангкок .
- ^ Нитикул, Сомпонг (1913). Древние изображения, легенды Лопбури (на тайском языке PA Living Co., Ltd., стр. 27–28).
- ^ «Выбран консорциум проекта трамвая Аль-Сафух» . Железнодорожный вестник Интернэшнл . 29 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2009 г. Проверено 12 марта 2015 г.
- ^ «10 фактов, которые следует знать о дубайском трамвае» . Халидж Таймс . 30 апреля 2014 г. Архивировано из оригинала 2 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сайгонская трамвайная сеть» . Исторический Вьетнам . 27 ноября 2013 года . Проверено 22 апреля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Трамвайная сеть Ханоя» . Исторический Вьетнам . 4 ноября 2013 года . Проверено 22 апреля 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Ночная экскурсия по Бангкоку на трамвае» . Архивировано из оригинала 20 августа 2017 года.