Jump to content

Yakovlev Yak-30 (1960)

(Redirected from Yakovlev Yak-104 )
Yak-30
Общая информация
Тип Тренер
Производитель Yakovlev
Основной пользователь Советские ВВС
Количество построенных 4
История
Первый полет 20 мая 1960 г.
Варианты Yakovlev Yak-32

Як -30 ( по классификации НАТО Magnum ), первоначально обозначавшийся Яковлев 104 , был заявкой Яковлева на конкурс на первый военный реактивный учебно-тренировочный самолет, разработанный для стран Варшавского договора . Созданный на смену Як-17 УТИ, он также привел к разработке спортивного самолета Як-32 . Як-30 проиграл L-29 «Дельфин» , и ни он, ни Як-32 в производство не пошли. [ 1 ]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

В 1959 году советские ВВС провели конкурс на создание первого учебно-тренировочного реактивного самолета, который поступит на вооружение Советского Союза и стран Варшавского договора . До этого все советские учебно-тренировочные самолеты, такие как Як-17 УТИ, были модифицированы из существующих реактивных истребителей. Поскольку Яковлев произвел большую часть учебно-тренировочных самолетов Советского Союза со времен Второй мировой войны , победа в конкурсе была чрезвычайно важна, поскольку победитель будет широко производиться в течение многих лет. Участником конкурса Яковлева стал Як-30. Удивительно, но это был единственный конкурент внутри Советского Союза. [ 1 ]

Як-30 представлял собой цельнометаллический самолет, изготовленный полностью из легких сплавов. Его конструкция была спроектирована так, чтобы его было легко и недорого построить: два лонжерона крыла были изготовлены из нервюр из прессованного листа. В простом эллиптическом фюзеляже ученик и инструктор размещались в одной негерметичной тандемной кабине. Топливо ограничивалось 600 литрами (132 галлонами) в мешочном баке, расположенном в фюзеляже над крылом. [ 1 ]

Двигатель представлял собой РУ-19 конструкции Турманского, изготовленный специально для самолета. Как и остальная часть самолета, он был спроектирован просто: одновальный турбореактивный двигатель с семиступенчатым осевым компрессором и тягой 900 кг (1984 фунта). Воздух подавался из очень маленьких воздухозаборников, расположенных в корнях крыла, и выбрасывался прямо под хвостовую часть фюзеляжа без реактивного патрубка. Для облегчения обслуживания двигатель можно было опустить прямо вниз, не повреждая фюзеляж. [ 1 ]

Хвостовое оперение было закреплено на середине остроугольного киля, а все поверхности управления приводились в движение вручную с помощью стержней, которые спускались по спинному позвоночнику, идущему вдоль верхней поверхности самолета и заканчивающемуся в задней части фонаря. Длинный сплошной навес был сделан из дутого оргстекла и выпуклым, чтобы обеспечить лучший обзор вниз. Он скользил назад по длинным рельсам. Оба катапультных кресла могли быть запущены инструктором, тогда как ученик мог стрелять только своим сиденьем. Обе кабины имели полный набор органов управления. [ 1 ]

Трехколесная ходовая часть была убирающейся. Основные агрегаты убирались внутрь, а управляемое носовое колесо убиралось вперед в отсек, прикрытый двумя дверцами. Хотя предусматривалось вооружение, аналогичное военному варианту одноместного Як-32 , на четырех прототипах вооружение не устанавливалось. [ 1 ]

Техническим руководителем программы был К.В. Синельщиков. Главными инженерами были В.А. Шаврин, В.Г. Цвелов и В.П. Власов. [ 1 ]

Операционная история

[ редактировать ]

ОКБ построило один планер для статических и усталостных испытаний, а также четыре летных прототипа (позывные 30, 50, 80 и 90). Одновременно собирались и два Як-32. [ 1 ]

Yakovlev Yak-30 (RA-0841G)

Заводские испытания проходили с 20 мая 1960 года по март 1961 года. Всего было выполнено 82 полета с налетом 43 часа 36 минут. Никаких сложностей в эксплуатации самолета обнаружено не было. Конкуренция в конечном итоге свелась к трем самолетам, соперниками которых были чехословацкий L-29 Delfin и польский TS-11 Iskra . «Искру» быстро ликвидировали и отправили обратно в Польшу, оставив Як-30 в прямой конкуренции с Л-29, в котором конструкция Яка показала гораздо лучшие характеристики, включая меньший вес, лучшую маневренность и меньшие производственные затраты. . Однако в конце концов в августе 1961 года было принято политическое решение выбрать более надежный чехословацкий L-29 в качестве основного учебно-тренировочного самолета для всех стран Советского Союза и стран Варшавского договора, за исключением Польши. Сразу после этого решения летчик ОКБ Смирнов установил на Як-30 несколько официальных мировых рекордов легких реактивных самолетов. [ 1 ] В их число входила скорость на дистанции 25 километров (767,308 км/ч) и максимальная высота 16 128 метров. Один из сохранившихся прототипов выставлен в Центральном музее ВВС в Монино под Москвой.

Операторы

[ редактировать ]
 Советский Союз

Технические характеристики (Як-30)

[ редактировать ]

Данные «Крыльев Родины» [ 2 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 10,14 м (33 фута 3 дюйма)
  • Размах крыльев: 9,38 м (30 футов 9 дюймов)
  • Высота: 3,4 м (11 футов 2 дюйма)
  • Площадь крыла: 14,3 м 2 (154 кв. фута)
  • Профиль крыла : ЦАГИ С-9С. [ 3 ]
  • Вес пустого: 1555 кг (3428 фунтов)
  • Полная масса: 2250 кг (4960 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 2550 кг (5622 фунта)
  • Запас топлива: 500 кг (1100 фунтов)
  • Силовая установка: 1 двигатель Туманский РУ-19-300 турбореактивный , тяга 10,51 кН (2363 фунт-сила).

Производительность

  • Максимальная скорость: 660 км/ч (410 миль в час, 360 узлов)
  • Дальность: 965 км (600 миль, 521 миль)
  • Выносливость: 2 часа 3 минуты.
  • Практический потолок: 11 500 м (37 700 футов)
(рекорд установлен на высоте 16 128 м (52 913 футов))
  • пределы г: + 7 - 5
  • Скорость набора высоты: 18 м/с (3500 футов/мин)
  • Нагрузка на крыло: 154 кг/м 2 (32 фунта/кв. фут)
  • Тяга/вес : 0,36
  • Разбег: 425 м (1394 фута)
  • Посадочный пробег: 450 м (1480 футов)

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ганстон, 1997 год.
  2. ^ Якубович Николай. Крылья Родины. Авиация и политика, или как «Дельфин» уничтожил Як-30 .
  3. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Засыпкин Юрий; Берн, Лев, «Политика выбрала судьбу самолета». Авиация и космонавтика; Берн, Лев, «Политика выбрала судьбу самолета». Авиация и космонавтика, Лев. «Политика выбрала судьбу самолета». Авиация и космонавтика . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Ганстон, Билл (1997). Самолет Яковлева с 1924 года . Лондон: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-978-6 .
  • Симаков Борис, «Советские самолеты. 1917–1970 гг.»
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0ad71c5be9b36b9fa25a06b4042efcc3__1726244340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0a/c3/0ad71c5be9b36b9fa25a06b4042efcc3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yakovlev Yak-30 (1960) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)