Хосе Клементе Ороско
![]() | Возможно, эту статью необходимо реорганизовать, чтобы она соответствовала рекомендациям Википедии по оформлению . ( январь 2020 г. ) |
Хосе Клементе Ороско | |
---|---|
![]() Ороско, гр. 1930 год | |
Рожденный | Сьюдад-Гусман , Мексика | 23 ноября 1883 г.
Умер | 7 сентября 1949 г. Мехико, Мексика | (65 лет)
Образование | Академия Сан-Карлоса |
Известный | Живопись , Художник-монументалист |
Движение | Мексиканское движение фрески , соцреализм |
Награды | Национальная премия в области искусств и наук |
Хосе Клементе Ороско (23 ноября 1883 — 7 сентября 1949) — мексиканский карикатурист . [ 1 ] и художник , который специализировался на политических фресках , которые положили начало мексиканскому Возрождению фресок вместе с фресками Диего Риверы , Давида Альфаро Сикейроса и других. Ороско был самым сложным из мексиканских монументалистов , увлекавшимся темой человеческих страданий, но менее реалистичным и более увлеченным машинами, чем Ривера. В основном под влиянием символизма , он также был художником-жанристом и литографом . Между 1922 и 1948 годами Ороско рисовал фрески в Мехико , Орисабе , Клермонте, Калифорнии , Нью-Йорке , Ганновере, Нью-Гэмпшире , Гвадалахаре, Халиско и Хикильпане, Мичоакан . Его рисунки и картины выставлены в музее Каррильо Хиля в Мехико и в Мастерской-музее Ороско в Гвадалахаре. [ 2 ] Ороско был известен как политически преданный художник и продвигал политические интересы крестьян и рабочих. [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Хосе Клементе Ороско родился в 1883 году в Сапотлан-эль-Гранде (ныне Сьюдад-Гусман ), Халиско , в семье Розы де Флорес Ороско. Он был старшим из своих братьев и сестер. В 1890 году Ороско заинтересовался искусством после переезда в Мехико. [ 4 ] Он женился на Маргарите Валладарес и имел троих детей. В возрасте 21 года Ороско потерял левую руку, работая с порохом для изготовления фейерверков. [ 5 ] [ 6 ]

Сатирический иллюстратор Хосе Гуадалупе Посада , чьи гравюры о мексиканской культуре и политике заставили мексиканцев иначе взглянуть на послереволюционную Мексику, работал на виду у публики в витринах магазинов, расположенных по дороге, по которой Ороско шел в школу. В своей автобиографии Ороско признается: «Я останавливался [по дороге в школу и из школы] и проводил несколько очаровательных минут, наблюдая за [Посадой]... Это был толчок, который впервые привел в движение мое воображение и побудил меня рассказать о бумага с моими первыми фигурками; это было мое пробуждение к существованию искусства живописи». Далее он говорит, что наблюдение за декорированной гравюрой Посады дало ему представление об использовании цвета. После посещения школы сельского хозяйства и архитектуры Ороско изучал искусство в Академии Сан-Карлоса в 1906–1914 годах. Ороско участвовал в студенческой забастовке 1911 года вместе с однокурсником и будущим художником-монументалистом Давидом Альфаро Сикейросом. [ 7 ] Он работал иллюстратором газет Мехико и непосредственно иллюстратором в одной из армий конституционалистов, которыми руководил «первый вождь» Венустиано Карранса . Одно из величайших влияний на Ороско в его взрослые годы оказал взгляд доктора Атла на символизм. В 1914 году Ороско последовал за доктором Атлем в Орисабу, когда конкурирующие армии собирались войти в город. революционные фракции раскололись Викториано Уэрты Когда в 1914 году после свержения , Ороско поддержал Каррансу и генерала Альваро Обрегона против Панчо Вильи и Эмилиано Сапаты . [ 8 ] Насилие, свидетелем которого он стал, глубоко повлияло на его жизнь и искусство. «Мир вокруг нас разорвался на части», — писал он в автобиографии. «Прошли колонны войск на бойню. Поезда были взорваны». [ 9 ]
В 1916 году Ороско, разочарованный отзывами о своем искусстве, полученными им в Мексике, уехал в Соединенные Штаты. Четыре года спустя Ороско вернулся в Мехико и начал работать художником-карикатуристом. В июле 1923 года Ороско при содействии Васконселоса приступил к работе над своим первым проектом фрески. Он участвовал в революционной войне, и его картины отражали его взгляд на темную сущность войны.
Вместе с Диего Риверой он был лидером движения художников, известного как мексиканский мурализм . Важным отличием его от Риверы был его более мрачный взгляд на мексиканскую революцию . В то время как Ривера был смелой и оптимистичной фигурой, восхваляющей славу революции, Ороско был менее доволен кровавыми жертвами, которые несло общественное движение. Ороско известен как один из художников-монументалистов «Большой тройки» наряду с Диего Риверой и Давидом Альфаро Сикейросом . Все три художника, а также художник Руфино Тамайо экспериментировали с фресками на больших стенах и возвысили искусство фрески.

Между 1922 и 1924 годами Ороско написал фрески «Материнство» , «Человек в борьбе с природой» , «Христос разрушает свой крест» , «Разрушение старого порядка» , «Аристократы» , «Траншея» и «Троица» в Национальной подготовительной школе . Некоторые фрески были уничтожены самим Ороско, а позже перекрашены. Другие были подвергнуты вандализму со стороны консервативных студентов и практически уничтожены. Таким образом, Ороско пришлось перекрашивать многие из них, когда он вернулся в школу в 1926 году. В 1925 году он нарисовал фреску « Всеведение» в Мехико «Доме плитки» в . В следующем году он нарисовал фреску в Индустриальной школе в Орисабе , Веракрус .
С 1927 по 1934 год Ороско жил в США. Даже после падения фондового рынка в 1929 году его работы по-прежнему пользовались спросом. С марта по июнь 1930 года по приглашению художественного факультета колледжа Помона он написал то, что, по его словам, было «первой фреской, написанной за пределами страны художником современной мексиканской школы». [ 10 ] Фреска « Прометей» (колледж Прометео дель Помона) на стене столовой братства Помоны была прямой и личной в то время, когда фрески должны были быть приличными и декоративными, и была названа первой «современной» фреской в Соединенные Штаты. [ 11 ] Позже в том же году он нарисовал фрески в Новой школе социальных исследований , в Нью-Йорке ныне известной как Новая школа . Одна из его самых известных фресок — «Эпос американской цивилизации» в Дартмутском колледже , Нью-Гэмпшир , США . Он был написан между 1932 и 1934 годами и занимает площадь почти 300 м. 2 (3200 квадратных футов) из 24 панелей. В его состав входят: Миграции , Человеческие жертвоприношения , Появление Кетцалькоатля , Кукурузная культура , Англо-Америка , Испано-Америка , Наука и современная миграция духа (еще одна версия « Христос разрушает свой крест »). Его работы также участвовали в художественном конкурсе на летних Олимпийских играх 1932 года . [ 12 ]
Вернувшись в Мексику, в 1934 году Ороско написал фреску «Катарсис» . [ 13 ] во Дворце изящных искусств в Мехико. [ 14 ] Оставаясь в Мексике, Ороско написал в Гвадалахаре , Халиско фреску «Народ и их ложные лидеры» во Дворце правительства. Фрески Hospicio Cabañas считаются его шедевром. В 1940 году он рисовал в библиотеке Габино Ортиса в Хикильпане, Мичоакан. Между 1942 и 1944 годами Ороско рисовал для больницы Хесуса в Мехико. 1948 года Огромный портрет-фреска Ороско «Перерождение Хуареса» была одной из его последних работ. [ 2 ]
В 1947 году он проиллюстрировал книгу «Жемчужина » Джона Стейнбека .
Еще проживая в Мехико, Ороско умер во сне 7 сентября 1949 года в возрасте 65 лет. Причиной его смерти стала сердечная недостаточность.
Дартмутская фреска
[ редактировать ]Ороско написал свою фреску «Эпос американской цивилизации» на нижнем уровне Дартмутского колледжа . Мемориальной библиотеки Бейкера «Эпос американской цивилизации» Хосе Ороско находится под наблюдением Художественного музея Худа.
-
Эпос американской цивилизации (1932–1934)
-
Отъезд Кетцалькоатля
-
Боги современного мира
Национальная подготовительная школа
[ редактировать ]История и обзор
[ редактировать ]
Серия фресок Хосе Клементе Ороско в Escuela Nacional Preparatoria в колледже Сан-Ильдефонсо занимает три этажа здания и включает в себя множество других фресок на лестнице, каждая из которых изображает его критический взгляд на революцию. Национальная подготовительная школа Escuela наняла его в феврале 1923 года; однако его предыдущие группы создали серьезный политический конфликт, из-за которого он, как и Сикейрос, прекратил свою работу. [ 15 ] Позже он вернулся, чтобы закончить работу, которую начал в условиях новой волны социальных перемен в 1926 году. [ 16 ]
Фрески первого этажа
[ редактировать ]На первом этаже Escuela Nacional Preparatoria находится серия фресок, в том числе «Траншея» , «Разрушение старого порядка» , «Материнство» , «Забастовка », «Троица » и «Банкет богатых» . Первое изображение «расположено под центральной аркой первого этажа северной стены и представляет собой единственный участок стены, идеально обрамленный колоннадой с обзорной точки центра двора» и называется «Траншея» . Уникальность фресок первого этажа заключается в том, что каждая фреска по ширине параллельна арочным проемам колоннады. Разрушение старого порядка и Материнство расположены справа от Траншеи . Слева от The Trench находятся The Strike , The Trinity , а на пересечении западного коридора находится The Banquet of the Rich . [ 17 ] Среди фресок, которые Ороско разрушил, - «Стихии» , «Человек, борющийся с природой» , «Падение человека » и «Христос, разрушающий свой крест» . [ 17 ] Интересным элементом разрушенной фрески «Христос, уничтожающий свой крест» , из которой Ороско сохранил только голову Христа, является то, что он вернулся к использованию христианской иконографии: Христос разрушает свой крест в агонии из-за его неправильного использования в качестве символа. [ 18 ]
Траншею описывают как «подтверждение того, каким станет выдающийся и могущественный художник Ороско». [ 19 ] и сравнивается с фреской «Прощание », «где первое впечатление вызывает кровавая сцена великой мелодрамы». [ 17 ] Он использует резкие приглушенные тона более темной палитры, которые соответствуют изображаемой темной теме. Ороско пропагандирует достойный взгляд на смерть, поскольку зритель видит троих мужчин, приносящих себя в жертву. Двое мужчин, судя по всему, умерли, хотя на их телах нет никаких ран, а третий стоит на коленях, закрывая лицо левой рукой. [ 17 ] Их лица скрыты, что дает зрителю ощущение анонимности за жертвами многочисленных жертв революции. Возникает вопрос: стоят ли чего-нибудь жертвы многих людей? Это делает их анонимную личность более мощной, чем если бы у них были узнаваемые личности, потому что теперь они представляют собой жертвы сотен тысяч людей, которые сражались и умерли по той же причине. [ 17 ] В этой фреске также присутствует компонент христианской иконографии: центральный мужчина опирается с распростертым орлом на баррикаду из камней и балок, напоминающих крест. [ 20 ] что способствует балансу фрески, но не симметрично. Это намек на распятие, где центральный солдат играет роль мученика, что еще раз подтверждается отсутствием у него оружия. [ 17 ] Анализ этой фрески и многих других фресок Ороско о Мексиканской революции резюмируется заявлением Антонио Родригеса, в котором говорится, что «Ороско показал свою... трагедию». [ 16 ]
Троица — это негативный образ революции, в котором революционный лидер является центральной фигурой фрески, «ослеплённой красной якобианской шляпой революции» и угрожающей тем самым людям, за которые он должен бороться. [ 19 ] Крестьянин справа стоит на коленях и молит о пощаде, а крестьянин слева, у которого руки отрублены ниже запястья, наблюдает. Это отображает положение рабочего класса, который был завербован для борьбы и не знает, с кем он воюет и почему он вообще воюет.
«Банкет богатых» демонстрирует карикатурный стиль Ороско. Это изображение социальной критики с использованием сатиры. [ 21 ] На этой фреске зритель видит изображение богачей, чьи лица и тела явно искажены, что призвано «отобразить их упадок и злоупотребления властью» и рабочий класс. Его цель – изобразить положение рабочего класса, угнетенного богатыми и находящегося в состоянии войны друг с другом. Эту точку зрения дополнительно иллюстрирует точка зрения богатых, которые могут смотреть свысока на рабочий класс и продолжать жить жизнью упадка без каких-либо последствий. Это показывает, что рабочие совершенно слепы к своему положению, выступая в роли гладиаторов для развлечения богатых. Инструменты, которыми владеют представители рабочего класса на этой фреске, используются в качестве оружия, что показывает, что «рабочие обращают предметы своего существования против себя, не приобрели настоящего оружия и находятся в замешательстве относительно того, для чего на самом деле нужны люди и вещи». относясь к товарищам как к врагам». [ 17 ] Хотя эта фреска не является эстетичной, с ее отталкивающими искаженными персонажами, она вызывает у зрителя мысль о его личном положении как члена рабочего класса или привилегированного буржуа. [ 19 ]
Фрески второго этажа
[ редактировать ]Вторая история фресок Ороско в Escuela Nacional Preparatoria, написанных в 1923–24 годах, включает фрески «Закон и справедливость» , «Иегова между богатыми и бедными» , «Свобода» , «Мусор» и «Богатые» , которые перечислены в порядке от слева направо. [ 17 ]
Фрески третьего этажа
[ редактировать ]Третий рассказ, созданный между 1924 и 1926 годами, включает в себя фрески « Женщины» , «Могильщик» , «Благословение» , «Рабочие» , «Прощание» , «Семья » и «Революционеры» . [ 17 ]
«Прощание» грандиозно по своим масштабам и отображает последние мгновения перед жертвами Революции. Пейзаж мрачный, как и выражение лица лежащей влево земной женщины, которая, похоже, является матерью или бабушкой мужчины. На этой фреске присутствуют три пары: левая пара пожилой женщины и мужчины, целующего ей руку, еще одна пара, слившаяся в последних объятиях, и третья, состоящая из двух согбенных мужчин. Ритмическое сочетание предполагает общую идентичность людей, уходящих сражаться с революцией. «Что эта трактовка делает с историей, с реальными событиями, такими как выезд на борьбу с революцией, так это превращает ее в естественное (то есть естественное), неизбежное и вневременное событие, или вообще не событие, а состояние о которые люди ничего не могут сделать, чтобы изменить, поскольку условия созданы из них, и наоборот». [ 17 ]
фрески на лестнице
[ редактировать ]Дополнительные фрески, завершенные Ороско в 1924–1926 годах, «нарисованы на стенах и возвышающихся потолках первого этажа», в том числе «Расы аборигенов» , «Францисканцы, помогающие больным» , «Молодежь , Кортес и Малинче» . Пьющие люди и Инженеры окружают лестницу у восточной стены двора. [ 17 ] Кортес и Малинче — это достойный взгляд на создание первых метисов. [ 16 ] результат испанского колониализма в Мексике. «Этот союз между испанским европейским конкистадором и его любовницей-индейкой был неоспоримым историческим фактом». [ 19 ] и демонстрируется, когда два тела сливаются в одно. [ 17 ] Их тела похожи на Микеланджело, поскольку они представляют «мужчину Старого Света и женщину Нового Света». Оросоко пытается представить неравенство, существующее в этих отношениях, изображая жесты Кортеса как властные, а жесты Малинче как подчиненные. [ 16 ] Жест Кортеса, когда он положил руку на туловище Малинче, «не только предотвращает мольбу за индейца со стороны Малинче, но и действует как окончательное отделение от ее прежней жизни». Этот образ представляет собой синтез испанской колонизации Мексики, решающей роли, которую сыграла Малинче, и начала появления метисов в мексиканской истории. [ 19 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Создатель и мятежный человек и Люди и их ложные лидеры (Творец и мятежный человек и люди и их ложные лидеры).
-
Верхняя часть книг «Творческий и мятежный человек» и «Народ и его ложные лидеры».
-
Нижняя часть «Творческий и мятежный человек» и «Народ и его ложные лидеры».
-
Демагог
Дань
[ редактировать ]23 ноября 2017 года Google отпраздновал свой 134-й день рождения дудлом Google . [ 22 ]
Выставки
[ редактировать ]- «¡Ороско!» Министерство иностранных дел и Институт изящных искусств Мексики в Музее современного искусства, Оксфорд, 1980.
- «Хосе Клементе Ороско в Соединенных Штатах, 1927–1934» в Художественном музее Худа , Ганновер, Нью-Хэмпшир, 2002. [ 23 ]
- «Vida Americana: мексиканские монументалисты переделывают американское искусство, 1925–1945» в Музее американского искусства Уитни , Нью-Йорк, 2020. [ 24 ]
Избранные работы
[ редактировать ]- Молящиеся руки , 1900–24.
- Человек, борющийся с природой , 1923–24 гг.
- Падение человека , 1923–24 гг.
- Христос разрушает свой крест , 1923–24 гг.
- Закон и справедливость , 1923–24.
- Иегова между богатыми и бедными , 1923–24 гг.
- И колледж Сан-Ильдефонсо
- Материнство , 1923–24.
- Банкет богатых , 1923–24.
- Забастовка , 1923–24 гг.
- Элементы , 1923–24.
- Свобода , 1923–24.
- Мусор , 1923–24.
- Богатые , 1923–24.
- Женщины , 1924–26 гг.
- Могильщик , 1924–26.
- Благословение , 1924–26.
- Рабочие , 1924–26.
- Прощание , 1924–26.
- Семья , 1924–26.
- Революционеры , 1924–26.
- Расы аборигенов , 1924–26 гг.
- Францисканцы помогают больным , 1924–26 гг.
- Кортес и Малинче , 1924–26 гг.
- Пьющие мужчины , 1924–26.
- Инженеры , 1924–26.
- Траншея , 1926 год.
- Разрушение старого порядка , 1926 год.
- Метро , 1928 год.
- Возьми другой , 1930, Художественный музей Кливленда.
- Раненый солдат , 1930, Художественный музей Кливленда.
- В библиотеке Дартмутского колледжа
- Американская цивилизация: современные человеческие жертвоприношения, 1932 г.
- Американская цивилизация: древние человеческие жертвоприношения , 1932 г.
- Американская цивилизация: Боги современного мира , 1932 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Риус (1984). Век карикатуры в Мексике . Мексика: Грихальбо. 168 стр. ISBN 9684194250
- ^ Jump up to: а б «Трагедия и триумф: драма Хосе Клементе Ороско 1883–1949» . Мексика Коннект. Архивировано из оригинала 20 декабря 2008 года . Проверено 21 сентября 2007 г.
- ^ Художественная книга . Файдон. 2004. с. 345. ИСБН 978-0756605506 .
- ^ «Хосе Клементе Ороско» . Архивировано из оригинала 1 ноября 2022 года . Проверено 18 июля 2022 г.
- ^ «Биография Хосе Клементе Ороско - художник, иллюстратор (1883–1949)» . Телевизионные сети A&E. Архивировано из оригинала 29 марта 2019 года . Проверено 26 апреля 2015 г.
- ^ Ороско, Хосе Клементе (1962). Хосе Клементе Ороско: Автобиография . Издательство Техасского университета. п. 41.
Дело в том, что я потерял руку, когда был ребенком, играя с порошком: это был несчастный случай, ничем не необычный.
- ^ «Хосе Клементе Ороско» . Архивировано из оригинала 24 июля 2022 года . Проверено 24 июля 2022 г.
- ^ Моника И. Ороско, «Хосе Клементе Ороско» в Энциклопедии Мексики . Чикаго: Фицрой Дирборн 1997, стр. 1935 год.
- ^ «Коммунист и консерватор» . Чердак . Архивировано из оригинала 12 ноября 2018 года . Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^ Ороско, Клементе и Хосе Клементе Ороско (2004). Хосе Клементе Ороско: Графическая работа . Издательство Техасского университета. ISBN 0292702493 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ), стр. 11–12. Архивировано 7 декабря 2023 г. в Wayback Machine . - ^ Дэвид В. Скотт, «Прометей Ороско: суммирование, переход, инновации», College Art Journal (1957): 2. JSTOR. Архивировано 6 декабря 2019 г., в Wayback Machine.
- ^ «Хосе Клементе Ороско» . Олимпия . Архивировано из оригинала 6 июля 2020 года . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ «Катарсис Ороско | Фото» . Архивировано из оригинала 7 декабря 2023 года . Проверено 23 марта 2021 г.
- ^ «Хосе Клементе Ороско и Диего Ривера – Фрески» . 7 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 18 апреля 2021 года . Проверено 22 марта 2021 г.
- ^ Эдвардс, Эмили (1966). Расписные стены Мексики: с доисторических времен до наших дней . Остин; Лондон: Техасский университет Press. ISBN 029273624X .
- ^ Jump up to: а б с д Крэйвен, Дэвид (2002). Искусство и революция в Латинской Америке, 1910–1990 (2-е изд.). Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0300082118 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Фольгарайт, Леонард (1998). Настенная живопись и социальная революция в Мексике, 1920–1940: искусство нового порядка . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521581478 .
- ^ Родман, Селден (1960). Инсайдеры: отказ и новое открытие человека в искусстве нашего времени . Батон-Руж: Издательство Университета штата Луизиана.
- ^ Jump up to: а б с д и Рочфорт, Десмонд (1993). Мексиканские монументалисты: Ороско, Ривера, Сикейрос . Сан-Франциско: Книги хроник. ISBN 978-0811819282 .
- ^ др.], Дон Адамс; при участии Гая Бретта ... [et (1989). Искусство в Латинской Америке: современная эпоха, 1820–1980 (переиздание). Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0300045611 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Родригес, Антонио (1969). История мексиканской настенной живописи . Нью-Йорк: Патнэм.
- ^ «134 лет со дня рождения Хосе Клементе Ороско» . Google . 23 ноября 2017 года. Архивировано из оригинала 4 октября 2019 года . Проверено 4 октября 2019 г.
- ^ «Хосе Клементе Ороско в США, 1927–1934 | Музей Худа» . hoodmuseum.dartmouth.edu . 23 февраля 2018 года. Архивировано из оригинала 15 июня 2020 года . Проверено 11 марта 2020 г.
- ^ «Vida Americana: мексиканские художники-муралисты переделывают американское искусство, 1925–1945» . Уитни.орг . Архивировано из оригинала 7 марта 2020 года . Проверено 11 марта 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Анреус, Алехандро. Ороско в Гринголенде: годы в Нью-Йорке . Издательство Университета Нью-Мексико. Альбукерке. 2001.
- Кардоса и Арагон, Луис. Ороско . Мехико: Фонд экономической культуры, 1983.
- Эллиотт, Дэвид, изд. Херлберт, Лоуренс П. Мексиканские художники-монументалисты в Соединенных Штатах . Издательство Университета Нью-Мексико. Альбукерке. 13–88. 1989.
- Гонсалес Мелло, Ренато. Ороско: художник-революционер? . Мексика: Национальный автономный университет Мексики, 1995.
- Гонсалес Мелло, Ренато и Дайан Милиотес, ред. Хосе Клементе Ороско в США, 1927–1934 гг . Ганновер, Нью-Йорк и Лондон: Художественный музей Худа, Дартмутский колледж и WW Norton & Co., 2002.
- Хелм, МакКинли. Человек огня: Дж. К. Ороско: интерпретирующие мемуары . Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд, 1959.
- Индич-Лопес, Анна. Мурализм без стен: Ривера, Ороско и Сикейрос в США, 1927–1940 гг . Питтсбург: Издательство Питтсбургского университета, 2009.
- Джеймс, Гектор. Философия мексиканского мурализма: Ороско, Ривера и Сикейрос . Мексика: Плаза и Вальдес, 2012 г. ISBN 978-6074024661
- Ореа Марин, Аугусто. Ороско: Миф . Гвадалахара: Editorial Conexión Gráfica, 1994.
- Ороско, Хосе Клементе. Художник в Нью-Йорке: письма Жану Шарло и неопубликованные произведения . Остин. 1974.
- Ороско, Хосе Клементе. Автобиография . Издательство Техасского университета. Остин. 1962.
- Рид, Альма . Ороско . Издательство Оксфордского университета. Нью-Йорк. 1956.
- Фольгарайт, Леонард. Фреска и социальная революция в Мексике, 1920–1940 гг . Издательство Кембриджского университета. Нью-Йорк. 1998.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Портрет Ороско работы Эдварда Уэстона , 1930 год. Это был любимый портрет Ороско, и Уэстон считал его одним из лучших своих портретов.
- Фотопортрет Ороско Беренис Эбботт.
- Фрески во Дворце правительства и Зале конгрессов (панорамы)
- Ороско на MexConnect.com
- Виртуальный тур Dartmouth Digital Orozco по «Эпосу американской цивилизации»
- Помоны Хосе Клементе Ороско Художественный музей колледжа Прометея
- Сапата , Холст, масло; 178,4 х 122,6 см, на Abstract-Art.com
- Христос, разрушающий свой крест , Холст, масло; 36 5/8 x 511/8 дюйма, на Humanities-interactive.org
- Человек огня и другие фрески в Hospicio Cabañas. Архивировано 21 апреля 2019 года в Wayback Machine.
- «Человек огня» Ороско: документальный фильм
- Мексиканские монументалисты
- 1883 рождения
- 1949 смертей
- Мексиканские художники-жанристы
- Мексиканские художники-портретисты
- Художники соцреализма
- Мексиканские коммунисты
- Художники с ограниченными возможностями
- Члены El Colegio Nacional (Мексика)
- Художники из Халиско
- Мексиканские инвалиды
- Жители города Гусман, Халиско
- Мексиканцы итальянского происхождения
- Мексиканцы испанского происхождения
- Мексиканцы галисийского происхождения
- Мексиканские художники 20-го века
- Мексиканские художники-мужчины
- Выпускники Академии Сан-Карлоса
- Олимпийские участники художественных конкурсов
- Мексиканские эмигранты в США
- Мексиканские художники-мужчины 20-го века