Доисторическая Центральная Африка

Предыстория Центральной Африки простирается от самого раннего присутствия человека в регионе до наступления железного века в Центральной Африке . По крайней мере, к 2 000 000 лет назад Центральная Африка (например, Ишанго , Демократическая Республика Конго ) была оккупирована ранними гоминидами . [1] Западноафриканские охотники-собиратели оккупировали западную часть Центральной Африки (например, Шум-Лаку ) ранее, чем 32 000 лет назад. [2] обитал по всему прибрежному региону Западной Африки 12 000 лет назад, [3] и мигрировали на север между 12 000 и 8 000 BP до Мали , Буркина-Фасо , [3] и Мавритания . [4] Доисторические западноафриканцы, возможно, разделились на отдельные предковые группы современных западноафриканцев и говорящих на банту народов в Камеруне , а впоследствии, около 5000 лет назад, говорящие на банту народы мигрировали в другие части Африки к югу от Сахары (например, в Центральноафриканскую Республику). , Великие африканские озера , Южная Африка ). [5]
Ранний каменный век
[ редактировать ]По крайней мере, к 2 000 000 лет назад Центральная Африка (например, Ишанго , Демократическая Республика Конго ) была оккупирована ранними гоминидами . [1]
Средний каменный век
[ редактировать ]Через 150 000 лет назад африканцы (например, центральноафриканцы , восточноафриканцы ), несущие гаплогруппу L1 , разошлись. [6]
В 90 000 лет назад самые старые костяные инструменты, связанные с рыболовством (например, колючие гарпуны ) Африки, были разработаны в Центральной Африке, особенно в Катанде, Центральноафриканская Республика . [7]
Между 75 000 и 60 000 лет назад африканцы, несущие гаплогруппу L3, появились в Восточной Африке и в конечном итоге мигрировали и стали присутствовать у современных жителей Западной Африки , Центральной Африки и неафриканцев . [6]
Поздний каменный век
[ редактировать ]
Раньше, чем 32 000 лет назад, [2] или на 30 000 BP, [8] [3] позднего каменного века Западноафриканские охотники-собиратели жили в лесах западной части Центральной Африки. [3] [8] (например, ранее, чем 32 000 лет назад в де Маре в Шум-Лаке, [2] 12 000 лет назад в кратере Мби). [3] Произошел чрезмерно засушливый огольский период, продолжавшийся от 20 000 до 12 000 лет назад. [2] К 15 000 лет назад количество поселений, созданных западноафриканцами среднего каменного века, уменьшилось, поскольку произошло увеличение влажных условий, расширение западноафриканских лесов и увеличение количества поселений, основанных западноафриканскими охотниками-собирателями позднего каменного века. [8] Народы позднего среднего каменного века, использовавшие макролиты (например, возможно, архаичные люди с примесью [9] или позднесохраняющийся ранний современный человек [10] [11] Окаменелости Иво Элеру позднего среднего каменного века), которые жили в Центральной Африке, в западной части Центральной Африки и в Западной Африке, были вытеснены африканцами позднего каменного века, использовавшими микролиты (например, неархаичными окаменелостями Шум Лака с примесью человека позднего каменного века). датированные периодом от 7000 до 3000 лет назад), когда они мигрировали из Центральной Африки в западную часть Центральной Африки и в Западную Африку . [9] Между 16 000 и 12 000 лет назад западноафриканцы позднего каменного века начали заселять восточные и центральные лесные регионы (например, Гана, Кот-д'Ивуар, Нигерия; [8] от 18 000 до 13 000 лет назад в Темет-Уэст и Асокрохона в южном регионе Ганы, 13 050 ± 230 лет назад в Бингервилле в южном регионе Кот-д'Ивуара, 11 200 ± 200 лет назад в Иво-Элеру в Нигерии) [3] Западной Африки. [8] К 11 000 лет назад позднее поселение, созданное западноафриканцами среднего каменного века, и самое раннее поселение, созданное западноафриканскими охотниками-собирателями позднего каменного века, возникло в самом западном регионе (например, долина Фалеме, Сенегал) Западной Африки. [8] Западноафриканцы среднего каменного века и западноафриканские охотники-собиратели позднего каменного века, вероятно, не смешивались друг с другом и отличались друг от друга в культурном и экологическом отношении. [8]
Между 25 000 и 20 000 лет назад народы-охотники-рыбаки-собиратели в Центральной Африке (например, Ишанго, Демократическая Республика Конго) использовали орудия рыболовства и природные ресурсы из близлежащих водных источников, а также, возможно, занимались математикой и записывали ее (например, Кость Ишанго , которая может демонстрировать знание и использование двенадцатеричной системы, простых чисел , умножения ). [12]
В 19 000 лет назад африканцы, несущие гаплогруппу E1b1a-V38 , вероятно, пересекли Сахару с востока на запад . [5]
По данным Стевердинга (2020), возле Великих африканских озер шистосомы (например, S. mansoni , S. haematobium ) претерпели эволюцию. [13] Впоследствии произошло расширение вдоль реки Нил . [13] Из Египта присутствие шистосом распространилось на Западную Африку, а затем на Центральную и Южную Африку. Было ли это связано именно с миграцией народа йоруба в Западную Африку? [13] а также мигрирующие народы, говорящие на языке банту , в остальную часть Африки к югу от Сахары (например, в Южную Африку , Центральную Африку ) неясно. [13]
Хотя миграция Нигера и Конго могла происходить из Западной Африки в Кордофан, возможно, из Кордофана , Судан, Нигера и Конго . носителей [14] (например, Манде ), [15] в сопровождении неодомашненных цесарок в шлемах , возможно, проникли в Западную Африку, одомашнили цесарок в шлемах к 3000 г. до н.э. и через экспансию банту проникли в другие части Африки к югу от Сахары (например, в Центральную Африку , Восточную Африку , Южную Африку ). [14]
В период голоцена, включая климатический оптимум голоцена в 8000 лет назад, африканцы, несущие гаплогруппу L2, распространились в Западной Африке, а африканцы, несущие гаплогруппу L3, распространились в Восточной Африке. [6] Будучи крупнейшей миграцией со времен миграции из Африки , миграция из стран Африки к югу от Сахары в Северную Африку произошла среди жителей Западной Африки, Центральной Африки и Восточной Африки, что привело к миграции в Европу и Азию ; следовательно, митохондриальная ДНК стран Африки к югу от Сахары была завезена в Европу и Азию. [6]
Было обнаружено , что западноафриканские охотники-собиратели в регионе западной части Центральной Африки (например, Шум-Лака , Камерун ), особенно между 8000 и 3000 лет назад, были связаны с современными центральноафриканскими охотниками-собирателями (например, Бака , Бакола , Биака) . , Бедзан ). [16]
Пасторальный неолит
[ редактировать ]
После периода Бубалина , периода Кель-Эссуфа и периода Круглоголового в Центральной Сахаре пастырский период . последовал [17] Поскольку скотоводство существовало в Сахаре с 7500 г. до н.э., охотники и пастухи Центральной Сахары, возможно, жили вместе на общей территории в течение длительного периода времени. [18] Опустынивание могло привести к миграции из региона Центральной Сахары, где расположены картины Круглоголового, к озеру Чад и дельте Нигера. [19] В то время как некоторые мигрировали к югу от Сахары, другие охотники-собиратели из Центральной Сахары, возможно, переняли традиции скотоводства. [20] (например, выпас домашнего скота и коз). [18] Учитывая возможность стать социально выдающимся, создать излишки продовольствия, а также приобрести и накопить богатство, это привело к принятию некоторыми охотниками-собирателями из Центральной Сахары домашнего скотоводческого хозяйства. [21] В обмен культурная информация об использовании растительности (например, Cenchrus , Digitaria ) в Центральной Сахаре (например, Уан Табу, Уан Мухуджиаг) передавалась охотниками-собирателями из Центральной Сахары прибывшим ранним скотоводческим народам. [21] Миграция охотников-собирателей и скотоводов из Центральной Сахары произошла, когда Зеленая Сахара подверглась опустыниванию в 4000 году до нашей эры. [22] Сезонные водные пути были вероятным путем миграции к реке Нигер . [22] Чад Бэйсин , [22] [20] и долина Нила . [23] Проживание в Сахельском регионе начало происходить после того, как давно населенные поселения и погребения северного региона Нигера перестали использоваться. [22] Миграция народов Центральной Сахары в Сахельский регион Африки к югу от Сахары подтверждается керамикой, находящейся под влиянием Сахары, которая появляется в Сахельском регионе. [22]
В Зеленой Сахаре мутация серповидноклеточной анемии возникла в Сахаре. [5] или в северо-западном лесном регионе западной части Центральной Африки (например, Камерун) [5] [24] по крайней мере 7300 лет назад, [5] [24] хотя, возможно, еще 22 000 лет назад. [25] [24] Наследственный серповидноклеточный гаплотип современных гаплотипов (например, гаплотипы Камеруна / Центральноафриканской Республики и Бенина / Сенегала ), возможно, впервые возник у предков современных жителей Западной Африки, несущих гаплогруппы E1b1a1-L485 и E1b1a1-U175 или их предковую гаплогруппу E1b1a1-M4732. . [5] Жители Западной Африки (например, йоруба и эсан из Нигерии), несущие серповидноклеточный гаплотип Бенина, возможно, мигрировали через северо-восточный регион Африки в западный регион Аравии . [5] Жители Западной Африки (например, Менде из Сьерра-Леоне), несущие сенегальский серповидноклеточный гаплотип, [26] [5] возможно, мигрировали в Мавританию (современный уровень встречаемости 77%) и Сенегал (100%); они также могли мигрировать через Сахару в Северную Африку и из Северной Африки в Южную Европу , Турцию и регион вблизи северного Ирака и южной Турции. [26] Некоторые из них, возможно, мигрировали и завезли сенегальские и бенинские серповидноклеточные гаплотипы в Басру , Ирак, где оба встречаются в равной степени. [26] Жители Западной Африки, несущие серповидноклеточный гаплотип Бенина, возможно, мигрировали в северный регион Ирака (69,5%), Иорданию (80%), Ливан (73%), Оман (52,1%) и Египет (80,8%). [26]
Геномы африканцев, обычно подвергающихся адаптации, представляют собой регуляторную ДНК , и многие случаи адаптации, обнаруженные среди африканцев, связаны с диетой , физиологией и эволюционным давлением со стороны патогенов. [27] По всей Африке к югу от Сахары генетическая адаптация (например, мутация rs334, группа крови Даффи , повышенный уровень дефицита G6PD , серповидно-клеточная анемия ) к малярии была обнаружена среди африканцев к югу от Сахары , которая, возможно, первоначально развилась около 7300 лет назад. [27] У африканцев к югу от Сахары более 90% генотипа Duffy-null . [28] В тропических лесах Центральной Африки генетическая адаптация к факторам, не связанным с ростом (например, иммунные особенности , репродукция , функция щитовидной железы ) и низкорослостью (например, EHB1 и PRDM5 – синтез кости ; OBSCN и COX10 – мышечное развитие ; HESX1 и ASB14) . – производство/секреция гормона роста гипофиза ) был обнаружен среди охотников-собирателей тропических лесов . [27]
памятниками, предшествовавшие предполагаемым более ранним местам в Восточной Сахаре Курганы с мегалитическими , возникли уже в 4700 году до нашей эры в сахарском регионе Нигера . [29] Эти мегалитические памятники в сахарском регионе Нигера и Восточной Сахаре, возможно, послужили предшественниками мастаб и пирамид Древнего Египта . [29] Во время додинастического Египта курганы присутствовали в различных местах (например, Накада , Хелуан ). [29]
Доисторическая традиция строительства монархических курганов характерна как для западноафриканского Сахеля , так и для регионов Среднего Нила . [30] Древнеегипетские пирамиды раннего династического периода и Куша мероитские пирамиды признаны Фараджи (2022) частью и производными от более ранней архитектурной « суданской - сахельской » традиции монархических курганов, которые характеризуются как «земляные пирамиды» или «прото- пирамиды». [30] Фараджи (2022) охарактеризовал Нобадию как «последнюю фараонскую культуру долины Нила» и описал курганы как «первый архитектурный символ возвращения государя и воссоединения с первозданным курганом после его смерти». [30] Фараджи (2022) указывает, что, возможно, существовало культурное ожидание «посмертного воскрешения », связанное с курганами в погребальных традициях западноафриканского Сахеля (например, северной Ганы , северной Нигерии , Мали ) и долины Нила (например, Баллана , Кустул). , Керма , Куш ). [30] Судя по артефактам, найденным в курганах Западной Африки и Нубии , возможно, существовал «высокоразвитый корпоративный ритуал, в ходе которого члены семьи умершего приносили различные предметы в качестве подношений и дани предкам», похороненным в курганах , и курганы могут «служили огромными святынями духовной силы, позволяющими населению совершать ритуалы и помнить о своей связи с родословной, освященной в царской гробнице». [30]
Между 8-м и 4-м тысячелетиями до нашей эры речные фермеры и пастухи саванны пересекали взаимосвязанный регион долины Среднего Нила. [30] В Сахары - Сахеля и долины Среднего Нила регионах пунктирная волнистая линия и керамика с волнистой линией , которая производилась между 8-м тысячелетием до нашей эры и 4-м тысячелетием до нашей эры (поздний неолит и ранний бронзовый век появлению монархических курганов предшествовали ); Распространение керамики распространилось от региона саванны до региона Восточной Сахары и от Мавритании до Красного моря , что подтверждает выводы о торговле между регионами и их взаимосвязанности. [30] Керамика с волнистой линией привела к появлению шести керамических подвариантов, а керамика с пунктирной волнистой линией - к трем керамическим подвариантам; Местами самого раннего развития обеих гончарных мастерских 8-го тысячелетия до н.э. были Сагаи и Сарураб в Судане. [30] Керамика с волнистыми линиями распространена во многих местах (например, в основном в Центральном Ниле; некоторые в горах Хоггар , на юге Алжира , в пещере Делибо, Чад, Джебель-Эгей, Чад, Тибести, Чад и Адрар-Мадет, Нигер) в Африке. [30] Керамика с пунктирной волнистой линией распространена во многих местах (например, на плато Эннеди , на плато Нигер и в Вади-Ховаре в сахарско-сахельском регионе, соединяющем регионы реки Средний Нил, озера Чад и реки Бенуэ - Нигер ) и в Африке. [30] Обе керамики также распространены вдоль региональной оси с севера на запад (например, Вади-Ховар, плато Эннеди, Чад, Джебель-Увейнат , Гильф-Кебир , Египет) вблизи сахарских регионов Судана и Египта. [30] Курганы королевства Керма служат региональным посредником между регионами рек Нил и Нигер. [30]
«Классическая суданская» монархическая традиция строительства курганов, которая продолжалась в Судане (например, Керма , Макурия , Мероэ , Напата , Нобадия ) до начала VI века нашей эры, а также в Западной и Центральной Африке до XIV века. н.э., в частности, предшествовало распространению ислама в западноафриканских и сахельских регионах Африки. [30] По словам аль-Бакри , «строительство курганов и сопровождающие его ритуалы были религиозным усилием, исходившим из других элементов», которые он описал, таких как «колдуны, священные рощи, идолы, подношения мертвым и «гробницы их короли». [30] что ранний династический период древнего Египта, Керма Куша Фараджи (2022) указал , и нобадийская культура Балланы были похожи на описания аль-Бакри практик курганов Манде в древней Гане . [30] Характеристика божественного царства иногда включает в себя монархические погребальные практики (например, древнеегипетские погребальные практики ). [30] В озерном районе Нигера два человеческих захоронения включали погребальные комнаты с могилами, в которых находились различные кости (например, человеческие, животные) и предметы (например, бусы, украшения, оружие). [30] Во внутренней дельте Нигера курганы 11-го и 15-го веков нашей эры в Эль-Уаледжи и Кой-Гуррей содержали различные кости (например, человеческие, лошадиные), человеческие предметы (например, бусы, браслеты, кольца) и предметы животных (например, колокольчики). , жгуты , бляшки). [30] Культурное сходство было также обнаружено с королем Малинке в Гамбии , который вместе со своей старшей королевой, человеческими подданными в его королевстве и своим оружием был похоронен в своем доме под большим курганом размером с дом, как описано В. Фернандесом. . [30] Левцион также признал культурное сходство между монархическими традициями и практиками строительства курганов (например, монументальными сенегамбийскими мегалитами ) в Западной Африке, таких как Сенегамбия , внутренняя дельта Нигера , Мали и долина Нила ; эти монархические методы строительства курганов охватывают всю суданскую саванну и являются проявлением общей транссахельской культуры и наследия. [30]
возникали земляные и каменные курганы С 5-го тысячелетия до нашей эры до 14-го века нашей эры между Сенегамбией и Чадом . [30] Среди 10 000 курганов в Сенегамбии 3 000 мегалитических курганов в Сенегамбии были построены между 200 г. до н.э. и 100 г. н.э., а 7000 земляных курганов в Сенегале были построены во 2-м тысячелетии нашей эры. [30] Между 1 и 15 веками нашей эры мегалитические памятники без курганов. были построены [30] Мегалитические земляные курганы Сенегамбии, которые, возможно, были построены народом волоф ( народ серер ) или народом соссе ( народ манде ). [30] Суданские курганы (например, Керма , группа C ), которые датируются серединой 3-го тысячелетия до нашей эры, имеют культурное сходство с сенгамбийскими курганами . [30] Между 6 и 14 веками нашей эры в Комаланде были построены каменные круги курганов, которые на одном месте обычно окружают захоронение высотой в полметра, покрытое курганом; Предшественниками этого стиля курганов 3-го тысячелетия до нашей эры в Комаланде, Гане и Сенегамбии Фараджи (2022) считает Керма Куш и культуру группы А древней Нубии . [30] В то время как курганы культуры группы C в Нубии, окруженные стелами, считаются предшественниками мегалитических курганов Сенегамбии, курганы Кермы считаются предшественниками каменных курганов Комаланда. [30] Основываясь на повествовании об основании народа хауса , Фараджи (2022) приходит к выводу о возможности того, что «доисламские правители Хаусаленда» представляли собой «династию женщин-монархов, напоминающую кандаке Мероитского Куша». [30] Курганы Дурби Такушейи , которые датируются периодом между 13 и 16 веками нашей эры, могут иметь связь с курганами из Балланы и Макурии . [30] Курганы также были найдены в Кисси в Буркина-Фасо и в Дайме в Нигерии . [30]
Гаплогруппа R-V88, возможно, возникла в западной части Центральной Африки (например, Экваториальная Гвинея ) и в середине голоцена прибыла в Северную Африку в результате миграции населения. [31]
Мегалиты Буара в западном регионе Центральноафриканской Республики , которые, возможно, были построены между 3500 и 2700 годами до нашей эры в эпоху позднего неолита , могут быть свидетельством развитого уровня проживания. [32] [33]
Доисторические западноафриканцы, возможно, разделились на отдельные предковые группы современных западноафриканцев и говорящих на банту народов в Камеруне, а впоследствии, около 5000 лет назад, говорящие на банту народы мигрировали в другие части Африки к югу от Сахары (например, в Центральноафриканскую Республику). , Великие африканские озера , Южная Африка ). [5]
Между концом 3-го тысячелетия до нашей эры и серединой 2-го тысячелетия нашей эры мегалиты (например, памятники, захоронения из камней из камней) были построены в регионах (например, Восточная Адамава , Убангианский хребет, водораздел Чада и Конго ) в Центральноафриканской Республике и Камеруне в различные периоды. (например, Балимбе: 2000 г. до н.э. – 1000 г. до н.э.; Ранний Гбабири: 950 г. до н.э. – 200 г. до н.э.; Поздний Гбабири: 200 г. до н.э. – 500 г. н.э.; Бубун: 500 г. н.э. – 1600 г. н.э.) для различных целей (например, ритуальных практик, территориального обозначения) . [34]
Саванна и и леса Западной Африки, а также саванны леса Центральной Африки — это районы происхождения и обитания шимпанзе . [35] Таким образом, хотя и довольно спекулятивно, ко 2-му тысячелетию до нашей эры шимпанзе и/или их художественные изображения (например, статуэтки «сидящих» и «присевших» шимпанзе , созданные между 2300 и 1500 годами до нашей эры) могли обмениваться в ходе торговли на дальние расстояния. сеть из Западной Африки или Центральной Африки через Восточную Африку (например, Эльментейтан ) и Аравию на Ближний Восток (например, Элам ). [35] Другая возможность (согласно отчету Ганнона Мореплавателя ) состоит в том, что через морскую торговлю из Гвинейского залива в восточный регион Средиземноморья по Пути благовоний на Ближний Восток. [35] Кроме того, во 2 веке нашей эры его могли продавать из Западной Африки по путям через Северную Африку и Рим на Ближний Восток. [35]
В 4000 году до нашей эры могла существовать популяция, которая перешла из Африки (например, Западной Африки или Западно- Центральной Африки ) через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров , где смешалась африканцы и иберийцы (например, северной Португалии , южной Испании ). [36]
Обширные обнесенные стеной территории и поселения, которые, возможно, были построены в I тысячелетии до нашей эры, были обнаружены в Зилуме , Чад, примерно в 60 км (37 миль) к юго-западу от озера Чад . [37] [38]
Наскальные рисунки в Центральной Африке обычно расположены между саванной и бассейна реки Конго лесами . [39] Наскальные изображения найдены в Камеруне (например, Бидзар; Галди , Адамауа ; Джебель Мела в Котто и Ленго ; Мбому , Бангассу в Бакуме ), Демократической Республике Конго (например, Нижнее Конго ; Нгембо; Фвакумби), в Анголе. (например, Мбанза Конго ; Калола; Капело; скальные образования Бамбала в верхней долине Замбези ) и в Габоне (например, Огоуэ , Отумби; Оогоуэ, Кая Кая; национальный парк Лопе ). [39] Наскальные рисунки (например, круглые знаки, концентрические круги, купулы, лепестки) в Бидзаре , Камерун , которые, вероятно, были выгравированы с помощью молотка, вероятно, не старше раннего железного века (2500–1500 лет назад). [40]
Между 2500 BP и 1800 BP, в эпоху железного века , в Национальном парке Лопе , Оканда, Габон, в общей сложности 1680 гравированных наскальных рисунков были созданы с помощью железных орудий (например, долот ) народами, говорящими на банту, во время миграции банту . [39] Среди 670 гравюр в западном регионе Элармекоры и Эпоны особенно 240 петроглифов в Элармекоре и 410 петроглифов в Эпоне. [39] В Элармекоре имеются охотничьи изображения ассегаев и животных (например, четвероногих животных, ящериц, гигантского насекомого, панциря черепахи) и неохотничье изображение мотыги. [39] В Эпоне имеются различные геометрические изображения (например, концентрические круги), которые составляют 98% от общего числа изображений и могут нести символическое значение космических циклов и течения времени, а также изображения пяти ящериц и одного/ двухлезвийный метательный нож банту. [39] В восточном районе Конго-Бумба находится 1010 петроглифов . [39] В Конго Бумбе встречаются различные геометрические изображения (например, круги, цепочечные круги, концентрические круги, концентрические круговые арки, рассеченные круги, выколотые круги, сшитые формы, спирали), 35% всех изображений представляют собой цепочечные изображения; имеются также изображения змеевидных линий, крестообразных, ящериц, двулезвийных метательных ножей, малых топоров, метательных ножей с овальными лезвиями, рукоятками и шпорами. [39] Есть также некоторые реалистичные изображения ящериц, шестиногих ящериц, которые обычно встречаются в африканской символике, и точечная мотыга, наложенная на метательный нож (наиболее распространенное изображение на наскальных рисунках в Центральной Африке), что указывает на то, что существовало два разных периода времени, которые произошла гравировка. [39] В Элармекоре керамика с концентрическими кругами, подобными наскальным рисункам, была найдена в отложениях, датируемых 1850 годом до нашей эры, а радиоуглеродное датирование позволило установить даты между 2300 и 1800 годами до нашей эры. [39] В Конго Бумбе керамическая традиция Оканды восходит ко II веку до нашей эры - II веку нашей эры. [39]
В Киндоки, в Демократической Республике Конго , было три человека, датированные протоисторическим периодом (230 г. до н. э., 150 г. до н. э., 230 г. до н. э.); один нес гаплогруппы E1b1a1a1d1a2 (E-CTS99, E-CTS99) и L1c3a1b , другой нес гаплогруппу E (E-M96, E-PF1620) , а последний нес гаплогруппы R1b1 (R-P25 1, R-M415) и L0a1b1a1 . [41] [42]
В Нгонго Мбата, в Демократической Республике Конго , человек, относящийся к протоисторическому периоду (220 лет назад), нес гаплогруппу L1c3a . [41] [42] На северо-западе Матангаи-Туру, в Демократической Республике Конго , человек, живший в железном веке (750 лет до н. э.), нес неопределенную гаплогруппу (ы). [41] [42]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кревкер, Изабель; и др. (10 января 2014 г.). «Первый ранний человекообразный человек из Центральной Африки (Ишанго, Демократическая Республика Конго)» . ПЛОС ОДИН . 9 (1): e84652. Бибкод : 2014PLoSO...984652C . дои : 10.1371/journal.pone.0084652 . OCLC 7919061429 . ПМЦ 3888414 . ПМИД 24427292 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Макдональд, Кевин (1997). «Возвращение к Короункорокале: Пайс-Манде и западноафриканский микролитический технокомплекс» . Африканский археологический обзор . 14 (3): 192–196. дои : 10.1007/BF02968406 . ISSN 0263-0338 . JSTOR 25130625 . OCLC 5547019636 . S2CID 161691927 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Макдональд, Кевин С. (2 сентября 2003 г.). «Археология, язык и заселение Западной Африки: рассмотрение доказательств» . Археология и язык II: археологические данные и лингвистические гипотезы . Рутледж. стр. 39–40, 43–44, 49–50. дои : 10.4324/9780203202913-11 . ISBN 9780203202913 . OCLC 815644445 . S2CID 163304839 .
- ^ Абд-эль-Монием, Хамди Аббас Ахмед (май 2005 г.). Новая запись мавританского рок-арта (PDF) . Лондонский университет. п. 221. OCLC 500051500 . S2CID 130112115 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Шрайнер, Дэниел; Ротими, Чарльз Н. (2018). «Гаплотипы, основанные на полногеномных последовательностях, раскрывают единое происхождение аллели серпа во время влажной фазы голоцена» . Американский журнал генетики человека . 102 (4): 547–556. дои : 10.1016/j.ajhg.2018.02.003 . OCLC 8158698745 . ПМЦ 5985360 . ПМИД 29526279 . S2CID 4636822 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Са, Луиза; и др. (16 августа 2022 г.). «Филогеография митохондриальных линий к югу от Сахары за пределами Африки подчеркивает роль голоценовых изменений климата и атлантической работорговли» . Международный журнал молекулярных наук . 23 (16): 9219. doi : 10.3390/ijms23169219 . ISSN 1661-6596 . OCLC 9627558751 . ПМЦ 9408831 . ПМИД 36012483 . S2CID 251653686 .
- ^ Брэдфилд, Джастин; Чойк, Алиса (январь 2016 г.). «Костные технологии в Африке» . Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Спрингер. стр. 1–14. дои : 10.1007/978-94-007-3934-5_8476-2 . ISBN 978-94-007-3934-5 . S2CID 159477349 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Скерри, Элеонора МЛ (2021). «Преемственность среднего каменного века в голоцене» . Научные отчеты . 11 (1): 70. дои : 10.1038/s41598-020-79418-4 . OCLC 8878081728 . ПМК 7801626 . ПМИД 33431997 . S2CID 231583475 .
- ^ Перейти обратно: а б Шлебуш, Карина М.; Якобссон, Маттиас (4 мая 2018 г.). «Сказки о миграции, смешении и отборе людей в Африке» (PDF) . Ежегодный обзор геномики и генетики человека . 19 : 405–428. doi : 10.1146/annurev-genom-083117-021759 . ISSN 1527-8204 . OCLC 7824108813 . ПМИД 29727585 . S2CID 19155657 .
- ^ Бергстрем, Андерс; и др. (2021). «Происхождение современного человеческого происхождения» (PDF) . Природа . 590 (7845): 229–237. Бибкод : 2021Natur.590..229B . дои : 10.1038/s41586-021-03244-5 . ISSN 0028-0836 . OCLC 8911705938 . PMID 33568824 . S2CID 231883210 .
- ^ Эборка, Кеннеди (февраль 2021 г.). «Миграция и урбанизация в Нигерии от доколониальной к постколониальной эпохе: социологический обзор» . Миграция и урбанизация в современной Нигерии: политические вопросы и вызовы . Университет Лагоса Пресс. п. 6. ISBN 9789785435160 . OCLC 986792367 .
- ^ Кревкер, Изабель; и др. (июль 2016 г.). «Человеческие останки позднего каменного века из Ишанго (Демократическая Республика Конго): новый взгляд на современное человеческое разнообразие позднего плейстоцена в Африке» . Журнал эволюции человека . 96 : 35–57. дои : 10.1016/j.jhevol.2016.04.003 . ISSN 0047-2484 . OCLC 6029233404 . ПМИД 27343771 . S2CID 4233209 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Стевердинг, Дитмар (2020). «Распространение паразитов в результате миграционной деятельности человека» . Вирулентность . 11 (1): 1177–1191. дои : 10.1080/21505594.2020.1809963 . ПМЦ 7549983 . ПМИД 32862777 . S2CID 221383467 .
- ^ Перейти обратно: а б Мурунга, Филип; и др. (2018). «Разнообразие D-петли митохондриальной ДНК шлемованных цесарок в Кении и его влияние на функциональный полиморфизм гена HSP70» . БиоМед Исследования Интернэшнл . 2018 : 1–12. дои : 10.1155/2018/7314038 . OCLC 8754386965 . ПМК 6258102 . ПМИД 30539018 . S2CID 54463512 .
- ^ Велмерс, В.М. Э. (21 августа 2017 г.). «Нигер-Конго, Манде» . Лингвистика в странах Африки к югу от Сахары . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 119. дои : 10.1515/9783111562520-006 . ISBN 9783111562520 . OCLC 1039697513 . S2CID 133735359 .
- ^ Липсон, Марк; и др. (22 января 2020 г.). «Древние западноафриканские собиратели в контексте истории населения Африки» . Природа . 577 (7792): 665–669. Бибкод : 2020Natur.577..665L . дои : 10.1038/s41586-020-1929-1 . ISSN 0028-0836 . OCLC 8545173694 . ПМЦ 8386425 . ПМИД 31969706 . S2CID 210862788 .
- ^ Сукопова, Житка (август 2017 г.). «Наскальные рисунки Центральной Сахары: размышления о чайниках и купулах» . Журнал засушливой среды . 143 : 10–14. Бибкод : 2017JArEn.143...10S . дои : 10.1016/J.JARIDENV.2016.12.011 . ISSN 0140-1963 . OCLC 7044514678 . S2CID 132225521 .
- ^ Перейти обратно: а б Сукопова 2013 , с. 19-24.
- ^ Соукопова 2013 , с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б Сукопова, Житка (сентябрь 2015 г.). «Картины Тассили: древние корни современных африканских верований?» . Выражение : 116–119. ISSN 2499-1341 .
- ^ Перейти обратно: а б Гарсеа, Елена А.А. (июль 2019 г.). «Культурная адаптация Уан Табу от верхнего плейстоцена до позднего голоцена» . Уан Табу в истории расселения Ливийской Сахары . All'Insegna del Giglio. п. 233. ИСБН 9788878141841 . OCLC 48360794 . S2CID 133766878 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сукопова, Житка (2020). «Дождь и наскальные рисунки в Сахаре: возможная интерпретация» . Выражение : 79. ISSN 2499-1341 .
- ^ Тохами, Адель Камель Тохами Гиди; Фараг, Хандука Ибрагим; Али, Асмаа Абделалим (октябрь 2022 г.). «Экономическая жизнь в эпоху круглых голов в Северной Африке через наскальные рисунки (7000-3000 гг. до н. э.)» (PDF) . Журнал Асуанского факультета искусств . 12 (1). дои : 10.21608/mkasu.2022.133968.1041 . ISSN 2735-4164 . S2CID 250636445 .
- ^ Перейти обратно: а б с Эсо, Кевин; Вонкам, Амбруаз (2021). «Эволюционная история серповидноклеточной мутации: значение для глобальной генетической медицины» . Молекулярная генетика человека . 30 (Р1): Р119–Р128. дои : 10.1093/hmg/ddab004 . ISSN 0964-6906 . OCLC 9356325126 . ПМК 8117455 . ПМИД 33461216 . S2CID 231640941 .
- ^ Лаваль, Гийом; и др. (2019). «Недавнее адаптивное приобретение африканскими охотниками-собирателями тропических лесов мутации серповидных клеток позднего плейстоцена предполагает наличие прошлых различий в подверженности малярии» . Американский журнал генетики человека . 104 (3): 553–561. дои : 10.1016/j.ajhg.2019.02.007 . OCLC 8022398015 . ПМК 6407493 . ПМИД 30827499 . S2CID 73503158 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Ясин, Нур Таха; и др. (2020). «Серповидные гаплотипы β-глобина у пациентов с серповидноклеточной анемией в Басре, Ирак: поперечное исследование» . Иракский журнал гематологии . 9 (1): 23–29. дои : 10.4103/ijh.ijh_20_19 . ISSN 2072-8069 . OCLC 8663256900 . S2CID 216082225 .
- ^ Перейти обратно: а б с Пфенниг, Аарон; и др. (29 марта 2023 г.). «Эволюционная генетика и примесь в африканских популяциях» . Геномная биология и эволюция . 15 (4): evad054. дои : 10.1093/gbe/evad054 . OCLC 9817135458 . ПМЦ 10118306 . ПМИД 36987563 . S2CID 257803764 .
- ^ Вонкам, Амбруаз; Адейемо, Адебовале (8 марта 2023 г.). «Использование нашего общего африканского происхождения для понимания эволюции и здоровья человека» (PDF) . Клеточная геномика . 3 (3): 100278. doi : 10.1016/j.xgen.2023.100278 . ПМЦ 10025516 . ПМИД 36950382 . S2CID 257458855 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хасан, ФА (2002). «Палеоклимат, продукты питания и изменения культуры в Африке: обзор» . Засухи, продовольствие и культура: экологические изменения и продовольственная безопасность в поздней предыстории Африки . Спрингер. стр. 11–26. дои : 10.1007/0-306-47547-2_2 . ISBN 0-306-46755-0 . OCLC 51874863 . S2CID 126608903 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Фараджи, Салим (сентябрь 2022 г.). «Заново открывая связи между земляными пирамидами Западной Африки и древней Нубией: восстановление видения Уильямом Лео Хансберри древнего Куша и Суданской Африки» . Журнал древнеегипетских взаимосвязей . 35 : 49–67. ISBN 9780964995864 . OCLC 1343909954 .
- ^ Гонсалес-Сантос, Мигель; и др. (15 августа 2012 г.). «Генетический ландшафт Экваториальной Гвинеи, а также происхождение и пути миграции гаплогруппы Y-хромосомы R-V88» . Европейский журнал генетики человека . 21 (3): 324–331. дои : 10.1038/ejhg.2012.167 . ISSN 1476-5438 . OCLC 8254579073 . ПМК 3573200 . ПМИД 22892526 . S2CID 25993942 .
- ^ Методология и предыстория Африки, ЮНЕСКО . Международный научный комитет по составлению всеобщей истории Африки, стр. 548
- ^ Всемирное наследие ЮНЕСКО, Мегалиты Буара, https://whc.unesco.org/en/tentativelists/4003/
- ^ Холл, Огюстен (2020). «Мегалиты в Тропической Африке: социальная динамика и погребальная практика в древней Сенегамбии (ок. 1350 г. до н.э. – 1500 г. н.э.)» . Международный журнал современной антропологии . 2 (15): 364–368, 372, 405. doi : 10.4314/IJMA.V2I15.1 . ISSN 1737-7374 . OCLC 9053151421 . S2CID 236340668 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Урбани, Бернардо; Юлатос, Дионисиос (2020). «О самых ранних изображениях шимпанзе (пан-троглодитов): были ли африканские обезьяны проданы в Элам бронзового века?» . Международный журнал приматологии . 41 (4): 654–663. дои : 10.1007/s10764-020-00169-0 . ISSN 0164-0291 . OCLC 8635835414 . S2CID 220076390 .
- ^ Гонсалес-Фортес, Г.; и др. (2019). «Западный маршрут доисторической миграции человека из Африки на Пиренейский полуостров» . Труды Королевского общества B: Биологические науки . 286 (1895): 20182288. doi : 10.1098/rspb.2018.2288 . ПМК 6364581 . ПМИД 30963949 . S2CID 104296971 .
- ^ Дж. Кэмерон Монро; Акинвуми Огундиран (2012). Власть и ландшафт в Атлантической Западной Африке: археологические перспективы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-00939-4 .
- ^ Питер Митчелл и др., Оксфордский справочник по африканской археологии (2013), стр. 855: «Относительно недавнее открытие обширных поселений, окруженных стенами, при переходе от неолита к раннему железному веку в бассейне Чада (Magnavita et al., 2006) указывает на то, какие огромные объекты и процессы все еще ждут признания».
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Ослисли, Ричард (2019). «Вклад наскальных петроглифов в классификацию национального парка Лопе как смешанного объекта всемирного наследия (Габон - Западная Центральная Африка)» (PDF) . Кит на скалах III . Ульсанский музей петроглифов. стр. 117–131. ISBN 979-11-904380-1-8 . OCLC 1156805719 .
- ^ Ослисли, Ричард (2021). «Наскальные рисунки Бидзара» . Фонд Брэдшоу.
- ^ Перейти обратно: а б с Ван, Кэ; и др. (июнь 2020 г.). «Древние геномы раскрывают сложные закономерности перемещения, взаимодействия и замещения населения в странах Африки к югу от Сахары» . Достижения науки . 6 (24): eaaz0183. Бибкод : 2020SciA....6..183W . дои : 10.1126/sciadv.aaz0183 . ПМЦ 7292641 . ПМИД 32582847 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ван, Кэ; и др. (июнь 2020 г.). «Дополнительные материалы по древним геномам раскрывают сложные закономерности перемещения, взаимодействия и замещения населения в странах Африки к югу от Сахары» (PDF) . Достижения науки . 6 (24): eaaz0183. Бибкод : 2020SciA....6..183W . дои : 10.1126/sciadv.aaz0183 . ПМЦ 7292641 . ПМИД 32582847 .