Халил (Бернштейн)
«Халил» — произведение для флейты и камерного оркестра, написанное Леонардом Бернстайном в 1981 году. Произведение названо в честь халиля , древнего еврейского духового инструмента. Продолжительность произведения шестнадцать минут. Бернштейн сочинил «Халил» в честь молодого израильского флейтиста Ядина Таненбаума, погибшего в Суэцком канале во время войны Судного дня в 1973 году . Премьера произведения состоялась в Султанском бассейне в Иерусалиме 27 мая 1981 года с Жан-Пьером Рампалем в качестве солиста и Бернстайном, дирижирующим Израильским филармоническим оркестром . [ 1 ] Американская премьера состоялась в Тэнглвуде 4 июля 1981 года с Дориотом Энтони Дуайером в качестве солиста и участниками Бостонского симфонического оркестра . [ 2 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Халил записан для флейты соло , флейты пикколо и альтовой флейты , литавр , пяти перкуссионистов (четыре малых барабана , большой барабан , четыре том-тома , пара тарелок , высокие и низкие крэш-тарелки , высокие и низкие гонги , колокольчики , там-там , высокий и низкий треугольники , четыре деревянных бруска , кнут , ксилофон , глокеншпиль и вибрафон ), арфа и струнные . В версии 1987 года для флейты, фортепиано и ударных инструментов литавры становятся необязательными, а партии клавишных ударных (ксилофон, глокеншпиль и вибрафон) исключены. Бернштейн отмечает: «Пикколо и альтовая флейта в оркестровой версии должны звучать на расстоянии и быть невидимыми».
Преданность
[ редактировать ]В партитуре к «Халилю» Бернштейн пишет:
Эта работа посвящена «Духу Ядина и его павшим братьям...
«Халил» (на иврите слово «флейта») формально не похож ни на одно другое произведение, которое я написал, но, как и большая часть моей музыки, в своей борьбе между тональными и нетональными силами. В данном случае я ощущаю эту борьбу как войну и угрозу войн, непреодолимое желание жить, утешение искусства, любовь и надежду на мир. Это своего рода ночная музыка, которая, начиная с начального 12-тонового ряда и заканчивая двусмысленной диатонической финальной каденцией, представляет собой непрерывный конфликт ночных образов: сновидений-желаний, кошмаров, покоя, бессонницы, ночных ужасов и самого сна. Брат-близнец Смерти. Я никогда не знал Ядина Танненбаума, но знаю его дух. [ 3 ]
Структура
[ редактировать ]В то время как Бернштейн баловался додекафоническим письмом в Кадише и Диббуке , Халил опирается на двенадцатитоновую технику. Соло на флейте замолкает ближе к концу произведения, как будто намекая на расточительность смерти Ядина, а альтовая флейта, встроенная в оркестр или помещенная за сцену, играет дуэтом с соло альта . Халила Критики хорошо приняли ; был услышан ужас, который пытался передать Бернштейн. Критик Washington Tribune прокомментировал: «[Халил -] задумчивый, потрясающий элемент, который шепчет о кошмарах и безымянных ужасах». [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джек Готлиб, Леонард Бернштейн: Полный каталог его работ (Нью-Йорк: Jalni Publications/Boosey and Hawkes, 1988): 28.
- ^ Леонард Бернстайн, Халил: Ноктюрн для флейты, ударных и фортепиано (Нью-Йорк и Лондон: Бузи и Хоукс, 1981): ii.
- ^ Леонард Бернштейн, Халил: Ноктюрн для флейты, ударных и фортепиано (Нью-Йорк и Лондон: Бузи и Хоукс, 1981): iii.
- ^ Хамфри Бертон, Леонард Бернштейн (Лондон и Бостон: Фабер и Фабер, 1994): 465.