Jump to content

Колонизация Африки

(Перенаправлено с «Колонизация Африки »)

Внешние колонии впервые были основаны в Африке еще в древности . Древние греки и римляне основали колонии на африканском континенте в Северной Африке , подобно тому, как они основали колонии поселенцев в некоторых частях Евразии . Некоторые из них сохранялись веками; однако популярный термин колониализма в Африке обычно фокусируется на европейских завоеваниях африканских королевств и обществ в борьбе за Африку (1884–1914) в эпоху нового империализма , за которой последовала постепенная деколонизация после Второй мировой войны .

Основными державами, участвующими в современной колонизации Африки, являются Великобритания , Франция , Германия , Португалия , Испания , Бельгия и Италия . Европейское правление оказало значительное влияние на африканские общества Африки , а подавление общинной автономии нарушило местные обычаи и вызвало необратимую трансформацию социально-экономических систем . [1] Сегодня почти во всех африканских странах язык, используемый в правительстве и средствах массовой информации, — это язык недавней колониальной державы, хотя большинство людей говорят на своих родных африканских языках .

Древние и средневековые колонии

[ редактировать ]
Африка в 1910 году

В ранний исторический период колонии были основаны в Северной Африке переселенцами из Европы и Западной Азии, в частности греками и финикийцами .

При египетском фараоне Амасисе (570–526 гг. до н.э.) греческая торговая колония была основана в Навкратисе , примерно в 50 милях от более поздней Александрии. [2] греки колонизировали Киренаику . Примерно в то же время [3] В 513 г. до н.э. была предпринята попытка основать греческую колонию между Киреной и Карфагеном , что привело к совместному изгнанию местных и карфагенских греческих колонистов два года спустя. [4] Александр Великий (356–323 до н. э.) основал Александрию во время завоевания Египта. Он стал одним из крупнейших городов эллинистической и римской эпохи, торговым и культурным центром, а также военным штабом и узлом связи.

Финикийцы основали несколько колоний вдоль побережья Северной Африки. Некоторые из них были основаны относительно рано. Утика , например, была основана ок. 1100 г. до н. э. Карфаген, что означает «Новый город», имеет традиционную дату основания — 814 г. до н.э. Он был основан на территории нынешнего Туниса и стал крупной державой в Средиземноморье к 4 веку до нашей эры. Карфагеняне отправили экспедиции для исследования и основания колоний вдоль атлантического побережья Африки. Сохранившееся свидетельство об этом принадлежит Ганнону , датированному около 425 г. до н.э. [5]

Карфаген столкнулся и боролся с римлянами . После третьей и последней войны между ними, Третьей Пунической войны (150–146 гг. до н. э.), Рим полностью разрушил Карфаген. Скаллард упоминает планы таких людей, как Гай Гракх в конце 2 века до нашей эры, Юлий Цезарь и Август в середине и конце 1 века до нашей эры, по основанию новой римской колонии недалеко от того же места. Он был основан и при Августе служил столицей римской провинции Африки на африканском континенте . [6] Готические вандалы ненадолго основали здесь королевство в V веке, которое вскоре после этого снова перешло к римлянам, на этот раз византийцам . Вся Римско- Византийская Северная Африка в конечном итоге перешла под власть арабов в VII веке. Арабы привнесли арабский язык и ислам в период раннего средневековья, тогда как группа, говорящая на малайско-полинезийском языке, привезла малагасийский язык на Мадагаскар еще раньше.

Ранний современный период

[ редактировать ]

Ранние европейские экспедиции концентрировались на создании прибрежных торговых постов в качестве базы для торговли, а также колонизации ранее необитаемых островов, таких как острова Зеленого Мыса и остров Сан-Томе . Испанцы колонизировали Канарские острова у североафриканского побережья в 15 веке, вызвав геноцид коренного берберского населения . [7]

Старейшим современным городом, основанным европейцами на африканском континенте, является Кейптаун , который был основан Голландской Ост-Индской компанией в 1652 году как промежуточный пункт для прохождения европейских кораблей, плывущих на восток.

Борьба за Африку

[ редактировать ]
Территории, контролируемые европейскими колониальными державами на африканском континенте в 1913 году, показаны вместе с нынешними национальными границами.
  Независимый

Созданные империи – особенно Великобритания, Франция, Испания и Португалия – уже претендовали на прибрежные территории, но не проникли глубоко вглубь страны. К 1870 году европейцы контролировали одну десятую часть Африки, в основном вдоль Средиземноморья и на крайнем юге. Одним из первых сторонников колонизации внутри страны был король Бельгии Леопольд , который до 1908 года угнетал бассейн Конго как свою частную территорию. Берлинская конференция 1885 года , инициированная Отто фон Бисмарком с целью установления международных принципов и предотвращения жестоких споров между европейскими державами, формализовала « Новый империализм », движимый Второй промышленной революцией . [8] Это позволило империалистам продвинуться вглубь страны, оставив между собой относительно мало споров. Единственная серьезная угроза межимперского насилия возникла в Фашодском инциденте 1898 года между Великобританией и Францией; Он был урегулирован без значительного военного насилия между странами-колонизаторами. В период с 1870 по 1914 год Европа приобрела в свои заморские колониальные владения почти 23 миллиона кв. км — одну пятую площади суши земного шара.

Империализм породил чувство собственного достоинства во всей Европе. Союзники Первой и Второй мировых войн широко использовали африканскую рабочую силу и солдат во время войн. [9] [10] Что касается административных стилей, «[т] французы, португальцы, немцы и бельгийцы осуществляли высокоцентрализованный тип управления, называемый« прямым правлением »». [11] Британцы, напротив, стремились править, выявляя местных обладателей власти и поощряя или заставляя их управлять Британской империей. Это было косвенное правило. [12] Франция управляла из Парижа, назначая вождей индивидуально, не учитывая традиционные критерии, а скорее лояльность к Франции. Франция создала две крупные колониальные федерации в Африке: Французскую Западную Африку и Французскую Экваториальную Африку . Франция назначала государственных чиновников, принимала законы и должна была одобрять любые меры, принятые колониальными ассамблеями.

Местные группы в немецкой Восточной Африке сопротивлялись немецкому принудительному труду и налогообложению. В ходе восстания Абушири немцы были почти изгнаны из этого района в 1888 году. [13] Однако десять лет спустя колония казалась завоеванной: «Это была длительная борьба, и внутренние административные центры на самом деле представляли собой не более чем серию небольших военных крепостей». В 1905 году немцы были поражены широко поддержанным восстанием Маджи-Маджи . Это сопротивление поначалу было успешным. Однако уже через год восстание было подавлено за счет усиления войск, вооруженных пулеметами. Попытки Германии захватить контроль над Юго-Западной Африкой также вызвали горячее сопротивление, которое было очень жестко подавлено, что привело к геноциду гереро и намаква . [14]

Король Бельгии Леопольд II назвал свою обширную частную колонию Свободным государством Конго . Его варварское обращение с африканцами вызвало сильный международный протест, и европейские державы вынудили его передать контроль над колонией бельгийскому парламенту. [15]

Винсент Хапоя отмечает значительное внимание колониальных держав, уделяемое экономике колонизации. Это включало в себя: приобретение земли, часто принудительный труд, введение товарных культур, иногда даже с пренебрежением продовольственными культурами, изменение моделей межафриканской торговли доколониальных времен, привлечение рабочих из Индии и т. д. и продолжение Африки как источника сырья для европейской промышленности. [16] Колониальные державы позже сосредоточились на отмене рабства, развитии инфраструктуры и улучшении здравоохранения и образования. [17] [18] [19]

Деколонизация

[ редактировать ]
Африка в 1939 году

Хапоя отмечает значительное сопротивление держав, столкнувшихся с их доминированием в Африке. Техническое превосходство позволило завоевать и контролировать. Африканцы, выступающие за независимость, признали ценность европейского образования в отношениях с европейцами в Африке. Некоторые африканцы основали свои собственные церкви. Африканцы также заметили неодинаковую благодарность, которую они получили за свои усилия по поддержке империалистических стран во время мировых войн. [20] Хотя границы, установленные Европой, не соответствовали традиционным территориям, такие новые территории давали возможность сосредоточить усилия движений за усиление политического голоса вплоть до независимости. [21] Среди местных групп, обеспокоенных этим, были такие профессионалы, как юристы и врачи, мелкая буржуазия (клерки, учителя, мелкие торговцы), городские рабочие, фермеры, выращивающие товарные культуры, крестьяне-фермеры и т. д. Профсоюзы и другие изначально неполитические объединения превратились в политические движения. .

В то время как британцы стремились следовать процессу постепенной передачи власти и, следовательно, независимости, французская политика ассимиляции вызвала некоторое недовольство, особенно в Северной Африке. [22] Предоставление независимости в марте 1956 Марокко и Тунису позволило сосредоточить внимание на Алжире, где шла длительная ( 1954—62 ) и кровавая вооружённая борьба за независимость. [23] Когда в 1958 году президент Шарль де Голль провел референдум по этому вопросу, только Гвинея проголосовала за полную независимость. Тем не менее, в 1959 году Франция внесла поправки в конституцию, разрешив другим колониям такую ​​возможность. [24]

Фермеры Британской Восточной Африки были расстроены попытками отобрать их землю и навязать методы ведения сельского хозяйства вопреки их желаниям и опыту. В Танганьике , но и на некоторых белых лидеров , Джулиус Ньерере оказывал влияние не только среди африканцев, объединенных общим языком суахили чей непропорциональный голос в условиях расово взвешенной конституции был значительным. Он стал лидером независимой Танганьики в 1961 году. В Кении белые выселили африканских фермеров-арендаторов в 1930-х годах; с 1940-х годов существует конфликт, который усилился в 1952 году. К 1955 году Великобритания подавила восстание, а к 1960 году Великобритания приняла принцип правления африканского большинства. Кения стала независимой три года спустя. [25]

Основной период деколонизации в Африке начался после Второй мировой войны. Растущее движение за независимость, местные политические партии и профсоюзы в сочетании с давлением изнутри империалистических держав, а также со стороны Соединенных Штатов и Советского Союза обеспечили деколонизацию большей части континента к 1980 году. Некоторые регионы (в частности, Южная Африка и Намибия) сохраняют большое население европейского происхождения . испанские анклавы Сеута Мелилья и Только по-прежнему управляются европейской страной. В то время как острова Реюньон и Майотта , остров Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья , Канарские острова и Мадейра остаются под контролем Франции , Великобритании , Испании или Португалии , последние два из которых никогда не были частью какого-либо африканского государства и имеют преимущественно европейское население.

Теоретические основы

[ редактировать ]

Теория колониализма рассматривает проблемы и последствия колонизации страны, и было проведено много исследований, изучающих эти концепции.

Уолтер Родни

[ редактировать ]

Гайанский историк и активист Уолтер Родни предполагает в своей книге «Как Европа недостаточно развита в Африке» , что Африка была разграблена и разграблена Западом посредством экономической эксплуатации. Используя марксистский анализ, он анализирует способы добычи ресурсов и систематическое отставание Африки от Европы. Он заключает, что структуру современной Африки и Европы можно с помощью сравнительного анализа проследить до атлантической работорговли и колониализма. Он включает гендерный анализ и заявляет, что права африканских женщин еще больше сократились во время колониализма. [ нужна ссылка ]

Махмуд Мамдани

[ редактировать ]
Махмуд Мамдани

Махмуд Мамдани написал свою книгу « Гражданин и субъект» в 1996 году. Основная идея его аргументов заключается в том, что колониальное государство в Африке приняло форму раздвоенного государства, «двух форм власти под единой гегемонистской властью». [26] Колониальное государство в Африке разделилось на две части. Одно государство для колониального европейского населения и одно государство для коренного населения. Колониальная власть располагалась в основном в городских поселках и поселках и обслуживалась выборными правительствами. Местная власть находилась в сельских деревнях и управлялась племенной властью, которая, казалось, больше соответствовала их истории и традициям. Мамдани отмечает, что в городских районах местные институты не признавались. изображали нецивилизованными Туземцы, которых европейцы , были лишены прав гражданства. [27] Разделение колониального государства привело к расовой сегрегации между европейскими «гражданами» и африканскими «подданными», а также к расколу между институтами власти.

Ахилле Мбембе

[ редактировать ]
Ахилле Мбембе

Ахилле Мбембе — камерунский историк, политический теоретик и философ, который много писал и теоретизировал о жизни в колонии и постколонии. Его книга 2000 года «О постколонии» критически исследует постколониальную жизнь в Африке и является важной работой в области постколониализма . Именно посредством этого исследования постколонии Мбембе раскрывает способы осуществления власти в колониальной Африке. Он напоминает читателю, что колониальные державы требовали особенно жестокого использования африканских тел в целях труда, а также для формирования подчиненной колонизированной идентичности.

Сравнивая власть в колонии и постколонии, Мбембе демонстрирует, что насилие в колонии применялось к африканским телам в основном ради труда и подчинения. [28] Европейские колониальные державы искали природные ресурсы в африканских колониях и нуждались в необходимой рабочей силе для их добычи и одновременного строительства колониальных городов вокруг этих отраслей промышленности. Поскольку европейцы считали туземные тела выродившимися и нуждающимися в укрощении, насилие было необходимо для создания покорного рабочего. [28] Колонизаторы считали это насилие необходимым и хорошим, поскольку оно превратило африканцев в производительных рабочих. [28] Они преследовали одновременную цель использования сырой рабочей силы и формирования идентичности и характера африканцев. Привив африканцам послушный характер, колонизаторы в конечном итоге сформировали и утвердили способы передвижения африканцев по колониальным пространствам. [28] Повседневная жизнь африканцев затем превратилась в демонстрацию подчинения, осуществляемую посредством таких упражнений, как проекты общественных работ и призыв в армию . [28]

Мбембе противопоставляет колониальное насилие жестокости постколонии. Мбембе демонстрирует, что насилие в постколонии является более грубым и в основном направлено на демонстрацию грубой силы. Это насилие характеризуется проявлениями чрезмерности и преувеличения. [28] Теория насилия в колонии Мбембе освещает неравные отношения между колонизатором и колонизируемым и напоминает нам о насилии, которому подвергались африканские тела на протяжении всего процесса колонизации. Это невозможно понять и преподавать без контекста этого насилия.

Стефани Террени Браун

[ редактировать ]

Стефани Террени Браун — академик в области колониализма. В своей статье 2014 года она исследует, как санитарные условия и грязь используются в колониальных повествованиях на примере Кампалы . [29] Браун описывает отвращение как процесс, посредством которого одна группа других или дегуманизирует другую. Тех, кого считают отвратительными, часто избегают другие и считают неполноценными. Абъективация постоянно используется как механизм доминирования над группой людей и контроля над ней. В случае с колониализмом она утверждает, что Запад использует его для доминирования и контроля над коренным населением Африки. [29]

Абъективация через дискурсы о грязи и санитарии используется для проведения различий между западными правящими фигурами и местным населением. Грязь рассматривается как нечто неуместное, в то время как чистота приписывается «группе», колонизаторам, а грязь сравнивается с коренным населением. Реакция отвращения и неудовольствия на грязь и нечистоплотность часто связана с социальными нормами и более широким культурным контекстом, формируя то, как сегодня думают об Африке. [29]

Браун рассказывает, что колониальные власти были озабочены только строительством работающей канализационной системы для обслуживания колонистов и не заботились о населении Уганды. Эта риторика о санитарии важна, потому что она рассматривается как ключевая часть современности и цивилизованности. Отсутствие канализации и надлежащих канализационных систем символизирует то, что африканцы — дикари и нецивилизованные люди, играющие центральную роль в том, как Запад оправдывает процесс цивилизации. Браун называет этот процесс унижения, используя дискурсы грязи, физическим и материальным наследием колониализма, которое до сих пор широко присутствует в Кампале и других африканских городах. [29]

Критическая теория колонизации Африки во многом едина в осуждении имперской деятельности. Постколониальная теория возникла из этой антиколониальной/антиимперской концепции, и такие писатели, как Мбембе, Мамдани и Браун и многие другие, использовали ее в качестве повествования в своих работах по колонизации Африки.

Постколониализм можно охарактеризовать как мощное междисциплинарное настроение в социальных и гуманитарных науках, которое перефокусирует внимание на имперское/колониальное прошлое и критически пересматривает понимание места Запада в мире. [30]

Постколониальные географы согласны с мнением, что колониализм, хотя, возможно, и не в таких четких формах, все еще существует и сегодня. Теории Мбембе, Мамдани и Брауна имеют последовательную тему о том, что с коренными африканцами обращались как с нецивилизованными гражданами второго сорта, и что во многих бывших колониальных городах это продолжается и по сей день с переходом от расы к разделению по богатству.

Книга «Постколония» подверглась критике со стороны таких ученых, как Мередит Террета, за слишком большое внимание к конкретным африканским странам, таким как Камерун. [31] Отголоски этой критики можно также найти, глядя на работу Мамдани, в которой его теории подвергаются сомнению за обобщение всей Африки, которая на самом деле была колонизирована совершенно разными способами, фундаментально разными европейскими имперскими идеологиями. [32]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Мамдани 1996 , с. [ нужна страница ] .
  2. ^ Бордман (1973) , с. 114
  3. ^ Бордман (1973) , с. 151f
  4. ^ Бордман (1973) , с. 208
  5. ^ Харден (1971) , стр. 163–168.
  6. ^ Скаллард (1976) , стр. 37, 150, 216
  7. ^ Адхикари, Мохамед (2017). «Первое колониальное вторжение поселенцев Европы в Африку: геноцид аборигенов Канарских островов» . Африканский исторический обзор . 49 (1) . Проверено 8 июня 2024 г.
  8. ^ Шепперсон (1985)
  9. ^ Хапоя (1998) , с. 115ф
  10. ^ «История колониализма в Африке» . Журнал афроамериканской истории . JSTOR   25610078 .
  11. ^ Бенсуссан (2012)
  12. ^ Хапоя (1998) , с. 126f
  13. ^ Шиллингтон (1995)
  14. ^ Шиллингтон (1995) , с. 340f
  15. ^ Клэй (2016)
  16. ^ Хапоя (1998) , стр. 141–143.
  17. ^ Лавджой (2012)
  18. ^ Фергюсон (2003)
  19. ^ «Колонизация Африки» .
  20. ^ Хапоя (1998) , с. 148f
  21. ^ Хапоя (1998)
  22. ^ Хапоя (1998) , с. 177f
  23. ^ Шиллингтон (1995) , с. 380f
  24. ^ Хапоя (1998) , с. 183
  25. ^ Шиллингтон (1995) , с. 385f
  26. ^ Мамдани (1996) , с. 18
  27. ^ Мамдани (1996) , с. 16
  28. ^ Jump up to: а б с д и ж Мбембе (1992)
  29. ^ Jump up to: а б с д Браун (2014)
  30. ^ Клейтон (2003)
  31. ^ Терретта (2002)
  32. ^ Копанс (1998)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0cc8b1e8c5631c54da97d920020b76e8__1722713880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/e8/0cc8b1e8c5631c54da97d920020b76e8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Colonisation of Africa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)