Колонизация Африки
Внешние колонии впервые были основаны в Африке еще в древности . Древние греки и римляне основали колонии на африканском континенте в Северной Африке , подобно тому, как они основали колонии поселенцев в некоторых частях Евразии . Некоторые из них сохранялись веками; однако популярный термин колониализма в Африке обычно фокусируется на европейских завоеваниях африканских королевств и обществ в борьбе за Африку (1884–1914) в эпоху нового империализма , за которой последовала постепенная деколонизация после Второй мировой войны .
Основными державами, участвующими в современной колонизации Африки, являются Великобритания , Франция , Германия , Португалия , Испания , Бельгия и Италия . Европейское правление оказало значительное влияние на африканские общества Африки , а подавление общинной автономии нарушило местные обычаи и вызвало необратимую трансформацию социально-экономических систем . [1] Сегодня почти во всех африканских странах язык, используемый в правительстве и средствах массовой информации, — это язык недавней колониальной державы, хотя большинство людей говорят на своих родных африканских языках .
Древние и средневековые колонии
[ редактировать ]
В ранний исторический период колонии были основаны в Северной Африке переселенцами из Европы и Западной Азии, в частности греками и финикийцами .
При египетском фараоне Амасисе (570–526 гг. до н.э.) греческая торговая колония была основана в Навкратисе , примерно в 50 милях от более поздней Александрии. [2] греки колонизировали Киренаику . Примерно в то же время [3] В 513 г. до н.э. была предпринята попытка основать греческую колонию между Киреной и Карфагеном , что привело к совместному изгнанию местных и карфагенских греческих колонистов два года спустя. [4] Александр Великий (356–323 до н. э.) основал Александрию во время завоевания Египта. Он стал одним из крупнейших городов эллинистической и римской эпохи, торговым и культурным центром, а также военным штабом и узлом связи.
Финикийцы основали несколько колоний вдоль побережья Северной Африки. Некоторые из них были основаны относительно рано. Утика , например, была основана ок. 1100 г. до н. э. Карфаген, что означает «Новый город», имеет традиционную дату основания — 814 г. до н.э. Он был основан на территории нынешнего Туниса и стал крупной державой в Средиземноморье к 4 веку до нашей эры. Карфагеняне отправили экспедиции для исследования и основания колоний вдоль атлантического побережья Африки. Сохранившееся свидетельство об этом принадлежит Ганнону , датированному около 425 г. до н.э. [5]
Карфаген столкнулся и боролся с римлянами . После третьей и последней войны между ними, Третьей Пунической войны (150–146 гг. до н. э.), Рим полностью разрушил Карфаген. Скаллард упоминает планы таких людей, как Гай Гракх в конце 2 века до нашей эры, Юлий Цезарь и Август в середине и конце 1 века до нашей эры, по основанию новой римской колонии недалеко от того же места. Он был основан и при Августе служил столицей римской провинции Африки на африканском континенте . [6] Готические вандалы ненадолго основали здесь королевство в V веке, которое вскоре после этого снова перешло к римлянам, на этот раз византийцам . Вся Римско- Византийская Северная Африка в конечном итоге перешла под власть арабов в VII веке. Арабы привнесли арабский язык и ислам в период раннего средневековья, тогда как группа, говорящая на малайско-полинезийском языке, привезла малагасийский язык на Мадагаскар еще раньше.
Ранний современный период
[ редактировать ]Ранние европейские экспедиции концентрировались на создании прибрежных торговых постов в качестве базы для торговли, а также колонизации ранее необитаемых островов, таких как острова Зеленого Мыса и остров Сан-Томе . Испанцы колонизировали Канарские острова у североафриканского побережья в 15 веке, вызвав геноцид коренного берберского населения . [7]
Старейшим современным городом, основанным европейцами на африканском континенте, является Кейптаун , который был основан Голландской Ост-Индской компанией в 1652 году как промежуточный пункт для прохождения европейских кораблей, плывущих на восток.
Борьба за Африку
[ редактировать ]
Созданные империи – особенно Великобритания, Франция, Испания и Португалия – уже претендовали на прибрежные территории, но не проникли глубоко вглубь страны. К 1870 году европейцы контролировали одну десятую часть Африки, в основном вдоль Средиземноморья и на крайнем юге. Одним из первых сторонников колонизации внутри страны был король Бельгии Леопольд , который до 1908 года угнетал бассейн Конго как свою частную территорию. Берлинская конференция 1885 года , инициированная Отто фон Бисмарком с целью установления международных принципов и предотвращения жестоких споров между европейскими державами, формализовала « Новый империализм », движимый Второй промышленной революцией . [8] Это позволило империалистам продвинуться вглубь страны, оставив между собой относительно мало споров. Единственная серьезная угроза межимперского насилия возникла в Фашодском инциденте 1898 года между Великобританией и Францией; Он был урегулирован без значительного военного насилия между странами-колонизаторами. В период с 1870 по 1914 год Европа приобрела в свои заморские колониальные владения почти 23 миллиона кв. км — одну пятую площади суши земного шара.
Империализм породил чувство собственного достоинства во всей Европе. Союзники Первой и Второй мировых войн широко использовали африканскую рабочую силу и солдат во время войн. [9] [10] Что касается административных стилей, «[т] французы, португальцы, немцы и бельгийцы осуществляли высокоцентрализованный тип управления, называемый« прямым правлением »». [11] Британцы, напротив, стремились править, выявляя местных обладателей власти и поощряя или заставляя их управлять Британской империей. Это было косвенное правило. [12] Франция управляла из Парижа, назначая вождей индивидуально, не учитывая традиционные критерии, а скорее лояльность к Франции. Франция создала две крупные колониальные федерации в Африке: Французскую Западную Африку и Французскую Экваториальную Африку . Франция назначала государственных чиновников, принимала законы и должна была одобрять любые меры, принятые колониальными ассамблеями.
Местные группы в немецкой Восточной Африке сопротивлялись немецкому принудительному труду и налогообложению. В ходе восстания Абушири немцы были почти изгнаны из этого района в 1888 году. [13] Однако десять лет спустя колония казалась завоеванной: «Это была длительная борьба, и внутренние административные центры на самом деле представляли собой не более чем серию небольших военных крепостей». В 1905 году немцы были поражены широко поддержанным восстанием Маджи-Маджи . Это сопротивление поначалу было успешным. Однако уже через год восстание было подавлено за счет усиления войск, вооруженных пулеметами. Попытки Германии захватить контроль над Юго-Западной Африкой также вызвали горячее сопротивление, которое было очень жестко подавлено, что привело к геноциду гереро и намаква . [14]
Король Бельгии Леопольд II назвал свою обширную частную колонию Свободным государством Конго . Его варварское обращение с африканцами вызвало сильный международный протест, и европейские державы вынудили его передать контроль над колонией бельгийскому парламенту. [15]
Винсент Хапоя отмечает значительное внимание колониальных держав, уделяемое экономике колонизации. Это включало в себя: приобретение земли, часто принудительный труд, введение товарных культур, иногда даже с пренебрежением продовольственными культурами, изменение моделей межафриканской торговли доколониальных времен, привлечение рабочих из Индии и т. д. и продолжение Африки как источника сырья для европейской промышленности. [16] Колониальные державы позже сосредоточились на отмене рабства, развитии инфраструктуры и улучшении здравоохранения и образования. [17] [18] [19]
Деколонизация
[ редактировать ]
Хапоя отмечает значительное сопротивление держав, столкнувшихся с их доминированием в Африке. Техническое превосходство позволило завоевать и контролировать. Африканцы, выступающие за независимость, признали ценность европейского образования в отношениях с европейцами в Африке. Некоторые африканцы основали свои собственные церкви. Африканцы также заметили неодинаковую благодарность, которую они получили за свои усилия по поддержке империалистических стран во время мировых войн. [20] Хотя границы, установленные Европой, не соответствовали традиционным территориям, такие новые территории давали возможность сосредоточить усилия движений за усиление политического голоса вплоть до независимости. [21] Среди местных групп, обеспокоенных этим, были такие профессионалы, как юристы и врачи, мелкая буржуазия (клерки, учителя, мелкие торговцы), городские рабочие, фермеры, выращивающие товарные культуры, крестьяне-фермеры и т. д. Профсоюзы и другие изначально неполитические объединения превратились в политические движения. .
В то время как британцы стремились следовать процессу постепенной передачи власти и, следовательно, независимости, французская политика ассимиляции вызвала некоторое недовольство, особенно в Северной Африке. [22] Предоставление независимости в марте 1956 Марокко и Тунису позволило сосредоточить внимание на Алжире, где шла длительная ( 1954—62 ) и кровавая вооружённая борьба за независимость. [23] Когда в 1958 году президент Шарль де Голль провел референдум по этому вопросу, только Гвинея проголосовала за полную независимость. Тем не менее, в 1959 году Франция внесла поправки в конституцию, разрешив другим колониям такую возможность. [24]
Фермеры Британской Восточной Африки были расстроены попытками отобрать их землю и навязать методы ведения сельского хозяйства вопреки их желаниям и опыту. В Танганьике , но и на некоторых белых лидеров , Джулиус Ньерере оказывал влияние не только среди африканцев, объединенных общим языком суахили чей непропорциональный голос в условиях расово взвешенной конституции был значительным. Он стал лидером независимой Танганьики в 1961 году. В Кении белые выселили африканских фермеров-арендаторов в 1930-х годах; с 1940-х годов существует конфликт, который усилился в 1952 году. К 1955 году Великобритания подавила восстание, а к 1960 году Великобритания приняла принцип правления африканского большинства. Кения стала независимой три года спустя. [25]
Основной период деколонизации в Африке начался после Второй мировой войны. Растущее движение за независимость, местные политические партии и профсоюзы в сочетании с давлением изнутри империалистических держав, а также со стороны Соединенных Штатов и Советского Союза обеспечили деколонизацию большей части континента к 1980 году. Некоторые регионы (в частности, Южная Африка и Намибия) сохраняют большое население европейского происхождения . испанские анклавы Сеута Мелилья и Только по-прежнему управляются европейской страной. В то время как острова Реюньон и Майотта , остров Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья , Канарские острова и Мадейра остаются под контролем Франции , Великобритании , Испании или Португалии , последние два из которых никогда не были частью какого-либо африканского государства и имеют преимущественно европейское население.
Теоретические основы
[ редактировать ]Теория колониализма рассматривает проблемы и последствия колонизации страны, и было проведено много исследований, изучающих эти концепции.
Уолтер Родни
[ редактировать ]Гайанский историк и активист Уолтер Родни предполагает в своей книге «Как Европа недостаточно развита в Африке» , что Африка была разграблена и разграблена Западом посредством экономической эксплуатации. Используя марксистский анализ, он анализирует способы добычи ресурсов и систематическое отставание Африки от Европы. Он заключает, что структуру современной Африки и Европы можно с помощью сравнительного анализа проследить до атлантической работорговли и колониализма. Он включает гендерный анализ и заявляет, что права африканских женщин еще больше сократились во время колониализма. [ нужна ссылка ]
Махмуд Мамдани
[ редактировать ]
Махмуд Мамдани написал свою книгу « Гражданин и субъект» в 1996 году. Основная идея его аргументов заключается в том, что колониальное государство в Африке приняло форму раздвоенного государства, «двух форм власти под единой гегемонистской властью». [26] Колониальное государство в Африке разделилось на две части. Одно государство для колониального европейского населения и одно государство для коренного населения. Колониальная власть располагалась в основном в городских поселках и поселках и обслуживалась выборными правительствами. Местная власть находилась в сельских деревнях и управлялась племенной властью, которая, казалось, больше соответствовала их истории и традициям. Мамдани отмечает, что в городских районах местные институты не признавались. изображали нецивилизованными Туземцы, которых европейцы , были лишены прав гражданства. [27] Разделение колониального государства привело к расовой сегрегации между европейскими «гражданами» и африканскими «подданными», а также к расколу между институтами власти.
Ахилле Мбембе
[ редактировать ]Ахилле Мбембе — камерунский историк, политический теоретик и философ, который много писал и теоретизировал о жизни в колонии и постколонии. Его книга 2000 года «О постколонии» критически исследует постколониальную жизнь в Африке и является важной работой в области постколониализма . Именно посредством этого исследования постколонии Мбембе раскрывает способы осуществления власти в колониальной Африке. Он напоминает читателю, что колониальные державы требовали особенно жестокого использования африканских тел в целях труда, а также для формирования подчиненной колонизированной идентичности.
Сравнивая власть в колонии и постколонии, Мбембе демонстрирует, что насилие в колонии применялось к африканским телам в основном ради труда и подчинения. [28] Европейские колониальные державы искали природные ресурсы в африканских колониях и нуждались в необходимой рабочей силе для их добычи и одновременного строительства колониальных городов вокруг этих отраслей промышленности. Поскольку европейцы считали туземные тела выродившимися и нуждающимися в укрощении, насилие было необходимо для создания покорного рабочего. [28] Колонизаторы считали это насилие необходимым и хорошим, поскольку оно превратило африканцев в производительных рабочих. [28] Они преследовали одновременную цель использования сырой рабочей силы и формирования идентичности и характера африканцев. Привив африканцам послушный характер, колонизаторы в конечном итоге сформировали и утвердили способы передвижения африканцев по колониальным пространствам. [28] Повседневная жизнь африканцев затем превратилась в демонстрацию подчинения, осуществляемую посредством таких упражнений, как проекты общественных работ и призыв в армию . [28]
Мбембе противопоставляет колониальное насилие жестокости постколонии. Мбембе демонстрирует, что насилие в постколонии является более грубым и в основном направлено на демонстрацию грубой силы. Это насилие характеризуется проявлениями чрезмерности и преувеличения. [28] Теория насилия в колонии Мбембе освещает неравные отношения между колонизатором и колонизируемым и напоминает нам о насилии, которому подвергались африканские тела на протяжении всего процесса колонизации. Это невозможно понять и преподавать без контекста этого насилия.
Стефани Террени Браун
[ редактировать ]Стефани Террени Браун — академик в области колониализма. В своей статье 2014 года она исследует, как санитарные условия и грязь используются в колониальных повествованиях на примере Кампалы . [29] Браун описывает отвращение как процесс, посредством которого одна группа других или дегуманизирует другую. Тех, кого считают отвратительными, часто избегают другие и считают неполноценными. Абъективация постоянно используется как механизм доминирования над группой людей и контроля над ней. В случае с колониализмом она утверждает, что Запад использует его для доминирования и контроля над коренным населением Африки. [29]
Абъективация через дискурсы о грязи и санитарии используется для проведения различий между западными правящими фигурами и местным населением. Грязь рассматривается как нечто неуместное, в то время как чистота приписывается «группе», колонизаторам, а грязь сравнивается с коренным населением. Реакция отвращения и неудовольствия на грязь и нечистоплотность часто связана с социальными нормами и более широким культурным контекстом, формируя то, как сегодня думают об Африке. [29]
Браун рассказывает, что колониальные власти были озабочены только строительством работающей канализационной системы для обслуживания колонистов и не заботились о населении Уганды. Эта риторика о санитарии важна, потому что она рассматривается как ключевая часть современности и цивилизованности. Отсутствие канализации и надлежащих канализационных систем символизирует то, что африканцы — дикари и нецивилизованные люди, играющие центральную роль в том, как Запад оправдывает процесс цивилизации. Браун называет этот процесс унижения, используя дискурсы грязи, физическим и материальным наследием колониализма, которое до сих пор широко присутствует в Кампале и других африканских городах. [29]
Критика
[ редактировать ]Критическая теория колонизации Африки во многом едина в осуждении имперской деятельности. Постколониальная теория возникла из этой антиколониальной/антиимперской концепции, и такие писатели, как Мбембе, Мамдани и Браун и многие другие, использовали ее в качестве повествования в своих работах по колонизации Африки.
Постколониализм можно охарактеризовать как мощное междисциплинарное настроение в социальных и гуманитарных науках, которое перефокусирует внимание на имперское/колониальное прошлое и критически пересматривает понимание места Запада в мире. [30]
Постколониальные географы согласны с мнением, что колониализм, хотя, возможно, и не в таких четких формах, все еще существует и сегодня. Теории Мбембе, Мамдани и Брауна имеют последовательную тему о том, что с коренными африканцами обращались как с нецивилизованными гражданами второго сорта, и что во многих бывших колониальных городах это продолжается и по сей день с переходом от расы к разделению по богатству.
Книга «Постколония» подверглась критике со стороны таких ученых, как Мередит Террета, за слишком большое внимание к конкретным африканским странам, таким как Камерун. [31] Отголоски этой критики можно также найти, глядя на работу Мамдани, в которой его теории подвергаются сомнению за обобщение всей Африки, которая на самом деле была колонизирована совершенно разными способами, фундаментально разными европейскими имперскими идеологиями. [32]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Мамдани 1996 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Бордман (1973) , с. 114
- ^ Бордман (1973) , с. 151f
- ^ Бордман (1973) , с. 208
- ^ Харден (1971) , стр. 163–168.
- ^ Скаллард (1976) , стр. 37, 150, 216
- ^ Адхикари, Мохамед (2017). «Первое колониальное вторжение поселенцев Европы в Африку: геноцид аборигенов Канарских островов» . Африканский исторический обзор . 49 (1) . Проверено 8 июня 2024 г.
- ^ Шепперсон (1985)
- ^ Хапоя (1998) , с. 115ф
- ^ «История колониализма в Африке» . Журнал афроамериканской истории . JSTOR 25610078 .
- ^ Бенсуссан (2012)
- ^ Хапоя (1998) , с. 126f
- ^ Шиллингтон (1995)
- ^ Шиллингтон (1995) , с. 340f
- ^ Клэй (2016)
- ^ Хапоя (1998) , стр. 141–143.
- ^ Лавджой (2012)
- ^ Фергюсон (2003)
- ^ «Колонизация Африки» .
- ^ Хапоя (1998) , с. 148f
- ^ Хапоя (1998)
- ^ Хапоя (1998) , с. 177f
- ^ Шиллингтон (1995) , с. 380f
- ^ Хапоя (1998) , с. 183
- ^ Шиллингтон (1995) , с. 385f
- ^ Мамдани (1996) , с. 18
- ^ Мамдани (1996) , с. 16
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мбембе (1992)
- ^ Jump up to: а б с д Браун (2014)
- ^ Клейтон (2003)
- ^ Терретта (2002)
- ^ Копанс (1998)
Ссылки
[ редактировать ]- Бенсуссан, Дэвид (2012). Жило-было Марокко - Свидетельства иудео-марокканского прошлого (2-е изд.). iUniverse. ISBN 978-1-4759-2609-5 .
- Бордман, Джон (1973) [1964]. Греки за рубежом . Хармондсворт: Пингвин.
- Браун, Стефани Террени (2 января 2014 г.). «Планирование Кампалы: истории санитарного вмешательства и формальных пространств». Критические африканские исследования . 6 (1): 71–90. дои : 10.1080/21681392.2014.871841 . ISSN 2168-1392 . S2CID 220331354 .
- Клэй, Дин (2016). «Трансатлантические измерения реформаторского движения Конго, 1904–1908». Изучение английского языка в Африке . 59 (1): 18–28. дои : 10.1080/00138398.2016.1173274 . S2CID 148204694 .
- Клейтон, Дэниел (2003). «Глава 18: Критическая имперская и колониальная география». В Андерсоне, Кей; Домош, Мона; Пайл, Стив; Бережливость, Найджел (ред.). Справочник по культурной географии . Сейдж Лондон. стр. 354–368 . ISBN 9780761969259 .
- Копанс, Жан (1998). «Обзор гражданина и субъекта». Трансформация . 36 : 102–105.
- Фергюсон, Найл (2003). Империя: как Британия создала современный мир . Лондон: Аллен Лейн. ISBN 978-0-7139-9615-9 .
- Харден, Дональд (1971) [1962]. Финикийцы . Хармондсворт: Пингвин.
- Хапоя, Винсент Б. (1998) [1994]. Африканский опыт (2-е изд.). Река Аппер-Седл, Нью-Джерси: Прентис-Холл. ISBN 978-0137458523 .
- Лавджой, Пол Э. (2012). Трансформации рабства: история рабства в Африке (3-е изд.). Лондон: Издательство Кембриджского университета . ISBN 9780521176187 .
- Мамдани, Махмуд (1996). Гражданин и субъект: современная Африка и наследие позднего колониализма . Кампала: Издательство Fountain. ISBN 9780852553992 . ОСЛК 35445018 .
- Мбембе, Ахилле (1992). «Предварительные заметки о постколонии». Африка: Журнал Международного африканского института . 62 (1): 3–37. дои : 10.2307/1160062 . JSTOR 1160062 . S2CID 145451482 .
- Родни, Уолтер (1972). Как Европа недоразвита Африка . Лондон: Богль-Л'Увертюр . ISBN 978-0-9501546-4-0 .
- Скаллард, Х.Х. (1976) [1959]. От Гракхов до Нерона . Лондон: Метуэн и Ко.
- Шепперсон, Джордж (1985). «Столетие Западноафриканской конференции в Берлине, 1884–1885». Филон . 4 (1): 37–48. дои : 10.2307/274944 . JSTOR 274944 .
- Шиллингтон, Кевин (1995) [1989]. История Африки (2-е изд.). Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина . ISBN 9780312125981 .
- Терретта, Мередит (2002). «Обзорная работа: О постколонии Ахилла Мбембе». Канадский журнал африканских исследований . 36 (1): 161–163.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кроутер, Майкл (1978) [1962]. История Нигерии . Лондон: Фабер и Фабер .
- Дэвидсон, Бэзил (1966) [1964]. Африканское прошлое . Хармондсворт: Книги Пингвинов .
- Ганн, Льюис Х. Колониализм в Африке, 1870-1960 (1969) Онлайн
- Харрис, Норман Дуайт (1914). Интервенция и колонизация в Африке . Хоутон Миффлин .
- Хоскинс, HL Европейский империализм в Африке (1967) онлайн
- Микалопулос, Стелиос; Папайоанну, Элиас (01 марта 2020 г.). « Историческое наследие и развитие Африки ». Журнал экономической литературы . 58 (1): 53–128.
- Майерс, Сюзанна; Кляйн, Мартин А. (1998). Рабство и колониальное правление в Африке (Рабские и пострабские общества и культуры) . Рутледж. ISBN 9780714644363 .
- Набудере, Д. Вадада. Империализм в Восточной Африке (2 том 1981) онлайн
- Олсон, Джеймс С., изд. Исторический словарь Британской империи (1996) Онлайн
- Олсон, Джеймс С., изд. Исторический словарь европейского империализма (1991) онлайн. Архивировано 21 октября 2019 года в Wayback Machine.
- Пакенхэм, Томас (1992). Борьба за Африку: завоевание Белым человеком Темного континента с 1876 по 1912 год (13-е изд.). Лондон: Абакус. ISBN 978-0-349-10449-2 .
- Филлипс, Энн. Загадка колониализма: британская политика в Западной Африке (1989) Интернет
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Экономическое влияние колониализма
- Германия отказывается извиняться за Холокост гереро – с сайта Africana.com
- Андре Осборн, «Бельгия эксгумирует своих колониальных демонов» , The Guardian , 12 июля 2002 г.
- Блейкмор, Эрин (6 октября 2023 г.). «Что такое колониализм?» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 8 апреля 2024 года . Проверено 4 июня 2024 г.