Yazdegerd I
Yazdegerd I 𐭩𐭦𐭣𐭪𐭥𐭲𐭩 | |
---|---|
Король королей Ирана и неиранских стран [ а ] | |
![]() | |
Шаханшах Сасанидской империи | |
Царствование | 399–420 |
Предшественник | Бахрам IV |
Преемник | Шапур IV |
Умер | 420 Гурган или Тус |
Супруга | Шушандухт |
Проблема | |
Дом | Дом Сасана |
Отец | Шапур III |
Религия | Зороастризм |
Йездигерд I (также пишется Йездгерд и Йездгирд ; среднеперсидский : 𐭩𐭦𐭣𐭪𐭥𐭲𐭩 ) был сасанидским царем царей ( шаханшахом ) Ирана с 399 по 420 год. Сын Шапура III ( годы правления 383–388 ), он сменил своего брата Бахрама IV ( р. 388–399 ) после убийства последнего.
Правление Йездигерда I, в основном без происшествий, рассматривается в истории Сасанидов как период обновления. Хотя в местных источниках его периодически называли «Грешником», Йездигерд был более компетентным, чем его недавние предшественники. Он пользовался теплыми отношениями с Восточной Римской империей и был поручен Аркадием опекой сына последней Феодосия . Йездигерд I известен своими дружескими отношениями с евреями и христианами Церкви Востока , которые он признал в 410 году. Из-за этого он был прославлен евреями и христианами как новый Кир Великий ( годы правления 550–530 до н.э.). , царь Иранской империи Ахеменидов , освободивший евреев из вавилонского плена ).
Религиозная и мирная политика короля не нравилась дворянству и зороастрийскому духовенству, чью власть и влияние он стремился обуздать. В конечном итоге это имело неприятные последствия, и Йездигерд I встретил свой конец от рук знати на отдаленном северо-востоке. Затем дворяне попытались помешать сыновьям Йездигерда взойти на трон; его старший сын, Шапур IV , был быстро убит после своего воцарения и заменен Хосровом . Другой сын, Бахрам V , поспешил в сасанидскую столицу Ктесифон с арабской армией и оказал давление на знать, чтобы та признала его шахом .
Этимология
[ редактировать ]Имя Йездегерд представляет собой комбинацию древнеиранского yazad /yazata (божественное существо) и -karta (созданный) – «созданный Богом», сравнимый с иранским Bagkart и греческим Theoktistos . На других языках он известен как Йездекерт ( Пехлеви ); Йезд[е]герд ( новоперсидский ); Йездигерд, Издегерд и Йездегер ( сирийский ); Язкерт ( армянский ); Издегер и Азгер (в Талмуде ); Йездейерд ( арабский ) и Исдигердес (греческий). [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]
Йездигерд I был сыном Шапура III ( годы правления 383–388 ). Когда брат Йездигерда I Бахрам IV ( годы правления 388–399 ) был убит в 399 году, он стал его преемником. [ 2 ] Йездигерд I унаследовал империю, переживавшую неспокойные времена; три его предыдущих предшественника, Бахрам IV, Шапур III и Ардашир II , были убиты знатью. [ 3 ] [ 4 ] Большая часть высшей знати принадлежала к могущественным парфянским дворянским семьям (известным как вузурганы ), которые были сосредоточены на Иранском нагорье . [ 5 ] Являясь основой сасанидской феодальной армии, они были в значительной степени автономны. [ 5 ]
Сасанидские шахи мало контролировали вузурганы , и попытки ограничить их обычно дорого обходились шаху (о чем свидетельствует судьба трех предыдущих шахов). [ 6 ] Парфянская знать работала на Сасанидского шаха ради личной выгоды, из лояльности и (возможно) осознания арийца , т.е. Иранцы, они имели родство со своими персидскими повелителями. [ 5 ] В конце правления Йездигерда могущественный парфянский дом Сурен стал могущественным соратником шаха и играл ключевую роль в делах империи. [ 7 ] Авторитет рода Сурен процветал до конца правления внука Йездигерда — Йездигерда II ( годы правления 438–457 ). [ 7 ]
Отношения с Восточной Римской империей
[ редактировать ]
Во время правления Йездигерда I его западные соседи в Восточной Римской империи находились в смятении; остготы подняли восстание , совершали набеги на Балканы , франки бушевала гражданская война, в восточных провинциях бунтовали. [ 1 ] Вместо того, чтобы эксплуатировать ослабленное государство империи, Йездигерд I римских пленников-христиан, которые были спасены после победы Ирана над гуннами . вернул на римскую территорию [ 1 ] Римский император Аркадий ( годы правления 383–408 ) попросил Йездигерда о помощи, чтобы гарантировать наследование его маленького сына Феодосия в результате щедрости шаха. [ 1 ] [ 8 ]
Этот отчет упоминается только римским историком VI века Прокопием и был подвергнут сомнению его коллегой-римским историком Агафием , который писал, что отчет был «на устах» «как у римских простолюдинов, так и у аристократов». [ 9 ] но отсутствовал в современных источниках. [ 8 ] Однако Йездигерд I согласился выступить в роли защитника Феодосия и пригрозил начать войну против любого, кто попытается подвергнуть его опасности. [ 8 ] [ 1 ] По словам Прокопия, «верно соблюдая заветы Аркадия, [Йездегерд] принял и продолжал без перерыва политику глубокого мира с римлянами и, таким образом, сохранил империю для Феодосия». [ 1 ] Шах послал Антиоха , «самого замечательного и высокообразованного советника и наставника», обучать Феодосия. [ 1 ]
Отношения с христианами
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]
Йездигерд I, как и все другие сасанидские правители, был приверженцем зороастризма . [ 10 ] один из его предшественников, могущественный сасанидский шах Шапур II ( годы правления 309–379 Считалось, что ), жестоко преследовал христиан Ирана с 340 по 379 годы в ходе «Великого преследования». [ 11 ] Хотя и более поздние шахи — Йездигерд I, Бахрам V ( годы правления 420–438 ), Йездигерд II ( годы правления 438–457 ), Пероз I ( годы правления 459–484 ), Хосров I ( годы правления 531–579 ) и Хосров II (годы правления 459–484). р. 591–628 ) — также говорили, что преследовали Церковь Востока , церковь быстро расширялась. [ 11 ] Согласно агиографическим источникам, это произошло из-за «непоколебимой враждебности зороастрийских религиозных авторитетов к христианам». [ 12 ]
Однако преследование христиан ограничивалось их религиозными лидерами, которые не выполнили обязательства, требуемые от них судом. [ 13 ] Хотя Шапур II наказал ведущих священников за неподчинение, ни он, ни его двор не преследовали христианское население в целом; [ 13 ] «Великое преследование» было вымышленным. [ 13 ] По мнению современного историка Эберхарда Зауэра, сасанидские шахи преследовали другие религии только тогда, когда это было в их неотложных политических интересах. [ 14 ] Убийство христиан Шапуром II произошло из-за отказа священнических лидеров более полно участвовать в управлении империей. [ 13 ] Наконец, это было достигнуто во время правления Йездигерда, когда лидеры жрецов согласились сотрудничать с двором. [ 15 ]
Основание иранской церкви
[ редактировать ]
Правление Йездигерда I стало знаковым событием для христиан Ирана. По совету римского епископа Маруты он признал Церковь Востока в 410 году; это привело к созданию иранской церкви, которая провозгласила свою независимость от римской церкви в 424 году. [ 16 ] [ 1 ] Указ Йездигерда был назван сасанидской версией Миланского эдикта 313 года римского императора Константина Великого ( годы правления 306–337 ). [ 1 ] [ 17 ] Церкви, святыни мучеников и монастыри вскоре были основаны под властью иранской бюрократии. [ 15 ] Они находились возле двора в сасанидской столице Ктесифоне , что свидетельствует о согласии Йездигерда (который финансировал церкви, главными покровителями которых были восточно-сирийские или римские дипломаты). [ 15 ] Одним из его жестов щедрости было разрешение христианам хоронить своих мертвецов, которые, по мнению зороастрийцев, оскверняли землю. [ 18 ]
Число христианских элит в бюрократии увеличивалось, и этот поток продолжался до падения империи в 651 году. [ 15 ] Хотя священнические лидеры, такие как Шемон Бар Саббае и его коллеги, ревностно выступали против просьбы Шапура II участвовать в имперской бюрократии, епископы начали действовать как агенты Ирана (отмечая себя от зороастризма) в пятом веке. [ 15 ] Йездигерд воспользовался услугами жреческих лидеров, отправив патриарха католикоса Ктесифона в качестве посредника между собой и своим братом (правителем Парса на юге Ирана). [ 1 ] Другой патриарх был послом Йездигерда к Феодосию. [ 1 ] Похоже, шах не очень хорошо разбирался в христианстве и (как и Шапур II) был больше заинтересован в улучшении политических и экономических возможностей своей империи. [ 19 ] Благодаря терпимому отношению к христианам он описывается в их летописях как «благородная душа» и второй Кир Великий ( годы правления 550–530 до н. э. ), основатель иранской империи Ахеменидов . [ 20 ]
Преследование
[ редактировать ]В конце правления Йездигерда его терпимость к христианам была проверена их безрассудством. [ 21 ] Абда , епископ Ормазд-Ардашира в Хузестане , и группа христианских священников и мирян сровняли с землей зороастрийский храм огня в ок. 419–420 ; суд призвал их к ответу за свои действия. [ 22 ] Говорят, что Йездигерд спросил Абду: «Поскольку ты вождь и лидер этих людей, почему ты позволяешь им презирать наше королевство, нарушать наши приказы и действовать в соответствии со своей собственной волей? Ты разрушаешь и уничтожаешь наши молитвенные дома и основания наших храмов огня, которые мы получили от отцов наших отцов в честь?» [ 22 ] Хотя Абда и колебался с ответом, священник из его окружения ответил: «Я разрушил фундамент и потушил огонь, потому что это не дом Божий, и огонь не дочь Бога». [ 22 ] Сообщается, что снос храма огня был способом продемонстрировать «победу христианства». [ 22 ]
Абда отказался восстановить храм огня, и он и его окружение были казнены. [ 22 ] В другом месте священник потушил священный огонь и отслужил там мессу . [ 18 ] Йездигерд I, вынужденный поддаться давлению зороастрийского духовенства, изменил свою политику по отношению к христианам и приказал их преследовать. [ 14 ] Вероятно, из-за смены политики Йездигерд назначил Михра Нарсе из семьи Сурен своим министром ( вузург фрамадар ). [ 1 ] Это краткое преследование не испортило изображение Йездигерда I в христианских источниках. [ 23 ] некоторые из которых оправдывали его действия. [ 9 ]
Отношения с евреями
[ редактировать ]
К евреям Ирана Йездигерд I относился настолько великодушно и уважительно, что их эксиларх называл его новым Киром Великим, освободившим евреев из вавилонского плена . [ 1 ] [ 24 ] Хотя Йездигерд, как сообщается, любезно приветствовал раввинов и цитировал им Священные Писания, [ 25 ] отчет может быть продуктом предвзятой еврейской историографии . [ 25 ] У него была жена-еврейка Шушандухт , дочь эксиларха. [ 26 ] Личность ее отца неизвестна; возможно, это был Мар Кахана I, Мар Йемар или Мар Зутра . [ 27 ] В среднеперсидском тексте по географии «Шахрестаниха и Эраншар» ( «Столицы провинций Ирана ») сообщается, что Йездигерд поселил евреев в Спахане по просьбе Шушандухта: [ 27 ] и она была матерью его сына Бахрама V. [ 27 ] По мнению иранолога Эрнста Герцфельда , гробница Эстер и Мордехая в Хамадане была местом захоронения не Эстер и Мордехая , а места захоронения Шушандухта. [ 28 ]
Личность и отношения с дворянством и духовенством
[ редактировать ]Римские источники описывают Йездигерда I как проницательного, великодушного и дружелюбного правителя. [ 29 ] Говорят, что он был начитанным, «с самого начала» он был известен «благородством характера» и как защитник «бедных и несчастных». [ 2 ] Однако персидские и арабские источники называют его «грешником» ( базехкар или безегар ) и «изгоем» ( дабхр ). [ 29 ] [ 2 ] [ б ] Они описывают его как монарха, который злоупотреблял своей властью, запугивая и подавляя знать и зороастрийское духовенство. [ 29 ] Этот враждебный взгляд на Йездигерда обусловлен его миролюбивым отношением к римлянам и его религиозной терпимостью к незороастрийцам страны (христианам и евреям). [ 29 ]
Враждебность духовенства по отношению к Йездигерду была вызвана казнью им нескольких зороастрийских священников, которые не одобряли его дружелюбное управление религиозными меньшинствами. [ 29 ] Хорошо зная судьбу своего предшественника, Йездигерд I не мог довериться знати и не позволял ей приобрести чрезмерное влияние за счет царской власти; [ 2 ] [ 24 ] поэтому он был в разладе с дворянством и духовенством. [ 2 ] [ 30 ] Однако Йездигерд был более компетентным, чем его недавние предшественники, и его правление рассматривается в истории Сасанидов как период обновления. [ 31 ]
Монеты и имперская идеология
[ редактировать ]
На монетах Йездигерда I он изображен в сочетании куполообразной короны, которую использовал Ардашир II , с двумя зубцами и полумесяцем на вершине. [ 1 ] Его правление знаменует собой сдвиг в политической перспективе Сасанидской империи, которая (первоначально ориентированная на Запад) переместилась на Восток. [ 32 ] Сдвиг, возможно, был спровоцирован враждебными племенами в восточном Иране. [ 32 ] Война с иранскими гуннами , возможно, пробудила мифическое соперничество между мифологическими иранскими каянскими правителями и их туранскими врагами, что иллюстрируется младоавестийскими текстами . [ 32 ] Титул Рамшахра (миротворца в [его] владениях) был добавлен к традиционному «Королю царей иранцев и неиранцев» на монетах Йездигерда. [ 33 ] [ 34 ] [ с ] В среднеперсидской героической поэме «Айадгар-и Зариран» ( «Завещание Зарера ») этот титул использовался последним каянским монархом ( Виштаспой X века ) и встречается в зороастрийском Денкарде . [ 36 ] Сасанидский интерес к каянской идеологии и истории сохранялся до конца империи. [ 37 ]
При Йездигерде I в городе Йезд был основан монетный двор (под аббревиатурой монетного двора «YZ»), что свидетельствует о его растущем значении. [ 38 ] В Гурре также был основан монетный двор. [ 39 ] и, возможно, Гарум . [ 40 ]
Строительная деятельность
[ редактировать ]Йездигерд I известен тем, что приказал обновить ряд городов, в том числе Кумис , Хамадан, Сузы , Шуштар и Спахан. [ 41 ] Говорят, что его военачальники основали города Акда и Майбуд . [ 38 ]
Смерть и преемственность
[ редактировать ]
V века Йездегерд I умер в 420 году. По словам армянского историка Мовсеса Хоренаци , причиной его смерти стала болезнь. [ 1 ] Однако , согласно старой народной легенде, упомянутой Фирдоуси в « Шахнаме» , его насмерть забила белая лошадь, внезапно поднявшаяся из Чишмих-и Су или Чишмих-и Сабза (зеленого источника), примыкающего к городу Тус . в восточной провинции Абаршахр . [ 42 ] Сообщается, что после этого лошадь внезапно исчезла. [ 43 ] Немецкий востоковед Теодор Нёльдеке предположил, что «Фирдоуси безрассудно привил эту традицию к традициям своего родного города Туса». [ 43 ] и убийство могло произойти в Гургане ; [ 43 ] легенда предшествовала работе Фирдоуси. [ 43 ] Независимо от того, произошла ли смерть Йездигерда в Тусе или в Гургане, легенда, вероятно, была сфабрикована парфянской знатью, которая приказала убить Йездигерда I на далеком северо-востоке (традиционная родина парфян и часть вотчины трех сильных парфянских семей, включая Канарангийцев , которые базировались в районе Туса). [ 43 ]
Знать и духовенство, презиравшие Йездигерда I, теперь стремились лишить его сыновей королевской власти. Известны три: Шапур, Бахрам и Нарсе. [ 36 ] [ 1 ] Шапур (царь-правитель Армении ) бросился в Ктесифон и принял корону как Шапур IV , но был предан своими придворными и убит. [ 1 ] [ 36 ] сына Бахрама IV Хосрова . Затем дворянство посадило на трон [ 36 ] Бахрам, выросший при дворе Лахмидов в аль-Хире , прибыл в Ктесифон с арабской армией и оказал давление на знать, чтобы та признала его шахом Бахрамом V. [ 1 ] Его брат Нарсе был назначен губернатором Абаршахра. [ 1 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Шахбази 2003 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шахбази 2005 .
- ^ Макдонаф 2013 , с. 604 (примечание 3).
- ^ Визехёфер 2018 .
- ^ Jump up to: а б с Макдонаф 2013 , с. 604.
- ^ Макдонаф 2013 , с. 604 (см. также примечание 3).
- ^ Jump up to: а б Пуршариати 2008 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б с Эдвелл 2013 , с. 850.
- ^ Jump up to: а б Макдонаф 2008 , с. 132.
- ^ Пейн 2015 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Пейн 2015 , с. 25.
- ^ Пейн 2015 , стр. 25–26.
- ^ Jump up to: а б с д Пейн 2015 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б Зауэр 2017 , с. 190.
- ^ Jump up to: а б с д и Пейн 2015 , с. 44.
- ^ Шайеган 2013 , с. 808.
- ^ Макдоноу 2008 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б Бойс 1984 , с. 121.
- ^ Пейн 2015 , с. 46.
- ^ Дарьяи 2019 , с. 37.
- ^ Бойс 1984 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б с д и Пейн 2015 , с. 47.
- ^ Макдоноу 2008 , с. 131.
- ^ Jump up to: а б Киа 2016 , с. 280.
- ^ Jump up to: а б Дарьяи 2014 , с. 78.
- ^ Дарьяи 2002 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б с Нетцер 2007 , стр. 74–77.
- ^ Нетцер 1998 , стр. 657–658.
- ^ Jump up to: а б с д и Киа 2016 , с. 279.
- ^ Киа 2016 , стр. 279–280.
- ^ Дарьяи и Резахани 2017 , с. 158.
- ^ Jump up to: а б с Шайеган 2013 , с. 807.
- ^ Шиндель 2013 , стр. 836–837.
- ^ Дарьяи 2002 , с. 91.
- ^ Дарьяи 2002 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б с д Дарьяи 2014 , с. 22.
- ^ Дарьяи 2002 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б Чоксы 2020 , с. 227.
- ^ Мири 2012 , стр. 55.
- ^ Мири 2012 , стр. 93.
- ^ Чоксы 2020 , с. 225.
- ^ Пуршариати 2008 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б с д и Пуршариати 2008 , с. 67.
Источники
[ редактировать ]- Бойс, Мэри (1984). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Психология Пресс. стр. 1–252. ISBN 9780415239028 .
- Чокси, Джамшид К. (2020). «Йезд: «Добрый и благородный город» и «Обитель поклонения» ». В Дюран-Геди, Давид; Моттахеде, Рой; Пол, Юрген (ред.). Города средневекового Ирана . Брилл. стр. 217–252. ISBN 978-90-04-43433-2 .
- Дарьяи, Турадж (2014). Сасанидская Персия: Взлет и падение империи . ИБТаурис. стр. 1–240. ISBN 978-0857716668 .
- Дарьяи, Турадж (2000). «Летнее издание II» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- Дарьяи, Турадж; Резахани, Ходадад (2017). «Сасанидская империя». В Дарьяи, Турадж (ред.). Царь семи стран: история древнего иранского мира (3000 г. до н.э. – 651 г. н.э.) . UCI Иорданский центр персидских исследований. стр. 1–236. ISBN 9780692864401 .
- Дарьяи, Турадж (2002). «История, эпос и нумистаматика: О титуле Йездигерда I (Рамшахра)». Американский журнал нумизматики . 14 : 89–95. JSTOR 43580250 . ( требуется регистрация )
- Дарьяи, Турадж (2019). «Сасанидская империя» . Сирийский мир : 33–43.
- Эдвелл, Питер (2013). «Сасанидские взаимодействия с Римом и Византией». В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник Древнего Ирана . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–1021. ISBN 9780190668662 .
- Киа, Мехрдад (2016). Персидская империя: Историческая энциклопедия [2 тома]: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1610693912 .
- Макдонаф, Скотт (2008). «Второй Константин?: Сасанидский король Йездгард в христианской истории и историографии». Журнал поздней античности . 1 . Издательство Университета Джонса Хопкинса: 127–140. дои : 10.1353/jla.0.0000 . S2CID 162392426 .
- Макдонаф, Скотт (2013). «Военные и общество в Сасанидском Иране». В Кэмпбелле, Брайан; Тритл, Лоуренс А. (ред.). Оксфордский справочник по войне в классическом мире . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–783. ISBN 9780195304657 .
- Мири, Негин (2012). «Сасанидский Парс: историческая география и административная организация» . Сасаника : 1–183. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Нетцер, Амнон (2007). «Исфахан XVIII. Еврейская община» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том XIV/1: Исфахан IX. Период Пехлеви – Исфахан XXII. Газийский диалект . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 74–77. ISBN 978-0-933273-99-3 .
- Нетцер, Амнон (1998). «Эсфирь и Мардохей » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том VIII/6: Эршад аз-Зераа – Этешад-аль-Салтана . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 657–658. ISBN 978-1-56859-055-4 .
- Пейн, Ричард Э. (2015). Состояние смеси: христиане, зороастрийцы и иранская политическая культура в поздней античности . Университет Калифорнии Пресс. стр. 1–320. ISBN 9780520961531 .
- Пуршариати, Парване (2008). Упадок и падение Сасанидской империи: Сасанидско-Парфянская конфедерация и арабское завоевание Ирана . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-1-84511-645-3 .
- Зауэр, Эберхард (2017). Сасанидская Персия: между Римом и степями Евразии . Лондон и Нью-Йорк: Издательство Эдинбургского университета. стр. 1–336. ISBN 9781474401029 .
- Шиндель, Николаус (2013). «Сасанидская чеканка». В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник Древнего Ирана . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–1021. ISBN 9780190668662 .
- Шахбази, А. Шапур (2003). «Йездегерд I» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- Шахбази, А. Шапур (2005). «Сасанидская династия» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- Шайеган, М. Рахим (2013). «Сасанидская политическая идеология». В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник Древнего Ирана . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–1021. ISBN 9780190668662 .
- Визехёфер, Йозеф (2018). «Йездигерд I (МП Йездгирд)» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .