Рун Хир ап Маелгун
Рун ап Маелгун Гвинед (умер около 586 г.), также известный как Рун Хир ап Маелгун Гвинед (английский: Рун Высокий, сын Маэлгуна Гвинеда ), иногда пишется как «Рун», был королем Гвинеда (правил около 547 г. - ок. . 586). Он взошел на трон после смерти своего отца, короля Маэлгуна Гвинеда . Нет никаких исторических записей о его правлении в этот ранний период. История, сохранившаяся как в Венедотическом кодексе, так и в элегии Талиесина , гласит, что он вел войну против Риддерха Хаэля из Альт-Клута и королей Гододдина или Манау Гододдина . небольшое разбросанное поселение Каэрхун в долине Конви Говорят, что в его честь названо , хотя и не имеет сильного авторитета. Рун также появляется в нескольких средневековых литературных рассказах , а также в валлийских триадах . Его женой была Первир ферч Рун «Рифеддфаур», а их сыном — Бели ап Рун «Хир».
Рун ап Мэлгун появляется в королевских генеалогиях Харлейских генеалогий , [ 1 ] Колледж Иисуса, MS. 20 , [ 2 ] и Хенгврт М.С. 202 . [ 3 ] В Бонедд-и-Сент (англ. « Происхождение Святых ») говорится, что он является предком Святого Эдейрна ( Бонедд-и-Сент говорит, что Эдейрн был правнуком Руна, [ 4 ] в то время как Хенгврт MS. 202 говорит, что он был внуком Руна. [ 5 ] ).
Война с Севером
[ редактировать ]Венедотический кодекс валлийских законов, составленный Йорвертом ап Мадогом в начале 13 века. [ 6 ] содержит список привилегий жителей Арфона . Среди привилегий - право маршировать в авангарде армии Гвинеда, и, как утверждается, это возникло в результате их энергичных действий в войне между Руном Гвинеддом и кимрскими людьми Севера ( валлийский : Gwŷr y Gogledd ) из королевств Альтернативный Клут и Гододдин или Манау Гододдин .
Талиесина « Марвнад Рун» (англ. «Элегия Руна» ) также рассказывает о войне и смерти Руна в ней. В своем всестороннем обсуждении работ Талиесина, приписываемых ему , Джон Моррис-Джонс отмечает, что детали марвнада повсюду согласуются с историческими записями и нигде не противоречат, и, вероятно, являются продуктом VI века - точку зрения, разделяемую известными скептиками. например, Томас Стивенс . [ 7 ]
В Венедотском кодексе говорится, что северный принц Элидир Мвинфаур, ап Горвст Приодавр (англ. Элидир Вежливый, сын Горвста Приодавра ) был убит в Абер Мевидусе (ныне называемом «Каднант» или «Боевой ручей») в Арфоне, недалеко от Руна Двор (английский: королевский двор ) в Лланбеблиге. Могущественные родственники Элидира на Севере в отместку вторглись в Гвинед, сжег Арфон. Северное войско возглавил Клидно Эйддин ; Нудд Щедрый, сын Сениллта; Мордаф Щедрый , сын Серфана; и Риддерх Хаэль , сын Тудвала Туделида .
Все это выдающиеся люди той эпохи, которые перечислены в королевских генеалогиях Бонедд Гвур и Гогледд , как и Элидир Мвинфаур. Согласно одной из Триад Лошадей , Элидир также был мужем сестры Руна Юргейн. [ 8 ]
Затем Рун собрал армию и двинулся к берегам Гверида (берега реки Форт или Ферт-оф-Форт , которые, по словам Уильяма Форбса Скина, в 1165 году все еще назывались «Веридами»). [ 9 ] на Севере. Окончательный результат не указан в Венедотическом кодексе, но Рун и его армия оставались на Севере в течение значительного периода времени. [ 10 ] Результатом, по словам Марвнада Руна Талиесина , является смерть Руна ап Маелгуна в бою. Ему наследовал его сын Бели ап Рун на посту короля Гвинеда.
Причина, по которой Элидир оказался в Гвинеде, и обстоятельства его смерти неизвестны, хотя по их действиям ясно, что его северные родственники обвинили кого-то в Гвинеде. Есть более поздние истории, которые добавляют спекуляций, например, утверждая, что Элидир оспаривал правопреемство Руна на троне Маэлгуна Гвинеда. [ 11 ] но это не более чем домыслы.
Каэрхун
[ редактировать ]Каэрхун (что означает: Форт Рун) — это место расположения небольшого римского форта Кановиум II века , расположенного вдоль римской дороги между более крупными римскими фортами Дева (в современном Честере ) и Сегонтиумом (недалеко от современного Кернарфона ). Предполагается, что это был один из оплотов Руна, и хотя окончательные доказательства этого отсутствуют, это косвенно подтверждается археологическими исследованиями и древностью названия Каэрхун. [ 12 ] [ 13 ] Кроме того, он охраняет важную переправу через реку Конви в Таль-и-Кафне, ведущую к перевалу в Булч-и-Деуфаэне . [ 14 ] вход в Эрири (Сноудония) , оборонительный центр Королевства Гвинед. Его военное значение наверняка заметили бы как защитники, так и потенциальные агрессоры.
Рун в литературе
[ редактировать ]История «Сна Ронабви» XII века в Красной книге Хергеста путешествует во времена короля Артура представляет собой литературный рассказ в прозе, в котором главный герой во сне . Там он видит знаменитых людей многих исторических эпох. В отрывке, где 24 рыцаря прибывают искать перемирия со знаменитым Артуром, Артур рассматривает просьбу, собирая своих советников там, где стоял «высокий рыжеволосый кудрявый человек». Ронабви спрашивает, кто он, и ему говорят, что это Рун ап Маелгун Гвинед, человек, который может присоединиться к совету с кем угодно, потому что в Британии не было никого, кто был бы более опытным в совете, чем он. [ 15 ]
Марвнад Рун (англ. Elegy of Run ), когда-то считавшийся работой Талиесина , но больше не воспринимаемый как таковой, оплакивает смерть Руна в битве во время Войны с Севером. [ 7 ]
Рун появляется в двух средневековых валлийских триадах как один из «Справедливых принцев острова Британия». [ 16 ] и как один из «Золотопоясных жителей острова Британия». [ 17 ]
Литературные ошибки
[ редактировать ]«Сказание о Талиесине» — это легендарная история о Талиесине, напечатанная в « Мабиногионе» и частично основанная на подделках рукописей Иоло, выполненных Иоло Морганугом . [ 18 ] История рассказывает о событиях, в которых Талиесин попадает в трудные или невозможные ситуации, но неизменно преодолевает все препятствия, обычно с помощью магических подвигов. В одном из отрывков Маэлгун Гвинед отправляет своего сына Руна с миссией соблазнить жену Эльффина ап Гвиддно . Однако придворный бард Эльффина Талиесин знал о плане Маэлгуна, потому что он был провидцем, и организовал, чтобы служанка заменила жену его покровителя, к крайнему смущению противника его покровителя Маэлгуна. [ 19 ]
В одной из Триад упоминается некий Рун ап Бели. [ 20 ] [ 21 ] (английский: Рун, сын Бели ), прославившийся своими военными подвигами. Это имя повторяется повсюду в средневековой поэзии, например, в произведении Хивела Фоэла (ок. 1240–1300), оплакивающем пленение и заключение Оуайна ап Гриффита , где он сравнивает Оуайна с Руном: «Кто, если свободен, как Рун? сын Бели, Не позволил Ллоэгрии сжечь свои пределы». [ 22 ] Нет никаких подтверждающих доказательств того, что такой человек существовал, и этому противоречат такие записи, как королевские генеалогии, в которых Рун является отцом (а не сыном) Бели. Такие ученые, как Томас Стивенс, пришли к выводу, что это ошибка. [ 22 ] и что предполагаемым человеком был кто-то другой.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Филлимор 1888 : 169–170 - родословная указана как: ... карта Ротри карта мермина карта еттил мерч циннан карта ротри карта Интгуаул карта Катгуаларт карта Катголлаун карта Кэтмэн карта Якоба карта Бели карта Бег карта Майлкун карта Катголаун Иаухир карта Эниаун опоясанная карта Карта Кунеды AEtern ... .
- ^ Филлимор 1887 :87 - родословная указана как ... Cynantintaeth6y. М. Родри мол6ина6ц. М. Идвал Ирч. М. Кадваладыр Месть. М. Катваллан. М. Кад6ган. М. Яго. М. Бели. М. Долгосрочная перспектива. М. Маэлг6н г6айнед М. Кадваллан ллахир. М. Эйнян юрт. М. Кунеда Вледич.
- ^ Филлимор 1886 : 133 - katwaladyr vendigeit ap katwalla6n ap katwan ap iago ap beli ap run ap maelg6n g6yned ap einion wwr ap pabo post prydein.
- ^ Парри 1821 :201 - Эдейрн, сын Нудда, или Ллудда, аб Бели аб Рун аб Маелгун Гвинед аб Касваллон Ло Хир аб Эйнион Ирт аб Кунедда.
- ^ Филлимор 1886 : 133 - Эдерн ап бели ап ран ап маэлг6н г6инед ап катвалла6н лла6ир ап анион рит ап кунеда вледик.
- ^ Ллойд 1911 : 342, История Уэльса , Том. Я.
- ^ Jump up to: а б Моррис-Джонс 1918 Талиесина. : 209–222, Элегия Руна
- ^ Джонс, Оуэн ; Моргануг, Иоло ; Пью, Уильям Оуэн , ред. (1801), «Три лошади, три I» , Мивирская археология Уэльса (Проза) , том. II, Лондон: Джонс, Моргануг и Пью, с. 20 ; Говорят, что Юргейн является дочерью Маэлгуна Гвинеда и женой Элидира Мвинфавра в одной из Триодд -и-Мейрх (англ. Triads of the Horses ) валлийских триад .
- ^ Скин 1868 : 175, Четыре древние книги Уэльса
- ^ Оуэн 1841 :105, Привилегии Арфона
- ^ Бэринг-Гулд, С.; Фишер, Джон (1908), «С. Элидир Мвинфаур» , «Жития британских святых» , том. II, Лондон: Почётное общество Симмродориона, с. 445 – один из многих примеров, когда авторы уклоняются от ответственности, используя такие термины, как «может иметь». Здесь авторы утверждают, что Элидир, возможно, претендовал на Гвинеда, потому что «...Рун, согласно некоторым генеалогиям, является незаконнорожденным».
- ^ Лайсонс, Сэмюэл (1807 г.), «Некоторые сведения о римских древностях, обнаруженных в Керхуне, в Карнарвоншире и в других частях этого графства» , Archaeologia: or Miscellaneous Tracts Relationing to Antiquity , vol. XVI, Лондон: Лондонское общество антикваров (опубликовано в 1812 г.), стр. 127–134.
- ^ Аноним (1897), «Заметки о романо-британском щите» , Журнал Британской археологической ассоциации , новая серия, том. IV, Лондон: Британская археологическая ассоциация (опубликовано в 1898 г.), стр. 83–86.
- ^ Ллойд 1911 : 66, История Уэльса , Том. Я.
- ^ Гость 1877 : 312–313, Сон Ронабви
- ^ Дженкинс 1852 : 274, Письма об истории Уэльса.
- ^ Дженкинс 1852 : 277, Письма об истории Уэльса
- ^ Уильямс, Эдвард (Иоло Морганвг) (ок. 1810 г.), Уильямс (аб Иоло), Талиесин (ред.), Рукописи Иоло , Лландовери: Уильям Рис (опубликовано в 1848 г.) ; см. особенно «Извещения Талиесина» на стр. 458–459.
- ^ Гость 1877 : 471–494, Талиесин
- ^ Дженкинс 1852 : 279, Письма об истории Уэльса.
- ^ Уильямс 1844 : 125–126, Церковные древности Кимры
- ^ Jump up to: а б Стивенс 1849 : 362–363, Валлийская поэзия 1240–1284 гг.
Источники
[ редактировать ]- Дэвис, Джон (1990), История Уэльса (первое издание), Лондон: Penguin Group (опубликовано в 1993 г.), ISBN 0-7139-9098-8
- Гость, Шарлотта , изд. (1877), «Мабиногион», Llyfr coch o Hergest [ Красная книга Хергеста ], том. 65, перевод Гест, Шарлотта, Лондон: Бернард Куоритч
- Дженкинс, Сэмюэл (1852), Письма об истории Уэльса , Филадельфия: ES Jones & Co.
- Ллойд, Джон Эдвард (1911), История Уэльса с древнейших времен до эдвардианского завоевания , том. I (2-е изд.), Лондон: Longmans, Green и Co. (опубликовано в 1912 г.)
- Моррис-Джонс, Джон (1918), «Талиесин», Эванс, Э. Винсент (редактор), Y Cymmrodor , vol. XXVIII, Лондон: Почетное общество Симмродориона.
- Оуэн, Аневрин, изд. (1841), Древние законы и институты Уэльса , том. Я, комиссары государственных архивов Королевства
- Парри, Джон Хамфрис (1821), «Генеалогия святых» , The Cambro-Briton , vol. III, Лондон: В. Симпкин и Р. Маршалл, стр. 7–11, 81–87, 137–140, 201–204, 266–269, 335–338, 394–396, 455–458.
- Филлимор, Эгертон ГБ (1886), «Boned y Seint (Фрагмент из рукописи Hengwrt № 202)» , в Пауэл, Томас (редактор), Y Cymmrodor , vol. VII, Почетное общество Киммродориона, стр. 133–134
- Филлимор, Эгертон, изд. (1887), «Родословные из колледжа Иисуса, рукопись 20», Y Cymmrodor , vol. VIII, Почетное общество Киммродориона, стр. 77–92.
- Филлимор, Эгертон (1888), «Анналы Камбрии и древневаллийские генеалогии, из Harleian MS. 3859» , в Phillimore, Egerton (ed.), Y Cymmrodor , vol. IX, Почетное общество Киммродориона, стр. 141–183.
- Рис, Джон (1904), Кельтская Британия (3-е изд.), Лондон: Общество распространения христианских знаний
- Скин, Уильям Форбс (1868), Четыре древние книги Уэльса , том. Я, Эдинбург: Эдмонстон и Дуглас
- Стивенс, Томас (1849 г.), Эванс, Д. Сильван (редактор), Литература Кимри (второе изд.), Лондон: Longmans, Green и Co. (опубликовано в 1876 г.)
- Уильямс, Джон (1844), Церковные древности Кимри , Лондон: У. Дж. Кливер