Jump to content

Джованни Баттиста Тьеполо

(Перенаправлено с Джан Баттиста Тьеполо )

Джованни Баттиста Тьеполо
Автопортрет (1750–1753) с потолочной фрески в Вюрцбургской резиденции.
Рожденный ( 1696-03-05 ) 5 марта 1696 г.
Умер 27 марта 1770 г. (1770-03-27) (74 года)
Мадрид , Испания
Национальность итальянский
Другие имена Джанбаттиста Тьеполо, Джамбаттиста Тьеполо
Известный Рисование
Движение Рококо
Подпись

Джованни Баттиста Тьеполо ( / t i ˈ ɛ p ə l / tee - EP -ə-loh , Итальянский: [dʒovanni battista ˈtjɛːpolo, ˈtjeː-] ; [1] 5 марта 1696 — 27 марта 1770), также известный как Джамбаттиста (или Джанбаттиста ) Тьеполо , был итальянским художником и гравером из Венецианской республики , рисовавшим в стиле рококо , считавшимся важным членом венецианской школы 18-го века . Он был плодовитым и работал не только в Италии, но также в Германии и Испании.

Джован Баттиста Тьеполо вместе с Джамбаттистой Питтони , Каналетто , Джован Баттистой Пьяццеттой , Джузеппе Марией Креспи и Франческо Гварди считаются традиционными старыми мастерами того периода.

описал его Успешный с самого начала своей карьеры, Майкл Леви как «величайшего художника-декоратора Европы восемнадцатого века, а также ее самого талантливого мастера». [2]

Биография

[ редактировать ]
Слава святого Доминика , 1723 г.
Сципион Африканский, освобождающий Массиву, показывает Массиву, племянника принца Нумидии, освобожденного после пленения Сципионом Африканским . [3] Художественный музей Уолтерса .
Банкет Клеопатры , 1743–44, Национальная галерея Виктории , Мельбурн.

Молодость (1696–1726)

[ редактировать ]

Он родился в Венеции и был младшим из шести детей Доменико и Орсетты Тьеполо. [4] Его отец был мелким судоходным торговцем. [5] который принадлежал к семье, носившей престижное патрицианское имя Тьеполо, не претендуя на какое-либо благородное происхождение. У некоторых детей появились знатные крестные родители, и Джамбаттиста первоначально был назван в честь его крестного отца, венецианского дворянина по имени Джованни Баттиста Дориа. Он был крещен 16 апреля 1696 года в местной церкви Сан-Пьетро-ди-Кастелло (тогда еще официально являвшейся собором Венеции). Его отец умер примерно через год, оставив матери воспитывать семью маленьких детей, предположительно в довольно трудных обстоятельствах. [4]

В 1710 году он стал учеником Грегорио Лаццарини , успешного художника эклектического стиля. Однако на него, по крайней мере, столь же сильно повлияло изучение работ других современных художников, таких как Себастьяно Риччи и Джованни Баттиста Пьяццетта , а также произведений его венецианских предшественников, особенно Тинторетто и Веронезе . [6] В биографии его учителя, опубликованной в 1732 году, говорится, что Тьеполо «отошел от изученной манеры живописи [Лаццарини] и, весь дух и огонь, принял быстрый и решительный стиль». [6] Его самые ранние известные работы — изображения апостолов, написанные в перемычках как часть украшения Санта-Мария-деи-Дерелитти в Венеции в 1715–1716 годах. [7] Примерно в то же время он стал художником дожа Джованни II Корнаро и наблюдал за развешиванием картин в своем дворце, а также сам написал множество работ, из которых были идентифицированы только два портрета. [8] Свою первую фреску он написал в 1716 году на потолке церкви в Биадене , недалеко от Тревизо . [9] Вероятно, он покинул студию Лаццарини в 1717 году, когда его приняли в Фралью, или гильдию художников. [6]

Примерно в 1719–1720 годах он написал схему фресок для богатого и недавно получившего дворянство издателя Джамбаттисты Бальоне в зале своей виллы в Массанзаго недалеко от Падуи. Тьеполо изобразил Триумф Авроры на потолке и Миф о Фаэтоне на стенах, создавая своего рода плавную пространственную иллюзию, которая стала постоянной темой в его работах. [10]

В 1722 году он был одним из двенадцати художников, которым было поручено написать картину на холсте с изображением одного из апостолов как часть декоративной схемы нефа Сан-Стаэ в Венеции. Среди других участвовавших художников были Риччи, Пьяцетта и Пеллегрини. [11]

Брак и дети

[ редактировать ]
Ринальдо, очарованный Армидой , 1742–1745 гг.

В 1719 году Тьеполо женился на дворянке Марии Чечилии Гварди , сестре двух современных венецианских художников, Франческо и Джованни Антонио Гварди . У Тьеполо и его жены было девять детей, из которых до совершеннолетия дожили четыре дочери и три сына. Двое его сыновей, Джованни Доменико и Лоренцо , рисовали вместе с ним в качестве его помощников и позже добились некоторого независимого признания, в частности Джованни Доменико Тьеполо. Его дети рисовали фигурки по рисунку, подобному рисунку отца, но в своеобразных, в том числе жанровых, стилях. Его третий сын стал священником. Фабио Каналь , Франческо Лоренци и Доменико Пасквини Среди его учеников были .

Раннее зрелое произведение (1726–1750).

[ редактировать ]
Юнона и Луна , ок. 1735–1745 гг.
Персей и Андромеда , 1730–1731 гг.

Некоторые крупные заказы поступили от семьи патриция Долфин . Дионисио Дельфин, архиепископ Удине во Фриули, нанял его для украшения часовни в соборе Удине , а затем для написания еще одного цикла, изображающего эпизоды из жизни Авраама и его потомков из Книги Бытия , в своем архиепископском дворце («Аркивесковадо»). [2] (завершено в 1726–1728 гг.). Несмотря на возвышенную тематику, они яркие по цвету и беззаботные по настроению: Майкл Леви описывает картины во дворце как «мерцающий набор картин, полный остроумия и элегантности». [12] Тьеполо использовал гораздо более прохладную палитру, чем предыдущие венецианские художники, чтобы создать убедительный эффект дневного света. [13] Его первыми шедеврами в Венеции были цикл из десяти огромных полотен, написанных для украшения большого приемного зала Ка Дельфин на Большом канале Венеции (ок. 1726–1729), изображающих сражения и триумфы из истории Древнего Рима. [11]

Эти ранние шедевры , отличающиеся своей яркостью среди венецианских фресок, принесли ему множество заказов. Он писал полотна для таких церквей, как церковь Веролануова (1735–1740), для Скуолы Гранде деи Кармини (1740–1747), в Каннареджо , потолок для Палацци Арчинто и Палаццо Дуньяни в Милане (1731), капеллы Коллеони в Бергамо (1732–1733), потолок для Джезуати (Санта-Мария-дель-Росарио) в Венеции Святого Доминика, учреждающего Розарий (1737–1739), Палаццо Клеричи, Милан (1740), украшения для виллы Корделлина Молин, потолок для Кьеза дельи Скальци (1743–1744); сейчас разрушен (восстановление: [14] ), Вилла Корделлина Молин, Монтеккьо Маджоре (1743–1744) и для бального зала Палаццо Лабиа в Венеции (ныне телестудия), демонстрирующего « Историю Клеопатры» (1745–1750).

Тьеполо создал два набора гравюр: «Каприччи» (ок. 1740–1742) и « Скерци ди фантазия» (ок. 1743–1757). Десять каприччи были впервые опубликованы Антоном Марией Занетти и включены в третье издание сборника гравюр на дереве после Пармиджанино . Отдельно они не публиковались до 1785 года. Тема часто бывает причудливой и фантастической, и работы во многом обязаны примеру Сальватора Розы и Джованни Бенедетто Кастильоне . [15] 23 скерци создавались более десяти лет и распространялись в частном порядке, а коммерчески опубликованы только после смерти Тьеполо, с номерами и названиями, добавленными его сыном Джандоменико. Сюжеты включают загадочные восточные фигуры, а в некоторых более поздних гравюрах — сцены некромантии . [16]

Апофеоз Испании , 1762–1766, Королевский дворец Мадрида.
Богатство и преимущества испанской монархии при Карле III , 1762 год, Национальная художественная галерея.

Вюрцбургская резиденция (1750–1753)

[ редактировать ]

К 1750 году репутация Тьеполо прочно утвердилась во всей Европе благодаря его другу Франческо Альгаротти , торговцу произведениями искусства, критику и коллекционеру. В том же году по повелению принца-епископа Карла Филиппа фон Грайфенклау цу Фоллратса он отправился в Вюрцбург, куда прибыл в ноябре 1750 года. Он оставался там в течение трех лет, в течение которых выполнял росписи потолка во дворце Новой Резиденции (завершено в 1744 году). Он расписал салон Кайзерзаал фресками в сотрудничестве со своими сыновьями Джандоменико и Лоренцо, а затем был приглашен разработать дизайн грандиозной входной лестницы ( Treppenhaus ), спроектированной Бальтазаром Нейманом . Это массивная потолочная фреска площадью 7 287 квадратных футов (677 м²). 2 ) , и было завершено в ноябре 1753 года. [17] Его «Аллегория планет и континентов» изображает Аполлона, отправляющегося в свой ежедневный путь; божества вокруг него символизируют планеты; аллегорические фигуры (на карнизе) представляют четыре континента. Он включил несколько портретов в раздел «Европа» этой фрески, в том числе автопортрет; один из его сына Джандоменико; один из князей-епископов фон Грайфенклау; один из художников Антонио Босси; и один из архитекторов Бальтазар Нейман . [18]

Возвращение в Венецию и Венето (1753–1770).

[ редактировать ]
Непорочное зачатие , 1767–1768 гг.

Тьеполо вернулся в Венецию в 1753 году. Теперь он пользовался спросом как на местном уровне, так и за рубежом, где он был избран президентом Академии Падуи . Он продолжал выполнять театральные фрески для церквей; Триумф веры в Кьеза делла Пьета ; панельные фрески для Ка'Реццонико (где сейчас также находится его потолочная фреска из Палаццо Барбариго ); и картины для патрицианских вилл в венецианской сельской местности, таких как Вилла Вальмарана в Виченце , и сложный панегирик для виллы Пизани в Стра .

В некоторых знаменитых фресках Палаццо Лабиа он изобразил две сцены из жизни Клеопатры: Встреча Антония и Клеопатры [1] и Банкет Клеопатры , а также на центральной потолочной фреске Триумф Беллерофонта над временем . Здесь он сотрудничал с Джироламо Менгоцци Колонна . Эта связь с Колонной, который также создавал декорации для оперы, подчеркивает растущую тенденцию к композиции как постановочному вымыслу во фресках Тьеполо. Архитектура фрески «Банкет» также напоминает архитектуру «Свадьбы Веронезе в Кане» . В 1757 году он написал алтарный образ для семьи Тиене, изображающий апофеоз святого Каэтана . Он находится в церкви деревни Рампаццо в Камизано Вичентино .

Аполлон, преследующий Дафну , 1755–1760 гг.
Манна в пустыне

В 1761 году король Испании Карл III поручил Тьеполо создать потолочную фреску для украшения тронного зала Королевского дворца в Мадриде . Панегирик и имеет аллегорические изображения , представляет собой Апофеоз Испании напоминающие о доминировании Испании в Америке и во всем мире.

Он также расписал еще два потолка во дворце и выполнил множество частных заказов в Испании. [19] Однако он страдал от зависти и резкого сопротивления восходящего поборника неоклассицизма ; Антона Рафаэля Менгса По наущению сторонника Менгса, духовника короля Хоакима де Электы , серия полотен Тьеполо для церкви Сан-Паскуаль в Аранхуэсе была заменена работами его фаворита. [19]

Тьеполо умер в Мадриде 27 марта 1770 года. Он похоронен в Мадонне дель Орто в Венеции.

После его смерти рост сурового неоклассицизма и послереволюционный упадок абсолютизма привели к медленному упадку стиля рококо, связанного с его именем, но не смогли подорвать его репутацию. В 1772 году сын Тьеполо [ который? ] пользовался достаточным уважением, чтобы быть художником дожа Джованни II Корнаро , отвечавшего за украшение Палаццо Мочениго в сестьере Поло Сан- в Венеции .

Список работ

[ редактировать ]

Картины до 1740 г.

[ редактировать ]
Работа Дата Расположение Связь
Сципион Африканский освобождает массив между 1719 и 1721 годами Художественный музей Уолтерса , Балтимор, США.
Мученичество святого Варфоломея 1722 San Stae , Venice
Слава Святого Доминика 1723 Галереи Академии , Венеция
Похищение Европы в. 1725 г. Галереи Академии, Венеция
Аллегория силы красноречия в. 1725 г. Институт Курто , Модель Палаццо Санди, Венеция
Фрески 1726 Епископский дворец, Удине
Ка' Дельфин Тьеполос 1726–1729 Метрополитен-музей , Нью-Йорк; Эрмитаж , Санкт-Петербург; Художественно-исторический музей , Вена
Персей и Андромеда 1730 Коллекция Фрика
Образование Богородицы 1732 Санта-Мария-делла-Утешение (Фава), Венеция
Ангел спасает Агарь 1732 Школа Сан-Рокко , Венеция
Проповедь Иоанна Крестителя 1732–1733 Капелла Коллеони , Бергамо
Усекновение главы Иоанна Крестителя 1732–1733 Капелла Коллеони, Бергамо
Бич змей 1732–1735 Галереи Академии, Венеция
Иосиф получает кольцо от фараона 1732–1735 Картинная галерея Далвича
Триумф Зефира и Флоры 1734–1735 Музей Венеции восемнадцатого века, Ка Реццонико , Венеция
Юпитер и Даная 1736 Университетский факультет истории искусств , Стокгольм
Нахождение Моисея 1736–1738 Национальная галерея Шотландии , Эдинбург
Папа Святой Климент, поклоняющийся Троице 1737–1738 Старая Пинакотека , Мюнхен
Святой Огюстен, Святой Людовик Французский, Святой Иоанн Богослов и епископ. 1737–1738 Дворец изящных искусств Лилля
Институт Розария 1737–1739 Церковь Джезуати , Венеция.
Христос, несущий крест 1737–1738 Сант-Альвизе , Венеция
Мадонна горы Кармель 1730-е годы Художественная галерея Брера , Милан
Богородица с шестью святыми 1737–1740 Музей изящных искусств, Будапешт

Работы 1740–1750 гг.

[ редактировать ]
Работа Дата Расположение Связь
Богородица с тремя святыми-доминиканками. 1739–1748 Церковь Джезуати , Венеция.
Александр Македонский и Кампаспа в мастерской Апеллеса 1740 Центр Гетти , Лос-Анджелес
Явление Богородицы святому Филиппу Нери 1740 Епархиальный музей, Камерино
Сбор манны 1740–1742 Приходская церковь, Веролануова
Жертвоприношение Мелхиседека 1740–1742 Приходская церковь, Веролануова
Нахождение Моисея 1740–1745 Национальная галерея Виктории , Мельбурн [2]
Ринальдо, очарованный Армидой 1742 Институт искусств Чикаго
Ринальдо и Армида в ее саду 1742 Институт искусств Чикаго
Армида, покинутая Ринальдо 1742 Институт искусств Чикаго
Ринальдо и маг из Аскалона 1742 Институт искусств Чикаго
Триумф добродетели и благородства над невежеством 1743 Музей Нортона Саймона (Пасадена, Калифорния)
Империя Флоры 1743 Орден Почетного легиона (Сан-Франциско, Калифорния)
Время раскрывает правду в. 1743 г. Гражданский музей Палаццо Кьерикати , Виченца
Банкет Клеопатры 1743–1744 Национальная галерея Виктории , Мельбурн [3]
Прихожане 1743–1745 Галереи Академии , Венеция
Аполлон и Дафна 1755–1760 Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия [4]
Открытие Истинного Креста в. 1745 г. Галереи Академии , Венеция
Время раскрывает правду в. 1745 –1750 гг. Музей изящных искусств , Бостон [5]
Фрески с историей Клеопатры. 1746 Палаццо Лабиа , Венеция
Святой Патрик, епископ Ирландии 1746 Гражданские музеи Падуи , Падуя
Последнее причастие святой Люсии 1747–1748 Санти Апостоли , Венеция
Банкет Клеопатры и Антония 1747–1750 Музей искусств Северной Каролины , Роли, Северная Каролина, США
Прославление семьи Барбаро 1749–1750 Метрополитен-музей , Нью-Йорк, США
Святой Иаков Великий, покоряющий мавров 1749–1750 Музей изящных искусств, Будапешт , Венгрия.
Вакх и Ариадна 1743–1745 Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия, США

Работает после 1750 г.

[ редактировать ]
Работа Дата Расположение Связь
Фрески 1751–1753 Резиденция, Вюрцбург [6] [7]
Сбор манны в. 1751 г. Национальный музей Сербии , Белград
Аллегория планет и континентов 1752 Метрополитен-музей , Нью-Йорк [8]
Смерть Гиацинта 1752–1753 Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид
Поклонение волхвов 1753 Старая Пинакотека , Мюнхен
Коронация Богородицы 1754 Художественный музей Кимбелла , Даллас (модель для Ospedale della Pietà )
Въезд гонфалоньера . Пьеро Содерини во Флоренцию в 1502 году 1754 Посольство Швейцарии, Рим, Италия [9]
Аллегория с Венерой и временем 1754–1758 Национальная галерея , Лондон
Фрески из римской мифологии 1757 Вилла Вальмарана , Виченца
Сидящий мужчина и девушка с кувшином в. 1755 г. Национальная галерея, Лондон
Богословские добродетели в. 1755 г. Королевские музеи изящных искусств Бельгии , Брюссель
Мученичество святой Агаты в. 1756 г. Картинная галерея, Берлин ,
Аллегория заслуг, сопровождаемых благородством и добродетелью 1757–1758 Музей Венеции восемнадцатого века, Ка Реццонико , Венеция
Санта-Текла молится об освобождении Эсте от чумы 1759 Церковь Санта-Текла, Восток
Папа Сильвестр крестит императора Константина Великого 1759 Церковь Сан-Сильвестро , Брешия
Видение Святой Анны 1759 Картинная галерея старых мастеров, Дрезден
Добродетель и благородство, венчающие любовь 1759–1761 Музей изящных искусств, Бостон
Модель для апофеоза семьи Пизани 1760 Музей изящных искусств Анжера
Мадонна Щегла в. 1760 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Женщина с попугаем 1760–1761 Эшмоловский музей , Оксфорд
Апофеоз семьи Пизани 1761–1762 Вилла Пизани, Стра
Святой Чарльз Борромео 1767–1769 Художественный музей Цинциннати
Непорочное зачатие 1767–1769 Музей Прадо , Мадрид
Слава Испании 1762–1766 Тронный зал Королевского дворца Мадрида
Апофеоз испанской монархии 1762–1766 Прихожая королевы, Королевский дворец Мадрида
Венера и Вулкан 1762–1766 Комната алебардистов, Королевский дворец Мадрида
Погребение Христа 1769–1770 Национальный музей древнего искусства , Лиссабон [10]
Бегство в Египет 1765–1770 Национальный музей древнего искусства, Лиссабон [11]
  1. ^ Лучано Канепари . «Тьеполо» . DiPI Online (на итальянском языке) . Проверено 17 марта 2021 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Леви 1980 , с. 193.
  3. ^ «Сципион Африканский, освобождающий Массив» .
  4. ^ Перейти обратно: а б Барчем, Уильям Л. «Тьеполо» . Гроув Арт онлайн . Oxford Art Online , Издательство Оксфордского университета . Проверено 3 мая 2014 г. (требуется подписка)
  5. ^ «Тьеполо, Джамбаттиста» . Треккани (на итальянском языке). Треккани . Проверено 3 мая 2014 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Джамбаттиста Тьеполо 1698–1770 1996 , с. 37.
  7. ^ Джамбаттиста Тьеполо 1698–1770 1996 , с. 37–8.
  8. ^ Джамбаттиста Тьеполо 1698–1770 1996 , с. 57.
  9. ^ Джамбаттиста Тьеполо 1698–1770 1996 , с. 39.
  10. ^ Джамбаттиста Тьеполо 1698–1770 1996 , с. 40–1.
  11. ^ Перейти обратно: а б Джамбаттиста Тьеполо 1698–1770 1996 , с. 41.
  12. ^ Леви 1980 , с. 198–9.
  13. ^ Виттковер 1993 , с. 490.
  14. ^ «Перевозка Святого Дома Лорето» .
  15. ^ Джамбаттиста Тьеполо 1698–1770 1996 , стр. 349–50.
  16. ^ Джамбаттиста Тьеполо 1698–1770 1996 , стр. 358–9.
  17. ^ Леви 1980 , стр. 225–230.
  18. ^ «Лестница Резиденции» . Вюрцбургская резиденция. Архивировано из оригинала 29 июня 2008 года.
  19. ^ Перейти обратно: а б Виттковер 1993 , с. 486.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Барчем, Уильям Л. (1992). Джамбаттиста Тьеполо . Темза и Гудзон. ISBN  0-500-08054-2 .
  • Баксандалл, Майкл; Альперс, Светлана (1994). Тьеполо и живописный интеллект . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  9780300059786 .
  • Рицци, Альдо (1971). Офорты Тьеполо . Электа. ISBN  0-7148-1499-7 .
  • Альдо Рицци, Тьеполо в архиепископстве Удине , Милан, 1965 год.
  • Альдо Рицци, Тьеполо в Удине , Милан, 1969 год.
  • Альдо Рицци, гравюры Тьеполо , Милан, 1970 год.
  • Альдо Рицци, графика Тьеполо: офорты , Милан, 1971 год.
  • Альдо Рицци, выставка Тьеполо , Милан, 1971 год.
  • Альдо Рицци, Джамбаттиста Тьеполо , Милан, 1990 год.
  • Альдо Рицци, Тьеполо в Удине , Милан, 1996.
  • Адельхайд М. Геалт и Джордж Нокс, Доменико Тьеполо: Новый Завет , Блумингтон, Индиана, Индиана, UP, 2006.
  • Босток, Софи, «Живописное остроумие Доменико Тьеполо», неопубликованная докторская диссертация, Уорикский университет, https://wrap.warwick.ac.uk/3144/
  • Кристиансен, Кейт. Джамбаттиста Тьеполо, 1696–1770 , Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1996. ISBN   9780870998119 .
  • Бурш, Сюзанна. Венецианские гравюры и книги в эпоху Тьеполо , Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1997. ISBN   9780300203271 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 14e8b9f7f61d981910a2cd5f9354be0e__1706012940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/14/0e/14e8b9f7f61d981910a2cd5f9354be0e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Giovanni Battista Tiepolo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)