Список принципов Талмуда
Талмуд использует множество типов логических аргументов . Здесь обсуждаются некоторые из наиболее распространенных аргументов и терминов.
Хазака (презумпция)
[ редактировать ]Термин хазака ( иврит : חזקה — буквально «сильный») обычно относится к предположению по умолчанию; т. е. то, что предполагается, пока не появятся доказательства обратного. Например, если известно, что кто-то владел недвижимостью , предполагается, что он по-прежнему владеет ею, пока не будет доказано обратное. Однако в случае с движимыми предметами хазака принадлежит тому, кто владеет этим предметом в данный момент, а не тому, кто ранее владел им.
Этот принцип также применяется в ритуальном праве. Например: Еда, заведомо считающаяся кошерной, сохраняет свой статус до тех пор, пока не появятся доказательства обратного. Кроме того, тот, кто участвует в действиях, совершаемых только коэнами, сам считается коэном , пока не доказано обратное (см. Презумпция священнического происхождения ).
Де'ораита и дерабанан
[ редактировать ]Закон является de'oraita (арамейский: דאורייתא, «Торы», то есть библейский), если он был дан вместе с письменной Торой . Закон является дераббанан (арамейский: דרבנן, «наших раввинов», раввинистический), если он установлен раввинскими мудрецами. [1] Понятия деораита и дераббанан широко используются в еврейском законодательстве.
Иногда неясно, является ли действие де'ораита или дераббанан . Например: Талмуд говорит, что запрет на чтение ненужной Берахи (благословения, сформулированного с именем Бога) нарушает стих « Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно» . [2] Маймонид считает, что Талмуд доказывает запрет деораита . [3] в то время как Тосафот считает, что закон - это всего лишь дераббанан , и рассматривает ссылки на Священные Писания Талмуда только как асмахту (поддержку). [4]
В статье Р'Ошера Вайса проводятся дальнейшие различия между различными типами заповедей деораита или дераббанан , описывая иерархию, состоящую не менее чем из 18 уровней значимости мицвот . [5]
Примеры
[ редактировать ]Примеров применения этих двух терминов предостаточно. Примеры включают в себя:
- Биркат Хамазон содержит четыре благословения. Хотя первые три считаются деораита , четвертое благословение было добавлено гораздо позже в еврейской истории и называется дераббанан . [6]
- Что касается стиха «Не вари козленка в молоке матери его»: Из него многие законы кашрута раввины вывели . Можно подумать, что это сделает его дераббанан, потому что он был выведен раввинами, но на самом деле законы являются де-ораита, потому что они получены путем толкования Торы. [7] Однако распространение этого запрета на употребление курицы с молоком является дераббананом , поскольку оно является результатом особого раввинского постановления. [8]
Современное соблюдение
[ редактировать ]Применение различий между раввинскими и библейскими заповедями иногда может иметь практические последствия.
- Софек (сомнение)
- В случае, когда неясно, применима ли заповедь: если заповедь de'oraita, следует следовать более строгому из двух вариантов; если заповедь дераббанан, можно занять снисходительную позицию.
- Бедиавад (смягчающие обстоятельства)
- В случаях смягчающих обстоятельств в отношении дераббанана иногда представители еврейского закона применяют закон снисходительно. [9]
Кал вахомер ( а тем более )
[ редактировать ]Кал вахомер ( иврит : קל וחומר , буквально «снисходительный и строгий») выводит один закон из другого посредством следующей логики: если случай, который в целом строгий, имеет особую снисходительность, случай, который в целом снисходителен, обязательно будет иметь такую снисходительность. Этот аргумент может работать и наоборот, а также в тех областях, где снисходительный или строгий подход не совсем применим.
Миго
[ редактировать ]Миго (арамейский: מיגו, буквально «из» или «поскольку») — это аргумент ответчика о том, что ему следует верить в отношении определенного утверждения, поскольку он мог выдвинуть другое утверждение, которому определенно поверили бы. [10]
Например, если одна сторона утверждает (без доказательств), что другая взяла деньги взаймы, последний человек может заявить, что он никогда ничего не брал в долг, поэтому ему верят, если он заявляет, что взял взаймы и выплатил их. [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Обещание справедливости: Деррида с еврейской юриспруденцией. Хирвонен - Закон и критика, 2001 - Springer «Таким образом, те заповеди (мицвот), которые исходят непосредственно из Торы (де'ораита) и являются библейскими, являются высшим авторитетом по сравнению с теми раввинскими заповедями, которые не выходи из него (де’раббанан).
- ^ Исходный текст на иврите: «Всякий, кто благословляет благословение, не нуждающееся в нем, нарушает его, потому что оно не будет получено» ( Берахот 33а )
- ^ Мишне Тора , Берахот 1, 15.
- ^ Исходный текст на арамейском языке: «И из-за Дамбараха, благословения, в котором нет необходимости, и Кабара, потому что он не несет Лики, это проповедь, которая есть Дурбанан» (Тосафот на Рош ха-Шана 33а )
- ^ 18 градусов между Дауриитой и Дарбананом.
- ^ Вавилонский Талмуд , Брахот 45б.
- ^ Чуллин 104а, 113а
- ^ Мишне Тора Хилхот Мамрим 2:9; Шулхан Арух Йоре Деа 87:3.
- ^ «Тора и раввинский закон (Д'Орайта и д'Раббанан) - Нишмат - Женское здоровье и Галаха» . Архивировано из оригинала 27 октября 2014 г. Проверено 20 августа 2016 г.
- ^ Если вы одолжите у нас деньги, мы не вернем их?
- ^ Миго