Джованни Баттиста Типоло
Джованни Баттиста Типоло | |
---|---|
![]() Самопортрет (1750–1753), от потолочной фрески в резиденции Вюрцбурга | |
Рожденный | |
Умер | 27 марта 1770 года Мадрид , Испания | (в возрасте 74 лет)
Национальность | Итальянский |
Другие имена | Джанбаттиста Типоло, Джамбаттиста Типоло |
Известен для | Рисование |
Движение | Рококо |
Подпись | |
![]() |
tiepolo ( / t dan ɛ / p ə l oʊ Giovanni battista tee- ep -igh , Итальянский: [dʒoˈvanni batˈtista ˈtjɛːpolo, ˈtjeː-] ; [ 1 ] 5 марта 1696 г.-27 марта 1770 года), также известная как Джамбаттиста (или Джанбаттиста ) печататель , был итальянский художник и 18 - из Венецианской Республики , которая нарисовала в стиле Рококо , считавшегося важным членом Венецианской школы го века . Он был плодовитым и работал не только в Италии, но и в Германии и Испании.
Джован Баттиста Типоло, вместе с Джамбаттистой Питтони , Каналетто , Джован Баттиста Пьяццотта , Джузеппе Мария Креспи и Франческо Гварди, считаются традиционными старыми мастерами того периода.
назвал его Успешный с самого начала своей карьеры, Майкл Леви «величайшим декоративным художником Европы восемнадцатого века, а также его самым способным мастером». [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]


Ранняя жизнь (1696–1726)
[ редактировать ]Родился в Венеции , он был самым младшим из шести детей Доменико и Орсетты Типоло. [ 4 ] Его отец был небольшим торговцем судоходства [ 5 ] кто принадлежал к семье, которая носила престижное патрицианское имя TiePolo, не претендуя на благородный спуск. Некоторые из детей приобрели благородных крестных родителей, а Изначально Джамбаттиста был назван в честь своего крестного отца, венецианского дворянина по имени Джованни Баттиста Дория. Он был крещен 16 апреля 1696 года в местной церкви Сан -Пьетро ди Кастелло (тогда все еще официально в Венецианском соборе). Его отец умер около года спустя, оставив его мать воспитывать семью маленьких детей, предположительно, в несколько сложных обстоятельствах. [ 4 ]
В 1710 году он стал учеником Грегорио Лаззарини , успешного художника с эклектичным стилем. Он был, по крайней мере, в равной степени под влиянием его изучения произведений других современных художников, таких как Себастьяно Риччи и Джованни Баттиста Пьяцетта и работ его венецианских предшественников, особенно Тинторетто и Веронезе . [ 6 ] Биография его учителя, опубликованная в 1732 году, говорит, что Типоло «ушел из изучаемой манеры живописи [Лаззарини, и, всего духа и огня, принял быстрый и решительный стиль». [ 6 ] Его самые ранние известные работы - это изображения апостолов, окрашенных в спандрели в рамках украшения Санта -Марии Деи Деи Деи в Венеции в 1715–6. [ 7 ] Примерно в то же время он стал художником для Дожа, Джованни II Cornaro и курировал висящие картин в своем дворце, а также рисовать многие работы, из которых были идентифицированы только два портрета. [ 8 ] Он нарисовал свою первую фреску в 1716 году на потолке церкви в Биадене , недалеко от Тревизо . [ 9 ] Вероятно, он покинул студию Лаззарини в 1717 году, в год, когда его приняли в « Фраглию» или «Гильдию художников». [ 6 ]
Примерно в 1719–20 годах он нарисовал схему фресков для богатых, и недавно общепринятый издатель Джамбаттиста Баглионе в зале своей виллы в Массанзаго недалеко от Падуи. Tiepolo изобразил триумф Авроры на потолке и миф о Фаэтоне на стенах, создавая такую жидкую пространственную иллюзию, которая должна была стать повторяющейся темой в его работе. [ 10 ]
В 1722 году он был одним из двенадцати художников, уполномоченных внести вклад на картину на холсте одного из апостолов в рамках декоративной схемы нефа Сан -Сан в Венеции. Другими вовлеченными артистами были Риччи, Пиазетта и Пеллегрини. [ 11 ]
Брак и дети
[ редактировать ]
В 1719 году Типоло вышла замуж за дворянку Марию Сесилию Гарди , сестру двух современных венецианских художников, Франческо и Джованни Антонио Гарди . У Типоло и его жены было девять детей, из которых четыре дочери и три сына выжили во взрослую жизнь. Двое из его сыновей, Джованни Доменико и Лоренцо , нарисовали с ним в качестве его помощников, а затем достигли некоторого независимого признания, в частности Джованни Доменико Типоло. Его дети нарисовали фигуры с дизайном, похожим на конструкцию их отца, но с отличительными, включая жанр, стили. Его третий сын стал священником. Канал Фабио , Франческо Лорензи и Доменико Паскини были среди его учеников.
Ранняя зрелая работа (1726–1750)
[ редактировать ]

Некоторые крупные комиссии пришли из семьи Патриции Долфин . Дионисио Дольфин, архиепископ Удина во Фриули, нанял его для украшения часовни в соборе Удине , а затем нарисовать еще один цикл, изображающий эпизоды из жизни Авраама и его потомков из Книги Бытия на его архиепископском дворе («Аркковадо») [ 2 ] (завершено 1726–1728). Несмотря на их возвышенную тема, они яркие по цвету и беззаботно в настроении: Майкл Леви описывает картины во дворце как «мерцающий набор таблицы, полный остроумия и элегантности». [ 12 ] TiePolo использовал более прохладную палитру, чем предыдущие венецианские художники, чтобы создать убедительный эффект дневного света. [ 13 ] Его первыми шедеврами в Венеции были цикл из десяти огромных полотен, нарисованных для украшения большой приемной CA 'Dolfin на Гранд -канале Венеции (ок. 1726–1729), изображая битвы и триумфы из истории Древнего Рима. [ 11 ]
Эти ранние шедевры , инновационные среди венецианских фресков для их светимости, принесли ему много комиссий. Он нарисовал полотна для церквей, таких как Церкви Верноуова (1735–1740), для Scuola Grande Dei Carmini (1740–1747), в Каннарегио , потолок для палацци архиво и Палаццо Дугн в Милане (1731), Кол -папель в Инфинге в Вн. Бергамо (1732–1733), потолок для Гесуати (Санта -Мария -дель Росарио) в Венеции Святого Доминика, учреждающий Розарий (1737–1739), Палаццо Клери, Милан (1740), украшения для виллы Молин, Послоулка для Chiesa Degli Scalzi (1743–1744); теперь уничтожен (восстановление: [ 14 ] ), Villa Cordellina Molin, Montecchio Maggiore (1743–1744) и для бального зала губ Palazzo в Венеции (ныне телевизионная студия), показывающая историю Клеопатры (1745–1750).
ТЕРАГО
[ редактировать ]TiePolo произвела два набора офорт, Capricci (ок. 1740–1742) и Scherzi di Fantasia (ок. 1743–1757). Десять Капричи были впервые опубликованы Антоном Марией Занетти , включенным в третье издание сборника деревянных кремов после Пармигьянино . Они не были опубликованы отдельно до 1785 года. Предмет часто является странным и фантастическим, и работы во многом обязаны примеру спалватора Роза и Джованни Бенедетто Кастильоне . [ 15 ] 23 Шерзи были запечатлены более десяти лет и распространялись в частном порядке, и были коммерчески опубликованы после смерти Типоло, с числами и названиями, добавленными его сыном, Джандотенико. Субъекты включают загадочные восточные фигуры, а в некоторых более поздних отпечатках - сцены некромантии . [ 16 ]


Резиденция Вюрцбурга (1750–1753)
[ редактировать ]К 1750 году репутация Tiepolo была твердо создана по всей Европе с помощью своего друга Франческо Алгаротти , арт -дилера, критика и коллекционера. В том же году по указанию принца-бишопа Карла Филиппа фон Грейфенклау Зу Волрата он отправился в Вюрцбург, где прибыл в ноябре 1750 года. Он оставался там в течение трех лет, в течение которых он казнил потолочные картины в новом дворце Ridenz (завершен 1744). Он фрескнул салон Кайзерсаала в сотрудничестве со своими сыновьями Джиандотенико и Лоренцо, а затем был приглашен доставить дизайн для грандиозной входной лестницы ( Треппенхаус ), спроектированного Бальтасаром Нейманом . Это массивная потолочная фреска на 7 287 квадратных футов (677 м. 2 ) и был завершен в ноябре 1753 года. [ 17 ] Его аллегория планет и континентов изображает Аполлон, начинающий его ежедневный курс; Божества вокруг него символизируют планеты; Аллегорические фигуры (на карнизе) представляют четыре континента. Он включил несколько портретов в разделе Европы этой фрески, в том числе автопортрет; один из его сына Джандонико; один из принца-бишопа фон Грейффенклау; один из художника Антонио Босси; и один из архитектора, Балтасар Нейман . [ 18 ]
Вернуться в Венецию и Венето (1753–1770)
[ редактировать ]
Tiepolo вернулся в Венецию в 1753 году. Теперь он был востребован на местном уровне, а также за рубежом, где был избран президентом Академии Падуи . Он продолжал завершить театральные фрески для церквей; Триумф веры для Чиза -делла Пьета ; панель фрески для CA 'Rezzonico (в которой теперь также находится потолочная фреска из Palazzo Barbarigo ); и картины для патрицианских вилл в венецианской сельской местности, такие как вилла Вальмарана в Вирджине и сложный панегический потолок для виллы Пизани в Страре .
В некоторых знаменитых фресках в Лабиах Палаццо он изобразил две сцены из жизни Клеопатры: встреча Энтони и Клеопатры [1] и банкета Клеопатры , а также в центральной потолочной фреске, триумф Беллерофона со временем . Здесь он сотрудничал с Джироламо Менгоцци Колонной . Эта связь с Colonna, которая также разработала наборы для Opera, подчеркивает растущую тенденцию к композиции в качестве поставленной художественной литературы в фресках TiePolo. Архитектура банкетной фрески также напоминает о свадьбе Веронезе в Кане . В 1757 году он нарисовал алтарь для семьи Тиен, представляя апофеоз Святого Каджетана . Это в церкви Гамлета Рампаццо в Камизано Висентино .
Мадрид
[ редактировать ]

В 1761 году король Чарльз III из Испании поручил TiePolo создать потолочную фреску, чтобы украсить тронную комнату Королевского дворца Мадрид . Тема панегирика - это апофеоз Испании и имеет аллегорические изображения, напоминающие о доминировании Испании в Америке и по всему миру.
Он также нарисовал два других потолка во дворце и провел много частных комиссий в Испании. [ 19 ] Однако он страдал от ревности и горького противодействия восходящему чемпиону неоклассицизма , Антона Рафаэля Мэнгса ; При подстрекательстве сторонника Мэнгса, исповедника короля Хоакима де Электы , была серия половокубров Типоло для Церкви Сан -Паскуал в Аранджусе, заменен работ его любимым. [ 19 ]
Tiepolo умер в Мадриде 27 марта 1770 года. Он похоронен в Мадонне Делл'орто в Венеции
После его смерти рост сурового неоклассицизма и пост-революционного спада абсолютизма привели к медленному снижению стиля рококо, связанного с его именем, но не смог внести его репутацию. В 1772 году сын Типоло [ который? ] Достаточно уважался, чтобы быть художником для Доже Джованни II Корнаро , отвечающего за украшение Палаццо Мокениго в Серьере Сан -Поло , Венеция .
Галерея
[ редактировать ]-
Сатиса с путто , c. 1740–1742, музей Нортона Саймона
-
Империя Флоры , ок. 1743, Музеи изобразительных искусств Сан -Франциско
-
Жертва Ифигении , 1757, Вилла Вальмарана
-
Аллегория добродетели и дворянства (аллегория силы и мудрости), c. 1740–1750, Museo Poldi Pezzoli
-
Эскиз для Венеры и Вулкана , 1765–66
-
Семья сатиров (Пан и его семья) , травление, ок. 1743–1750
-
Карикатура короткого джентльмена, держащего муфту , ручку и чернила с серой стиркой
-
Женщина и младенец сатир в ландшафте, из серии травлений 'The Capricci'
Список работ
[ редактировать ]Картины до 1740 года
[ редактировать ]Работа | Дата | Расположение | Связь |
---|---|---|---|
Scipio Africanus освобождает массовое | между 1719 и 1721 годами | Художественный музей Уолтерса , Балтимор, США | |
Мученичество святого Варфоломея | 1722 | Сан -Ста , Венеция | |
Слава святого Доминика | 1723 | Академия галереи , Венеция | |
Изнасилование Европы | в 1725 | Академические галереи, Венеция | |
Аллегория власти красноречия | в 1725 | Институт Courtound , модель для Палаццо Санди, Венеция | |
Фрески | 1726 | Епископальный дворец, Удин | |
CA 'Dolfin Tiepolo | 1726–1729 | Метрополитен Музей искусств , Нью -Йорк; Музей Эрмитажа , Сент -Петербург; Музей Кунстисторишеса , Вена | |
Персей и Андромеда | 1730 | Коллекция Frick | |
Образование девственницы | 1732 | Санта -Мария Делла Консолазионе (Фава), Венеция | |
Ангел спасен Хагар | 1732 | Школа Сан -Рокко , Венеция | |
Иоанн Креститель проповедь | 1732–1733 | Коллиони часовня , Бергамо | |
Обезглавливание Иоанна Крестителя | 1732–1733 | Коллеони часовня, Бергамо | |
Бич змеи | 1732–1735 | Академические галереи, Венеция | |
Джозеф получает кольцо от фараона | 1732–1735 | Dulwich Picture Gallery | |
Триумф Зефира и Флоры | 1734–1735 | Музей венецианского восемнадцатого века, Калифорния Резззоника , Венеция | |
Юпитер и Данаес | 1736 | Университетский факультет истории искусств , Стокгольм | |
Вывод Моисея | 1736–1738 | Национальная галерея Шотландии , Эдинбург | |
Папа Сент -Клемент обожает Троицу | 1737–1738 | Альте Пинакотек , Мюнхен | |
Святой Августин, Сент -Луис из Франции, Евангелист Святого Иоанна и епископ | 1737–1738 | Palais des Beaux-Arts de Lille | |
Институт Розария | 1737–1739 | Церковь Гесуати , Венеция | |
Христос несет крест | 1737–1738 | Sant'alvise , Венеция | |
Мадонна горы Кармель | 1730 -е годы | Pinacoteca di Brera , Milan | |
Девственница со шестью святыми | 1737–1740 | Музей изящных искусств, Будапешт |
Работы с 1740–1750
[ редактировать ]Работа | Дата | Расположение | Связь |
---|---|---|---|
Дева с 3 женскими доминиканскими святыми | 1739–1748 | Церковь Гесуати , Венеция | |
Александр Великий и Камппе в студии Апеллы | 1740 | Гетти Центр , Лос -Анджелес | |
Дева, появляющаяся в Святой Филипп Нери | 1740 | Епархиальный музей, Камерино | |
Собрание манны | 1740–1742 | Приход, Веролануова | |
Жертва Мелхиседек | 1740–1742 | Парроккиальная церковь, Веролануова | |
Вывод Моисея | 1740–1745 | Национальная галерея Виктории , Мельбурн | [2] |
Ринальдо очарован Армидой | 1742 | Художественный институт Чикаго | |
Ринальдо и Армида в своем саду | 1742 | Художественный институт Чикаго | |
Армида, брошенная Ринальдо | 1742 | Художественный институт Чикаго | |
Ринальдо и Маг Аскалона | 1742 | Художественный институт Чикаго | |
Триумф добродетели и дворянства над невежеством | 1743 | Музей Нортона Саймона , (Пасаден, Калифорния) | |
Империя Флоры | 1743 | Легион Чести , (Сан -Франциско, Калифорния) | |
Время открытия правды | в 1743 | Гражданский музей Палаццо Чирикати , Викенза | |
Банкет Клеопатры | 1743–1744 | Национальная галерея Виктории , Мельбурн | [3] |
Поклонники | 1743–1745 | Академия галереи , Венеция | |
Аполлон и Дафна | 1755–1760 | Национальная галерея искусства , Вашингтон | [4] |
Открытие истинного креста | в 1745 | Академия галереи , Венеция | |
Время открытия правды | в 1745–1750 | Музей изобразительных искусств , Бостон | [5] |
Фрески истории о Клеопатре | 1746 | Palazzo Labia , Венеция | |
Святой Патрик, епископ Ирландии | 1746 | Гражданские музеи Падуи , Падуя | |
Последнее причастие святой Люси | 1747–1748 | Апостолы святых , Венеция | |
Банкет Клеопатры и Антония | 1747–1750 | Музей искусств Северной Каролины , Роли, Северная Каролина, США. | |
Прославление семьи Барбаро | 1749–1750 | Метрополитен Музей искусств , Нью -Йорк, США | |
Сент -Джеймс Большой завоевание мавров | 1749–1750 | Музей изобразительных искусств, Будапешт , Венгрия | |
Вакх и Ариадн | 1743–1745 | Национальная галерея искусства , Вашингтон, округ Колумбия, США. |
Работает после 1750 года
[ редактировать ]Работа | Дата | Расположение | Связь |
---|---|---|---|
Фрески | 1751–1753 | Резиденция, Вюрцбург | [6] [7] |
Собирая манну | в 1751 | Национальный музей Сербии , Белград | |
Аллегория планет и континентов | 1752 | Метрополитен Музей искусств , Нью -Йорк | [8] |
Смерть гиацинта | 1752–1753 | Музей Тиссен-Борнеремиша , Мадрид | |
Обожание маги | 1753 | Альте Пинакотек , Мюнхен | |
Коронация девственницы | 1754 | Художественный музей Кимбелла , Даллас (Modelo для больницы Пиета ) | |
Вход Гонфалонеер в 1502 году Пьеро Содерини во ) Флоренцию в 1502 году (вход Гонфалонеер Пьеро Содерини во Флоренции | 1754 | Швейцарское посольство, Рим, Италия | [9] |
Аллегория с Венерой и временем | 1754–1758 | Национальная галерея , Лондон | |
Фрески из римской мифологии | 1757 | Вилла Вальмарана , Викенза | |
Сидящий мужчина и девушка с кувшином | в 1755 | Национальная галерея, Лондон | |
Богословские добродетели | в 1755 | Королевские музеи изящных искусств Бельгии , Брюссель | |
Мученичество Святого Агаты | в 1756 | Gemäldegalerie, Берлин , | |
Аллегория заслуг в сопровождении благородства и добродетели | 1757–1758 | Музей венецианского восемнадцатого века, Калифорния Резззоника , Венеция | |
Санта -Текла молится за освобождение Эсте от чумы | 1759 | Церковь Санта -Текла, | |
Папа Святой Сильвестр Кревает Император Константин Великий | 1759 | Церковь Сан -Сильвестро , Брешия | |
Видение святой Анны | 1759 | Gemäldegalerie Alte Meister, Dresden | |
Добродетель и благородство венчание любви | 1759–1761 | Музей изобразительных искусств, Бостон | |
Modello для апофеоза семьи Пизани | 1760 | Музей изящных искусств Ангел | |
Мадонна Голдфинх | в 1760 | Национальная галерея искусства, Вашингтон | |
Женщина с попугаем | 1760–1761 | Ашмолеанский музей , Оксфорд | |
Апофеоз семьи Пизани | 1761–1762 | Вилла Пизани, Страм | |
Сан -Карло Борромео | 1767–1769 | Цинциннати Художественный музей | |
Непорочное зачатие | 1767–1769 | Музей Прадо , Мадрид | |
Слава Испании | 1762–1766 | Трон Королевский дворец Мадрид | |
Апофеоз испанской монархии | 1762–1766 | Королева Антечанка, Королевский дворец Мадрид | |
Венера и Вулкан | 1762–1766 | Комната Halberdiers, Королевский дворец Мадрид | |
Погребение Христа | 1769–1770 | Национальный музей древнего искусства , Лиссабон | [10] |
Полет в Египет | 1765–1770 | Национальный музей древнего искусства, Лиссабон | [11] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лучано Канепар . "Tiepolo" . Dipi Online (на итальянском языке) . Получено 17 марта 2021 года .
- ^ Jump up to: а беременный Леви 1980 , с. 193.
- ^ "Scipio Africanus освобождает Massiva" .
- ^ Jump up to: а беременный Барчам, Уильям Л. "Типоло" . Grove Art Online . Oxford Art Online , Oxford University Press . Получено 3 мая 2014 года . (требуется подписка)
- ^ «Тьеполо, Джамбаттиста» . Треккани (на итальянском языке). Треккани . Получено 3 мая 2014 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Giambattista Tiepolo 1698–1770 1996 , с. 37
- ^ Giambattista Tiepolo 1698–1770 1996 , с. 37–8.
- ^ Giambattista Tiepolo 1698–1770 1996 , с. 57
- ^ Giambattista Tiepolo 1698–1770 1996 , с. 39
- ^ Giambattista Tiepolo 1698–1770 1996 , с. 40–1.
- ^ Jump up to: а беременный Giambattista Tiepolo 1698–1770 1996 , с. 41
- ^ Levey 1980 , p. 198–9.
- ^ Wittkower 1993 , p. 490.
- ^ «Транспорт святого дома Лоретт» .
- ^ Giambattista Tiepolo 1698–1770 1996 , стр. 349–50.
- ^ Giambattista Tiepolo 1698–1770 1996 , стр. 358–9.
- ^ Леви 1980 , с. 225–230.
- ^ "Residenz Лестница" . Вюрцбург Residenz. Архивировано из оригинала 29 июня 2008 года.
- ^ Jump up to: а беременный Wittkower 1993 , p. 486.
Источники
[ редактировать ]- Giambattist Tipolo 1698–1770 (каталог выставки). Нью -Йорк: Метрополитный музей искусств. 1996. ISBN 9780870998119 .
- Леви, Майкл (1980). Живопись в Венеции восемнадцатого века (пересмотрено изд.). Издательство Корнелльского университета. С. 225–230 . ISBN 9780801413315 .
- Wittkower, Rudolf (1993). Искусство и архитектура в Италии .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барчам, Уильям Л. (1992). Джамбаттиста Типоло . Темза и Хадсон. ISBN 0-500-08054-2 .
- БАКСАНДАЛЛ, Майкл; Alpers, Svetlana (1994). Tiepolo и изобразительная интеллект . Нью -Хейвен: издательство Йельского университета. ISBN 9780300059786 .
- Rizzi, Aldo (1971). Офорты Типалоса Electa. ISBN 0-7148-1499-7 .
- Альдо Рицци, Типоло в архиепископстве Удине , Милан, 1965.
- Aldo Rizzi, Tiepolo в Удине , Милан, 1969.
- Aldo Rizzi, The Tiepolo Actors , Milan, 1970.
- Aldo Rizzi, Графика Tiepolo: Le Actor , Milan 1971.
- Aldo Rizzi, выставка Tiepolo , Милан, 1971.
- Aldo Rizzi, Giambattista Tiepolo , Milan 1990.
- Aldo Rizzi, Tiepolo в Удине , Милан, 1996.
- Адельхейд М. Гальт и Джордж Нокс, Доменико Типоло: Новый Завет , Блумингтон, Индиана, UP, 2006.
- Босток, Софи, «Изображенное остроумие Доменико Типоло» неопубликованной докторской диссертации, Университет Уорика, https://wrap.warwick.ac.uk/3144/
- Кристиансен, Кит. Giambatist Tiepeolo, 1696–1770 , Нью -Йорк: Метрополитен -музей искусств, ISBN 9780870998119 .
- Бурш, Сюзанна. Венецианские принты и книги в эпоху Типоло , Нью -Йорк: Метрополитен -музей искусств, 1997. ISBN 9780300203271 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- от или после или после 37 произведений искусства после или
- Удин, это город Типоло
- Много работ Tiepolo
- Работает в Удине Архивировал 9 марта 2010 года на машине Wayback
- Короткая биография
- Иллюстрированная биография и обсуждение знаменитых работ
- Альдо Рицци
- Ссылки на Джамбаттиста Типоло в европейских исторических газетах
- 1696 Рождения
- 1770 Смерть
- Итальянские художники 18-го века
- Итальянские мужские художники
- Итальянские печати
- Итальянские художники барокко
- Итальянские римские католики
- Рококо художники
- Венецианский народ 18-го века
- Академический персонал Академии изящных искусств в Венеции
- Католические художники
- Католические травления
- Итальянские художники 18-го века