Байсунгур Шахнаме
Байсунгур , Шахнаме ( персидский : شاهنامه بایسنقری иллюстрированную рукопись Шахнаме ) представляет собой национального эпоса Великого Ирана . Работа над этой рукописью была начата в 1426 году по приказу мирзы тимуридского принца Байсунгура - и завершена 5 джумада 833 года (31 января 1430 года). Сейчас она находится в музее дворца Голестан в Тегеране ) (Иран и считается ключевым шедевром персидской миниатюры .
Согласно предисловию, написанному, по-видимому, самим Байсунгуром для этого тома и обычно копируемому в более поздних рукописях: [ 1 ] это не была копия предыдущей рукописи, а была подготовлена путем сравнения нескольких старых рукописей. Целью этого сравнения было не достижение большей точности » Фирдоуси оригинального « Шахнаме , а модернизация языка текста и добавление к нему стихов. По этой причине Байсунгур Шахнаме является одной из самых объемных рукописей Шахнаме , состоящей примерно из 58 000 стихов (сегодняшняя версия Шахнаме состоит примерно из 50 000 стихов). Ценность этой рукописи заключается не в ее тексте, а в ее художественности. Написанный шрифтом насталик Джафаром Тебризи , он имеет 31 строку на странице, 346 листов и 21 рукописную картину в стиле Гератской школы и является одним из наиболее важных произведений, относящихся к этой школе. Скрипт разбит на 6 столбцов, что является данью традиции. Сценарий современных Шахнаме в «современном» стиле располагался в 4 столбцах. Раньше у «Шахнаме» были тесные развороты с меньшим количеством страниц и большим количеством иллюстраций. Ателье Байсунгур также изготовило Шахнаме без каких-либо иллюстраций до этого. С выпуском этого более раннего «Шахнаме» и «Байсунгхур Шахнаме» были открыты новые горизонты в книжном дизайне в период Тимуридов . [ 2 ] Помимо так называемого Демотте Шахнаме и Шахнаме Шаха Тахмаспа , Байсунгур Шахнаме является одной из самых важных и известных рукописей Шахнаме . [ 3 ] Она была показана в Лондоне в 1931 году и на выставке «Шедевры персидской живописи» в Музее Тегерана в 2005 году.
Он включен в ЮНЕСКО « Память мира». реестр объектов культурного наследия [ 4 ]
Миниатюры
[ редактировать ]Рукописные картины, широко известные как «миниатюры», найденные в Байсунгур Шахнаме, были хорошо выполнены, с яркими цветами и четкими линиями, что было революционно для того времени. На фронтисписе 20 иллюстраций плюс одно двойное изображение, в отличие от других версий, в которых может быть более 100 изображений. Иллюстрация должна соответствовать сопроводительному тексту. Однако, поскольку иллюстраций так мало, их включение создает впечатление, что соответствующие им отрывки имеют относительно большее значение. Вероятно, Байсунгур сам выбрал 21 сюжет для миниатюр. Некоторые из них представляют собой необычный выбор иллюстраций, а некоторые связаны с темой принца, которому не терпится получить наследство (который никогда этого не делает). На фронтисписе изображен принц, который, вероятно, является портретом Байсунгура. На миниатюрах встречаются и другие возможные портреты князя, но все они показывают события, произошедшие до его правления и рождения. Иллюстрации следуют традициям Шахнаме во многих смыслах. Есть 6 сцен возведения на престол и 9 сцен битвы или убийства. Эти мотивы есть во всех «Шахнаме» , и без них она не могла бы считаться «книгой царей». Некоторые миниатюры демонстрируют новые идеи, которые не были показаны в более ранних версиях Шахнаме . К ним относятся восшествие Лухраспа на трон, битва между Рустамом и Барзу, рукопожатие Рустама и Исфандияра, влюблённость Гульнара в Ардашира и передача Йездагирдом Бахрама Гура арабу Мундхиру. Хотя эти сцены новы, их иконография и стиль не таковы, поскольку они основаны на традиционных мотивах. [ 5 ] Размер страницы (около 38 х 26 см) был необычно большим для того периода: несколько миниатюр занимали всю страницу, а фронтиспис занимал две страницы. В обоих этих аспектах дизайна эта рукопись показывает направление, в котором впоследствии пойдут королевские комиссии. [ 6 ]
-
Ардашир и рабыня Гюльнар
-
Исфандияр убивает Арджаспа, чтобы спасти сестер
-
Встреча Ардашира с Гольнаром
-
Фарамарз, сын Ростама, оплакивает смерть своего отца и дяди Заваре.
-
Заххак привязан к горе Дамавенд
-
Байсунгура Шахнаме Текст
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Титли, 54 года.
- ^ Хилленбранд, Роберт. «Изучение забытого шедевра: Гулистан Шахнама из Байсунгура». Иранские исследования . 43 (Специальный выпуск: Тысячелетие Шахнамы Фирдоуси).
- ^ «БАЙСОНДОРИ ШАХ-НАМА» . Иранский . Проверено 13 февраля 2016 г.
- ^ « Баясангори Шахнаме» (Книга королей принца Баясангора)» . ЮНЕСКО . Проверено 28 мая 2012 г.
- ^ Хилленбранд, Роберт. «Изучение забытого шедевра: Гулистан Шахнама из Байсунгура». Иранские исследования . 43 (Специальный выпуск: Тысячелетие Шахнамы Фирдоуси).
- ↑ Блэр и Блум, 59 лет.
Ссылки
[ редактировать ]- Блэр, Шейла и Блум, Джонатан М., Искусство и архитектура ислама, 1250–1800 , 1995, Издательство Йельского университета, история искусства Пеликана, ISBN 0300064659
- Кэнби, Шейла Р., Персидская живопись , 1993, British Museum Press, ISBN 9780714114590
- Пиотровский М.Б. и Роджерс Дж.М. (редакторы), Рай на Земле: Искусство исламских стран , 2004, Престель, ISBN 3791330551
- Титли, Нора М., Персидская миниатюрная живопись и ее влияние на искусство Турции и Индии , 1983, University of Texas Press, ISBN 0292764847
- Уэлч, Стюарт Кэри. Королевские персидские рукописи , Темза и Гудзон, 1976 г., ISBN 0500270740
- Хилленбранд, Роберт. Исследование забытого шедевра: Гулистан Шахнама из Байсунгура, Taylor & Francisco Ltd, 2010.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Манц, Беатрис Форбс (2011). «Байсунгхур, Гият ад-Дин» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Ремер, HR (1989). «Байсонхор, Шиат-ад-Дин» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том IV/1: Байджу – Бехруз . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 6–9. ISBN 978-0-71009-124-6 .