Jump to content

ЭйрАзия

ЭйрАзия
СМОТРИТЕ ИКАО Позывной
И АКСМ КРАСНАЯ КЕПКА
Основан 20 декабря 1993 г .; 30 лет назад ( 1993-12-20 )
Начало деятельности 18 ноября 1996 г .; 27 лет назад ( 18 ноября 1996 )
Операционные базы
Программа для часто летающих пассажиров Награды AirAsia [1]
Дочерние компании
Размер флота 255 (включая дочерние компании)
Направления 166 (включая дочерние компании)
Материнская компания Группа мелодий
Торгуется как МИКС : 5099
ISIN МИЛ5099OO006
Штаб-квартира Международный аэропорт Куала-Лумпура
Сепанг , Селангор , Малайзия
Ключевые люди
Доход Увеличивать 14,70 миллиардов ринггитов (2023 г.)
Операционная прибыль Увеличивать 145 миллионов ринггитов (2023 г.)
Чистая прибыль Увеличивать −96 миллионов ринггитов (2023 г.)
Всего активов Увеличивать 28,46 миллиарда ринггитов (2023 г.)
Общий капитал Снижаться -10,63 миллиарда ринггитов (2023 г.)
Сотрудники 23,000 (2023)
Веб-сайт www .воздушная штука

Capital A Berhad ( MYX : 5099 ), действующая как AirAsia (стилизованная под airasia ), — ​​малазийская многонациональная бюджетная авиакомпания со штаб-квартирой недалеко от Куала-Лумпура , Малайзия. Это крупнейшая авиакомпания Малайзии по размеру флота и направлениям. AirAsia выполняет регулярные внутренние и международные рейсы по более чем 166 направлениям в 25 стран. [2] Его основной базой является Терминал 2 KLIA, терминал бюджетных авиаперевозчиков в международном аэропорту Куала-Лумпур (KLIA) в Сепанге , Селангор , Малайзия . Ее дочерние авиакомпании AirAsia Cambodia , Thai AirAsia , Индонезия AirAsia и Филиппины AirAsia имеют базы в аэропортах Пномпеня , Бангкока-Дон Муанга , Джакарты-Сукарно-Хатта и Манилы-Ниной Акино соответственно, а ее дочерняя авиакомпания AirAsia X специализируется на дальние маршруты. Зарегистрированный офис и головной офис AirAsia находятся в международном аэропорту Куала-Лумпура .

В 2007 году The New York Times назвала авиакомпанию «пионером» в области недорогих путешествий в Азии. [3] неизменно называл ее лучшим в мире бюджетным перевозчиком в международных туристических и авиационных наградах, включая последнюю награду за 2024 год. Skytrax на протяжении 15 лет подряд [4]

AirAsia является спонсором национальной сборной Малайзии по футболу , сборной Сингапура по футболу , футбольного клуба Джамшедпур и команды Куинз Парк Рейнджерс . AirAsia также является бывшим спонсором «Манчестер Юнайтед» и азиатского этапа « Тейлор Свифт » Красного тура .

Фонд (1993–2005)

[ редактировать ]

AirAsia была основана как авиакомпания с полным спектром услуг в 1993 году и начала свою деятельность 18 ноября 1996 года. Она была основана государственным конгломератом DRB-HICOM . 5 сентября 2001 года авиакомпания с крупной задолженностью была куплена бывшим руководителем Time Warner (теперь известная как Warner Bros. Discovery ) Тони Фернандесом и менеджером Камарудина Мерануна . [5] компании Tune Air Sdn Bhd за символическую сумму в один ринггит (около 0,26 доллара США на тот момент) с долгами на сумму 40 миллионов малайзийских ринггитов (10,5 миллионов долларов США) . [6] Tune Air официально взяла на себя управление AirAsia 8 декабря 2001 года. Партнеры изменили компанию, и впоследствии AirAsia объявила о ребрендинге и перезапуске 15 января 2002 года в качестве бюджетной авиакомпании . В 2002 году компания получила прибыль и запустила новые маршруты из своего хаба в Куала-Лумпуре , обойдя бывшего монопольного оператора Malaysia Airlines, предложив рекламные тарифы всего в 10 малайзийских ринггитов ( 2,63 доллара США ). В 2003 году AirAsia открыла второй хаб в международном аэропорту Сенай в Джохор-Бару . Международные рейсы на Пхукет и Бангкок были открыты в декабре 2003 и феврале 2004 года соответственно. [7]

Впоследствии AirAsia открыла свой тайский филиал AirAsia и начала полеты в Сингапур и Индонезию . Полеты в Макао начались в июне 2004 года, а рейсы в материковый Китай ( Сямынь ) и на Филиппины ( Манила ) - в апреле 2005 года. Полеты во Вьетнам и Камбоджу последовали в 2005 году, а в Бруней и Мьянму - в 2006 году, причем последние - авиакомпании Thai AirAsia. AirAsia запустила свой индонезийский филиал Indonesia AirAsia , ранее известный как Awair, в 2005 году. [7] В августе 2006 года AirAsia взяла на себя маршруты сельских авиаперевозок Malaysia Airlines в Сабахе и Сараваке , работающие под брендом FlyAsianXpress . маршруты были возвращены MASwings Год спустя по коммерческим причинам.

Расширение (2006–2023 гг.)

[ редактировать ]

В конце 2006 года Фернандес обнародовал пятилетний план по дальнейшему расширению присутствия AirAsia в Азии. [8] В соответствии с планом AirAsia предложила расширить свою маршрутную сеть, соединив все существующие направления по всему региону и расширив ее во Вьетнам, Индонезию, Южный Китай ( Куньмин , Сямэнь, Шэньчжэнь ) и Индию. Через дочерние компании Thai AirAsia и Indonesia AirAsia план предусматривал сосредоточение внимания на развитии хабов в Бангкоке и Джакарте . Благодаря увеличению частоты рейсов и добавлению новых маршрутов AirAsia в 2007 году перевезла 13,9 миллиона пассажиров, что больше, чем в 2006 году, когда она перевезла 5,7 миллиона пассажиров. [9]

В августе 2011 года AirAsia согласилась создать альянс с Malaysia Airlines посредством обмена акциями. [10] Это снизило бы конкуренцию и помогло бы флагманскому авиаперевозчику Малайзии вернуться к прибыльности. Однако в 2012 году сделка была расторгнута. [11]

AirAsia продолжит свою региональную экспансию в Азии, открыв свои дочерние компании AirAsia на Филиппинах в 2012 году и AirAsia в Индии в 2014 году. В 2017 году она планировала открыть новый филиал в Китае , но потерпела неудачу. [12] С 2005 года также планировалось выйти на рынок Вьетнама , создав там собственную дочернюю авиакомпанию; однако после четырех попыток AirAsia отказалась от своего плана по созданию собственной авиакомпании во Вьетнаме. [13]

AirAsia приостановила свою деятельность в марте 2020 года из-за пандемии COVID-19 . Позже в апреле 2020 года он возобновил деятельность на внутреннем рынке, а вскоре после этого последовали и его дочерние компании. [14] В октябре 2021 года AirAsia возобновила международные рейсы после того, как правительство Малайзии сняло ограничения на поездки. [15]

3 января 2022 года AirAsia предложила изменить название своей компании на Capital A, которое должно было быть одобрено акционерами. Предлагаемое название было одобрено Комиссией компаний Малайзии (SSM) и зарезервировано компанией 28 декабря 2021 года. [16] 28 января 2022 года компания изменила свое корпоративное название с AirAsia Group Bhd на Capital A Bhd, чтобы отразить расширение своего бизнес-портфеля за пределы основной бюджетной авиакомпании. Однако ее авиакомпания продолжала использовать бренд AirAsia. [17]

Происхождение, фирменный стиль и график окраски AirAsia
Боинг 737-300 в оригинальной окраске государственного перевозчика с полным спектром услуг (ливрея 1996–2002 гг.)
Боинг 737-300 после поглощения Tune Group качестве бюджетного перевозчика (ливрея 2002–2005 гг.)
Airbus A320, рабочая лошадка авиакомпании с 2005 г. (ливрея 2005–2008 гг.).
А320 второй итерации схемы 2005 г. (ливрея 2008–2012 гг.)
А320 в текущей цветовой гамме (ливрея 2012–2016 гг.)
A320neo со второй версией текущей окраски (ливрея с 2016 г. по настоящее время)

Реструктуризация (2024 – настоящее время)

[ редактировать ]

8 января 2024 года AirAsia X заключила необязывающее письмо-согласие с Capital A на полное приобретение AirAsia Bhd и AirAsia Aviation Group (AAAGL), которая управляет другими дочерними компаниями AirAsia за пределами Малайзии. По условиям соглашения AirAsia Malaysia, Индонезия AirAsia, Филиппины AirAsia и AirAsia Cambodia объединятся в бренд AirAsia X. [18]

Корпоративные дела

[ редактировать ]
KLIA LCCT, в котором до открытия RedQuarters располагался головной офис AirAsia.

Головной офис — Red Quarters (RedQ) в международном аэропорту Куала-Лумпура в Сепанге , Селангор . [19] компании Этот объект также служит зарегистрированным офисом . [20]

Авиакомпания перенесла головной офис в новое помещение площадью 56 985,1 м. 2 (613 383 кв. футов), объект стоимостью 140 миллионов ринггитов, построенный на участке klia2 7 ноября 2016 года. [21] До открытия нового головного офиса головной офис авиакомпании располагался в KLIA LCCT. Новый головной офис klia2 планируется открыть в конце 2015 года. [22] Бывший зарегистрированный офис находился на 13 уровне башни B Menara Prima в Петалинг-Джая . [23]

Планируется, что в RedQ будут работать около 2000 сотрудников AirAsia и AirAsia X. [21] Айрин Омар, генеральный директор AirAsia Country в Малайзии, заявила, что штаб-квартиру необходимо перепроектировать, поскольку в планах klia2 было изменено расположение диспетчерской вышки. [24] Строительство объекта планировалось начать в июле 2014 года. [25] Malaysia Airports Holdings арендует землю, на которой будет расположена штаб-квартира. [24] Стюардесса AirAsia X дала зданию название «RedQuarters» или «RedQ», и церемония закладки фундамента состоялась в ноябре 2014 года. [21]

Основные моменты бизнеса

[ редактировать ]
Основные показатели бизнеса AirAsia Group/Capital A [26]
Финансовые результаты ( млн ринггитов ) Основные показатели деятельности (группа)
Финансовый год Доход Затраты Операционная прибыль Чистая прибыль Ресурсы Обязательства Капитал Пакс Доступные места Коэффициент загрузки (%) РПК (млн) АСК (млн) Размер флота
2008 2,855 3,207 −352 −496 9,406 7,800 1,606 11,808,058 15,744,077 75.00 14,439 16,890 65
2009 3,133 2,220 913 506 11,398 8,777 2,621 14,253,244 19,004,325 75.00 16,890 22,159 84
2010 3,948 2,881 1,067 1,061 13,240 9,599 3,641 25,680,609 33,058,197 77.45 29,612 38,704 90
2011 4,495 3,332 1,163 555 13,906 9,870 4,036 29,975,005 37,505,692 79.81 35,090 43,940 97
2012 4,946 3,917 1,029 790 15,729 10,869 4,860 34,137,594 42,974,280 73.83 38,699 48,581 118
2013 5,112 4,249 863 362 17,856 12,855 5,001 42,431,075 53,777,570 75.59 47,880 60,261 154
2014 5,416 4,590 826 83 20,664 16,109 4,555 45,578,458 58,185,900 77.41 52,183 66,625 172
2015 6,298 4,702 1,596 541 21,316 16,865 4,451 50,258,794 62,809,426 79.46 58,479 73,209 171
2016 6,846 4,735 2,111 1,619 21,986 15,358 6,628 54,778,693 63,826,307 85.61 65,971 77,266 174
2017 9,710 7,549 2,161 1,571 21,674 14,964 6,710 63,385,096 72,283,184 83.75 74,986 85,961 205
2018 10,638 9,419 1,219 1,695 18,550 12,365 6,185 72,907,649 86,089,380 81.98 84,490 101,446 226
2019 11,860 11,136 725 −283 25,595 22,684 2,911 83,107,856 97,585,626 80.18 96,245 112,995 246
2020 3,274 8,697 −5,422 −5,888 19,866 23,436 −3,570 22,800,877 30,584,954 74.76 21,642 29,296 247
2021 1,836 4,682 −2,846 −3,721 20,030 26,453 −6,423 7,740,504 10,808,358 71.78 6,231 8,724 213
2022 6,437 7,831 −1,394 −3,304 19,928 29,445 −9,517 34,197,289 40,833,504 83.72 33,005 39,773 209
2023 14,693 14,547 145 −96 28,455 39,080 −10,625 49,250,326 55,907,707 88.09 57,389 66,164 216
Примечания
  • Данные до 2008 года были исключены из таблицы, поскольку цифры с 2000 по 2007 год были составлены с использованием другого периода финансового года.
  • В таблицу финансовых показателей включены только данные Capital A Consolidated Airlines Group, состоящей из ее основного филиала в Малайзии и дочерних компаний AirAsia в Индонезии и AirAsia на Филиппинах . [27]

Партнерские авиакомпании

[ редактировать ]

ЭйрАзия Камбоджа

[ редактировать ]

В мае 2017 года AirAsia планировала открыть дочернюю компанию в Камбодже , чтобы справиться с растущим потоком туристов из Малайзии, посещающих камбоджийские города Пномпень , Сиемреап и Сиануквиль . [28] 9 декабря 2022 года AirAsia и Sivilai Asia подписали соглашение о совместном предприятии по созданию AirAsia Cambodia. [29] при этом AirAsia владеет контрольным пакетом акций авиакомпании. [30] Авиакомпания начала свою деятельность 2 мая 2024 года. [29]

ЭйрАзия Индия

[ редактировать ]

AirAsia India была индийским филиалом AirAsia. 19 февраля 2013 года авиакомпания была объявлена ​​совместным предприятием AirAsia, Arun Bhatia и Tata Sons. Она начала свою деятельность 12 июня 2014 года. [31] Штаб-квартира авиакомпании находится в Ченнаи . [32] с основным хабом в Кемпегоуда международном аэропорту в Бангалоре . [33] [34]

В ноябре 2020 года AirAsia проводит обзор своих операций в Индии в партнерстве с Tata Sons, сигнализируя о возможном выходе из страны. [35] Позже в 2022 году авиакомпания была продана Tata Sons, что сделало ее дочерней компанией, находящейся в полной собственности Air India Limited . [36] [37] К 2023 году авиакомпанию планируют объединить с Air India Express . [38]

ЭйрАзия Япония

[ редактировать ]

AirAsia Japan — японская бюджетная авиакомпания, дочерняя компания AirAsia, базирующаяся в Нагое , а ранее в Нарите . Впервые об авиакомпании было объявлено как совместное предприятие AirAsia и All Nippon Airways в 2011 году. [39] Свой первый полет он совершил в августе 2012 года. [39] Совместное предприятие было прекращено в июне 2013 года, в результате чего авиакомпания прекратила свою деятельность 27 октября 2013 года. [40]

О перезапуске AirAsia Japan было объявлено в 2014 году. [41] Он возобновил работу 29 октября 2017 года, но из-за низкого пассажирского спроса, вызванного пандемией COVID-19 , прекратил работу 5 октября 2020 года. [42]

ЭйрАзия Х

[ редактировать ]

AirAsia X — это дальнемагистральный рейс AirAsia. Франшиза позволяет снизить затраты за счет использования универсальной системы продажи билетов. [ объяснить ] . [43] AirAsia X также является филиалом Virgin Group. [44] и Эйр Канада . 17 мая 2007 года Тони Фернандес объявил о планах начать полеты из Малайзии в Австралию. Фернандес сказал, что будет избегать аэропорта Сиднея из-за высоких сборов. Вместо этого авиакомпания сосредоточится на более дешевых альтернативах, таких как аэропорт Авалон в Мельбурне , аэропорт Ньюкасла и аэропорт Аделаиды . Предполагается, что устойчивая стоимость проезда туда и обратно составит около 800 малайзийских ринггитов ( 285 австралийских долларов ) плюс налоги. [45] Был также выражен интерес к использованию аэропорта Голд-Кост в качестве еще одного пункта назначения в Австралии. [46] AirAsia X начала свою деятельность 2 ноября 2007 года, совершив первый рейс из Куала-Лумпура в Голд-Кост.

Индонезия AirAsia и Индонезия AirAsia

[ редактировать ]

Индонезия AirAsia является индонезийским филиалом AirAsia. Она выполняет регулярные внутренние и международные рейсы из Индонезии, основная база которой находится в международном аэропорту Сукарно-Хатта в Джакарте. [47] Авиакомпания была основана как Awair в 1999 году Абдуррахманом Вахидом , бывшим председателем мусульманской организации Нахдлатул Улама. У него было 40% акций авиакомпании, от которых он отказался после избрания президентом Индонезии в октябре 1999 года. 1 декабря 2005 года Awair сменила название на Indonesia AirAsia, как и другие авиакомпании под брендом AirAsia в регионе. AirAsia Berhad владеет 49% акций авиакомпании, а Ферсиндо Нусаперкаса — 51%. Законы Индонезии запрещают владение иностранным большинством операций внутренней гражданской авиации.

Индонезия AirAsia X является совместным предприятием AirAsia X. Она обслуживает регулярные дальнемагистральные международные рейсы Индонезии AirAsia из международного аэропорта Нгурах-Рай на Бали . Индонезия AirAsia X совершила свой первый рейс в Тайбэй 29 января 2015 года. В январе 2019 года она прекратила регулярные полеты.

Филиппины AirAsia

[ редактировать ]

Филиппины AirAsia — совместное предприятие филиппинских инвесторов и AirAsia. В состав филиппинской группы входят Антонио Кохуангко-младший, Янси Маккел Мехия, бывший владелец Associated Broadcasting Company с ведущей телевизионной станцией TV5, Майкл Ромеро, застройщик и оператор порта, и Марианна Хонтиверос. 60% авиакомпании принадлежит филиппинским инвесторам, а остальные 40% принадлежат AirAsia. [48] Авиакомпания была запущена 16 декабря 2010 года. [48] и начал свою деятельность 28 марта 2012 года. [49]

В 2013 году он стал партнером Zest Airways , филиппинской бюджетной авиакомпании. Он выполняет регулярные внутренние и международные туристические перевозки, в основном фидерные перевозки, связывающие Манилу и Себу с 24 внутренними направлениями в поддержку операций по магистральным маршрутам других авиакомпаний. Менее чем через год после стратегического альянса AirAsia и Zest Air 21 сентября 2013 года Zest Airways была переименована в AirAsia Zest. [50] В 2015 году произошло слияние с Филиппинской AirAsia. [51]

Тайская AirAsia и Тайская AirAsia X

[ редактировать ]

Thai AirAsia — совместное предприятие AirAsia и таиландской Asia Aviation. Он обслуживает регулярные внутренние и международные рейсы AirAsia из Бангкока и других городов Таиланда . До 2016 года Thai AirAsia на 55% принадлежала Asia Aviation и на 45% — AirAsia International. King Power приобрела 39% акций Asia Aviation в 2016 году. Авиакомпания спонсирует тайские футбольные команды Buriram United , SCG Muangthong United , Chonburi , Osotspa Saraburi , BEC Tero Sasana , Chiangrai UTD , Esan United , Chainat , Samut Prakan CUTD , Bangkok United , FC . Пхукет , Краби , Эйр Форс Юнайтед , Накхон Пханом , Лоэй Сити , Транг и судья Футбольной Ассоциации Таиланда .

Thai AirAsia X — первая бюджетная авиакомпания Таиланда, осуществляющая дальнемагистральные рейсы. Планировалось, что он начнет работу в июне 2014 года. После отсрочки запуска, запланированного на первый квартал, Thai AirAsia X должна была запустить свой первый рейс из Бангкока в Инчхон, Южная Корея, 17 июня, а затем начать регулярные рейсы в Японию. Аэропорт Нарита в Токио и Осаке примерно в июле. [52]

В мае 2022 года AirAsia объявила о запуске в Таиланде услуги по вызову пассажиров AirAsia Ride. [53] [54] Таиланд является второй страной, в которой AirAsia расширяет услуги электронной связи, напрямую конкурируя с доминирующим игроком Grab .

Направления

[ редактировать ]
Страны, в которых работает AirAsia (июнь 2024 г.) [55] [56]

Группа AirAsia выполняет рейсы по 165 направлениям в 25 стран мира. 24 пункта назначения являются ее базами, при этом международный аэропорт Куала-Лумпура является крупнейшей базой группы.

Текущий автопарк

[ редактировать ]

По состоянию на июль 2024 г. , AirAsia Malaysia эксплуатирует следующие самолеты: [57]

Флот ЭйрАзия
Самолет В эксплуатации Заказы Пассажиры Примечания
С И Общий
Аэробус А320-200 69 180 180
186 186
Аэробус А320нео 29 186 186
Аэробус А321LR 36 Поставки начнутся в 2025 году. [58]
Аэробус А321нео 4 324 [59] 236 236
Телепортирующий флот
Аэробус А321-200/P2F 3 [60] Груз 9М-ТЛА, 9М-ТЛБ и 9М-ТЛП
Общий 106 360

Частный самолет

[ редактировать ]
AirAsia Частный флот
Самолет В эксплуатации Заказы Пассажиры Примечания
Бомбардье Глобал Экспресс 1 0 13 9М-CJG
Общий 1 0 13

Обновление и развитие флота

[ редактировать ]

Ранее AirAsia эксплуатировала Boeing 737-300 , а теперь полностью перешла на семейство Airbus A320 .

Модельный ряд самолетов Airbus A320 AirAsia в Терминале 2 KLIA в сентябре 2022 г.

В июне 2011 года AirAsia заказала 200 самолетов Airbus A320neo на Парижском авиасалоне . [61] [62] Первоначально самолеты должны были поступить в продажу в 2015 году, и эта сделка стала одной из крупнейших за всю историю коммерческих самолетов по единому заказу. [61] Стоимость сделки составила 18 миллиардов долларов США по прейскурантным ценам, хотя AirAsia получит существенную скидку от этих цен. [62] Сделка сделает AirAsia крупнейшим клиентом Airbus. [63] 13 декабря 2012 года AirAsia разместила заказ на дополнительные 100 самолетов Airbus A320, разделив их на 64 A320neo и 36 A320ceo. [64]

На международном авиасалоне в Фарнборо в 2016 году AirAsia заказала 100 самолетов A321neo ориентировочной стоимостью 12,6 миллиардов долларов США по прейскурантным ценам. [65] AirAsia планировала отправлять эти более крупные самолеты в аэропорты с ограниченной инфраструктурой. [66] AirAsia получила свой первый A320neo в сентябре 2016 года.

На авиасалоне в Фарнборо в 2019 году AirAsia еще больше увеличила свои заказы на самолеты A320, став при этом крупнейшим заказчиком Airbus варианта A321neo. [67] Благодаря этому заказу общее количество заказов AirAsia на семейство Airbus A320 выросло до 592, что еще раз подтвердило позицию перевозчика как крупнейшего авиаперевозчика-заказчика узкофюзеляжной продукции Airbus. [68] Однако из-за пандемии COVID-19 в авиации заказы на новое семейство самолетов A320 были переработаны по взаимному соглашению между AirAsia и Airbus в октябре 2021 года, при этом поставки теперь планируется продлить до 2035 года, помимо других нераскрытых изменений в условия покупки. [69]

Бывший флот

[ редактировать ]
Самолет AirAsia Boeing 747-200 (N620FF) в гибридной ливрее AirAsia- Tabung Haji , арендованный у Tower Air для чартерных перевозок во время сезона хаджа в 2000 году.

AirAsia ранее эксплуатировала следующие самолеты: [57]

Бывший флот AirAsia
Самолет Общий Представлено Ушедший на пенсию Замена Примечания
Боинг 737-300 32 1996 2009 Аэробус А320-200
Боинг 747-200Б 2 2000 2000 Никто Арендовано у Tower Air
3 2003 2003 Арендован у Air Atlanta, исландской и европейской авиации Air Charter .
Макдоннелл Дуглас MD-11ER 1 1999 2000 Арендовано у World Airways

На борту

[ редактировать ]
Еда с курицей и рисом подается на рейсе из Малайзии в Сингапур.

AirAsia предлагает меню «Сантан» с возможностью покупки на борту еды, напитков, товаров и товаров беспошлинной торговли. Предварительная покупка питания «Сантан» доступна по более низкой цене, чем на борту, и с дополнительными опциями. [70] AirAsia аккредитована индексом шариата KL Бурсы Малайзия и в соответствии с принципами шариата не продает алкоголь и свинину . Однако это касается только региональных рейсов группы AirAsia, а не рейсов AirAsia X, на борту которых продается вино и пиво. [71]

Программа для часто летающих пассажиров

[ редактировать ]

AirAsia делает первые шаги к запуску собственной программы для часто летающих пассажиров . Авиакомпания подписала соглашение о создании совместного предприятия с фирмой финансовых услуг Tune Money для запуска программы под названием «BIG». В рамках этой программы компания будет начислять баллы лояльности клиентам AirAsia и сторонним торговцам. Затем баллы можно будет использовать для приобретения билетов AirAsia. [72]

Награды и признания

[ редактировать ]
  • Скайтракс
    • Лучшая бюджетная авиакомпания в мире (2009 – настоящее время) [4]
  • Всемирная туристическая премия
    • Ведущая в мире бюджетная авиакомпания (2013 – настоящее время) [73]
    • Ведущий в мире бортпроводник бюджетной авиакомпании (с 2017 г. по настоящее время) [73]
    • Ведущая бюджетная авиакомпания Азии (2016 – настоящее время) [74]

Критика и споры

[ редактировать ]

Тематический полет Barisan Nasional

[ редактировать ]

Перед всеобщими выборами в Малайзии в 2018 году AirAsia подверглась критике за кажущуюся поддержку Наджиба Разака и его коалиции «Барисан Насиональ» - шаг, который некоторые политические обозреватели сочли политически некорректным. [75] Наджиба видели возвращающимся из Сабаха в Куала-Лумпур после предвыборной поездки на рейсе AirAsia вместе с генеральным директором AirAsia Тони Фернандесом. Самолет, на котором летал Наджиб, был окрашен в синий цвет BN, а стюардессы были одеты в тот же синий цвет, а не в типичный для AirAsia красный. Слова «Хебаткан Негараку» (англ. «Сделай мою страну великой») также можно увидеть на фюзеляже самолета. После того, как Наджиб потерпел поражение на всеобщих выборах, Тони Фернандес принес извинения, заявив, что он поддался сильному давлению со стороны правительства Наджиба. [76]

Другие споры и проблемы

[ редактировать ]

В 2007 году пассажиры «Группы безбарьерной среды и доступного транспорта» протестовали против авиакомпании из-за ее отказа перевозить полностью обездвиженных пассажиров. [77] Они утверждали, что люди с ограниченными возможностями подвергаются дискриминации при бронировании билетов онлайн; Генеральный директор авиакомпании заявил, что она не отказывала пассажирам в инвалидных колясках. [78]

Инциденты и несчастные случаи

[ редактировать ]
  • 10 января 2011 г .: рейс 5218, самолет Airbus A320-200 (9M-AHH), занесло вправо и вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы в аэропорту Кучинг , Малайзия . Он остановился в траве с застрявшей носовой частью шасси и рухнул. Все 123 пассажира и шесть членов экипажа выжили. Самолет получил серьезные повреждения, но в конечном итоге был отремонтирован. [79]
  • 7 июля 2014 г .: рейс 278 самолета Airbus A320-200 (9M-AQA), Бруней, вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы при приземлении. Самолет приземлился на взлетно-посадочной полосе 03, оторвался от борта и остановился в траве. Была проведена экстренная эвакуация.
  • 14 февраля 2022 г .: рейс 5748, самолет Airbus A320-200 (9M-RAN) из международного аэропорта Куала-Лумпура в аэропорт Тавау , перенаправлен в международный аэропорт Кучинга . После того, как капитан узнал о змее, он предпринял «соответствующие действия» и приземлился в городе Кучинг — в 900 километрах (560 милях) к западу от Тавау — чтобы самолет можно было окурить, сообщает AirAsia.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «AirAsia Rewards» . Airasia.com . Проверено 25 апреля 2023 г.
  2. ^ «AirAsia, ведущий и крупнейший бюджетный авиаперевозчик в Азии, обслуживает самую обширную сеть, насчитывающую более 165 маршрутов, охватывающих направления в Азии и вокруг нее» . Routsonline.com. 7 октября 2016 г. Проверено 1 января 2017 г.
  3. ^ Курланцик, Джошуа (23 декабря 2007 г.). «Означает ли низкая стоимость высокий риск?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 28 апреля 2010 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б «AirAsia — лучшая бюджетная авиакомпания в мире по версии Skytrax 15-й год подряд» . Отдел новостей AirAsia . 25 июня 2024 г. Проверено 25 июня 2024 г.
  5. ^ «Датук Камарудин Меранун» . newsroom.airasia.com . 28 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 27 декабря 2019 г. . Проверено 19 апреля 2019 г.
  6. ^ «Тони Фернандес» . Блумберг Бизнесуик . 11 июля 2004 г. Архивировано из оригинала 1 сентября 2012 г. Проверено 29 декабря 2014 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б «История» . Музей ЭйрАзия . Проверено 4 января 2023 г.
  8. ^ Леонг Хун Йи (27 декабря 2006 г.). «AirAsia приступает ко второй главе» . Звезда . Куала-Лумпур.
  9. ^ Группа компаний ЭйрАзия. «Годовой отчет AirAsia за 2007 год» (PDF) . ЭйрАзия .
  10. ^ Лопес, Лесли (10 августа 2011 г.). «Капитальный ремонт авиационного сектора Малайзии» . Джакарта Глобус . Архивировано из оригинала 28 сентября 2012 года.
  11. ^ «Сделка по обмену акциями Malaysian Airlines и AirAsia» . Новости Би-би-си . 3 мая 2012 года . Проверено 13 декабря 2022 г.
  12. ^ «Малайзийская AirAsia отказывается от плана создания совместного предприятия по созданию базы в Китае» . Рейтер . 31 августа 2018 года . Проверено 6 января 2023 г.
  13. ^ «AirAsia проиграла четвертую заявку на создание совместного предприятия во Вьетнаме» . ВнЭкспресс Интернешнл . 21 апреля 2019 года . Проверено 6 января 2023 г.
  14. ^ «AirAsia объявляет о возобновлении внутренних рейсов» . Отдел новостей AirAsia . 17 апреля 2020 г. Проверено 13 декабря 2022 г.
  15. ^ «AirAsia вновь откроет все малазийские маршруты и будет настаивать на зарубежных рейсах» . Никкей Азия . Проверено 14 октября 2021 г.
  16. ^ Сулхи Халид (3 января 2022 г.). «AirAsia предлагает изменить название на Capital A Bhd» . Краевые рынки . Проверено 17 февраля 2022 г.
  17. ^ «AirAsia меняет название на Capital A, поскольку выходит за рамки авиакомпании» . Звезда онлайн . 28 января 2022 г. Проверено 17 февраля 2022 г.
  18. ^ Карран, Эндрю (11 января 2024 г.). «AirAsia X купит AirAsia, AirAsia Aviation Group» . ch-aviation.com . Проверено 3 марта 2024 г.
  19. ^ «Где мы находимся» . ЭйрАзия . Проверено 24 марта 2022 г. Джалан Пекелилинг 5, Международный аэропорт Куала-Лумпур, 64000 KLIA, Селангор
  20. ^ «Годовой отчет 2020» (PDF) . ЭйрАзия. п. 27 (PDF стр. 31/299) . Проверено 22 мая 2022 г. ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ ОФИС AirAsia Group Берхад [...] RedQ, Джалан Пекелилинг 5 Международный аэропорт Куала-Лумпур (klia2) 64000 KLIA Селангор Дарул Эхсан
  21. ^ Перейти обратно: а б с « К 2016 году RedQuarters станет глобальной штаб-квартирой AirAsia » ( Архив ). Звезда . 15 ноября 2014 г. Проверено 2 сентября 2015 г.
  22. ^ « AirAsia отрицает проблемы с финансированием переноса штаб-квартиры в klia2 » ( Архив ). Малазийский инсайдер . 2 июня 2014 г. Проверено 28 августа 2014 г.
  23. ^ « Годовой отчет 2013 » ( Архив ). Эйр Азия. Проверено 29 августа 2014 г. с. 33/306. «ГЛАВНЫЙ ОФИС LCC Терминал, Джалан KLIA S3, Южная зона поддержки, KLIA, 64000 Сепанг, Селангор Дарул Эхсан, Малайзия» и «ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ ОФИС AirAsia Berhad (номер компании 284669-W) B-13-15, уровень 13, башня Менара Прима B Jalan PJU 1/39, Darat Prima 47301 Petaling Jaya Selangor Darul Ehsan, Малайзия"
  24. ^ Перейти обратно: а б « Новая штаб-квартира AirAsia будет завершена к концу 2015 года. Архивировано 3 сентября 2014 года в Wayback Machine ». ABNXcess . 4 июня 2014 г. Проверено 29 августа 2014 г.
  25. ^ Лим, Левина. « AirAsia: Задержка с переносом штаб-квартиры в klia2 не связана с проблемами финансирования » ( Архив ). Край (Малайзия) . Вторник, 3 июня 2014 г. Проверено 29 августа 2014 г.
  26. ^ «Годовой отчет» . Столица А Берхад . Проверено 13 декабря 2022 г.
  27. ^ «КАПИТАЛ ЗА ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛ 2022 ГОДА И ПОЛНЫЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2022 ФИНАНСОВОГО ГОДА» . Отдел новостей AirAsia . 26 января 2023 г. Проверено 27 января 2023 г.
  28. ^ Вилли, Адела Меган (16 мая 2017 г.). «AirAsia создаст дочернюю компанию в Камбодже — репортаж» . Краевые рынки . Проверено 9 декабря 2022 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б «AirAsia запускает новую бюджетную авиакомпанию в Камбодже» . Звезда . 9 декабря 2022 г. Проверено 9 декабря 2022 г.
  30. ^ «AirAsia теперь запускает бюджетную авиакомпанию в Камбодже» . Скиф . 9 декабря 2022 г. Проверено 9 декабря 2022 г.
  31. ^ «Первый полет индийского предприятия AirAsia» . НДТВ . Проверено 19 июля 2015 г.
  32. ^ «Airasia запускает операцию в Индии» . Индус . 12 июня 2014 г.
  33. ^ «AirAsia India переносит свою базу из Ченнаи в Бангалор» . Таймс оф Индия . 30 мая 2014 г.
  34. ^ «Ченнаи не идеальный пункт назначения для авиакомпаний?» . Новый Индийский экспресс . 26 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 29 июля 2014 г.
  35. ^ Захария, Риба (18 ноября 2020 г.). «AirAsia India: AirAsia может выйти из Индии и закрыть совместное предприятие с Tata Sons» . Таймс оф Индия . Проверено 1 декабря 2020 г.
  36. ^ «Tata захватывает большую часть AirAsia и авиационной отрасли Индии» . Новости Би-би-си . 30 декабря 2020 г. Проверено 31 декабря 2020 г.
  37. ^ «AirAsia продает оставшиеся акции компании Air India, принадлежащей Tata Group» . Неделя . 2 ноября 2022 г. Проверено 3 ноября 2022 г.
  38. ^ «Как будет реализовываться план слияния авиакомпаний Tata Group» . Индийский экспресс . 23 сентября 2022 г. Проверено 24 октября 2022 г.
  39. ^ Перейти обратно: а б «Официальный пресс-релиз ANA о создании AirAsia Japan» . Ana.co.jp. 21 июля 2011 года . Проверено 15 октября 2012 г.
  40. ^ «AirAsia прекращает деятельность совместного предприятия в Японии» . Звезда . 26 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 20 декабря 2019 года . Проверено 4 декабря 2013 г.
  41. ^ «AirAsia вновь выйдет на японский рынок бюджетных авиаперевозчиков» . ЭйрАзия. 1 июля 2014 г.
  42. ^ «Малайзийская авиакомпания AirAsia прекращает полеты в Японию» . Reuters.com . Рейтер . 5 октября 2020 г. Проверено 15 мая 2024 г.
  43. ^ «Сделка X-цитирования для авиапутешественников» . Звезда . 6 января 2007 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2007 г. Авиакомпания будет летать по «невероятно» низким ценам в Азию и обратно до восточного побережья Австралии.
  44. ^ «AirAsia X в пути» . Сидней Морнинг Геральд . 18 сентября 2007 г.
  45. ^ «Авиакомпании со сниженными ценами приземляются как мухи» . Сидней Морнинг Геральд . 18 мая 2007 г.
  46. ^ «Jetstar прекращает рейс Мельбурн-Гавайи» . 8 августа 2007 г.
  47. ^ «Справочник: Мировые авиалинии». Рейс Интернешнл . 3 апреля 2007 г. с. 93.
  48. ^ Перейти обратно: а б Римандо, Лала (23 декабря 2010 г.) [16 декабря 2010 г.]. «Крупнейшая бюджетная авиакомпания Азии, филиппинские партнеры бросают вызов местной отрасли» . Новости АБС-ЦБН . Проверено 18 ноября 2022 г.
  49. ^ Суарес, К.Д. (28 марта 2012 г.). «Филиппинская AirAsia наконец-то взлетела» . Рэплер . Проверено 18 ноября 2022 г.
  50. ^ «AirAsia Zest получает одобрение CAB» . Новости АБС-ЦБН . 23 сентября 2013 г.
  51. ^ Симеон, Луиза Морин (27 сентября 2015 г.). «Бренд Air Asia Zest будет прекращен» . Филиппинская звезда . Проверено 18 ноября 2022 г.
  52. ^ «Перспективы Thai AirAsia X оптимистичны» . Почта Борнео . 5 мая 2014 года . Проверено 9 мая 2022 г.
  53. ^ «Airasia Super App запускает услугу электронной связи в Таиланде» . Техноде Глобал . 1 июня 2022 г. Проверено 1 июня 2022 г.
  54. ^ «AirAsia запускает услугу электронной связи в Таиланде» . AirAsia запускает услугу электронной связи в Таиланде - Новости «Технологии в Азии» | SendStory Сингапур . Проверено 1 июня 2022 г.
  55. ^ Карты маршрутов дочерних компаний Air Asia, доступны через «ФлайтКоннектионс» . FlightConnections . 23 июня 2024 г.
  56. ^ «Онлайн-бронирование AirAsia» . ЭйрАзия . 23 июня 2024 г.
  57. ^ Перейти обратно: а б «Подробности и история флота AirAsia» . Planespotters.net . Проверено 13 января 2024 г.
  58. ^ «A321LR присоединяется к портфелю заказов Airbus AirAsia» . Край Малайзии . 22 февраля 2024 г.
  59. ^ Заказы и поставки Airbus (XLS), обновляется ежемесячно, доступ через «Заказы и поставки» . Аэробус . Эйрбас САС. 16 июня 2021 г. Проверено 2 сентября 2023 г.
  60. ^ «AirAsia Group ожидает роста, в 2023 году будет выпущено еще 19 самолетов» . ch-aviation.com . 25 июня 2023 г.
  61. ^ Перейти обратно: а б «Airbus и AirAsia объявляют о рекордной сделке на поставку 200 самолетов» . Новости Би-би-си . 23 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 23 июня 2011 года . Проверено 23 июня 2011 г.
  62. ^ Перейти обратно: а б Оделл, Марк; Бокселл, Джеймс (23 июня 2011 г.). «Airbus получил заказ на 200 самолетов от AirAsia» . Файнэншл Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 года.
  63. ^ «Фернандес из AirAsia делает ставку на детскую идею» . Рейтер . 23 июня 2011 года . Проверено 23 июня 2011 г.
  64. ^ «AirAsia заказывает еще 100 самолетов A320» . Проверено 13 декабря 2012 г.
  65. ^ «Заказ Airbus на AirAsia на 12,6 миллиардов долларов обогнал Boeing на авиасалоне» . Bloomberg LP, 12 июля 2016 г.
  66. ^ «Airbus получает призовой заказ от Air Asia на 100 самолетов A321 NEO» . 13 июля 2016 г.
  67. ^ «AirAsia увеличивает заказ на A320neo до более крупного A321neo» . Аэробус . 18 июня 2019 года . Проверено 18 мая 2022 г.
  68. ^ AirAsia размещает крупный заказ на 100 A321neo. Архивировано 30 ноября 2016 г. в Wayback Machine Airbus, 12 июля 2016 г.
  69. ^ «Малазийская группа AirAsia реструктуризирует свой огромный заказ на самолеты Airbus» . 6 октября 2021 г. Проверено 18 мая 2022 г.
  70. ^ « Закусочная атака ». ЭйрАзия . Проверено 24 ноября 2008 г.
  71. ^ Еда и напитки на борту AirAsia X. Архивировано 2 января 2015 года в Wayback Machine . ЭйрАзияХ. Проверено 2 января 2015 г.
  72. ^ Говиндасами, Шива (21 сентября 2011 г.). «AirAsia запускает программу для часто летающих пассажиров» . Флайтглобал . Проверено 21 сентября 2011 г.
  73. ^ Перейти обратно: а б «Двойной праздник в воздухе: AirAsia становится победителем в номинации «Лучшая бюджетная авиакомпания мира 2022» и «Лучший бортпроводник бюджетной авиакомпании мира 2022 года» на 29-й церемонии вручения наград World Travel Awards и устраивает вечеринку в небе» . Отдел новостей AirAsia . 12 ноября 2022 г. Проверено 4 января 2023 г.
  74. ^ «AirAsia наградила бортпроводников ведущей бюджетной авиакомпании Азии 2022 года и ведущей бюджетной авиакомпании Азии 2022 года на 29-й церемонии вручения наград World Travel Awards» . Отдел новостей AirAsia . 8 сентября 2022 г. Проверено 4 января 2023 г.
  75. ^ Гунасегарам, П. (8 мая 2018 г.). «Сомнительная поддержка BN со стороны AirAsia» . Малайзикини . Проверено 2 февраля 2022 г.
  76. ^ Авто, Гермес (13 мая 2018 г.). «Генеральный директор AirAsia Тони Фернандес приносит извинения за рейс, посвященный Барисану Насионалю, и говорит, что поддался давлению правительства | The Straits Times» . www.straitstimes.com . Проверено 2 февраля 2022 г.
  77. ^ «Протест против AirAsia» . Звезда . Куала-Лумпур. 16 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 16 июля 2007 года . Проверено 27 июня 2011 г.
  78. ^ «AirAsia и МАБ приказали обеспечить, чтобы инвалиды не были обделены» . Ежедневный экспресс . Кота Кинабалу. 17 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 28 июня 2011 года . Проверено 27 июня 2011 г.
  79. ^ Рантер, Харро. «ASN Авиационная катастрофа Airbus A320-216 9M-AHH Аэропорт Кучинг (KCH)» . Aviation-safety.net . Проверено 15 августа 2022 г.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с AirAsia, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2fcd512ab8d24b38a29ae9a8c89c6bd2__1722655980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2f/d2/2fcd512ab8d24b38a29ae9a8c89c6bd2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
AirAsia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)