Jump to content

Медные инуиты

(Перенаправлено с Инуиннаит )

Медные инуиты
Общая численность населения
800 [1]
Регионы со значительной численностью населения
Северо-Западные территории ;
Нунавут
Языки
Инувиалуктун (иногда называемый западноканадским инуктитутом;
также называемый Инуиннактун )
Религия
Анимизм ; Инуитская религия
Inu- ᐃᓄ- / nuna ᓄᓇ
«человек» / «земля»
Человек Инуиннак
Люди Инуиннайт
Язык Инуиннактун ;
Tikuraq ᑎᑯᕋᖅ
Страна Инуиннай Нунангат,
     Inuit Nunangat ᐃᓄᐃᑦ ᓄᓇᖓᑦ
Глядя на Улухакток, Канада, с обрывов, давших название этому населенному пункту, 1980-е годы.

Медные инуиты , также известные как инуиннаиты. [2] и Китлинермиут , [3] [ произношение? ] — группа канадских инуитов , живущая к северу от линии деревьев , на территории нынешнего региона Китикмеот в Нунавуте и в районе поселений Инувиалуит в Инувик регионе Северо-Западных территорий . Большинство из них исторически жили в районе залива Коронейшн , на острове Виктория и на юге острова Бэнкс .

Их западной границей был мыс Уайз, недалеко от Дельфина и пролива Юнион . Их северо-западной территорией было юго-восточное побережье острова Банкс. Их южной границей был восточный берег Большого Медвежьего озера , озера Конвойто и озера Бичи на Бэк-Ривер . На востоке медные инуиты и нетсилингмиуты были разделены рекой Перри в заливе Королевы Мод . В то время как медные инуиты путешествовали по всему острову Виктория, на западе они сосредоточились к югу от залива Уокер , а на востоке — к югу от залива Дания . [4]

Поскольку у народа нет собирательного названия, они приняли английский термин «медные инуиты». [5] Он представляет тех самых западных центральных инуитов , которые использовали и полагались на самородную медь , собранную в нижнем течении реки Коппермайн и в заливе Коронации. [6]

По словам Кнуда Расмуссена (1932), другие инуиты называли медных инуитов Китлинермиут , поскольку Китлинек был инуитским языковым названием острова Виктория. [7]

Ранние тысячелетия

[ редактировать ]

Медные инуиты, как и все инуиты, являются потомками народа Туле . Изменения в окружающей среде могли привести к переходу от доисторической культуры Туле к культуре медных инуитов . [4]

Около 3000 лет [8] Медные инуиты были -охотниками и собирателями кочевниками . Их заселение и адаптация к некоторым европейско-канадским образам жизни произошли только с 1940-х годов, и они также продолжили охотничий и собирательский образ жизни. [9]

они жили в общих снежных домиках Зимой и занимались охотой на тюленей ( мауликток ). Летом они распределяются небольшими семейными группами для на карибу во внутренних водах. охоты и рыбалки [1]

Люди изготавливали медные стрелы, наконечники копий, лезвия улу , долота, гарпуны и ножи как для личного пользования, так и для торговли среди других инуитов. Помимо медных изделий, из мыльного камня высоко ценились изделия в торговой сети Берингова пролива медных инуитов . [10] Другими торговыми партнерами были инувиалуиты с полуострова Аввак и карибу-инуиты на юге. [11] собрались в районе Кембриджского залива из-за обилия дичи. Многие медные инуиты летом [12]

Пост-евро-канадский контакт

[ редактировать ]

По словам Робина Макграта существовал конфликт , есть истории инуитов, которые показывают, что между инуитами и дене , а также другие истории, в которых могли участвовать европейцы. Этот конфликт, похоже, был спровоцирован как денами, так и инуитами и, возможно, был вызван торговыми спорами, но иногда и из-за набегов на женщин. [13] Одно из наиболее известных из этих сражений было записано европейским исследователем Сэмюэлем Херном . В 1771 году Сэмюэл Хирн был первым европейцем, исследовавшим регион реки Коппермайн. Именно здесь Матонабби Дене Хирна , лидер гидов Чипевиан , и его товарищи уничтожили группу медных инуитов у Кровавого водопада . [1] Дальнейшие исследования не проводились до периода 1820–1853 годов, который включал экспедиции сэра Джона Франклина 1821 и 1825 годов . Джон Рэй встретил медных инуитов на реке Рэй в 1847 году, а также на мысе Флиндерс и в заливе Стромнесс в 1851 году. [14] Во время арктической экспедиции МакКлюра ирландский исследователь Роберт МакКлюр покинул свой корабль HMS Investigator в заливе Мерси на острове Бэнкс в 1853 году во время поисков пропавшей экспедиции Франклина . Он давал большое количество дерева, меди и железа, которые медные инуиты использовали в течение многих лет. Ричард Коллинсон исследовал этот район в 1850–1855 годах.

Считая, что медные инуиты мигрировали в Гудзонов залив для торговли на различных аванпостах, на карте канадского правительства 1906 года остров Виктория был отмечен как «необитаемый». [1] Лишь в первые годы 20-го века торговые суда вернулись на территорию медных инуитов. Они следили за встречей Вильхьялмура Стефанссона с так называемыми светловолосыми эскимосами среди медных инуитов и сообщали о них. [15] из его исследования Арктики в 1908–1912 годах. [16] [17] Во время канадской арктической экспедиции 1913–1916 годов канадский этнограф Даймонд Дженнесс провел два года, живя и документируя жизнь медных инуитов. Он отправил тысячи артефактов их материальной культуры в Геологическую службу Канады . [18]

Помимо торговли, контакты с Европой принесли грипп и брюшной тиф . Эти недавно завезенные инфекционные заболевания, вероятно, ослабили сопротивляемость местных жителей. Между 1929 и 1931 годами каждый пятый медный инуит умер от эпидемии туберкулеза . Примерно в то же время ситуация в китобойном промысле пришла в упадок. Аляскинские инупиаты и дельта-инувиалуиты Маккензи пришли в район залива Коронации, чтобы сосуществовать с медными инуитами. [11] Первый в районе Холмана (Улухакток) торговый пост был основан в 1923 году в Алаервике, на северном берегу залива Принца Альберта , но закрылся пять лет спустя. Пост переехал в Форт Коллинсон в заливе Уокер, к северу от залива Минто . Два других магазина открылись в Уокер-Бэй, но закрылись к 1939 году, в годы Великой депрессии .

Урегулирование

[ редактировать ]

В 1960 году федеральное правительство передало Холману три единицы жилья , а в 1961 году еще четыре. В последующие годы некоторые семьи переехали в Холман навсегда, а другие жили там сезонно. Некоторые медные инуиты перебрались в поселения Коппермайн (Куглюктук) или Кембриджский залив. Третьи тяготели к аванпостам вдоль залива Батерст , озера Контвойто , залива Коронейшн и на острове Виктория. [19]

Медные инуиты постепенно переняли снегоходы , спутниковое телевидение и христианские церкви. Многие молодые люди сейчас говорят по-английски, а не по -инуиннактунски . В совокупности эти знакомства привели к социальным изменениям среди медных инуитов. [1]

Культура

[ редактировать ]

Медные инуиты традиционно говорят на инуиннактуне. [20] и Инувиалуктун , иногда называемый западноканадским инуктитутом. [21]

Среда обитания и рацион

[ редактировать ]

Исторически медные инуиты жили среди тундры , скалистых холмов, обнажений горных пород, а также некоторых лесных массивов в южной и юго-западной части хребта. Здесь охотились на арктического суслика , арктического зайца , карибу ( пустыня и стада Пири ), медведя гризли , норку , лося , овцебыка , ондатру , белого медведя , волка и росомаху . Они ловили рыбу в обширной сети прудов, озер и рек, включая реки Коппермайн, Рэй и Ричардсон , которые поддерживали большие популяции пресноводного арктического гольца (также встречающегося в океане), хариуса , озерной форели и сига . В морских водах обитали треска , морской заяц и кольчатая нерпа . [19] Утки, гуси, кайры, чайки, ястребы, шпорцы, гагары, ржанки, куропатки и снежные овсянки также входили в рацион медных инуитов. Они любили сырые, но не вареные яйца . [22] Они использовали и готовили еду и продукты из моря, но хранили их отдельно от продуктов на суше. [23]

Медная женская парка инуитов , собранная в 1920–1921 годах, Музей Пибоди, Гарвард.

Одежда медных инуитов с короткой талией, состояла из внутренних парок украшенных длинными узкими полами сзади и рукавами, доходившими до запястья. В суровую погоду добавляли тяжелую верхнюю парку. Женские парки отличались удлиненными капюшонами и преувеличенными заостренными плечами. Сапоги удлинены по ноге и застегиваются на талии. Подошвы делали из перьев или птичьих шкур. [19] Медные инуиты использовали разные салфетки для разных блюд: шкурки куропаток при поедании карибу и шкуры чаек при поедании тюленей. [22]

Современная одежда и обувь могут быть изготовлены из самых разных шкур, в том числе: [19]

  • Танцевальная шапочка: карибу, горностай и клюв . желтоклювой гагары [22]
  • Парки: заяц-заяц, выдра, кролик, дикая норка.
  • Рукавицы: бобр, белый медведь, скунс.
  • Сапоги: карибу, собака, белый медведь, тюлень, волк, росомаха.
  • Верблюды : карибу, лось.
Медные инуиты ангаккуиты (шаманы) Икпухуак и Хигалик в парадной одежде, ок.1913-1916 гг.

Помимо повседневной одежды, исторически многие инуиты имели комплект церемониальной одежды из короткошерстных летних шкур, которую надевали для танцев или других торжественных случаев. В частности, танцевальная одежда медных инуитов тщательно изучалась и сохранилась в музеях по всему миру. [24] Дизайн этой одежды был неразрывно связан с религиозными практиками медных инуитов и содержал то, что антрополог Бернадетт Дрисколл-Энгельстад описывает как «отсылки к дизайну, намекающие на интеграцию человеческого и животного царства, естественного и сверхъестественного». [25] К 1930-м годам церемониальная одежда медных инуитов вымерла, хотя в 1990-е годы ее намеренно возродили. [24]

Медные инуиты имели анимистическую духовную систему. [23] включая веру в то, что духи животных можно оскорбить нарушением табу . [5] карлики, гиганты, «люди-карибу» и морская богиня Арнапкапфаалук или «большая плохая женщина». Они верили, что мир населяют [5] Их концепция тупилака схожа с христианской концепцией дьявола . [26]

Ангаккуит шаманы ( . ) могли быть мужчинами и женщинами Они отгоняли злых духов, выступали в качестве посредников между людьми и духовным миром, лечили болезни или нарушения табу и управляли погодой. [5]

Подгруппы

[ редактировать ]

Медные инуиты жили в пределах географически определенных подгрупп, хорошо документированных Стефанссоном. [27] [28] Франц Боас и другие:

Известный медный инуит

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Кондон, Ричард Г. (1987). Молодежь инуитов: рост и изменения в канадской Арктике . Издательство Университета Рутгерса. стр. 25–38. ISBN  978-0-8135-1212-9 . См. также «Молодежь инуитов» , с. 25, в Google Книгах.
  2. ^ МакГи, Роберт (4 марта 2015 г.). «Инуиннаит (Медный Инуит)» . Канадская энциклопедия . Историка Канады .
  3. ^ Робинсон, Майкл (3 марта 2018 г.). «Миф о «потерянном белом племени» » . Бостон Глобус .
  4. ^ Jump up to: а б ВанСтоун, Джеймс В. (1994). Нойсская коллекция материальной культуры медных инуитов . Филдиана Антропология. Том. 22. Полевой музей естественной истории.
  5. ^ Jump up to: а б с д и «Медный инуит (Улухактокмиут) Холмана» . Университет штата Огайо. 26 ноября 2007 года . Проверено 24 августа 2008 г.
  6. ^ Гордон, Брайан. «Медные инуиты» . Надлок и происхождение медных инуитов . Канадский исторический музей . Архивировано из оригинала 29 октября 2004 года . Проверено 22 августа 2008 г.
  7. ^ Мартин, Марлен М. «Общество-МЕДЬ-ЭСКИМО» . lucy.ukc.ac.uk. Архивировано из оригинала 14 мая 2008 года . Проверено 25 августа 2008 г.
  8. ^ Флеминг, Стюарт Дж.; Шенк, Хелен Р. (1989). История техники: роль металлов . Археологический музей Университета Пенсильвании. п. 68. ИСБН  978-0-924171-95-6 .
  9. ^ Дэвис, Джонатан Даффи; Банак, Сандра Энн (декабрь 2012 г.). «Этноботаника килухиктурмиут-инуиннаитов Куглуктука, Нунавут, Канада» . Письма по этнобиологии . 3 : 78–90. дои : 10.14237/эбл.3.2012.31 . JSTOR   26423547 .
  10. ^ Моррисон, Дэвид (1 января 1991 г.). «Торговля медным мыльным камнем инуитов» (PDF) . Арктика . 44 (3). дои : 10.14430/ARCTIC1544 . ISSN   0004-0843 . JSTOR   40511245 . Викиданные   Q60205412 .
  11. ^ Jump up to: а б Иссенман, Бетти Кобаяши (2011). Сухожилия выживания: живое наследие одежды инуитов . ЮБК Пресс. п. 110. ИСБН  978-0-7748-4189-4 .
  12. ^ «О Кембриджском заливе» . BuildingNunavut.com . Правительство Нунавута. Архивировано из оригинала 13 января 2010 года . Проверено 21 июля 2021 г.
  13. ^ МакГрат, Робин (6 июня 1993 г.). «Сэмюэл Хирн и устная традиция инуитов» . Исследования канадской литературы . 18 (2).
  14. ^ Буньян, Ян (1993). Не обычное путешествие: Джон Рэй, исследователь Арктики, 1813–1893 гг . Издательство Университета Макгилла-Куина. стр. 100–101. ISBN  978-0-7735-1107-1 .
  15. ^ Палссон, Гисли (2007). Антропология и новая генетика . Издательство Кембриджского университета. стр. 191, 200. ISBN.  978-0-521-85572-3 .
  16. ^ «История: Канадская арктическая экспедиция (1913-1918)» . Проект исследования круговорота Бофорта . Океанографический институт Вудс-Хоул . Проверено 21 сентября 2008 г.
  17. ^ Фрэнсис, Дэниел (1986). Открытие Севера: исследование канадской Арктики . Макклелланд и Стюарт. стр. 205–208. ISBN  978-0-88830-280-9 .
  18. ^ фон Финкельштейн, Мария. «Даймонд Дженнесс (1886–1969)» . Игрушки и диковинки: историческое искусство инуитов . Канадский исторический музей . Проверено 21 июля 2021 г.
  19. ^ Jump up to: а б с д «Одежда, обувь и территория карибу-инуитов» . AAANativeArts.com . Проверено 21 июля 2021 г.
  20. ^ Вурм, Стивен А.; Мюльхойслер, Питер; Трайон, Даррелл Т., ред. (1996). Атлас языков межкультурного общения в Тихоокеанском регионе, Азии и Америке . Том. II: Тексты. Вальтер де Грюйтер. стр. 1059–1060. ISBN  978-3-11-081972-4 .
  21. ^ Инуиннактун в Ethnologue (24-е изд., 2021 г.) Значок закрытого доступа
  22. ^ Jump up to: а б с Кинг, ЮЧ; Паукстац, Биргит; Сторри, Роберт, ред. (2005). Арктическая одежда Северной Америки – Аляска, Канада, Гренландия . Издательство Университета Макгилла-Куина. стр. 63–68. ISBN  978-0-7735-3008-9 .
  23. ^ Jump up to: а б Эджкомб, Нэнси А. (2001). «Приложение: Ценностные ориентации медных инуитов». У Памелы Дж. Бринк; Мэрилин Дж. Вуд (ред.). Основные шаги в планировании исследований в области сестринского дела: от вопроса к предложению . Бостон: Издательство Jones & Bartlett. ISBN  978-0-7637-1571-7 .
  24. ^ Jump up to: а б Дрисколл-Энгельстад, Бернадетт (1 января 2005 г.). «Танец гагары: символизм и преемственность в церемониальной одежде медных инуитов» . Арктическая антропология . 42 (1): 33–46. дои : 10.1353/arc.2011.0010 . ISSN   0066-6939 . JSTOR   40316636 . S2CID   162200500 .
  25. ^ Дрисколл-Энгельстад (2005) , стр. 34.
  26. ^ Охокак, Г.; Кадлун, М.; Харнум, Б. Инуиннактун-английский словарь (PDF) . Общество наследия Китикмеот.
  27. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Стефанссон, Вильялмур (1914). Арктическая экспедиция Стефанссона-Андерсона Американского музея: предварительный этнологический отчет . Антропологические статьи. Том. XIV, Часть I. Нью-Йорк: Попечители Американского музея естественной истории. стр. 26–31.
  28. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Стефанссон, Вильялмур (30 декабря 1914 г.). «Доисторическая и современная торговля у эскимосов арктического побережья» . Бюллетень Музея геологической службы Канады . Антропологическая серия No. 3. № 6. Оттава: Государственное типографское бюро. дои : 10.5962/bhl.title.27623 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 30f65bd9ad60198ebed626de504e0172__1699381680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/72/30f65bd9ad60198ebed626de504e0172.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Copper Inuit - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)