Медные инуиты
Общая численность населения | |
---|---|
800 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Северо-Западные территории ; Нунавут | |
Языки | |
Инувиалуктун (иногда называемый западноканадским инуктитутом; также называемый Инуиннактун ) | |
Религия | |
Анимизм ; Инуитская религия |
Inu- ᐃᓄ- / nuna ᓄᓇ «человек» / «земля» | |
---|---|
Человек | Инуиннак |
Люди | Инуиннайт |
Язык | Инуиннактун ; Tikuraq ᑎᑯᕋᖅ |
Страна | Инуиннай Нунангат, Inuit Nunangat ᐃᓄᐃᑦ ᓄᓇᖓᑦ |
Медные инуиты , также известные как инуиннаиты. [2] и Китлинермиут , [3] [ произношение? ] — группа канадских инуитов , живущая к северу от линии деревьев , на территории нынешнего региона Китикмеот в Нунавуте и в районе поселений Инувиалуит в Инувик регионе Северо-Западных территорий . Большинство из них исторически жили в районе залива Коронейшн , на острове Виктория и на юге острова Бэнкс .
Их западной границей был мыс Уайз, недалеко от Дельфина и пролива Юнион . Их северо-западной территорией было юго-восточное побережье острова Банкс. Их южной границей был восточный берег Большого Медвежьего озера , озера Конвойто и озера Бичи на Бэк-Ривер . На востоке медные инуиты и нетсилингмиуты были разделены рекой Перри в заливе Королевы Мод . В то время как медные инуиты путешествовали по всему острову Виктория, на западе они сосредоточились к югу от залива Уокер , а на востоке — к югу от залива Дания . [4]
Поскольку у народа нет собирательного названия, они приняли английский термин «медные инуиты». [5] Он представляет тех самых западных центральных инуитов , которые использовали и полагались на самородную медь , собранную в нижнем течении реки Коппермайн и в заливе Коронации. [6]
По словам Кнуда Расмуссена (1932), другие инуиты называли медных инуитов Китлинермиут , поскольку Китлинек был инуитским языковым названием острова Виктория. [7]
История
[ редактировать ]Ранние тысячелетия
[ редактировать ]Медные инуиты, как и все инуиты, являются потомками народа Туле . Изменения в окружающей среде могли привести к переходу от доисторической культуры Туле к культуре медных инуитов . [4]
Около 3000 лет [8] Медные инуиты были -охотниками и собирателями кочевниками . Их заселение и адаптация к некоторым европейско-канадским образам жизни произошли только с 1940-х годов, и они также продолжили охотничий и собирательский образ жизни. [9]
они жили в общих снежных домиках Зимой и занимались охотой на тюленей ( мауликток ). Летом они распределяются небольшими семейными группами для на карибу во внутренних водах. охоты и рыбалки [1]
Люди изготавливали медные стрелы, наконечники копий, лезвия улу , долота, гарпуны и ножи как для личного пользования, так и для торговли среди других инуитов. Помимо медных изделий, из мыльного камня высоко ценились изделия в торговой сети Берингова пролива медных инуитов . [10] Другими торговыми партнерами были инувиалуиты с полуострова Аввак и карибу-инуиты на юге. [11] собрались в районе Кембриджского залива из-за обилия дичи. Многие медные инуиты летом [12]
Пост-евро-канадский контакт
[ редактировать ]По словам Робина Макграта существовал конфликт , есть истории инуитов, которые показывают, что между инуитами и дене , а также другие истории, в которых могли участвовать европейцы. Этот конфликт, похоже, был спровоцирован как денами, так и инуитами и, возможно, был вызван торговыми спорами, но иногда и из-за набегов на женщин. [13] Одно из наиболее известных из этих сражений было записано европейским исследователем Сэмюэлем Херном . В 1771 году Сэмюэл Хирн был первым европейцем, исследовавшим регион реки Коппермайн. Именно здесь Матонабби Дене Хирна , лидер гидов Чипевиан , и его товарищи уничтожили группу медных инуитов у Кровавого водопада . [1] Дальнейшие исследования не проводились до периода 1820–1853 годов, который включал экспедиции сэра Джона Франклина 1821 и 1825 годов . Джон Рэй встретил медных инуитов на реке Рэй в 1847 году, а также на мысе Флиндерс и в заливе Стромнесс в 1851 году. [14] Во время арктической экспедиции МакКлюра ирландский исследователь Роберт МакКлюр покинул свой корабль HMS Investigator в заливе Мерси на острове Бэнкс в 1853 году во время поисков пропавшей экспедиции Франклина . Он давал большое количество дерева, меди и железа, которые медные инуиты использовали в течение многих лет. Ричард Коллинсон исследовал этот район в 1850–1855 годах.
20 век
[ редактировать ]Считая, что медные инуиты мигрировали в Гудзонов залив для торговли на различных аванпостах, на карте канадского правительства 1906 года остров Виктория был отмечен как «необитаемый». [1] Лишь в первые годы 20-го века торговые суда вернулись на территорию медных инуитов. Они следили за встречей Вильхьялмура Стефанссона с так называемыми светловолосыми эскимосами среди медных инуитов и сообщали о них. [15] из его исследования Арктики в 1908–1912 годах. [16] [17] Во время канадской арктической экспедиции 1913–1916 годов канадский этнограф Даймонд Дженнесс провел два года, живя и документируя жизнь медных инуитов. Он отправил тысячи артефактов их материальной культуры в Геологическую службу Канады . [18]
Помимо торговли, контакты с Европой принесли грипп и брюшной тиф . Эти недавно завезенные инфекционные заболевания, вероятно, ослабили сопротивляемость местных жителей. Между 1929 и 1931 годами каждый пятый медный инуит умер от эпидемии туберкулеза . Примерно в то же время ситуация в китобойном промысле пришла в упадок. Аляскинские инупиаты и дельта-инувиалуиты Маккензи пришли в район залива Коронации, чтобы сосуществовать с медными инуитами. [11] Первый в районе Холмана (Улухакток) торговый пост был основан в 1923 году в Алаервике, на северном берегу залива Принца Альберта , но закрылся пять лет спустя. Пост переехал в Форт Коллинсон в заливе Уокер, к северу от залива Минто . Два других магазина открылись в Уокер-Бэй, но закрылись к 1939 году, в годы Великой депрессии .
Урегулирование
[ редактировать ]В 1960 году федеральное правительство передало Холману три единицы жилья , а в 1961 году еще четыре. В последующие годы некоторые семьи переехали в Холман навсегда, а другие жили там сезонно. Некоторые медные инуиты перебрались в поселения Коппермайн (Куглюктук) или Кембриджский залив. Третьи тяготели к аванпостам вдоль залива Батерст , озера Контвойто , залива Коронейшн и на острове Виктория. [19]
Медные инуиты постепенно переняли снегоходы , спутниковое телевидение и христианские церкви. Многие молодые люди сейчас говорят по-английски, а не по -инуиннактунски . В совокупности эти знакомства привели к социальным изменениям среди медных инуитов. [1]
Культура
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]Медные инуиты традиционно говорят на инуиннактуне. [20] и Инувиалуктун , иногда называемый западноканадским инуктитутом. [21]
Среда обитания и рацион
[ редактировать ]Исторически медные инуиты жили среди тундры , скалистых холмов, обнажений горных пород, а также некоторых лесных массивов в южной и юго-западной части хребта. Здесь охотились на арктического суслика , арктического зайца , карибу ( пустыня и стада Пири ), медведя гризли , норку , лося , овцебыка , ондатру , белого медведя , волка и росомаху . Они ловили рыбу в обширной сети прудов, озер и рек, включая реки Коппермайн, Рэй и Ричардсон , которые поддерживали большие популяции пресноводного арктического гольца (также встречающегося в океане), хариуса , озерной форели и сига . В морских водах обитали треска , морской заяц и кольчатая нерпа . [19] Утки, гуси, кайры, чайки, ястребы, шпорцы, гагары, ржанки, куропатки и снежные овсянки также входили в рацион медных инуитов. Они любили сырые, но не вареные яйца . [22] Они использовали и готовили еду и продукты из моря, но хранили их отдельно от продуктов на суше. [23]
Одежда
[ редактировать ]Одежда медных инуитов с короткой талией, состояла из внутренних парок украшенных длинными узкими полами сзади и рукавами, доходившими до запястья. В суровую погоду добавляли тяжелую верхнюю парку. Женские парки отличались удлиненными капюшонами и преувеличенными заостренными плечами. Сапоги удлинены по ноге и застегиваются на талии. Подошвы делали из перьев или птичьих шкур. [19] Медные инуиты использовали разные салфетки для разных блюд: шкурки куропаток при поедании карибу и шкуры чаек при поедании тюленей. [22]
Современная одежда и обувь могут быть изготовлены из самых разных шкур, в том числе: [19]
- Танцевальная шапочка: карибу, горностай и клюв . желтоклювой гагары [22]
- Парки: заяц-заяц, выдра, кролик, дикая норка.
- Рукавицы: бобр, белый медведь, скунс.
- Сапоги: карибу, собака, белый медведь, тюлень, волк, росомаха.
- Верблюды : карибу, лось.
Помимо повседневной одежды, исторически многие инуиты имели комплект церемониальной одежды из короткошерстных летних шкур, которую надевали для танцев или других торжественных случаев. В частности, танцевальная одежда медных инуитов тщательно изучалась и сохранилась в музеях по всему миру. [24] Дизайн этой одежды был неразрывно связан с религиозными практиками медных инуитов и содержал то, что антрополог Бернадетт Дрисколл-Энгельстад описывает как «отсылки к дизайну, намекающие на интеграцию человеческого и животного царства, естественного и сверхъестественного». [25] К 1930-м годам церемониальная одежда медных инуитов вымерла, хотя в 1990-е годы ее намеренно возродили. [24]
Религия
[ редактировать ]Медные инуиты имели анимистическую духовную систему. [23] включая веру в то, что духи животных можно оскорбить нарушением табу . [5] карлики, гиганты, «люди-карибу» и морская богиня Арнапкапфаалук или «большая плохая женщина». Они верили, что мир населяют [5] Их концепция тупилака схожа с христианской концепцией дьявола . [26]
Ангаккуит шаманы ( . ) могли быть мужчинами и женщинами Они отгоняли злых духов, выступали в качестве посредников между людьми и духовным миром, лечили болезни или нарушения табу и управляли погодой. [5]
Подгруппы
[ редактировать ]Медные инуиты жили в пределах географически определенных подгрупп, хорошо документированных Стефанссоном. [27] [28] Франц Боас и другие:
- Ахиагмиут : залив Огден
- Акулиакаттагмиут : мыс Бексли
- Азиагмиут : залив Огден
- Экаллуктогмиут : река Экаллук , залив Альберт-Эдвард ; центральный остров Виктория
- Ханерагмиут : Дельфин и пролив Юнион
- Ханингайогмиут : Бэк-Ривер
- Кернермиут : Бэк-Ривер
- Кангирюармиут : пролив Принца Альберта , мыс Бэринг , центральная часть острова Виктория; Нельсон Хед на острове Бэнкс
- Кангирюатьягмиут : залив Минто ; между заливом Минто и заливом Уокер
- Килусиктогмиут : остров Виктория; Район залива Коронации в устье реки Маккензи. [28]
- Коглуктогмиут : Кровавый водопад на реке Коппермайн , реке Диз и Большом Медвежьем озере (залив Мактавиш); Залив Коронации, к юго-востоку от мыса Крузенштерна.
- Коглуктуалугмиут (или Уткусиксалигмиут - «жители места, где есть горшок-камень»): Река Древо («Коглуктуалук»), в 130 км (80 миль) к востоку от реки Коппермайн. [27]
- Коглуктуарюют : от устья реки Коглуктуарюк. [27] который впадает в залив Грейс вверх по реке; Грейс-Бей и лед залива Коронейшн. [28]
- Кугарюагмиут : река Кугарюак. [27]
- Нагюктогмиут (или Киллинермиут ): остров Нагюкток , один из островов Герцога Йоркского ; [27] центральный залив Коронейшн; Остров Виктория к северо-востоку от мыса Леди Франклин ; материк к востоку от реки Три; Мрачные озера у истоков реки Диз; [28] («Эскимосский оленьий рог»)
- Ноахонирмиут (или Ноахднирмиут ): острова Листон и Саттон в проливах Дельфин и Юнион до материка: к северу от реки Рэй , к югу от острова Ламберт. [27] [28]
- Паллирмиут : устье реки Рэй (Паллирк) и истоки реки Диз; Залив Коронации, к юго-востоку от мыса Крузенштерна. [27] [28]
- Пингангнактогмиут : Пингангнакток («дует ветер с суши»), внутри страны к западу от реки Древо. [27]
- Пуиплирмиут (или Пуиблирмиут ): Дельфин и пролив Юнион возле островов Листон и Саттон; также к северу и северо-востоку от залива Симпсон на острове Виктория. [27] [28]
- Угьюлигмиут : к северу от залива Минто. [27]
- Улухактокмиут : Улухакток меди, используемой при изготовлении улу. (ранее известный как Холман), в честь найденной там [5]
- Умингмуктогмиут : постоянная деревня Умингмакток (Umingmuktog) на западном побережье полуострова Кент ; [27] Батерст-Инлет [28]
Известный медный инуит
[ редактировать ]- Джо Аллен Эвьяготайлак
- Дональд Хавиояк
- Хелен Калвак
- Хелен Максагак
- Кейн Тологанак
- Улоксак (исторический)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Кондон, Ричард Г. (1987). Молодежь инуитов: рост и изменения в канадской Арктике . Издательство Университета Рутгерса. стр. 25–38. ISBN 978-0-8135-1212-9 . См. также «Молодежь инуитов» , с. 25, в Google Книгах.
- ^ МакГи, Роберт (4 марта 2015 г.). «Инуиннаит (Медный Инуит)» . Канадская энциклопедия . Историка Канады .
- ^ Робинсон, Майкл (3 марта 2018 г.). «Миф о «потерянном белом племени» » . Бостон Глобус .
- ^ Jump up to: а б ВанСтоун, Джеймс В. (1994). Нойсская коллекция материальной культуры медных инуитов . Филдиана Антропология. Том. 22. Полевой музей естественной истории.
- ^ Jump up to: а б с д и «Медный инуит (Улухактокмиут) Холмана» . Университет штата Огайо. 26 ноября 2007 года . Проверено 24 августа 2008 г.
- ^ Гордон, Брайан. «Медные инуиты» . Надлок и происхождение медных инуитов . Канадский исторический музей . Архивировано из оригинала 29 октября 2004 года . Проверено 22 августа 2008 г.
- ^ Мартин, Марлен М. «Общество-МЕДЬ-ЭСКИМО» . lucy.ukc.ac.uk. Архивировано из оригинала 14 мая 2008 года . Проверено 25 августа 2008 г.
- ^ Флеминг, Стюарт Дж.; Шенк, Хелен Р. (1989). История техники: роль металлов . Археологический музей Университета Пенсильвании. п. 68. ИСБН 978-0-924171-95-6 .
- ^ Дэвис, Джонатан Даффи; Банак, Сандра Энн (декабрь 2012 г.). «Этноботаника килухиктурмиут-инуиннаитов Куглуктука, Нунавут, Канада» . Письма по этнобиологии . 3 : 78–90. дои : 10.14237/эбл.3.2012.31 . JSTOR 26423547 .
- ^ Моррисон, Дэвид (1 января 1991 г.). «Торговля медным мыльным камнем инуитов» (PDF) . Арктика . 44 (3). дои : 10.14430/ARCTIC1544 . ISSN 0004-0843 . JSTOR 40511245 . Викиданные Q60205412 .
- ^ Jump up to: а б Иссенман, Бетти Кобаяши (2011). Сухожилия выживания: живое наследие одежды инуитов . ЮБК Пресс. п. 110. ИСБН 978-0-7748-4189-4 .
- ^ «О Кембриджском заливе» . BuildingNunavut.com . Правительство Нунавута. Архивировано из оригинала 13 января 2010 года . Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ МакГрат, Робин (6 июня 1993 г.). «Сэмюэл Хирн и устная традиция инуитов» . Исследования канадской литературы . 18 (2).
- ^ Буньян, Ян (1993). Не обычное путешествие: Джон Рэй, исследователь Арктики, 1813–1893 гг . Издательство Университета Макгилла-Куина. стр. 100–101. ISBN 978-0-7735-1107-1 .
- ^ Палссон, Гисли (2007). Антропология и новая генетика . Издательство Кембриджского университета. стр. 191, 200. ISBN. 978-0-521-85572-3 .
- ^ «История: Канадская арктическая экспедиция (1913-1918)» . Проект исследования круговорота Бофорта . Океанографический институт Вудс-Хоул . Проверено 21 сентября 2008 г.
- ^ Фрэнсис, Дэниел (1986). Открытие Севера: исследование канадской Арктики . Макклелланд и Стюарт. стр. 205–208. ISBN 978-0-88830-280-9 .
- ^ фон Финкельштейн, Мария. «Даймонд Дженнесс (1886–1969)» . Игрушки и диковинки: историческое искусство инуитов . Канадский исторический музей . Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Одежда, обувь и территория карибу-инуитов» . AAANativeArts.com . Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ Вурм, Стивен А.; Мюльхойслер, Питер; Трайон, Даррелл Т., ред. (1996). Атлас языков межкультурного общения в Тихоокеанском регионе, Азии и Америке . Том. II: Тексты. Вальтер де Грюйтер. стр. 1059–1060. ISBN 978-3-11-081972-4 .
- ^ Инуиннактун в Ethnologue (24-е изд., 2021 г.)
- ^ Jump up to: а б с Кинг, ЮЧ; Паукстац, Биргит; Сторри, Роберт, ред. (2005). Арктическая одежда Северной Америки – Аляска, Канада, Гренландия . Издательство Университета Макгилла-Куина. стр. 63–68. ISBN 978-0-7735-3008-9 .
- ^ Jump up to: а б Эджкомб, Нэнси А. (2001). «Приложение: Ценностные ориентации медных инуитов». У Памелы Дж. Бринк; Мэрилин Дж. Вуд (ред.). Основные шаги в планировании исследований в области сестринского дела: от вопроса к предложению . Бостон: Издательство Jones & Bartlett. ISBN 978-0-7637-1571-7 .
- ^ Jump up to: а б Дрисколл-Энгельстад, Бернадетт (1 января 2005 г.). «Танец гагары: символизм и преемственность в церемониальной одежде медных инуитов» . Арктическая антропология . 42 (1): 33–46. дои : 10.1353/arc.2011.0010 . ISSN 0066-6939 . JSTOR 40316636 . S2CID 162200500 .
- ^ Дрисколл-Энгельстад (2005) , стр. 34.
- ^ Охокак, Г.; Кадлун, М.; Харнум, Б. Инуиннактун-английский словарь (PDF) . Общество наследия Китикмеот.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Стефанссон, Вильялмур (1914). Арктическая экспедиция Стефанссона-Андерсона Американского музея: предварительный этнологический отчет . Антропологические статьи. Том. XIV, Часть I. Нью-Йорк: Попечители Американского музея естественной истории. стр. 26–31.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Стефанссон, Вильялмур (30 декабря 1914 г.). «Доисторическая и современная торговля у эскимосов арктического побережья» . Бюллетень Музея геологической службы Канады . Антропологическая серия No. 3. № 6. Оттава: Государственное типографское бюро. дои : 10.5962/bhl.title.27623 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кондон, Ричард Г.; Юлия Огина (2006). Северные медные инуиты: история . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-0-8020-0849-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Медные инуиты , собиратели
- Фотографии
- Атлас географических названий Китикмеот - включает устные версии некоторых мест в этой статье на языке инуиннактун.
- Пятая зона культуры медных инуитов Туле Атлас