Филики Этерия
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . (Апрель 2015 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Общество друзей | |
Дружественное общество | |
![]() Знак отличия Филики Этерия | |
Формирование | 14 сентября 1814 г |
---|---|
Основатель | |
Основан в | Одесса , Российская Империя |
Тип | Тайное общество Революционная организация |
Цель | Спровоцировать греческую войну за независимость
|
Штаб-квартира | Одесса Константинополь (с 1818 г.) |
Область | Османская империя |
Поля | Греческий национализм |
Лидер | Александрос Ипсилантис |
Ключевые люди |
Филики Этерия ( греческий : Φιλικὴ Ἑταιρεία , латинизированный : Filikī Etaireía ) или Общество друзей (греческий: Ἑταιρεία τῶν Φιλικῶν , латинизированный: Etaireía tôn Filikôn) ) — тайная политическая и революционная организация, основанная в 1814 году в Одессе , целью которой было свержение османского владычества в Греции и создание независимого греческого государства . [ 1 ] Членами общества были в основном молодые греки-фанариоты из Константинополя и Российской империи , местные политические и военные лидеры с материковой Греции и островов, а также несколько православных лидеров из других стран, находившихся под эллинским влиянием, таких как Караджордже из Сербии , [ 2 ] и Тудор Владимиреску из Румынии . [ 3 ] Одним из ее лидеров был видный князь-фанариот Александр Ипсилантис . [ 4 ] Общество инициировало греческую войну за независимость весной 1821 года. [ 5 ]
Переводы и транслитерации
[ редактировать ]Прямой перевод слова «Φιλική» — «Дружелюбный», а прямой перевод «Ἑταιρεία» — «Общество», «Компания» или «Ассоциация»). Распространенная транслитерация «Филики Этерия» отражает произношение имени на современном греческом языке. Другие возможные транслитерации: «Filike Etaireia», отражающая греческую орфографию , и «Philike Hetaireia», отражающая древнегреческую этимологию. Слово «дружественный» здесь означает союзников, которые работают над достижением одной цели, а не обязательно тех, кто общается вместе.
Фундамент
[ редактировать ]
В контексте горячего стремления к независимости от турецкой оккупации и при явном влиянии подобных тайных обществ в других частях Европы три грека собрались в 1814 году в Одессе, чтобы принять решение о конституции тайной организации в масонском стиле. Его целью было объединить всех греков в вооруженную организацию для свержения турецкого правления. Тремя основателями были Николаос Скуфас из провинции Арта , Эммануил Ксантос с Патмоса и Афанасиос Цакалов из Янины . [ 1 ] Вскоре после этого они инициировали четвертого члена, Панайотиса Анагностопулоса из Андритсаины .

Скуфас встретился с Константиносом Радосом, посвященным в карбонаризм . Ксантос был посвящен в масонскую ложу на Лефкаде («Общество свободных строителей Святой Мавры»), а Цакалов был одним из основателей Hellenoglosso Xenodocheio (греч. Ελληνόγλωσσο Ξενοδοχείο, что означает грекоязычный отель ), более раннего относительного общества освобождения. Греции, которая была основана в Париже и добились прогресса в греческих националистических идеях. [ 6 ]
Вначале, между 1814 и 1816 годами, в нем было около двадцати членов. общество были приняты члены из греческой диаспоры России и Дунайских княжеств Молдавии В 1817 году в и Валахии . князь Молдавии Михаил Суцос . Членом стал и сам [ 7 ] Массовые посвящения начались только в 1818 году, а к началу 1821 года, когда Общество распространилось почти на все регионы Греции и на все греческие общины за рубежом, его число членов исчислялось тысячами. [ 8 ] Среди его членов были торговцы, духовенство, российские консулы, османские чиновники из Фанара и революционные сербы , в первую очередь лидер Сербской революции , отец современной Сербии и основатель Карагеоргиевичей династии Карагеоргий Петрович . [ 8 ] [ 9 ] В число членов входили основные зачинщики греческой революции, в частности Теодорос Колокотронис , Одиссеас Андроутсос , Димитрис Плапутас , Папафлесас и митрополит Германос Патрский .
Иерархия и инициация
[ редактировать ]

Филики Этерия находилась под сильным влиянием карбонаризма и масонства . [ 6 ] Команда лидеров принимала и распространяла свои решения, говоря, что они передавали команды «Невидимой власти» ( Αόρατος Αρχή ), которую считали одним или несколькими сильными людьми, так что с самого начала она была окутана тайной, тайной. и гламур. Считалось, что его членами были многие важные личности, не только выдающиеся греки, но и известные иностранцы, такие как царь России Александр I. Реальность заключалась в том, что изначально «Невидимая власть» состояла только из трех основателей. С 1815 по 1818 год к Невидимой власти присоединились еще пять, а после смерти Скуфаса еще трое. В 1818 году Невидимая власть была переименована в «Власть двенадцати апостолов», и каждый апостол взял на себя ответственность за отдельный регион.
Организационная структура представляла собой пирамиду с «Невидимым органом власти», координирующим деятельность сверху. Никто не знал и не имел права спрашивать, кто создал организацию. Приказы выполнялись беспрекословно и члены не имели права принимать решения. Члены общества собирались в так называемом «Храме» с четырьмя уровнями посвящения : а) Братья ( Αδελφοποίητοι ) или Вламиды ( Βλάμηδες ), б) Рекомендованные ( Συστημένοι ), в) Священники ( Ιερείς ) и г) тот Пастухи ( Ποιμένες ). [ 10 ] На жрецов возлагалась обязанность посвящения. [ 11 ]
Я клянусь во имя истины и справедливости перед Высшим Существом охранять, жертвуя своей жизнью и претерпевая тяжелейшие труды, тайну, которая будет объяснена мне, и что я отвечу правдой, кем бы я ни был. спросил.
— Клятва посвящения в Филики
Когда Священник подходил к новому члену, он прежде всего должен был убедиться в его патриотизме и катехизировать его в целях общества; последним этапом было принести ему длинную главную клятву, названную Великой клятвой ( Μέγας Όρκος ). [ 11 ] Большая часть его сути заключалась в его заключении: [ 10 ]
Наконец, клянусь Тобой, моей священной и многострадальной Родиной, - клянусь твоими долговременными пытками, - клянусь горькими слезами, которые на протяжении стольких веков проливали твои несчастные дети, своими собственными слезами, которые Я изливаюсь в этот самый момент - клянусь будущей свободой моих соотечественников, что я полностью посвящаю себя Тебе; что отныне ты будешь причиной и объектом моих мыслей, твое имя — руководителем моих действий, а твое счастье — вознаграждением за мои труды.
- Заключение Великой клятвы Филики
Когда все вышесказанное было совершено, священник произнес слова принятия послушника в качестве нового члена: [ 11 ]
Перед лицом невидимого и вездесущего истинного Бога, который по своей сути справедлив, мстителя за преступления, наказывающего зло, законами Этерии Филики и властью, которой вверили меня ее могущественные жрецы, я прими тебя, как и меня самого, в лоно Этерии.
— слова принятия в Филики
В дальнейшем посвященные считались неофитами членами общества- , со всеми правами и обязанностями этого ранга. Священник немедленно был обязан выявить все знаки узнавания между Вламидами или Братьями . Вламидес и Рекомендованный не знали о революционных целях организации. Они знали только, что существует общество, усердно работающее на общее благо нации, включающее в свои ряды выдающихся личностей. Этот миф распространялся намеренно, чтобы поднять моральный дух членов, а также облегчить прозелитизм.
Члены
[ редактировать ]
Члены тайного общества делились на три части: а) Этаирои (члены общества), имевшие важные обязанности, б) Апостолы (адвокаты), имевшие также важные обязанности, и в) все остальные члены. [ 12 ]
Этаирой | Апостолы |
---|---|
| |
1 В источнике упоминается как Христодулос Перрайвос (стр. 44). 2 В источнике упоминаются Н. Галатис (с. 44) и Галанис (с. 45). 3 В источнике упоминается как Георгий Катаказис (с. 44). † Члены, убитые как предатели (стр. 45). | |
Источник: Список 12 Этаиров и 15 Апостолов, отсортированный по дате их посвящения. [ 12 ] |
Ниже приводится список членов Филики Этерия в порядке большинства проведенных ими посвящений: [ 13 ]
Посвящения | Имя | Профессия | Источник | Инициатор | Место посвящения | Год |
---|---|---|---|---|---|---|
49 | Анагностарас | Солдат | Пелопоннес | Н. Скуфас | Одесса | 1817 |
36 | Г. Дикайос | Священнослужитель | П. Анагностопулос | Константинополь | 1818 | |
31 | Н. Каливас | Доктор | Закинтос | И. Асимакопулос | Закинтос | 1819 |
30 | А. Паппас | Учитель | Фессалия | — | Италия | 1818 |
25 | К. Пентедекас | Торговец | Эпир | Нет. Галатам | Москва | 1816 |
23 | С. Хахамакис | Константинополь | Н. Скуфас | Одесса | 1817 | |
А. Стратигопулос | Смирна | — | 1820 | |||
18 | П. Анагностопулос | Пелопоннес | Н. Скуфас | 1815 | ||
Н. Пабукис | Учитель | Анагностарас | Гидра | 1818 | ||
17 | А. Цунис | Торговец | — | Одесса | ||
Э. Хризоспатис | Солдат | Н. Скуфас | 1817 | |||
16 | Н. Скуфас | Торговец | Эпир | — | 1814 | |
15 | П. Арвалис | Пелопоннес | Константинополь | 1818 | ||
13 | П. Афанасиу | А. Цакалоф | ||||
12 | г-н Гацос | Эпир | А. Комизопулос | Москва | 1817 | |
А. Пелопид | Г. Дикайос | Константинополь | 1818 | |||
С. Арванитачи | Закинтос | Н. Музакис | Галац | 1820 | ||
11 | Д. Пабукис | Священнослужитель | Пелопоннес | Н. Пабукис | Пелопоннес | 1819 |
Т.е. Колокотронис | Солдат | Анагностарас | Закинтос | 1818 | ||
10 | Д. Пелопид | Торговец | П. Наум | Одесса | 1820 | |
И. Кладос | Доктор | Китира | Гидра |
Смена руководства
[ редактировать ]
![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2008 г. ) |
В 1818 году резиденция Филики Этерия перенеслась из Одессы в Константинополь , и смерть Скуфаса стала серьезной утратой. Остальные основатели попытались найти выдающуюся личность, которая возьмет на себя бразды правления, ту, которая придаст престиж и новый импульс обществу . В начале 1818 года у них состоялась встреча с Иоаннисом Каподистриасом , который не только отказался, но и позже написал, что считает Филики Этерию виновной в предчувствованном в Греции опустошении.
С Александросом Ипсилантисом связались и попросили взять на себя руководство Филики Этерией. [ 7 ] что он и сделал в апреле 1820 года. Он начал активную подготовку к восстанию и с создания для этой цели воинской части, которую он назвал Священным отрядом . Были сделаны различные предложения по поводу места начала революции. Один из них должен был находиться в Константинополе , сердце империи, которое было долгосрочной целью революционеров. В конце концов было принято решение начать с Пелопоннеса (Морея) и Дунайских княжеств маневр одновременно . Общество особенно хотело также воспользоваться привлечением значительных османских сил, в том числе паши Морея, против Али-паши Янины .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Элисон, Филлипс В. (1897). Война за независимость Греции с 1821 по 1833 годы . Лондон: Смит, Элдер. стр. 20 , 21. ( извлечено из библиотеки Калифорнийского университета )
- ^ Филики Этерия: Тайное общество диаспоры, которое положило начало независимости Греции
- ^ Клогг, Ричард (1976), « Социальный бандитизм: Мемуары Теодороса Колокотрониса», Движение за независимость Греции 1770–1821 гг. , Palgrave Macmillan UK, стр. 166–174, doi : 10.1007/978-1-349-02845 -0_10 (неактивен 12 сентября 2024), ISBN 9781349028474
{{citation}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на сентябрь 2024 г. ( ссылка ) - ^ Греческая война за независимость . Словарь всемирной истории. 2000. получено 9 мая. 2009 Энциклопедия.com
- ^ Джон С. Колиопулос, Разбойники с причиной - разбой и ирредентизм в современной Греции 1821–1912 , Clarendon Press Oxford (1987), стр. 41.
- ^ Перейти обратно: а б Микалетос, Иоаннис (28 сентября 2006 г.). «Масонство в Греции: раскрыта тайная история» . Балкаанализ.com. Архивировано из оригинала 24 июня 2012 года . Проверено 5 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Беренд, Тибор Иван (2003). История пошла под откос . Издательство Калифорнийского университета . п. 125. ИСБН 978-0-520-23299-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Каннингем, Аллан; Ингрэм, Эдвард (1993). Англо-османские столкновения в эпоху революции . Рутледж. п. 201. ИСБН 978-0-7146-3494-4 .
- ^ Винтл, Майкл (2008). Представление Европы: Европа и европейская цивилизация, как они выглядели с ее окраин и со стороны остального мира в девятнадцатом и двадцатом веках . Питер Лэнг. п. 112. ИСБН 978-90-5201-431-9 . Проверено 27 октября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уоддингтон, Джордж (1825). Визит в Грецию в 1823 и 1824 годах . Лондон: Джон Мюррей. п. восемнадцатый (28) . Проверено 5 марта 2018 г.
клятва Филике.
- ^ Перейти обратно: а б с Уоддингтон, Джордж (1825). Визит в Грецию в 1823 и 1824 годах . Лондон: Джон Мюррей. п. хх, хкси (20, 21) . Проверено 5 марта 2018 г.
клятва Филике.
- ^ Перейти обратно: а б Руны, Константин (1842). История священной борьбы (PDF) (на греческом языке). Афины: PAПохвалите нас. стр. 100-1 44–45. Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта . Получено 5 марта.
- ^ «Эллинизм под иностранным правлением (1669–1821)». История греческой нации: ISBN 960-213-095-4 . Том XI . Афинское издательство. 1971, с. 430. ISBN 960-213-107-1 . OCLC 636806977 . «Приз Афинской академии 1980 года» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Вурнас, Тасос. Дружественное общество: ее незаконная организация и преследование со стороны иностранцев , Братья Толидес (Афины, 1982).
- Митрополит Старых Патр Германос , Мемуары , ( Вступительная записка, индекс, ссылка. Иоанна Яннаропулос – Тасос Грицопулос), (Афины, 1975).
- Кордатос, Яннис . Ригас Ферайос и Балканская федерация (Афины, 1974 г.).
- Ксантос, Эммануил . Мемуары для дружественного общества (факсимиле-переиздание изд. 1834 г.), Вергина (Афины, 1996 г.).
- Микалетос, Иоаннис. История греческого тайного общества: структура и обряды Philiki Etaireia. Архивировано 19 декабря 2013 года в Wayback Machine (www.balkanaанализ.com, 2007).