Сельское хозяйство в Месопотамии
Сельское хозяйство было основным видом экономической деятельности в древней Месопотамии . Действуя в жестких условиях, особенно в засушливом климате, месопотамские фермеры разработали эффективные стратегии, которые позволили им поддерживать развитие первых известных империй под контролем институтов, которые доминировали в экономике: королевских и провинциальных дворцов, храмов и владения элит. Они сосредоточились, прежде всего, на выращивании зерновых (особенно ячменя ) и овцеводстве , а также выращивали бобовые , а также финиковые пальмы на юге и виноград на севере.
В Месопотамии существовало два типа сельского хозяйства, соответствующие двум основным экологическим областям, которые во многом пересекались с культурными различиями. Сельское хозяйство южной или Нижней Месопотамии, земель Шумера и Аккада , которые позже стали Вавилонией, почти не получало дождей и требовало крупномасштабных ирригационных работ, которые контролировались храмовыми имениями, но могли приносить высокую прибыль. В сельском хозяйстве Северной или Верхней Месопотамии, земли, которая в конечном итоге стала Ассирией , выпадало достаточно осадков, чтобы большую часть времени можно было заниматься сухим земледелием, поэтому ирригация и крупные институциональные владения были менее важны, но и доходы от них обычно были ниже.
Климат
[ редактировать ]При разработке моделей для описания раннего развития оседлого земледелия на Ближнем Востоке предметом рассмотрения являются реконструкции климата и растительности. во время ледникового периода Считается, что более низкие температуры или более высокая засушливость привели к редкому или полному отсутствию лесного покрова , похожего на степной ландшафт в районе гор Загрос , и к различному лесному покрову на территориях современной Турции и Сирии. Северо-западная Сирия, где в древние времена преобладал лиственный дуб , считается менее засушливой между 10 000 и 7 000 годами до нашей эры, чем сегодня. Ученые полагают, что дикие злаковые травы, вероятно, распространялись вместе с лесным покровом из ледниковых рефугиумов на запад, в Загрос. [1]
Топография
[ редактировать ]Общества древней Месопотамии развили одну из самых процветающих сельскохозяйственных систем древнего мира в жестких условиях: реки, характер которых не имел никакого отношения к циклу роста одомашненных зерновых; жаркий, сухой климат с жестокими межгодовыми колебаниями; и, как правило, тонкая и засоленная почва. Условия на севере, возможно, были более благоприятными, поскольку почва была более плодородной, а количество осадков было достаточно большим для ведения сельского хозяйства без орошения, но масштаб рек на юге и плоские равнины позволяли легко прорезать оросительные каналы и заселять большие территории. обработка земли давала преимущества развитию орошаемых хозяйств, которые были продуктивными, но требовали постоянного труда.
Аборигенными дикорастущими травами в этом регионе были густорастущие высокопродуктивные виды, особенно сорта дикой пшеницы и ячменя . Эти травы и дикие бобовые, такие как горох и чечевица, использовались в качестве источников пищи в обществах охотников-собирателей на протяжении тысячелетий, прежде чем оседлое земледелие получило широкое распространение. [1]
Реки
[ редактировать ]Двумя основными водотоками Месопотамии, давшими название этому региону, являются Евфрат и Тигр , которые текут из Анатолии в Персидский залив . [2] [3] Длина Евфрата составляет около 2800 км, а длина Тигра — около 1900 км. Их режим плювиально-морской тип, с высоким уровнем стока весной в результате таяния снега и выпадения дождей в Верхней Месопотамии. Это еще более подчеркнуто на примере Тигра, который принимает несколько притоков Загроса , тогда как Евфрат имеет на второй половине своего течения лишь второстепенный приток в Верхней Месопотамии. Таким образом, его производительность слабее, особенно потому, что он пересекает более равнинные территории и имеет широкий изгиб в Сирии, что замедляет его течение. Разливы рек, таким образом, происходят весной — в апреле для Тигра и в мае для Евфрата (вскоре после или во время сбора урожая). Их основной сток происходит летом, в период наибольшей жары, когда суммарное испарение очень велико, особенно на юге. Изменчивость дебита в течение года очень велика – до 4:1. Сток Евфрата и его разливы были слабее , чем у Тигра, поэтому именно на его берегах сосредоточились земледельческие общины южной Месопотамии. В этом регионе земля очень плоская, что приводит к раздвоение , в результате которого возникают острова и болота, а также внезапные изменения курса, которые происходили несколько раз в древности. Обе реки несут ил , который поднимает их над уровнем окружающей равнины, что облегчает орошение окружающих их земель. Однако это также означало, что их наводнения могли нанести серьезный ущерб и могли охватить обширную территорию. Равнинность региона также означала, что фреатическая зона и русло реки находились очень близко, что заставляло их подниматься в периоды наводнений. В наше время Тигр и Евфрат сливаются, образуя Шатт-эль-Араб , который затем впадает в Персидский залив, но в древности их дельта не доходила так далеко на юг, потому что она создавалась медленно в результате отложения аллювия. [4] [5]
Другими водотоками Месопотамии являются реки, впадающие в Тигр и Евфрат. Притоки первого берут начало в Загросе; с севера на юг это Большой Заб , Малый Заб и Дияла . Их русла имеют быстрое течение из-за крутого рельефа и ущелий, по которым они текут, а также весеннего таяния снегов, что приводит к сильным наводнениям в апреле/мае. Они несут большое количество аллювия, который попадает в Тигр. У Евфрата есть два притока, впадающих в него на юге Джазиры : Балих и Хабур .
Облегчение
[ редактировать ]Рельеф Месопотамии преимущественно равнинный, состоящий из пойм и плато. С восточной стороны он граничит с высокими горами - хребтом Загрос , пронизанным глубокими долинами и каньонами северо-западно-юго-восточной ориентации (Большой Заб, Малый Заб, Дияла), а также с меньшими горами и вулканами в Верхней Месопотамии (Каукаб , Тур Абдин , Джебель Абд-эль-Азиз, Синджар , гора Киркук). По существу, Верхняя Месопотамия состоит из слегка наклоненных к востоку плато, поднимающихся на высоту от 200 до 500 м и известных сейчас как Джазира от арабского ( аль-джазайра , «остров»). Таким образом, реки протекают по долинам шириной 1–10 км. Южная половина Месопотамии, которая с геофизической точки зрения правильно называется Месопотамией, поскольку именно здесь текут Тигр и Евфрат близко друг к другу, представляет собой обширную равнину шириной 150–200 км и имеющую лишь очень небольшой уклон, уменьшающийся к югу и практически исчезающий. Это способствует развитию разветвлений рек, резким изменениям русла и образованию заболоченных участков. [6]
Земля
[ редактировать ]Почва в Месопотамии в основном такая же, как и в засушливом климате: неглубокий слой поверх скальной породы , который не очень плодороден. Обычно они состоят из известняка или гипса с питательными элементами, которые способствуют росту растений, но имеют лишь узкий слой, в котором могут расти корни. Более глубокая почва встречается в долинах и водопропускных трубах Верхней Джазиры. Напротив, в более засушливых районах Нижней Джазиры и Нижней Месопотамии почва, как правило, редкая и очень неглубокая ( типы солончаков и флювисолей ) и в основном состоит из гипса. Они легко разлагаются, а ирригация ускоряет как их эрозию , так и засоление . [7] [8] Однако бедность и хрупкость почв Южной Месопотамии во многом компенсируются огромной площадью равнинных земель, доступных для орошения. На севере, напротив, почва лучше, но земли меньше, и существует больший риск, связанный с изменением количества осадков. [9]
Человеческая инфраструктура
[ редактировать ]Месопотамские фермеры предприняли ряд действий, чтобы увеличить потенциал земли и снизить связанные с ней риски. Созданная ими инфраструктура глубоко изменила землю, особенно за счет создания ирригационных сетей на юге, где подача воды из реки была необходима для роста сельскохозяйственных культур. Благодаря текстовым источникам частично удается реконструировать облик сельской местности Месопотамии и различные типы земель, эксплуатируемых земледельцами.
Орошение
[ редактировать ]Первые археологические признаки ирригации в Месопотамии появляются около 6000 г. до н.э. в Чога-Мами в центральной Месопотамии, во времена самаррской культуры (6200-5700 гг. до н.э.). Месопотамия к югу от этого места очень плохо засвидетельствована в этот период - возможно, что первые поселения возникли там в то же время и также использовали ирригацию. Выживание было возможно только при использовании ирригационной системы, поскольку без нее жизнеспособные сельскохозяйственные угодья в этом регионе ограничивались берегами двух великих рек. Каналы были прорезаны, чтобы доставлять воду, необходимую для роста растений, на поля, а также для отвода воды и, таким образом, ограничения ущерба от наводнений. Когда уровень воды был высоким, более крупные каналы становились судоходными и могли использоваться для торговли и связи. Орошение применялось также в районах, где в этом не было абсолютной необходимости, для повышения урожайности. Сообщества и правители сделали обслуживание, ремонт и дноуглубление ирригационной инфраструктуры одним из своих главных приоритетов.
Вода для орошения подавалась на поля по каналам. [10] Самые крупные из них питались непосредственно из рек и поставляли воду в меньшие каналы, которые снабжали еще меньшие каналы, вплоть до небольших арыков. Система могла также включать в себя поднятые каналы, а иногда и акведуки , если этого требовала местность. Для контроля потока и уровня воды существовали некоторые регулирующие механизмы, например, закрывающиеся бассейны. Наносы, переносимые реками, означали, что их русла были выше, чем поля в пойме, поэтому воду можно было доставлять на поля только под действием силы тяжести, как только на берегу реки был вырезан ров. [11] [12] Однако механизмы для поднятия воды, такие как шадуф и нория , использовались с первого тысячелетия до нашей эры. В некоторых регионах орошение может осуществляться и из колодцев.
Ирригационная сеть Мари хорошо известна по описаниям на небольших табличках первой половины XVIII века до н. э., касающихся работ по техническому обслуживанию, и, таким образом, представляет собой полезный пример. В табличках упоминается «устье» ( КА / pûm ), где вода из реки поступала в канал и приходилось удалять отложения глины. Основной структурой на этом уровне был мубаллитум , механизм, который контролировал поток воды из реки и, следовательно, уровень воды в канале. Это была преграда из деревянных свай ( таркуллума ), укрепленная связками тростника и кустарника. Главные каналы ( таккирум ) отличаются от второстепенных каналов ( ябилтум ), вытекающих из них. Клапаны ( errētum ) по бокам каналов позволяли выпускать воду, если уровень поднимался слишком высоко. Рвы ( атаппум ) располагались в конце канала. Плотины ( кисиртум ) использовались для хранения воды. Вторичные бассейны питались терракотовыми трубами ( машаллум ). Работа по содержанию канала была очень интенсивной: согласно одному письму, губернатор округа Терке пришлось мобилизовать для этой задачи около 2000 человек, и, похоже, этих сил оказалось недостаточно. [13] [14]
Поля и земельный раздел
[ редактировать ]Различные клинописные документы содержат описания полей; около сотни также изображают планы полей. Наиболее распространенными из них являются небольшие таблетки. С момента появления письменности записывалось расположение полей. При Третьей династии Ура появляются первые таблички с планами полей, которые они описывают. Они были разработаны, чтобы помочь оценить прибыль, которую можно было ожидать от полей. Со временем эти описания становились более точными. Нововавилонский (гравированные стелы , и ахеменидский периоды предоставили многочисленные документы этого типа - некоторые в виде табличек, другие в виде кудурру созданные после предоставления земли). Как правило, измерение и учет земли производились при ее продаже. В самых точных текстах указываются размеры сторон, владельцев соседних участков и делят поле на разные части в зависимости от ожидаемой от них прибыли. Некоторые из этих документов могли быть предназначены для информирования людей об измерениях, проведенных геодезистами, и предполагаемых урожаях. Расчеты площади поля производятся путем аппроксимации реальной формы поля правильными геометрическими фигурами, которые легче вычислить: прямоугольником для больших площадей и треугольниками для любых неровностей. Фактическая съемка проводилась с помощью веревок ( EŠ.GID по- шумерски , eblu(m) по-вавилонски-аккадски, ашалу по-ассирийски-аккадски). Геодезисты засвидетельствованы как специализированные члены царской администрации в периоды Ура III и Старого Вавилона . [15]
Благодаря анализу этих документов можно реконструировать внешний вид и расположение полей древней Месопотамии. Поля на орошаемых территориях должны были иметь прямой доступ к каналу. Это привело к конкуренции за доступ к источникам воды, и ширина полей была уменьшена, чтобы позволить большему их количеству скапливаться вдоль берегов каналов - поле увеличивалось за счет увеличения длины, на которую оно простиралось от реки. канал. Получившиеся поля имели примерно прямоугольную форму, но гораздо длиннее, чем ширины, как деревянные планки на паркетном полу . По мнению Марио Ливерани , именно такую схему поля нашли в Шумере. Дальше на север, вокруг Аккада , поля были шире — по крайней мере, до первого тысячелетия до нашей эры, когда вытянутая планировка полей, по-видимому, распространилась и на Вавилонию. Ливерани также утверждает, что эта планировка была результатом централизованного планирования, призванного оптимально использовать территорию путем обеспечения доступа к каналу как можно большего числа полей (и, таким образом, он объясняет распространение этого типа планировки решениями имперских властей). власти). Ничего подобного этой планировке не известно в Верхней Месопотамии, за исключением земли вокруг города Нузи , где засвидетельствованы как удлиненные, так и широкие поля. [16]
Поэтому в районах орошаемого земледелия на юге именно оросительные каналы создавали структуру сельскохозяйственных угодий. Приподнятые берега рек представляли собой густонаселенные пространства: там располагались пальмарии и фруктовые сады, которые должны были располагаться близко к каналам для правильного орошения, а также деревни. Наиболее густозастроенные районы располагались на окраинах деревень, образувших центр сети каналов (поскольку центры этих поселений были отданы под несельскохозяйственные нужды). Поскольку канал простирался до засушливых земель на границе орошаемых площадей, площадь, которую канал мог обеспечить водой, уменьшалась, как и качество почвы. Необработанные земли использовались для выпаса сельскохозяйственных животных. Край орошаемой площади мог быть также образован болотом, которое можно было использовать для охоты и рыболовства или для выращивания тростника (особенно на крайнем юге Месопотамии). [17] [18] Граница между орошаемой землей и пустыней или болотом не была статичной: поля могли выйти из-под возделывания из-за слишком большого количества соли в почве, и тогда опустынивание последовало ; с другой стороны, пустынные земли можно было бы возделывать за счет расширения ирригационной сети. Аналогичным образом, болотистые земли могут быть осушены или расширены на окраинах недавно орошаемых территорий или в результате изменений в русле реки.
В Верхней Месопотамии следует отличать районы сухого земледелия (Верхняя Джазира и восточнее Тигра) от тех, где орошение требовалось всегда (Нижняя Джазира). В последнем случае местонахождение Мари хорошо известно благодаря сохранившимся текстам: посевная зона располагалась на низких террасах долины Евфрата, где были развиты ирригационные сети, тогда как более высокие террасы использовались под пастбища, а Самая дальняя от реки территория (на расстоянии до пятнадцати километров) представляла собой плато, которое можно было использовать для скота. [19] Топография севера не позволяла оросительным сетям простираться до широких плоских равнин юга.
В районах богарного земледелия в Верхней Джазире с IV по II тыс. до н. э. земли организовывались вокруг укреплённых центров круглой формы, расположенных на высоких точках. Сельскохозяйственное пространство вокруг этих центров было организовано в виде концентрических кругов, как описано Т. Дж. Уилкинсоном: густо обрабатываемая территория вокруг укрепленного центра, затем менее интенсивно возделываемые территории вокруг второстепенных участков и, наконец, пространство, используемое для пастбищ. [20] [21] Из-за нерегулярности осадков некоторые районы богарного земледелия на севере стали подвергаться орошению. Например, сельская местность вокруг Нузи включала как неорошаемые, так и орошаемые поля. [22]
Археологические исследования, по-видимому, указывают на то, что организация сельского пространства в северной Месопотамии изменилась в конце II тысячелетия до нашей эры в соответствии с развитием Ассирийской империи . Обрабатываемые площади расширились, и ассирийские цари расширили ирригационные сети и сады во многих областях (особенно вокруг Ниневии ). [23] [24]
Сельские поселения
[ редактировать ]Тексты и, в меньшей степени, археологические исследования позволяют нам различить контуры расселения в сельской местности Месопотамии. [25] [26] [27] Напротив, археологические раскопки сельских поселений того исторического периода проводились мало, поскольку основное внимание уделялось городским центрам.
Похоже, что на протяжении большей части своей истории люди в Нижней Месопотамии в основном жили в городах, а возникновение деревенских поселений началось только во второй половине второго тысячелетия до нашей эры, когда участки площадью более двух гектаров составляют более четверти известных поселений. . Эта «рурализация» Вавилонии продолжалась и в последующие столетия. Большая часть фермеров, должно быть, проживала в городских поселениях, хотя некоторые из них были довольно небольшими — по площади невозможно четко отличить деревни от городов (такое место, как Харадум , которое считается городом из-за найденных в нем построек, занимает всего 1 гектар). Тем не менее, в текстах указываются различные типы сельских поселений, точный характер которых определить нелегко: Э.ДУРУ 5 / капру(м) представляли собой своего рода деревню или большую ферму, но некоторые поселения, которые кажутся деревнями, назывались с те же термины, которые используются для обозначения городов (особенно URU / ālu(m) ). Единственная определенная «деревня», раскопанная на юге, — это стоянка Сахери Сугир недалеко от Ур , который относится к архаическому периоду, но раскопана лишь очень небольшая часть этого места и идентифицировано лишь несколько частей построек. [28] В других текстах упоминается, что сельские жители жили в изолированных кирпичных фермерских домах, палаточных лагерях, как у кочевников, или в тростниковых хижинах ( хушету(м) ), которые были характерны для юга. Были также центры – часто укрепленные – которые служили центрами эксплуатации больших территорий ( дунну(м) и димту(м) , последнее буквально означает «башня»). Пример был раскопан в долине Балих в Телль-Саби-Абьяде , который представляет собой обнесенное стеной поселение размером 60 х 60 метров, в котором находится дом хозяина, дом управляющего, несколько административных зданий и несколько других построек. Спасательные раскопки в бассейне реки Хамрин в долине Диялы частично выявили несколько подобных центров касситского периода , содержащих мастерские ремесленников (особенно гончаров): Телль Йелхи (разновидность сельской усадьбы), Телль Зубейди и Телль Имлихие. [29] [30] В сельской местности строились и другие вещи, такие как цистерны, гумна и зернохранилища.
Управление рисками
[ редактировать ]Управление сельской местностью Месопотамии также руководствовалось желанием снизить различные виды рисков, которые могли повлиять на сельскохозяйственную деятельность и сельское и городское общество в целом. Ирригационная система также была спроектирована так, чтобы ограничить риск наводнений с помощью бассейнов, которые могли удерживать излишки воды, и каналов, которые могли ее отводить, а также плотин. Хрупкость почвы, особенно на юге, также требовала управления и особых культурных практик для ее защиты. Самым простым из них был севооборот , который не был трудным, поскольку в регионе не было недостатка в пахотных землях. выбор сельскохозяйственных культур и животных, адаптированных к засушливому климату и бедным почвам ( ячмень , финиковые пальмы Еще одним решением этой проблемы стал , овцы). Планировка полей, похоже, была спроектирована так, чтобы защитить их от эрозии: по краям посевной площади высаживались ряды деревьев, чтобы защитить ее от ветров, некоторые участки оставлялись под паром, чтобы там росли растения и сорняки и защитить почву от ветровая эрозия . [31] Практика объединения пальмовых садов и садов позволила большим деревьям защитить более мелкие растения от солнца и резких ветров.
Самой большой проблемой для фермеров на юге, похоже, было засоление почвы. Торкильд Якобсен и Роберт МакКи. Адамс утверждал, что это вызвало экологический кризис в Вавилонии в 18-17 веках до нашей эры. Если эта проблема действительно была вызвана высоким содержанием солей в почве, а их ирригационная система выносила на поверхность все большее количество воды, несущей соленую соль, то древние месопотамцы, похоже, разработали методы, которые улучшили эту проблему: контроль количества сброс воды в поля, выщелачивание почвы для удаления соли и практика оставления земли под паром. Нет уверенности в том, что засоление земель на юге Месопотамии действительно привело к падению производства и кризису в долгосрочной перспективе, но оно действительно представляло собой постоянную проблему из года в год. [32]
Еще одним периодическим риском для месопотамских фермеров был наплыв насекомых, особенно пустынной саранчи , которые могли в больших количествах нападать на поля и пожирать весь урожай. Губернаторы Мари боролись с ними водой из каналов, пытаясь утопить их личинки и отогнать взрослых особей или заставляя людей и зверей раздавить их. [33]
Культуры
[ редактировать ]Месопотамия находилась на грани развития в эпоху неолита, а истоки земледелия и скотоводства имели место на горе Тавр , в Леванте и Загросе , но она явно участвовала во второй фазе крупных изменений, которые произошли на Ближнем Востоке в течение течение 4-го тысячелетия до нашей эры, которые называются «второй сельскохозяйственной революцией» или «революцией вторичных продуктов» в случае скотоводства. [34] [35] Эти изменения характеризовались расширением выращивания зерновых после изобретения плуга и ирригации; расширение скотоводства, особенно разведение овец для получения шерсти, а также вьючных животных, таких как крупный рогатый скот и ослы, и молочных животных; и выращивание фруктовых деревьев, таких как финиковые пальмы, оливки, виноград и т. д. Они сопровождались основанием первых государств, первых городов, и эти учреждения владели обширными полями зерновых и большими стадами овец.
С этого времени месопотамцы обладали большим разнообразием сельскохозяйственной продукции, а также значительным количеством домашних животных. Этот ансамбль продолжал пополняться на протяжении тысячелетий за счет импорта из-за пределов Месопотамии и местных инноваций (улучшение инструментов с развитием металлургии, новые породы растений и животных и т. д.). На протяжении всей античности сельскохозяйственная продукция основывалась на некоторых основных элементах, особенно на ячмене и овец (а также на финиковых пальмах на юге). Но сады позволили диверсифицировать источники пищи, особенно благодаря бобовым. Следует помнить, что вспомогательные виды деятельности, такие как охота, рыбная ловля, освоение болот и лесов, были необходимыми дополнениями к сельскому хозяйству.
Текстовые источники содержат важные данные о ритмах земледелия и скотоводства, но словарный запас часто неясен, а количественная оценка затруднена. Изучение археологических материалов для выявления остатков растений и пыльцы ( археоботаника и палинология ) [36] и животные ( археозоология ) [37] потребление в древних местах также необходимо. Многое еще неизвестно, но недавние исследования, особенно опубликованные в восьми томах «Бюллетеня шумерского сельского хозяйства» , значительно продвинули наши знания. [38]
Крупы
[ редактировать ]Месопотамия — крупный производитель зерновых. Наиболее важным был ячмень (шумерский ŠE / аккадский še'u(m) ), поскольку он лучше всего приспособлен к сухой, засоленной почве и жарким температурам региона, а его короткий цикл роста означал, что он мог достичь зрелости даже в особенно жаркие и засушливые годы. Оно было основным продуктом питания населения и часто использовалось как средство обмена. Пшеница полба ( ЗИЗ / зизцу(м) ) также возделывалась, но в меньших количествах, как и полба ( ГИГ / кибту(м) ). В I тысячелетии до нашей эры был завезен рис ( курангу ), но культивировался он не очень широко. [39] [40]
Ячмень
[ редактировать ]Шумерский текст, известный как «Альманах фермера» (или «Инструкции фермера» ). [41] сообщает нам о методах выращивания ячменя в южной Месопотамии. Эту информацию можно дополнить информацией, имеющейся в текстах по управлению сельским хозяйством. Сельскохозяйственный год определяется несколькими периодами напряженных работ и другого необходимого ухода за полями: [а]
- Во-первых, ближе к концу лета (август–сентябрь) поле необходимо оросить, чтобы разрыхлить пересохшую после летней жары почву. Затем, в начале осени, начинаются работы по подготовке почвы. ард ( Используемый плуг — это APIN / epinnu ( m) ), запряженный четырьмя волами, выстроенными попарно. Ард проникает в землю всего на 15–20 см, но для маломощной почвы южной Месопотамии этого достаточно. Однако при необходимости работу можно выполнить с помощью мотыги ( AL / allu(m) ) и лопаты ( MAR / marru(m) ).
- Посев тогда проводился осенью (в основном в октябре–ноябре). Для обеспечения оптимального производства была проведена предварительная оценка количества зерна, которое необходимо посеять. Были подготовлены семена и вьючный скот, сформированы бригады работников. Плуги были оснащены сеялкой — своего рода воронкой, предназначенной для того, чтобы семя оставалось заглубленным за плугом, когда он переворачивал почву. Зерно сажали через равные промежутки примерно 60–75 см.
- В конце осени и в течение зимы поле нужно было неоднократно пропалывать и поливать. По-видимому, никаких других приемов улучшения почвы в это время не предпринималось. Животные были удалены с засеянных полей, чтобы не повредить их.
- Весной (апрель–май) сбор урожая начинался, незадолго до начала подъема уровня реки или в то же время. Это был период напряженного труда. Колосья пшеницы срезали керамическими, каменными и металлическими серпами . Колосья пшеницы собирали на гумнах , где зерно отделялось от плевел с помощью молотилки (деревянной доски, запряженной волами или ослами, с прикрепленными кремнями, которая отделяет зерно от стеблей и разрезает солому), затем веял . Именно в этот момент урожай распределяется между различными субъектами для погашения долгов и выплаты арендной платы. Затем зерно помещают на хранение, самое позднее в июне-июле. [42] [43] [44] [45]
Культурные традиции служили защите продуктивности полей, особенно от опасности засоления на юге. Обычно практиковалось двухлетнее земледелие , а иногда поля оставляли под паром на более длительные периоды времени. Почву также регулярно промывали, чтобы удалить соль. севооборот . Возможно, также практиковался [31]
Финиковые пальмы
[ редактировать ]Выращивание финиковых пальм ( GIŠ.GIŠIMMAR / gišimarru(m) ) играло важную роль на юге. Это дерево требует много воды и в природе растет по краям водотоков. Он хорошо себя чувствует на засоленных почвах и при высоких температурах. Таким образом, условия для его развития в Нижней Месопотамии были весьма благоприятны. Пальму выращивали в огромных пальмовых садах, которые представлены на барельефах неошумерского периода . Их полили и разделили на несколько групп деревьев, посаженных одновременно. Пальма начинает давать финики ( ZÚ.LUM.MA / suluppū(m) ) только на пятом году жизни и живет около шестидесяти лет. Таким образом, создание пальмового сада было среднесрочной инвестицией, и сад необходимо было регулярно дополнять за счет посадки новых деревьев. Чтобы максимизировать отдачу, жители Месопотамии разработали систему искусственного опыления: мужскую пыльцу помещали на женские тычинки на верхушке дерева вручную с помощью лестницы. [46]
Другие полевые культуры
[ редактировать ]Помимо зерновых, на орошаемых полях выращивались и другие культуры, но они играли менее важную роль. их иногда называли «второстепенными» культурами ( ṣihhirtu(m) В старовавилонский период ) . [47] В их состав входит множество растений:
- Лен ( GADA / kitū(m) ), по-видимому, мало культивировался в Месопотамии до I тысячелетия до нашей эры, хотя он был хорошо известен со времен неолита. В основном его использовали для производства льняных тканей, но его зерна также можно было употреблять в пищу или использовать для производства льняного масла . [48]
- Кунжут ( ШЕ.ГИШ.М / шамашшамму(м) ) был самой важной культурой, выращиваемой на полях после зерновых. В Месопотамию он был завезен примерно в конце III тысячелетия до нашей эры из Индии . Для роста требовалось орошение. Семена были посажены весной, а сбор урожая состоялся в конце лета. Из него производили кунжутное масло , которое использовалось в пищу, в целях гигиены и в качестве топлива для ламп. Семена также можно было есть. [49] [50]
- различные бобовые культуры, такие как нут ( халлуру(м) ), вика ( кишшану(м) ), другие виды гороха , чечевица и фасоль . Важным дополнением к злакам были
- лук . На полях также выращивали
Садовые и огородные культуры
[ редактировать ]В садах / огородах ( ГИШ.КИРИ 6 / киру(м) ), которые иногда входили в состав пальмовых садов, росли различные овощи . которые, похоже, не были ориентированы на конкретный тип сорта. Чаще всего засвидетельствованы зеленые листья, огурцы , лук-порей , чеснок , лук, бобовые ( чечевица , нут , фасоль ) и различные виды трав. Были также фруктовые деревья, особенно гранаты , инжир и яблоки , а также айва и груши . В садах неоассирийских и нововавилонских царей выращивалось очень большое разнообразие культур, которые перечислены в текстах, прославляющих способность этих царей собирать растения со всех своих владений. В частности, они предприняли усилия по акклиматизации оливковых и хлопковых культур . [51] [52] [53] [54] [55]
Виноградные лозы
[ редактировать ]Виноградные лозы растут главным образом на севере Месопотамии и не получили широкого распространения на юге, где климат для них неблагоприятен. В нескольких шумерских текстах указывается, что их находили во фруктовых садах, но только по их краям. С другой стороны, виноградные лозы были распространены в Верхней Месопотамии. В 18 веке до нашей эры к югу от Джебель-Синджара существовал город под названием Карана, что буквально означает «вино» ( карану(м) на аккадском языке ; ГЕШТИН ), что указывает на то, что на склонах холма росло много виноградных лоз. Документация о вине особенно богата для неоассирийского периода , когда высшие сановники королевства владели значительными винодельнями , о чем свидетельствует кадастровый документ, относящийся к территории недалеко от Харрана . В тот же период раздача вина была обычным явлением жизни при королевском дворе. Виноград можно было употреблять в пищу или превращать в вино. Процесс виноделия не засвидетельствован в месопотамских текстах. Вино засвидетельствовано, но его пили реже, чем пиво , которое оставалось главным алкогольный напиток Месопотамии. Вместо этого вино было продуктом роскоши, причем лучшие вина производились в горных регионах, граничащих с Месопотамией ( Сирия , восточная Анатолия , горы Загрос ), и импортировались царскими дворами Месопотамии, что, по-видимому, указывало на то, что вино, произведенное в самой Месопотамии, было сравнительно низкого качества. [56] [57]
Животноводство
[ редактировать ]Овца
[ редактировать ]Овцы ( UDU / immeru(m) ) были, безусловно, самым распространенным сельскохозяйственным животным в Месопотамии, и в текстовых источниках упоминаются многочисленные виды. Они были хорошо адаптированы к небольшим участкам пастбищ в регионе, особенно к степным участкам, благодаря своей способности выживать за счет очень небольшого количества пищи. Мелкие фермеры держали овец, но самые большие и известные стада — это те, которые принадлежали учреждениям и могли состоять из сотен или тысяч животных. Засвидетельствовано несколько различных практик. Часто их размещали на невозделанной земле на окраине населенной территории, чтобы они пастись. В другое время их откармливали в конюшнях (особенно овец, которые должны были приноситься в жертву богам), а отгонное скотоводство практиковалось с использованием скота храмов в южной Месопотамии, которые отправляли свои стада на лучшие пастбища в центральной и северной Месопотамии. . Уход за овцами обычно поручался специалистам, которые следили за стадами и несли ответственность за пропавших животных. Животные выращивались в первую очередь ради шерсть , которая была важным материалом для месопотамских мастерских, а также для производства мяса и молока. [58] [59]
Крупный рогатый скот
[ редактировать ]Крупный рогатый скот ( ГУ 4 , алпу(м) ) выращивать было труднее, чем овец, но и он был более ценным. Они были важной частью сельского хозяйства Месопотамии, особенно из-за своей роли вьючных животных. Их важность подтверждается тем фактом, что это единственные домашние животные, которым владельцы иногда давали имена. Несколько текстов, касающихся институциональных имуществ, сообщают нам о том, как о них заботятся. Телят -отъемышей кормили кормом, состоящим из зерна и тростника, и их можно было использовать для плугов , когда они достигли трехлетнего возраста. В отличие от более мелких животных, рабочий скот не мог выжить за счет скудных пастбищ Месопотамии, и поэтому ему приходилось получать пайки, как и людям, и, следовательно, его содержание было более дорогим. Некоторый крупный рогатый скот разводили ради мяса, а коров ценили за молоко. [60] [61]
Другие домашние животные
[ редактировать ]Козы ( ÙZ , энзу(о) ) часто разводились вместе с овцами и часто встречались на приусадебных участках. Им требовалось меньше воды, чем овцам, они лучше выживали в засушливых условиях, но их явно не выращивали в таких же масштабах, потому что их шкуры не были так важны для экономики Месопотамии, как овечья шерсть, а их мясо, похоже, ценилось меньше. Их тоже доили. [62]
Среди четырех основных домашних животных Ближнего Востока свиньи ( ШАХ , шаху(м) ) занимали особое место, поскольку их выращивали ради мяса и жира, но они не играли важной экономической роли. Тем не менее они, по-видимому, были очень широко распространены и выращивались небольшими группами без особых затрат, по крайней мере, до I тысячелетия до нашей эры, когда они упоминаются в административных текстах все реже и реже. В нововавилонское время их уже нет, и это исчезновение сопровождается развитием негативного образа животного в литературных текстах. [63]
Лошади были одомашнены в конце истории Месопотамии: осел ( ANŠE / imēru (o) ) явно появился только в 4-м тысячелетии до нашей эры, а лошадь ( ANŠE.KUR.RA / sīsu(m) ) прибыла из других мест примерно в начале 2-е тысячелетие до нашей эры. К ним присоединились онагр , которого можно было приручить, и мул . Осел быстро стал играть важную роль вьючного животного, что позволило создать систему караванов для перевозок на большие расстояния. Лошадь быстро стала высоко ценимым животным среди элиты, особенно среди воинов. Дрессировке лошадей уделялось большое внимание. Большие площади пастбищ в Месопотамии расположены на севере, но бледнеют по сравнению с площадями, доступными за пределами Месопотамии, в западном Иране и на Кавказе . [64] Начиная примерно с 2000 года до нашей эры и особенно в 1-м тысячелетии до нашей эры, дромадер и верблюд ( ANŠE.A.AB.BA / ibilu ) были завезены и стали играть важную роль в качестве вьючных и транспортных животных. Их мясо и молоко также употреблялись в пищу. [65]
Среди других домашних животных — собака ( УР.ГИ 7 , калбу(м) ), а те, которые использовались правителями для охоты, были объектом особого внимания. Домашние птицы, зарегистрированные с начала истории Месопотамии, включают гусей , уток и голубей . Куры были завезены из Индии в конце этого периода, примерно в начале I тысячелетия до нашей эры. Птицу выращивали в основном ради мяса и яиц. [66] [67] Окончательно пчеловодство получило развитие в Месопотамии в начале I тысячелетия до нашей эры. До этого мед и пчелиный воск собирали из диких ульев. [68]
Связанные виды деятельности
[ редактировать ]Охота и рыбалка
[ редактировать ]Эксплуатация человеком окружающей среды Месопотамии также включала некоторые виды деятельности, не относящиеся к сельскому хозяйству или животноводству, но связанные с ними. Охота и рыболовство имели важное значение, прежде всего, как источник питания, но к историческому периоду они играли второстепенную роль по сравнению с животноводством. В крупных учреждениях работали охотники и рыболовы-специалисты, но оба вида деятельности занимались и обычные люди. Здесь обитало множество диких животных, которых можно было убить или поймать: джейраны, козы, крупный рогатый скот, кабаны, лисы, зайцы, различные птицы и даже насекомые, а также большое разнообразие рыб, которых можно было поймать на болотах, реках, каналах. и на море в Персидском заливе . [69] [70]
Камыш и древесина
[ редактировать ]Многочисленные болота южной части Месопотамии в больших количествах давали различные виды тростника (особенно Phragmites australis ). Тростник собирали для различных целей, в частности для строительства зданий (хижин, частоколов, укрепляющих цепей в сырцовых стенах и т. д.), лодок, корзин и тростниковых перьев , используемых для надписей клинописью на глиняных табличках. [71]
Древняя Месопотамия также имела значительные запасы древесины, которая с тех пор в значительной степени исчезла в результате чрезмерной эксплуатации. Наиболее заметными были финиковые пальмы, но были также тополя , тамариски , ивы , можжевельник и другие, которые использовались как для получения древесины, так и для получения фруктов, где это было возможно. Эта местная древесина в основном использовалась в мелком строительстве; Великие дворцы и храмы, а также роскошные деревянные изделия нуждались в качественной древесине, привозимой из дальних стран ( ливанский кедр , черное дерево , кипарис и т. д.). Эти иностранные деревья также могли быть посажены в Месопотамии ( древесное хозяйство ), причем насаждения иностранной древесины засвидетельствованы на юге с конца 3-го тысячелетия до нашей эры. [72] В начале весны и осени были отправлены бригады лесорубов для ухода за лесами крупных учреждений и их заготовки. [73]
Экономическая организация сельского хозяйства и животноводства
[ редактировать ]Реконструкция организации античного хозяйства по сохранившимся источникам (преимущественно текстовым) сталкивается с многочисленными трудностями. Сельскохозяйственная деятельность в древней Месопотамии документирована десятками тысяч административных документов, но они, как правило, относятся к определенному сектору экономики – учреждениям царского дворца и храмов и, в меньшей степени, частным владениям элиты. . Именно их деятельность и инициативы являются основным источником информации, и одна из продолжающихся дискуссий в науке заключается в том, являются ли они репрезентативными для большинства сельскохозяйственной деятельности, или же значительная часть сельскохозяйственной экономики нам неизвестна, потому что она никогда не требовала изготовление письменной документации. Таким образом, теоретические модели, используемые для попытки реконструировать функционирование месопотамской экономики и цели ее субъектов, играют решающую роль в научной работе. Во всяком случае, похоже, что сельское хозяйство и животноводство задействовали значительную часть человеческих ресурсов Месопотамии, создавали различные сложные связи между людьми посредством различных формальных и неформальных соглашений и обеспечивали большую часть того, что было необходимо для существования месопотамского общества.
Теоретические модели
[ редактировать ]Анализ древнего месопотамского общества и его экономики ставит различные проблемы интерпретации, когда кто-то пытается действовать на общем уровне, реконструируя принципы, которыми руководствовались действия и выбор акторов. Теоретические предположения исследователей, даже если они не сформулированы, обычно определяют их интерпретации. В начале истории изучения клинописных документов были попытки применить концепции, разработанные в результате изучения других цивилизаций, что особенно заметно в анализе месопотамского общества, которое описывает его как « феодальное ». [74] и в интерпретациях, вдохновленных марксистскими теориями экономики (особенно идеей « азиатского способа производства »). [75] [76] [77] Подход Макса Вебера также дал некоторые полезные интерпретации. [78] [79]
Но фундаментальной оппозицией в анализе древних экономик является дихотомия между «формалистами» и «субстантивистами», которая связана с более ранней дихотомией между «модернистами» и «примитивистами».
«Формалистическая» модель основана на гипотезах неоклассической экономики . Он учитывает, были или не были экономические агенты « рациональными », т.е. потребители мотивированы целью максимизации своей полезности , а производители — целью максимизации прибыли . Согласно этой модели, экономика следует вечным, универсальным законам, рынок устанавливаются спросом и предложением , что позволяет эффективно распределять средства производства . существует во всех обществах, и в оптимальных условиях чистой и совершенной конкуренции цены эффективность . В этом случае можно было бы использовать инструменты современного экономического анализа для изучения древних экономик, поэтому эту позицию характеризуют как «модернистскую». [80] [81]
Напротив, субстантивистская модель берет свое начало в работах Карла Поланьи , который считал, что доиндустриальная экономика была встроена в общество и, следовательно, разные цивилизации имели свои собственные экономические системы, а не универсальные экономические законы, и, следовательно, их нельзя было изучать за пределами их собственной экономики. социальный контекст. С этой точки зрения индивиды обладали своей собственной «рациональностью», которую нельзя было найти в других обществах в той же форме. [82] [83] [84] В этом случае современные экономические инструменты не обязательно действовали, и в первую очередь необходимо учитывать другие факторы, такие как перераспределение, взаимность и обмен. Некоторые исследователи этого движения, например Дж. Ренгер, вообще исключали идею прибыли в древнем мире, утверждая, что древние использовали излишки исключительно для повышения своего престижа и служения культу богов. [85]
Такое описание моделей представляет крайние случаи по своей объяснительной ценности, но на самом деле ученые, изучающие экономику Месопотамии, редко занимают такие крайние позиции. Как признает М. Ван де Миеруп, существует множество ученых, которые используют инструменты современного экономического анализа древней экономики, принимая во внимание конкретные детали рассматриваемых обществ. [86]
Примечания
[ редактировать ]- ^ О попытках целостной реконструкции шумерского сельскохозяйственного года см.: LaPlaca & Powell 1990 , стр. 75-104, Сельскохозяйственный цикл и календарь в досаргоническом Гирсу и Грушка 1990 , стр. 105-114, Сельскохозяйственный год в Древний Шумер: попытка реконструкции.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Коуэн, К. Уэсли; Уотсон, Пэтти Джо, ред. (2006). Истоки сельского хозяйства: международная перспектива . Издательство Университета Алабамы. ISBN 9780817353490 .
- ^ Санлавиль 2000 , стр. 65–69.
- ^ Ф. Жоаннес, «Тигре» и «Ефрат» в Жоаннесе, 2001 г. , стр. 851–2, 323–325.
- ^ П. Санлавиль, «Соображения об эволюции Нижней Месопотамии в течение последних тысячелетий», Paléorient 15/2, 1989, стр.5-27.
- ^ П. Санлавиль и Р. Далонжвиль, «Эволюция прибрежных районов Персидского залива и территории Персидского залива с момента заключительной фазы послеледниковой трансгрессии», Paléorient 31/1, 2005, стр. 19-20
- ^ Санлавиль 2000 , стр. 99–104.
- ^ Поттс 1997 , стр. 14–15.
- ^ Санлавиль 2000 , стр. 110–111.
- ^ Хуот 1989 , стр. 82–83.
- ^ М. Соваж, «Канал», в Joannès 2001 , стр. 155–159.
- ^ Постгейт 1992 , стр. 173–183.
- ^ Ф. Жоаннес, «Ирригация», в Joannès 2001 , стр. 415–418.
- ↑ См. досье в Ж.-М. Дюране, Les Documents epistolaires du Palais de Mari , Volume II, Paris, 1998, p. 572-653.
- ^ Б. Лафонт, «Оросительное земледелие в Мари», в Jas 2000 , стр. 135–138.
- ^ Б. Лафонт, «Кадастр и геодезия», в Joannès 2001 , стр. 149–151
- ^ М. Ливерани, «Реконструкция сельского ландшафта Древнего Ближнего Востока», Журнал экономической и социальной истории Востока 39 (1996), стр. 1-49
- ^ Postgate 1992 , стр. 158–159 и 173–174.
- ^ Б. Грушка, «Сельскохозяйственные методы», в Leick 2007 , с. 58
- ^ Б. Лафонт, «Оросительное земледелие в Мари», в Jas 2000 , стр. 130–134.
- ^ Т. Дж. Уилкинсон, «Структура и динамика государств сухого земледелия в Верхней Месопотамии», Current Anthropology 35/5, 1994, стр. 483-520
- ^ Т. Дж. Уилкинсон, «Поселения и землепользование в зоне неопределенности в Верхней Месопотамии» в Jas 2000 , стр. 3–35.
- ^ К. Закканьини, Сельский пейзаж земли Аррафа , Рим, 1979.
- ^ Т. Дж. Уилкинсон, Дж. Ур, Э. Барбанес Уилкинсон и М. Альтавил, «Ландшафт и поселения в Неоассирийской империи», Бюллетень американских школ восточных исследований 340 (2005), стр. 23-56.
- ^ Ф.М. Фалес, «Сельский ландшафт Неоассирийской империи: обзор», Бюллетень Государственного архива Ассирии IV/2, 1990, стр. 81-142.
- ^ Г. ван Дрил, «О деревнях», в WH van Soldt (редактор), Юбилейный том Винхофа: исследования, представленные Клаасу Р. Винхофу по случаю его шестидесятипятилетия , Лейде, 2001, стр. 103-118
- ^ П. Стейнкеллер, «Город и сельская местность в Южной Вавилонии третьего тысячелетия», в EC Stone (редактор), « Поселение и общество: очерки, посвященные Роберту Маккормику Адамсу» , Чикаго, 2007, стр. 185-211
- ↑ С. Ричардсон, «Мир вавилонской сельской местности», в Leick 2007 , стр. 13–38 фокусируется на отношениях между городом и деревней, но также предоставляет некоторую информацию о сельских поселениях.
- ^ Х. Райт, Управление сельским производством в раннем месопотамском городе , Анн-Арбор, 1969.
- ^ А. Инверницци, «Раскопки в районе Елхи (проект Хамрин, Ирак)», Месопотамия 15, 1980, стр. 19-49
- ^ RM Boehmer & H.-W. Сумерки, Телль-Имлихие, Телль-Зубейди, Телль-Аббас , Майнц-на-Рейне, 1985 г. (выводы примечания стр. 32-35).
- ^ Перейти обратно: а б Б. Грушка, «Сельскохозяйственная техника», в Leick 2007 , с. 59
- ^ Хуот 1989 , стр. 92–98.
- ^ Б. Лайон и К. Мишель, «Насекомые», в Joannès 2001 , стр. 412
- ^ Поттс 1997 , с. 75.
- ^ А. Шерратт, «Плуг и скотоводство: аспекты революции вторичных продуктов», в книге И. Ходдера, Г. Исаака и Н. Хаммонда (ред.), Образец прошлого: исследования в честь Дэвида Кларка , Кембридж, 1981 г. , с. 261–305
- ^ В. Ван Зейст, «Выращивание растений в Древней Месопотамии: палинологический и археологический подход», в Klengel & Renger 1999 , стр. 25–42.
- ^ К. Беккер, «Вклад археозоологических исследований в реконструкцию сельскохозяйственной деятельности: критический обзор» в Klengel & Renger 1999 , стр. 43–58.
- ^ М. А. Пауэлл, «Шумерская сельскохозяйственная группа: краткая история», в Klengel & Renger 1999 , стр. 291–299.
- ^ Поттс 1997 , стр. 57–62.
- ^ Б. Лион и К. Мишель, «Céréales», в Joannès 2001 , стр. 172–173.
- ^ Перевод: etcsl.orinst.ox.ac.uk ; комментарий в С. Н. Крамере , История начинается в Шумере , Париж, 1993, с. 92-95
- ^ Постгейт 1992 , стр. 167–170.
- ^ Поттс 1997 , стр. 70–86.
- ^ Б. Лион и К. Мишель, «Céréales», в Joannès 2001 , стр. 173
- ^ Б. Грушка, «Сельскохозяйственные методы», в Leick 2007 , стр. 59–61.
- ^ Ф. Жоаннес, «Палмье-даттье», в Жоаннес 2001 , стр. 624–626
- ^ Stol 1984 , pp. 127–139.
- ^ Ф. Жоаннес, «Лин», в Joannès 2001 , стр. 472–473.
- ^ Поттс 1997 , стр. 67–68.
- ^ Б. Лион, «Сезам», в Жоаннесе, 2001 г. , с. 778
- ^ Постгейт 1992 , стр. 170–172.
- ^ Дж. М. Ренфрю, «Овощи в древней ближневосточной диете», в Sasson 1995 , стр. 191–195.
- ^ Поттс 1997 , с. 62-66 и 69-70.
- ^ К. Мишель, «Овощные культуры», в Joannès 2001 , стр. 213–215
- ^ К. Мишель и Б. Лион, «Фруктовые деревья», в Жоаннесе, 2001 г. , стр. 70–71
- ^ Ж.-П. Брун, Археология вина и масла, От предыстории до эллинистического периода , Париж, 2004, стр. 46–47 и 131–132
- ^ М. А. Пауэлл, «Вино и виноградная лоза в Древней Месопотамии: клинописные свидетельства», в PE McGovern et al. (ред.), «Происхождение и древняя история вина» , Амстердам, 1997, стр. 97–122.
- ^ Постгейт 1992 , с. 159-163.
- ^ Б. Лайон и К. Мишель, «Овинс», в Жоаннесе, 2001 г. , стр. 610–612.
- ^ Постгейт 1992 , с. 163-164.
- ^ Б. Лион, «Бовины», в Joannès 2001 , стр. 142–143.
- ^ Б. Лион и К. Мишель, «Шевр», в Joannès 2001 , стр. 180–181.
- ^ Б. Лион и К. Мишель, «Porc», в Joannès 2001 , стр. 670–671.
- ^ Б. Лафонт, «Equidés», в Joannès 2001 , стр. 299–302
- ^ Б. Гессен, «Животноводство и рацион человека на Древнем Ближнем Востоке», в Sasson 1995 , стр. 217
- ^ Б. Лион и К. Мишель, «Домашние животные», в Жоаннесе, 2001 г. , стр. 49–50.
- ^ Б. Лион и К. Мишель, «Уазо», в Жоаннесе, 2001 г. , стр. 603–606.
- ^ К. Мишель, «Миэль», в Жоаннесе, 2001 г. , с. 532
- ^ Б. Лион, «Шассе», в Joannès 2001 , стр. 179–180.
- ^ Б. Лион и К. Мишель, «Пеш», в Жоаннесе, 2001 г. , стр. 638–640.
- ^ М. Соваж, «Розо», в Жоаннесе, 2001 , стр. 735–736
- ^ В. Хеймпель, «Двадцать восемь деревьев, растущих в Шумере», в Д.И. Оуэне (ред.), Garšana Studies , Bethesda, 2011, стр. 75-152.
- ^ К. Кастель и К. Мишель, «Буа», в Жоаннесе, 2001 г. , стр. 135–138.
- ^ С. Лафон, «Ведьмы и феодализм на древнем Ближнем Востоке», в Ж.-П. Поли и Э. Бурназеле (ред.), Les feudalalités , Париж, 1998, стр. 515-630
- ^ Ван де Миеруп 1999 , с. 111-114.
- ^ Граслен-Томе 2009 , с. 106-109.
- ^ К. Закканьини, «Азиатский способ производства и древний Ближний Восток. Примечания для обсуждения», Диалоги археологии NS 3/3, 1981, стр. 3-65.
- ^ Ван де Миеруп 1999 , с. 115.
- ^ Граслен-Томе 2009 , с. 102-106.
- ^ Ван де Миеруп 1999 , стр. 120–123.
- ^ Граслен-Томе 2009 , стр. 119–131.
- ^ О вкладе Поланьи в ассириологию см. в статьях П. Клансье, Ф. Жоаннеса, П. Руйяра и А. Тену (ред.), Autour de Polaany, Словари, теории и модальности обмена. Нантер, 12-14 июня 2004 г. , Париж, 2005 г.
- ^ Ван де Миеруп 1999 , стр. 116–118
- ^ Граслен-Томе 2009 , стр. 110–118.
- ^ Дж. Ренгер, «Торговля и рынок на Древнем Ближнем Востоке: теоретические и фактические последствия», в К. Закканьини (редактор), Mercanti e politica nel mondo antico , Рим, 2003, стр. 15-40; Дж. Ренгер, «Экономика Древней Месопотамии: общий обзор», в Leick 2007 , стр. 187–197.
- ^ Ван де Миеруп 1999 , стр. 120–121.
Библиография
[ редактировать ]- Боттеро, Дж.; Крамер, С.Н. (1989). Когда боги создали человека . Париж: Галлимар. ISBN 2070713822 .
- Чарпен, Д. (2003). Хаммурапи Вавилона . Париж: Press Universitaires de France. ISBN 2130539637 .
- Энглунд, Р.К. (1998). «Тексты периода позднего Урука». В Дж. Бауэре, Р.К. Энглунде и М. Кребернике (ред.). Месопотамия, период позднего Урука и раннединастический период . Фрибург и Геттинген: Университетское издательство. стр. 15–233. ISBN 3-525-53797-2 .
- Гарелли, П.; Дюран, Ж.-М.; Гонне, Х.; Бренике, К. (1997). Азиатский Ближний Восток, том 1: От истоков до вторжений народов моря . Париж: Press Universitaires de France. ISBN 9782130475279 .
- Гарелли, П.; Лемэр, А. (2001). Азиатский Ближний Восток, том 2: Месопотамские империи, Израиль . Париж: Press Universitaires de France. ISBN 2130471978 .
- Гранпьер, В. (2010). История Месопотамии . Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Граслен-Томе, Л. (2009). Междугородная связь в Месопотамии в I в. является тысячелетие: экономический подход . Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Хуот, Ж.-Л. (1989). Шумеры, между Тигром и Евфратом . Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Джас, РМ (2000). Осадки и сельское хозяйство в Северной Месопотамии . Стамбул.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Жоаннес, Ф. (2000). Месопотамия в I является тысячелетие до нашей эры . Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Жоаннес, Ф. (2001). Словарь месопотамской цивилизации . Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Кленгель, Х.; Ренгер, Дж. (1999). Земледелие на Древнем Ближнем Востоке . Берлин.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Лафон, Б. (1999). «Шумер, II. Шумерское общество, 1. Институты, экономика и общество». Дополнение к Библейскому словарю fascic. 72.
- Лафон, Бертран; Тену, Алин; Клансье, Филипп; Жоаннес, Фрэнсис (2017). Месопотамия: От Гильгамеша до Артабанов (3300–120 гг. до н. э.) . Париж: Белин. ISBN 978-2-7011-6490-8 .
- ЛаПлака, П.Дж.; Пауэлл, Марвин А. (1990). «Сельскохозяйственный цикл и календарь в Досаргоническом Гирсу». В Постгейте, JN; Пауэлл, Массачусетс (ред.). Ирригация и земледелие в Месопотамии. Часть II . Кембридж: Шумерская сельскохозяйственная группа. стр. 75–104.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Лейк, Г. (2007). Вавилонский мир . Лондон и Нью-Йорк.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Меню, Б. (2004). Сельская зависимость в египетской и ближневосточной древности . Каир.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Поттс, Д.Т. (1997). Месопотамская цивилизация: материальные основы . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Постгейт, JN; Пауэлл, М. (1984–1995). Бюллетень шумерского земледелия . Кембридж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Постгейт, Дж. Н. (1992). Ранняя Месопотамия, общество и экономика на заре истории . Лондон и Нью-Йорк.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Постгейт, Дж. Н. (2007). Земля Ассура и иго Ассура, Исследования Ассирии 1971–2005 гг . Оксфорд.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Санлавиль, П. (2000). Арабский Ближний Восток, Окружающая среда и человек . Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Сассон, Дж. М. (1995). Цивилизации Древнего Ближнего Востока . Нью-Йорк.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ван де Миеруп, М. (1999). Клинописные тексты и историческое письмо . Лондон и Нью-Йорк.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Стол, Мартин (1984). «Фасоль, горох, чечевица и вика в аккадских текстах». Бюллетень по шумерскому сельскому хозяйству . 2 : 127–139.
- Уэстбрук, Р. (2003). История древнего ближневосточного права . Лейде.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Виггерман, FAM (2011). «Сельское хозяйство как цивилизация: мудрецы, фермеры и варвары». В К. Рэднер и Э. Робсон (ред.). Оксфордский справочник по клинописной культуре . Оксфорд и Нью-Йорк.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Грушка, Б. (1990). попытка реконструкции ( Сельскохозяйственный год в Древнем Шумере: на немецком языке). Кембридж: Шумерская сельскохозяйственная группа. стр. 105–114.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )