Отоэ
Дживере | |
---|---|
![]() | |
Общая численность населения | |
4655 зарегистрированных участников | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() ![]() | |
Языки | |
Английский , ранее Чивере | |
Религия | |
Индейская церковь , христианство | |
Родственные этнические группы | |
Айовей , Миссурия , Хо-Чанк и Виннебаго |
Люди | Дживере |
---|---|
Язык | Живере иче , Ручной разговор |
Страна | Живере Майяⁿ |
Отоэ ) ( Чивере : Дживере [1] — коренные американцы Среднего Запада США . Язык отоэ, чивере , является частью семьи сиуан и тесно связан с языком родственных племен Айовы , Миссурии и Хо-Чанк .
Исторически племя отоэ жило как полукочевой народ на Центральных равнинах вдоль берега реки Миссури в Небраске , Канзасе , Айове и Миссури . Они жили в домиках из коры вяза, пока занимались сельским хозяйством, и использовали типи во время путешествий, как и многие другие племена равнин. Они часто покидали свои деревни, чтобы охотиться на буйволов.
В начале 19 века многие их деревни были разрушены из-за войн с другими племенами. Европейско-американское вторжение и болезни также сыграли свою роль в их упадке. Сегодня люди отоэ принадлежат к признанному на федеральном уровне племени индейцев отоэ-миссурия , штаб-квартира которого находится в Ред-Роке, штат Оклахома . [2]
История
[ редактировать ]
Отоэ когда-то были частью говорящих на хо-чанке и сиуанских племенах западных Великих озер и Верхнего Среднего Запада. Примерно в 16 веке последующие группы отделились и мигрировали на запад и юг. Они стали отдельными племенами: отоэ, миссурия и айова . Отоэ поселились в низовьях долины реки Немаха . Они переняли конную культуру и полукочевой образ жизни Великих равнин , сделав американского бизона центральным элементом своей диеты и культуры. [3]
Европейский контакт
[ редактировать ]Когда экспедиция Льюиса и Кларка направилась вверх по реке Миссури, чтобы исследовать новую территорию, отоэ были первым племенем, с которым они столкнулись. Они встретились в месте на западном берегу реки Миссури , которое впоследствии стало известно как Каунсил-Блафф . [4]
Как и другие племена Великих равнин , отоэ периодически покидали свои деревни, чтобы охотиться на бизонов. Между 1817 и 1841 годами отоэ жили в районе устья реки Платт на территории современной Небраски . Округ Отоэ, штат Небраска, до сих пор носит их имя. За это время семьи Миссури, пережившие европейские болезни и вторжения, воссоединились с ними, образовав племя Отоэ-Миссури. Они собрались вместе с другими, чтобы торговать европейскими товарами. [ нужна ссылка ]
В 1830-е годы европейско-американские торговцы пытались влиять на членов племени посредством алкоголя. Поскольку их зависимость от алкоголя росла, мужчины больше не охотились, а стали грабить пустующие деревни пауни , пока люди были на охоте. [5] Христианские миссионеры основали там миссию .
В 1854 году Отоэ-Миссурия по договору уступила США большую часть своих земель к югу от реки Платт в восточной Небраске. Они сохранили резервацию Ото вдоль реки Биг-Блю на нынешней границе Канзаса и Небраски. Они изо всех сил пытались адаптироваться к жизни в резервации.
Переехать на территорию Индии
[ редактировать ]

В 1870-х годах племя разделилось на две фракции. Группа Койотов выступала за немедленный переезд на территорию Индии , где, по их мнению, они могли бы лучше увековечить свою традиционную племенную жизнь вне влияния белых. Группа квакеров выступала за то, чтобы остаться на земле Биг-Блю-Ривер. Они были готовы продать западную половину резервации белым, чтобы получить доход в виде племенной ренты .
К весне 1880 года около половины племени покинули резервацию и поселились у племени сак и лис на территории Индии. К следующему году, в ответ на уменьшающиеся перспективы самодостаточности и продолжающееся давление со стороны белых поселенцев, оставшиеся члены Отоэ в Небраске продали резервацию Биг Блю. Они мигрировали в Оклахому.
Поскольку «Отоэ-Миссурия» уже была там, они приобрели новую резервацию в аутлете «Чероки» на Индийской территории. Это современные округа Ноубл и Пауни , Оклахома. Сегодня индейское племя Отоэ-Миссурия признано на федеральном уровне. Базируется в Ред-Роке, Оклахома .
Известный Отоэ
[ редактировать ]- Аннетт Аркекета , поэтесса и драматург
- Кэрол Ченнинг , актриса [6]
- Чоно Ка Пе , лидер начала 19 века.
- Хейн Худжихини , или Орел восторга (ок. 1795–1822), жена Су Маньи Кати.
- Джонни Хендрикс , боец ММА
- Томми Моррисон , бывший боксер-тяжеловес и партнер по «Рокки V» фильму
- Су Маньи Кати , или Прерийный волк (ок. 1785–1837), заместитель вождя и дипломат.
- Анна Ли Уолтерс , автор
- Делла Уорриор , директор Музея индийского искусства и культуры Нью-Мексико
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Языковой проект Айовей-Отоэ-Миссурия» . Канзасское историческое общество . Проверено 10 октября 2018 г.
- ^ «Племя Отоэ-Миссурия» . Проверено 16 января 2021 г.
- ^ «Отоэ и Миссурия: пятьсот лет истории» . Племя Отоэ-Миссурия . Проверено 16 января 2021 г.
- ^ Страница 47, Льюис и Кларк: Путешествие корпуса открытий , Дейтон Дункан , Пимлико (1998), 249 страниц. ISBN 0-7126-6648-6
- ^ Страница 200, Индейцы пауни , Джордж Хайд , University of Oklahoma Press (1988) (впервые опубликовано в 1951 году, исправленное издание 1974 года), мягкая обложка, 372 страницы ISBN 0-8061-2094-0
- ^ «Какова моя линия? - Кэрол Ченнинг; ГРУППА: Тони Рэндалл, Хелен Г. Браун, Мартин Гэйбл (6 февраля 1966 г.)» . Ютуб .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Язык Айовей-Отоэ , Институт культуры Айова; Баксодже, народ Айова, на NativeWeb
- Генеалогия Отоэ-Миссурия , База данных членов и потомков из резервации, Родной веб-сайт