Архитектура французского Возрождения
Годы активности | Конец 15 – начало 17 веков. |
---|
Архитектура французского Возрождения — это стиль, который был известен в период с конца 15 по начало 17 веков в Королевстве Франции . Он пришел на смену французской готической архитектуре . Стиль был первоначально импортирован из Италии после Столетней войны французскими королями Карлом VII , Людовиком XI , Карлом VIII , Людовиком XII и Франсуа I. Несколько известных королевских замков в этом стиле были построены в долине Луары , в частности, Замок Монсоро , Замок Ланже , Замок Амбуаз , Замок Блуа , Замок Гайон и Замок Шамбор , а также, ближе к Парижу , замок Фонтенбло .
Этот стиль французской архитектуры имел два различных периода. В первый период, примерно между 1491 и 1540 годами, итальянский стиль копировался напрямую, часто итальянскими архитекторами и мастерами. Во второй период, между 1540 годом и концом династии Валуа в 1589 году, французские архитекторы и мастера придали стилю более самобытный и оригинальный французский характер. [ 1 ]
Основными архитекторами этого стиля были королевские архитекторы Филибер Делорм , Пьер Леско и Жан Буллан , а также итальянский архитектор и теоретик архитектуры Себастьяно Серлио . [ 2 ] [ 3 ]
История – итальянский период
[ редактировать ]Во время войны Столетней Карл VII нашел долину Луары идеальным местом убежища. Он был коронован в Реймсе после эпических битв Йохана д'Арка , положивших начало уходу англичан из всего королевства. Середина XV века стала ключевым периодом для долины Луары в истории Франции и ее архитектурного наследия. В этом регионе селились вельможи королевства, обустраивая средневековые крепости или возводя новые здания. Карл VII проживал в Шиноне , который оставался резиденцией двора до 1450 года, и он и его дофин, будущий Людовик XI , приказывали или разрешали проведение строительных работ. Затем началось строительство замков долины Луары .
Так, с 1443 по 1453 год главное здание Шато де Монсоро построено на Луары берегу реки Жаном II де Шамбом , дипломатом в Венеции и в Турции и частным советником короля Карла VII. Между 1465 и 1469 годами Людовик XI приказал построить замок Ланже в конце мыса, в ста метрах перед темницей 10 века. [ 4 ] В 1494 году Карл VIII повёл большую армию в Италию, чтобы захватить Неаполь , захваченный Альфонсо V Арагонским . Он прошел через Турин , Милан и Флоренцию и вернул себе Неаполь 22 февраля 1495 года. В этом городе он открыл для себя роскошные сады и новый архитектурный стиль итальянского Возрождения , который, по его мнению, намного превосходил стиль его собственного средневекового дворца в Амбуазе . Антифранцузская коалиция армий вынудила его отступить из Неаполя, но он взял с собой двадцать два искусных итальянских мастера, в том числе садовников, скульпторов, архитекторов и инженеров, в том числе учёного и архитектора Фра Джокондо и архитектора и иллюстратора Доменико да Кортона. , которому он поручил переделать свой замок в Амбуазе . [ 5 ]
Замок Монсоро (1450–1461)
[ редактировать ]В 1453 году, в конце Столетней войны, Карл VII санкционировал строительство замка Монсоро Жаном II де Шамбом, тогдашним дипломатом в Венеции и Турции и частным советником короля. Он был построен на месте древней крепости Фулькес-Нерра , что необычно, прямо на берегу реки Луары в стиле венецианского ренессанса . Его архитектура представляет собой переход между военной и прогулочной архитектурой и свидетельствует о времени, когда замки стали замками . Главное здание было построено в 1453 году, а между 1453 и 1461 годами были добавлены два квадратных павильона, что опередило классическую архитектуру на несколько десятилетий . Жан III де Шамб построил или перестроил большую лестничную башню в итальянском стиле в 1510–1515 годах, ее резьба аналогична резьбе сторожки Шато де Гайон . [ 6 ]
-
План Монсоро маркиза де Жоффра
-
Вид с воздуха на сайт
-
Луарский фасад замка
-
Большая лестница, башня эпохи Возрождения (около 1510 г.)
-
Высокие люкарны в окружении башен на крыше
Замок Амбуаз (1491–1498 гг.)
[ редактировать ]В 1491 году, перед итальянской кампанией, Карл VIII начал перестройку замка Амбуаз , превратив его из средневекового замка в более комфортабельную резиденцию с двумя флигелями и часовней. Он вернулся из Италии в Амбуаз в марте 1496 года, где уже работали около двухсот каменщиков и девяносто других искусных мастеров. Большая часть здания уже была построена в стиле раннего средневековья , с высокими люкарнами, окруженными башенками на крыше. Первыми пристройками эпохи Возрождения были большие ниши на первом этаже, из которых открывался вид на Луару. В Амбуазе на башне Урто также были одни из первых во Франции пилястров эпохи Возрождения , а на стене были скульптурные колонны, носившие чисто декоративный характер. Ландшафтный архитектор, которого Шарль привез из Италии, Пачелло да Меркольяно первый французский сад эпохи Возрождения , создал на террасе, окруженной кованым кованым забором, . Чарльз не видел, чтобы замок был завершен; он умер там в 1498 году, случайно ударившись головой о перемычку. [ 7 ]
-
План замка Амбуаз работы Жака I Андруэ дю Серсо
-
Замок начинает переход от средневековья к эпохе Возрождения (1491–1498 гг.).
-
Орнаментальная пилястра эпохи Возрождения, прикрепленная к средневековой Башне Эрто.
-
Широкие ниши, выходящие на террасу, были особенностью эпохи Возрождения.
-
Сады замка
Шато де Гайон и Шато де Бюри
[ редактировать ]Не все архитектурные инновации произошли в долине Луары. Жорж д'Амбуаз был архиепископом Руана, а также главным министром по делам Италии при Людовике XII и Карле VIII. Между 1502 и 1509 годами он значительно отремонтировал свою резиденцию в долине Сены , Шато де Гайон , в итальянском стиле. Он приобрел фонтан, мраморные медальоны из Генуи , скульптурные фронтоны и пилястры с орнаментом из ракушек, а также различные архитектурные элементы из Италии и использовал их в замке. Постепенно убранство превратило замок из средневековой крепости в элегантную резиденцию эпохи Возрождения. Большая часть замка была снесена в 19 веке, но некоторые части сохранились, а некоторые украшения сейчас выставлены в Национальном музее французских памятников в Париже. [ 8 ]
Замок Бюри , еще один средневековый замок (после снесения), был построен в 1511 году Флоримоном Роберте, государственным секретарем и казначеем Карла VIII и Франсуа I. Следуя новому стилю, он был спроектирован для жизни, а не для боевых действий. Он был совершенно симметричен, с четырьмя круглыми башнями, вокруг центрального курдонёра , украшенного статуей Давида работы Микеланджело . Двойная лестница снаружи у главного входа заменила традиционную винтовую лестницу внутри башни. Фасад был в основном вертикальным, но был разделен горизонтальными кордонами или полосами декора в стиле дворцов Флоренции и Рима. Этот симметричный баланс горизонтальных и вертикальных линий стал характерной чертой стиля французского Возрождения. [ 9 ]
-
Оформление окон Шато де Гайон
-
Оформление окон итальянского Возрождения в замке Гайон (1502–1509).
-
Замок Бюри (начало 1511 г.)
Замок Азе-ле-Ридо (1518–1527 гг.)
[ редактировать ]Когда французский двор обосновался в долине Луары, придворные и министры построили или перестроили поблизости роскошные резиденции. Замок д'Азе-ле-Ридо (1518–1527) был построен на острове на реке Иль Жилем Бертло, богатым банкиром из Тура , который был президентом Счетной палаты, генеральным управляющим финансами и казначеем. Франции. С 1518 по 1524 год для стабилизации фундамента строились дамбы. Башни были расположены по углам здания, с внутренним проходом вокруг здания и горизонтальной полосой между двумя этажами; высокая крыша и люкарны , или мансардные окна, возвышающиеся над линией крыши и обрамленные фронтонами и увенчанные богато украшенными окнами с фронтонами, возвышающимися над уровнем крыши, стали самой узнаваемой чертой архитектуры французского Возрождения. Двойной дверной проем был построен как небольшая триумфальная арка. Парадная лестница в итальянском стиле была важнейшим элементом интерьера; у него был кессонный потолок, украшенный скульптурой. [ 10 ]
-
Замок Азе-ле-Ридо (1518–1527 гг.)
-
Большая лестница замка, центральная часть фасада.
-
Окно с люкарной , приподнятое над крышей и обрамленное скульптурными пилястрами, характерными для стиля французского ренессанса.
-
Кессонный потолок парадной лестницы
Замок Блуа (1519–1536 гг.)
[ редактировать ]Строительство замка Блуа (1519–1536 гг.) было первоначально начато французским Людовиком XII , двоюродным братом и преемником Карла VIII. Первоначальный дизайн был скорее средневековым, чем ренессансным; только колонны и украшенные капители колонн во дворе, а также скульптура в легком рельефе демонстрируют итальянское влияние.
Прибытие Франсуа I в Блуа в сопровождении своего двора и большого количества художников сделало этот замок центром французского Возрождения. Это стало его основной резиденцией, и он посвятил большую часть своих усилий восстановлению северного крыла, называемого Ложами , где располагались его апартаменты. Архитектура была вдохновлена дизайном Донато Браманте Кортиле дель Бельведер Ватиканского дворца в Риме. Его фасад, обращенный во двор, представлял собой аркады и ниши, украшенные пилястрами в итальянском стиле, но остался незавершенным. Характерной особенностью украшения Франсуа I в Блуа был с . карниз мотивом морской раковины [ 11 ]
-
Фасад внутреннего двора замка Блуа с круговой лестницей и люкарнами вдоль крыши.
-
Скульптурная саламандра, эмблема Франциска I , на фасаде северного крыла.
-
Декор крыши и люкарна крыла Франсуа I.
Замок Шамбор (1519–1538 гг.)
[ редактировать ]Замок Шамбор был вершиной стиля раннего французского Возрождения, гармоничным сочетанием французских традиций и итальянских инноваций. Франсуа I задумал построить комфортабельный охотничий домик в лесу. Работы начались в 1519 году, но были прерваны захватом короля испанско-имперской армией в битве при Павии в 1525 году. Они возобновились в 1526 году после освобождения короля и были завершены в 1538 году. Леонардо да Винчи провел свою последнюю лет в соседнем Амбуазе и умер в том же году, когда началось строительство. Возможно, он сыграл роль в проектировании уникальной двойной винтовой лестницы. [ 12 ]
По плану замок представляет собой средневековую крепость с круглыми башнями по углам и массивной цитаделью или центральной башней, но пышный орнамент является чисто ранним французским Возрождением. [ 13 ] [ 14 ] Фасад имеет пилястры через равные промежутки времени, уравновешенные горизонтальными полосами рельефной скульптуры. Крыша усыпана люкарнами , дымоходами и небольшими башенками. Интерьер симметричен; Центральным элементом большого центрального открытого пространства была двойная винтовая лестница. В интерьере преобладает орнамент, вдохновленный северной Италией, в виде сводчатого потолка с резным декором в каждом своде; скульптурные капители на колоннах; и тупики , или скульптурные украшения на основании колонн и арок там, где они соприкасаются со стеной. [ 15 ]
-
Фасад замка Шамбор (1519–1538 гг.)
-
Двойная винтовая лестница в Шамборе
-
Люкарна мансардное или окно в Шамборе
-
Скульптурный сводчатый потолок в Шамборе
-
Деталь крыши Шамбора с люкарнами , дымоходами и небольшими башенками вокруг центральной фонарной башни.
Замок Фонтенбло
[ редактировать ]После того как Франсуа I был освобожден из плена в Испании в 1526 году, он решил перенести свой двор из долины Луары в регион Иль-де-Франс с центром в Париже. Он построил или реконструировал семь замков в Иль-де-Франс, самым важным из которых был Замок Фонтенбло . [ 16 ]
Архитектором, которого король выбрал для Фонтенбло, был Жиль Ле Бретон . Работы начались в 1528 году с реконструкции средневекового овального двора. Сохранена башня XII века и построен новый жилой корпус, фасад которого украшен пилястрами и высокими окнами с люкарнами и треугольными фронтонами , что стало визитной карточкой нового стиля. Старый средневековый замок , или сторожка, был заменен новым строением, Порт-Доре , которое состояло из больших лоджий, расположенных одна над другой, по образцу дворцов Неаполя и Урбино . [ 17 ]
Вторым этапом стал новый двор, Шеваль Блан, с тремя длинными крыльями, построенными из кирпича и moellons et enduit , смеси щебня и цемента, что стало обычным сочетанием во французской архитектуре эпохи Возрождения. На смену круглым средневековым башням старого замка пришли квадратные павильоны с высокими крышами и окнами-люкарнами. Третьим этапом стала новая галерея, соединившая старое и новое здания. Декор этой новой галереи создал тосканский мастер Россо Фьорентино . который прибыл в 1530 году. Последним новым проектом стала величественная лестница на овальном дворе, ведущая к королевским покоям. Он имел портик с классическими колоннами, напоминающими триумфальную арку . Конструкция этой лестницы не была заимствована из Италии, а скопирована непосредственно с классических римских моделей. Это был признак начала большей оригинальности во французской архитектуре эпохи Возрождения. [ 18 ] [ 17 ]
-
Порт Доре , или сторожка, с большими лоджиями одна над другой и окнами-люкарнами с треугольными фронтонами.
-
Галерея Франсуа I во дворце Фонтенбло (1533–1539).
-
Слон работы Россо Фьорентино , иллюстрирующий смешанное скульптурное и живописное оформление в галерее Франсуа I в Фонтенбло.
-
Подковообразная лестница была первоначально построена для Генриха II Филибером Делормом между 1547 и 1559 годами, а затем перестроена для Людовика XIII Жаном Андруэ дю Серсо примерно в 1640 году.
Начиная с 1530 года, группа итальянских художников, импортированных Франсуа I, во главе с Россо Фьорентино , Франческо Приматиччо и Никколо дель Аббате , известная как Первая школа Фонтенбло , украшала интерьеры новых помещений. Художники стали известны как Школа Фонтенбло, и их работы оказали большое влияние на декорирование эпохи Возрождения по всей Европе. Их работы включали фрески в сложных лепных скульптурных рамах, картуши всех форм и медальоны с высоким рельефом. Архитектура была украшена скульптурами путти , гирлянд из фруктов, сатиров и героических фигур из мифологии. Среди наиболее важных работ - двенадцать прямоугольных фресок в высокодекоративных скульптурных рамах в Галерее Франсуа I (1533–1539). [ 19 ]
После смерти Франциска I в 1547 году его преемник король Генрих II продолжил расширять и украшать замок. Архитекторы Филибер Делорм и Жан Буллан расширили восточное крыло нижнего суда и украсили его первой знаменитой лестницей в форме подковы. В овальном дворе лоджию, спроектированную Франсуа, превратили в Salle des Fêtes или большой бальный зал с кессонным потолком. Они спроектировали новое здание, Pavillon des Poeles , для размещения новых покоев короля. Художники Приматиччо и Никколо дель Аббате продолжили оформление нового бального зала и галереи Улисса фресками Приматиччо, обрамленными богато украшенной скульптурной лепниной. [ 20 ]
Другие замки периода Франсуа I
[ редактировать ]Франсуа I основал другие замки в парижском регионе. Самым большим и впечатляющим был Мадридский замок в нынешнем парижском пригороде Нейи , строительство которого он начал в 1527 году, потому что Лувр ему показался неудобным. Он был практически заброшен, а затем снесен в конце 18 века. Еще один поздний замок, созданный Франсуа I, — это замок Сен-Жермен-ан-Ле . Фасад был полностью переделан, и, в отличие от более ранних замков, он получил плоскую террасную крышу в итальянском стиле, украшенную большими каменными вазами с появляющимся пещерным пламенем. Другие известные замки этого периода включают замок д'Анси-ле-Фран (1538–1546) в Бургундии. [ 21 ]
-
Замок Сен-Жермен-ан-Ле , реконструированный Франсуа I начиная с 1539 года.
-
Украшение портала замка Сен-Жермен-ан-Ле.
-
Фасад Мадридского замка , начат в 1527 году, завершен в 1552 году, снесен в 1792 году.
Второй период – Классическое влияние
[ редактировать ]Характеристики
[ редактировать ]Второй период архитектуры французского Возрождения начался примерно в 1540 году, в конце правления Франсуа I, и продолжался до смерти его преемника Генриха II в 1559 году. Этот период иногда называют кульминацией стиля. [ 22 ] Он включал в себя работы итальянских архитекторов, в том числе Джакомо Виньолы и Себастьяно Серлио , но все больше и больше его создавали французские архитекторы, в частности Филибер Делорм , Жак I Андруэ дю Серсо , Пьер Леско и Жан Буллан , а также скульптор Жан Гужон . [ 23 ]
К особенностям этого периода относится более широкое использование древних классических ордеров колонн и пилястр, начиная от самых массивных к самым легким. Это означало, что нужно начинать снизу с дорического ордера , затем ионического , а затем коринфского сверху . Порядок, используемый на каждом уровне, определял стиль этого уровня фасада. Филибер Делорм пошел дальше и добавил к своим фасадам два новых ордера: французский дорический и французский ионический. Эти колонны представляли собой обычные дорические и ионические колонны, украшенные орнаментальными полосами или кольцами. [ 23 ]
Второй период отличался также большим разнообразием декоративных бляшек и скульптурных украшений на фасадах, обычно заимствованных из древнегреческих или римских моделей. К ним относятся кариатиды , сложные картуши , реноме , рельефные статуи, изображающие Славу , над дверными проемами, гротески , часто в форме сатиров и грифонов , а также скульптурные драпировки и гирлянды. Также на них часто присутствовали стилизованные монограммы инициалов владельца. [ 23 ]
-
Дизайн дверного проема Филибера Делорма
-
французского дорического ордера Колонна Филибера Делорма
-
Каменные рельефы нимф
от Фонтана Невинных -
Рисунки для крыла Леско Лувра работы Жака I Андруэ дю Серсо
-
Сковорода для павильона Бюлан во дворце Тюильри работы Жана Булана (1564 г.)
-
Барельеф работы Жана Гужона , Отель де Сюлли, Париж.
Замок Анет (1547–1552 гг.)
[ редактировать ]Замок Ане был построен Филибером Делормом для Дианы де Пуатье , любимой любовницы Генриха II , между 1547 и 1552 годами. Первоначально он имел три крыла, часовню и большой сад, а также внушительную сторожку, центральным элементом которой была знаменитая статуя Нимфы работы Челлини , находящаяся сейчас в Фонтенбло, а также скульптуры оленя и двух охотничьих собак. Ярким новшеством было также крыльцо главного фасада; это было первое правильное использование во Франции трех классических орденов, расположенных один над другим. От первоначальных построек сохранилось лишь несколько. Центральное здание позже было снесено, но сегодня крыльцо можно увидеть во дворе Школы изящных искусств в Париже. Третьей новаторской особенностью стала часовня, освященная в 1553 году. В своем плане Делорм объединил формы квадрата, греческого креста и круга. Купол имел спиральную кессонную внутреннюю часть, напоминавшую древний Рим; это был один из первых подобных проектов во Франции. [ 24 ]
-
Гравюра с изображением замка д'Ане работы Жака-Андруэ дю Серсо.
-
Сторожка замка д'Ане со скульптурой оленя и охотничьих собак.
-
Портик главного фасада с изображением трех классических орденов (сейчас в Школе изящных искусств в Париже)
-
Внутри спирально-кессонного купола часовни
Замок Экуэн (1538–1550 гг.)
[ редактировать ]Замок Экуэн , спроектированный Жаном Булланом , имеет классические ордера портика западного фасада. он был вдохновлен портиком Пантеона в Риме. Колонны фасада поднимаются до самой линии крыши. Интерьер также примечателен: сохранилась часть оригинального пола из керамической плитки и богато украшенные камины. Сейчас этот замок является французским национальным музеем эпохи Возрождения. [ 21 ]
-
Замок Экуэн (1538–1550), ныне Французский национальный музей эпохи Возрождения.
-
Классический портик южного фасада замка Экуэн (1538–1550 гг.)
-
Камин в Большом королевском зале замка Экуэн (1538–1550 гг.)
-
Керамическая плитка для пола Шато д'Экуэн (1538–1550 гг.)
Леско-крыло Лувра (1546–1553 гг.)
[ редактировать ]Одним из последних заказов Франсуа I, данного всего за год до его смерти, была реконструкция части Луврского дворца , построенного Карлом V , с целью сделать его более удобным и роскошным. Проект был реализован Пьером Леско , дворянином и архитектором, и был изменен новым королем Генрихом II , который добавил новый павильон на юго-западе, который стал его резиденцией. Результатом стало умелое сочетание итальянских и французских элементов. Фасад имел аркады на первом этаже в итальянском стиле и был разделен тремя авангардными корпусами, украшенными наборами сдвоенных коринфских колонн и увенчанными консолями с закругленными фронтонами. Эти вертикальные элементы уравновешивались сильными горизонтальными полосами, обозначающими полы, а также постепенным и тонким изменением орнамента на каждом уровне, представляющим три классических порядка архитектуры. [ 25 ] Чтобы избежать монотонности, фронтоны окон чередовались треугольниками и закругленными арками. Верхний этаж не имел высоких люкарнов на крыше , как большинство других зданий французского Возрождения; вместо чередующихся окон и скульптурных украшений он был составлен под крышей нового типа, называемой гребень бризе , имевшей два разных угла наклона. Его венчал гребень орнамента. [ 26 ]
скульптурное оформление фасада работы Жана Гужона Особенно примечательно . На двух нижних уровнях он был сдержанным и состоял из инкрустаций из полихромного мрамора и медальонов со скульптурными гирляндами. Однако на чердаке или верхнем этаже он щедро покрыл каждую часть стены скульптурами рабов, воинов, трофеев и мифических божеств, изображающих в классическом стиле военные триумфы Франции. [ 25 ]
Внутреннее убранство крыла Леско было вдохновлено древней Грецией. В бальном зале балкон для музыкантов несли кариатиды работы Жана Гужона, вдохновленные кариатидами Акрополя в Афинах. Гужон также отвечал за кессонный потолок правой лестницы крыла Леско, украшенный скульптурой сцен охоты. [ 27 ]
-
Фасад Леско, изображенный в книге «Самые превосходные здания Франции» (1576 г.)
-
Западный фасад крыла Лескот
-
Кариатиды, поддерживающие музыкальную трибуну Жана Гужона
-
Кессонный потолок лестницы Генриха II крыла Леско
Отель д'Ассеза (1555–1556 и 1560–1562)
[ редактировать ]Отель д'Ассеза в Тулузе , построенный архитектором Николя Башелье , а после его смерти в 1556 году его сыном Домиником, представляет собой выдающийся образец дворцовой архитектуры эпохи Возрождения на юге Франции, с тщательно продуманным декором курдонёра ( «курдонёр »). двор») под влиянием итальянского маньеризма и классицизма . Будучи одним из первых проявлений французского классицизма, его исключительный орнамент и первозданное состояние позволяют ему упоминаться в каждом обзоре французского Возрождения. [ 28 ]
Пьер Ассеза, богатый торговец вайдой , начал первую очередь строительства в 1555–1556 годах. Основное Г-образное строение было построено вместе с лестничным павильоном в углу. Дизайн фасадов с двумя колоннами, которые регулярно располагаются на трех этажах (дорический, ионический, коринфский), черпает вдохновение из великих классических моделей, таких как Колизей . Капители также точно соответствуют классическим моделям, известным по гравюрам. Эрудированная архитектура — ее источник также можно проследить в трактатах королевского архитектора Себастьяно Серлио — выражает порядок и регулярность. [ 28 ]
После смерти Башелье в 1556 году строительные работы прекратились; он был возобновлен в 1560 году под руководством Доминика Башелье, сына Николя. Он взял на себя создание лоджии и перехода, разделявшего двор, и уличных ворот. Множество полихромных взаимодействий (кирпич/камень) и различных орнаментов (кабошоны, ромбы, маски) вызывают роскошь, удивление и изобилие, темы, характерные для маньеристской архитектуры. [ 28 ]
-
Двор и лестничная башня (1555-1557 гг.)
-
Ворота лестницы
-
Рифленые и сопряженные колонны
-
Дорические, ионические и коринфские капители
-
Влияние на капители гравюры Серлио
-
Влияние на фасады гравюры Серлио
-
Влияние на портал гравюры Серлио
-
Резное украшение двери
-
Полихромное взаимодействие с кирпичом и камнем
Религиозная архитектура
[ редактировать ]Ренессанс оказал меньшее влияние на французскую религиозную архитектуру; соборы и церкви по большей части продолжали строиться или перестраиваться в стиле яркой готики . Однако в церквях появилось несколько классических элементов, привнесенных в эпоху Возрождения. Примеры включают классические порталы церквей Сен-Жермен-л'Осерруа , прямо напротив нового крыла Леско Лувра, и Сен-Николя-де-Шан в Париже. Последний был заимствован непосредственно из дворца Турнель, спроектированного Филибером Делормом . Церковь Сент-Этьен-дю-Мон (1530–1552 гг.), недалеко от Пантеона в Париже, имеет готический хор, но фасад с классическим фронтоном, балюстрады с классическими колоннами и замечательный мост или мост, пересекающий неф. [ 29 ]
Церковь Сен-Эсташ в Париже (1532–1640 гг.), расположенная в центре Парижа, была начата Франсуа I и уступает по размеру среди парижских церквей только Нотр-Дам де Пари . Это гибрид яркой готики и стилей ренессанса. Внешний вид, план и сводчатый потолок готические, но в интерьере появляются ордера классических колонн и другие элементы эпохи Возрождения. [ 29 ]
Одним из лучших религиозных памятников французского Возрождения является гробница Франсуа I и его жены Клод де Франс, расположенная в базилике Сен-Дени (1547–1561). Его создали архитектор Филибер Делорм и скульптор Пьер Бонтан . Основным элементом является триумфальная арка, созданная по образцу арки Септимия Севера в Риме, увенчанная четырьмя статуями славы, а также королем и королевой. Свод арки и антаблемент богато украшены скульптурным декором из оливковых листьев и другими классическими мотивами, а также табличками из черного и белого мрамора. Высокие стройные колонны придают гробнице исключительную легкость и изящество. [ 30 ]
-
Интерьер Сент-Эсташ , Париж
-
Рудский экран Сент-Этьен-дю-Мон (1530–1545)
-
Фасад с классическими ордерами Сент-Этьен-дю-Мон (1530–1552) в Париже.
-
Могила Франсуа I и Клода Французского (ок. 1547–1561 гг.)
-
Южный портал Сен-Николя-де-Поля (1559 г.) в Париже.
Последние проекты
[ редактировать ]После смерти короля Генриха II Франция была раздирана началом французских религиозных войн , которые во многом отодвинули архитектуру и дизайн. Тем не менее, несколько последних проектов эпохи Возрождения были запущены, во многом вдохновленные Екатериной Медичи , вдовой Генриха II. [ 31 ] Самым важным проектом того периода был новый дворец Тюильри . Он был спроектирован главным королевским архитектором Филибером Делормом в ответ на желание королевы построить современный дворец с большим парком на тогдашней окраине города. Он представлял собой центральный павильон с низкими флигелями, состоящими из аркад, увенчанных жилым этажом с чередующимися слуховыми окнами треугольных фронтонов. Все фасады щедро декорированы в стиле итальянского Возрождения , включая вытянутые скульптурные фигуры, вдохновленные работами Микеланджело . После смерти Делорма в 1570 году эту задачу взял на себя Жан Буллан , но затем она была снова прервана Варфоломеевской резней в 1572 году и была завершена лишь десятилетия спустя. Декорации, изобретенные Делормом, включали в себя классические колонны нового стиля, французские коринфские, окаймленные несколькими орнаментальными кольцами. [ 31 ]
Екатерина Медичи также привнесла итальянский стиль в Фонтенбло , построив новое крыло Aile de la Belle Chiminée (крыло красивого дымохода). Фасад был спроектирован Франческо Приматиччо и сочетает в себе итальянские и французские элементы; пилястры, статуи в нишах, высокая крыша с люкарнами, центральный фасад, напоминающий итальянскую церковную архитектуру, и две расходящиеся лестницы.
Второй план замка Верней (после снесения) молодого архитектора Саломона де Бросса (1576 г.) стал еще одной вехой стиля позднего французского ренессанса. Им командовал Генрих IV Франции . Его симметрия, угловые павильоны, двойные пилястры, сдержанная крыша, отсутствие люкарн и ротонда у входа сделали его кратким изложением стиля французского ренессанса конца 16 века. [ 31 ]
Екатерина Медичи также заказала пристройки к замку Шенонсо . Мост через реку Шер построил Филибер Делорм. После его смерти в 1570 году Екатерина попросила Жана Буллана построить на мосту живописную галерею (1576 год). Буллант планировал гораздо более крупный ансамбль зданий вокруг моста, но так и не был построен. [ 32 ]
-
Крыло Belle Chiminée замка Фонтенбло , работа Франческо Приматиччо (1559–1600).
-
Мост замка Шенонсо работы Филибера Делорма, а затем Жана Буллана (1576 г.)
-
Проект замка Верней Жака Андруэ дю Серсо (1576 г.)
-
Дизайн фасада садового крыла дворца Тюильри по проекту Филибера Делорма.
-
Более поздний план Жана Бюлана павильона дворца Тюильри.
-
Фрагмент садового крыла Делорм дворца Тюильри, ныне находящегося в саду Дворца Шайо.
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Дючер 1988 , с. 80.
- ^ Мило 2017 , стр. 193–235.
- ^ Дючер 1988 , с. 80–92.
- ^ «Трон королевской власти в долине Луары — Карл VII и Людовик XI» . ЮНЕСКО – Миссия Валь де Луара . 12 апреля 2017 года . Проверено 23 декабря 2019 г.
- ^ Мило 2017 , с. 199.
- ^ Археологический конгресс 2003 , с. 255.
- ^ Мило 2017 , с. 201.
- ^ Мило 2017 , с. 204.
- ^ Мило 2017 , с. 204–215.
- ^ Мило 2017 , стр. 210–211.
- ^ Дючер 1988 , стр. 82–83.
- ^ Мило 2017 , стр. 212–214.
- ^ Дючер 1988 , с. 84.
- ^ Кропплстоун, Тревин (1963). Мировая архитектура . Хэмлин. п. 254
- ^ Дючер 1988 , с. 82.
- ^ Мило 2017 , стр. 216–217.
- ^ Jump up to: а б Мило 2017 , стр. 218–219.
- ^ Мило 2017 , с. 219.
- ^ Дючер 1988 , стр. 86–88.
- ^ Лосось, с. 9.
- ^ Jump up to: а б Мило 2017 , стр. 218–224.
- ^ Мило 2017 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б с Дюшер 1988 , с. 88.
- ^ Мило 2017 , с. 233.
- ^ Jump up to: а б Дюшер 1988 , с. 90.
- ^ Мило 2017 , с. 230.
- ^ Мило 2017 , с. 231.
- ^ Jump up to: а б с Пояснительные комментарии к выставке Тулузского Ренессанса (2018), Колен Дебуиш.
- ^ Jump up to: а б Тексье 2012 , стр. 24–25.
- ^ Дючер 1988 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б с Мило 2017 , с. 234–235.
- ^ Миньон 2017 .
Библиография
[ редактировать ]- Дюшер, Роберт (1988). Характеристика стилей (на французском языке). Фламмарион. ISBN 2-08-011539-1 .
- Миньон, Оливье (2017). Французская архитектура наследия - замки эпохи Возрождения (на французском языке). Издания Ouest-France. ISBN 978-2-7373-7611-5 .
- Рено, Кристоф; Лазе, Кристоф (2006). Стили архитектуры и мебели (на французском языке). Гиссеро. ISBN 9-782877-474658 .
- Лосось, Ксавье (2011). Фонтенбло – настоящая резиденция королей, дом веков (на французском языке). Версаль: Артлис. ISBN 978-2-85495-442-5 .
- Тексье, Саймон (2012). Париж – панорама архитектуры от античности до наших дней (на французском языке). Париж: Париграмма. ISBN 978-2-84096-667-8 .
- Литу, Эммануэль (2003). Археологический конгресс Франции (на французском языке). Париж: Французское археологическое общество.