Jump to content

Мезоамериканское космовидение

Мезоамериканское космовидение или космология — это совокупность мировоззрений, разделяемых коренными доколумбовыми обществами Мезоамерики . Космовидение этих обществ отражалось в способах их организации, например, в их искусственной среде и социальных иерархиях , а также в их эпистемологиях и онтологиях , включая понимание их места в космосе или вселенной. Элементы мезоамериканского космовидения отражены в доколумбовых текстовых источниках, таких как Пополь Вух и карты Куаухтинчан , археологические данные, а также в современных верованиях, ценностях и обычаях коренных народов, таких как майя , науа , и Пурепеча , а также их потомки. Утверждалось, что церемония Дня мертвых ( испанский : Día de los Muertos ) существует как наследие мезоамериканского космовидения. [ 1 ]

Двойственность

[ редактировать ]

Мезоамериканское понимание Вселенной основывалось на параллелизмах или двойственностях. В Мезоамериканской вселенной все было частью пары. [ 2 ] Одной из наиболее фундаментальных двойственностей была двойственность «макрокосмоса», или божественных сил во вселенной, и «микрокосмоса», или жизни на Земле. [ 3 ] Мезоамериканское космовидение связало пространство и время таким образом, чтобы обеспечить необходимую структуру жизни.

Создание мира, мироцентрирование, обновление мира

[ редактировать ]

Мезоамериканский мир был создан или структурирован так, чтобы отражать их космическое видение. Общества были организованы вокруг огромных городских церемониальных центров, которые, в свою очередь, были построены так, чтобы отражать космос посредством архитектуры, размещения по отношению к небесным телам и произведений искусства. Мезоамериканцы, которые рассматривали свой ландшафт с точки зрения сторон света, [ 2 ] рассматривал эти городские центры как оси мира , места, где божественная сила достигает земли и распространяется оттуда. [ 4 ] В этих центрах проводились ритуальные мероприятия, которые давали людям доступ к «созданию» или созданию мира, соответствующего космовидению. Ее правители и предки сосредоточили мезоамериканский мир. Поклонение предкам, обожествление правителей и почитание королевских родословных были в центре внимания обществ по всей Мезоамерике. Обновление мира или омоложение достигалось посредством разнообразных ритуальных практик, церемониальных жертвоприношений и соблюдения календарных систем.

Доказательство

[ редактировать ]

Текстовые первоисточники

[ редактировать ]
Титульный лист Пополь Вух

Космовидение подробно описано в « Пополь Вух» , древней книге майя , в которой описывается система верований майя относительно сотворения мира, божеств и их роли в космосе, а также важности правителей. Сохранение этого текста благодаря переводу, сначала в виде иероглифического текста, а затем в виде алфавитного текста, указывает на то, что эта книга сыграла первостепенную роль в сохранении культуры майя, которая была неразрывно связана с космовидением майя. На протяжении всего «Пополь Вух» неоднократно представлены темы, общие для мезоамериканского космовидения, такие как концепция оси мира, ритуальные жертвоприношения и церемонии, а также двойственность и параллелизм. Космовидение изображено в рассказах о героях Хун-Ахпу и Шбаланке , «Одном Хун-Ахпу» и «Семь Хун-Ахпу», а также в рассказе о зачатии человека в «Пополь-Вух». [ 5 ]

Археологические данные

[ редактировать ]

Важность космовидения как давней и объединяющей темы в мезоамериканской культуре также очевидна во всех археологических находках. Согласно теории Гордона Уилли относительно моделей расселения, раскопки (считающиеся первоисточниками) служат свидетельством существования религиозной организации (Willey, 205). Если рассмотреть крупные городские центры по всей Мезоамерике, такие как Копан , Тикаль , Теотиуакан и Теночтитлан , и это лишь некоторые из них, можно различить очень очевидные общие характеристики. [ 6 ] Эти отличительные атрибуты включают в себя такие вещи, как архитектура и небесное расположение, которые отражают мезоамериканское космовидение. Это проявляется в строительстве огромных пирамид, которые представляли собой ось мира в обществе. Это были места, олицетворявшие сотворение мира, представляющие верования в сотворение мира, визуально соответствующие представлениям о том, как был организован космос. Эти городские поселения также центрировали мезоамериканский мир, предоставляя места, где правители могли предоставить людям в обществе физический и, в конечном итоге, духовный доступ к их космовидению. Наконец, эти городские центры представляли собой место мирового обновления, где происходили ритуальные церемонии и жертвоприношения.

Источники после завоевания

[ редактировать ]

Последний пример, Mapa de Cuauhtinchan XVI века, иллюстрирует, насколько мощным и устойчивым было мезоамериканское космовидение. Согласно интерпретации Элизабет Бун Mapa de Cuauhtinchan, космовидение настолько сильно повлияло на культуру мезоамериканцев в колониальный период, что они использовали историю своего происхождения как оправдание для претензий на родные земли. Поклонение предкам - распространенная тема в мезоамериканском космовидении. Все северные народы, говорящие на науатле, имели общую историю происхождения, которая изображена в Mapa de Cuauhtinchan. Эта карта служит не только для центрирования мезоамериканского мира через истории его предков и правителей, но также изображает городские центры, которые отражают создание мира. Наконец, Mapa de Cuauhtinchan также раскрывает церемониальные ритуалы, важнейший компонент обновления мира. Все эти темы явно важны для коренных жителей Мезоамерики вплоть до колониального периода. [ 7 ]

Последствия испанской колонизации

[ редактировать ]
Крещение Иштлильшочитля II Хосе Вивар-и-Вальдеррама , 18 век. Крещение занимало центральное место в процессе обращения, который использовали испанские колонизаторы в своих попытках уничтожить космологию коренных народов.

Существовавшие внутрисемейные разногласия внутри правителей Тройственного союза ацтеков были использованы испанскими конкистадорами по их прибытии в 1519 году. Такие правители, как Иштлильшочитль II из Тескоко, объединились с испанским конкистадором Эрнаном Кортесом , но к началу 1520-х годов пришли к пониманию, «что его союз с кастильскими захватчиками выходил за рамки первоначального материального обмена, предложения жен и наложниц , подарков рабов и выплаты дани. Он также включал религиозные требования, которые все глубже проникали в политику, общество и жизнь коренных народов». Францисканские монахи потребовали, чтобы Иштлильшочитль II уничтожил идолов коренных народов, осквернил божества, демонтировал местные духовенства, а также отправил детей местной знати к миссионерам для обучения. В 1524 году Иштлильшочитль II принял христианство и приказал своей семье сделать то же самое. После того, как его мать отказалась, он пригрозил «сжечь ее заживо, если она не крестится » , что вынудило ее подчиниться. Дети Иштлильшочитль II, отданные под наставление монахов, «разрушали храмы и изгоняли местных священников с их священных земель». Иштлильшочитль II продолжал поддерживать монахов, которые сыграли центральную роль в процессе обращения простолюдинов Тесококоана в христианство. [ 8 ]

К 1520-м и 1530-м годам в Мезоамерике миллионы коренных жителей крестились, часто коллективно, в то время как «на руинах храмов начали появляться временные церкви, а молодые неофиты конфисковали и осквернили изображения местных божеств». Этот насильственный процесс обращения исторически был описан как «внезапный триумф христианства над укоренившимся и кровожадным язычеством » или полное завоевание преимущественно пассивных коренных народов. [ 8 ] Это иллюстрируется идеей «духовного завоевания», описанной ученым Робером Рикаром в 1933 году. Однако более поздние историки определили, что испанское завоевание было принудительным, но «неполным», а некоторые ученые «склонны рассматривать католицизм как тонкую оболочку, прикрывающую все еще языческий индийский народ». [ 9 ] Историк Райан Доминик Крю определяет, что «распространение и ускорение крещения коренных жителей было результатом не только духовной встречи или столкновения сливающихся менталитетов, но также было неотъемлемой частью борьбы за власть над местными общинами», учитывая, что « те самые туземцы, которые обратились или отказались это сделать, действовали под принуждением, а также тот факт, что обращение было фундаментальным для испанских представлений о легитимности». Как определяет Крю, «крещение приобретало все большее значение для усилий коренных народов по стабилизации мира, который был ввергнут в хаос». Для коренных народов Мезоамерики сохранение и продолжение исповедания своих верований, отраженных в их космологии, стало невозможным после испанской колонизации. [ 8 ]

Космологии коренных народов постоянно подавлялись с помощью насилия по мере продолжения колониального периода, что привело к дальнейшей христианизации коренных народов, которые были приучены усваивать стыд и страх перед своим собственным мировоззрением. Впервые это было предпринято во имя католической церкви , а после обретения независимости - криоллами во имя либерализма и научного позитивизма . [ 10 ]

Современные проявления

[ редактировать ]

День мертвых

[ редактировать ]

Мы видим три основные темы космовидения (сотворение мира, мироцентрирование и обновление мира) в современной церемонии: Дня Мертвых . Эта церемония начинается с тщательной подготовки. Готовятся специальные блюда и напитки. Украшения изготовлены и собраны. Когда все готово для празднования, алтарь готов. Алтари расположены в семейных домах, церквях, в центрах городов и на кладбищах. Алтарь украшают, и офренду на алтарь кладут (подношения) для предков, которые его посетят. Наконец, сама церемония, во время которой умершие предки собираются вместе с живыми потомками, представляет собой концепцию обновления мира. Благодаря этому процессу мезоамериканский мир обновляется. [ 1 ]

Паломничество к Деве Гваделупской

[ редактировать ]

В Мексике паломничества к базилике Богоматери Гваделупской в ​​Мехико совершаются «в том же месте, где ацтеки поклонялись богине Тонанцин, «нашей матери», богине плодородия». [ 10 ]

  1. ^ Jump up to: а б Карраско, 168–174.
  2. ^ Jump up to: а б Рестолл, Мэтью (2011). Латинская Америка в колониальные времена . Лейн, Крис Э., 1967-. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521132602 . OCLC   699009629 .
  3. ^ Карраско, 10-40.
  4. ^ Уитли, 17 лет.
  5. ^ Тедлок. 1-173
  6. ^ Фаш, 259–262; Фэш, 201-222
  7. ^ Бун, 27–45.
  8. ^ Jump up to: а б с Крю, Райан Доминик (2019). Мексиканская миссия: реконструкция коренных народов и нищенствующее предприятие в Новой Испании, 1521–1600 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 49–52. ISBN  9781108492546 .
  9. ^ Найт, Алан (2002). Мексика: колониальная эпоха . Издательство Кембриджского университета. стр. 31–32. ISBN  9780521891967 .
  10. ^ Jump up to: а б Майфуд, Хорхе (2017). «Коренная космология и испанское завоевание». Рутледж История латиноамериканской культуры . Тейлор и Фрэнсис. стр. 6–7. ISBN  9781317449294 .

Источники

[ редактировать ]

Бун, Элизабет. «Дом Орла». Пещерный город и Орлиное гнездо: интерпретативное путешествие по карте Куаутинчан № 2. Ред. Дэвид Карраско. Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 2007.

Карраско, Дэвид. Религии Мезоамерики. Лонг-Гроув, Иллинойс: Waveland Press, 2014.

Кастильо, Берналь Диас дель. История завоевания Новой Испании. Пер. Дэвид Карраско. Издательство Университета Нью-Мексико, 2009.

Фэш, Уильям. Копан: История древнего королевства майя. САР Пресс, 2005.

Фэш, Уильям и др. «Дом нового огня в Теотиуакане и его наследие в Мезоамерике». Искусство урбанизма: как мезоамериканские королевства представляли себя в архитектуре и образах. Эд. Уильям Л. Фэш и Леонардо Лопес Лухан. Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса, 2009.

Рестолл, Мэтью и Крис Лейн. Латинская Америка в колониальные времена . Издательство Кембриджского университета, 2011.

Пополь Вух. Пер. Тедлок, Деннис. Саймон и Шустер, 1996.

Уитли, Пол. «Город как символ». HK Lewis & Co. Ltd., Лондон, 1967 год.

Уилли, Гордон. «Мезоамериканская цивилизация и идея трансцендентности». Античность 50, 199 (1976), 205–215.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 56b6c3c96842ff890727e3e6f7e546b1__1689428820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/b1/56b6c3c96842ff890727e3e6f7e546b1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mesoamerican cosmovision - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)