Blanche Yurka
Blanche Yurka | |
---|---|
![]() Yurka in the 1940s | |
Рожденный | Бланш Юрка 19 июня 1887 г. Св. Пол, Миннесота , США |
Умер | 6 июня 1974 г. Нью-Йорк , США | ( 86 лет
Место отдыха | Кладбище Кенсико , Валгалла , Нью-Йорк |
Занятия |
|
Годы активности | 1910–1967 |
Супруг |
Бланш Юрка (родившаяся Бланш Юрка ; 19 июня 1887 — 6 июня 1974) — американская актриса театра и кино и режиссёр. Она была оперной певицей с второстепенными ролями в Метрополитен-опера , а позже стала театральной актрисой, дебютировав на Бродвее в 1906 году, и зарекомендовала себя как характерная актриса классической сцены, также снявшись в нескольких фильмах 1930-х и 1940-х годов.
Помимо своих многочисленных сценических ролей, в том числе королевы Гертруды в « Джона Бэрримора » Гамлете , она время от времени выступала в роли режиссера и драматурга. Она оставалась активной в театре и кино до конца 1960-х годов. Ее самой известной ролью в кино была мадам Дефарж в MGM версии «Повести о двух городах» (1935), но она также была сострадательной тетей в «Песне о Бернадетте» (1943). Еще одна запоминающаяся роль — Закари Скотта овдовевшая мать в фильме «Южанин» (1945).
Ранний период жизни
[ редактировать ]Родившаяся Бланш Юрка, по-видимому, в Сент-Поле, Миннесота , она была четвертой из пяти детей Каролины и Антонина Юрка, чешских римско-католических эмигрантов из Богемии . Ее отец был учителем и библиотекарем. [ 1 ] [ 2 ] Она унаследовала творческие и научные интересы своего отца, включая любовь к музыке и актерскому мастерству. Она закончила начальную школу до того, как ее отец потерял работу преподавателя чешского языка в школе Джефферсона в Сент-Поле. Он нашел новую должность в Чешском благотворительном обществе в Нью-Йорке и в 1900 году перевез семью в Верхний Ист-Сайд Манхэттена. [ 3 ]
Ее родители использовали свой скромный доход, чтобы предоставить Бланш уроки пения в Нью-Йорке еще до того, как она пошла в среднюю школу (1901–03). Ее вокальный талант вызвал восхищение композитора и певца Гарри Берли . [ 4 ] и в 15 лет она выиграла стипендию для изучения голоса и балета в Школе Метрополитен-опера (1903–05). Она появилась в любительской постановке Майкла Уильяма Балфа » « Богемской девушки на чешском языке и дебютировала на сцене Метрополитен-оперы в рождественской постановке «Парсифаля» Вагнера в 1903 году постановке — первом оперы за пределами Байройта — в роли цветочница и как Носительница Грааля. В своей рецензии на премьерный спектакль музыкальный критик New York Tribune Генри Кребил отметил ее вклад: «И, отмечая красоту работы ведущих исполнителей, для меня является приятной привилегией возложить венок к ногам маленькой леди. которая несла Грааль с такой почтительной и трогательной преданностью своим священным обязанностям». [ 4 ]
Она продолжила обучение в Оперной школе Метрополитена, но была отчислена, когда повредила голос, исполняя партию Леоноры в Верди опере «Трубадур» в любительской постановке. [ 4 ] Она перешла в Институт музыкального искусства (1905–07), предшественник Джульярдской школы , но была уволена оттуда по той же причине. Потеряв шанс на оперную карьеру, она воспользовалась предложением директора института и попыталась сделать карьеру на театральной сцене. [ 3 ] Благодаря настойчивости ей удалось попасть на прослушивание к импресарио театра Дэвиду Беласко . Согласно ее автобиографии, он сказал ей: «У тебя ясная и чистая дикция. У твоего голоса хороший тембр. Я чувствую, что у тебя есть темперамент. Мы должны выяснить, умеешь ли ты играть». [ 5 ] Он дал ей небольшую роль в «Розе ранчо» (1906), а в следующем году продлил с ней контракт, при этом она сменила фамилию на «Юрка», омофон своей настоящей фамилии. [ 3 ]
Сценическая карьера
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2023 г. ) |
Начиная с «Уорренов из Вирджинии» (1907), Бланш провела следующее десятилетие, чередуя стандартные и гастрольные постановки. В 1909 году она сыграла небольшую роль в Лео Дитрихштейна фильме «Брак провалился?» в театре Беласко. Там она познакомилась с актрисой Джейн Коул , которая играла в постановке роль Фанни Перри. У Юрки были второстепенные роли в нескольких пьесах, в том числе «Старый житель Нью-Йорка» (1911), «Дом рабства» (1914), «Наша американская кузина» (1915) и паре пьес Коул Джейн «Рассвет» (1917) и «Информация, пожалуйста» (1918). [ 6 ]
В 1922-23 годах она играла королеву Гертруду в « Гамлете» Джона Бэрримора в Артура Хопкинса постановке «Гамлет» в Театре Сэма Харриса и Манхэттенском оперном театре , где в общей сложности было представлено 125 спектаклей. [ 6 ] В свои 42 года Бэрримор была слишком стара для роли сына (ей было 35), и она старалась выглядеть как можно моложе, чтобы дать выход своему раздражению. [ 3 ]
До «Гамлета» она появлялась в «Нарушителе закона» , где познакомилась с очаровательным молодым характерным актером по имени Ян Кит (урожденный Кит Росс), который был на 12 лет младше ее. Они поженились в сентябре 1922 года, ее первый брак и его второй. Ее растущий статус актрисы в сочетании с его ревностью в конечном итоге стал между ними; они расстались в 1925 году и развелись в 1926 году. [ 3 ] Юрка больше никогда не женился и детей не имел.
Опираясь на свой репертуар классических персонажей, Юрка снялась в квартете пьес Ибсена , срежиссировав три из них: «Дикая утка» (1928, в роли Джины Экдал), «Гедда Габлер» (1929, главная роль) и «Викинги» (1930, в роли Хьордиса). ; у нее также была главная роль Эллиды в «Даме с моря» (1929). [ 6 ]
Только в 1932 году она сыграла главную роль в Софокла » « Электре , была Еленой Троянской в шекспировском « Троиле и Крессиде» , поставила «Carry Nation» в главной роли с Эстер Дейл (постановка, в которой дебютировали на Бродвее Милдред Нэтвик и Джеймс Стюарт ) и появилась в Кэтрин Корнелл постановке « Лукреция» Димса Тейлора и Торнтона Уайлдера . [ 6 ] Она получила признание критиков в 1935 году, когда заменила Эдит Эванс в роли медсестры в «Ромео и Джульетте» напротив Джульетты Корнелла.
Она участвовала в постановке испанской комедии «Весна осенью » (1933) Грегорио Мартинеса Сьерра и Марии Мартинес Сьерра , в которой она воссоединилась с по фильму «Carry Nation» коллегами Эстер Дейл , Милдред Нэтвик и Джеймсом Стюартом , а Юрка поет песню Пуччини. ария, стоя на голове. [ 7 ]
Кинокарьера
[ редактировать ]Юрка была прежде всего театральной актрисой и долгое время считала кинорежиссуру низшим видом искусства. Ее невысокое мнение о кино начало меняться, когда она увидела Джона Форда » «Информатор , адаптированный по роману Лиама О'Флаэрти . Когда она, наконец, в возрасте 47 лет дебютировала на экране с опозданием, это была роль ядовито-мстительной революционерки Терезы Дефарж в «Повести о двух городах» , которую многие считают величайшей в ее кинокарьере . Продюсер Дэвид О. Селзник первым выбрал на роль мадам Дефарж театральную актрису российского происхождения Аллу Назимову , которая отказалась, но порекомендовала Юрку, объявив ее «единственной» актрисой на эту роль. Обе женщины еще не встречались, но были хорошо знакомы с творчеством друг друга, поскольку были ведущими героинями Ибсена на бродвейской сцене. Несмотря на поддержку Назимовой, Юрка стал 67-м актером, прошедшим отбор на эту роль. [ 8 ]
Юрка с головой погрузилась в роль – в буквальном смысле. В ее последней сцене боя с Эдной Мэй Оливер (которая была всего на четыре года старше Юрки) две актрисы кувыркались по столам и полу, намекая на физическое телосложение Юрки на сцене. за лучшую женскую роль второго плана Хотя она и не была номинирована на премию «Оскар» (категории второго плана не были установлены до следующего года), ее персонаж был образцом зловещего экранного злодея. Крупным планом она сверкнула взглядом стальной злобы; В своей речи перед революционным трибуналом, требуя осуждения и казни Чарльза Дарнея, она разыграла все по-крупному и до предела. Фильм был номинирован только в категориях «Лучший фильм» и «Лучший монтаж», и даже его звезда Рональд Колман не получила кивка на «Оскар». [ нужна ссылка ]
Она хотела сыграть О-Лан в фильме 1937 года «Добрая земля» , но проиграла Луизе Райнер , которая получила премию «Оскар» за свою игру. Она также уступила роль Пилар в фильме «По ком звонит колокол» греческой актрисе Катине Паксину , которая впоследствии получила «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана. [ 8 ]
Ее продолжением «Повести о двух городах» стала главная роль в боевике категории «Б» «Королева мафии» (1940), в котором Юрка сыграла гангстерского матриарха, близкого к современному преступнику Ма Баркер. Ее суровый, слегка властный вид привел к тому, что ее выбрали в галерею мошенников с суровыми или злодейскими ролями. В течение 1940-х годов и с меньшей частотой в 1950-х годах она появлялась в череде ролей категории «Б», в которых ее таланты тратились впустую, иногда получая роли второстепенных персонажей в фильмах из списка «А». Среди последних были «Песня о Бернадетте» (1943) – снова для Дэвида О. Селзника – в которой она сыграла Дженнифер Джонс тетю и «Мост Сан-Луис-Рей» (1944) в роли настоятельницы часовни Сан-Луис-Рей. Примечательно, что одной из ее партнерш по последнему фильму была Алла Назимова (предложившая Юрке роль мадам Дефарж) в роли маркизы Доньи Марии. В Южанин американской пограничной драме Жана Ренуара « » (1945) мама Такер в исполнении Юрки была овдовевшей невесткой сварливой бабушки Такер, которую сыграла Беула Бонди . [ 8 ]
Радио карьера
[ редактировать ]У Юрки была роль миссис Хантер в мыльной опере « Доблестная леди» . [ 9 ]
Послевоенные годы
[ редактировать ]Юрка никогда не оставляла театр, но поскольку после войны ее голливудские роли стали менее удовлетворительными, темп ее ролей как в кино, так и на сцене упал. Во время Второй мировой войны она вложила свое время и талант в военные действия в качестве театральной артистки. Гастролировала с театральными труппами по Европе как до, так и после войны. [ 3 ] В декабре 1945 года она появилась в Театре Маджестик Софокла на двух чтениях « Царя Эдипа» вместе с ученым-классиком Юджином О'Нилом-младшим. [ 10 ]
Юрка всю жизнь занималась театральным делом. Она поддержала забастовку актеров 1919 года. Позже она энергично защищала интересы американских актеров от британского вторжения в американские театры. Она присоединилась к Таллулой Бэнкхед защите проекта Федерального театра на слушаниях в Комитете по ассигнованиям Сената 1939 года, которые лишили финансирования программу в ответ на постановки, которые были сочтены сочувствующими левым политическим взглядам. [ 3 ]
Иногда она могла критиковать Бродвей за качество постановки, которое не соответствовало самым высоким стандартам. В письме в газету «Нью-Йорк Таймс», опубликованном 6 ноября 1955 года, она упрекнула театральное сообщество в «страсти к уродству, которая сегодня кажется неотъемлемой частью нашего театра». [ 3 ] Еще до конца года она объявила о своем уходе со сцены – недолгом уходе, который застал ее на сцене ровно год спустя в « Дневнике негодяя» театра Феникс . В 1957 году она посетила Афины под эгидой Международного обмена артистами США, чтобы открыть Фестиваль греческой драмы. Там она появилась на чтении » Эсхила « Прометея связанного в переводе Эдит Гамильтон . [ 3 ] В 1958 году она появилась в Театре Беласко в « Хартфорда Хантингтона Джейн Эйр» . [ 6 ]
За последние 15 лет жизни ей досталось несколько ролей на сцене или в кино. Время от времени она появлялась в телешоу 50-х годов, в частности, в Lux Video Theater , The Philip Morris Playhouse и Ponds Theater . Она была шокирована, когда ей предложили короткую роль повара миссис Венделл в отмененном ремейке MGM фильма « Ужин в восемь » (1969). [ 3 ] [ 6 ] – роль Мэй Робсон в фильме 1933 года. Свою карьеру она завершила на ноте личного триумфа, получив признание критиков в лондонском исполнении роли «Безумной из Шайо» (1969). [ 6 ] Когда в 1970 году спектакль вышел за пределы Бродвея, нью-йоркские критики приняли его вяло, и Юрка ушел из игры вскоре после закрытия спектакля. [ 3 ]
Смерть
[ редактировать ]
Свои мысли об актерской технике Юрка собрала в книге « Дорогая публика» (1959) и написала мемуары « Богемская девушка» (1970). Она была популярной гостьей в женских клубах и колледжах, где продолжала давать драматические чтения. [ нужна ссылка ] [ 11 ] [ 12 ] В последние годы своей жизни она страдала от ухудшения здоровья из-за атеросклероза и умерла 6 июня 1974 года в возрасте 86 лет. Она была похоронена на одном участке захоронения со своей хорошей подругой, актрисой Флоренс Рид , в секции Фонда актеров Америки на кладбище Кенсико. , Валгалла, Нью-Йорк .
Избранная фильмография
[ редактировать ]- Повесть о двух городах (1935) как мадам Тереза Дефарж
- Королева мафии (1940) как Ма Вебстер
- Побег (1940) как медсестра
- Город завоеваний (1940) как миссис Нэш
- Эллери Куин и кольцо убийц (1941) как миссис Огаста Стэк
- Тихоокеанское рандеву (1942) как миссис Саварина
- Леди на ночь (1942) как Джулия Олдерсон
- Хранитель пламени (1942) как миссис Анна Тейлор
- Ночь, которую стоит запомнить (1942) как миссис Солтер
- Песня Бернадетты (1943) как тетя Бернарда Кастеро
- Сегодня вечером мы совершаем набег на Кале (1943) как вдова Грелье
- Крик оборотня (1944) как Бьянка
- Одно тело слишком много (1944) как Мэтьюз
- Мост Сан-Луис-Рей (1944) как аббатиса
- Южанин (1945) как мама Такер
- Пламя (1947) как тетя Маргарет
- улица Мадлен, 13 (1947) как мадам Тийо
- Фурии (1950) как мать Эрреры
- На острие меча (1952) как мадам Мишом
- Такси (1953) как миссис Нильсон
- Гром на солнце (1959) как Луиза Дофин
Ссылки
[ редактировать ]- ^ АНТОНИН ЮРКА, ПИОНЕР ЧЕШСКОГО УЧИТЕЛЯ В МИННЕСОТЕ ; по состоянию на 1 апреля 2015 г.
- ^ Филби, П. Уильям, изд. (2012). Указатель списков пассажиров и иммигрантов, 1500-1900-е гг . Гейл Исследования.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Зихерман, Барбара (1986). Известные американские женщины: современный период: биографический словарь . Belknap Press издательства Гарвардского университета. стр. 754–56 . ISBN 0674627334 .
- ^ Jump up to: а б с "Blanche Yurka Diary" . Retrieved April 1, 2015 .
- ^ Yurka, Blanche (1970). Bohemian Girl: Blanche Yurka's Theatrical Life . Ohio University Press, p. 37; ISBN 8214007119 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Blanche Yurka at the Internet Broadway Database
- ^ Дэвис, Эндрю (2010). Самый длинный пробег Америки: история театра на Уолнат-стрит . Издательство Пенсильванского государственного университета, с. 229; ISBN 978-0-271-03578-9
- ^ Jump up to: а б с Blanche Yurka at IMDb
- ^ «По радио» . Гаррисбергский телеграф . Гаррисбергский телеграф. 2 февраля 1946 г. с. 17 . Проверено 22 сентября 2015 г. - через Newspapers.com .
- ^ Фоли, Хелен П. (26 июня 2014 г.). Переосмысление греческой трагедии на американской сцене . Университет Калифорнии Пресс. ISBN 9780520283879 .
- ^ Фонд Сайкса (28 февраля 1940 г.). «Баллада о Бланш Юрке, или «Комедия сквозь века» » . Новости колледжа Коннектикута . п. 1 . Проверено 7 февраля 2022 г.
- ^ «Бланш Юрка выступает перед большой толпой» . Нью-Гэмпшир . Том. 30, нет. 37. 15 марта 1940. с. 1 . Проверено 4 февраля 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мальтин, Леонард (2015) [Впервые опубликовано в 1969 году]. «Бланш Юрка». Настоящие звезды: профили и интервью невоспетых известных игроков Голливуда (мягкая обложка) (шестое изд. / Электронная книга). Великобритания: CreateSpace Independent. стр. 278–287. ISBN 978-1-5116-4485-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Blanche Yurka at IMDb
- Blanche Yurka discography [ постоянная мертвая ссылка ] в Folkways Records
- Blanche Yurka diary
- Blanche Yurka portraits (NY Public Library, Billy Rose collection)
- Aveleyman Blanche Yurka
- Kinotv |Blanche Yurka
- 1887 рождений
- 1974 смертей
- Американцы чешского происхождения
- Американцы венгерского происхождения
- Американские актрисы 20-го века
- Американские киноактрисы
- Американские оперные певцы
- Американские актрисы театра
- Актрисы из Сент-Пола, Миннесота
- Певцы из Миннесоты
- Смертность от атеросклероза
- Похороны на кладбище Кенсико
- Американские певцы 20-го века
- Классические музыканты из Миннесоты