Архитектура Мару-Гурджара


Архитектура Мару-Гурджарат или стиль Соланки , [ 1 ] — это стиль храмовой архитектуры Вест-Индии, который зародился в Гуджарате и Раджастане с 11 по 13 века, при династии Чаулукья (также называемой династией Соланки). [ 2 ] Хотя он зародился как региональный стиль в индуистской храмовой архитектуре , он стал особенно популярен в джайнских храмах и, главным образом, под покровительством джайнов, позже распространился по Индии, а затем и к общинам диаспоры по всему миру. [ 3 ]
Внешне стиль архитектуры Мару-Гурджара отличается от других североиндийских храмовых стилей того периода тем, что «внешние стены храмов были структурированы за счет увеличения количества выступов и углублений, в нишах которых размещались остро вырезанные статуи. обычно располагаются наложенными друг на друга регистрами, над нижними полосами карнизов. Последние представляют собой непрерывные линии всадников, слонов и киртимукхов . поверхность остается без украшений». На главной башне шихара обычно имеется множество вспомогательных шпилей урушринга , а в более крупных храмах обычно встречаются два боковых входа меньшего размера с крыльцами. [ 4 ]

Интерьеры украшены еще более щедро, с искусной резьбой на большинстве поверхностей. В частности, джайнские храмы часто имеют небольшие низкие купола, вырезанные внутри с очень замысловатым рисунком розетки. Еще одной отличительной чертой являются «летящие» арочные элементы между колоннами, соприкасающиеся с горизонтальной балкой вверху в центре и искусно вырезанные. Они не несут никакой структурной функции, а являются чисто декоративными. В этом стиле были большие залы с колоннами, многие из которых открыты по бокам, при этом джайнские храмы часто имели один закрытый и два зала с колоннами, последовательно расположенные на главной оси, ведущей к святыне. [ 5 ]

К 13 веку этот стиль в основном перестал использоваться в индуистских храмах в своих первоначальных регионах, особенно после того, как к 1298 году этот район перешел под власть мусульманского Делийского султаната . Но, что необычно для стиля индийских храмов, он продолжал использоваться там джайнами и в других местах, с заметным «возрождением» в 15 веке. [ 6 ] С тех пор он продолжал использоваться в джайнских и некоторых индуистских храмах, а с 20 века распространился на храмы, построенные за пределами Индии. К ним относятся множество крупных храмов, построенных в соответствии с индуистской сваминараянской традицией , ранним примером является храм Нисден в Лондоне (1995 г.), а также более мелкие храмы, построенные джайнской диаспорой, такие как храм джайнский в Антверпене , Бельгия (завершен в 2010 г.), а также храмы. в Поттерс-Баре и Лестере в Англии. [ 7 ]
Происхождение имени
[ редактировать ]Название стиля Мару-Гурджара — изобретение 20-го века; Раньше и до сих пор многие называют его «стилем Соланки». [ 8 ] Древнее название Раджастана было Марудеш, а Гуджарат назывался Гуджаратра . Термин «Мару-Гурджара» был придуман историком искусства и архитектуры Мадхусуданом Дхаки , который также ввел термины «Сураштра», «Маха-Мару» и «Маха-Гурджара» для описания других исторических стилей архитектуры Западной Индии. Стиль Мару-Гурджара представляет собой синтез стиля Маха-Мару региона Марвар в Раджастхане и стиля Маха-Гурджара в Гуджарате . [ 9 ] Однако Хегевальд предполагает: «Похоже, что это изменение в терминологии было впервые предложено А. Гошем во время симпозиума в Дели в 1967 году». [ 10 ] Она отмечает, что это изменение было «попыткой избежать династических терминов», и что и «Мару-Гурджара», и «Мару-Гурджара» используются разными авторами, и что джайнское сообщество в основном продолжает называть этот стиль «Соланки». [ 11 ]
Разработка
[ редактировать ]
Этот стиль развился из стиля династий, предшествовавших Соланкам, в основном династии Гурджара-Пратихара , и местных династий, находящихся под ее началом. Самыми известными памятниками этого периода являются группа памятников Кхаджурахо, построенная при династии Чандела между 950 и 1050 годами. Они известны своими эротическими рельефами . Многие из общих черт этого более раннего стиля продолжены в стиле Мару-Гурджара. Истоки нового стиля можно увидеть в небольшом храме Амбика Мата в Джагате, Раджастхан. Самая ранняя надпись здесь свидетельствует о ремонте в 961 году (задолго до прихода к власти Соланки). [ 12 ] По мнению Джорджа Митчелла, в храме Джагат (и других, которые он называет) «стиль Пратихара полностью развился в своем западно-индийском выражении». [ 13 ]
Ранние индуистские храмы
[ редактировать ]Храм Сомнатх , посвященный Шиве , был самым известным в Гуджарате, но был в значительной степени разрушен правителем Махмудом Газневидов во время набега в 1024–1025 годах нашей эры. Затем он был перестроен, но снова разграблен, когда Делийский султанат завоевал эту территорию в конце 13 века. [ 14 ] Руины были недавно отреставрированы и перестроены в стиле Соланки.
Храм Солнца в Модхере , Гуджарат, был построен в 1026–1027 годах н.э., сразу после набега Махмуда. Шихара сейчас отсутствует, но нижние уровни хорошо сохранились, а ступенчатый перед храмом стоит большой резервуар- находится большая отдельно стоящая мандапа колодец того же периода. Между главным зданием святилища и резервуаром, расположенным чуть позже, . Резьба всех частей «чрезвычайно роскошна и изысканно изыскана в передаче деталей». [ 15 ]
Храм Рудры Махалаи представлял собой большой комплекс в Сиддхпуре , Гуджарат, большей частью разрушенный под властью мусульман. Главный храм был окружен ширмой из вспомогательных святынь (частично сохранившихся как мечеть), а притворы, части которых сохранились, и отдельная торана были исключительно величественными. Мандапа имела три этажа. Он был завершен в 1140 году, положив конец длительному периоду строительства. [ 16 ] Две группы меньших разрушенных храмов одинакового времени — это два храма Рамы Лакшамана, Барадия и пять храмов Кираду ; у обоих нижние этажи остались практически нетронутыми, а у некоторых из группы Кираду сохранилась часть своих шихаров. [ 17 ]
Рани ки вав («Ступенчатый колодец королевы», вероятно, 1063–1083 гг.) — очень величественный ступенчатый колодец в Патане, Гуджарат , когда-то столице Чаулукья. Имея совершенно другую архитектурную форму и функцию, «во всем украшении архитектурных элементов роскошно» в стиле современного храма, включая очень много индуистских фигур. Другим примером, не связанным с храмом, является 80-футовая башня Кирти Стамбха в форте Читтор , Раджастхан, построенная для джайнского купца, в основном в начале 13 века, с павильоном наверху, восстановленным в 15 веке. [ 18 ]
-
Храм Амбика Мата в Джагате, Раджастан, 960 год.
-
Дурга в храме Джагат
-
Стена под шикхарой, Храм Солнца, Модхера , 1020-е годы.
-
Внешний вид экранных святынь в храме Рудры Махалаи , 1140 год.
-
Рани ки вав , Патан, Гуджарат , 11 век.
Ранние джайнские храмы
[ редактировать ]
Пять храмов Дилвара на горе Абу являются одними из самых известных джайнских храмов . Вимал Васахи - самый ранний из них, построенный к 1031 году, Луна Васахи - к 1230 году, а остальные - с интервалами между 1459 и 1582 годами. Все они выполнены из очень белого мрамора , что значительно усиливает их эффект, и до сих пор используются. Два самых старых и крупнейших храма украшены большим количеством сложной резьбы даже по стандартам этого стиля, достигая пика в храме Луна Васахи. Основные здания первых трех названных зданий окружены «монастырскими» экранами святилищ девакулики , и их внешние стены довольно просты; в случае с Вимал Васахи эта ширма была добавлена позже, примерно во времена второго храма. Эти три имеют ось от святилища через закрытую, затем открытую мандапу к открытой рангамандапе , или большому залу для танцев или драмы. [ 19 ] Окружение главного храма завесой святынь должно было стать отличительной чертой джайнских храмов Западной Индии, которая до сих пор используется в некоторых современных храмах. [ 20 ]
Храм Аджитанатха, самый большой и самый ранний из группы джайнских храмов Таранга , был построен в 1161 году и является прекрасным примером стиля, который остается практически нетронутым и используется в религиозных целях. Шикхара и гораздо более низкая надстройка над мандапой являются одними из «самых сложных» в этом стиле. Первый начинается с трех рядов миниатюрных башен в стиле бхумиджа , собранных в группы, а затем переходит к стилю секхари выше, где миниатюрные башни имеют разную длину и перекрываются. Над мандапой самый нижний уровень продолжает регулярные группы миниатюрных башен над святилищем, над которыми неглубокие скатные плоскости крыши усеяны миниатюрными башнями, с рядами животных и урнами по краям плоскостей. Поверхности обильно украшены фигурами и «сотовыми» украшениями гавакши , фигуры «характеризуются живыми позами, резко очерченными лицами и костюмами». [ 21 ]
Храм Аджитанатхи был построен при короле Кумарапале (годы правления 1143–1172 гг. н. э.) из династии Соланки/Чаулукья, который был наиболее благосклонен к джайнам из династии, и, весьма вероятно, им. Согласно джайнским источникам, к концу своей жизни он обратился в джайнизм; по крайней мере, на него повлияла религия. Его правление ознаменовало собой пик могущества и влияния джайнов; его сын Аджаяпала , своего рода злодей в джайнских хрониках, пользовался гораздо меньшим благосклонностью, хотя джайнские министры продолжали оставаться. [ 22 ]
Джайнские храмы Кумбхарии — это комплекс из пяти джайнских храмов в Кумбхарии, район Банаскантха, построенный между 1062 и 1231 годами нашей эры. Пять храмов славятся своей сложной архитектурой. [ 23 ] Джайнские храмы, Кумбхария, а также храмы Дилвара , джайнские храмы Гирнар и джайнский храм Таранга считаются прекрасными примерами архитектуры Чаулукьян. [ 24 ] Храмы Махавира, Шантинатха и Паршванатха — одни из самых известных храмов Индии. [ 25 ] Эти пять мраморных храмов различаются по размеру и архитектурным деталям, но каждый храм окружен защитным двором, обнесенным стеной, со сложными арочными воротами. [ 26 ]
, Джайнский храм Бхадрешвар в основном построенный для купца в 1248 году, как раз в конце правления династии Соланки, окружен высокими стенами вспомогательных святынь, каждая из которых имеет шихару в стиле секхари , за исключением гораздо более поздних двух храмов. многоэтажное крыльцо у входа с элементами индо-исламской архитектуры в куполах и арках. Главный храм, расположенный во дворе значительно выше уровня земли, аналогичен предыдущим примерам, описанным выше. [ 27 ]
Сгруппированная группа джайнских храмов Гирнара , расположенная на великолепной вершине горы, в основном выполнена в этом стиле, причем основные храмы датируются (основной постройки) 1128, 1231, 1453 годами и еще одним примером 15 века. [ 28 ] Другие храмы, такие как большой храм Раджгадхи Тимбо («курган»), были полностью разрушены.
Более поздние храмы
[ редактировать ]

Династия Соланки окончательно пала примерно в 1244 году, ее сменила индуистская династия Вагела на несколько десятилетий, прежде чем мусульманский Делийский султанат завоевал регион. Затем строительство храмов в первоначальных районах этого стиля в значительной степени прекратилось на значительное время, хотя зафиксировано небольшое количество ремонтов и пристроек к существующим храмам, а также некоторые небольшие новые здания. Однако правление Соланки стало рассматриваться джайнами как нечто вроде «золотого века», и стиль Мару-Гурджара, очевидно, стал чем-то вроде стандарта для джайнов, особенно для шветамбарского крыла религии. Этот стиль начал вновь появляться в джайнских храмах в том же районе в 15 веке, а затем распространился по всей Индии, сначала продвигаясь на восток. [ 29 ]
Джайнский храм Адинатха Ранакпур в Раджастане представляет собой крупное сооружение купца, построенное между 1439 и 1458 или 1496 годами. Это основательное, но не строгое возрождение стиля Мару-Гурджара по той же широкой модели, что и Бхадрешвар, с высокая внешняя стена позади святынь, а также несколько куполов с выступами в исламском стиле. Четыре трехэтажных крыльца, уже на два лестничных марша. Интерьер храма «непревзойден по своей пространственной сложности»: святилище в центре комплекса окружено множеством двух- или трехэтажных мандап, причем все уровни очень открыты между опорными колоннами, что позволяет видеть внутри комплекса в нескольких направлениях. . Даже в шихаре есть балконы на трёх уровнях. Резьба внутри в большинстве мест столь же щедра, как и прежде. [ 30 ]
Большая группа храмов Палитаны на холмах Шатрунджайя в Гуджарате является еще одним очень важным местом паломничества джайнов, число храмов которых исчисляется сотнями (большинство из них очень маленькие, и все, кроме одного, Светамбара). Хотя многие из них были основаны гораздо раньше, это место было настолько тщательно разрушено мусульманскими армиями, начиная с 1311 года, что мало что сохранилось из того, что датируется периодом до 16 века. Храмы плотно упакованы в ряд комплексов с высокими стенами, называемых «тукс» или «тонкс». Мичелл называет их «характерными для заключительного этапа храмовой архитектуры Западной Индии» с традиционными шикхарами, двухэтажными крыльцами, часто с трех или четырех сторон, и крышами в виде миниатюрных урн на главных мандапах. Но есть влияние индо-исламской архитектуры в куполах, часто рифленых, над крыльцами и вторыми мандапами, «арках с лепестковой бахромой, парапетами из зубцов » и других особенностях. [ 31 ] В лесу Поло в Гуджарате есть группы разрушенных индуистских и джайнских храмов разного времени, но в основном 15 века. [ 32 ]
Храм Джагдиш в Удайпуре (завершен в 1651 году) является примером индуистского храма, использовавшего этот стиль в позднее время; в данном случае это комиссия Джагата Сингха I , правителя Мевара . [ 33 ]
-
Семь джайнских храмов Гирнара , XII-XV вв.
-
Вид на храмы Палитаны
-
Индуистский храм Джагдиш, Удайпур (завершен в 1651 г.)
19 век
[ редактировать ]
В 19 веке появилось значительное количество новых джайнских храмов, поскольку джайнская община продолжала расти и процветать. Храмы строились богатыми джайнами, часто индивидуально или общинными трастами. Большой джайнский храм Хутисинг (1848 г.) в Ахмадабаде , Гуджарат, был построен семьей Хутисинг . Он использует стиль Мару-Гурджара, во многом похожий на Бхадрешвар и Ранакпур. Здесь много «резко вылепленных» украшений, «но фигуры появляются только в скобках». Есть три святилища подряд, то есть три шихары, но притвор и внешняя мандапа имеют по три купола. [ 34 ]
Но этот стиль используется не всегда: в большом храме Аджмер-Джайн (1864–1895) в Раджастане используется своего рода неомогольский стиль. Это дигамбарский фонд, а дигамбарское крыло джайнизма всегда меньше отдавало предпочтение стилю Мару-Гурджара, по крайней мере, в самой Индии. Крупный фонд Анандджи Калянджи , который занимается строительством и реконструкцией храмов, сыграл роль в продвижении стиля Мару-Гурджара, в Палитане . в частности [ 35 ]
20 век
[ редактировать ]наблюдался рост джайнских диаспор В 20-м и 21-м веках, особенно примерно с 1950 года, во многих частях мира . В Индии активно строились большие храмы и комплексы, а более мелкие общины диаспоры строили здания несколько меньшего масштаба. В обоих случаях использование стиля Мару-Гурджара очень распространено, хотя тщательность, с которой он применяется, сильно различается. В некоторых зданиях элементы Мару-Гурджара сочетаются со стилями местных храмов и современными международными стилями. Как правило, там, где есть сложная резьба, часто до сих пор выполняемая мастерами из Гуджарата или Раджастана, это больше декоративных работ, чем маленьких фигурок. Подобная смесь наблюдается во многих современных индуистских храмах в Индии и за рубежом, например, в храмах секты Сваминараян или Прем Мандире во Вриндаване недалеко от Матхуры (построенном в 2001–2011 годах). Иногда влияние Мару-Гурджара ограничивается «летящими арками» и потолочными розетками мандапа, а также предпочтением белого мрамора. [ 36 ]
-
Вход напротив современного здания джайнского храма, Какинада , Андхра-Прадеш.
-
Джайнский храм, Антверпен , Бельгия , завершен в 2010 году.
-
Джайнский храм в Ошвальском центре, Поттерс-Бар , Хартфордшир, который «воссоздает общую эстетику Мару-Гурджара». [ 38 ] Вид сбоку.
Фон
[ редактировать ]Стиль Мару-Гурджара не представлял собой радикального разрыва с более ранними стилями. Предыдущие стили на северо-западе Индии упомянуты выше, а группа джайнских храмов Кхаджурахо , входящих в знаменитую группу памятников Кхаджурахо , во многом построена в том же стиле, что и их индуистские собратья, которые в основном были построены между 950 и 1050 годами. Они имеют много общих черт со стилем Мару-Гурджара: высокие постаменты со множеством украшенных полос на стенах, богатая фигурная и декоративная резьба, балконы с видом на множество просторов. боковые стороны, потолочные розетки и т. д., но в Кхаджурахо больше внимания уделяется большой высоте шикхар. Есть сходство с современной архитектурой Хойсала, расположенной гораздо дальше на юг. В обоих этих стилях архитектура рассматривается скульптурно. [ 39 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хегевальд, примечание 3. Митчелл (1977) использует «стиль Соланки», в то время как Харл не хочет привязывать этот стиль к конкретному имени.
- ^ Митчелл (1977), 123; Хегевальд
- ^ Хегевальд
- ^ Хегевальд
- ^ Хегевальд; Харл, 219–220.
- ^ Харл, 239–240; Хегевальд
- ^ Хегевальд
- ^ Хегевальд, примечание 3.
- ^ Ютта Джайн-Нойбауэр (1981). Степвеллы Гуджарата: в историко-художественной перспективе . Абхинав. стр. xiv – xv. ISBN 978-0-391-02284-3 .
- ^ Хегевальд, примечание 3, цитируется «Прамод Чандра «Исследование индийской архитектуры темпе», в «Исследованиях индийской храмовой архитектуры », изд. Прамод Чандра (Нью-Дели: Американский институт индийских исследований, 1975), 36»
- ^ Хегевальд, примечание 3.
- ^ Харл, 220–221; Митчелл (1990), 288
- ^ Митчелл (1990), 263
- ^ Роуленд, 293–294.
- ^ Роуленд, 294–296, цитирование 296; Мичелл (1990), 299–300; Харл, 223–227.
- ^ Митчелл (1990), 300; Харл, 227–228.
- ^ Мичелл (1990), 295–296 (Кираду, которого он считает в основном «поздней Пратихарой»; Харл, 223–227
- ^ Митчелл (1990), 283; Харл, 227–228.
- ^ Митчелл (1990), 274–276; Харл, 226–227.
- ^ Харл, 228
- ^ Мичелл (1990), 310–311, цитирование 311.
- ^ Хегевальд
- ^ Нойбауэр 1981 , с. 15.
- ^ Кумар 2001 , с. 67.
- ^ Джайн 2009 , с. 283.
- ^ Уорд 1998 , с. 171.
- ^ Мичелл (1990), 280; Хегевальд
- ^ Мичелл (1990), 294; Хегевальд
- ^ Хегевальд
- ^ Мичелл (1990), 305–306; Хегевальд
- ^ Мичелл (1990), 308–310, цитирование 308.
- ^ Мичелл (1990), 273
- ^ Мичелл (1990), 311; Хегевальд
- ^ Мичелл (1990), 278 (цитируется); Хегевальд
- ^ Хегевальд
- ^ Хегевальд; Сингх, 49–50, 56–57, 59–60, 73–75.
- ^ Хегевальд
- ^ Хегевальд
- ↑ Наследие Г.С. Гурье: столетний фестиваль , Говинд Садашив Гурье, А.Р. Момин, стр. 205.
Ссылки
[ редактировать ]
- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Хегевальд, Юлия AB (2011). «Международный джайнский стиль? Храмы Мару-Гурджара при Соланки, по всей Индии и в диаспоре» . Арс Ориенталис . 45 (20220203). дои : 10.3998/ars.13441566.0045.005 . ISSN 2328-1286 .
- Мичелл, Джордж, (1977) Индуистский храм: введение в его значение и формы , 1977, University of Chicago Press, ISBN 978-0-226-53230-1
- Мичелл, Джордж (1990), Путеводитель по памятникам Индии для пингвинов, Том 1: буддисты, джайны, индуисты , 1990, Penguin Books, ISBN 0140081445
- Роуленд, Бенджамин, Искусство и архитектура Индии: буддисты, индуисты, джайны , 1967 (3-е изд.), История искусства пеликанов, Пингвин, ISBN 0140561021
- Сингх, Кавита, «Вечное возвращение храма: комплекс Сваминараян Акшардхам в Дели», 2010, Arts of Asia , Vol 70, no. 1, academia.edu
- Уорд, Филип (1998), Гуджарат-Даман-Диу: Путеводитель , том. 22, Ориент Блэксван , ISBN 9788125013839
- Нойбауэр, Ютта Джайн (1981), Степвеллы Гуджарата: в историко-художественной перспективе , Abhinav Publications, ISBN 9780391022843
- Кумар, Сехдев (2001), Тысячелепестковый лотос: джайнские храмы Раджастана: архитектура и иконография , Abhinav Publications, ISBN 9788170173489
- Джайн, Арун Кумар (2009), Вера и философия джайнизма , Издательство Gyan, ISBN 9788178357232