Храмы Дилвара
Джайнские храмы Дилвара | |
---|---|
Джинмандиры из Делвады | |
![]() Храм Вимал Васахи | |
Религия | |
Принадлежность | Джайнизм |
Божество | Ришабханатха Неминатха Паршванатха Махавира |
Фестивали | Махавир Джанма Кальянак , Парьюшан |
Руководящий орган | Сет Кальянджи Парамананджи Педи |
Расположение | |
Расположение | Маунт-Абу , Сирохи , Раджастхан , Индия |
Географические координаты | 24 ° 36'33,5 "с.ш. 72 ° 43'23" в.д. / 24,609306 ° с.ш. 72,72306 ° в.д. |
Архитектура | |
Создатель | Вимал Шах, Ваступала -Теджпал |
Дата установления | 1031 |
Завершенный | 1582 |
Храм(ы) | 5 |
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
![]() |
Храмы Дилвара или храмы Делвада представляют собой группу Шветамбара джайнских храмов , расположенных примерно 2 + 1 / 2 км от поселения Маунт-Абу в округе Сирохи , Раджастана единственной горной станции . Самые ранние из них были построены Бхимой I и предположительно спроектированы или, по крайней мере, профинансированы Ваступалой , джайнским министром Дхолки. [ 1 ] Они датируются 11-м и 16-м веками, образуя одни из самых известных памятников в стиле архитектуры Мару-Гурджара . [ 2 ] славится использованием очень чистого белого мрамора и сложной резьбой по мрамору. [ 3 ] Им управляет Сет Шри Калянджи Анандджи Педхи, Сирохи , и они являются местом паломничества джайнов и важной туристической достопримечательностью. [ 4 ] Храмы Дилвара считаются самыми впечатляющими среди джайнских храмов Раджастана. [ 5 ] [ 6 ]
Архитектура
[ редактировать ]
Пять храмов Дилвара являются одними из самых известных джайнских храмов. Вимал Васахи - самый ранний из них, построенный в 1031 году, Луна Васахи - в 1230 году, а остальные - с интервалом между 1459 и 1582 годами. Все они выполнены из белого мрамора , что значительно усиливает их эффект и до сих пор используется. Два самых старых и крупнейших храма украшены большим количеством сложной резьбы даже по стандартам этого стиля, достигая пика в храме Луна Васахи. Основные здания первых трех названных зданий окружены «монастырскими» экранами святилищ девакулики , и их внешние стены довольно просты; в случае с Вимал Васахи эта ширма была добавлена позже, примерно во времена второго храма. Эти три имеют ось от святилища через закрытую, затем открытую мандапу к открытой рангамандапе , или большому залу для танцев или драмы. [ 7 ] Окружение главного храма завесой святынь должно было стать отличительной чертой джайнских храмов Западной Индии, которая до сих пор используется в некоторых современных храмах. [ 8 ]
В более поздних храмах в стиле Мару-Гурджара очень чистый белый мрамор, такой как в Дилваре, стал считаться весьма желательным и даже необходимым. В наше время, когда этот стиль стал популярен в других регионах Индии, а также среди индуистских и джайнских общин в других странах, местный раджастанский мрамор часто вырезают и переносят в новое здание.
Храмы имеют роскошный вход, простота архитектуры отражает джайнские ценности, такие как честность и бережливость. [ 9 ] Примечательны декоративные детали, покрывающие мельчайшие резные потолки, дверные проемы, колонны и панели. [ 10 ] Говорят, что рабочим платили золотом в зависимости от веса соскобленного мраморного порошка. [ 11 ]
Пять храмов
[ редактировать ]
Храмовый комплекс расположен посреди лесистых холмов. Всего здесь пять храмов, каждый из которых имеет свою уникальную индивидуальность. [ 12 ] Все пять храмов заключены в единый комплекс с высокими стенами. Группа названа в честь небольшой деревни Дилвара или Делвара, в которой они расположены. Пять храмов:
- Вимал Васахи , посвященный 1-му тиртханкару , Ришабханатхе (Адинатхе).
- Луна Васахи , посвященная 22-му тиртханкару, Неминатхе .
- Храм Питталхар , посвященный Адинатхе.
- Храм Паршванатха , посвященный 23-му тиртханкару, Паршванатхе .
- Храм Махавира Свами , посвященный 24-му тиртханкару Махавире .
Среди пяти мраморных храмов Дилвары наиболее известными являются храмы Вимал Васахи и Луна Васахи. [ 13 ] [ 14 ] Храмы Дилвара, а также Аштапад , Гирнар , Шатрунджая и Шикхарджи известны как Шветамбара Панча Тирт (пять главных святынь паломничества). [ 15 ]
Храм Вимал Васахи
[ редактировать ]Храм Адинатха или Вимала Васахи полностью вырезан из белого мрамора и был построен в основном в 1026 году Вимал Шахом, министром Бхимы I , короля Чаулукья в Гуджарате . [ 16 ] Внешняя мандапа – дополнение следующего столетия. [ 17 ] Храм посвящен Ришабханатхе. [ 18 ] [ 19 ] Храм стоит в открытом дворе, окруженном коридором, в котором есть множество келий, в которых находятся меньшие идолы тиртханкар. Богато резные коридоры, колонны, арки и « мандапы » или портики храма просто поражают воображение. [ 20 ]
На потолке выгравированы изображения бутонов лотоса, лепестков, цветов и сцен из джайнской мифологии. [ 21 ] Высечены фигуры животного мира, жизненного пути от сна к воплощению тиртханкаров. [ 22 ] [ 23 ] Перед главным изображением Ришабханатхи стоят 59 девакулик (маленьких святилищ). Обнаружено еще 7 ячеек: в 1 содержится изображение Амбики , а в 2 — Мунисуврата . [ 24 ] На мулнаякском идоле Ришабханатхи вырезаны сопутствующие божества и изображения четырех тиртханкар, дающих идолу имя Сапарикар Панчтиртхи . [ 25 ] Первоначально главная святыня была окружена 24 дополнительными святилищами, но позже, в 12 веке, были добавлены 74 шуб-святилища. [ 16 ]
Навчковки представляют собой коллекцию из девяти прямоугольных потолков, каждый из которых украшен резьбой разного дизайна, поддерживаемой декоративными колоннами. Гудх-мандап представляет собой простой зал, если войти в его богато украшенный дверной проем. В Гудх-мандапе находятся два идола Паршванатхи в Кайотсарга . позиции [ 26 ] и изображение Ришабханатхи. Мандап предназначен для Аарти божеству. На потолке вырезаны изображения лошадей, слонов, музыкантов, танцоров и солдат. [ 27 ] На потолке главного купола вырезаны шестнадцать дэви, связанных с обучением. [ 16 ]
Хастишала (Слоновий двор) была построена Притхвипалом, потомком Вимал Шаха в 1147–1149 годах, и представляет собой скульптурный ряд слонов, на которых едут члены семьи. [ 28 ]
Луна Васахи
[ редактировать ]
Храм Луна Васахи или Неминатха посвящен Неминатхе. Храм был построен в 1230 году двумя братьями Порвад - Ваступалом и Теджпалом - оба министрами Вирдхавала, правителя Вагхела в Гуджарате. [ 19 ] [ 29 ] [ 16 ] Храм, построенный в память о покойном брате Ваступала и Теджпала Луниге, был спроектирован по образцу храма Вимал Ваши. Храм имеет структуру, похожую на Вимала Васахи, но имеет лучшую резьбу. [ 16 ] [ 30 ] Ранг мандап (главный зал) имеет центральный купол, на котором свисает большой декоративный кулон. По кругу расположены 72 фигуры сидящих тиртханкаров; под этой полосой расположены 360 маленьких фигурок джайнских монахов в другой круглой полосе. [ 31 ] Хатишала (слоновья клетка) представляет собой 10 мраморных слонов, отполированных и реалистично смоделированных. Особенностью храма являются две ниши Дерани (жены младшего брата) и Джетани (жены старшего брата), жен Ваступала и Теджпала соответственно. [ 32 ] В нишах находится изображение богини Лакшми со скульптурами тиртханкаров Самбхаванатхи и Шантинатхи соответственно. [ 33 ]
Есть 47 дополнительных святынь, в которых хранится одно или несколько изображений тиртханкар. В первом храме находится идол богини Амбики . Девятый и одиннадцатый хранят образы жизни Неминатхи после отречения и замужества Неминатхи соответственно. В четырнадцатом святилище есть изображения жизненных событий Шантинатхи. В тридцать седьмом святилище находятся изображения четырех богинь. Есть несколько изображений событий жизни Кришны также . Всего в храме 130 колонн, 38 из которых украшены красивой резьбой. [ 34 ]
В Навчовках представлены одни из самых тонких работ по резке мраморного камня в храме. На потолке храма изображены сцены из жизни Неминатхи с изображением Раджмати (который должен был жениться на Неминатхе). [ 35 ] и Кришна. [ 36 ] [ 37 ] В Гудх-мандапе изображен идол Неминатхи из черного мрамора. Примечательна также резьба девкуликасов и Чакрешвари на потолке храма. [ 38 ] [ 39 ] Кирти Стамбха (столп гордости), большой черный каменный столб слева от храма, был построен Махараной Кумбхой из Мевара . [ 40 ] Остальные три храма Дилвары меньше.
Храм Питталхар
[ редактировать ]
Храм Питталхар, также называемый храмом Адинатха, был построен Бхима Шахом, министром султана Бегады Ахмадабада, между 1316-1432 годами нашей эры. [ 41 ] [ 42 ] В храме установлена массивная металлическая статуя Ришабханатхи (Адинатхи), отлитая из пяти металлов. Основной металл, использованный в этой статуе, — «Питал» (латунь), отсюда и название «Питталхар». [ 43 ] [ 44 ] Название храма также упоминается в надписи 1432 года, найденной в святилище Дигамбар в комплексе Дилвара. [ 45 ]
В главном храме 107 изображений. [ 41 ] Святыня состоит из Гарбхагрихи , Гудх-мандапа и Навчовки с изображениями якши Чакрешвари и якши Гомукхи с обеих сторон. [ 46 ] Похоже, строительство Рангмандапа и коридора осталось незавершенным. Старый изувеченный идол [ по мнению кого? ] был заменен и установлен в 1468-69 гг. н.э. и весил, 108 маундов (четыре метрических тонны). согласно надписи на нем, [ 47 ] Изображение создано художником «Дета» ростом 8 футов (2,4 м). высота, 5,5 футов (1,7 м). в ширину, а высота фигуры составляет 41 дюйм (1000 мм). [ 41 ] В Гудх Мандапе большая мраморная скульптура Панч-Тирти с одной стороны установлена Ришабханатхи. Некоторые святыни ( девакулика ) были построены в 1474 и 1490 годах, прежде чем строительство было прекращено. [ нужна страница ]
Храм Паршванатхи
[ редактировать ]
Этот храм, посвященный Паршванатхе, был построен Сангви Мандликом и его семьей в 1458–1459 годах. [ 44 ] По распространенному мнению, каменщики бесплатно предложили оставшиеся камни Вимала Васахи и Луна Васахи для добавления мрамора, поскольку храм был построен из серого камня. [ 48 ] Это трехэтажное здание является самым высоким храмом в Дилваре. Не вся башня сохранилась. На всех четырех сторонах святилища на первом этаже расположены четыре больших мандапы, в которых находится идол Паршванатхи Чаумукха. [ 49 ] На первом этаже идол Чаумукха, передняя иконография представляет собой Чинтамани Паршванатха , второй Магалакар Паршванатх и третий Манората-Калпадрума Паршванатх - все они изображены с капюшоном из девяти кобр. Изображение четвертого изображения Паршванатхи неразборчиво. [ 50 ] В коридоре есть изображения 17 тиртханкар и картины с цветами. Здесь изображены 14 снов , которые мать тиртханкары видела при зачатии. [ 50 ] На втором этаже идол Чаумукхи изображает Суматинатху , Паршванатху, Адинатху и Паршванатху. идол богини Амбики Также присутствует . Идол Паршванатхи Чаумукха установлен на третьем этаже. [ 51 ]
Внешние стены святилища украшены декоративными скульптурами из серого песчаника, изображающими Дикпаласа , Видьядевиса, Якшиниса , Шалабханджикаса и другие декоративные скульптуры, сравнимые с скульптурами в Кхаджурахо и Конарке . [ 43 ]
Храм Махавира Свами
[ редактировать ]Это небольшое строение, построенное в 1582 году и посвященное Махавире . [ 24 ] Это небольшой храм с резьбой на стенах. На верхних стенах крыльца размещены картины, написанные в 1764 году художниками Сирохи . Есть подробные резные изображения цветов, голубей, сцен суда, танцующих девушек, лошадей, слонов и других сцен. По обе стороны от Махавиры стоят по три идола тиртханкара. [ 52 ] Снаружи храма находится мраморная плита прямоугольной формы с треугольным камнем над ней, содержащая 133 изображения тиртханкара миниатюрного размера с более крупным изображением в центре. [ 24 ]
Ремонт
[ редактировать ]Храмы время от времени ремонтировались. Аллауддин Хильджи напал на храмы и повредил их в 1311 году. В 1321 году Биджаг и Лалаг из Мандора провели ремонт. [ 53 ]
В 1906 году Лаллубхай Джайчанд из Патана отремонтировал и повторно освятил храмы 25 апреля 1906 года под руководством Яти Хемасагара. [ 54 ] снова провел масштабный ремонт, В 1950–1965 годах Анандджи Калянджи работа которого была выполнена фирмой Сомпуры Амритлал Мулшанкар Триведи. [ 55 ] Старый мрамор имеет желтую патину, тогда как новый мрамор белый.
В настоящее время храмами управляет Сет Кальянджи Парамананджи Педи. [ 56 ] Сет Кальянджи Парамананджи Педи также управляет близлежащей Бходжаншалой (столовой).
Удобства
[ редактировать ]Имеются удобства для омовения, которое является обязательным перед проведением пуджи идолам. Эти объекты используют пассивную солнечную энергию для нагрева воды для купания и других целей. Часы экскурсий для туристов вывешены возле храма. [ нужна ссылка ]
Галерея
[ редактировать ]-
Храм Джетани в Луна Васахи
-
Резьба Девкуликаса на потолке Луны Васахи
-
Джайн Дерасар , гора Абу
-
Интерьер храма Луна Васахи или Шри Неминатх, Дилвара
-
Храм Дилвара, куполообразный потолок, деталь
-
Дилвара в 1990 году
-
Деталь потолка храма Дилвара
-
Деталь дверного проема
-
Иллюстрация Калпаврикши в храме Дилвара Джайн
-
Деталь потолка храма Дилвара
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитирование
[ редактировать ]- ^ «Храмы Делвады» .
- ^ Мичелл, 273
- ^ Шах 1995 , с. 17.
- ^ Мичелл, 273
- ^ Адамс 1864 , с. 127.
- ^ Уайт 1996 , с. 410.
- ^ Митчелл (1990), 274–276; Харл, 226–227.
- ^ Харл, 228
- ^ Кумар 2001 , с. 9.
- ^ Уотсон 1873 , с. 32.
- ^ Тобиас 1991 , с. 78
- ^ Кулидж 1880 , с. 149.
- ^ Бальфур 1885 , с. 948.
- ^ Кумар 2001 , с. 67.
- ^ Палатка 2010 , с. 132.
- ^ Jump up to: а б с д и Чинг, Джарзомбек и Пракаш 2010 , с. 336.
- ^ Мичелл, 275
- ^ Дандас 2002 , с. 221.
- ^ Jump up to: а б Субраманиан 2003 , с. 105.
- ^ Гупта 2003 , с. 45.
- ^ Мехта 1970 , с. 18.
- ^ Мехта 1970 , с. 20.
- ^ Тобиас 1991 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б с Мехта 1970 , с. 17.
- ^ Мехта 1970 , с. 29.
- ^ Мехта 1970 , с. 28.
- ^ Далал 2010 , с. 409.
- ^ Мехта 1970 , с. 33.
- ^ Шет 1957 , с. 134.
- ^ Мичелл, 276
- ^ Мехта 1970 , с. 40.
- ^ Мехта 1970 , с. 37.
- ^ Мехта 1970 , с. 39.
- ^ Шет 1957 , стр. 138–139.
- ^ Шах 1987 , с. 169.
- ^ Титце и Брюн 1998 , с. 253.
- ^ Шах 1987 , с. 165.
- ^ Шах 1987 , с. 175.
- ^ Шах 1987 , с. 229.
- ^ Мехта 1970 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б с Мехта 1970 , с. 51.
- ^ Джайнские храмы Делвада - Mt. Абу, Муни Джаянтвиджай Джи, Паб. Сет Кальянджи Парамананджи Педи, с. 16
- ^ Jump up to: а б Далал 2010 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б Титце и Брюн 1998 , с. 158.
- ^ Мехта 1970 , с. 50.
- ^ Шах 1987 , с. 227.
- ^ Стотт и МакКаллох, 2014 , с. 128.
- ^ Мехта 1970 , стр. 52–53.
- ^ Форлонг 2005 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Мехта 1970 , с. 53.
- ^ Мехта 1970 , с. 54.
- ^ Мехта 1970 , с. 16.
- ^ Шет 1957 , с. 136.
- ^ Делвада Пратиштха Махотсава, вестник джайнской конференции, май 1906 г., стр. 133
- ^ Джайнские храмы Делвада - Mt. Абу, Муни Джаянтвиджай Джи, Паб. Сет Кальянджи Парамананджи Педи, с. 4
- ^ Мехта 1970 , с. 14.
Источники
[ редактировать ]- Чинг, Фрэнсис ДК ; Ярзомбек, Марк М .; Пракаш, Викрамадитья (2010) [1934], Глобальная история архитектуры , John Wiley & Sons , ISBN 978-0-471-26892-5
- Корт, Джон (2010), Обрамление джины: повествования об иконах и идолах в истории джайнов , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-973957-8
- Далал, Рошен (2010) [2006]. Религии Индии: краткое руководство по девяти основным конфессиям . Том. 8 (1-е изд.). Лондон : Книги Пингвина . ISBN 9788184753967 .
- Субраманиан, ВК (2003), Художественные святыни Древней Индии , Abhinav Publications, ISBN 9788170174318
- Мичелл, Джордж (1990), Путеводитель по памятникам Индии для пингвинов, Том 1: буддисты, джайны, индуисты , 1990, Penguin Books, ISBN 0140081445
- Стотт, Дэвид; Маккалок, Виктория (2014), Раджастан, Дели и Агра , Путеводители Footprint, ISBN 9781909268395
- Уайт, Дэвид Гордон (1996), Алхимическое тело: традиции сиддхов в средневековой Индии , University of Chicago Press , ISBN 9780226894973
- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Шах, Умакант Премананд (1987), Джайна-рупа-мандана: джайнская иконография , Abhinav Publications, ISBN 81-7017-208-Х
- Шет, Чиманлал Бхайлал (24 июня 1957 г.). Джайнизм в Гуджарате (PDF) . Шри Виджадевур Сангх. Том. 6. Институт последипломного образования и исследований Деканского колледжа .
- Топсфилд, Эндрю (2014), В царстве богов и королей , Philip Wilson Publishers, ISBN 9781781300145
- Мехта, Джод Синха (1970). Абу в Удапиур . Мотилал Банарсидасс . ISBN 9788120829848 .
- Шах, Умакант Премананд (1995). Исследования джайнского искусства, иконографии и смежных предметов в честь доктора У.П. Шаха . Публикации Абхинава. ISBN 9788170173168 .
- Титце, Курт; Брюн, Клаус (1998). Джайнизм: иллюстрированный путеводитель по религии ненасилия (2-е изд.). Мотилал Банарсидасс . ISBN 978-81-208-1534-6 .
- Кулидж, Арчибальд Кэри (1880), The Rajputana Gazetteer , vol. 3, Центральное отделение правительства.
- Кумар, Сехдев (2001). Тысячелепестковый лотос: джайнские храмы Раджастана: архитектура и иконография . Публикации Абхинава. ISBN 9788170173489 .
- Гупта, Шобхна (2003), Памятники Индии , Публикации Хар-Ананда, ISBN 9788124109267
- Форлонг, Джеймс Джордж Рош (2005), Энциклопедия религий , Genesis Publishing Pvt Ltd , ISBN 9788130700823
- Адамс, WJ (1864), справочник Брэдшоу для президента Бомбея и северо-западных провинций Индии , Оксфордский университет
- Бальфур, Эдвард (1885), Циклопедия Индии, Восточной и Южной Азии , том. 1, Б. Квартитц
- Дандас, Пол (2002) [1992], Джайны (второе изд.), Лондон и Нью-Йорк: Routledge , ISBN 978-0-415-26605-5
- Тобиас, Майкл (1991), Жизненная сила: мир джайнизма , Jain Publishing Company, ISBN 9780875730806
- Уотсон, Джон Ф. (1873), Венская универсальная выставка 1873 года. Классифицированный и описательный каталог Индийского департамента , Аллен , ISBN 9788182053922
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Дилвара – легендарный мраморный храм
- Храмы Дельвара на горе Абу- Джайна. Архитектура в Индии, глава 1.