Немецкая подводная лодка U-65 (1939 г.)
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Ю-65 |
Заказал | 16 июля 1937 г. |
Строитель | AG Weser , Бремен |
Номер двора | 953 |
Заложен | 6 декабря 1938 г. |
Запущен | 6 ноября 1939 г. |
Введен в эксплуатацию | 15 февраля 1940 г. |
Судьба | Потоплен 28 апреля 1941 года в Северной Атлантике к юго-востоку от Исландии на позиции 59,51 с.ш., 15,30 з.д. глубинными бомбами британского эсминца HMS Douglas . 50 погибших (все руки потеряны). [ 1 ] |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Подводная лодка типа IXB |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч |
|
Высота | 9,60 м (31 фут 6 дюймов) |
Черновик | 4,70 м (15 футов 5 дюймов) |
Скорость |
|
Диапазон |
|
Вооружение |
|
Послужной список | |
Часть: |
|
Идентификационные коды: | М 26 817 |
Командиры: | |
Операции: |
|
Победы: |
Немецкая подводная лодка -65 — типа IXB подводная лодка нацистской Германии Кригсмарине U во время Второй мировой войны . В ходе шести военных патрулей с 9 апреля 1940 г. по 28 апреля 1941 г. он потопил двенадцать кораблей и повредил три других, общая потеря составила 88 664 брутто-регистровых тонны (GRT).
Строительство и дизайн
[ редактировать ]Строительство
[ редактировать ]U-65 была заказана Кригсмарине 16 июля 1937 года. Ее киль был заложен 6 декабря 1938 года компанией AG Weser , Бремен, под номером верфи 953. Она была спущена на воду 6 ноября 1939 года и вступила в строй 15 февраля 1940 года под командованием капитанлейтнанта. Ганс-Геррит фон Штокхаузен . [ 1 ]
Дизайн
[ редактировать ]Подводные лодки типа IXB были немного крупнее первоначальных подводных лодок типа IX , позже получивших обозначение IXA. U-65 имела водоизмещение 1051 тонну (1034 длинных тонны) в надводном положении и 1178 тонн (1159 длинных тонн) в подводном положении. [ 2 ] Подводная лодка имела общую длину 76,50 м (251 фут), длину прочного корпуса 58,75 м (192 фута 9 дюймов), ширину 6,76 м (22 фута 2 дюйма), высоту 9,60 м (31 фут 6 дюймов) и осадка 4,70 м (15 футов 5 дюймов). Подводная лодка была оснащена двумя MAN M 9 V 40/46 с наддувом четырехтактными девятицилиндровыми дизельными двигателями общей мощностью 4400 лошадиных сил (3240 кВт; 4340 л.с.) для использования в надводном положении, двумя двигателями Siemens-Schuckert 2 GU 345/. 34 электродвигателя двойного действия общей мощностью 1000 лошадиных сил (740 кВт; 990 л.с.) для использования под водой. длиной 1,92 м (6 футов) У нее было два вала и два гребных винта . Лодка была способна работать на глубине до 230 метров (750 футов). [ 2 ]
Подводная лодка имела максимальную скорость надводного положения 18,2 узла (33,7 км/ч; 20,9 миль в час) и максимальную скорость под водой 7,3 узла (13,5 км/ч; 8,4 миль в час). [ 2 ] В подводном положении лодка могла двигаться на протяжении 64 морских миль (119 км; 74 миль) со скоростью 4 узла (7,4 км/ч; 4,6 миль в час); при всплытии он мог преодолеть 12 000 морских миль (22 000 км; 14 000 миль) со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). U-65 была оснащена шестью торпедными аппаратами диаметром 53,3 см (21 дюйм) (четыре в носовой части и два в корме), 22 торпедами , одной корабельной пушкой SK C/32 диаметром 10,5 см (4,13 дюйма) , 180 снарядами и 3,7 см (1,5 дюйма) SK C/30 , а также 2 см (0,79 дюйма) С/30 Зенитная пушка . На лодке было . сорок восемь человек [ 2 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Первый патруль
[ редактировать ]Первое боевое патрулирование U-65 началось 9 апреля 1940 года, когда она покинула порт приписки Вильгельмсхафен. В течение 36 дней она патрулировала Северное море и воды у берегов Норвегии, участвуя во вторжении в эту страну. За это время она не потопила ни одного вражеского судна. 13 апреля подводная лодка атаковала группу британских эсминцев к северу от Бергена , Норвегия; но ее торпеды не взорвались, эсминцы контратаковали, нанеся подводной лодке незначительные повреждения. U-65 смогла уйти от нападения и 14 мая благополучно вернулась в Вильгельмсхафен. [ 3 ]
Второй патруль
[ редактировать ]Второе боевое патрулирование U-65 началось 8 июня 1940 года. За 30 дней лодка пересекла Северное море, обогнула Британские острова на севере и проследовала через Кельтское море к Бискайскому заливу. 21 июня в 08:17 она столкнулась со своей первой жертвой — голландским паровым торговым судном « Беренис » водоизмещением 1177 брт , отправлявшимся из Бордо , с 1000 тоннами марганцевой руды и 22 пассажирами. Единственная торпеда попала в ее мидель, и она затонула через три минуты. Из 47 человек, находившихся на борту, только девять выживших были вытащены из воды прибрежным судном. Один из этих людей, капитан корабля, скончался от ран до того, как оставшийся состав высадился в Фалмуте в Корнуолле. [ 4 ]
На следующий день в 18:04 U-65 потопила танкер без сопровождения в Бискайском заливе . Предполагается, что это был французский паровой танкер «Моник» водоизмещением 7011 брт , хотя выживших, которые могли бы подтвердить его личность, не нашлось. [ 5 ] Единственным следом Моники , когда-либо найденным , было тело одного из ее моряков, которое выбросило на берег недалеко от Ла-Коруньи в Испании. [ 6 ]
Около полудня 30 июня U-65 обнаружила и атаковала конвой SL-36 и сообщила о попаданиях в два корабля. только один британский пароход «Клан Огилви» Фактически пострадал водоизмещением 5802 брт. Жертв не было; поврежденному кораблю помогли HMS Vesper и Gladiolus , и он прибыл в Фалмут 4 июля. [ 7 ]
Днем позже (1 июля) подводная лодка атаковала конвой ОА-175. В 13:51 она выпустила свою единственную оставшуюся торпеду по голландскому паровому торговому судну «Амстелланд» примерно в 380 морских милях (700 км; 440 миль) к юго-западу от Лэндс-Энда . Торпеда попала в нее по правому борту; один член экипажа был выброшен за борт и утонул. Кптлт. Штокхаузен утверждал, что потопил свою цель, но, несмотря на то, что он был выведен из строя, «Амстелланд» оставался на плаву в течение двух дней с затопленным трюмом номер 5, прежде чем его забрал на буксир спасательный буксир HMS Marauder . Корвет класса «Цветок» «Календула» сопровождал буксир и его подопечных в Фалмут, куда они прибыли 5 июля. [ 8 ]
Израсходовав последнюю торпеду, U-65 направилась домой. Это успешное патрулирование было прекращено в Вильгельмсхафене 7 июля. [ 9 ]
Третий патруль
[ редактировать ]Покинув Вильгельмсхафен 8 августа 1940 года, U-65 проследовала в Северное море и вокруг Британских островов на пути к своей новой базе в недавно захваченном Лорьяне во Франции. Путешествие заняло двенадцать дней. Однако это патрулирование оказалось безрезультатным: подводная лодка прибыла в Лорьян 19 августа, не совершив ни одного убийства. На U-65 в этом патруле находились начальник штаба ИРА Шон Рассел и Фрэнк Райан, член ИРА, который воевал на стороне республиканцев во время гражданской войны в Испании , был захвачен силами Франко и передан Абверу . Целью этой санкционированной Абвером миссии под названием «Операция Голубь» (« Unternehmen Taube» по-немецки) был саботаж после транспортировки в Ирландию. Во время путешествия Расселу стало плохо, и он пожаловался на боли в животе. На U-65 не было врача, и он умер 14 августа в 100 милях от Голуэя. Он был похоронен в море, и миссия прервана. После возвращения подводной лодки в Германию Абвер начал расследование смерти Рассела. Это расследование включало в себя допрос U-65 Экипаж и Фрэнк Райан. Был сделан вывод, что Рассел перенес взрыв язвы желудка и без медицинской помощи умер.
Четвертый патруль
[ редактировать ]U-65 вышла из Лорьяна 21 августа 1940 года для своего четвертого патрулирования. После шестидневной остановки в Бресте североатлантическое патрулирование началось всерьез. Никаких целей не было обнаружено до 20:00 14 сентября, когда конвой HX 70 находился примерно в 180 морских милях (330 км; 210 миль) от Барра-Хед (в Шотландии).
В 21:18 была выпущена торпеда, но она не попала в носовую часть норвежского парохода « Хирд » . Реагируя на атаку, торговое судно на полной скорости начало зигзагообразное движение, пытаясь уйти. Из-за уклончивого курса на выход на новую огневую позицию потребовалось девять часов, но в 06:05 единственная торпеда, выпущенная из кормовой трубы U-65, попала в торговое судно по правому борту между мостиком и фок-мачтой. Когда судно сильно накренилось, команда покинула судно на одной спасательной шлюпке и двуколке , подав сигнал ближайшему траулеру подобрать их. В 20:30 немцы заметили спасение экипажа и затопление «Хирда» . Траулер, исландский «Торольфур» (англ. Thorolf ), высадил выживших во Флитвуде на западном побережье Англии 17 сентября. [ 10 ] [ 11 ]
Вторая успешная атака произошла 17 сентября 1940 года, когда лодка торпедировала британское пароходное торговое судно «Треганна» , следовавшее с конвоем HX 71 . Единственное попадание торпеды отправило ее на дно в 78 морских милях (144 км; 90 миль) к северо-западу от Роколла за считанные секунды; из ее 37 членов экипажа выжили только четверо. Их подобрал британский торговый корабль «Филлей» из того же конвоя и высадил в Эйвонмуте . [ 12 ] [ 13 ]
Еще двенадцать дней в море не принесли дополнительных целей; U-65 вернулась в Лорьян 25 сентября.
Пятый патруль
[ редактировать ]Несколько недель спустя, 15 октября, U-65 вышла из Лорьяна и направилась к западному побережью Африки и Южной Атлантике. Это станет ее самым продолжительным и успешным патрулем. Прошел целый месяц в море, прежде чем подводная лодка обнаружила свою первую цель — британское пароходовое судно водоизмещением 5168 тонн « Кохинур » ; недавно отделился от колонны ОБ 235 . В 15:11 U-65 атаковала и потопила ее примерно в 250 морских милях (460 км; 290 миль) к северу от экватора . Первоначально 68 из 85 человек на борту выжили, однако многие из них погибли несколько часов спустя, когда U-65 потопила свою вторую жертву патруля, норвежский моторный танкер Havbør водоизмещением 7614 брт . [ 14 ]
Британские моряки на плоту из Кохинура предупредили Хавбора , что в этом районе находится подводная лодка, но лодки все равно спустили, чтобы помочь 31 выжившему. Пока шла эта операция, «Хавбор» получил попадание в левый борт единственной торпеды U-65 и сразу же загорелся, горящее масло разлилось по поверхности воды и охватило многие лодки, участвовавшие в спасательной операции. 28 членов экипажа « Хавбора » (включая капитана корабля) и все 31 человек с Кохинура В огне погибли . Танкер затонул семь часов спустя. Из пяти выживших один скончался от ран до прибытия спасателей 24 ноября. Четверо оставшихся мужчин были высажены во Фритауне в Сьерра-Леоне . [ 15 ] [ 16 ]
16 ноября подводная лодка нашла свою следующую цель на британском паровом торговом судне « Фабиан» водоизмещением 3059 брт примерно в 350 морских милях (650 км; 400 миль) к западу от Фритауна. Одиночная торпеда в 14:29 попала в носовую часть корабля. Подводная лодка всплыла и добила подбитое грузовое судно пятью попаданиями из восьми выстрелов из палубной пушки и затонула с потерей шести человек. 33 выживших были допрошены немцами, которые оказали помощь двум раненым и предоставили еду и воду, прежде чем покинуть место происшествия. [ 17 ]
18 ноября в 18:02 U-65 заметила несопровождаемый британский танкер Congonian . Первая торпеда попала в моторный отсек танкера. , В 18:12 последовал удар ударив ее возле кормы. Один человек погиб, остальные 35 членов экипажа были подобраны британским крейсером HMS Devonshire и через несколько дней (29 ноября) высадились во Фритауне. [ 18 ]
U-65 стала первой подводной лодкой, пересекшей экватор 11 декабря 1940 года. [ 19 ]
После затопления «Конгониана» прошло больше месяца, прежде чем U-65 столкнулась со своей следующей жертвой. 21 декабря в 16:05 панамский паровой танкер «Чарльз Пратт» без сопровождения (нейтральный) был поражен единственной торпедой в миделе корабля. Хотя Штокхаузен отметил, что нейтральные флаги, нарисованные на ее бортах, были хорошо видны, он решил атаковать без предупреждения, поскольку было ясно (исходя из ее положения и курса), что она направлялась во вражеский порт. В результате нападения на танкере была повреждена система пожаротушения, экипаж покинул судно на двух левых спасательных шлюпках. Примерно через 20 минут вторая торпеда попала в правый борт прямо перед миделем, осыпав окружающую воду обломками, некоторые из которых едва не зацепили спасательные шлюпки. Хотя эта вторая атака и потушила пожар, наводнение было слишком сильным, и корабль затонул с сильным креном. Через несколько дней выжившие были подобраны британскими торговыми судами «Гасконь» и «Лэнглигорс» и высадились во Фритауне. [ 20 ]
В канун Рождества U-65 столкнулась с паровым танкером British Premier , отставшим от конвоя SLS-60. Две торпеды решили ее судьбу в 16:41; она была потоплена примерно в 200 морских милях (370 км; 230 миль) к юго-западу от Фритауна. В результате затопления погибли капитан корабля, тридцать членов экипажа и артиллерист. Из тринадцати выживших девять были подобраны 3 января 1941 года HMS Hawkins и приземлились во Фритауне. Остальные четверо дрейфовали в открытой лодке в течение 41 дня (25 из них без еды), прежде чем их спас HMS Faulknor . [ 21 ]
Три дня спустя было замечено норвежское паровое торговое судно без сопровождения Risanger (5455 брутто-метровых тонн). В 11:31 единственная торпеда, выпущенная с U-65, попала кормы в ее мидель. U-65 всплыла и произвела 70 выстрелов из палубной пушки, чтобы добить торговое судно, которое затонуло с еще вращающимся винтом. Все 29 человек находились на борту заброшенного корабля и через несколько дней были подобраны норвежским танкером « Белинда» . Они были высажены в Кейптауне , Южная Африка , 10 января 1941 года. [ 22 ]
31 декабря U-65 заметила моторный танкер British Zeal водоизмещением 8532 брт , идущий неуклоняющимся курсом со скоростью 10,5 узлов к востоку от островов Зеленого Мыса . В 17:52 подводная лодка выпустила две торпеды, одна из которых перегрелась в трубе, и ее пришлось запускать вручную; оба этих выстрела промахнулись. В 23:00 наблюдатель заметил еще один след торпеды, и штурвал резко отбросило на правый борт, но торпеда попала в танкер прямо по правому борту под мостиком, разорвав танк номер 2. Несмотря на шторм на море, команда немедленно села в спасательные шлюпки. Первый удар промахнулся из-за неисправности, но второй ударил по правому борту в переборку между танками номер 3 и 4 примерно через 30 минут после первого попадания. Темнота и неблагоприятная погода не позволили использовать палубное орудие, но, заметив, что экипаж покинул корабль, подводная лодка покинула этот район, предполагая, что танкер затонет.
С первыми лучами солнца экипаж танкера заметил все еще плавучий корабль и снова поднялся на борт. Несмотря на три затопленных бака, две большие пробоины в правом борту и разорванную взрывами палубу, машинное отделение оказалось целым. Экипаж поднял пар и проверил двигатели и рулевое управление, но затем снова покинул корабль, опасаясь, что подводная лодка все еще находится поблизости. На рассвете следующего дня экипаж снова поднялся на борт судна, поднял пар и направился в сторону Батерста на пяти узлах. Через несколько часов прибыл британский эсминец HMS Encounter , предложил помощь, а затем ушел на поиски давно ушедшего нападавшего. к нему не присоединился спасательный буксир HMS Hudson Поврежденный танкер продолжал путь один, пока 4 января . Несмотря на серьезные повреждения и ненастную погоду, British Zeal 8 января прибыла в гавань Фритауна. Она покинула порт после временного ремонта для более постоянного восстановления в Балтиморе. Корабль вернулся в строй в феврале 1942 года. [ 23 ]
Последнее уничтожение было добавлено к подсчету подводной лодки 2 января 1941 года. В 22:07 единственная торпеда U-65 поразила британское пароходное торговое судно Nalgora (6579 брутто-тонн) примерно в 350 морских милях (650 км; 400 миль) к северу от мыса. Острова Верде. Примерно через 20 минут подводная лодка всплыла и добила подбитое судно из палубной пушки. Все 105 человек на борту торгового судна выжили. 86 из них были подобраны британскими торговыми судами «Нолисемент» и «Умгени» после восьми дней дрейфа. Остальные 19 достигли земли на островах Зеленого Мыса. [ 24 ]
После нескольких месяцев в море U-65 вернулась в загон для подводных лодок в Лорьяне 10 января 1941 года. В честь этого весьма успешного патрулирования Штокхаузен был произведен в корветтенкапитан и награжден Рыцарским крестом Железного креста . В это время он покинул лодку и принял на себя командование недавно сформированной 26-й флотилией подводных лодок . [ 25 ]
Шестой патруль и потеря
[ редактировать ]После столь необходимого перерыва в морской жизни U-65 12 апреля 1941 года снова вылетела из Лорьяна. Под командованием капитан-лейтенанта. Йоахима Хоппе, он направился в Северную Атлантику, где 28 апреля был атакован и потоплен глубинными бомбами британского эсминца HMS Douglas .
50 человек погибли вместе с подводной лодкой; выживших не было.
Краткое изложение истории рейдов
[ редактировать ]Дата | Корабль | Национальность | Тоннаж | Судьба [ 26 ] |
---|---|---|---|---|
21 июня 1940 г. | Беренис | ![]() |
1,177 | затонул |
22 июня 1940 г. | Моник | ![]() |
7,011 | затонул |
30 июня 1940 г. | Клан Огилви | ![]() |
5,802 | Поврежденный |
1 июля 1940 г. | Амстеланд | ![]() |
8,156 | Поврежденный |
15 сентября 1940 г. | Хёрд | ![]() |
4,950 | затонул |
17 сентября 1940 г. | Трегенна | ![]() |
5,242 | затонул |
15 ноября 1940 г. | Морской окунь | ![]() |
7,614 | затонул |
15 ноября 1940 г. | Кохинур | ![]() |
5,168 | затонул |
16 ноября 1940 г. | Фабиан | ![]() |
3,059 | затонул |
18 ноября 1940 г. | конгонийский | ![]() |
5,065 | затонул |
21 декабря 1940 г. | Чарльз Пратт | ![]() |
8,982 | затонул |
24 декабря 1940 г. | Британский премьер | ![]() |
5,872 | затонул |
27 декабря 1940 г. | стояк | ![]() |
5,455 | затонул |
31 декабря 1940 г. | Британское рвение | ![]() |
8,532 | Поврежденный |
2 января 1941 г. | Налгора | ![]() |
6,579 | затонул |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хельгасон, Гудмундур. «Катер типа IXB Ю-65» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 6 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гренер 1991 , с. 68.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-65 (Первый патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 7 июня 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Беренис (Торговец Паром)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 26 августа 2011 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-65 (Второй патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 7 июля 2011 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Моник (Паровой танкер)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 26 августа 2011 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Клан Огилви (Торговец Steam)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 26 августа 2011 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Амстелланд (Торговец паром)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 26 августа 2011 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Второй патруль для Ю-65» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 26 августа 2011 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Хирд (Торговец автомобилями)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 31 августа 2011 г.
- ^ Атлас мира Times - Третье издание, исправленное в 1995 г., ISBN 0 7230 0809 4 , с. 6
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Треганна (Торговец Steam)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 31 августа 2011 г.
- ^ Мировой Атлас Таймс , с. 7
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Кохинур (Паровой Торговец)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 31 августа 2011 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Хавбор (Автоцистерна)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 31 августа 2011 г.
- ^ Мировой Атлас Таймс , с. 48
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Фабиан (Торговец Steam)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 31 августа 2011 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Конгониан (Автомобиль-танкер)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 31 августа 2011 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Пятый патруль для Ю-65» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 31 августа 2011 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Чарльз Пратт (Паровой танкер)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 31 августа 2011 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Британский Премьер (Паровой танкер)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 31 августа 2011 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Ризэнгер (Торговец Steam)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 31 августа 2011 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Британское рвение (Автомобиль-танкер)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 18 ноября 2012 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Налгора (Торговец Steam)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 31 августа 2011 г.
- ^ Хельгасон, Гудмунд. «Ганс-Геррит фон Штокхаузен» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 31 августа 2011 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Корабли, пораженные U-65» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 18 ноября 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Буш, Райнер; Рёлль, Ханс-Иоахим (1999). Немецкие командиры подводных лодок Второй мировой войны: биографический словарь . Перевод Брукса, Джеффри. Лондон, Аннаполис, Мэриленд: Greenhill Books, Naval Institute Press. ISBN 1-55750-186-6 .
- Буш, Райнер; Рёлль, Ханс-Иоахим (1999). Война подводных лодок, 1939-1945: потери немецких подводных лодок с сентября 1939 по май 1945 года [ Потери немецких подводных лодок с сентября 1939 по май 1945 года ] (на немецком языке). Том IV Гамбург, Берлин, Бонн: Миттлер. ISBN 3-8132-0514-2 .
- Эдвардс, Бернард (1996). Дёниц и волчьи стаи - Подводные лодки на войне . Касселл Военная классика. стр. 22, 27, 29. ISBN. 0-304-35203-9 .
- Гренер, Эрик; Юнг, Дитер; Маасс, Мартин (1991). Немецкие военные корабли 1815-1945: подводные лодки и корабли противоминной обороны . Том. 2. Перевод Томаса Кейта; Магован, Рэйчел. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-593-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хельгасон, Гудмундур. «Катер типа IXB Ю-65» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 7 декабря 2014 г.
- Хофманн, Маркус. « Ю 65 » . Deutsche U-Boote 1935-1945 — u-boot-archiv.de (на немецком языке) . Проверено 7 декабря 2014 г.
60 ° 4' с.ш. 15 ° 45' з.д. / 60,067 ° с.ш. 15,750 ° з.д.
- Немецкие подводные лодки Тип IX
- Подводные лодки введены в строй в 1940 году.
- Подводные лодки затонули в 1941 году.
- Подводные лодки Германии времен Второй мировой войны
- корабли 1939 года
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Норвежском море
- Подводные лодки, потопленные британскими военными кораблями
- Подводные лодки, потопленные глубинными бомбами
- Корабли постройки в Бремене (гос.)
- Подводные лодки потеряны со всеми руками
- Морские инциденты в апреле 1941 г.