История Франкфурта


Город Франкфурт-на-Майне начинался на холме у брода через реку Майн . Город превратился в финансовый центр , прозванный самым маленьким мегаполисом в мире . [ нужна ссылка ]
Ранняя история
[ редактировать ]Франкфурт расположен в первоначально заболоченной части долины Майн, низменности, пересеченной руслами реки. Таким образом, самые старые части можно найти в более высоких частях долины, через которую проходила римская дорога из Майнца (римский Могунтиакум ) в Хеддернхайм (римская Нида ). Хребты Оденвальд . и Шпессарт окружали эту территорию, обеспечивая преимущество в обороне, а топонимы показывают, что низменности по обе стороны реки изначально были лесистыми
Самая старая часть Альтштадта , старого центра города , — это Соборный холм ( Домхюгель ), расположенный на острове, созданном руками Майна. Только с запада до него можно было добраться пешком, не промокнув; это, вместе с его расположением у брода, давало ему значительные военные и экономические преимущества.
Случайные археологические находки на Домхюгеле относятся к эпохе палеолита , но первое подтвержденное поселение и освоение земель относятся к римской эпохе. Предполагается, что римляне поселились на холме в последней четверти I века нашей эры; среди прочего была найдена римская баня , которая, возможно, принадлежала более крупному комплексу, возможно, крепости. Судя по всему, военная оккупация была прекращена во 2 веке и заменена виллой . Также было раскопано несколько хозяйственных построек. Похожий комплекс зданий был обнаружен в современном Гюнтерсбургском парке в части города Франкфурт-Борнхайм.
С отступлением римской границы на западный берег Рейна в 259/260 году римская история Франкфурта подошла к концу.
Раннее Средневековье
[ редактировать ]
Название Франкфурт впервые появляется в письменном виде в 793 году, но, по-видимому, это уже был значительный город. В 794 году письмо императора епископу Толедо содержало « in loco celebri, qui dicitur Franconofurd », что значит «то знаменитое место, которое называется Франкфурт».
Похоже, что Соборный холм был заселен уже во времена Меровингов (возможно, сначала римлянами). В 1992 году при раскопках собора была обнаружена богатая могила девушки, датируемая поздним периодом Меровингов VII века.
Карл Великий построил себе королевский двор во «Франконовурде», «броде франков » , и летом 794 г. провел там церковный собор, созванный милостью Божией, властью папы и повелением Карла Великого (канон 1 ), и на нем присутствовали епископы Франкского королевства, Италии и провинции Аквитания и даже священнослужители из Англии. Собор был созван прежде всего для осуждения адопционизма . По свидетельствам современников, два папских легата присутствовали , Феофилакт и Стефан, представлявшие папу Адриана I. После выступления Карла Великого епископы составили два меморандума против адопционистов: один содержал аргументы из святоотеческих писаний; другие аргументы из Священного Писания. Первым был Libellus sacrosyllabus , написанный Паулином, Патриархом Аквилеи , от имени итальянских епископов; вторым была Epistola Synodica , адресованная епископам Испании епископами Империи, Галлии и Аквитании. В первом из своих пятидесяти шести канонов собор осудил адопционизм, а во втором отверг Второй Никейский собор 787 года, который, согласно неправильному латинскому переводу его Деяний (см. Каролинские книги ), по-видимому, постановил, что изображениям следует поклоняться так же, как и Пресвятой Троице, хотя греческий текст ясно различает между латреей и проскинезисом ; это представляло собой осуждение иконоборчества . Остальные пятьдесят четыре канона касались митрополичьей юрисдикции, монашеской дисциплины, суеверий и т. д.
Людовик Благочестивый , сын Карла Великого, выбрал Франкфурт своей резиденцией, расширил пфальц , построил более крупный дворец, а в 838 году окружил город оборонительными стенами и рвами.
После Верденского договора (843 г.) Франкфурт стал по сути столицей Восточной Франции и получил название Principalis sedes regni orientalis (главный центр восточного королевства). Во Франкфурте часто останавливались короли и императоры, императорские сеймы здесь неоднократно проводились и церковные соборы. Создание религиозных монастырей и многочисленные пожертвования местной церкви способствовали развитию городского сообщества. Кроме того, поскольку у императора Священной Римской империи больше не было постоянного места жительства, Франкфурт оставался центром имперской власти и главным городом Восточной Франции.
Позднее Средневековье
[ редактировать ]
После эпохи меньшего значения при Салианском и Саксонском императорах одно событие снова выдвинуло Франкфурт на первый план: именно в местной церкви в 1147 году Бернар Клервоский призвал, среди прочих, Гогенштауфенов короля Конрада III ко Второму крестовому походу. . Перед отъездом в Иерусалим Конрад выбрал наследником своего десятилетнего сына, однако мальчик умер раньше отца. В связи с этим через пять лет во Франкфурте состоялись выборы, а после избрания императора Фридриха Барбароссы Франкфурт стал привычным местом выборов немецких королей.
Вольный имперский город Франкфурт
[ редактировать ]К 1180 году город значительно расширился, а к 1250 году в дополнение к экономическому росту наблюдалось увеличение привилегий. Свободный имперский город при императорах Гогенштауфенах, Франкфурт пережил сильный рост и повышение национального значения. Ответственность за поддержание общественного порядка лежала на судебных приставах и контролерах ; однако граждане выбирали своих мэров и чиновников, которые отвечали за некоторые судебные обязанности. Эти чиновники пользовались благосклонностью императоров, которые к концу династии Гогенштауфенов полностью устранили рифов. Вскоре Франкфурт стал полностью самоуправляющимся императорским поместьем с местом и правом голоса на Рейнской скамье Городской коллегии императорского сейма . В Reichsmatrikel (Имперской налоговой таблице) 1521 года вклад Франкфурта в защиту Империи оценивался в 500 гульденов, 140 пехотинцев и 20 всадников, занимая пятое место среди 85 вольных имперских городов после Нюрнберга, Ульма, Страсбурга и Любека. . [ 1 ]
Ранний современный период
[ редактировать ]
Начиная с 16 века во Франкфурте процветали торговля и искусство. Наука и инновации прогрессировали, а изобретение печатного станка в соседнем Майнце способствовало развитию образования и знаний. С 15 по 17 века самая важная книжная ярмарка в Германии проводилась во Франкфурте, и этот обычай был возрожден в 1949 году.

В начале 17 века напряженность между гильдиями и патрициями, доминировавшими в городском совете, привела к серьезным волнениям. Гильдии требовали более широкого участия в городской и финансовой политике, а также экономических ограничений прав еврейской общины. В 1612 году, после избрания императора Матьяша , совет отклонил просьбу Гильдии публично зачитать императорские привилегии , данные городу. Это вызвало восстание Феттмильха , названное в честь его лидера, булочника Винценца Фетмильха . Часть населения, в основном ремесленники, восстала против городского совета. В 1614 году толпа начала погром в городском еврейском гетто, и императору пришлось просить Майнц и Гессен-Дармштадт восстановить порядок.
Во время Тридцатилетней войны Франкфурт смог сохранить свой нейтралитет; городской совет избегал вставать на сторону того или иного противника после своего негативного опыта в Шмалькальдской войне . Этот вопрос стал критическим между 1631 и 1635 годами, когда шведский регент Густав Адольф прибыл во Франкфурт, требуя размещения и продовольствия для себя и своих войск. Но город справился с этими невзгодами легче, чем с тем, что последовало за войной: чума опустошила город, как и большую часть Европы в то время. В Вестфальском мире 1648 года Франкфурт был утвержден как Имперский вольный город и вскоре достиг новых высот процветания. Дворец Баркхаус в Цайле во Франкфурте даже служил резиденцией императора Карла VII до 1744 года. [ нужна ссылка ]
От Французской революции до конца Свободного государства
[ редактировать ]
Во время войны за независимость Франции генерал Кюстин в октябре 1792 года оккупировал Франкфурт. 2 декабря того же года город был взят обратно.
В январе 1806 года генерал Ожеро занял город с 9000 человек и вымогал у него 4 миллиона франков. Статус Франкфурта как свободного города закончился, когда он был предоставлен Карлу Теодору Антону Марии фон Дальбергу в том же году . В 1810 году территории Дальберга были реорганизованы в Великое герцогство Франкфуртское .
За это время в городе произошли серьезные изменения в структуре и застройке города. Многовековые оборонительные стены были разобраны, на их месте разбиты садовые участки. Чувствовалось, что бояться артиллерийского огня больше не нужно, даже без стен. 1 июля 1808 года . мать Гете писала своему сыну Вольфгангу: «Die alten Wälle sind abgetragen, die alten Tore eingerissen, um die ganze Stadt ein Park» (Старые шлагбаумы сровнены, старые ворота снесены, вокруг всего города разбит парк.)
2 ноября 1813 года союзники собрались во Франкфурте, чтобы восстановить свои старые права и создать центральный административный совет под руководством барона фон Штайна . уточнил Венский конгресс , что Франкфурт является вольным городом Германской федерации, а в 1816 году он стал резиденцией Бундестага . Это правительственное место занимало Дворец Турн и Таксис . Когда Гете в последний раз посетил свой родной город в 1815 году, он ободрил членов совета словами: «Свободному городу подобает свободный дух… Франкфурту подобает сиять во всех направлениях и проявлять активность во всех направлениях».
Город прислушался к этому совету. Когда в 1831 году Артур Шопенгауэр , в то время преподаватель, переехал из Берлина во Франкфурт, он обосновал это строками: «Здоровый климат, красивая местность, удобства больших городов, Музей естественной истории, лучший театр, опера и концерты». , больше англичан, лучшие кофейни, нет плохой воды… и лучший дантист».
В 1833 году революционное движение попыталось свергнуть сейм роялистской Германской Конфедерации, заседавший во Франкфурте, и было быстро подавлено. [ 2 ]
Революции 1848 года и их последствия.
[ редактировать ]
Революции 1848 года , также известные как Мартовская революция, вынудили Клеменса фон Меттерниха , реакционного главу австрийского государства, уйти в отставку. Это событие бурно праздновали во Франкфурте. 30 марта 1848 года повсюду можно было увидеть черные, красные и золотые флаги, и населению было рекомендовано не стрелять в воздух.
18 мая 1848 года Национальное собрание провело свое первое заседание во Франкфуртер-Паульскирхе . Последняя встреча состоялась там год спустя, 31 мая 1849 года. Франкфурт в этот момент был центром всей политической жизни Германии. Партийные преобразования и волнения были там самыми сильными; беспорядки, особенно среди жителей квартала Заксенхаузен, пришлось подавлять силой оружия 7–8 июля 1848 г., а также 18 сентября.
В следующие пятнадцать лет были приняты новые промышленные законы, направленные на полную свободу торговли, и политическое освобождение евреев , начатое за десять лет до его окончательной реализации в 1864 году.
Начиная с августа 1863 года во Франкфурте собиралось политическое собрание, посвященное федеральной реформе Германии, включая национальный конгресс и конгресс противников реформы. Однако Королевство Пруссия так и не появилось, и реформа провалилась, что привело к австро-прусской войне в 1866 году. В результате войны Франкфурт был аннексирован Пруссией, а город стал частью провинции Гессен. Нассау .
Новейшая история
[ редактировать ]Ранний нацистский период
[ редактировать ]В 1933 году еврейского мэра ( обербюргермейстера ) Людвига Ландмана сменил НСДАП член Фридрих Кребс . Это привело к увольнению всех еврейских чиновников в городской администрации и городских организациях. Встреча франкфуртских торговцев, желавших обсудить бойкот еврейских предприятий, была разогнана, а ее участники арестованы и запуганы. Хотя нацисты первоначально высмеивали город как Иерусалим-на-Майне из-за его большого еврейского населения, город принял пропагандистское прозвище Stadt des deutschen Handwerks или город немецких ремесленников .
Хрустальная ночь
[ редактировать ]
Большинство синагог во Франкфурте были разрушены нацистами во время Хрустальной ночи в конце 1938 года, а депортация еврейских жителей на смерть в нацистские концентрационные лагеря после этого события ускорилась. Их имущество и ценности были украдены гестапо перед депортацией, и большинство из них подверглись крайнему насилию и садизму во время перевозки на вокзалы в вагонах для перевозки скота, которые везли их на восток. Большинство более поздних депортированных (после начала войны в 1939 году) оказывались в новых гетто, созданных нацистами, таких как Варшавское гетто и Лодзинское гетто , перед их окончательной транспортировкой и убийством в таких лагерях, как Собибор , Белжец и Треблинка .
Вторая мировая война
[ редактировать ]
Во время Второй мировой войны во Франкфурте располагалась нацистская тюрьма для несовершеннолетних девочек с несколькими исправительно-трудовыми лагерями. [ 3 ] лагерь для синти и цыган (см. «Холокост цыган» ), [ 4 ] транзитный лагерь Дулаг Люфт Вест для союзников , военнопленных [ 5 ] и подлагерь концентрационного лагеря Нацвайлер-Штрутхоф . [ 6 ]
Большая часть центра города была разрушена во время бомбардировок во время Второй мировой войны. 22 марта 1944 года британская атака разрушила весь Старый город, в результате чего погиб 1001 человек. Восточный порт — важный центр отгрузки сыпучих грузов с собственным железнодорожным сообщением — также был в значительной степени разрушен.
Впервые Франкфурт был достигнут в результате наземного наступления союзников в Германию в конце марта 1945 года. 5-я пехотная дивизия США захватила аэропорт Рейн-Майн 26 марта 1945 года и на следующий день переправилась через реку в город. Танки поддерживающей 6-й бронетанковой дивизии США на плацдарме на реке Майн попали под сосредоточенный огонь из окопанных тяжелых зенитных орудий во Франкфурте. Городские бои представляли собой медленные операции по зачистке квартал за кварталом до 29 марта 1945 года, когда Франкфурт был объявлен безопасным, хотя некоторые спорадические бои продолжались до 4 апреля 1945 года. [ 7 ]
Послевоенный период
[ редактировать ]- См. Также Послевоенная реконструкция Франкфурта.

Военный губернатор зоны Соединенных Штатов (1945–1949) и Верховный комиссар Соединенных Штатов в Германии (HICOG) (1949–1952) располагали штаб-квартирами в здании IG Farben , намеренно оставленном неповрежденным в результате бомбардировок союзников во время войны. [ нужна ссылка ]
Сильно разрушенный город решил в духе времени запланировать масштабную реконструкцию исторического центра города, сохранив старую дорожную сеть. Для разбора и переработки завалов городские власти осенью 1945 года создали в партнерстве с промышленной группой Metallgesellschaft и Philipp Holzmann строительными компаниями и Wayss & Freytag Trümmerverwertungsgesellschaft . Этой некоммерческой компании было поручено разобрать завалы и переработать их. Первоначально вывезенные обломки были сложены на Шуттберге (горе из щебня) под названием Монте Щербелино, а затем материал был переработан и переработан до такой степени, что к 1964 году Шуттберг полностью исчез.
После того, как завалы были убраны с поврежденных участков, послевоенная реконструкция города прошла в порой простом современном стиле, что изменило архитектурный облик Франкфурта. Несколько важных исторических зданий были реконструированы, хотя и в упрощенной форме (например, церковь Св. Павла (которая была перестроена первой), Дом Гете ) и Рёмер .
Бывший независимый город-республика присоединился к земле Гессен в 1946 году. Поскольку столица земли уже находилась в меньшем городе Висбаден , а американские вооруженные силы использовали Франкфурт в качестве своей европейской штаб-квартиры, город казался наиболее многообещающим кандидатом на роль Западной Германии. федеральной столицы . Американские войска даже согласились уйти из Франкфурта, чтобы сделать его пригодным, поскольку британские войска уже ушли из Бонна. Однако, к большому разочарованию многих во Франкфурте, голосование дважды было в пользу Бонна . Несмотря на это, мэр смотрел в будущее, видя, что при разделении Германии и относительной изоляции Берлина Франкфурт может занять позиции в торговле и коммерции, которые ранее занимали Берлин и Лейпциг . Поскольку Бонн никогда не играл важной роли, несмотря на свой статус столицы, Франкфурт, Гамбург и Мюнхен перестроились, перейдя из региональных центров в международные метрополии и фактически образовав три культурные и финансовые столицы Западной Германии.
С начала II века Франкфуртская ярмарка проводится каждую осень и стала самой важной выставочной площадкой в Европе. Бесчисленные издательства Франкфурта, а также его меховая промышленность получили выгоду от ликвидации Лейпцига в результате разделения Германии на Восточную и Западную. После войны во Франкфурте прошла западногерманская книжная ярмарка. После воссоединения Германии Франкфуртская книжная ярмарка проводится осенью, а Лейпцигская — весной. проводимая раз в два года, Internationale Automobil-Ausstellung, — это всемирная автомобильная выставка, которая до 2019 года также проводилась во Франкфурте.
Немецкий Бундесбанк сделал Франкфурт своей штаб-квартирой, и большинство крупных банков последовали его примеру. Это, а также Франкфуртская фондовая биржа сделали город вторым по важности торговым центром в Европе после Лондона.
Еврейский Франкфурт-на-Майне
[ редактировать ]- См. также Frankfurter Judengasse , Еврейский музей Франкфурта , Люди, родившиеся и работавшие во Франкфурте , История евреев в Германии , Список немецких евреев.
Дата первоначальной организации еврейской общины Франкфурта неизвестна. Вероятно, во Франкфурте во время первого и второго крестовых походов евреи не проживали, поскольку город не упоминается среди мест, где преследовались евреи, хотя встречаются упоминания о преследованиях в соседних городах Майнце и Вормсе .
Еврей из Франкфурта упоминается в связи с продажей дома в Кельне между 1175 и 1191 годами. Элиэзер бен Натан, раввин Майнца в конце двенадцатого века, говорит, что во Франкфурте тогда не было десяти взрослых евреев. Первая достоверная информация о франкфуртских евреях датируется 1241 годом, 24 мая этого года 180 евреев были убиты во время беспорядков, а многие бежали, что было первым Judenschlacht или резней евреев. Поскольку это дело нанесло ущерб доходам императора, он был возмущен городом в течение семи лет. Король Конрад IV не прощал граждан до 6 мая 1246 года. Доходы, полученные от евреев, император распределял так щедро между принцами и своими вассалами, что у него мало что оставалось для себя; однако евреи оставались под его защитой. В 1286 году король Рудольф пообещал графу Адольфу Нассаускому ежегодно выплачивать 20 марок из доходов, полученных от франкфуртских евреев. Когда Адольф стал королем под титулом «Адольф Нассауский», он заложил эти 20 марок рыцарю Готфриду Меренбергскому (1292 г.); и последний снова заложил 4 марки из этой суммы рыцарю Генриху Заксенхаузену. Король Адольф также подарил Глотфриду Эппштейну 25 марок в качестве наследственного феодального владения; а с 1297 года он ежегодно отдавал 300 марок еврейского налога на Архиепископ Майнцский , добавив к этой сумме 500 фунтов геллеров в 1299 году. Уже в 1303 году архиепископ заложил 100 марок из этой суммы, и таким образом евреи города Франкфурта стали подчиняться архиепископу. Император, однако, попытался взыскать с евреев еще больше денег, и только благодаря сопротивлению города королю Адольфу не удалось в 1292 году выжать из них сумму, необходимую для его коронации.
Евреи подчинялись не только императору и архиепископу, но и городу; в 1331 году король Людвиг рекомендовал своего «возлюбленного Каммеркнехте» под защиту муниципалитета. При Людвиге франкфуртские евреи были обвинены в преступлениях и жестоко преследовались, многие бежали. Затем король конфисковал дома и другое имущество беглецов и продал их муниципальному совету за 3000 фунтов хеллеров. Тем евреям, которые вернулись, было возвращено их имущество; и, поскольку с евреями обошлись несправедливо, король пообещал больше не наказывать их, а довольствоваться приговором городского совета. Однако евреи были обязаны платить королю новый налог — «золотой опферпфенниг».
14 век
[ редактировать ]Во время Черной смерти (1349 г.) евреи Франкфурта снова подверглись преследованиям. В начале этих вспышек осмотрительный император Карл IV , опасавшийся за свои доходы, заложил для евреев города более 15 000 фунтов геллеров, при условии, что он выкупит их, чего он так и не сделал. Флагеллянты , придя во Франкфурт, уничтожили почти всю еврейскую общину, а евреи в беде подожгли свои дома. Их имущество было конфисковано советом в качестве компенсации. Евреи возвращались во Франкфурт очень постепенно. В 1354 году Карл IV возобновил свои обязательства перед городом; три года спустя архиепископ Майнца снова выдвинул свои претензии, но евреи и совет пришли к соглашению с ним в 1358 году. В 1367 году город снова полностью владел доходами, полученными от евреев, но это не помешало император от периодического взимания чрезвычайных налогов; например, Сигизмунд (1414 г.) потребовал от евреев взнос на расходы Констанцский совет .
Евреи находились под юрисдикцией муниципального совета. Начиная с 1488 года привилегии ( Judenstüttigkeiten выдавались ), которые нужно было продлевать каждые три года. Евреи первоначально жили вблизи собора, так как эта часть города была необходима для их торговли; но там жили и христиане. Поэтому для первых это был тяжелый удар, когда в 1462 году они были вынуждены поселиться за пределами старых городских валов и рва. Сначала город строил свои жилища, но позже им пришлось возводить собственные дома. Первоначально Юденгассе состояла всего лишь из одного ряда домов; когда он стал переполнен, часть рва была засыпана, и на полученной таким образом новой земле были построены дома. На улице было трое ворот: по одному на каждом конце и одни в центре. Кладбище общины, находившееся на Фишерфельде и существующее до сих пор, впервые упоминается в 1300 году, но сохранилось надгробие, датированное июлем 1272 года. Среди общественных зданий были синагога (также называемая «Юденшуле»), «Юденбадштубе», «Юден-Танцхаус» или «Шпильхаус» и больница. Еврейские жители в первые годы существования общины были более многочисленны, чем позднее: в 1241 г. их насчитывалось около 200 человек; в 1357 г. было 12 податных семей; с 1357 по 1379 г. в среднем не более 14; с 1401 по 1450 г. в среднем 12; а в 1473 г. их было 17 семей.
15-17 века
[ редактировать ]К концу средневековья число франкфуртских евреев значительно увеличилось за счет эмигрантов из Нюрнберга (1498 г.); Франкфурт заменяет Нюрнберг в качестве ведущей еврейской общины империи. Это видно по многочисленным запросам других городов к магистратам Франкфурта о предоставлении информации об их методах рассмотрения дел, затрагивающих евреев. [ 8 ] Гражданские дела решала комиссия из двенадцати человек во главе с главным раввином. Отчеты этой комиссии с 1645 по 1808 год находятся в архиве общины. пригрозил евреям конфискацией их еврейских книг В 1509 году Пфефферкорн , прибывший в город с императорским указом, ; 10 апреля 1510 г. они были обязаны сдать все свои книги, которые были им возвращены только 6 июня, после того как они отправили к императору особое посольство. В 1525 году муниципальный совет предотвратил надвигающуюся опасность изгнания; но евреи были ограничены в своей торговле и им было запрещено строить дома выше трех этажей. Хотя эта мера теснила их, в 1543 году во Франкфурте проживало 43 еврейские семьи, а в 1612 году — 454. [ 9 ]

Теперь приближались трудные времена. В 1612 году евреи Франкфурта сильно пострадали из-за некоторых лиц, которые были им в большом долгу, главным из которых был Феттмильх . 22 августа 1614 года эти люди возглавили атаку на еврейскую улицу, сметая все за тринадцать часов; и несчастные евреи, искавшие убежища на кладбище, просили разрешения уйти. На следующий день 1380 евреев, довольные тем, что спасли даже свою жизнь, покинули город и направились в Оффенбах , Ханау и Хёхст. Синагога, а также свитки Торы были уничтожены, а кладбище осквернено. Когда император узнал об этом деле, он объявил Феттмильха вне закона; но евреи не были возвращены до февраля 1616 года, когда их улица была передана под защиту императора и империи, как было объявлено в объявлении, прикрепленном к каждому из трех ворот. К 1618 году здесь проживало 370 семей в 195 домах, из которых 111 располагались справа от Борнхаймерпфорте, а 84 — слева. Дома были деревянные, с каменным фундаментом, и назывались по табличкам, висевшим впереди. Имена были именами животных (например, бык , утка, дикая утка), фрукты (яблоко, красное яблоко), деревья ( ель , бузина, орех) или разные предметы (щипцы, весы, чаша для вина); но иногда дом назывался просто по цвету щита, например, красный = « Ротшильд »; черный = «Шварцшильд». Главная синагога построена в 1462 году; меньший по размеру был построен в 1603 году. Среди других общественных построек были баня к востоку от синагоги, танцевальный дом, гостиница, бойня, пекарня и больница.
С их возвращением во Франкфурт начинается новая эпоха в истории евреев этого города. Им по-прежнему было запрещено приобретать недвижимость, но они давали деньги взаймы, даже принимая в залог рукописи. Процентная ставка, ранее достигавшая 24 процентов, теперь была снижена до 8 процентов. По мере продажи невыкупленных залогов возникла торговля подержанными товарами, которая еще больше стимулировалась тем фактом, что евреям не разрешалось продавать новые товары. Им также было запрещено торговать пряностями, продовольствием, оружием, тканями и (с 1634 г.) зерном. Но, несмотря на эти запреты, их торговля постепенно росла. Во время Тридцатилетней войны евреям пришлось не хуже, чем их соседям. В 1694 г. насчитывалось 415 еврейских семей; из них 109 человек занимались ростовщичеством и торговлей подержанными товарами; 106 торговали галантерейными товарами, одеждой и отделочными материалами; 24 в специях и провизии; 9 розничная торговля вином и пивом ; трое были трактирщиками; и в двух были рестораны. Кроме них были коммунальные чиновники.
18 век
[ редактировать ]О важности и статусе общины в начале восемнадцатого века свидетельствует любезный прием, оказанный депутации, преподносившей подарки Иосифу I во время его визита в Гейдельберг в 1702 году. 14 января 1711 года вспыхнул пожар в дом раввина Нафтали Коэна разрушил синагогу вместе с почти всей Юденгассе. Раввина обвинили в том, что он вызвал пожар каббалистическими средствами, и он был вынужден покинуть город. 8000 бездомных евреев нашли приют либо в чумовом доме, либо у сострадательных христиан. Синагогу и жилые дома быстро отстроили заново, а улицу расширили на шесть футов. В 1715 году община издала указ против роскоши. С 1718 года «резиденты», или представители общины Франкфурта в Вене, получили официальное признание. В 1721 году часть Юденгассе снова была уничтожена пожаром. Примерно в тот же период конфликты с шабатаянами (мессианская еврейская секта) вызвали волнение в общине. В результате доноса крещеного еврея издание Талмуда, опубликованное во Франкфурте и Амстердам между 1714 и 1721 годами был конфискован; и некоторые молитвенники также были изъяты из-за молитвы «Алену». Однако книги были восстановлены 1 августа 1753 года, главным образом благодаря усилиям Моисея Канна.
Середина века ознаменовалась раздорами между партиями Канна и Кулпа. Партия Кулпа, к которой принадлежало много влиятельных людей, стремилась согласовать древнюю конституцию общины с новыми мерами на благо народа; но их усилиям помешала богатая семья Канн, влияние которой было преобладающим как в управлении общиной, так и среди народа. В 1750 году обе стороны пришли к компромиссу, который, однако, продлился недолго. Сообщество было еще больше взволновано Джонатана Эйбешюца спором об амулетах . В 1756 году евреям было разрешено покидать свою улицу в экстренных случаях по воскресеньям и праздникам с целью зайти к врачу или цирюльнику или отправить письмо, но они должны были вернуться кратчайшим путем. В 1766 году спор о разводе в Клеве начал волновать и раввината Франкфурта. На коронации Иосифа II. Франкфуртским евреям впервые разрешили появиться на публике, когда они присягнули императору (28 мая 1764 г.). Община Франкфурта оказала большую услугу в подавлении «Entdecktes Judentum» Эйзенменгера, конфисковав все экземпляры в 1700 году. Эйзенменгер предъявил иск общине на 30 000 гульденов. Хотя он проиграл дело, судебное разбирательство несколько раз возобновлялось с помощью короля Пруссии Фридриха I, и только в 1773 году община была окончательно освобождена от всех претензий, предъявленных наследниками Эйзенменгера.
В 1753 г. по обе стороны Еврейской улицы было построено 204 дома. 29 мая 1774 года пожар уничтожил 21 жилище, и бездомные вновь нашли приют в домах христиан. Когда их дома были восстановлены, евреи старались оставаться за пределами гетто, но были вынуждены вернуться по указу от 13 февраля 1776 года. Сто сорок домов на еврейской улице были уничтожены пожаром во время бомбардировки города французами. в 1796 году.
Кладбище
[ редактировать ]Еврейское кладбище , как уже говорилось выше, расположено на старом Фишерфельде. В 1349 году кладбище было обнесено городским рвом и стенами, укрепленными причалами. Начиная с 1424 г. здесь хоронили своих умерших и соседние общины; но эта привилегия была отозвана магистратом в 1505 году. Когда Франкфурт был осажден во время междуцарствия в 1552 году, на кладбище был размещен гарнизон с пушками, и была даже предпринята попытка заставить евреев затопить надгробия и выровнять землю. ; но против этого они успешно протестовали (15 июля 1552 г.). Во время беспорядков в Фетмильхе вся община провела ночь 1 сентября 1614 года на кладбище, готовясь к смерти, и считала себя счастливчиком, когда на следующий день им разрешили покинуть город через ворота Фишерфельд. В 1640 году спор о проходе через кладбище был решен в пользу евреев. Община время от времени возмещала ущерб христианам, пострадавшим от волов ( бекорим , первенец, которого нельзя использовать в соответствии с Исходом xiii. 3) которые паслись в стенах кладбища. В 1694 году для расширения кладбища был куплен соседний сад. Во время великого пожара 1711 года евреи искали убежища со всем своим имуществом среди гробниц отцов. Общественные печи для выпечки, находившиеся до пожара за синагогой, были перенесены на новое место, приобретенное в 1694 г. Единственным зданием, уцелевшим от огня, была больница для бедных, близ кладбища; за ним в 1715 году была построена еще одна больница взамен разрушенной на Юденгассе. Между печами и кладбищем были построены бойня для птицы и пожарное депо. Пожарная часть просуществовала до 1882 года; место печей теперь занимает красивое здание Больничной кассы, а площадь Хольцплац и сад - здание школы Филантропов. На месте двух больниц в 1882 году была построена синагога Neue Gemeinde. Кладбище площадью более 5 акров (20 000 м²) 2 ), был закрыт в 1828 году; его эпитафии были опубликованы доктором М. Горовицем.
Конец восемнадцатого века знаменует собой новую эпоху для евреев Франкфурта. В 1796 году они получили разрешение жить среди христиан. В 1811 году князь-предстоятель предоставил им полное гражданское равенство. В 1809 году они уже были разбросаны по городу и взяли фамилии. Реакция, однако, последовала в 1816 году, когда город, восстановив свою автономию, полностью исключил евреев из муниципального управления. произошли В 1819 году под крики «Геп-хеп!» беспорядки. и мировой судья обсудил целесообразность ограничения числа евреев не более чем 500 семьями и выделения им особой части города. Однако эти планы не были реализованы. В 1853 г. гражданские права евреев были расширены, а в 1864 г. все ограничения были сняты. Синагога, перестроенная после пожара 1711 г. на Юденгассе, была снесена в 1854 г., и новая синагога на этом месте была построена (1855–60). Синагога на Бёрнеплац была освящена в 1882 году. Israelitische Religionsgesellschaft, независимая община, основанная в 1851 году (основанная в 1900 году), построила синагогу в 1853 году и расширила ее в 1874 году. В 1817 году во Франкфурте проживало 4309 евреев; в 1858 г. — 5730; в 1871 г. — 10 009; в 1880 г. — 13 856; в 1890 г. — 17 479; а в 1900 году - 22 000 при общей численности населения 288 489 человек.
Раввины и ученые
[ редактировать ]Здесь похоронены следующие раввины и ученые Франкфурта:
- Симеон Даршан ( ср. даршан ), автор «Ялкут Шимони». [ нужна ссылка ]
- Александр Сюслин , автор сборника «Агуда». [ нужна ссылка ]
- Р. Исаак бен Натан , жертва первого «Judenschlacht» (1241 г.). [ нужна ссылка ]
- Ансельм, 1288 г. [ нужна ссылка ]
- Авраам Ханау ( ср. Ханау ), 1332 год. [ нужна ссылка ]
- Гумпрехт , мученик 1349 года. [ нужна ссылка ]
- Жозеф Лампе ( ср. Лампе ), 1363 год. [ нужна ссылка ]
- Ашер , 1374 г. [ нужна ссылка ]
- Меир бен Самуэль из Нордхаузена , 1385 г.; принял участие в съезде раввинов в Майнце в 1381 году. [ нужна ссылка ]
- Сюслин из Шпейера , 1394 год. [ нужна ссылка ]
- Натан Леви , 1430–1460 гг. [ нужна ссылка ]
- Саймон Коэн, родственник Мозеса Минца . [ нужна ссылка ]
- Исраэль Рейнбах ; Офис героя до 1505 года. [ нужна ссылка ]
- Исаак бен Элиаким ; принял участие в съезде раввинов в Вормсе в 1542 году. [ нужна ссылка ]
- Нафтали Тревес , автор. [ нужна ссылка ]
- Герц Тревес , сын предыдущего; также автор. [ нужна ссылка ]
- Акиба Франкфурт ; широко известен как проповедник; умер в 1597 году Махарал Праги . произнес надгробную речь. [ нужна ссылка ]
- Симон Ашаффенбургский ( ср. Ашаффенбург ), автор суперкомментария к комментарию Раши к Пятикнижию; жил во Франкфурте до своей смерти. [ нужна ссылка ]
- Элия Лоанц , ученица Акибы Франкфурта; написал песню «Streit Zwischen Wasser und Wein» на мелодию «Дитриха фон Берна» и многие другие произведения; был уроженцем Франкфурта. [ нужна ссылка ]
- Элиэзер Тревес . [ нужна ссылка ]
- Авраам Нафтали Герц Леви . [ нужна ссылка ]
- Самуил бен Элиезер Фридбергский ( ср. Фридберг ), во время правления которого важнейшим событием стал съезд раввинов, состоявшийся во Франкфурте в 1603 году. [ нужна ссылка ]
- Исайя Горовиц ; призван во Франкфурт в 1606 году; отправился в Прагу в 1622 году. Он был автором каббалистического труда «Шней Лухот ха-Брит». [ нужна ссылка ]
- Йозеф Юспа Хан ( ср. Хан ), автор труда, посвященного литургии и основным этапам религиозной жизни; исполнял обязанности до своей смерти в 1637 году. [ нужна ссылка ]
- Самуэль Хильдесхайм (ср. Хильдесхайм ); избран в 1618 г. [ нужна ссылка ]
- Петахия ; избран 1622 г.; автор каббалистического труда «Сефер ха-Кавонот», повествующего о событиях, связанных с бунтом в Феттмильхе и одобренного Эльхананом Хеленом, автором «Мегилат Винц». [ нужна ссылка ]
- Хайим Коэн из Праги , внук Махарала Праги ; служил в 1628 году. [ нужна ссылка ]
- Шаббетай Горовиц , сын Исайи Горовица ; избран в 1632 году. Он был автором « Вавей ха-Аммудим », введения к труду своего отца. В 1643 году он отправился, как и его предшественник, в Познань . [ нужна ссылка ]
- Меир Шифф , автор новелл к Талмуду ; родился во Франкфурте в 1605 году; умер будучи раввином Фульды в 1641 году, сразу после того, как его призвали в раввинат Праги; был похоронен во Франкфурте. [ нужна ссылка ]
- Мендель Барр из Кракова ; избран в 1644 г.; умер в 1666 году. Он был учеником Джоэла Сиркса и склонялся к Каббале . Среди его выдающихся учеников были Яир Бахарах и Меир Штерн. [ нужна ссылка ]
- Аарон Самуэль Кайдановер из Вильно ; призван во Франкфурт в 1667 году; отправился в Краков в 1677 году. Он был автором «Биркат ха-Зевах», комментария к некоторым трактатам Талмуда. [ нужна ссылка ]
- Исайя Горовиц II , сын Шабтая Горовица и внук Исайи Горовица . Давид Грюнхут, каббалист , которого цитируют Иоганн Андреас Эйзенменгер и Иоганн Якоб Шудт , был его современником. Гурвиц отправился в Позен. [ нужна ссылка ]
- Самуэль б. Зеби Краковский; избран в 1690 г. Он добавил ценные ссылки к франкфуртскому изданию Талмуда (1721 г.). Его сын Иуда Арье Лёб, известный как писатель, был помощником раввина; Тесть Леба, Самуэль Шоттен , хотя и был раввином в Дармштадте, жил во Франкфурте как раввин « Клауса », а после смерти Самуэля бен Зеби (1703 г.) он стал президентом раввината. [ нужна ссылка ]
- Нафтали Коэн ; призван в 1704 г. Как сказано выше, он был обвинен в причинении пожара 1711 г. и, вынужденный покинуть город, скитался много лет. [ нужна ссылка ]
- Мозес Франкфуртер , автор комментария к « Мехильте» . [ нужна ссылка ]
- Йозеф бен Мозес Коссман , автор книги «Нохег ке-цон Йосеф», работы о ритуалах франкфуртской общины. [ нужна ссылка ]
- Петахия бен Давид Лида , издавший в 1727 году во Франкфурте «Яд Коль Бо» своего отца. Книга была конфискована, но восстановлена с одобрения нескольких профессоров и проповедников. [ нужна ссылка ]
Преемниками Нафтали Коэна в раввинате Франкфурта были следующие:
- Авраам Брода из Праги; умер в 1717 г.; известен как писатель и учёный.
- Джейкоб Коэн Поперс из Праги; звонил из Кобленца во Франкфурт. Он был известен своими многочисленными учениками и научной перепиской, которая включена в сборник респонсов «Шев Яаков». Он стал вовлеченным в текущие споры относительно шаббатаизма.
- Джейкоб Джошуа Фальк (1741–56); известен талмудистам благодаря его ценному комментарию к Талмуду «Пней Иегошуа» , а историкам — благодаря его конфликту с Йонатаном Эйбешютцем . Во время его раввината произошел упомянутый выше спор Канн-Кульп. Партия Кулпа была против раввина и встала на сторону Эйбешюца. Из-за этих беспорядков Фальку пришлось покинуть город. Он умер в Оффенбахе-на-Майне в 1756 году в возрасте 75 лет и был похоронен во Франкфурте.
- Моисей Канн , Моисей Рапп и Натан Маас руководили раввинатом до 1759 года. Маас был настоящим лидером в споре, в котором участвовал раввинат Франкфурта в отношении развода, предоставленного в Клеве (упомянутого выше), поскольку его мнение было авторитетный.
- Авраам Лисса ; избран в 1759 г.; умер в 1768 году. Он был известным талмудистом и автором «Биркат Аврохом» ; он также изучал медицину. Маас снова исполнял обязанности заместителя раввина с 1769 по 1771 год; он также известен своими комментариями к двум трактатам Талмуда.
- Пинхас Горовиц ; избран в 1771 г.; умер в 1805 году. Он был автором «Хафлы» и других талмудических произведений. Выдающиеся ученые жили в то время во Франкфурте; среди них Давид Тебеле Шойер , ставший раввином в Майнце , и Натан Адлер , строгий приверженец ритуалов, собравший вокруг себя группу людей, пытавшихся внедрить хасидизм во Франкфурте. Община, с согласия раввина, вскоре сочла необходимым возбудить дело против Адлера. Гурвиц также выступал против школы Давида Мендельсона .
- Хирш Гурвиц , сын Пинхаса Горовица ; умер 8 сентября 1817 года. Он был автором нескольких агадических и галахических произведений.
- Леопольд Штайн ; избран в 1844 г.; исполнял обязанности до 1862 года; также известен как поэт и писатель.
- Авраам Гейгер , Самсон Рафаэль Хирш , Соломон Брейер , Неемия Брюлль , М. Горовиц и Рудольф Плаут сменили Леопольда Штейна в названном порядке; Селигсон был избран на этот пост в 1903 году.
Благотворительные учреждения
[ редактировать ]Среди благотворительных учреждений Франкфурта важны следующие:
- Ачава (Ассоциация Братства; 1864 г.).
- Ящик для милостыни израильской общины (1845 г.).
- Бихкур Холим (1889 г.).
- Hersheim'sche Stiftung (для обучения бедных мальчиков; 1865 г.).
- Фонд Джорджины Сары фон Ротшильд (1870 г.; больница, 1878 г.).
- Лазарет Гумпертца (1888 г.).
- Израильская религиозная школа (1890 г.).
- Израильская начальная школа (1882 г.).
- Израильский приют (основан в 1873 г.).
- Израильская ассоциация помощи (1883 г.).
- Израильская ассоциация поддержки больных (1843 г.).
- Израильская женская больница (общество, 1761 г.; больница, 1831 г.).
- Израильская общественная больница (1875 г.).
- Израильская детская больница.
- Еврейская школа ведения домашнего хозяйства.
- Детский сад для израильтян (1890 г.).
- Лемаан Цион, Палестинская ассоциация помощи.
- Девичья ручка (1877 г.).
- Средняя школа израильской общины (филантроп; основана Зигмундом Гейзенхаймером в 1804 г.).
- Средняя школа Израильского религиозного общества (1883 г.).
- Фонд сирот Зигмунда Штерна (1874 г.).
- Суповая для израильской бедноты.
- Ассоциация содействия ремеслам.
- Ассоциация еврейских медсестер.
- Заведение снабжения израильтян (1845 г.).
- Приют Ассоциации израильских женщин (1847 г.); и ряд частных «фондов», созданных для различных целей.
- О врачах-евреях см. Горовиц « Jüdische Aerzte ».
Библиография
[ редактировать ]- Георг Людвиг Кригк , гражданская война ;
- Отто Штоббе , «Евреи в Германии» , Брауншвейг , 1866 г.;
- Карл Бюхер , «Население Франкфурта-на-Майне» , Тюбинген, 1886 г.;
- Горовиц , Франкфуртер Рабинен ;
- То же , надписи со Старого кладбища. . . во Франкфурт , Франкфурт, 1901 год;
- Шудт , Еврейские воспоминания , Франкфурт, 1714–1717;
- Бервальд , Старое кладбище израильской общины во Франкфурте , 1883 год;
- Горовиц , Франкфуртское раввинское собрание 1603 г. , ib.
- Франкфурт Израиль. Volks-Kalender , 1882 и последующие.
Издательский
[ редактировать ]Закон этого вольного города, гласивший, что ни один еврей не должен основывать здесь типографию, сильно препятствовал развитию издательского дела на иврите во Франкфурте. Многие изданные там книги, особенно молитвенники, выходили без места издания и названия издательства. Из-за этого ограничения печатные потребности Франкфурта в значительной степени удовлетворялись еврейскими типографиями, основанными в соседних городах и деревнях, таких как Ханау, Гомбург, Оффенбах и Рёдельхайм , причем последнее из названных мест особенно примечательно. Помимо местных нужд во Франкфурте проводилась ежегодная ярмарка, которая была практически центром немецко-еврейской книжной торговли. В какой-то степени типографии вышеупомянутых четырех городов действительно предназначались для обеспечения справедливой торговли Франкфурта.
Согласно Вольфу («Bibl. Hebr.», II, 1385), история еврейского книгопечатания во Франкфурте-на-Майне начинается с 1625 года, когда там были напечатаны селихот. Но Штейншнейдер и Кассель считают это утверждение сомнительным. Хронограмма одного молитвенника, кажется, показывает, что он был напечатан там в 1656 году, но эта хронограмма известна только по ссылкам на нее во втором издании, напечатанном в Амстердаме в 1658 году («Кат. Бодл.» №№ 2149, 2152). . Однако можно с уверенностью сказать, что книгопечатание на иврите началось во Франкфурте не позднее 1662 года, когда было напечатано Пятикнижие с немецким глоссарием. Книги, напечатанные во Франкфурте до 1676 года, не имеют имени какого-либо типографа.
С 1677 года до начала восемнадцатого века во Франкфурте существовало две христианские типографии, в которых печатались книги на иврите: (1) типография, принадлежавшая до 1694 года Бальтазару Кристиану Вюсту, который начал с еврейской Библии Давида Клодия; его последней работой была негласная Библия, подготовленная Эйзенменгером в 1694 году; до 1707 г. печать продолжал Джон Вуст. Среди его наборщиков, работавших над «Амарот Техорот» (1698 г.) и респонсом «Хаввот Яир», были два христианина: Кристиан Николас и Джон Каспар Пугил. (2) Книга Блазиуса Ильснера, который напечатал в 1682 году «Хиддуше Агадот» Самуила Эдельса. Многие произведения, появившиеся в последней четверти XVII века и не носящие имен ни типографов, ни издателей, вероятно, принадлежат изданиям Исаака и Зелигмана, сыновей Хирца Рейса, которые в 1687 году опубликовали прекрасное издание «Ялкута». Хотя владельцами типографий были христиане, издателями часто были евреи; среди них можно упомянуть Джозефа Трира Коэна (1690–1715), Лезера Шуха, Соломона Ханау, а также Соломона и Авраама, сыновей Кальмана, которые в 1699 году через Джона Вуста опубликовали «Альфаси» в трех томах.
Величайшим периодом издательского дела на иврите во Франкфурте была первая четверть восемнадцатого века. Книги на иврите печатались в нескольких учреждениях, в том числе в Мат. Андреа (1707–10), Джо. Ф. Андреа (1716 г.), Николя Вайнманн (1709 г.), Антоний Хайншейт (1711–1719 гг.) Франкфурт до середины девятнадцатого века. Среди наиболее важных работ, напечатанных Кельнером, можно упомянуть «Байит Хадаш» в 5 томах, исправленный Самуэлем Дреслесом (1712–1716), и продолжение Вавилонского Талмуда (1720–23), начатое в Амстердаме, между которыми В городе и Франкфурте существовало своего рода партнерство в полиграфии. Кёльнер напечатал тем же амстердамским шрифтом «Йешуа бе-Исраэль» (1719–20). Затем ему пришла в голову идея напечатать «Альфаси» по образцу издания «Саббионетта» 1554 года, экземпляр которого был куплен за 40 талеров. Он решил напечатать 1700 экземпляров по цене 10 талеров каждый; расходы в 11 000 талеров должны были быть получены посредством лотереи; иными словами, каждый подписчик имел право на копию книги и лотерейный билет; но весь план провалился.
Между 1726 и 1736 годами во Франкфурте, по-видимому, не производилось книгопечатания на иврите, а в течение последних трех четвертей восемнадцатого века там было напечатано очень мало произведений на иврите. Среди напечатанных «Толедот Адам», еврейский писатель, напечатанный в 1736 году; а в 1742 году - респонсы «Шеб Яакоб», три Бабота Иерусалимского Талмуда и вторая часть «Пене Иеошуа», третья часть появилась в 1756 году. «Эшель Авраам» Авраама Броды был выпущен в 1776 году. Печать на иврите продолжается во Франкфурте и по сей день.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Г. Бенеке, Общество и политика в Германии 1500–1750 гг. , Routledge & Kegan Paul Ltd, 1974, приложение II.
- ^ Немецкое революционное студенческое движение, 1819-1833 гг. Ролланд Рэй Лутц, История Центральной Европы, Том. 4, № 3 (сентябрь 1971 г.), стр. 215–241.
- ^ «Женская молодежная тюрьма Франкфурт-Преунгесхайм» . Bundesarchiv.de (на немецком языке) . Проверено 11 декабря 2023 г.
- ^ «Лагерь синти и рома Франкфурт-на-Майне» . Bundesarchiv.de (на немецком языке) . Проверено 11 декабря 2023 г.
- ^ Мегарджи, Джеффри П.; Оверманс, Рюдигер; Фогт, Вольфганг (2022). Энциклопедия лагерей и гетто 1933–1945 годов Мемориального музея Холокоста США. Том IV . Издательство Университета Индианы, Мемориальный музей Холокоста США. п. 129. ИСБН 978-0-253-06089-1 .
- ^ «Приложение к § 1. Перечень концентрационных лагерей и их внешнего командования в соответствии с § 42 абз. 2 BEG» (на немецком языке). Архивировано из оригинала 23 апреля 2009 года . Проверено 11 декабря 2023 г.
- ^ Стэнтон, Шелби (2006). Боевой порядок Второй мировой войны: энциклопедический справочник по сухопутным войскам армии США от батальона до дивизии, 1939–1946 (2-е изд.). Книги Стэкпола. стр. 57, 84. ISBN. 9780811701570 .
- ^ Нойштадт в журнале истории евреев в Германии , т.е. 190.
- ^ Список этих семей был опубликован в 1614 году; 2-е изд., Майнц, 1678 г.; переиздано в "Израэлите" 17 августа 1899 г.
- История Франкфурта-на-Майне из немецкоязычной Википедии. Последнее получение 2 октября 2005 г.
Библиография Еврейской энциклопедии
[ редактировать ]- Шудт , Еврей, Любопытства , IV.;
- Приложение , ii. 148 и последующие;
- Мориц Штайншнейдер и Дэвид Кассель , Еврейская типографика , у Эрша и Иоганна Готфрида Грубера , Encyc. раздел II., часть 28, стр. 78 и след.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). « Франкфорт ». Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. ( [1] )
- Автор: Ричард Готтейл , А. Фрейманн , Джозеф Джейкобс , Макс Селигсон
Библиография
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Коллекция Джеральда Дж. Оппенгеймера в Институте Лео Бека в Нью-Йорке содержит оригинальные материалы, относящиеся к 1719 году, о жизни еврейской общины Франкфурта. В сборник также включены общие муниципальные правила (пожарные правила, строительные нормы и правила, налоговые кодексы) и указы начала XVIII — начала XX веков.