Обряд посвящения (роман)
![]() Обложка первого издания | |
Автор | Алексей Паншин |
---|---|
Художник обложки | Лео и Дайан Диллон |
Язык | Английский |
Жанр | научная фантастика |
Издатель | Эйс Книги |
Дата публикации | 1968 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
Страницы | 254 |
ISBN | 0-671-44068-3 |
ОКЛК | 9226788 |
«Обряд посвящения» — научно-фантастический роман американского писателя Алексея Паншина . Опубликованный в 1968 году как специальный научно-фантастический выпуск , этот роман о взрослении корабельного подростка получил в том же году премию «Небьюла» и был номинирован на премию Хьюго как лучший роман в 1969 году.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]«Обряд посвящения» рассказывается как воспоминания Миа Хаверо, дочери председателя Корабельного совета, после того, как она завершила свой собственный обряд посвящения, также известный как «Испытание» . Она выжила в течение тридцати дней на планете-колонии с минимальными запасами в рамках своего посвящения во взрослую жизнь на одном из нескольких гигантских Кораблей , переживших Земли разрушение в 2041 году нашей эры . Чтобы предотвратить перенаселение на Кораблях, семейные единицы могут производить на свет только детей с одобрение Судового евгенического совета. Наказание за нарушение этого правила — изгнание в мир-колонию.
К 2198 году Миа Хаверо исполнилось двенадцать лет, и, как и большая часть человечества, прикованного к Кораблям, она считает колонистов «Пожирателями грязи», что является уничижительным отсылкой к пограничной жизни на планете . Когда она сопровождает своего отца в торговой миссии на планету Грайнау, Миа узнает от детей чиновника Грайнау, что это чувство взаимно; Многие на мирах-колониях называют корабельных людей «грабби», потому что они берут все товары, которые не могут произвести на кораблях, в обмен на знания и технологии (раздаваемые экономно), наследие Земли, на которое претендуют жители кораблей и на которых колонисты не в состоянии поддерживать, будучи слишком занят выживанием.
Когда Миа возвращается на Корабль, помимо обычной учебы, она посещает курсы выживания. Занятия по выживанию — это подготовка каждого тринадцатилетнего подростка к Испытанию , ритуалу перехода во взрослую жизнь Кораблей, который требуется в течение трех месяцев после того, как ему исполнится четырнадцать. Требуя от подростков испытать суровость и опасности жизни на планете-колонии, Корабли надеются избежать застоя и гарантировать, что те, кто выживет, будут достаточно квалифицированы, чтобы внести значительный вклад в жизнь Корабля. Однако уровень смертности участников Испытания довольно высок, поэтому не жалеют средств на обучение подростков, готовящихся пройти Испытание, чтобы они смогли пережить месяц, проведенный на планете.
Товарищем Мии в школе и на уроках выживания является Джимми Дентремонт, очень одаренный мальчик ее возраста. Их первоначальное соперничество перерастает в дружбу и в конечном итоге перерастает в любовь. Как на уроках выживания, так и вне их, иногда с Джимми, а иногда и с другими детьми, Миа переживает серию приключений, которые вселяют в нее уверенность, расширяют ее мир и готовят ее к Испытанию . В это время также растет ее моральное сознание, как благодаря формальному изучению этической теории, так и через размышления об ошибках, которые она неизбежно совершает, рискуя получить новый опыт.
Вскоре после своего четырнадцатого дня рождения Миа и ее класс отправляются на планету Тинтера, чтобы пройти Испытание . Поссорившись с Джимми, Миа отказывается объединиться с ним, но все же предпочитает тигра стратегию стратегии черепахи ; то есть она предпочитает действовать в этом мире, а не прятаться в течение месяца, пока она находится на планете. Вскоре Миа встречает группу грубых людей верхом на лошадях, которые пасут лозелей , местных гуманоидов, которых тинтеранцы считают домашними животными и используют для простой работы, хотя они могут быть достаточно умны, чтобы считаться рабами. Миа избегает попытки похищения пастухами Лоселя, и когда она достигает ближайшего города, ее отталкивает тот факт, что все тинтеранцы - «свободные рожденцы» - у них нет контроля над населением. Она также обеспокоена их очевидной практикой порабощения Лозелей.
После второй стычки с пастухами Лоселя Миа сильно избита и отнята сигнальное устройство, которое ей понадобится, чтобы вернуться на свой Корабль. Ее спасает Дэниел Куцов, старик, которому пришлось выполнять простую ручную работу, поскольку результат прошлой политической деятельности. Куцов обращается с Мией как с приемной внучкой и объясняет Мии, что ее речь выдает ее с Кораблей. Куцов рассказывает Мии, что к людям Корабля в лучшем случае относятся с негодованием, а в худшем — убивают. Миа уже узнала, что тинтеранцы захватили разведывательный корабль с другого Корабля и арестовали одного из ее коллег- участников Испытания . Оправляясь от травм в доме Куцова, она обнаруживает, что пленником является Джимми Дентремонт. В одиночку Миа устраивает побег из тюрьмы и сбегает в пустыню вместе с Джимми, но не раньше, чем они становятся свидетелями жестокого убийства Куцова во время облавы на политических диссидентов.
Передвигаясь всю ночь под проливным дождем, Миа и Джимми разбили палатку в лесу. Находясь в палатке, они осознают свои чувства друг к другу и занимаются сексом. На следующий день они прибывают в военный штаб территории, где Джимми забирает свое собственное сигнальное устройство. Прежде чем покинуть базу, они также выводят из строя захваченный разведывательный корабль.
Вскоре после того, как Миа и Джимми возвращаются из Испытания , Ассамблея всего Корабля обсуждает, что делать с Тинтерой. Тинтеранцы — Свободные Рождающие, возможно, работорговцы и потенциальная опасность для самого Корабля. Однако, слушая дебаты Ассамблеи, Миа понимает, что ее взгляды изменились. Ее моральный мир расширился и теперь включает тинтерцев как людей, а не безликих копьеносцев, которых можно использовать и выбрасывать. осудить тинтерцев Таким образом, она не может заставить себя массово . Однако под руководством отца Мии, который считает, что тинтеранцев невозможно перевоспитать, Ассамблея голосует с перевесом восемь против пяти за уничтожение Тинтеры во имя «моральной дисциплины». Миа и Джимми, повзрослев, готовятся обосноваться в собственных жилых помещениях на борту Корабля. Джимми дает надежду, что когда-нибудь они смогут изменить свое общество.
Прием
[ редактировать ]Альгис Будрис похвалил «Обряд посвящения» как «чрезвычайно правдоподобную, трогательно персонализированную историю», заявив, что «каждый из маленьких, прекрасно реализованных шагов» в этой истории «настолько совершенен, что испытываешь настоящий шок, когда понимаешь, что Паншин в конце концов никогда не была девочкой, выросшей на борту выдолбленного планетоида». [ 1 ] Джеймс Блиш также положительно отнесся к роману, сказав: «[Это] не просто еще одна книга о звездолетах, а полностью реализованный, обжитой мир. На мой вкус, роман показался мне немного длинным и медленным, но я был очарован». его героиней .. даже медленные отрывки было приятно читать». [ 2 ]
Олдисс и Вингроув , однако, заявили, что роману «не хватает той искры жизни, которая могла бы зажечь его интересный сюжет... Несмотря на все его мастерство и попытку создать разумную версию подростка Хайнлайна, он оказывается скорее утомительным, чем вдохновляющим». ." [ 3 ]
Темы
[ редактировать ]Тема конфликта поколений была актуальной в год публикации романа, в 1968 году. Взрослые-долгожители составляют подавляющее большинство населения на борту корабля Мии. Хотя они в целом доброжелательны и заслуживают доверия, созданное ими общество кажется самодовольным и бесцельным. Точно так же, как Миа должна вырваться из добровольно наложенных ограничений своего корабельного «квадроцикла», если она хочет пережить Испытание и достичь взрослой жизни, похоже, что обществу Корабля придется отказаться от своей комфортной рутины дрейфа с планеты на планету, если она хочет выжить в Испытании и достичь взрослой жизни. всегда использовать наследие, которое оно сохраняет.
Тема совершеннолетия драматизируется в событиях « Испытания Мии» , обряда посвящения, который гарантирует, что ее взрослая жизнь будет заслуженной и значимой. Тема искусно развита в трех сказках, фигурирующих в повествовании: «Умный Сэм и очаровательный Нед», рассказанная молодым пилотом-разведчиком; «Леди Карлайла», рассказанная самой Мией; и третья повесть (сокращенная по просьбе редактора до краткого содержания), рассказанная Даниилом Куцовым. Во всех трех изображены молодые люди, которым предстоит пройти испытания на смелость и находчивость.
Этические дискуссии в романе находятся на элементарном уровне, как и положено рассказчику-подростку. Последняя моральная позиция Мии в целом кантианская (Кант - единственный философ, которого она упоминает по имени), поскольку она требует уважения к личности других и запрещает относиться к другим как к простому средству. Нравственная зрелость Мии приходит с признанием того, что «вселенная наполнена людьми , и среди них нет ни одного одинокого копьеносца».
Многие классические научно-фантастические романы заканчиваются уничтожением целой планеты и ее жителей. Обычно, как в «Жаворонок» и «Ленсман» романах Э.Э. «Дока» Смита , такое разрушение представляется как совершенно необходимая защита от инопланетных существ, которые неисправимо опасны или злы. Rite of Passage отходит от этой традиции, осуждая разрушение Тинтеры как акт, на совершение которого никто в принципе никогда не имел права.
На Ассамблее Корабля предложение уничтожить Тинтеру обсуждается в контексте продолжающегося политического спора о том, чем Корабли обязаны планетарным колонистам, если вообще что-то должны. Отец Мии придерживается позиции, что колонисты добьются наилучших результатов, если научатся постоять за себя и не ждать помощи от Кораблей. Наставник Мии и Джимми, Джозеф Мбеле, считает, что Корабли обязаны помогать колонистам, делясь своими знаниями, которые, по словам Дэниела Куцова, являются наследием всех, кто пережил разрушение Земли. Обе стороны дебатов получают уважительное внимание в различных местах романа, и ни одна из них не представлена как бесспорно правильная, но к концу своего рассказа Миа явно пришла к мнению, что Корабли имеют обязательства перед колониями.
Многие из этих тем появляются в трех других рассказах Паншина, действие которых происходит в том же вымышленном будущем: «Сыны Прометея» (« Аналог » , 1966), «Чувство направления» ( «Удивительный », 1969) и «Арпад» ( «Кварк 2» , 1971 ). ). В «Арпаде» Миа и Джимми появляются в эпизодической роли. Все три рассказа собраны в книге Паншина «Прощание со вчерашним завтра» (Беркли, 1975).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Будрис, Альгис (июль 1969 г.). «Галактическая книжная полка». Галактическая научная фантастика . 28 (5): 156–158.
- ^ Блиш, Джеймс (январь 1969 г.). «Будущее в книгах». Удивительные истории . 42 (5): 143.
- ^ Aldiss, David ; Wingrove (1986). Trillion Year Spree . Victor Gollancz . p. 411.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Уолтон, Джо (16 августа 2009 г.). «Взросление по-настоящему: Обряд Алексея Паншина» . Книги Тор .