Исаак Уоттс
Исаак Уоттс | |
---|---|
Рожденный | Саутгемптон , Хэмпшир, Англия | 17 июля 1674 г.
Умер | 25 ноября 1748 г. Сток Ньюингтон , Миддлсекс, Англия | (74 года)
Род занятий | Автор гимнов , богослов |
Известный | « Когда я смотрю на дивный крест », « Радость миру », « Боже наш, в веках прошедших помощь » |
Исаак Уоттс (17 июля 1674 — 25 ноября 1748) — священник английской конгрегации , гимнов автор , богослов и логик . Он был плодовитым и популярным автором гимнов, ему приписывают около 750 гимнов. Его работы включают « Когда я смотрю на чудесный крест », « Радость миру » и « Наш Бог, наша помощь в прошлые века ». Он признан «Крестным отцом английской гимнодии»; многие из его гимнов используются и сегодня и переведены на множество языков.
Жизнь
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2014 г. ) |
Уоттс родился в Саутгемптоне , Хэмпшир , Англия, в 1674 году и вырос в доме убежденного религиозного нонконформиста ; его отец, также Исаак Уоттс, дважды попадал в тюрьму за свои взгляды. Уоттс получил классическое образование в школе короля Эдуарда VI в Саутгемптоне , изучая латынь , греческий и иврит .
Уоттс с раннего возраста проявлял склонность к рифмам. Однажды его спросили, почему во время молитвы он держит глаза открытыми, на что он ответил:
Маленькая мышка из-за отсутствия лестницы
взбежал по веревке, чтобы произнести свои молитвы.
За это он получил телесное наказание , на что воскликнул:
Уоттс не мог посещать Оксфорд или Кембридж, потому что он был нонконформистом, а в эти университеты могли попасть только англиканцы, как и на государственные должности в то время. В 1690 году он поступил в Академию диссидентов в Сток-Ньюингтоне. Большая часть оставшейся части его жизни была сосредоточена в этой деревне, которая сейчас является частью Внутреннего Лондона .
После получения образования Уоттс был назначен пастором большой независимой часовни в Лондоне, Конгрегационалистской часовни Марка Лейна, где он помогал обучать проповедников, несмотря на свое слабое здоровье. Он придерживался религиозных взглядов, которые были более внеконфессиональными или экуменическими, чем это было принято для конгрегационалистов-нонконформистов. Его больше интересовало продвижение образования и науки, чем проповедь какой-либо конкретной секты.
Уоттс устроился на работу частным репетитором и жил с нонконформистской семьей Хартопп во Флитвуд-хаусе на Черч-стрит в Сток-Ньюингтоне . Через них он познакомился со своими непосредственными соседями сэром Томасом Эбни и леди Мэри . В конце концов он прожил в общей сложности 36 лет в доме Эбни, большую часть времени в Abney House, их второй резиденции. (Леди Мэри унаследовала поместье Сток Ньюингтон в 1701 году от своего покойного брата Томаса Ганстона.)
После смерти сэра Томаса Эбни в 1722 году его вдова леди Мэри и ее незамужняя дочь Элизабет перевезли все свое хозяйство в Эбни-Хаус из Хартфордшира, и она пригласила Уоттса продолжить жить с ними. Ему особенно нравилась территория в Эбни-парке , где леди Мэри засадила две вязовые дорожки, ведущие к островной цапле в Хакни-Брук , и он часто искал там вдохновения для написания многих книг и гимнов.
Уоттс жил в Эбни-холле в Сток-Ньюингтоне до своей смерти в 1748 году; он был похоронен в Банхилл Филдс . Он оставил обширное наследие в виде гимнов, трактатов, просветительских работ и эссе. Его работы имели влияние среди независимых нонконформистов и религиозных возрожденцев 18-го века, таких как Филип Доддридж , который посвятил свою самую известную работу Уоттсу.
Уоттс и гимнодия
[ редактировать ]Исследователи духовной музыки Стивен Марини, Денни Прутоу и Майкл Лефевр описывают, каким образом Уоттс внес вклад в английские гимны и предыдущую традицию Церкви. По словам Марини, Уоттс возглавил изменение практики, включив новые стихи для «оригинальных песен христианского опыта», которые будут использоваться в богослужении. [3] Старая традиция была основана на поэзии Библии: Псалмах . По мнению Лефевра, псалмы исполнялись народом Божьим со времен царя Давида, который с большим штатом на протяжении многих лет собрал полную книгу псалмов в форме, подходящей для пения (левитами, во время храмовых жертвоприношений в то время). . Практика пения псалмов во время богослужения продолжалась по библейскому повелению в Церкви Нового Завета с момента ее возникновения в Деяниях до времен Уоттса, как документально подтверждено Прутовым. Учения лидеров Реформации 16-го века , таких как Жан Кальвин , который перевел Псалмы на местный язык для совместного пения, следовали этой исторической практике поклонения. [4] Уоттс был не первым протестантом, пропагандировавшим пение гимнов; однако его плодотворное написание гимнов помогло открыть новую эру английского поклонения, поскольку многие другие поэты последовали его пути. [5]
Уоттс также представил новый способ перевода псалмов в стихах для церковных служб, предложив адаптировать их для гимнов с конкретно христианской точки зрения. Как выразился Уоттс в названии своей метрической Псалтири 1719 года, псалмам следует «подражать на языке Нового Завета». [3] Помимо написания гимнов, Исаак Уоттс был также теологом и логиком , писал книги и эссе на эти темы. Многие приписывают Исааку Уоттсу представление гимнов английским церквям, когда его «Гимны и духовные песни» были впервые опубликованы в 1707 году. Они широко используются сегодня благодаря его поэтическому дару, а также потому, что он истолковал Ветхий Завет, используя знание Нового. Это послужило примером для более поздних авторов гимнов. Исаак Уоттс объяснил свои методы следующим образом:«Там, где псалмопевец описывает религию страхом Божиим, я часто присоединял к ней веру и любовь. Там, где он говорит о прощении грехов по милости Божией, я добавил заслуги Спасителя. Там, где он говорит о принесении в жертву козлов и волов, я скорее упоминаю жертву Христа, Агнца Божьего. Когда он посещает ковчег с возгласом в Сион, я воспеваю вознесение моего Спасителя на небо или Его присутствие в Своей церкви на земле. Там, где он обещает изобилие богатства, почестей и долгой жизни, я заменил некоторые из этих типичных благословений благодатью, славой и жизнью вечной, которые раскрыты в Евангелии и обещаны в Новом Завете». [6]
Логика и наука
[ редактировать ]Уоттс написал учебник по логике , который пользовался особой популярностью; его полное название было « Логика, или Правильное использование разума в поисках истины с различными правилами, защищающими от ошибок в вопросах религии и человеческой жизни, а также в науках» . Впервые оно было опубликовано в 1724 году и вышло двадцать изданий.
Уоттс написал эту работу для начинающих логиков и методично систематизировал книгу. Он разделил содержание своего элементарного обращения с логикой на четыре части: восприятие , суждение , рассуждение и метод , которые он трактовал в таком порядке. Каждая из этих частей разделена на главы, а некоторые из этих глав разделены на разделы. Содержание глав и разделов подразделяется следующими приемами: разделами, распределениями, примечаниями, наблюдениями, указаниями, правилами, иллюстрациями и примечаниями. Каждое содержание книги подпадает под один или несколько из этих заголовков, и такое методическое расположение помогает сделать изложение ясным.
В « Логике » Уоттса есть заметные отклонения от других работ того времени и некоторые заметные нововведения. Можно увидеть влияние британского эмпиризма , особенно современного философа и эмпирика Джона Локка . «Логика» включает несколько ссылок на Локка и его «Опыт о человеческом понимании» . [7] в котором он изложил свои эмпиристские взгляды. Уоттс старался проводить различие между суждениями и предложениями В отличие от некоторых других авторов логики, . По мнению Уоттса, суждение заключается в том, чтобы «сравнивать... идеи вместе и соединять их путем утверждения или разъединять, а затем путем отрицания , в зависимости от того, согласуются ли они или не расходятся». [8] Он продолжает: «Когда в уме соединяются простые идеи без слов, это скорее называется суждением; но когда они облечены в слова, это называется предложением». [9] Уоттса Логика следует схоластической традиции и делит предложения на универсальные утвердительные, универсальные отрицательные, частно-утвердительные и частно-отрицательные.
В третьей части Уоттс обсуждает рассуждения и аргументацию , уделяя особое внимание теории силлогизмов . Это считалось центрально важной частью классической логики . По мнению Уоттса, и в соответствии с мнением логиков своего времени, Уоттс определял логику как искусство (см. гуманитарные науки ), в отличие от науки . В «Логике» Уоттс раскрыл свое высокое представление о логике, подчеркивая практическую сторону логики, а не спекулятивную сторону. По мнению Уоттса, как практическое искусство логика может быть действительно полезна в любом исследовании, будь то исследование в области искусства, исследование в области науки или исследование этического характера . Акцент Уоттса на логике как практическом искусстве отличает его книгу от других.
Подчеркивая практическую и неформальную часть логики, Уоттс дал правила и направления для любого рода исследований, включая научные и философские исследования . Эти правила исследования были даны в дополнение к формальному содержанию классической логики, обычному для учебников по логике того времени. Представление Уоттса о логике как разделенной на практическую часть и умозрительную часть знаменует собой отход от концепции логики большинства других авторов. Его концепция логики больше похожа на концепцию более позднего логика XIX века К.С. Пирса . [ нужна ссылка ]
» Исаака Уоттса «Логика стала стандартным учебником по логике в Оксфорде , Кембридже , Гарварде и Йельском университете и использовалась в Оксфорде более 100 лет. Чарльз Сандерс Пирс , логик девятнадцатого века, положительно отзывался о « Логике Уоттса» . Готовя свой собственный учебник под названием «Критик аргументов: как рассуждать» (также известный как « Великая логика »), Пирс писал: «Я предполагаю, что читатель знаком с тем, что содержится в доктора Уоттса « Логика книге »... ... намного превосходящие трактаты, которые сейчас используются в колледжах, поскольку являются произведением человека, отличающегося здравым смыслом». [10]
В 1741 году Уоттс последовал за «Логикой» , выпустив приложение «Совершенствование разума». Оно также выдержало множество изданий и позже вдохновило Майкла Фарадея . Он также широко использовался в качестве учебника по нравственности в школах.
«Элемент» против «соединения»
[ редактировать ]В «Логике » Уоттс дал раннее определение химического элемента и противопоставил «элемент» химическому «соединению» в ясных, современных терминах. Он также представил ранний список элементов, признанных тогда химиками, — пять — в том виде, в каком он его понимал. Однако Уоттс также отметил отсутствие консенсуса среди химиков. [11]
Наследие, почести и мемориалы
[ редактировать ]После его смерти документы Исаака Уоттса были переданы в Йельский университет в колонии Коннектикут , основанной нонконформистами (пуританами/конгрегационалистами). Школа короля Эдуарда VI в Саутгемптоне , которую он посещал, назвала один из своих домов «Уоттс» в его честь.
и Англиканская церковь Лютеранская церковь ежегодно вспоминают Уоттса (и его служение) в Календаре Святых 25 , отмечая его ноября. [12]
Самый ранний сохранившийся памятник Уоттсу находится в Вестминстерском аббатстве ; это было завершено вскоре после его смерти. Его часто посещаемая гробница в Банхилл Филдс датируется 1808 годом и заменила оригинал, который был оплачен и установлен леди Мэри Эбни и семьей Хартопп. [13]
Еще один ранний памятник может быть утерян: бюст Уоттсу, заказанный после его смерти для лондонской часовни, с которой он был связан. Часовню снесли в конце 18 века: оставшиеся части мемориала в последнюю минуту спас богатый землевладелец для установки в своей часовне недалеко от Ливерпуля , но неизвестно, сохранился ли бюст. Еще один бюст установлен в Библиотеке нонконформиста доктора Уильямса в центре Лондона.
Первая публичная статуя стоит в Эбни-парке , где Уоттс прожил более 30 лет в особняке и где он также умер. Позже парк стал кладбищем Эбни-Парк , открытым в 1840 году; и статуя Уоттса была установлена здесь по общественной подписке в 1845 году. Она стоит на улице доктора Уоттса, перед часовней Эбни-Парк , и была спроектирована ведущим британским скульптором Эдвардом Ходжесом Бейли . Схема установки памятной статуи на этом месте была предложена в конце 1830-х годов Джорджем Коллисоном , который в 1840 году опубликовал гравюру на фронтисписе своей книги о дизайне кладбищ в Европе и Америке, и в частности в Эбни-парке. Предложение Коллисона так и не было реализовано, вместо этого был принят проект Бейли.
Более поздняя, довольно похожая статуя также была профинансирована по общественной подписке и установлена в новом викторианском общественном парке имени Уоттса в Саутгемптоне, городе, где он родился. В середине девятнадцатого века в Саутгемптоне был построен Мемориальный зал Конгрегации доктора Уоттса, также названный в его честь. Он был утрачен в результате реконструкции после Второй мировой войны , но на этом месте была построена Объединенная реформатская церковь Мемориала Исаака Уоттса.
В 1974 году город Саутгемптон отметил трехсотлетие со дня рождения Уоттса, заказав биографию « Воспоминания об Исааке Уоттсе» , написанную Дэвидом Г. Фонтейном, который, как и Уоттс, был министром-нонконформистом из Саутгемптона. Часы на административном центре Саутгемптона отбивают мелодию первой строчки «Бог наш, наша помощь в прошлые века» три раза в день: в 8 утра, 12 дня и 16 часов. [14]
Культурные или современные влияния
[ редактировать ]В своем романе «Дэвид Копперфилд» (1850) Чарльз Диккенс приводит цитату школьного учителя доктора Стронга из книги Уоттса «Против праздности и озорства».
В Германа Мелвилла эпическом романе «Моби-Дик» (1851) мелким инвестором китобойного судна « Пекод» является Чарити Билдад, «худощавая старушка самого решительного и неутомимого духа, но в то же время очень добросердечная» (глава 20). Ее брат, капитан, запретил морякам петь «ненормальные песни», такие как морские лачуги , поэтому она «поместила небольшой экземпляр Уоттса на койку каждого моряка» (глава 22).
Одним из самых известных стихотворений Уоттса было наставление « Против праздности и озорства » в «Божественных песнях для детей » . Это было пародировано Льюисом Кэрроллом в стихотворении « Как поживает маленький крокодил », включенном во вторую главу « Приключений Алисы в стране чудес » (1865). Его пародия более известна, чем оригинальное стихотворение Уоттса. Стихотворение также было показано в отрывке из мультфильма «Рокки и его друзья» под названием «Уголок Буллвинкла», в котором Буллвинкль Мус читает стихи. В данном случае стихотворение называлось «Пчела» без указания автора. Второй пример появляется в главе 10 « Приключений Алисы в стране чудес », стихотворении « Это голос омара », которое пародирует первые строки « Ленивца »: «Это голос ленивца; я слышал, как он жаловался: / «Ты разбудил меня слишком рано, я должен снова заснуть».
1884 года В комической опере «Принцесса Ида» есть каламбурная отсылка к Уоттсу в первом акте. В женский университет принцессы Иды мужчины не допускаются. Ее отец, король Гама, говорит, что «она вряд ли будет терпеть «гимны» доктора Уоттса».
(«Человек-слон») часто называет «Ложным величием» Стихотворение, которое Джозеф Меррик , которое Меррик использовал в письменной форме или «блок подписи», начиная со слов «Это правда, моя форма - это что-то странное, / но обвиняют меня, это обвиняя Бога...» часто (ошибочно) цитируется или цитируется как работа Исаака Уоттса. Фактически, только последние несколько предложений были написаны Уоттсом («Ложное величие», книга II-Horae lyricae 1743), начиная со слов «Мило, воздержись называть его благословенным / Он может похвастаться только большим поместьем ...» [15]
Работает
[ редактировать ] в этом разделе Использование внешних ссылок может не соответствовать политике и рекомендациям Википедии . ( Март 2021 г. ) |
Книги
[ редактировать ]- Гимны и духовные песни (Лондон: Дж. Хамфрис, 1707 г.)
- Horae Lyricae: Стихи, преимущественно лирического характера (2-е изд. 1709 г.)
- Божественные песни, написанные простым языком для детей (1715 г.)
- Руководство к молитве (1715; 4-е изд. Корр. 1725 г.)
- Псалмы Давида: имитированные на языке Нового Завета и применимые к христианскому государству и богослужению (1719 г.)
- Логика: или правильное использование разума в поисках истины с различными правилами для защиты от ошибок в вопросах религии и человеческой жизни, а также в науках (1724 г.)
- Сила и слабость человеческого разума: или Важный вопрос о достаточности разума, чтобы привести человечество к религии и будущему счастью, спор между пытливым деистом и христианским богословом: и дебаты, скомпрометированные и решительные к удовлетворению обоих (1731)
- Вера и практика: представлены в пятидесяти четырех проповедях об основных главах христианской религии: проповедовали на Берри-стрит, 1733 (1739)
- Улучшение ума: или дополнение к искусству логики: содержащее различные замечания и правила для достижения и передачи полезных знаний в религии, науках и повседневной жизни (1741 г.)
- Том 1 Том 2 в Интернет-архиве 1768, 1773, ( издания 1787 годов )
- «Познание неба и земли стало проще, или Первые принципы астрономии и географии» , первое издание, 1726 г.; Издание 1760 года в Google Книгах
- Учение о страстях - объяснение и уточнение , [пятое издание] (1795 г.)
- Краткий обзор всей истории Священного Писания: с продолжением еврейских дел от Ветхого Завета до времен Христа; и отчет о главных пророчествах, касающихся Него [16]
- Очерк свободы воли в Боге и творениях (приписывается)
Гимны
[ редактировать ]Гимны Уоттса включают:
- « Радость миру » (на основе 98-го псалма , мелодия неизвестного композитора с использованием фрагментов из Генделя , впервые опубликована в Англии в 1833 году, популяризирована американцем Лоуэллом Мейсоном )
- «Когда боль и тоска охватят меня, Господи»
- «Придите, любящие Господа» (часто поется вместе с припевом [и озаглавлено] «Мы идем к Сиону»)
- «Приди, Дух Святой, Голубь Небесный»
- «Иисус будет царствовать там, где солнце» (по мотивам 72-го псалма )
- « Боже наш, помощь наша в прошлые века » (по мотивам 90-го псалма )
- « Когда я рассматриваю чудесный крест »
- « Увы! И истекал ли кровью мой спаситель »
- «Как мило и ужасно это место»
- «Это день, который сотворил Господь»
- «Твоей силой стоят горы»
- «Когда я смогу ясно прочитать свой заголовок»
- «Я пою могучую силу Божию» (первоначальное название «Хвала творению и провидению» из «Божественных песен, написанных легким языком для детей »)
- «Пастырь мой восполнит нужду мою» (по мотивам 23-го псалма )
- «Благослови, душа моя! Бога живого» (по мотивам 103 псалма )
Многие гимны Уоттса включены в «Англиканские гимны древние и современные» , «Оксфордскую книгу всеобщей похвалы» , « Христадельфианский гимн», «Химнал епископальной церкви 1982 года» , «Евангелистско-лютеранское богослужение» , « Баптистский сборник гимнов» , «Пресвитерианский сборник гимнов Троицы » , «Методистские гимны». Псалмы . Многие из его текстов также используются в американском сборнике гимнов «Священная арфа» с использованием так называемой нотной записи, используемой для обучения немузыкантов. Некоторые из его гимнов используются в гимнах Церкви Христа, Ученого и Церкви Иисуса Христа Святых последних дней .
См. также
[ редактировать ]- Африка (Уильям Биллингс)
- Конгрегационалистская церковь
- Английский диссидент
- Независимый (религия)
- пуританин
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мэйбл, Норман, Популярные гимны и их авторы , стр. 179 .
- ^ Борэм, Ф.В. (1945), «Позднее пение жаворонка» , стр. 29 .
- ^ Jump up to: а б Марини 2003 , с. 76.
- ^ Марини 2003 , с. 71.
- ^ Марини 2003 , с. В 76 списках авторов гимнов, которые следовали традиции, установленной Уоттсом, в том числе Чарльз Уэсли , Эдвард Перронет , Энн Стил, Сэмюэл Стеннет , Огастес Топлади , Джон Ньютон , Уильям Каупер , Реджинальд Хибер , Сэмюэл Дэвис , Тимоти Дуайт , Джон Леланд и Питер Картрайт .
- ^ Фонтан 1974 , с. 58.
- ^ Уоттс 1825 , с. 14.
- ^ Уоттс 1825 , с. 115.
- ^ Уоттс 1825 , с. 117.
- ^ Пирс, CS (1933) Сборник статей Чарльза Сандерса Пирса, том. II , Пол Вайс и Чарльз Хартшорн, ред. Кембриджский MASS, издательство Гарвардского университета [ нужна страница ]
- ^ Уоттс, Исаак (1726) [1724]. Логика: Или правильное использование разума в поисках истины с множеством правил, защищающих от ошибок в делах религии и человеческой жизни, а также в науках . Напечатано для Джона Кларка и Ричарда Хетта. стр. 13–15.
- ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Историческая Англия . «Памятник Исааку Уоттсу, Восточное ограждение (1396517)» . Список национального наследия Англии . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ «Запад» . www.southampton.gov.uk . Проверено 31 июля 2023 г.
- ^ Уоттс, Исаак, Стихи Исаака Уоттса, тома 44–46 , Press of C. Whittingham, 1822, p. 193.
- ^ Уоттс, Исаак (7 февраля 1819 г.). «Краткий обзор всей истории Священного Писания: с продолжением еврейских дел от Ветхого Завета до времен Христа; и описание главных пророчеств, относящихся к Нему: представленных в форме вопросов и ответов». Бостон, К. Эвер – через Интернет-архив.
Ссылки
[ редактировать ]- Джонс, Дж. А., изд. (1849). Мемориалы Банхилла: священные воспоминания о трехстах служителях и других известных людях, похороненных на Банхилл-Филдс, всех конфессий . Лондон: Джеймс Пол. стр. 298–304.
- Марини, Стивен А. (2003). Священная песня в Америке: религия, музыка и общественная культура . Урбана: Издательство Университета Иллинойса.
- Торнкрофт, Майкл (1958). «Плодородная почва; Церковь построена; Ранние годы (1714–1758); Эпоха Ричарда Прайса; Новые причины для старого; Идеал служения; Свет гаснет; Наши дни». Доверие к свободе: история Зеленой унитарной церкви Ньюингтона, 1708–1958 гг . Частное издание для попечителей церкви. .
- Уоттс, Исаак (1825). Логика или правильное использование разума в поисках истины; с различными правилами защиты от ошибок в вопросах религии и человеческой жизни, а также в науках (переиздание). США: Кессинджер. .
- Музыка, Дэвид В. (2020). Повторите «Звучащую радость: размышления о гимнах» Исаака Уоттса . Издательство Университета Мерсера.
- Фонтан, Дэвид (1974). Айзек Уоттс вспомнил . Уортинг: Генри Э. Уолтер Лтд.
- Дэвис, Артур Пол (1948). Исаак Уоттс: его жизнь и творчество . Лондон: Independent Press Ltd.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Исаак Уоттс в Архиве поэзии восемнадцатого века (ECPA)
- Работы Исаака Уоттса в Project Gutenberg
- Работы Исаака Уоттса или о нем в Интернет-архиве
- Работы Исаака Уоттса в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Работы Исаака Уоттса в цифровой библиотеке постреформации
- Очерк свободы воли в Боге и существах , книга, приписываемая Уоттсу, в Интернет-архиве.
- Торжественное обращение к Великому и вечно благословенному Богу (1802 г.), первоначально опубликованное как «Верное исследование древнего и оригинального учения о Троице» (1745 г.)
- Фан-клуб Исаака Уоттса в Wayback Machine (архивировано 27 октября 2009 г.), справочная информация и MIDI-файлы.
- Гимны Исаака Уоттса. Архивировано 25 июня 2011 года в Wayback Machine.
- О Боже, наша помощь в прошлые века. Архивировано 19 августа 2011 года в Wayback Machine Уоттса (школьный гимн школы короля Эдуарда VI, Саутгемптон, альма-матер ).
- Вспомнили Исаака Уоттса (Дэвид Г. Фонтан, 1974). Биография, созданная по заказу городского совета Саутгемптона (его родного города) в ознаменование 300-летия со дня его рождения ( ISBN 978-0903556576 )
- Monergism.com Исаак Уоттс Ссылки на работы Исаака Уоттса
- Логика Исаака Уоттса
- Улучшение разума Исаак Уоттс
- Гармония всех религий, которые Бог когда-либо предписывал людям, и все Его устроения по отношению к ним, Исаак Уоттс
- Гибель и восстановление человечества Исаак Уоттс
- 1674 рождения
- Духовенство из Саутгемптона
- 1748 смертей
- Английские авторы гимнов-нонконформистов
- Английские евангелисты
- Люди, празднуемые по лютеранскому литургическому календарю
- Английские министры-конгрегационалисты
- Министры-конгрегационалисты 17 века
- Люди, получившие образование в школе короля Эдуарда VI в Саутгемптоне.
- Англиканские святые
- Английские логики
- Английские поэты-мужчины
- Английские кальвинистские и реформатские богословы
- Министры-конгрегационалисты XVIII века
- Английское духовенство 17 века
- Английские писатели-публицисты XVIII века.
- Английские писатели XVIII века
- Похороны на Банхилл Филдс
- Английские философы
- Кальвинистские и реформатские богословы XVIII века
- Кальвинистские и реформатские авторы гимнов
- Конгрегационалистские авторы гимнов
- Английские писатели научной литературы мужского пола
- Английские поэты XVIII века
- Авторы гимнов XVIII века
- Писатели из Саутгемптона