Макасид
Часть серии о |
ислам |
---|
![]() |
Макасид ( араб . مقاصد , букв. « цели » или « цели » ) или макасид аль-шариа (цели или задачи шариата ) — это исламская правовая доктрина. Вместе с другой родственной классической доктриной, маслахой ( букв. « общественный интерес » ), она стала играть все более заметную роль в наше время. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Понятие макасида было впервые четко сформулировано аль-Газали (умер в 1111 г.), который утверждал, что маслаха была общей целью Бога в раскрытии божественного закона и что ее конкретной целью было сохранение пяти основ человеческого благополучия: религии жизнь, интеллект, родословная и собственность. [ 4 ] Хотя большинство юристов классической эпохи признавали маслаха и макасид важными правовыми принципами, они придерживались разных взглядов относительно роли, которую они должны играть в исламском праве. [ 3 ] Некоторые юристы рассматривали их как вспомогательные обоснования, ограниченные библейскими источниками ( Кораном и хадисами ) и киясом (рассуждениями по аналогии). [ 1 ] [ 5 ] Другие считали их независимым источником права, общие принципы которого могли преобладать над конкретными выводами, основанными на букве Священного Писания. [ 1 ] [ 6 ] Хотя последней точки зрения придерживалось меньшинство классических юристов, в наше время ее в различных формах стали отстаивать выдающиеся ученые, которые стремились адаптировать исламское право к меняющимся социальным условиям, опираясь на интеллектуальное наследие традиционной юриспруденции. [ 1 ] [ 7 ] [ 2 ] Эти ученые расширили перечень макасидов , включив в него такие цели шариата, как реформы и права женщин ( Рашид Рида ); справедливость и свобода ( Мохаммед аль-Газали ); и человеческое достоинство и права ( Юсуф аль-Кардави ). [ 1 ]
История
[ редактировать ]Юрист Имам Абу Исхак аш-Шатиби (умер в 1388 г.) также писал о Макасиде аш-Шариа в своем труде « Аль-Мувафакат фи Усул аш-Шариа» . Он определил макасид аш-шариат как «достижение добра, благополучия, преимущества, выгоды и предотвращение зла, вреда и гибели существ». [ 8 ] По мнению аль-Шатиби, юридические цели исламского права «представляют собой выгоды, предусмотренные законом. Таким образом, тот, кто сохраняет правовую форму, растрачивая при этом ее суть, не следует закону». [ 9 ]
Однако только в наше время исламские ученые проявили новый интерес к макасиду . Стипендия началась с работы тунисского ученого Мухаммада аль-Тахира ибн Ашура (умер в 1973 г. н.э.). С начала века ряд исламских ученых, в том числе Мохаммад Хашим Камали , профессор Имран Ахсан Хан Ньязи , Ахмед Раиссуни , Мохамед эль-Тахир эль-Месави , Халим Ране , Джассер Ауда и Тарик Рамадан , защищали макасидов. подход и способствовал его развитию.
Шейх Мухаммад Абу Захра считал, что шариат - это «милосердие к человечеству» с тремя основными целями: «воспитание праведного человека», «установление справедливости» и «реализация благ». [ 10 ] [ 11 ]
В политике
[ редактировать ]10 июля 2014 года премьер-министр Малайзии Наджиб Разак выступил с речью, призывающей положить конец конфликту между шиитами и суннитами . Он заявил, что Малайзия может быть «примером для других мусульманских стран в том, что значит быть прогрессивной и развитой страной, основанной на пяти целях шариата - поддерживать веру, жизнь, интеллект, потомство и собственность». «Политика нашего правительства всегда основывалась на этих пяти принципах макасидного шариата … давайте будем примером мусульманской страны, которая развита и прогрессивна на основе макасидного шариата ». [ 12 ]
В исламских финансах
[ редактировать ]Исламские учёные, работающие в сфере исламских финансов, попытались разработать цель богатства ( мэл ) или финансовых операций. Современный ученый (Лайдин) постулирует пять целей:
- непрерывность обращения богатства
- непрерывность инвестирования богатства
- достижение всестороннего общественного процветания
- финансовая прозрачность
- подтверждение финансовой собственности. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]- Аль-Макасид - вводная книга по принципам ислама
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Дудерия 2014 , стр. 2-6.
- ^ Jump up to: а б Браун 2009 .
- ^ Jump up to: а б Глив 2012 .
- ^ Опвис 2007 , с. 65.
- ^ Opwis 2007 , стр. 66–68.
- ^ Opwis 2007 , стр. 68–69.
- ^ Зиаде, 2009 .
- ^ Хан, М.Ф. и Гифари, Н.М. (1985), Цели шариата Шатиби и некоторые последствия для теории потребителей . Исламабад: Международный институт исламской экономики и Международный исламский университет.
- ^ Аль-Райсуни, А. (1997) Назарийят Аль-Макасид 'инда Аль-Имам Аль-Шатиби (Дар Аль-Калима, Мансура, Египет, стр. 129). Цитируется в: Эль-Гамаль, Махмуд А. (2006). Исламские финансы: право, экономика и практика (PDF) . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Кембридж. п. 44. ИСБН 9780521864145 . Архивировано из оригинала (PDF) 03 апреля 2018 г. Проверено 8 марта 2017 г.
- ^ Абу Захра, Мухаммад . Тарих аль-Мадхахиб аль-Исламия фи ас-Сияса ва аль- с Акайд ва Тарих аль-Мадхахиб аль-Фикхия . стр. 291–3. ( онлайн )
- ^ Хамза, Ваэль (28 февраля 2015 г.). «Цели шариата» . Онислам.нет . Архивировано из оригинала 20 января 2015 года . Проверено 20 августа 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) () - ^ Сипалан, Джозеф (10 июля 2014 г.). «Наджиб призывает к единству мусульман спустя несколько месяцев после шиитской охоты на ведьм» . Малайская почта онлайн . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ Лайдин, Массачусетс (2012). «Цели шариата в современной науке». http://www.amanieiconnect.com/library/featured-articles/item/32-the-shari%E2%80%99ah-objectives-Maqasid incontemporary-sciences [ мертвая ссылка ]
Источники
[ редактировать ]- Браун, Джонатан AC (2009). «Машлаха» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 11 октября 2017 года.
- Дудерия, Адис (2014). Адис Дудерия (ред.). Современная мусульманская реформистская мысль и подходы Макасид и Маслаха к исламскому праву: Введение . Том. Макасид аш-Шариа и современная реформистская мусульманская мысль: исследование. Спрингер.
- Эль-Месави, Эль-Тахир М. (2018). Эль-Тахир Мохамед Эль-Месави (ред.). Макасид аль-Шариа: исследования и последствия . Исламский книжный фонд.
- Эль-Месави, Эль-Тахир М., «Макасид аль-Шариат: значение, масштаб и последствия», в «Аль-Шаджара (Журнал исламской мысли и цивилизации ISTAC)», 2020, Vol. 25:2, стр. 263–295.
- Эль-Месави, Эль-Тахир М.; Фарис, Валид Ф.; Аль-Худаби, Дэвид А. Джон (2022). Переосмысление Макасида аль-Шариата: семантика Корана и основа общего блага человечества . Исламский институт мусульманского единства и Фонд исламской книги. ISBN 978-967-0526-97-3 .
- Глив, РМ (2012). «Машасид аш-Шариа». У П. Бирмана; Т.е. Бьянкис; CE Босворт; Э. ван Донзель; В. П. Генрихс (ред.). Энциклопедия ислама (2-е изд.). Брилл. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_8809 .
- Камали, Хашим, «Шариат, цели и задачи», в книге «Мухаммед в истории, мысли и культуре: энциклопедия Пророка Божьего» (2 тома), под редакцией Коэли Фицпатрик и Адама Хани Уокера, Санта-Барбара, АВС-КЛИО, 2014, Том. II, стр. 552–557. ISBN 1610691776
- Опвис, Фелиситас (2007). Аббас Аманат; Фрэнк Гриффель (ред.). Исламское право и правовые изменения: концепция маслахи в классической и современной теории права . Том. Шариат: исламское право в современном контексте (изд. Kindle). Издательство Стэнфордского университета.
- Зиаде, Фархат Дж. (2009). «Усул аль-фикх». В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780195305135.001.0001 . ISBN 9780195305135 .