Jump to content

Гном и Рона

(Перенаправлено с роторного двигателя Gnome )
Компания «Гном и Рона»
Промышленность Аэрокосмическая техника, мотоциклы
Основан 12 января 1915 г.
Несуществующий 29 мая 1945 г.
Судьба Национализированный
Преемник Снекма
Штаб-квартира Париж , Франция
Продукты Авиационные двигатели, мотоциклы

Gnome et Rhône — крупный французский производитель авиационных двигателей . В период с 1914 по 1918 год они произвели 25 000 своих 9-цилиндровых двигателей Delta и Le Rhône мощностью 110 л.с. (81 кВт) роторных , а еще 75 000 были произведены различными лицензиатами. Этими двигателями оснащалось большинство самолетов в первой половине войны, как союзных, так и немецких образцов, произведенных Motorenfabrik Oberursel .

В послевоенное время они начали новую серию конструкций, первоначально основанную на Bristol Jupiter , но превратившуюся в превосходный двухрядный Gnome-Rhône 14K Mistral Major радиальный двигатель мощностью 1000 л.с. (750 кВт) , который также был лицензирован и использовался. по всему миру во время Второй мировой войны . Они были крупным поставщиком двигателей для Люфтваффе Германии , производя как собственные разработки, так и немецкие по лицензии. Их заводы стали объектом высокоточных бомбардировок, выбив их из войны.

Компания была национализирована как часть Snecma в 1945 году. [ 1 ] но какое-то время бренд продолжал существовать как производитель мотоциклов Gnome et Rhône и велосипедов Gnome et Rhône. [ 2 ]

Ранняя история и Первая мировая война

[ редактировать ]

В 1895 году 26-летний французский инженер Луи Сеген купил лицензию на « Гном». [ 3 ] газовый двигатель немецкой фирмы Motorenfabrik Oberursel . Продаваемый во французском переводе, Gnome представлял собой одноцилиндровый стационарный двигатель мощностью около 4 л.с. (3 кВт), работавший на керосине (известном в Великобритании и Южной Африке как парафин), предназначенный для использования в промышленности. В Gnome использовалась уникальная система клапанов, состоящая только из одного выпускного клапана со штоком и «скрытого» впускного клапана, расположенного на головке поршня.

мощностью 160 л.с. Gnome 9N Monosoupape 1917 г.

6 июня 1905 года Луи Сеген и его брат Лоран основали Société Des Matériaux Gnome. [ 4 ] (Gnome Motor Company) по производству автомобильных двигателей. Вскоре они приступили к разработке одного из первых специально разработанных авиационных двигателей, объединив несколько цилиндров Gnome в роторный двигатель. Конструкция появилась весной 1909 года как 7-цилиндровый роторный Gnome Omega мощностью 50 л.с. (37 кВт) при весе 75 кг. Более 1700 таких двигателей будут построены во Франции, а также модели, построенные по лицензии в Германии, Швеции, Великобритании, США и России. «Гном» приводил в движение Генри Фармана , самолет «Фарман III» который установил мировые рекорды по дальности и выносливости; первый самолет, преодолевший скорость 100 км/ч; а в 1910 году — Fabre Hydravion , первый гидросамолет, когда-либо летавший. Это помогло Франции стать ведущей страной в авиации того времени. Леон Лемартен и Жюль Ведрин были двумя молодыми инженерами, которые участвовали в проектировании, разработке и внедрении Omega, и в эпоху первых полетов они оба стали успешными пилотами.

Все гномы были известны своими уникальными решениями по подаче топлива в верхнюю часть поршня без использования трубопроводов. В ранних моделях использовались два клапана: один в головке блока цилиндров, а второй встроен в сам поршень и имел противовес, открывающийся в конце хода. Без каких-либо пружин или толкателей клапан открывался бы при ходе вниз, позволяя топливу всасываться в цилиндр из области картера. К сожалению, эту конструкцию было очень сложно обслуживать, и пришлось разбирать цилиндр. Для повышения надежности и технического обслуживания в более поздних моделях вместо этого использовалась система Monosoupape ( одноклапанная ), в которой использовался один выпускной клапан в верхней части цилиндра и ряд отверстий, позволяющих топливной смеси попадать в верхнюю часть цилиндра, когда поршень съехал вниз в цилиндре мимо портов.

Базовая конструкция Gnome затем была представлена ​​в виде серии более крупных двигателей. Gnome Lambda 1911 года представлял собой более крупную версию Omega мощностью 80 л.с. (60 кВт), за которой в 1914 году последовал 9-цилиндровый Gnome Delta мощностью 100 л.с. (75 кВт) (также называемый Gnome Monosoupape , поскольку в нем использовался такой тип конструкции двигателя для первый раз). Gnome также опробовал 14-цилиндровую двухрядную версию Double Lambda мощностью 160 л.с. (120 кВт), но она не нашла особого применения, хотя Оберурзель скопировал ее как U.III в Германии и использовал в нескольких ранних моделях. Проектирование истребителей «Фоккер» безуспешно. Чтобы обеспечить большую мощность с появлением в конце войны мощных рядных двигателей , в 1918 году был представлен совершенно новый девятицилиндровый двигатель Monosoupape под названием Type-N мощностью 160 л.с. Эта конструкция использовалась на малоизвестном, но превосходном Nieuport 28 .

мощностью 80 л.с. Le Rhône 9C Роторный двигатель

Другой французский инженер, Луи Верде, в 1910 году сконструировал свой собственный небольшой роторный двигатель, который не нашел особого применения. В 1912 году он представил более крупный 7-цилиндровый двигатель 7C, который развивал мощность 70 л.с. при массе 90 кг. Это оказалось гораздо более популярным, и позже в том же году он основал Société des Moteurs Le Rhône . Вскоре вслед за 7C он выпустил более крупный Le Rhône 9C , девятицилиндровый двигатель мощностью 80 л.с. (60 кВт). По сравнению с Gnome, Le Rhône был значительно более «традиционным»: в нем использовались медные трубы впускного коллектора, подающие топливо к верхней части каждого цилиндра двигателя вместе с впускными и выпускными клапанами. Как и Gnome, конструкции Le Rhône широко лицензировались, в данном случае Le Rhone 9J мощностью 110 л.с. производился в Германии компанией Oberursel как модель Ur.II , обозначенная IdFlieg , и в США; Сообщается, что компания Union Switch & Signal из Свиссвейла, штат Пенсильвания, произвела около 10 000 единиц - они также были построены в Австрии, Великобритании и Швеции.

Гном и Рона

[ редактировать ]
Облигация Société des Engines Gnome et Rhône, выпущенная 1 июля 1924 г.

После нескольких лет жесткой конкуренции Gnome и Le Rhône начали переговоры о слиянии в 1914 году, а 12 января 1915 года Gnome выкупила Le Rhône и образовала Société des Moteurs Gnome et Rhône .

Разработки 9C стали их основным продуктом, мощность которого увеличилась примерно до 97 кВт (130 л.с.) в Le Rhône 9Jby 1917 года и до 130 кВт (170 л.с.) в родственном, но менее широко используемом 9R . Последней разработкой стал двухрядный Le Rhône 18E мощностью 250 кВт (340 л.с.) 1917 года, основанный на компонентах 9R, однако, как и все многорядные роторные двигатели, он страдал неразрешимыми проблемами с охлаждением и никогда не использовался в эксплуатации.

Роторные двигатели Gnome стали становиться менее распространенными на передовых самолетах после 1916 года, поскольку развитие мощности не могло идти в ногу ни с двигателями V-8 с жидкостным охлаждением, ни даже с более совершенными роторными двигателями с традиционными клапанами, такими как Clerget 9Bf мощностью 104 кВт (139 л.с.). , и они достигли своего пика с Monosoupape 9N мощностью 120 кВт (160 л.с.), однако они оставались популярными для учебных самолетов.

9C и 9J были наиболее часто используемыми двигателями в начале и середине войны как на французской, так и на британской службе, а также использовались на истребителях в Германии, где Оберурзель получил лицензию незадолго до войны. Однако на большинстве немецких самолетов использовались шестицилиндровые стационарные рядные двигатели. Двигатели Oberursel на базе Gnome имели префикс U, а двигатели на базе Le Rhône — Ur.

Межвоенные годы

[ редактировать ]

С окончанием войны компания быстро диверсифицировалась, используя свои заводы для производства шасси и двигателей для автомобилей Rolland-Pilain и Piccard-Pictet , а также дизельных двигателей Ansaldo , холодильников, швейных машин и даже отбойных молотков. В 1920 году они также представили свой первый мотоцикл, известный просто как Gnome et Rhône 500 cc . До начала 1950-х годов производились различные модели, которые обычно рекламировались как просто «Gnome Rhone» без акцентов.

К 1920 году их роторные двигатели уже не были конкурентоспособными, и у них не было собственных новых разработок. В 1921 году они получили лицензию на « Бристоль Юпитер» , который становился «Гномом» своей эпохи. В 1922 году Поль-Луи Вайлер, ас Первой мировой войны, возглавил компанию и решил снова сосредоточить ее на производстве авиационных двигателей. Их конструкция Юпитера, 9А, вскоре стала очень хорошо продаваться. В 1926 году они получили лицензию на меньший 5-цилиндровый двигатель Bristol Titan , в то время как Bristol лицензировал понижающую передачу в стиле Фармана, используемую Gnome.

Не удовлетворившись простым производством моделей Bristol по лицензии, Gnome начал масштабную проектную работу, основанную на механике Титана. Результаты были представлены в 1927 году как серия K мощностью 260 л.с. (190 кВт) , включающая Gnome-Rhône 5K Titan , 7-цилиндровую версию мощностью 370 л.с. (270 кВт), Gnome-Rhône 7K Titan Major и 9-цилиндровый двигатель мощностью 370 л.с. (270 кВт). цилиндр мощностью 550 л.с. (405 кВт) Gnome-Rhône 9K Mistral . Все эти двигатели поставлялись в различных улучшенных версиях, получивших трехбуквенный код; первая буква обозначала номер серии (например, от a до f), вторая ar или l в зависимости от направления вращения двигателя, а третья обозначала систему зарядки. С выпуском K-серии Gnome прекратила выплаты роялти Бристолю. К 1930 году они поставили 6000 Юпитеров, Мистралей и Титанов, что сделало их крупнейшей компанией по производству двигателей во Франции.

Но Mistral мощностью 550 л.с. (405 кВт) уже не был достаточно мощным для быстро развивающейся отрасли. Чтобы обеспечить большую мощность, компания Gnome снова обратилась к двухрядному решению, используя два блока по 7 цилиндров, в результате чего в 1929 году был установлен Gnome-Rhône 14K Mistral Major мощностью 625 л.с. (460 кВт). Новый двигатель сразу же стал хитом. К 1933 году мощность двигателя 14Kfrs была увеличена до 1025 л.с. (750 кВт) за счет лучшего наддува (наряду с аналогичными улучшениями в Mistral, теперь мощностью 770 л.с. или 570 кВт), и двигатель снова лицензировался по всему миру.

Оставив идею использования нескольких двигателей в одной «серии K», Gnome продолжил работу над базовой механической конструкцией, создав 18-цилиндровый двухрядный двигатель Gnome-Rhône 18L мощностью 1400 л.с. (1030 кВт). Его соотношение мощности к весу было не очень хорошим, и работы над конструкцией в конечном итоге были прекращены в 1939 году. Меньший по размеру двигатель Gnome-Rhône 14M Mars был представлен на замену более раннему Mistral K-серии, отличавшемуся прежде всего чрезвычайно компактной передней частью. площадь, что давало наибольшую мощность среди всех двигателей той эпохи. Он особенно использовался в семействе самолетов Potez 631 .

В 1936 году серия 14K была заменена Gnome-Rhône 14N мощностью 1100 л.с. (810 кВт) от немного более тяжелого двигателя, который, тем не менее, имел гораздо лучшее соотношение мощности и веса . Начиная с буквы N, они представили новую схему именования, заменив буквы предыдущих моделей цифрами, поставив двигатель в версиях, которые поворачивались влево с четными числами и вправо с нечетными. Оригинальный 14Н-0/1 имел несколько модификаций: 14Н-10/11 использовался на бомбардировщике Bloch MB.210 , 14Н-25 на ранних образцах истребителя MB.152 и 14Н-49. на поздних моделях MB.152, а также на LeO 451 и Amiot 351 . Серия N наконец закончилась самолетом 14Н-50/51, который развивал на взлете 1210 л.с. (890 кВт). 14N не был так широко лицензирован, поскольку приближалась война, и французское правительство становилось все более настороженным в отношении лицензирования разработок потенциальным врагам.

На смену серии 14N пришла последняя довоенная версия линейки — Gnome-Rhône 14R . Первые версии, представленные в 1939 году, 14R-4/5, имели взлетную мощность 1291 л.с. (950 кВт) и были лишь немного тяжелее, чем 14N. К 1940 году улучшенный 14R-8/9 развивал мощность 1578 л.с. (1161 кВт) за счет увеличения оборотов с 2400 до 2600. Хотя это был хороший показатель для того времени, британские и немецкие конструкции уже преодолели эту отметку и вскоре должны были достичь мощности 2000 л.с. (1500 кВт).

После падения Франции в 1940 году компании Gnome et Rhône было приказано производить BMW 801 по лицензии, а модели 14M и 14N ограниченно использовались на некоторых немецких моделях, таких как Henschel Hs 129B, Gotha Go 244B и Messerschmitt Me 323. Компания прославилась медленным производством: к маю 1944 года было произведено всего 8500 двигателей, тогда как немцы оценивали их в 25 000. Воздушный налет 56 «Ланкастеров» и 8 «Москитов» из 5-й группы британских ВВС Женневилье 9/10 мая полностью разрушил первоначальные заводы . Еще один воздушный налет Ланкастеров из 617-й эскадрильи под командованием командира звена Леонарда Чешира также серьезно повредил завод в Лиможе 8/9 февраля 1944 года.

После окончания войны компания была не в состоянии продолжать производство авиационных двигателей, хотя она получила небольшие контракты на производство танков M4 Sherman для французской армии. Чтобы спасти то, что осталось, 29 мая 1945 года компания была национализирована, в результате чего было создано Société Nationale d'Etude et de Construction de Moteurs d'Aviation ( SNECMA ) и началось производство моделей 14N, 14R и нового 14U.

Лицензионные версии и разработки

[ редактировать ]

14K был одним из самых популярных двигателей своего времени, широко лицензированным и использовавшимся по всему миру. В Польше он использовался для экспортных вариантов истребителей, наиболее известным из которых является PZL P.24 . В частности, он использовался в Румынии , где использовался на ряде истребителей PZL польской разработки , прежде чем, наконец, стал основным двигателем истребителя IAR 80 . В Югославии 7К, 9К и 14Н-0 производила компания Industrija Motora Ranovica . [ 5 ]

Isotta Fraschini и Piaggio из Италии получили лицензии: первая производила K.14 , вторая P.XI. — В довоенный период они использовались в ряде конструкций, многие из которых были экспортированы. Это привело к тому, что Манфред Вайс получил лицензию в Венгрии и начал производить его как WM K-14 для установки на свои версии истребителя Reggiane Re.2000 под названием MAVAG Heja «Hawk», а также Weiss WM 21 Sólyom .

Британская фирма Alvis лицензировала модели 14K и 18L, но ни одна из них не была запущена в производство до окончания войны. Тем не менее, Alvis продолжил разработку, выпустив 9-цилиндровый Alvis 501 Leonides , а затем 14-цилиндровый Alvis 701 Leonides Major . Последний нашел применение в послевоенных конструкциях вертолетов.

Советский Союз через свое конструкторское бюро ОКБ Туманского построил по лицензии 14К (как М-85 ), построив около 500 экземпляров. [ нужна ссылка ]

Двигатели

[ редактировать ]

Первая мировая война

[ редактировать ]

Между войнами

[ редактировать ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Мотоциклы

[ редактировать ]

С 1920 года компания Gnome et Rhône начала заниматься производством велосипедов и мотоциклов, производя несколько относительно успешных и стильных продуктов. Впервые они организовали Société Française des Moteurs ABC в Париже в 1920 году для создания Гранвиллом Брэдшоу , разработанного в 1920 году мотоцикла ABC , который они производили до 1924 года. Первоначальный дизайн Брэдшоу с объемом двигателя 400 куб.см был увеличен Gnome et Rhone до 493 куб.см, и было выпущено около 3000 моделей. до 1924 года. Затем компания приступила к разработке собственных мотоциклов, производя одноцилиндровые и оппозитные двухцилиндровые машины во время Второй мировой войны.

  • 3CV Type Junior (250 куб.см (15,26 куб. дюймов)) [ 6 ]
  • 4CV Major (500 куб. См (30,51 куб. Дюймов)) [ 7 ]
  • 4CV Super Major (500 куб. См (30,51 куб. Дюймов)) [ 7 ]
  • 5CV Тип D.5 (500 куб. См (30,51 куб. Дюймов)) [ 6 ]
  • 5CV Тип CV2 (500 куб.см (30,51 куб. дюймов)) [ 6 ]
  • 5CV Тип V.2 (500 куб. См (30,51 куб. Дюймов)) [ 7 ]
  • Тип X (750 куб.см (45,77 куб. дюймов)) [ 6 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ло, Джеймс М. (март 1980 г.). «Gnome et Rhône - Фирма по производству авиационных двигателей в Первой мировой войне: Ле Рон». Историк аэрокосмической отрасли . Том. 27, нет. 1. Исторический фонд ВВС. п. 25.
  2. ^ «Алюминиевый велосипед Gnome et Rhone 1950 года» . Де Уде Твивилер . Проверено 5 июня 2011 г. Алюминиевый велосипед производился с 1932 по 1952 год.
  3. ^ (на английском языке) «Motoren Fabrik Oberursel – вчера и сегодня» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 марта 2012 г.   (1,19 МБ) - Rolls-Royce сайт
  4. ^ «САФРАН» (на французском языке) . Проверено 14 сентября 2009 г. 6 июня 1905 года Луи и Лоран Сеген основали в Женвилье компанию по производству двигателей Gnome.
  5. ^ «Хронология приобретения продукции» . Индустрия мотора Раковица . Архивировано из оригинала 18 июня 2008 года.
  6. ^ Jump up to: а б с д Характеристики мотоциклов GNOME-RHONE 1938 (PDF) (на французском языке). ГНОМ И РОНА. 1938. Архивировано из оригинала (PDF) 6 октября 2014 года . Проверено 3 октября 2014 г.
  7. ^ Jump up to: а б с Реклама мотоциклов GNOME-RHONE 1937 г. (на французском языке). ГНОМ И РОНА. 1938. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 3 октября 2014 г.
  • История авиационных поршневых двигателей , Гершель Смит, издательство Sunflower University Press, 1981 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 809bc92846064c4f5bad42a4f730003c__1721367540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/3c/809bc92846064c4f5bad42a4f730003c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gnome et Rhône - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)