Атари 8-битные компьютеры
![]() ![]() | |
![]() Шлица Atari 800-х годов находится на крышке слота с двойной шириной. | |
Производитель |
|
---|---|
Тип | Домашний компьютер |
Дата выпуска | Ноябрь 1979 Цитация необходима ] | [
Вводная цена |
|
Прекращено | 1 января 1992 г |
Подразделения проданы | 4 миллиона |
Операционная система | Обычай Atari dos (необязательно) |
Процессор | MOS Technology 6502b или MOS Technology 6502 Sally |
Графика | 384 пикселей на линию телевизора , 256 цветов , 8 × спрайты , растровые прерывания |
Звук | 4 × осцилляторы с смешением шума или 2 × утра цифровой |
Подключение |
|
Преемник | Атари ул |
Связанный | Атари 5200 |
, 8-битные компьютеры Atari официально запущенные в качестве компьютерной системы Atari Home , [ 2 ] являются серией домашних компьютеров, представленных Atari, Inc. , в 1979 году с Atari 400 и Atari 800. [ 3 ] Архитектура разработана вокруг 8-битного MOS Technology 6502 процессора и трех пользовательских коприцессоров , которые обеспечивают поддержку спрайтов , плавную многопоставление прокрутки, четыре канала аудио и другие функции. Графика и звук более продвинуты, чем большинство его современников, а видеоигры являются ключевой частью библиотеки программного обеспечения. 1980 года Space Combat Simulator Simulator Simulator Simulator Simulator Raiders считается приложением Platform's Killer .
Atari 800 был расположен в качестве высококачественной модели, а 400-более доступным. 400 имеет чувствительную к давлению клавиатура , защищающая от сыпки , и первоначально поставляется с не обновляемым 8 КБ оперативной памяти. 800 имеет обычную клавиатуру, второй картридж -слот, и позволяет легким обновлениям RAM до 48 тыс.. Оба используют идентичные 6502 процессоров при 1,79 МГц ( 1,77 МГц для версий PAL) и Coprocessors Antic , Pokey и CTIA/GTIA . Plug-and-Play Периферийные устройства используют Atari SiO серийную шину , и один из разработчиков SIO в конечном итоге продолжил Co-Patent USB (Universal Serial Bus). [ 4 ] Основная архитектура 8-битных компьютеров Atari была повторно использована в игровой консоли Atari 5200 1982 года , но игры для двух систем несовместимы.
400 и 800 были заменены несколькими компьютерами с одной и той же технологией и различной презентацией. 1200XL был выпущен в начале 1983 года, чтобы вытеснить 800. Он был прекращен через несколько месяцев и преуспел на 600XL и 800XL. После того, как компания была продана и восстановлена, Atari Corporation выпустила 65xe (продается как 800xe на некоторых европейских рынках) и 130xe в 1985 году. XL и XE более легкие по строительству, имеют два порта джойстика вместо четырех, а Atari Basic построены -в. 130xe имеет 128 т.п.н. банкнота , переключенной на банк . В 1987 году корпорация Atari переупаковала 65xe в качестве игровой консоли с дополнительной клавиатурой, как Atari Xegs . Он совместим с 8-битным компьютерным программным обеспечением и периферийными устройствами.
Два миллиона 8-битных компьютеров Atari были проданы во время его основного производственного прогона с конца 1979 года по середину 1985 года. [ 5 ] В 1984 году Atari сообщила о 4 миллионах владельцев своих компьютеров и 5200 игровой консоли вместе взятых. [ 6 ] 8-битные компьютеры были проданы как в компьютерных магазинах, так и в универмагах, таких как Sears, используя демонстрацию в магазине для привлечения клиентов. [ 7 ] Основной глобальный конкурс произошел, когда в 1982 году был представлен аналогичный подготовленный Commodore 64. В 1992 году корпорация Atari официально отказалась от оставшейся поддержки 8-битной линии. [ 8 ]
История
[ редактировать ]Проектирование «домашней компьютерной системы» началась в Atari, как только компьютерная система Atari была выпущена в конце 1977 года. При разработке VCS в 1976 году, инженерная группа из исследовательского центра Atari Grass Valley (первоначально Cyan Engineering ) [ 9 ] сказал, что у системы будет трехлетняя продолжительность жизни, прежде чем устареть. Они начали дизайн Blue Sky для новой консоли, которая будет готова заменить его примерно в 1979 году. [ 10 ]
Они разработали, по сути, очень обновленная версия VCS, исправляя свои основные ограничения, но поделились аналогичной философией дизайна. [ 10 ] Более новый дизайн имеет лучшую скорость, графику и звук. Работа над чипсами для новой системы продолжалась на протяжении всего 1978 года и сосредоточилась на значительно улучшенном видеоконсоре, известном как CTIA (версия VCS была TIA). [ 11 ]
В течение раннего периода разработки эпоха домашнего компьютера началась всерьез с TRS-80 , Commodore Pet и Apple II -какой журнал байтов назвал «Троицей 1977 года». [ 12 ] Нолан Бушнелл продал Atari Warner Communications за 28 миллионов долларов США в 1976 году, чтобы финансировать запуск VCS. [ 13 ] В 1978 году Уорнер нанял Рэя Кассара, чтобы стать генеральным директором Atari. Кассар сказал, что чипсет должен использоваться в домашнем компьютере, чтобы бросить вызов Apple. [ 4 ] Чтобы адаптировать машину к этой роли, ей нужна была графика персонажей, некоторую форму расширения для периферийных устройств , и запустить тогдашний юнибральный базовый язык программирования. [ 10 ]
Вен в камере не хватает растровой графики и генератора символов . Вся графика на экране создается с использованием спрайтов и простого фона, сгенерированного данными, загруженными ЦП, в видеорегистры с одним сканированием. Инженер Atari Jay Miner ArriceCated две видео Chips для 8-битных компьютеров Atari. Чип CTIA включает в себя спрайты и фоновую графику, но для того, чтобы уменьшить нагрузку на основной процессор, загрузка видеоректировщиков и буферов делегируется в специальном микропроцессоре, контроллере буквенно -цифрового телевидения или Antic . CTIA и Antic работают вместе, чтобы создать полный дисплей, с линии Antic Scan, данными из каркасной и спрайтной памяти в оперативной памяти, плюс растровые изображения наборов символов для режимов символов и подача их в CTIA. CTIA обрабатывает данные спрайта и плейдфилда в свете собственных цветных, спрайт и графических регистров для создания окончательного видео выходного вывода. [ 14 ]
Полученная система была далеко до чего -либо, чем доступна на рынке. В то время Commodore разрабатывал видео драйвера, но Chuck Peddle , ведущий дизайнер CPU MOS Technology 6502, используемый в ВК и новых машинах, увидел работу Атари во время посещения долины Грасс. Он понял, что дизайн Commodore не будет конкурентоспособным, но он заключался в строгом соглашении о неразглашении с Атари и не смог сказать никому в Коммодоре отказаться от своего собственного дизайна. Позже Педдл прокомментировал, что «то, что сделал Джей, только что пнул всех». [ 15 ]
Разработка
[ редактировать ]Руководство определило два сладких пятна для новых компьютеров: низкоклассная версия, известная внутри, как «конфеты», и более высокий класс, известный как «Коллин» (названная в честь двух секретарей Атари). [ 16 ] Атари продаст Коллин как компьютер и конфеты в качестве игровой машины или гибридной игровой консоли. Коллин включает в себя пользовательские слоты для расширения для оперативной памяти и ПЗУ , два слота картриджа с 8 кб , RF и монитор (включая два контакта для отдельных Luma и Chroma, подходящих для превосходного вывода S-Video ) и полной клавиатуры. отсутствовали клавиатуру и входные/выходные порты, хотя для портов джойстика 3 и 4 Кэнди была первоначально разработана как игровая консоль, в которой была запланирована внешняя клавиатура . Среда для хранения. [ 17 ]
Целью для новых систем было удобство пользователя. Один из руководителей заявил: «Конечный пользователь заботится об архитектуре машины? Ответ нет.« Что это сделает для меня? » Это его главная . проблема Например, патроны должны были облегчить использование компьютеров. [ 18 ] Чтобы свести к минимуму обработку плат или чипов с голой, как это обычно с другими системами того периода, компьютеры были разработаны с закрытыми модулями для памяти, картриджей ПЗУ с разъемами с ключом, чтобы они не были подключены к неправильному слоту. Операционная система загружается автоматически, загружая драйверы с устройств на последовательной шине (SIO). Операционная система диска для управления гибким хранилищем была ориентирована на меню. Когда программное обеспечение не загружается, вместо того, чтобы оставлять пользователя на пустом экране или на машинном мониторе, ОС переходит на «Memo Pad», которая представляет собой встроенный полноэкранный редактор без поддержки хранилища файлов. [ 14 ]
Поскольку процесс проектирования новых машин продолжался, были вопросы о том, какими должны быть конфеты. Был запущенный аргумент о том, будет ли клавиатура внешней или встроенной. [ 19 ] К лету 1978 года образование стало акцентом для новых систем. Дизайн Colleen был в значительной степени завершен к маю 1978 года, но в начале 1979 года было принято решение, что конфеты также будут полным компьютером, но предназначенным для детей. Таким образом, он будет иметь новую клавиатуру, предназначенную для устойчивости к разливам жидкости. [ 20 ]
Atari намеревался портировать Microsoft Basic для машины в виде с 8 кб картриджа . Тем не менее, существующая версия 6502 от Microsoft составляла около 7900 байтов, не оставляя места для расширений для графики и звука. Компания заключила контракт с местной консалтинговой фирмой Shepardson Microsystems для завершения порта. Они рекомендовали написать новую версию с нуля, в результате чего Atari Basic . [ 21 ]
Проблемы FCC
[ редактировать ]У телевидения того времени обычно был только один ввод сигнала, который был антенной соединением на задней панели. Для таких устройств, как компьютер, видео генерируется, а затем отправляется в радиочастотный модулятор для преобразования его в антенн-подобный выход. Введение многих игровых консолей в эту эпоху привело к ситуациям, когда плохо спроектированные модуляторы дадут так много сигнала, чтобы вызвать вмешательство в другие близлежащие телевизоры, даже в соседних домах. В ответ на жалобы Федеральная комиссия по связям с общественностью (FCC) представила новые стандарты тестирования, которые чрезвычайно требовательны и трудно соответствовать. [ 22 ]
Другие производители избежали этой проблемы, используя встроенные композитные мониторы, такие как Commodore Pet и TRS-80. TRS-80 имеет слегка модифицированный черно-белый телевизор в качестве монитора. Это было известно тем, что вызвало помехи, и производство было отменено, когда более строгие требования FCC вступили в силу 1 января 1981 года. Apple Computer, классно отказавшись от модулятора и продал их под сторонней компанией в Sup'r'mod качестве не нужно было тестировать. [ 23 ]
Во время посещения инженерного персонала в июле 1977 года продавец Texas Instruments (TI) представил новую возможность в виде недорогого волоконно-оптического кабеля со встроенными трансиверами . Во время встречи Джо Decuir предложил поместить радиочастотный модулятор на одном конце, тем самым полностью изолируя любые электрические сигналы, чтобы компьютер не имел РЧ -компонентов. Это будет означать, что компьютер не должен будет удовлетворять требованиям FCC, однако пользователи все еще могут прикрепить телевизор, просто подключив его. Его менеджер, Уэйд Тума, позже отказался от этой идеи, сказав, что «FCC никогда не позволит нам сойти с рук с этим трюком . " Неизвестно Атари, TI использовал идею Decuir. Как предсказывал Тума, FCC отклонил дизайн, отложив выпуск этой машины. В конечном итоге TI отправил ранние машины с пользовательским телевизором, когда процесс тестирования затянул. [ 22 ]
Чтобы удовлетворить все готовое требование, включая внутреннюю телевизионную схему, новые машины должны были быть сильно защищены. Оба были построены вокруг очень сильных литых алюминиевых щитов, образующих частичную клетку Faraday , с различными компонентами, прикрученными к этой внутренней структуре. Это привело к чрезвычайно прочному компьютеру, в невыгодном положении дополнительных расходов на производство и сложности. [ 4 ]
Постановление FCC также затрудняло наличие каких -либо значительных отверстий в случае, что позволило бы утечь РЧ. Это исключило слоты или карты расширения, которые общались с внешним миром через их собственные разъемы. Вместо этого Atari разработал последовательного ввода/вывода (SIO) компьютерную шину , систему для множественных автоматических устройств с автоматическим конфигурированием на компьютере через один экранированный разъем. Внутренние слоты были зарезервированы для модулей ROM и RAM; У них не было линий управления, необходимых для полнофункциональной карты расширения, и не место для маршрутизации кабеля вне корпуса для связи с внешними устройствами. [ 4 ]
Выпуск 400 и 800
[ редактировать ]


После того, как Atari объявил о своем намерении выйти на рынок домашнего компьютера в декабре 1978 года, [ 24 ] Atari 400 и Atari 800 были представлены на зимнем CES в январе 1979 года. [ 25 ] и отправлен в ноябре 1979 года. [ Цитация необходима ]
Первоначально имена относились к объему памяти: 4 КБ оперативной памяти в 400 и 8 кб в 800 году. К тому времени, когда они были выпущены, цены на оперативную память начали падать, поэтому оба машины были выпущены с 8 кб, используя DRAM 4KX1 Полем Пользовательские модули RAM в 800 первоначально имели пластиковые кожухи, но это вызвало проблемы перегрева, поэтому оболочки были удалены. Позже, крышка расширения удерживалась винтами вместо легких для открытых пластиковых защелок. [ 26 ] Компьютеры в конечном итоге поставляются с максимальной оперативной памятью: 16K и 48K соответственно, используя DRAM 16KX1.
Обе модели имеют четыре порта джойстика, разрешающие четырем одновременным игрокам, но только несколько игр (таких как мул ) используют их все. Контроллеры весла подключены парами, а Super Breakout поддерживает восемь игроков. [ 27 ] Atari 400, с мембранной клавиатурой и единственным внутренним слотом ПЗУ, отдает Atari 800 на рамки с 2 до 1. [ 5 ] К марту 1983 года был произведен только один картридж для правого слота 800 -х годов, а более поздние машины в серии имеют только один слот. [ 28 ] [ 27 ]
Creative Computing упомянул машины Atari в апреле 1979 года, обзор Show The CES. Называя Атари «видеоигры людей», заявила, что они пришли с «некоторым фантастическим программным обеспечением для образовательных, развлечений и домашних приложений». [ 29 ] В августе 1979 года интервью Атари из Питера Розенталя предположил, что спрос может быть низким до периода времени 1980–81 года, когда он предсказал, что он продал около миллиона домашних компьютеров. [ 30 ] Апрельский выпуск 1980 года сравнивал машины с Pet Commodore , сосредоточенные в основном на основных диалектах. [ 31 ] Тед Нельсон просмотрел компьютер в журнале в июне 1980 года, назвав его «необычайным графическим коробком». Описывая его и друга «кричать, подбадривать и хлопать» во время демонстрации звездных рейдеров , Нельсон писал, что он был настолько впечатлен, что «я был в компьютерной графике в течение двадцати лет, и я лежал бодрствующим ночью, пытаясь понять, как Машина Атари сделала то, что она сделала ». Он назвал машину «чем -то другим», но раскритиковал компанию за отсутствие документации по разработчикам. В заключение он заявил, что «Атари похож на человеческое тело - потрясающая машина, но (а) они не дадут вам доступ к документации, и (б) я уверен, что я хотел бы встретить парня, который его разработал». [ 32 ] Килобауд микрокомпьютинг написал в сентябре 1980 года, что Atari 800 «выглядит обманчиво, как машина для видеоигр, [но имел] самое сильное и жесткое шасси, которое я видел со времен Ракеля Уэлча . Он весит около десяти фунтов ... большое количество инженерии и дизайна В физической части системы очевидно ». Рецензент похвалил документацию как «показывать [как следует делать руководства», а также «превосходное« чувство » » клавиатуры. [ 33 ] InfoWorld выгодно рассмотрел 800 -е годы, графику и картриджи PROM, но не любил документацию и предупредил, что необычное местоположение ключа правой смены может сделать компьютер «непригодным для серьезной обработки текста». Есть «ключ атари» между / и Shift, тогда как типичная клавиатура расширила бы клавишу Shift в эту область. Отмечая, что объем программного и аппаратного обеспечения, доступного для компьютера, «не соответствует количеству Apple II или TRS-80», журнал пришел к выводу, что 800 "-это впечатляющая машина, которая еще не достигла своего полного вычислительного потенциала" Полем [ 34 ]
Sweet/Liz Project
[ редактировать ]Хотя планирование обширной рекламной кампании на 1980 год, [ 18 ] Атари нашел сложную конкуренцию со стороны Commodore, Apple и Tandy. По сообщениям, к середине 1981 года он потерял 10 миллионов долларов США на продажи 10–13 миллионов долларов с более чем 50 000 компьютеров. [ 35 ] [ 36 ]
В 1982 году Atari запустил проекты Sweet 8 (или Liz NY) и Sweet 16, чтобы создать обновленный набор машин, которые было легче построить и дешевле для производства. Атари заказал пользовательский 6502, первоначально помеченный 6502c, но в конечном итоге известный как Салли, чтобы дифферентировать его от стандартного 6502c. 6502c был просто версией 6502, способной запустить до 4 МГц. Модели A работают в 1, а B - 2. Основа для Салли - 6502b. Салли была включена в модели с 400 и 800 поздними продуктами, все модели XL/XE, а также консоли Atari 5200 и Atari 7800 . Салли добавляет логику, чтобы отключить тактовой сигнал, вызванный HALT
, который Antic использует для отключения ЦП для доступа к шине данных/адреса. [ 37 ]
Зеркалировав 400/800, были запланированы две системы, 1000 с 16 КБ и 1000x с 64 КБ, каждая из которых расширяется через параллельный слот интерфейса шины на задней части машины.
1200xl
[ редактировать ]
Оригинальные сладкие планы 8/16 были сброшены, и была выпущена только одна машина, использующая новый дизайн. Объявлен на пресс -конференции Нью -Йорка 13 декабря 1982 года, [ 38 ] [ 39 ] 1200xl был представлен на зимнем CES 6–9 января 1983 года. [ 40 ] Он отправлен в марте [ Цитация необходима ] 1983 [ 41 ] С 64 КБ оперативной памяти, встроенной самопроверкой, переработанной клавиатуры (с четырьмя функциональными клавишами и ключом справки) и перепроектированной компоновкой порта кабеля. [ 28 ] Количество портов джойстика было сокращено с 4 до 2. Там нет версии PAL 1200XL. [ Цитация необходима ]
Анонсировано по розничной цене 1000 долларов, [ 42 ] 1200XL был выпущен в 899 долларов США (эквивалентно около 2800 долларов в 2023 году). [ 40 ] Это на 100 долларов меньше, чем объявленная цена Atari 800 в своем выпуске в 1979 году, [ 1 ] Но к этому времени 800 цена была намного ниже.
Система снова использует порт SIO вместо параллельного интерфейса шины. PIN -код +12 В в порте SIO не подключен, что предотвращает работу нескольких устройств. +12V обычно использовался для питания устройств RS-232, которые теперь требовали внешнего источника питания. Улучшенная видеосхеда обеспечивает больше Chroma для более красочного изображения, но линия Chroma не подключена к порту монитора, единственное место, которое может использовать его. Операционная система имеет проблемы с совместимостью с некоторым более старым программным обеспечением.
1200XL был прекращен в июне 1983 года.
Вычислите! в редакционной статье в начале 1983 года, что 1200XL был слишком дорогим; [ 43 ] Джон Дж. Андерсон из Creative Computing согласился. [ 44 ] Билл Уилкинсон, автор Atari Basic, соучредитель программного обеспечения Optimize Systems , и обозреватель для Compute! , критиковал функции и цену компьютера. Он написал, что 1200xl был «потрясающей сделкой», если продана менее чем за 450 долларов, но если это стоит больше, чем 800, «купите 800 быстро!» [ 45 ]
600xl и 800xl
[ редактировать ]

В мае 1981 года цена Atari 800 составила 1050 долларов США (эквивалентно 3500 долл. США в 2023 году), [ 34 ] Но к середине 1983 года, из-за ценовых войн в отрасли, это было 165 долларов (эквивалентно 500 долларов в 2023 году) [ 46 ] и 400 составлял менее 150 долларов США (эквивалентно 460 долл. США в 2023 году). [ 42 ] 1200XL был провалом, и более ранние машины были слишком дорогими, чтобы производить, чтобы иметь возможность конкурировать на быстро падающих ценах. [ Цитация необходима ]
Новый состав был объявлен на Summer CE 1983 года , пристально следуя оригинальным сладким концепциям. 600xl - это, по сути, модель Лиз Нью -Йорк и духовный преемник 400, а 800xl заменит как 800, так и 1200xl. Машины следуют за стилем 1200XL, но меньше сзади, а 600xl больше.
Атари было трудно переходить на производство в Азию после закрытия своей фабрики США. [ 47 ] Первоначально предназначенный для замены 1200XL в середине 1983 года, новые модели не появлялись до конца этого года. Несмотря на то, что 600xl/800xl были хорошо расположены с точки зрения цены и функций, в течение критического рождественского сезона они были доступны только в небольшом количестве, в то время как Commodore 64 был широко доступен. [ 5 ] Брайан Мориарти заявил в аналоговых вычислениях , что Atari «пройдет [ed], чтобы не отставать от рождественских заказов на 600 и 800xls», сообщив, что в конце ноября 1983 года 800xl не появился в магазинах Массачусетса, в то время как 600xl настолько ограничены, что его почти невозможно получить ». [ 48 ]
Потеряв 563 миллиона долларов в первые девять месяцев года, Atari в этом месяце объявил, что цены в январе будут расти, заявив, что «не намерено участвовать в этих войнах в суицидальных ценах». [ 49 ] Цены 600xl и 800xl в начале 1984 года были на 50 долларов выше, чем для Vic-20 и Commodore 64. [ 50 ]
Аналоговые вычисления , написанные о 600XL в январе 1984 года, заявили, что «Коммодор 64 и Тэнди Коко выглядят как игрушки по сравнению». Журнал одобрил его не использовать макет клавиатуры 1200XL, и предсказал, что параллельная шина XL «фактически делает 600 более расширяемых, чем 400 или 800». Не одобряя использование операционной системы ближе к 1200XL, чем 400 и 800 -х, и «неадекватная и откровенно разочаровывающая» документация, аналог пришел к выводу, что «наше первое впечатление ... смешанное, но в основном оптимистичное». Журнал предупредил, однако, что из -за «вялого маркетинга Атари, если только существующие клиенты не убедили других купить модели XL», - все мы все в конечном итоге отправимся в ритм барабанщика, чьи инициалы - IBM ». [ 48 ]
Невыпущенные модели XL
[ редактировать ]Высококачественные 1400xl и 1450xld были объявлены вместе с 600xl и 800xl. Они добавили встроенный модем Baud 300 и голосовой синтезатор , а 1450xld имеет встроенный двусторонний диск- диск в увеличенном случае с слотом для второго привода. Atari Basic встроен в ПЗУ и PBI сзади для внешнего расширения.
1400xl и 1450xld отбросили даты доставки, и, в конце концов, 1400xl был отменен прямо, и 1450xld настолько задержан, что никогда не будет отправлено. Другие прототипы, которые никогда не достигли рынка, включают 1600xl, 1650xld и 1850xld. 1600XL должен был быть моделью с двойным процессором, способной выполнять код 6502 и 80186, а 1650xLD-аналогичная машина в случае 1450xld. Они были отменены, когда Джеймс Дж. Морган стал генеральным директором и хотел, чтобы Атари вернулась к корням видеоигр. [ 51 ] 1850xld должен был быть основан на чипсете Лотарингии [ 52 ] который стал Амигой .
Поглощение трамвея, снижение рынка
[ редактировать ]Основатель Commodore Джек Трамэль подал в отставку в январе 1984 года, а в июле он приобрел Потребительское подразделение Atari за Warner за чрезвычайно низкую цену. Никаких денег не требовалось, и вместо этого Уорнер имел право приобрести 240 миллионов долларов в долгосрочных нотах и ордерах, и у Tramiel была возможность приобрести до 100 миллионов долларов в акциях Warner. Когда Tramiel вступил во владение, модели высокого класса XL были отменены, а XL низкого уровня были переработаны в серии XE. Почти все исследования, дизайн и прототип были отменены, в том числе на базе AMIGA 1850XLD . Tramiel сосредоточился на разработке 68000 на основе компьютерной линии Atari ST и наборе бывших инженеров Commodore для работы над ней.
Атари продал около 700 000 компьютеров в 1984 году по сравнению с двумя миллионами Коммодора. [ 53 ] Поскольку его новая компания подготовилась к отправке Atari St в 1985 году, Tramiel заявил, что продажи 8-битных компьютеров Atari были «очень, очень медленными». [ 54 ] Они никогда не были важной частью бизнеса Атари по сравнению с видеоиграми, и вполне возможно, что 8-разрядная линия никогда не была прибыльной для компании, хотя к началу 1986 года было продано почти 1,5 миллиона компьютеров. [ 35 ] [ 55 ] [ 56 ] [ 46 ]
К тому же году рынок программного обеспечения Atari уменьшился в размерах. Antic Magazine заявил в мае 1985 года, что получил много писем с жалобами на то, что компании -разработчики программного обеспечения игнорируют рынок Atari, и призвал читателей связаться с лидерами компаний. [ 57 ] «Компьютер Atari 800 существует с 1979 года. Шесть лет - это довольно много времени для компьютера, которое будет длиться. К сожалению, его возраст начинает показывать», - написал Analog Computing в феврале 1986 года. Журнал заявил, что, пока его библиотека программного обеспечения библиотеки был сопоставим по размеру с другими компьютерами, «теперь-и тем более в будущем-для 8-битных компьютеров Atari будет меньше программного обеспечения», предупреждая, что 1985 год видел только «Стоп» из крупных новых названий и этого 1986 года «будет еще стройнее». [ 58 ]
Мир компьютерных игр в этом месяце заявил, что «игры больше не выходят на атари сначала». [ 59 ] В апреле журнал опубликовал опрос из десяти игровых издателей, который обнаружил, что они планировали выпустить 19 игр Atari в 1986 году, по сравнению с 43 для Commodore 64, 48 для Apple II, 31 для IBM PC, 20 для Atari ST и 24 для Амига. Компании заявили, что одной из причин не публикации для Atari было необычайно большое количество программного пиратства на компьютере, частично вызванной счастливым диском . [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] Журнал предупредил позже в том же году: «Это конец для игр Atari 800? Похоже, что это может быть от того, где я пишу». [ 61 ] В 1987 году MicroProse подтвердила, что не выпустит Gunship для 8-битных Atari, заявив, что рынок был слишком маленьким. [ 63 ]
Серия XE
[ редактировать ]
65xe и 130xe (XE означает, что XL-совместимый восьмибит) [ 64 ] были объявлены в 1985 году в то же время, что и Atari 520 -й , и они визуально напоминают ST. 65xe имеет 64 КБ ОЗУ и функционально эквивалентен 800xl минус соединение PBI. 130xe имеет 128 т.п.н. памяти, доступную через переключение банка . Дополнительные 64K можно использовать в качестве оперативного привода .
130XE включает в себя улучшенный интерфейс картриджа (ECI), который почти совместим с границей параллельной шины, но физически меньше и расположен рядом со стандартным слотом для картриджа 400 и 800. Он предоставляет только те сигналы, которые не существуют в последнем. Ожидалось, что периферийные устройства ECI подключатся как к стандартному интерфейсу картриджа, так и к порту ECI. Более поздние изменения 65xe содержат порт ECI.
65xe был продан как 800xe в Германии и Чехословакии [ 65 ] кататься на популярности 800xl на этих рынках. Все единицы 800xe содержат порт ECI. [ 66 ]
Игровая система
[ редактировать ]
Atari Xegs (XE Game System) была запущена в 1987 году. Переупакованный 65xe со съемной клавиатурой, он загружается в команду порта ракет 1981 года вместо базовой, если клавиатура отключена.
Дизайн
[ редактировать ]
Машины Atari состоят из 6502 в качестве основного процессора, комбинации чипов Antic и GTIA для обеспечения графики, и Pokey Chip для обработки звука и последовательного ввода/вывода. Эти поддержки контролируются через серию регистров , которые могут контролироваться пользователем с помощью инструкций по загрузке/хранилища памяти, работающих на 6502. Например, GTIA использует серию регистров для выбора цветов для экрана; Эти цвета могут быть изменены, вставив правильные значения в свои регистры, которые сопоставлены в адресное пространство , которое видно 6502. Некоторые из сотрудников используют данные, хранящиеся в оперативной памяти, такие как буфер отображения Antic и список отображения , и игрок GTIA /Ракетная ( спрайт ) информация.
Пользовательские аппаратные функции позволяют компьютерам выполнять множество функций непосредственно в аппаратном обеспечении, таких как плавная фоновая прокрутка, которые должны быть выполнены в программном обеспечении на большинстве других компьютеров. Графика и звуковые демонстрации были частью самой ранней информации о разработчике Атари и использовались в качестве маркетинговых материалов с компьютерами, работающими в демонстрациях в магазине. [ 59 ]
Античный
[ редактировать ]Antic - это микропроцессор, который обрабатывает последовательность инструкций, известных как список отображения . Инструкция добавляет одну строку указанного графического режима на дисплей. Каждый режим варьируется в зависимости от того, представляет ли он текст или растровое изображение, разрешение и количество цветов и его вертикальную высоту в линиях сканирования . Инструкция также указывает, содержит ли она прерывание, если включена тонкая прокрутка, и, опционально, где можно получить данные отображения из памяти. [ 67 ]
Поскольку каждая строка может быть указана индивидуально, программист может создавать дисплеи, содержащие различные текстовые или ратушированные графические режимы на одном экране, где данные можно извлечь из произвольных, не последовательных адресов памяти. [ 68 ]
Antic читает этот список отображения и данные отображения с использованием DMA (прямой доступ к памяти), а затем переводит результат в поток данных пикселя, представляющий текст Playfield и графику. Затем этот поток переходит к GTIA , который применяет цвета Playfield и включает в себя графику игрока/ракет ( спрайты ) для окончательного вывода на телевизор или композитный монитор. Как только список отображения установлен, дисплей генерируется без какого -либо вмешательства ЦП.
Есть 15 режимов символов и растрового изображения. В режимах низкого разрешения можно установить 2 или 4 цвета на линию дисплея. В режиме с высоким разрешением можно установить один цвет на линию, но значения яркости на переднем плане и фона могут быть отрегулированы. Режим растрового изображения высокого разрешения (графика 320x192) создает цветы композитного артефакта NTSC ; Эти цвета не встречаются на PAL Machines.
Для текстовых режимов данные набора символов указывают на регистр. По умолчанию по умолчанию адрес в ПЗУ, но если указано на ОЗУ, то программист может создавать пользовательские символы. В зависимости от текстового режима, эти данные могут быть на любой границе 1К или 512 байтов. Дополнительные регистры переворачивают всех персонажей с ног на голову и переключают обратное видео.

Антипольный . чип позволяет различным режимам и ширинам плейдфилдов, а оригинальная операционная система Atari, включенная в компьютеры Atari 800/400, обеспечивает легкий доступ к подмножеству этих графических режимов Они подвергаются воздействию пользователей через Atari Basic с помощью команды «Graphics» и некоторых других языков с помощью аналогичных системных вызовов. Более поздняя версия ОС, используемая в компьютерах XL/XE, добавила поддержку для большинства из этих «отсутствующих» графических режимов.
Антисто -текстовые режимы поддерживают мягкие, пересмотренные наборы символов. Antic имеет четыре различных метода рендеринга глифы, связанных с текстовыми режимами: нормальные, потомки, матрица с одним цветом и несколько цветов на матрицу символов.
Antic Chip использует список отображения и другие настройки для создания этих режимов. Любой графический режим в интерпретации цвета CTIA/GTIA по умолчанию может быть свободно смешан без вмешательства ЦП путем изменения инструкций в списке отображения.
Фактическая геометрия экрана не фиксирована. Аппаратное обеспечение может быть направлено на отображение узкого игрового поля (128 цветовых часов/256 пикселей с высоким разрешением), общеобразовательное игровое поле (160 цветных часов/320 пикселей с высоким разрешением), и широкое плей-поля 192. /384 шириной пикселей Hi-Res), установив значение регистра. Высота по умолчанию операционной системы для создания графических режимов составляет 192 линии сканирования, а антик может отображать вертикальный Overscan до 240 линий телевизора высотой, создав пользовательский список дисплеев.
Возможности списка отображения обеспечивают горизонтальную и вертикальную грубую прокрутку, требующую минимального направления процессора. Кроме того, антикологическое оборудование поддерживает горизонтальную и вертикальную точную прокрутку - снимая дисплей данных экрана постепенно с помощью однократных пикселей (цветовые часы) горизонтально и одиночные линии сканирования вертикально.
Системный процессор и видео-оборудование синхронизируются с часовой частотой NTSC. Следовательно, вывод пикселей всех режимов отображения основан на размере цветовых часов NTSC, который является минимальным размером, необходимым для гарантирования правильного и согласованного цвета независимо от места пикселя на экране. Фундаментальная точность выхода цвета пикселя позволяет горизонтальной тонкой прокрутке без цвета «стробирования» - неотъемлемые изменения оттенка пикселей на основе горизонтального положения, вызванного при том, что время сигнала не обеспечивает оборудование для телевизора/монитора достаточного времени для достижения правильного цвета.
Честь/gtia
[ редактировать ]Адаптер цветного телевизионного интерфейса [ 69 ] (CTIA) - это графический чип, первоначально используемый в Atari 400 и 800. Он является преемником чипа TIA в VCS 1977 года. По словам Джо ДеКуира, Джордж Маклеод спроектировал CTIA в 1977 году. Он был заменен на графический телевизионный адаптер интерфейса [ 69 ] (GTIA) в последующих пересмотрах 400 и 800 и всех более поздних 8-битных моделей. GTIA, также разработанная McLeod, добавляет три новых режима Playfield Graphics в Antic, которые обеспечивают больше цветов. [ 37 ]
CTIA/GTIA получает информацию о Glayfield Graphics от Antic и применяет цвета к пикселям из цветовой палитры 128 или 256 в зависимости от режима цветовой интерпретации. CTIA/GTIA управляет игроком/ракетной графикой ( спрайты ), включая обнаружение столкновений между игроками, ракетами и Playfield; отображать приоритет для объектов; и контроль цвета/яркости всех отображаемых объектов. CTIA/GTIA выводит отдельные цифровые сигналы яркости и Chroma, которые смешаны, образуя аналоговый композитный видеосигнал.
CTIA/GTIA читает триггеры джойстика и опцию, выберите и запустите клавиши, и управляет динамиком клавиатуры в Atari 400 и 800. /Видеонитор.
Покей
[ редактировать ]Pokey - это пользовательский чип, используемый для чтения клавиатуры, создания звуковых и последовательных коммуникаций (в сочетании с командами адаптера периферического интерфейса ) и IRQ, а также управление 4 движениями джойстика на моделях 400 и 800, а затем и банкам ОЗУ ( OS/Basic/Self-Test) включает линии XL/XE. [ 70 ] Он предоставляет таймеры, генератор случайных чисел для генерации акустического шума и случайных чисел, а также мельчайшие прерывания . У Pokey есть четыре полузависимые аудиоканалы, каждый со своей собственной частотой, шумом и регулированием громкости. Каждый 8-битный канал имеет свой собственный регистр управления аудио, который выбирает содержание шума и громкость. Для более высокого разрешения частоты звука (качество) два аудиоканала могут быть объединены для более точного звука (частота может быть определена с 16-битным значением вместо обычного 8-битного). Название Pokey происходит от слов «потенциометр» и «клавиатуры», которые представляют собой два устройства ввода -вывода, с которыми Pokey интернации (потенциометр - это механизм, используемый веслом ) . Pokey Chip-и его двойные и четырехъядерные версии-использовались во многих аркадных машинах Atari монет 1980-х годов, в том числе многоножка и Millipede , [ 71 ] Ракетная команда , астероиды Deluxe , Major Havoc и возвращение джедая .
Модели
[ редактировать ]Atari, Inc. поставила три обновленных версии 400/800, используя один и тот же чипсет и с другой эстетикой случая: недолговечный 1200xl, затем 600xl и 800xl. Многочисленные другие, широкомасштабные проекты по развитию преемников на 8-битной линии были отменены. После восстановления Atari в качестве корпорации Atari еще три системы были выпущены с использованием в основном той же технологии, что и более ранние машины: 65xe и 128 KB 130xe в 1985 году, и, наконец, игровой консоль вдохновил Atari Xegs в 1987 году.
- 400 и 800 (1979) - оригинальные машины в бежевых случаях. Оба имеют 4 порта джойстика под клавиатурой и слот для картриджа, покрытый дверью на верхней части машины. 400 имеет мембранную клавиатуру . 800 имеет ключи от полного пути, второй, редко используемый слот для картриджа и мониторинг. Оба имеют расширяемую память (до 48 кб); Слоты ОЗУ легко доступны в 800. Позже версии PAL имеют процессор 6502C.
- 1200XL (1983) - новый алюминий и копченый пластиковый корпус. Включает 64 КБ оперативной памяти, два порта джойстика, ключ справки и четыре функциональные клавиши. Некоторое более старое программное обеспечение было несовместимо с новой ОС. Начиная с 1200XL, слот для одного картриджа находится на стороне корпуса, и есть только 2 порта джойстика.
- 600xl и 800xl (1983) - 600xl имеет 16 КБ памяти, а версии PAL имеют порт монитора. 800XL имеет 64 КБ и монитор вывода. Оба имеют встроенный базовый и интерфейса шины (PBI) параллельный порт расширения . Последние произведенные подразделения PAL содержат Atari Freddie Chip и Atari Basic Revision C.
- 65xe и 130xe (1985)-130xe имеет 128 т.п.н. с переключенной банком оперативной памяти и улучшенный интерфейс картриджа (ECI) вместо PBI. Первые изменения 65xe не имеют ECI или PBI, а более поздние содержат ECI. 65xe был переизменен как 800xe на некоторых европейских рынках и в основном продавался в Западной Германии , Австрии и Швейцарии . [ 66 ]
- XE Game System (1987) - 65xE стиль как игровая консоль. Основная версия системы, отправленная без съемной клавиатуры. С клавиатурой он работает так же, как и другие 8-битные компьютерные модели Atari. Слот картриджа находится на вершине, как и другие консоли.
Производственная временная шкала
[ редактировать ]
Сроки производства с 1979 по 1987 год. [ 66 ] [ 72 ]
Прототипы и пароля
[ редактировать ]- 1400xl: аналогично 1200XL, но с PBI, Freddie Chip, встроенным модемом и чипом синтеза речи Voitrax SC-01. Отменен.
- 1450xld: 1400xl со встроенным 5 + 1 ~ 4 ″ дисковый привод и залив расширения на секунду 5 + 1 ~ 4 ″ дисково -диск. Код по имени династия . Сделал это в предварительном производстве, но был брошен Трамиэлем.
- 1600XL: кодовой название Shakti , это была система с двумя процессорами с процессорами 6502 и 80186 и двумя встроенными 5 + 1 ⁄ 4 ″ дисков дисководов. [ 73 ]
- 1850xl: Кодовым названием Mickey , это должно было использовать «Lorraine» (он же « Amiga ») пользовательские графические чипы
- 65xem: 65xe с чипом синтеза звука Эми. Отменен.
- 65xep: «портативный» 65xe с 3 + 1 ⁄ 2 "Дисковый привод, 5" зеленый Эльд и аккумулятор.
Периферийные устройства
[ редактировать ]
В течение срока службы 8-битной серии Atari выпустил большое количество периферийных устройств, включая кассетные ленты, 5,25-дюймовые гибкие диски, принтеры, модемы, сенсорный планшет и модуль дисплея с 80 колоннами.
Периферийные устройства Atari используют запатентованный порт Atari Sio , который позволяет им быть прикованными вместе. Основной целью компьютерного дизайна Atari был удобство пользователя, которая помогала автобус SIO. Поскольку только один вид разъема используется для всех устройств, компьютер Atari был легко для начинающих пользователей. Устройства Atari SIO используют раннюю форму Plug-N-Play. Периферийные устройства на автобусе имеют свои собственные идентификаторы и могут доставлять загружаемые драйверы на компьютер Atari во время процесса загрузки. Дополнительная электроника в этих периферийных устройствах заставила их стоить больше, чем эквивалентные «тупые» устройства, используемые другими системами эпохи.
Программное обеспечение
[ редактировать ]Первоначально Atari не раскрыла техническую информацию для своих компьютеров, за исключением разработчиков программного обеспечения, которые согласились держать ее в секрете , возможно, увеличить свои собственные продажи программного обеспечения. [ 32 ] Поначалу программное обеспечение для картриджа было настолько редким, что InfoWorld шутил в 1980 году, что владельцы Atari, возможно, подумали о превращении слота «в модную пепельницу». Журнал посоветовал им «очистить эти паутины» для звездных рейдеров Атари , [ 74 ] которое стало приложением Platform's Killer , сродни Visicalc для Apple II, в его способности убедить клиентов покупать компьютер. [ 75 ] [ 76 ]
Крис Кроуфорд и другие в Atari опубликовали подробную техническую информацию в De reari . [ 77 ] В 1982 году Atari опубликовал оба Руководство по аппаратному оборудованию Atari Home Computer System [ 78 ] и аннотированный источник списка операционной системы. Эти ресурсы привели ко многим книгам и статьям о программировании пользовательского оборудования компьютера.
Из -за графики, превосходящей график Apple II [ 79 ] и домашний маркетинг Атари, игры доминировали в библиотеке программного обеспечения. Компендиум обзоров 1984 года использовал 198 страниц для игр по сравнению с 167 для всех остальных. [ 80 ]
Встроенная операционная система
[ редактировать ]
8-битные компьютеры Atari имеют операционную систему, встроенную в ПЗУ . Атари 400 и 800 имеют две версии:
- ОС Rev. A - 10 КБ ROM (3 чипа) Ранние машины
- ОС Rev. B - 10 КБ ПЗУ (3 чипса) наиболее распространенный
У всех XL/XE есть ревизии ОС, которые создали проблемы совместимости с определенным программным обеспечением. Атари ответил диском переводчика, гибким диском, который загружает более старые 400 и 800 Rev. 'B' или Rev. 'A OS в компьютеры XL/XE.
- OS Rev. 10 - 16 КБ ПЗУ (2 чипса) для 1200xl Rev A
- ОС отн.
- ОС отн. 1 - 16 КБ ПЗУ для 600XL
- ОС отн. 2 - 16 КБ ПЗУ для 800XL
- ОС отн. 3 - 16 КБ ПЗУ для 800xe/130xe
- ОС Rev. 4 - 32 КБ ПЗУ (16 КБ ОС + 8 КБ базовые + 8 КБ
Модели XL/XE, которые следовали за 1200XL, также имеют встроенный Atari Basic ROM, который можно отключить при запуске, удерживая серебро OPTION
ключ. Первоначально это был ревизия B, который имеет несколько серьезных ошибок. Более поздние модели имеют пересмотр C.
Дисковая операционная система
[ редактировать ]Стандартная ОС Atari содержит только процедуры низкого уровня для доступа к дисковому дисков. Дополнительный слой, дисковая операционная система , необходим для оказания помощи в организации доступа к диском дисков -файловой системе . Atari DOS должен быть загружен с дискет-диска при каждом включении или сбросе. Atari Dos полностью управляется меню.
- Из 1.0
- DOS 2.0S - улучшен по сравнению с DOS 1,0; стал стандартом для дисковода 810.
- DOS 3.0 - поставлялся с 1050 Drive. Использует другой формат диска, который несовместим с DOS 2.0, что делает его непопулярным.
- DOS 2.5 - заменил DOS 3.0 на более поздние 1050 -х годов. Функционально идентично DOS 2.0s, но способен читать и писать расширенные диски плотности.
- DOS XE-разработан для Atari XF551 . привода двух плотности
Сторонние замены также были доступны.
Наследие
[ редактировать ]В начале 1992 года корпорация Atari официально отказалась от оставшейся поддержки для всех 8-битных компьютеров. [ 8 ] В 2006 году Курт Вендель, который разработал воспоминание о Атари , [ 81 ] утверждал, что Атари выпустил 8-битный чипсет в общественный достояние . [ 82 ] В сообществе существует соглашение о том, что Атари разрешил распределение ПЗУ Atari 800 с помощью эмулятора Xformer 2.5 , что делает ROM юридически доступным сегодня как бесплатное программное обеспечение . [ 83 ] [ 84 ]
29 марта 2024 года Atari SA и Retro Games Ltd через дистрибьютор Plaion выпустили Mini Atari 400 по цене 99,99 фунтов стерлингов (119,99 евро / 119,99 долл. США). Это полуразмерная модель-модель, эмуляция Atari 400. Предварительно загружено 25 играми. Он поставляется с обновленным джойстиком Atari CX40 с дополнительными кнопками. [ 85 ] [ 86 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный «Атари представляет 400/800 компьютеров» . Творческие вычисления . 5 (8): 26. август 1979 г.
- ^ Atari 800 Home Computer System Руководство продавца . Atari, Inc. 1982.
- ^ Эволюция ПК Атари «История компьютеров Atari», Бендж Эдвардс, PC World 21 апреля 2011 года, получена 20 августа 2016 года.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый "Компьютерные системы" . Атари . Архивировано из оригинала 5 мая 2021 года . Получено 23 сентября 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Реймер, Джереми (7 декабря 2012 г.). «Общая доля: доля рынка персональных компьютеров 1975-2010» . Джереми Реймер . Архивировано из оригинала 5 июля 2019 года . Получено 27 ноября 2021 года .
- ^ «Атари отказывается позволить видеоигры умирать». Businessweek . № 2843. 21 мая 1984 г. с. 46. ISSN 0007-7135 -через EBSCO .
- ^ «Атари 800 в магазине демо» . games.greggman.com .
- ^ Jump up to: а беременный Poehland, Ben (декабрь 1992 г.). "Стол редактора" . Атари Классика . Тол. 1, нет. 1. Энн Арбор, Мичиган: Единорог публикации. п. 4 Получено 6 апреля 2021 года .
- ^ Фултон, Стив 6, 2007). «История Атари: 1971-1977 » Симпатичный . для. 1974: Cruch попадает 20232023
- ^ Jump up to: а беременный в Джо Decuir, «3 поколения архитектуры игровой машины» Архивировано 13 марта 2012 года, на The Wayback Machine , CGEXPO99
- ^ Руководство по обслуживанию компьютера Atari Home - 400/800 (PDF) . Atari, Inc. с. 1–10.
- ^ «Самые важные компании» . Byte Magazine . Сентябрь 1995 года. Архивировано с оригинала 18 июня 2008 года . Получено 10 июня 2008 года .
- ^ Фишер, Адам (2018). Долина гениальности: история без цензуры Силиконовой долины, как сказали хакеры, основатели и уроды, которые сделали это бум . Нью -Йорк: двенадцать. ISBN 978-1-4555-5902-2 Полем OCLC 1042088095 .
- ^ Jump up to: а беременный Кроуфорд, Крис (1982). De re atari . Атари.
- ^ Заархивировано в Ghostarchive и на машине Wayback : Педл, Чак (12 июня 2014 г.). «Устная история Чака Педдла» (интервью). Интервью Даг Фэрбэрн и Стивен Даймонд. 1:56:30.
- ^ Фултон, Стив (21 августа 2008 г.). «Атари:« Золотые годы », 1978 1981» . Гамасутра . п. 4
- ^ Goldberg & Vendel 2012 , с.
- ^ Jump up to: а беременный Томчик, Майкл С. (1981). «Вице -президент по маркетингу Атари профилирует рынок персональных компьютеров» . Вычислить! Первая книга Атари . Вычислите! Книги п. 2. ISBN 0-942386-00-0 .
- ^ Goldberg & Vendel 2012 , с.
- ^ Goldberg & Vendel 2012 , с.
- ^ Уилкинсон, Билл (1982). Внутри Атари Базовый . Вычислите! Книги
- ^ Jump up to: а беременный Goldberg & Vendel 2012 , с.
- ^ "3-Apple II" . История Apple II . 30 ноября 2008 г.
- ^ Шайтен, Питер Дж. (6 декабря 1978 г.). «Технология; компьютер въезжает домой». Бизнес и финансы. New York Times . п. D4 ISSN 0362-4331 .
- ^ Крейг, Джон (апрель 1979 г.). «Зимняя потребительская электроника» . Творческие вычисления . Тол. 5, нет. 4. с. 16 Получено 25 мая 2014 года .
- ^ Вендель, Курт. "Атари 800" . Музей Атари . Архивировано из оригинала 8 декабря 2012 года . Получено 20 октября 2016 года .
- ^ Jump up to: а беременный Эдвардс, Бендж (4 ноября 2009 г.). "Внутри Атари 800" . ПК Мир . Получено 19 июля 2014 года .
- ^ Jump up to: а беременный Halfhill, Том Р. (март 1983 г.). «Новый домашний компьютер Атари» . Вычислите! Полем п. 66 Получено 30 июня 2014 года .
- ^ Крейг, Джон (апрель 1979 г.). «Зимняя потребительская электроника» . Творческие вычисления . п. 16
- ^ Ахл, Дэвид (август 1979 г.). «Атари высказывается» . Творческие вычисления . С. 58–59.
- ^ Линдсей, Лен (апрель 1980 г.). «Атари в перспективе» . Творческие вычисления . С. 22–30.
- ^ Jump up to: а беременный Нельсон, Тед (июнь 1980 г.). «Машина Атари» . Творческие вычисления . С. 34–35, 37.
- ^ Дерфлер, Фрэнк Дж. Младший (сентябрь 1980 г.). «Самонд, Дикси и Атари 800» . Килобауд . С. 100–103 . Получено 23 июня 2014 года .
- ^ Jump up to: а беременный Хоган, Том (11 мая 1981 г.). «Персональный компьютер Atari 800». InfoWorld . С. 34–35.
- ^ Jump up to: а беременный Хоган, Том (31 августа 1981 г.). «От нуля до миллиарда за пять лет». InfoWorld . С. 6–7.
- ^ Том, Хоган (14 сентября 1981 г.). «Состояние микрокомпьютинг: некоторые лошади, бегущие по шее и шее» . InfoWorld . С. 10–12 . Получено 9 февраля 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный Ток 2023 , 1.12) Что такое Sally, Antic, CTIA/GTIA/FGTIA, POKEY и FREDDIE?.
- ^ «Atari представляет компьютер 1200XL» (пресс -релиз). Нью -Йорк: Atari, Inc. PR Newswire . 13 декабря 1982 года.
- ^ Андерсон, Джон (1983). "Новый член семьи - Atari 1200" . В маленьком, Дэвид; Маленький, песчаный; Бланк, Джордж (ред.). Творческий атари . Моррис Плейнс, Нью -Джерси: Creative Computing Press. п. 116. ISBN 0-916688-34-8 Полем Получено 7 мая 2014 года .
- ^ Jump up to: а беременный Ахл, Дэвид Х.; Стейплс, Бетси (апрель 1983 г.). «Зимняя потребительская электроника 1983 г. Творческие вычисления . Тол. 9, нет. 3. АХЛ Computing. п. 50. ISSN 0097-8140 . Архивировано из оригинала 2 июля 2013 года.
- ^ Goldberg & Vendel 2012 , с. 698:
выпущенный в начале 1983 года, он останется в производстве только до июня 1983 года.
- ^ Jump up to: а беременный Лок, Роберт (июнь 1983 г.). «Заметки редактора» . Вычислите! Полем п. 6 Получено 30 октября 2013 года .
- ^ Лок, Роберт (февраль 1983 г.). «Заметки редактора» . Вычислите! Полем п. 8 Получено 30 октября 2013 года .
- ^ Андерсон, Джон (май 1983). "Застава: Атари" . Творческие вычисления : 272.
- ^ Уилкинсон, Билл (май 1983 г.). "Insight: atari" . Вычислите! Полем п. 198 . Получено 30 октября 2013 года .
- ^ Jump up to: а беременный Биссон, Джиджи (май 1986 г.). «Антич тогда и сейчас» . Антик С. 16–23 . Получено 28 января 2015 года .
- ^ Рейд, Т.Р. (6 февраля 1984 г.). «Адам» Coleco получает «C» джентльмена для выступления » . The Washington Post .
- ^ Jump up to: а беременный Мориарти, Брайан ; Nowell, Robin E.; Франклин, Остин (январь 1984). «Внутри атари 600xl» . Аналоговые вычисления . п. 32
- ^ Вессель, Дэвид (10 ноября 1983 г.). «Атари, Coleco, чтобы повысить цены на домашние компьютеры 1 января». Бостонский глобус .
- ^ Мейс, Скотт (27 февраля 1984 г.). "Может ли Атари отскакиваться?". InfoWorld . п. 100
- ^ « Атари 1600xl » . Архивировано из оригинала 13 сентября 2011 года . Получено 14 апреля 2008 года .
- ^ «Последующие: слух Атари 1600xl» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2009 года . Получено 19 сентября 2008 года .
- ^ Kleinfield, NR (22 декабря 1984 г.). «Торговля в компьютерных подарках». New York Times .
- ^ Maremaa, Том (3 июня 1985 г.). «Атари отправляется в новый 520 ST». InfoWorld . п. 23
- ^ Поллак, Эндрю (19 декабря 1982 г.). «Игра становится серьезной в Атари (опубликован в 1982 году)» . New York Times . п. Раздел 3, стр. 1. ISSN 0362-4331 . Получено 18 февраля 2021 года .
- ^ Андерсон, Джон Дж. (Март 1984 г.). "Атари" . Творческие вычисления . п. 51
- ^ Каппарилл, Джеймс (май 1985). "И мы больше не возьмем это!" Полем Антик С. 8, 10.
- ^ Лейнбергер, Артур (февраль 1986 г.). "Конечный пользователь" . Аналоговые вычисления . С. 109–110.
- ^ Jump up to: а беременный Уильямс, Грегг (январь -февраль 1986 г.). "Atari Playfield" (PDF) . Компьютерные игры . № 25. с. 32
- ^ «Обзор производителей игр» (PDF) . Компьютерные игры . № 27. Апрель 1986 г. с. 32 Получено 17 апреля 2016 года .
- ^ Jump up to: а беременный Уильямс, Грегг (сентябрь -октябрь 1986 г.). "Atari Playfield" (PDF) . Компьютерные игры . № 31. с. 35
- ^ Брукс, М. Эван (май 1987 г.). «Компьютерное ведомое место в 1988-1992 гг.» . Компьютерные игры . № 37. с. 13 [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Брукс, М. Эван (ноябрь 1987 г.). «Титаны мира компьютерных игр / микропроза» (PDF) . Компьютерные игры . № 41. С. 17
- ^ Джек Трамэль - Атари - Редкий британский телевизор . Архивировано с оригинала 24 июля 2019 года . Получено 6 августа 2022 года - через YouTube .
- ^ Лендино, Джейми (2017). Мюррей, Мэтью (ред.). Прорыв: как 8-битные компьютеры Atari определили поколение . Зифф Дэвис. п. 106. ISBN 978-0692851272 .
- ^ Jump up to: а беременный в Ток 2023 , 1.10) Что такое atari 800xe?.
- ^ Маленький, Давид; Маленький, песчаный; Бланк, Джордж (1983). Творческий атари . Creative Computing Press. ISBN 978-0-916688-34-9 Полем Получено 18 декабря 2023 года .
- ^ De re atari anno domini mcmlxxxi: руководство по эффективному программированию домашнего компьютера Atari 400/800 . Atari, Inc. 1981 . Получено 18 декабря 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный «I. Теория операции». Руководство по обслуживанию компьютера Atari Home - 400/800 (PDF) . Atari, Inc. с. 1–10 . Получено 10 сентября 2010 года .
- ^ Картирование Атари, Иана Чедвика и Атари 130xe Руководство владельца
- ^ Умение - руководство по стрельбе , технологии база
- ^ Полссон, Кен (3 апреля 2014 г.). «Хронология персональных компьютеров» . п. 1978. Архивировано с оригинала 12 сентября 2015 года . Получено 5 февраля 2015 года .
- ^ «Информация 1600XL» . Архивировано из оригинала 13 сентября 2011 года . Получено 14 апреля 2008 года .
- ^ Коул, Дэвид С. (7 июля 1980 г.). «Звездные рейдеры из Атари». InfoWorld . п. 13
- ^ Уильямс, Грегг (май 1981). «Звездные рейдеры» . Байт п. 106
- ^ Goldberg & Vendel 2012 , с.
- ^ «Ежеквартальный конкурс APX / APX: программы наших пользователей ... для наших пользователей / публикаций / оборудования» . Каталог продуктов APX . Осень 1983. С. 34, 72 . Получено 29 июля 2014 года .
- ^ Руководство по аппаратному оборудованию Home Computer Home System (PDF) . Atari, Inc. 1982.
- ^ Pournelle, Джерри (июль 1982 г.). «Компьютеры для человечества» . Байт п. 392.
- ^ Стентон, Джеффри; Уэллс, Роберт П.; Рочауанский, Сандра; Меллид, Майкл, ред. (1984). Аддисон-Уэсли Книга программного обеспечения Atari . Аддисон-Уэсли. с. Toc, 12, 210. ISBN 0-201-16454-х .
- ^ «Воспоминание Атари» . Магнитный 15 декабря 2015 г. Получено 23 сентября 2019 года .
- ^ Fb3 ... Курт Вендель на atariage.com "Atari выпустил 8 -битный чипсет Atari в PD несколько лет назад, так что любой проект FB3 на этом этапе вполне может превратиться в PD или отдельный выпущенный проект/продукт"
- ^ «Atari800win Plus - 8 -битный эмулятор Atari: News» . atariarea.krap.pl .
- ^ Как получить ром для "Rainbow" (эмулятор Atari XL)! Ответ на groups.google.com (1995)
- ^ «Значок возвращает: Retro Games Ltd. и Plaion объявляют о мини -отдыхе на пресс -сервере Atari 400 ™» . presse.plaion.com . 11 января 2024 года.
- ^ Вебстер, Эндрю (30 марта 2024 г.). «Mini Atari 400 - это милый маленький кусочек истории видеоигр» . Грава . Получено 30 марта 2024 года .
Библиография
[ редактировать ]- «Система персонального компьютера Atari 800» . Музей Атари. Архивировано из оригинала 8 декабря 2012 года . Получено 13 ноября 2008 года .
- Голдберг, Марти; Вендель, Курт (2012). Atari Inc: Бизнес - это весело . Syzygy Press. ISBN 9780985597405 .
- Леви, Стивен (1984). Хакеры: Герои компьютерной революции . Doubleday. ISBN 0-385-19195-2 .
- Alcorn, AL (12 апреля 2015 г.). «Антикологическое интервью 32 - Аль Алкорн, сотрудник № 3» . Анти (интервью). Интервью Рэнди Киндиг.
- Текущий, Майкл Д. (29 мая 2023 г.) [1992]. «8-битные компьютеры Atari: часто задаваемые вопросы» . Получено 10 октября 2023 года .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Атари 400/800 Периферийные устройства Архивировали 11 декабря 2014 года на машине Wayback
- «История игровых платформ: 8-битные компьютеры Atari» в Gamasutra
- Atari XL Series Systems & Prototypes Archived 2 июля 2019 года на The Wayback Machine
- Информация о техническом чипсете